Научная статья на тему 'Трагедия Холокоста и новые аспекты ее прочтения современными российскими СМИ'

Трагедия Холокоста и новые аспекты ее прочтения современными российскими СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1078
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙНА / НАЦИЗМ / ГЕНОЦИД / СМИ / ЖУРНАЛИСТИКА / ПЕЧАТЬ / ХОЛОКОСТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Амиров Валерий Михайлович, Мужиковская Вероника Романовна

Статья посвящена анализу журналистского осмысления трагедии Холокоста в публикациях печатных СМИ советского послевоенного и современного российского периодов. Представлены модели исследования темы Холокоста двух исторических периодов 1945-1946 и 2015-2016 годов по материалам газет «Правда» и «Российская газета». Сделаны выводы об определенной трансформации журналистских оценок исторических уроков, извлеченных из трагедии Холокоста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трагедия Холокоста и новые аспекты ее прочтения современными российскими СМИ»

ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И КРИТИКИ

УДК 070

В. М. Амиров, В. Р. Мужиковская

Уральский федеральный университет им. первого Президента Б. Н. Ельцина,

Екатеринбург

ТРАГЕДИЯ ХОЛОКОСТА И НОВЫЕ АСПЕКТЫ ЕЕ ПРОЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМИ РОССИЙСКИМИ СМИ

Статья посвящена анализу журналистского осмысления трагедии Холокоста в публикациях печатных СМИ советского послевоенного и современного российского периодов. Представлены модели исследования темы Холокоста двух исторических периодов 1945-1946 и 2015-2016 годов по материалам газет «Правда» и «Российская газета». Сделаны выводы об определенной трансформации журналистских оценок исторических уроков, извлеченных из трагедии Холокоста.

Ключевые слова: война, нацизм, геноцид, СМИ, журналистика, печать, Холокост.

Трагедия Холокоста является одной из самых жестоких страниц истории человечества. Многоплановый анализ тех страшных событий был дан во многих средствах массовой информации различных стран. В том числе и в первую очередь - в газетах Советского Союза, страны-победителя в Великой Отечественной войне, много сделавшей для уничтожения нацизма и освобождения узников лагерей смерти.

Для СССР трагедия Холокоста была объединена в массовом сознании населения многонационального государства с всеобщей трагедией советского народа и рассматривался как «уничтожение советских граждан» [14], однако, журналисты уделяли внимание и проблематике массового уничтожения еврейского населения. Тема Холокоста стала для советской, а позже и российской журналистики стержневой, когда речь шла о борьбе с нацизмом или попытками возродить нацистскую идеологию в наши дни.

Вместе с тем, мы видим, что сегодня, снова вынося факты геноцида на суд общественности, российские СМИ демонстрируют, наряду с традиционными, принципиально осуждающими человеконенавистническую суть нацизма, новые подходы к этой проблематике. Налицо попытки СМИ выйти к осмыслению причин и уроков произошедшего и представить оценки большей нравственной глубины.

Различия в подходах, неизбежные по истечении многих десятилетий, заслуживают внимания и анализа.

В целях выявления и описания этих новых подходов, мы изучили материалы различных периодов двух известных печатных СМИ - газет «Правда» и «Российская газета» на основе тематической выборки. Выбор именно этих изданий обусловлен их отнесенностью к государству и к государственной позиции, а также флагманским положением среди СМИ СССР и России.

Для наглядности анализировали тексты по двум определяющим признакам - «виновность» (возмездие) и «последствия» (уроки).

«Правда» во времена Великой Отечественной войны провела колоссальную работу по освещению важнейших событий военного периода и мобилизации советских граждан на борьбу с гитлеровскими захватчиками и коричневой чумой. Однако первые материалы, в которых упоминался факт о массовом истреблении фашистами еврейского населения, стали выходить на страницы «Правды» лишь в 1945 году. Причины столь позднего опубликования информации о геноциде евреев специалисты рассматривают по-разному. Арон Лейзеров отмечает, что «сведения о тотальном уничтожении еврейского населения не использовалось парторганами даже в пропагандистских целях для показа подлинной сущности фашизма», так как в Советском Союзе также существовали антисемитские движения [8]. Профессор Карел Беркхофф утверждает, что для советских граждан «эти сообщения так и не объясняли место антисемитизма в нацистском

нацизме». К тому же многие центральные советские СМИ опускали информацию о геноциде из-за нехватки печатного места [2. С. 111].

