Научная статья на тему 'Память о Холокосте — путь к толерантности. Конспект уроков в 9,11 классах по истории России XX века: учебный модуль'

Память о Холокосте — путь к толерантности. Конспект уроков в 9,11 классах по истории России XX века: учебный модуль Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2484
395
Поделиться
Ключевые слова
ХОЛОКОСТ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / БОРЬБА С НАЦИЗМОМ / ПРИЧИНЫ ГЕНОЦИДА / ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеботарева Людмила Александровна

В статье представлен учебный модуль, состоящий из 4 уроков, посвященных памяти жертв Холокоста и формированию толерантности. Автор предлагает сценарный план каждого урока, а также указывает источники, которыми может воспользоваться учитель для проведения данного мероприятия.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чеботарева Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Память о Холокосте — путь к толерантности. Конспект уроков в 9,11 классах по истории России XX века: учебный модуль»

Педагоги России против фашизма

J

Л

Чеботарева Людмила Александровна

учитель истории и обществознания МБОУСОШ № 5 г. Зверево, Ростовская область e-mail: zverevchanka@rambler.ru

ПАМЯТЬ О ХОЛОКОСТЕ - ПУТЬ К ТОЛЕРАНТНОСТИ

_________________________________________Г

Конспект уроков в 9,11 классах по истории России XX века: учебный модуль

Аннотация. В статье представлен учебный модуль, состоящий из 4 уроков, посвященных памяти жертв Холокоста и формированию толерантности. Автор предлагает сценарный план каждого урока, а также указывает источники, которыми может воспользоваться учитель для проведения данного мероприятия.

Ключевые слова: Холокост, толерантность, борьба с нацизмом, причины геноцида, исторические документы

Представляем читателям учебный модуль на тему: «Память о Холокосте - путь к толерантности». Основная цель модуля: формирование толерантного сознания на примере истории Холокоста. Планируемое учебное время: 4 академических часа - 180 мин.

Пояснительная записка

Предлагаемый учебный модуль может быть использован в программе истории России XX века в 9, 11 классах. Рассчитан модуль ориентировочно на 4 учебных часа, однако, вполне может быть изменён по замыслу учителя.

Актуальность темы определяется реалиями современного мира, для которого характерны возрождение идей нацизма во многих странах (движение скинхедов, радикальных исламистов, неонацистов), различные проявления ксенофобии, экстремизма, антисемитизма.

В этой связи формирование толерантности как уважительного отношения к другим культурам и формам выражения человеческой индивидуальности является важной задачей как для всего мира, для России, так и для нашего полиэтнического региона [1,2,3,4] .

Преподавание темы Холокоста, осмысление его уроков - важный компонент образования и воспитания в духе толерантности. Сегодня тему Холокоста изучают во всех странах, входящих в Совет Европы, государствах Северной и Южной Америки, в Японии. До 1991 года в нашей стране практически ничего не знали о Холокосте, а сейчас тема Холокоста вошла в современные программы и школьные учебники истории. Безусловно, тема эта не является легкой. Необхо-

дима специальная подготовка учителя: содержательная, психологическая, эмоциональная.

Сохранение исторической памяти является очень важной проблемой, особенно сегодня, когда отдельные государства проводят ревизию истории, ставят под сомнение решающий вклад Советского Союза в разгром нацизма, а также события и ужас Холокоста. Об этом говорится в совместном заявлении президентов России и Израиля Дмитрия Медведева и Шимона Переса, сделанном в августе 2009 года в городе Сочи:

«...1 сентября 2009 года исполняется 70 лет со дня начала Второй мировой войны - величайшей трагедии в истории человечества. Мы отдаем дань уважения миллионам советских мужчин и женщин, солдат и гражданских лиц, которые погибли в войне против гитлеризма. Воздавая долг памяти, мы выражаем глубокое возмущение попыткам отрицать огромный вклад народов Советского Союза в победу над нацистской Германией, а также отрицать преступление Холокоста, совершенное против европейских евреев, геноцид против них, который был окончательно остановлен Красной Армией и войсками союзников».

Важный довод в пользу изучения Холокоста - необходимость избежать в будущем нарушения прав человека на расовой, религиозной, этнической почве.

