Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАРОДА:МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА'

СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАРОДА:МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
253
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЛОКОСТ / ОСВЕНЦИМ / НАЦИЗМ / КСЕНОФОБИЯ / ГЕНОЦИД / ПРАВЕДНИКИ НАРОДОВ МИРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хадимуллина Э. Д., Искужина Н. Г., Хадимуллин Р. Р., Ахмадуллин М. Л.

Статья посвящена Дню памяти жертв Холокоста, который проводится ежегодно 27 января - в день освобождения Красной Армией концлагеря Освенцим (1945 г.). В статье даны рекомендации образовательным учреждениям и педагогам по проведению Дня памяти. Раскрывается широкий круг вопросов, которые можно осветить в памятный день

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVATION OF THE HISTORICAL MEMORY OF THE PEOPLE: HOLOCAUST REMEMBRANCE DAY

The authors dedicated this article to the Holocaust Remembrance Day, which is held every year on January 27. It was on this day in 1945 that the Red Army liberated the Auschwitz concentration camp. It provides advice and guidance to educational institutions and educators on how to celebrate Memorial Day

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАРОДА:МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА»

Развитие образования

Хадимуллина Э.Д. KhadimuШna E. D.

кандидат исторических наук, ГАУДПО Институт развития образования Республики Башкортостан, г. Уфа, Российская Федерация

Искужина Н.Г. ЬЫгМш N.G., доктор филологических наук, профессор,

ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан, г. Уфа, Российская Федерация

Хадимуллин Р.Р. Khadimullin R.R.

доцент кафедры «Зарубежной история», Институт истории и государственного управления, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 94(100):343.337

Ахмадуллин М.Л. AhmaduШn M.L.

кандидат искусствоведения,профессор,

заведующий кафедрой «Дизайн», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова», г. Уфа, Российская Федерация

БИ: 10.17122/2541-8904-2021-2-36-123-126

СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОИ ПАМЯТИ НАРОДА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА

Статья посвящена Дню памяти жертв Холокоста, который проводится ежегодно 27 января - в день освобождения Красной Армией концлагеря Освенцим (1945 г.). В статье даны рекомендации образовательным учреждениям и педагогам по проведению Дня памяти. Раскрывается широкий круг вопросов, которые можно осветить в памятный день.

Ключевые слова: Холокост, Освенцим, нацизм, ксенофобия, геноцид, Праведники народов мира.

PRESERVATION OF THE HISTORICAL MEMORY OF THE PEOPLE: HOLOCAUST REMEMBRANCE DAY

The authors dedicated this article to the Holocaust Remembrance Day, which is held every year on January 27. It was on this day in 1945 that the Red Army liberated the Auschwitz concentration

Development of educaton

camp. It provides advice and guidance to educational institutions and educators on how to celebrate Memorial Day.

Key words: Holocaust, Auschwitz, nazism, xenophobia, genocide, Righteous Among the Nations.

27 января является знаменательной датой

- это Международный день памяти жертв Холокоста, установленный Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 г. Дата связана с освобождением в 1945 г. войсками Красной Армии концлагеря Освенцим (Аушвиц, сегодня это музей жертв Холокоста), в котором было уничтожено более одного миллиона евреев. Холокост (от греч. Holokaustos, переводится как «сожжение всех и вся», в переводе на иврит Шоа -«разрушение, уничтожение») признан одним из самых страшных в мировой истории преступлений против человечества.

Холокост - это политика нацисткой Германии, ее союзников и пособников по преследованию и уничтожению евреев Европы в 1933-1945 гг., т.е. с момента прихода к власти Гитлера и до поражения гитлеровской Германии во Второй мировой войне. Было уничтожено 6 млн человек еврейской нации, в их числе 1,5 млн детей. Это приблизительные данные, так как все имеющиеся документы были уничтожены немцами.

В 1935 г. был принят Закон о защите германской крови и германской чести, который лишал евреев права гражданства, запрещал браки между евреями и немцами. Евреи были объявлены недочеловеками, подлежащими изоляции, а потом и полному уничтожению. Еврейские семьи из их домов пересели в специальные огороженные высокими стенами кварталы - гетто. Им запрещалось посещать библиотеки, театры, отдавать своих детей в немецкие школы, заниматься торговлей и ремеслом. Все евреи, независимо от возраста, должны были носить специальные опознавательные знаки - желтую звезду.