Однако сама по себе тема гитлеровского геноцида находила свое место на страницах газеты. И журналисты не стеснялись в выражениях, клеймя бесчеловечную сущность нацизма. Носителей этой чудовищной идеологии журналисты «Правды» называли «гитлеровцами», «убийцами», «преступниками», «каннибалами», «истребителями гуманизма», «грабителями», «бандитами», «гитлеровскими злодеями», «разбойниками» и т. д. Например, в материале «Каннибалы», вышедшем 17 декабря 1945 года, базируясь на словах И. В. Сталина, журналист Д. Заславский пишет: «Гитлеровцы - людоеды. От дикарей в собственном смысле слова они отличаются тем, что они преступники. <...> Они лишь частично выдали эти тайны в своей "расовой теории", в своей "философии", прославляющей агрессию, как источник германского могущества. Гитлеровцы - преступники, самые подлые преступники, каких рождало человечество в самые мрачные периоды своей истории». Кроме того Заславский подчеркивает, что целью немецкой армии было «истребление гуманизма» и «во имя гуманизма, человечности они (гитлеровцы) должны быть истреблены» [5].

Через пять месяцев после освобождения Красной Армией концентрационного лагеря и лагеря смерти Освенцим на страницах «Правды» появилось информационное сообщение Чрезвычайной Государственной Комиссии «О чудовищных преступлениях германского правительства в Освенциме». На полосах мы можем увидеть такие различные «кричащие» подзаголовки как «Убийцы детей», «Гитлеровцы - грабители», «Гитлеровцы бандиты убили в Освенциме более 4 миллионов человек». В тексте под заголовком «Уничтожение интеллигенции» опубликовано обращение 27 бывших заключенный Освенцима, «профессоров, докторов, инженеров, адвокатов и студентов и других представителей интеллигенции разных стран». В своей речи они обвиняли нацистов в совершенных преступлениях: «Мы, нижеподписавшиеся, освобожденные великой Красной Армией <...> обвиняем перед международной общественностью германское правительство под руководством Адольфа Гитлера в проведении величайших в истории человечества массовых убийств, зверств и увода в немецкое рабство» [12].

На этом список материалов, посвященный зверствам, творимым в Освенциме, не заканчивается. В публикациях все чаще появляются призывы советского народа к мести, возмездию и обращению в мировой суд и т. д. В упомянутом ранее сообщении Чрезвычайной Государственной комиссии и материале «Уничтожение интеллигенции» мы наблюдаем прямой призыв к международной общественности с целью «сделать все возможное, чтобы преступления и невероятные зверства гитлеровцев не остались безнаказанными». В публикации «Чудовищные преступления германского правительства в Освенциме» журналист также пишет о неизбежном ответе фашистовперед лицом правосудия: «Правосудие совершится! Ужасы Освенцима, как и все преступления гитлеровских злодеев, не останутся безнаказанными. Порукой тому - воля и совесть нашего народа, воля и совесть всех свободолюбивых народов мира!» [12].

Кроме того, уже в самих заголовках появляются лозунговые выражения, требующие ответа фашистов за свои преступления. В материале «К суровому ответу немецко-фашистских мерзавцев» последний абзац заканчивается требованием для всех немцев, «которые принимали личное участие в убийстве и истязаниях узников Освенцима, предстать перед судом народов и понести заслуженную суровую кару» [6].

Журналист-«правдист» Илья Эренбург, опубликовавшийпервые официальные данные о массовых убийствах евреев, также прибегал в своих статьях к эмоциональным призывам. В материале «Возмездие» он рисует картину разрушенных городов Германии, что, по его мнению, является возмездием гитлеровцам за их преступления: «Возмездие началось. Оно будет доведено до конца. Ничто больше не спасет разбойную Германию». Побывав на родине фашистов и пообщавшись с людьми, он пришел к выводу, что они «жаждут не подозрительного «равновесия» между добром и злом, а торжества справедливости». Кроме того, он объявляет советскому читателю, что о тотальном геноциде евреев теперь знает весь мир: «Они убили всех евреев - от грудных младенцев до стариков. Возле Эльбинга до недавнего времени немцы держали последнюю тысячу живых евреев: длили наслаждение садистов. <.> Их ставили на табуретки голыми и обливали ледяной водой - это в мороз. Потом убили» [16].