При изучении модуля акцент делается на межпредметные связи: история, литература, право, музыка, изобразительное искусство, что позволяет использовать материалы курса разными учителями-предмет-никами.

Содержание модуля включает в себя знакомство с документами о Холокосте, художественными произведениями, кино и фотодокументами, что позволят

40

Эксперимент и инновации в школе 2014/4

Педагоги России против фашизма

осознать трагедию наций, подвергшихся геноциду в годы Второй мировой войны через призму человеческих переживаний.

Реализация содержания модуля требует активных, деятельных форм участия, таких как: дискуссия, демонстрационное занятие с использованием документальных источников, фотографий, интервью тех, кто пережил лагерь, гетто, просмотр фрагментов художественных фильмов, работа в малых проблемных группах, индивидуальная самостоятельная работу и др.

Внедрение модуля предполагает открытость позиции всех участников, готовность к организации совместного анализа деятельности, обращенность к личности каждого участника урока, его способности сопереживать, обращение к общечеловеческим ценностям.

Реализация модуля «Память о Холокосте -путь к толерантности» позволит воспитывать чувство сострадания чужому горю, способствовать формированию толерантности, социальной активности, гражданской ответственности.

Цель модуля

Повышение общего уровня толерантности, формирование толерантного сознания на примере истории Холокоста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задачи модуля

Учитывая небольшую продолжительность данного учебного модуля, его основной задачей является погружение в проблему, актуализация темы (возможно использование краеведческого материала), знакомство с кино- и фотодокументами, связанными с событиями Второй мировой и Великой Отечественной войн, исследовательских и проектных работ учащихся по формированию толерантности, гуманного отношения к людям вообще, независимо от их национальной, расовой или религиозной принадлежности.

Методические аспекты преподавания темы

Проблема межэтнических отношений является актуальной и значимой для современной системы образования, однако, методико-педагогическая разработанность пока явно недостаточна. Поэтому данное занятие может быть проведено по материалам СМИ.

Газеты и журналы, телепередачи - отличный источник информации по данной проблематике. Формирование навыков критического анализа материалов СМИ - важная задача педагога. Целесообразность использования материалов средств массовой информации в том, что такая информация зачастую содержит необработанный материал, описание факта без интерпретации и оценки, это позволяет строить на его основе проблемные задания. Работа с такими материалами позволяет формировать возможность самостоятельно разобраться в полученной информации, проанализировать и оценить и ее.

Актуальные методики по преподаванию темы Холокоста

В преподавании темы Холокоста недостаточно дать знания по истории Холокоста, очень важно, чтобы эти знания переросли во внутренние убеждения, стали частью мировоззрения. Очень важно на занятиях создать соответствующий эмоциональный настрой, почувствовать сердцем и душой трагедию Холокоста.

Для достижения этих целей очень важным является выбор содержания и методик преподавания, соблюдение принципов дидактики.

Особую роль среди методик играют интерактивные методики, позволяющие создать атмосферу сотрудничества и сотворчества, доверия и интеллектуального поиска. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение. Очень важно, что в условиях интерактивного обучения практически все оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу полученных знаний. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Неоценимую помощь в организации интерактивных занятий при изучении темы Холокоста могут оказать фото и видеоматериалы, исторические документы, статистические и информационные материалы, художественные и документальные фильмы, письма, рисунки, дневники.

Работа с такими документами способствует выработке собственного отношения к миру, другим людям, ориентирует на выбор нравственных ценностей, позволяет повысить уровень самостоятельной работы, создает условия для организации исследовательской, проектной деятельности. Поэтому материалы данного модуля (документы, литературные произведения, художественные и документальные фильмы, дневники) могут быть использованы педагогами при изучении Второй мировой и Великой Отечественной войны, решении аксиологических проблем в курсе обществознания, а также при подготовке к ЕГЭ.

В рамках предложенного модуля написание обществоведческого эссе может быть предложено в качестве зачетного задания группам учащихся по следующим темам:

«Мир слишком опасен, чтобы в нем жить, и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает». (Альберт Эйнштейн, ученый, лауреат Нобелевской Премии)

«Не все жертвы нацизма были евреями. Но все евреи были жертвами нацизма». (Эли Визель, лауреат Нобелевской премии)

«Они (Праведники Народов Мира) были «светлой струей в океане зла и насилия». (Василий Гроссман) .