В самый разгар войны в список жертв Холокоста попали не только евреи, но и те, кто был не угоден немецкому правительству

- военнопленные советского происхождения (их называли Untermenschen - «недочеловеки»). Чрезвычайная государственная

комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, созданная в СССР, установила потери среди мирного населения СССР в 6 млн 390 тыс. человек. Такие данные звучали и на Нюрнбергском процессе.

Тема «Холокост» вошла в образовательные программы и учебники по истории, но освещается она недостаточно. Поэтому рационально проводить мероприятия, посвященные памяти жертв Холокоста, чтобы данную тему раскрыть подробнее. Отметим, что с 2017 г. в общеобразовательных организациях проводится Неделя памяти жертв Холокоста.

Для чего нужно обращаться к данной теме? Прежде всего это способ недопущения подобных трагедий в будущем, воспитание гуманности, толерантности, сострадания, формирование культуры межнационального диалога. При подготовке и организации памятных мероприятий необходимо соблюдать следующие принципы:

- осознание трагедии Холокоста как геноцида еврейского населения;

- осуждение фашизма, нацизма и геноцида;

- признание базовых ценностей человечества: безопасности, свободы и ответственности.

Педагогам необходимо внимательно и тщательно продумать формы и методы планируемых мероприятий, посвященных Дню памяти. Можно организовать следующие формы работ: линейки, акции, круглые столы, конкурсы сочинений, информационные стенды («История и память», «История Холокоста на территории СССР», «Праведники народов мира», «Освободители Холокоста» и пр.), марафоны памяти, просмотр и обсуждение документальных и художественных фильмов и др. При проведении данных мероприятий необходимым условием является учет психолого-педагогических особенностей детей и подростков. Тема

«Холокост» очень сложна для восприятия и трудна в морально-нравственном отношении. При демонстрации видеоматериалов и фотодокументов нужно проводить тщательный отбор. Важно не навредить неустойчивой психике подрастающего поколения.

На помощь организаторам Дня памяти могут прийти работники музеев и библиотек, с которыми можно оформить выставки книг, журнальных и газетных публикаций, посвященных не только жертвам Холокоста, но и Праведникам народов мира, медикам, оказавшим помощь узникам лагеря Аушвиц. Работники музеев и библиотек также могут познакомить с наиболее значительными музеями мира и России, посвященными жертвам Холокоста. В последующем можно использовать информацию по знакомству с памятниками для организации научно-исследовательской и проектной работы.

В рамках проведения мероприятий, посвященных Дню памяти, важно обратиться к теме «Праведники народов мира». Напомним, что Праведники народов мира - это почётное звание, присваиваемое Израильским институтом катастрофы и героизма национального мемориала катастрофы (Холокоста) и героизма «Яд Вашем» за спасение евреев. Признанные получают именную медаль, на которой на двух языках (иврите и французском) выгравирована надпись «В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир», и почетную грамоту. Их имена увековечивают в Яд Вашем на Горе памяти в Иерусалиме.

Праведники народов мира были определены в 1963 г. (закон был принят в 1953 г.). Тогда и начала свою работу общественная комиссия, возглавляемая судьей верховного суда Израиля, которая рассматривает каждый случай и принимает решение о присвоении звания.

Такого высокого звания удостаиваются люди нееврейской национальности, которые в годы Холокоста спасали евреев от немедленного уничтожения или депортации в лагеря смерти, при этом рискуя собственной жизнью и, порой, своей семьи. Этого звания удостоилось более 26 тысяч человек из 51

Развитие образования

страны. Среди них христиане и мусульмане, верующие и атеисты, мужчины и женщины, люди разных профессий и возрастов, уровня образования и материального положения.

Педагоги могут предложить рассказывать истории бесстрашных людей - Праведников народа мира, таких как Амфиан Герасимов, Оскар Шиндлер, Михаил и Татьяна Гурьяновы, Тиунэ Сугихара, Рауль Валленберг, Юзеф и Виктория Ульманы, Вильгельм Хозенфельд и другие.