С 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года проходил международный суд над бывшими руководителями гитлеровской Германии, который вошел в историю как Нюрнбергский процесс.

«Правда» активно публиковала материалы, посвящённые каждодневным заседаниям, на которых рассматривались дела о совершении военных преступлений и преступлений против человечества.

В материале «Преступление и наказание», написанном В. Величко уже после окончания процесса, впервые появляются темы урока и памяти: «Творцы мрака уйдут во мрак. Так хотят народы и так будет. Память обогащается новым, расставаясь со старым. Но есть вещи, которые живут в памяти народов долго. Языком пережитого, языком опыта они говорят людям: помните об опасности, не будьте благодушны при успехе!» [3]. Также показателен материал журналиста Бориса Полевого «Книга в коже», вышедший 14 декабря 1945 года. В нем рассказано о небольшом эпизоде Нюрнбергского процесса, на котором зачитывались фрагменты «доклада генерал-майора немецкой полиции Штумпфа своему начальству об уничтожении им варшавского гетто». Этот документ опубликован в книге в кожаном переплете и именно в нем описано то, как гитлеровцы издевались над варшавским еврейским населением. Материал заканчивается полным пониманием всех ужасов трагедии и осознанием того, что урок Холокоста оставил большой отпечаток на всей истории человечества: «Книга в кожаном переплете уже закрыта. Но новые и новые документы, предъявляемые обвинением, ложатся на стол суда, и мир еще не раз содрогнется, слушая страшную повесть об ужасах гитлеризма» [13].

Тот факт, что в послевоенных материалах преобладают темы вины нацистов за Холокост и требования возмездия, разумеется, понятно и объяснимо. Однако в публикациях современных российских СМИ господствуют несколько иные установки, что тоже, учитывая временной отрезок, разделяющий нас с событиями Великой Отечественной, вполне понятно. Доминирующими становятся концепты памяти и вынесения исторических уроков из трагедии Холокоста.

Официальный печатный орган Правительства Российской Федерации «Российская газета» ведет сюжет под названием «Мир помнит о Холокосте». В рамках большой темыпубликуются материалы, посвященные новостям, связанным с трагедией массового истребления евреев. При этом на тональность публикаций, очевидно, оказывает влияние внешняя политика.

Выражения, нацеленные обозначить виновников событий Холокоста, сегодня гораздо более сдержанны, нежели в послевоенной «Правде». На страницах «Российской газеты» мы уже видим не «разбойников» и «преступников», а «нацистов», «фашистов», «ксенофобов», хотя нередко, но лишь через цитаты политических деятелей и экспертов, а не оценки самих журналистов, встречаем и клеймо «убийцы».

Так, например, в материале «Власти Литвы отказались рассказывать в школах о Холокосте» журналист пишет о книге Руты Ванагайте «Наши», которая утверждала то, что в Литве евреев убивали из-за золотых коронок и вещей: «Убийцам обычно ничего не платили, они брали, что могли, несли продавать или выменивали на водку, продолжает свой рассказ писательница. Школьники старших классов, таким образом, подрабатывали летом во время каникул» [4].

Можно констатировать, что, по сравнению с советской газетой «Правда», в материалах «Российской газеты» не везде концентрируется внимание на общей ответственности Германии и немецкого народа за случившееся. В основном это дается в цитатах политических деятелей.