Эксперимент и инновации в школе 2014/4

41

Педагоги России против фашизма

Рабочие компоненты темы и используемые интерактивные методики

Предполагаемые образовательные результаты:

> знания (после изучения данной темы учащийся сможет: ответить на вопросы о..., объяснить..., сформулировать аргументы..., обосновать свою позицию.);

> умения, навыки (после изучения темы учащийся сможет: выполнить., продемонстрировать., осуществить., применить знания.);

> ценности, отношения (после изучения темы учащийся сможет: сделать осознанный выбор., выразить свое отношение., выработать стратегию поведения в конкретной ситуации.) .

Содержательные компоненты темы:

> термины, понятия;

> нормативные акты;

> проблемы и проблемные ситуации;

> вопросы к размышлению;

> темы для дискуссий и обсуждений;

> тематика эссе, докладов, рефератов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> общекультурные сведения.

Организационно-методические компоненты темы:

> приемы и методики;

> информационные ресурсы (источники информации, из которых можно почерпнуть дополнительные материалы к теме);

> ресурсы внеурочной работы;

> общественные ресурсы (приглашенные специалисты, экскурсии и др.);

> фрагменты сценариев уроков;

> базовая модель стадий урока;

> способы оценки работы учащихся по изучению темы.

Цели модуля:

Главная цель - целостное развитие личности ученика.

Содержательная цель:

> учить понимать ценность человеческой жизни, не только своей, но и другого человека;

> видеть зависимость людей друг от друга, необходимость регулирования отношений между людьми и нациями Международным правом;

> показать бесчеловечный характер идеологии и политики нацистского режима, основанного на расизме и антисемитизме.

Цели и задачи:

Образовательная:

> познакомить учащихся с материалами по Холокосту, как примерами бесчеловечной политики нацистов;

> сформировать умение находить причинно-следственные связи, делать выводы и анализ исторических документов;

> повысить информационную грамотность учащихся;

> продолжить формирование аналитических умений старшеклассников при работе с историческими источниками.

Развивающая:

> развитие навыков социальной восприимчивости и доверия;

> развитие навыков монологической речи;

> формирование умения выслушивать другого человека, развитие способности к сочувствию, сопереживанию;

> развить коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи;

Воспитательная:

> воспитать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире;

> научить защищать идеи гуманизма;

> обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средство - самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность.

Задача учителя - обеспечить учебную деятельность с применением современных интерактивных технологий.

Ключевые понятия модуля:

Права человека, геноцид, фашизм, Холокост, «Всеобщая декларация прав человека».

Материалы:

• Классная доска (для маркера или мела), диапроектор или стенд с графической бумагой

• Отрывок из видеосвидетельства Александра Гельмана

• Компьютер или телевизор и видеопроигрыватель / DVD-плеер

• Раздаточные материалы: «Всеобщая декларация прав человека»,

• фотографии, «Конституция Российской Федерации» (статьи 17, 19, 20-22,

• карта урока, чистые листы бумаги (на каждого ученика).

Ожидаемые результаты модуля:

Ученики научатся: аргументировать свою точку зрения; думать критически: делать свои собственные заключения; эффективно работать в режиме ограниченного времени; принимать решения относительно противоречивых вопросов

Материалы и оборудование: Компьютерный

класс, с подключением к Интернету. Мультимедиа. Групповые карты с заданиями для учеников.

Ход уроков модуля

1 урок.

1. Просмотр документальных фотосвидетельств Второй мировой войны (в режиме слайд-шоу, фотоматериал «Война») по аккомпанемент песни «Поклонимся великим тем годам» в исполнении М. Магомаева.

2. Вступительное слово учителя:

«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями»

И. Бауэр

Осознаем ли мы в полной мере причину того, что убийство человека человеком вновь обрело такую гигантскую силу, как в годы Второй Мировой войны? Мир Холокоста существует и сейчас, ведь Холокост не чисто еврейский вопрос. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа.

42

Эксперимент и инновации в школе 2014/4

Педагоги России против фашизма

Понять причины современного геноцида, осмыслить мировую историю в ХХ! веке, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста.

Холокост - от Holocaust, что по-гречески значит «всесожжение» - обозначение массовых убийств евреев в 1933-1945 гг. в Европе. «Холокост - это наконечник на выструганной веками стреле антисемитизма...» (Л. Коваль) .

Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Разговор о Катастрофе, постигшей еврейский народ в годы Второй Мировой войны,- это разговор и о проблемах современной цивилизации, о ее болезнях, об угрожающей ей опасности.

Осмысление Холокоста возможно только в широком историческом контексте, в связи с теми событиями, процессами и явлениями, которые сделали возможным массовое и целенаправленное истребление целого народа.

Во время Второй Мировой войны нацисты и их пособники убили около шести миллионов евреев -треть нации. Это было не просто убийство огромного числа людей, но попытка уничтожить еврейство как таковое. Оправданием геноцида стали расовые теории нацистов; евреи были объявлены «антирасой», «недочеловеками». Катастрофа отличается от остальных известных истории случаев массовых убийств людей в первую очередь не по числу убитых, а по злодейскому намерению уничтожить всех евреев («Не все жертвы были евреями, но все евреи были жертвами нацизма» -Э. Визель), по масштабу планирования преступлений, по изощренности убийств и пр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учащиеся должны знать и названия мест, которые стали символами трагедии еврейского народа: Бабий Яр в Киеве, Яновский лагерь во Львове, Треблинку, Понары, Майданек, Освенцим и др.

Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека.

3. Обсуждение учащимися исторического материала о Холокосте (специальные распечатки были заранее розданы школьникам) .

Исторический материал:

Обсуждение по вопросам:

Нужно ли сегодня молодежи знать о Холокосте? Если да, то почему?

В чем отличие Холокоста от геноцида?

Если бы Вам предложили составить план экспозиции Холокоста, какие разделы Вы бы выделили в нем? Какие бы экспонаты Вы предложили выставить в этом музее?

Что общего в позиции современных российских фашистов и немецких нацистов?

Что Вам известно о сопротивлении евреев в годы Великой Отечественной войны из произведений литературы, кино, теле- и радиопередач?

2 урок

1. Документальные свидетельства о Холокосте.

Фото и видеоматериалы.

Просмотр документальных фотоматериалов (в режиме слайд-шоу, фотоматериал «Жертвы») под аккомпанемент песни «Бухенвальдский набат» в исполнении М. Магомаева.

Просмотр документального видео-воспоминания Александра Гельмана о жизни в гетто.

2. Обсуждение документов:

Какие чувства вызвали у вас просмотренные материалы?

Что об увиденном скажете вы, дети 21 века?

3 урок

1. Презентация «Холокост» (аккомпанемент «Реквием» Моцарта)

2. Обсуждение: В чем уникальность Нюрнбергского процесса?

В чем же, в каких действиях должно проявиться сегодня сочувствие к жертвам Холокоста?

Какова роль музеев Холокоста в современном мире?

4 урок

Обсуждение темы: личные впечатления, высказывания, эссе учащихся.

Интерактивная беседа.

Найдите информацию в Интернете о проявлениях ксенофобии сегодня.

а) Найдите и прочитайте статью на страничке

http://www.strana.kaliningrad.ru/archive/article/33/4245/

б) Сделайте поиск в Интернете, используя следующую фразу: «нападения на почве расовой ненависти».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этому надо учиться противостоять. 16 ноября мир отмечает всемирный День толерантности. И сегодня мир опять сидит на пороховой бочке, и ничего не стоит зажечь фитилек. Кого только теперь назовут врагом? Прививка от чумы национализма может быть только одна - воспитание толерантности.

Что такое толерантность?

Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность - это моральное качество личности или состояние общественных нравов, характеризующееся сдержанностью моральных оценок, неагрессивным способом восприятия морального и социального зла, стремлением учитывать интересы других людей и народов. (источник: http://spravki.net/)

Работа с документами

а) Всеобщая декларация прав человека: Статьи 1,2, 3

б) Конституция РФ: Статьи 17, 19, 20-22, 35

Учитель:

Проблема отношения к другому человеку лежит не только в области нравственности, но и в области права. Во Всеобщую Декларацию ее разработчики

Эксперимент и инновации в школе 2014/4

43

Педагоги России против фашизма

вписали эти статьи. Главный закон нашего государства, Конституция, помогает нам ответить на вопрос: какие права человека должны соблюдаться неукоснительно?