Известно, что 27 января - это еще и день снятия блокады Ленинграда (1944 г.). С 29 февраля 2020 г. этот день отмечается как День воинской славы России. Два важных и значимых события в истории можно связать с подвигами и ролью Красной Армии в спасении евреев в Европе. В освобождении и спасении узников Аушвица участвовало около 25 тысяч бойцов и командиров армии, медиков и военных журналистов.

Значима и роль медиков, которые лечили узников лагеря. Смертность в Аушивице была самой низкой по сравнению с другими лагерями, потому что медики, которые имели опыт лечения дистрофии в блокадном Ленинграде, были переброшены сюда.

При подготовке к проведению Дня памяти жертв Холокоста рекомендуем обратиться к материалам сайта научно-просветительного центра «Холокост» (http://holocf.ru), созданного в июне 1992 г. Это первая на постсоветском пространстве организация, поставившая перед собой задачу увековечения памяти жертв Холокоста, создания документальных экспозиций, включения темы в образовательные программы и стандарты школ и вузов, проведения мемориальных вечеров, создания мемориалов, сбора документов, свидетельств и воспоминаний. Во вкладке «Освободители Аушвица» размещено более 400 библиографий, выложен список рекомендуемых к просмотру художественных и документальных фильмов, представлены разработки уроков и внеклассных мероприятий по проведению Дня памяти жертв Холокоста.

Для сохранения исторической справедливости, памяти и правды необходимо вооружить не только обучающихся, но и в целом

Development of educaton

население неоспоримыми фактами и вести просветительскую работу, которую можно

проводить в рамках мероприятий по граж-данско-патриотическому воспитанию.

Список литературы

1. Альтман И.А. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР / Под ред А.Г. Асмолова. - М.: Фонд «Холокост», 2002. - 320 с.

2. Бордюгов Г.А. «Войны памяти» на постсоветском пространстве / Предисловие Алана Касаева. - М.: АИРО-ХХ1, 2011. - 256 с.

3. Вяземский Е.Е. Историческая политика государства, историческая память и содержание школьного курса истории России // Проблемы современного образования. - 2011.

- № 6. - С. 89-97.

4. Вяземский Е.Е. Семинар для российских преподавателей по проблеме Холокоста // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - 2015.

- № 2. - С. 76-81.

5. Дети - жертвы Холокоста и террора: Педагогический аспект: Учебно-методическое пособие / сост. И.А. Альтман, Н.В. Анисина; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Центр и Фонд «Холокост»: МИК, 2014. -143 с.

6. Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е., Болотина Т.В. Тематические уроки к Календарю образовательных событий: методическое пособие. - М.: Русское слово -учебник, 2019. - 144 с.

7. Хадимуллин Р.Р., Хадимуллина Э.Д. История: Учебно-методическое пособие (для студентов заочной и очно-заочной форм обучения). - Уфа: РИЦ БашГУ, 2017. - 464 с.

References

1. Altman I.A. The Holocaust and Jewish Resistance in the Occupied Territory of the USSR / Edited by A.G. Asmolova. - Moscow: Holocaust Foundation, 2002. - 320 p.

2. Bordyugov G.A. "Wars of memory" in the post-Soviet space / Foreword by Alan Kasayev.

- M .: AIRO-XXI, 2011 .- 256 p.

3. Vyazemsky E.E. Historical policy of the state, historical memory and the content of the school course in the history of Russia // Problems of modern education. - 2011. - No. 6. - P. 89-97.

4. Vyazemsky E.E. Seminar for Russian teachers on the problem of the Holocaust // Modern additional professional pedagogical education. - 2015. - No. 2. - P. 76-81.

5. Children - victims of the Holocaust and terror: Pedagogical aspect: Teaching manual / comp. I.A. Altman, N.V. Anisina; ed. A.G. Asmolova. - Moscow: Center and Fund "Holocaust": MIC, 2014. - 143 p.

6. Strelova O.Yu., Vyazemsky E.E., Bolotina T.V. Thematic lessons for the Calendar of educational events: a methodological guide. -M.: Russian word - textbook, 2019.- 144 p.

7. Khadimullin R.R., Khadimullina E.D. History: Study guide (for correspondence and part-time students). - Ufa: RITs BashGU, 2017.

- 464 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.