В одной из публикаций канцлер Германии Ангела Меркель признает весь немецкий народ ответственным за трагедию геноцида евреев: «В своей речи она заявила: "Нельзя забывать о том, что Германия повинна в миллионах жертв"». Ангела Меркель подчеркнула также, что память о преступлениях является обязанностью немцев. По ее словам, Аушвитц касается всех граждан Германии, «сегодня и завтра и не только в день памяти», заставляя «ежедневно нас строить нашу жизнь по масштабу человечности» [10]. В цитируемом же выступлении Президента России В. В. Путина в день 70-й годовщины освобождения советскими войсками узников Освенцима вина возлагается на «нацистов»: «нацисты грозили порабощением и физическим уничтожением всем народам Советского Союза, чтобы освободить «жизненное пространство» для более высоких рас». Таким образом, вина за Холокост возлагается не на весь народ Германии, а на людей, придерживающихся идеи о превосходстве одного народа над другими: «Мы отдаем дань памяти всем, кто был замучен нацистами и их пособниками в концлагерях, скорбим по миллионам погибших в огне этой самой кровопролитной войны» [1].

В материалах «Российской газеты» отсутствуют характерные для послевоенной «Правды» призывы к мести и возмездию фашистам за совершенные преступления. Уже нет тех «кричащих» заголовков «Правды», хотя журналисты непрерывно напоминают читателю о трагедии Холоко-

ста: «В Литве найден ведущий из концлагеря тоннель», «Варшаву возмутило упоминание «польского концлагеря» в издании Ватикана», «В Германии 87-летняя неонацистка получила срок за отрицание Холокоста» и т. д.

В подготовленных редакцией «Российской газеты» материалах сегодня публикуются требова-ниягосударственных и общественных деятелей РФ вынести урок из катастрофы геноцида и сделать все возможное, чтобы она не повторилась вновь.

В материале «Прививка от нацизма», посвященном посещению председателем Совета Федерации Валентины Матвиенко Мемориальной синагоги на Поклонной горе в Москве, опубликованы выдержки из ее речи, содержащие призывы к увековечению памяти событий Холокоста: «Это напоминание о том, чтобы мы не теряли бдительность и делали все, чтобы никогда подобные преступления не повторялись». К тому же в словах Матвиенко появляется важный аспект: требование всемирного противодействия любым попыткам отрицания Холокоста: «Те, кто отрицает Холокост, отрицают тот факт, что именно советская Красная Армия освободила мир от фашистов, освободила Освенцим, - это люди, которые совершают преступление перед памятью, это люди, которые способствуют тому, чтобы вновь поднимали голову нацисты. Страшно, что это происходит уже и в Европе» [11]. Президент РФ В. В. Путин, выдержки из выступлений которого публикуются в «Российской газете», также признает, что попытки пересмотра истории являются преступлениями против народа: «Прямые попытки замолчать, исказить, переписать историю недопустимы и безнравственны. Зачастую за такими попытками стоит желание скрыть собственный позор, позор малодушия, лицемерия и предательства, оправдать прямое или косвенное молчаливое пособничество нацистам» [1].

В ряде публикаций «Российской газеты», поднимается проблема попыток пересмотра истории Холокоста идеологами некоторых европейских государств. В том числе - с отрицанием роли СССР в борьбе с нацизмом. Нашумевший скандал с выступлением министра иностранных дел Польши Гжегожа Схетыны, который публично заявил о том, что Освенцим был освобожден украинцами, тоже нашел отражение в материалах газеты. Тогдашний глава нижней палаты парламента РФ С. Е. Нарышкин, чье мнение приводит газета в своем материале, констатирует: «Я не скрою, что нас серьезно беспокоит не просто легкомысленное, а подчас кощунственное отношение к истории со стороны ряда европейских политиков. Уже не вычеркнуть слова министра иностранных дел Польши (Гжегожа Схетыны -"РГ"), который заявил, что концлагерь Освенцим освобождала украинская армия. Только полный двоечник может не знать, что в частях Первого Украинского фронта сражались плечом к плечу белорусы и русские, туркмены и украинцы, азербайджанцы, армяне, представители других народов Советского Союза» [11].

Особое внимание в современной печати привлекают факты проявлений антисемитизма в наши дни. «Усиливается пропаганда человеконенавистнических идей, активизируется деятельность разного рода радикалов, предпринимаются попытки расколоть государства и общества по национальному или конфессиональному признакам. Все это угрожает фундаментальным принципам обеспечения демократии и прав человека, международной безопасности и стабильности», - заявил министр внутренних дел РФ С. В. Лавров, высказывание которого публикует газета [15]. Как сказал министр: «вакцина от нацистского вируса, выработанная в том числе на Нюрнбергском трибунале, начинает ослабевать [7]. В материале «Медведев: Человечеству нужно многое осознать и многого не допустить» показано мнение политика на то, что человечеству нужно вынести еще много уроков из жестоких событий прошлого: «Руководитель кабмина также отметил, что жертвами фашизма, расизма и антисемитизма стали миллионы людей, однако это очевидное зло продолжает завоевывать умы и сейчас. По мнению премьера, человечеству еще нужно многое осознать и многого не допустить» [9].