Задание: Прочитайте вслух ст. 17, 19, 20-22, 35. Эти статьи перекликаются со статьями Всеобщей Декларации. Сравните со статьями 1,2 и 3 Всеобщей Декларации.

Заключительные слова к теме:

- «Никогда больше» - было написано на стене барака одного из лагерей смерти.

«Никогда больше» - 1-й и главный урок, что вынес еврейский народ и весь мир из страшного опыта Холокоста. Никогда больше не может быть геноцида и рабства. Мы обязаны помнить все уроки Второй мировой войны и в том числе знать причины Холокоста, обязаны думать о том, почему такое стало возможным, и делать все, чтобы этот ужас никогда больше не повторился. Мы обязаны в один голос заявить нынешним и будущим поколениям: никто не может и не имеет права быть равнодушным к антисемитизму, ксенофобии, другим проявлениям расовой или религиозной нетерпимости.

Если люди верят, что закон предпочтительнее, чем война, они должны сделать все возможное для укрепления власти первого и прекратить прославлять второе.

Не будет реального мира для кого бы то ни было до тех пор, пока он не обеспечен для всех. Понимание, толерантность, сострадание, компромисс и бесконечное терпение сулят больше, чем ядерное уничтожение или губительные опасности современных боевых действий. Память о тех, кто погиб в Холокосте и бесчисленных последующих войнах, взывает к улучшению общественного устройства и более гуманному и мирному будущему для всех и каждого.

Информационные источники

Учебные пособия и научно-популярные издания

Альтман И. А., Гербер А. Е., Полторак Д. И. История Холокоста на территории СССР- М.: Фонд «Холокост», 2001.- 80 с.: ил. - (Российская б-ка Холокоста) .

Полный текст книги: http://ihistorv.nfurman.com/shoa/

hfond.htm

Альтман И. А., Полторак Д. И., История Холокоста. 1933-1945 г. Пакет-комплект документальных материалов.-М.: Фонд «Холокост», 2002.

Брухфельд С., Левин П. А. Передайте об этом детям вашим... История Холокоста в Европе. 1933-1945.-М.: Текст, 2001.

Полный текст книги: http://ihistorv.nfurman.com/shoa/

sweden/swedenQQQ.htm

Гутман И., Галиль Н. Катастрофа и память о ней.-Иерусалим: Яд Вашем, 2007.

Казематами смерти.- М.: Мысль, 1996.

Михман Д. Катастрофа европейского еврейства/ Открытый университет. Израиль.- Тель-Авив: Изд-во

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Открытого университета, 1995 (переиздавалось).

Немецкие нацистские лагеря на оккупированных землях Польши во время II мировой войны/ Министерство Иностранных дел Республики Польша.- (Страницы истории Польши) .

Преподавание темы Холокоста в XXI веке.-М., Фонд «Холокост», 2000.

Русская литература о Холокосте. Хрестоматия для учащихся.- М. Фонд «Холокост», 1997.

Документы

Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии / Сост. Ф. Д. Свердлов.- М., 1996.- (Российская б-ка Холокоста) .

Нюрнбергский процесс. Сборник документов. http://nurnbergprozes.narod.ru/

Освенцим глазами СС.- Варшава: Интерпресс, 1991.

Черная книга/ В. Гроссман, И. Оренбург,-Иерусалим, 1980.

Материалы об Освенциме из «Черной книги» можно прочитать здесь: http://ihistorv.nfurman.com/shoa/

grossman000-0.htm

Мемуары

Кертес И. Без судьбы.- М.: Текст: Еврейское слово, 2007.

Леви П. Человек ли это?- М.: Текст; Журнал «Дружба народов», 2001.- (Крик) .

Петренко В. До и после Освенцима.- М.: Фонд «Холокост», 2000.- 160 с.; 20 ил.- (Российская б-ка Холокоста) .

Погожев А.А., Стенькин П.А. Побег из Освенцима. Остаться в живых.- М.: Яуза, Эксмо, 2005.- 288 с.- (Война и мы. Солдатские дневники) .

Полный текст книги: http://militera.lib.ru/memo/russian/

pogozhev aa/index.html

Фрид Х. Осколки одной жизни: Дорога в Освенцим и обратно.- М.: Рудомино, 1999.

Юдковски Н. Реквием двум семействам.- М.: Э.РА, 2002.