В результате приведенного анализа, мы можем констатировать, что публикации о трагедии Холокоста в разные периоды времени отвечали на вызов этого времени. Если в публикациях газеты «Правда»тема Холокоста рассматривалась в контексте со всеобщей трагедией советского народа, то сегодня в «Российской газете» ей посвящёнотдельный сюжет, в котором детально, исторически и политически выдержанно рассматриваются различные аспекты преступления.

Журналисты «Правды» в своих публикациях прибегали к прямым оскорблениям «гитлеровцев» и побуждали советский народ к великому возмездию, однако теперь из материалов уходит тема ненависти, а основной акцент делается на понимании глубины трагедии и уроке, который

из нее можно и нужно вынести. Тема трагедии Холокоста продолжает волновать общество и в наши дни, и журналистика, в соответствии с запросами общества, продолжает ее анализировать, выходя к обобщениям морально нравственного характера.

Список литературы

1. Без срока давности [Электронный ресурс] // Российская газета. -2015. - 21 янв. - URL: https://rg.ru/ (дата обращения: 20.10.16).

2. Беркхофф, К. Поголовное уничтожение еврейского населения: Холокост в советских СМИ (1941-1945) [Текст] / К. Беркхофф // Голокост i сучасшсть. - 2010. - № 1 (7).

3. Величко, В. Преступление и наказание [Текст] / В. Величко // Правда. - 1946. - 3. окт.

4. Власти Литвы отказались рассказывать в школах о Холокосте [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2016. - 2 февр. - URL: https://rg.ru/2016/02/02/vlasti-litvy-otkazalis-rasskazyvat-v-shkolah-o-holokoste.html (дата обращения: 20.10.16).

5. Заславский, Д. Каннибалы [Текст] / Д. Заславский // Правда. - 1945. - 17 дек.

6. К суровому ответу немецко-фашистских мерзавцев [Текст] // Правда. - 1945.

7. Лавров осудил попытки ревизии итогов Второй мировой войны [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2016. - 27 янв. - URL: https://rg.ru/2016/01/27/nacizm-anons.html (дата обращения: 20.10.16).

8. Лайзеров, А. Т. Некоторые аспекты отношения советского руководства к уничтожению еврейского населения на территории Белоруссии в годы оккупации [Электронный ресурс] / А. Т. Лайзеров // Москва. - URL: http://mb.s5x.org/homoliber.org/ru/kg/kg020104.html (дата обращения: 16.10.16).

9. Медведев: Человечеству нужно многое осознать и многое не допустить [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2016. - 27 янв. - URL: https://rg.ru/2014/11/09/holokost-anons.html (дата обращения: 20.10.16).

10. Меркель признала роль советских солдат в освобождении Освенцима [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2015. - 27 янв. - URL: https://rg.ru/2015/01/27/merkel-site.html (дата обращения: 20.10.16).

11. Нарышкин объяснил роль советских солдат в освобождении Освенцима [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2015. - 27 янв. - URL: https://rg.ru/2015/01/27/narishkin-site.html (дата обращения: 20.10.16).

12. О чудовищном преступлении германского правительства в Освенциме [Текст] // Правда. -1945. - 17 мая.

13. Полевой, Б. Книга в коже [Текст] / Б. Полевой // Правда. - 1946. - 14 дек.

14. Полян, П. М. Как освобождали Освенцим [Текст] / П. М. Полян // Еврейская газета. - Май 2008. - Вып. 05 (69).

15. Прививка от нацизма [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2015. - 28 янв. - URL: https://rg.ru/2015/01/28/zayavlenie.html (дата обращения: 20.10.16).

16. Эренбург, И. Возмездие [Текст] / И. Эренбург // Правда. - 1945. -1 марта.