Прозаика, публицистика

Анна Франк. Убежище. Дневник в письмах: 12 июня 19421 августа 1944 Издание 2003 года. Издательство: Uitgeverij Bert Bakker, Нидерланды.

Полный текст книги: http://www.annefrank.org

Вивьерка А. Как я объяснила моей дочери, что такое Освенцим.- СПб.: Лимбус ПРЕСС, 2001.- (Б-ка РЕК) .

Гинзбург Л. В. Избранное.-М.: Советский писатель, 1985.

Полный текст: www.belousenko.com/books/Ginzburg Lev/ Ginzburg Lev Izbrannoe.htm

Художественная литература

Гооссман В. Жизнь и судьба.- М.: Книжная палата 1990.

Кузнецов А. Бабий Яр.-М.: Молодая гвардия 1989.

Приставкин А. Ночевала тучка золотая.- М.: АСБ, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распутин В. Прощание с Матерой.- М.: Молодая гвардия 1987.

Рыбаков А. Тяжелый песок.- М.: Советский писатель, 1979.

Солженицын А. Архипелаг Гулаг. Собр. соч. в 30 томах -М.: Время 2006.

Солженицын А. Один день Ивана Денисовича - М.: Советский писатель, 1963.

Улицкая Л. Даниэль Штайн. Переводчик - М.: Эксмо 2006.

44

Эксперимент и инновации в школе 2014/4

Педагоги России против фашизма

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

Официальный сайт Центра и Фонда «Холокост»: www.holocf.ru Государственный музей Освенцима-Биркенау: www.

auschwitz.org.pl

Аушвиц-альбом на сайте Мемориала «Яд Вашем»: www1.yadvashem.org/exhibitions/album auschwitz/home auschwitz album.html

Аушвиц через линзу СС: фото, сделанные нацистами в лагере

(с сайта Мемориального музея Холокоста в США): www. ushmm.org/museum/exhibit/online/ssalbum/?content=2

Немецко-фашистский концлагерь Освенцим. Фотолента работ советских фронтовых фотографов: 9mav.ru/galerv/ m5138/gallerv/page0

Раздел официального сайта ООН, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста /www.un.org/ russian/holocaustremembrance/

Просветительская программа «Холокост и ООН» http:// www.un.org/holocaustremembrance

Дом Анны Франк http://www.annefrank.org http://www. museumoftolerance.com

Мемориальный музей Холокоста США http://www.ushmm. org/museum/exhibit/focus/russian/

Мемориал «Яд Вашем», Иерусалим http://www. vadvashem.org/hp rus.htm

Форум «Живая история», Швеция http://www.

levandehistoria.se

http://www.holocf.ru/

http://www.un.org/russian/holocaustremembrance/ http://holocaust.ioso.ru/ http://www.vadvashem.org/hp rus.htm http://www.ushmm.org/museum/exhibit/focus/russian/

Литература

1. Бабич Э. А., Каргаполова О. В., Каюмова Л. А., Довган Т. А. Толерантность как принцип жизни. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 3. С. 24-29.

2. Мазура Т. В. Сценарий КВН по истории «Делу время - потехе час». // Инновационные программы и проекты в образовании 2011. № 3. С. 74-77.

3. Максимова Т. В. Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 2. С. 68-72.

4. Пацкалева М. В. Развитие познавательной мотивации учащихся посредством поисковой деятельности как элемента технологической интеграции на уроках истории и обществознания. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 5.С.56-62.

Пестова Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зам. директора по УВР МБОУ СОШ № 7 п. Висим, Свердловская обл.

visim7.ucoz.ru

J ^

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л___________________________________________________________г

(на примере МБОУ СОШ № 7 п. Висим)

Аннотация. Автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников через организацию внеурочной деятельности на примере взаимодействия образовательного учреждения и социального окружения, в частности, музеев, находящихся в данной территории.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность, социум, оптимизационная модель внеурочной деятельности, образовательная среда, сетевое взаимодействие.

В неурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Посредством этой деятельности и ее различных форм, школа должна решать задачи по социализации

детей и подростков, формированию метапредметных способностей, воспитанию и развитию качеств личности [6]. Внеурочная деятельность учащихся, которая организована в муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной

Эксперимент и инновации в школе 2014/4

45