TRAGEDY OF THE HOLOCAUST AND NEW ASPECTS OF ITS READING

BY MODERN RUSSIAN MEDIA

Amirov V. M., Ural Federal University named after the first president B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, vestnik-va@mail.ru

Muzikovskaya V. R., Ural Federal University named after the first president B. N. Yeltsin,

Yekaterinburg, nikulka154@gmail.com

The article is devoted to the analysis of journalistic judgmentd of the tragedy of the Holocaust in publications ofprinted media Soviet post-war and modern Russianperiods. Models of a research of a subject of the Holocaust of two historical periods 1945-1946 and 2015-2016 on materials of the newspapers «Pravda» and «Rossiyskaya gazeta» are presented. Conclusions are drawn on a certain transformation ofjournalistic estimates of the historical lessons learned from the tragedy of the Holocaust.

Keywords: war, nazism, genocide, media, journalism, press, Holocaust.

References

1. Bez sroka davnosti (2015) [=Without the limitation period], in: Rossiyskaya gazeta [=Russian newspaper], 21 January, available at: https://rg.ru/, accessed 20.10.16. (In Russ.).

2. Berkhoff, K. (2010) Pogolovnoe unichtozhenie evreyskogo naseleniya: Holokost v sovetskih SMI (1941-1945) [=Culmination of the destruction of the Jewish population: the Holocaust in the Soviet media (1941-1945)], in: Golokost i suchasnlst [=The Holocaust and Today], No. 1 (7). (In Russ.).

3. Velichko, V. (1946) Prestuplenie i nakazanie [=Crime and Punishment], in: Pravda [=The Truth], 3 October. (In Russ.).

4. Vlasti Litvyi otkazalis rasskazyivat v shkolah o Holokoste (2016) [=The authorities of Lithuania refused to tell in schools about the Holocaust], in: Rossiyskaya gazeta [=Russian newspaper], 2 February, available at: https://rg.ru/2016/02/02/vlasti-litvy-otkazalis-rasskazyvat-v-shkolah-o-holokoste.html, accessed 20.10.16. (In Russ.).

5. Zaslavskiy, D. (1945) Kannibalyi [=Cannibaly], in: Pravda [=The Truth], 17 December. (In Russ.).

6. K surovomu otvetu nemetsko-fashistskih merzavtsev (1945) [=To the severe response of German-fascist scoundrels], in: Pravda [=The Truth]. (In Russ.).

7. Lavrov osudil popyitki revizii itogov Vtoroy mirovoy voynyi (2016) [=Lavrov condemned attempts to revise the outcome of World War II], in: Rossiyskaya gazeta [=Russian newspaper], 27 January, available at: https://rg.ru/2016/01/27/nacizm-anons.html, accessed 20.10.16. (In Russ.).

8. Layzerov, A. T. Nekotoryie aspektyi otnosheniya sovetskogo rukovodstva k unichtozheniyu evreyskogo naseleniya na territorii Belorussii v godyi okkupatsii [=Some aspects of the attitude of the Soviet leadership towards the destruction of the Jewish population in the territory of Belarus during the years of occupation], in: Moskva [=Moscow], available at: http://mb.s5x.org/homoliber.org/ru/kg/ kg020104.html, accessed 16.10.16. (In Russ.).

9. Medvedev: Chelovechestvu nuzhno mnogoe osoznat i mnogoe ne dopustit (2016) [=Medvedev: Mankind needs a lot to realize and much to prevent], in: Rossiyskaya gazeta [=Russian newspaper], 27 January, available at: https://rg.ru/2014/11/09/holokost-anons.html, accessed 20.10.16. (In Russ.).

10. Merkel priznala rol sovetskih soldat v osvobozhdenii Osventsima (2015) [=Merkel recognized the role of Soviet soldiers in the liberation of Auschwitz], in: Rossiyskaya gazeta [=Russian newspaper], 27 January, available at: https://rg.ru/2015/01/27/merkel-site.html, accessed 20.10.16. (In Russ.).

11. Naryishkin ob'yasnil rol sovetskih soldat v osvobozhdenii Osventsima (2015) [=Naryshkin explained the role of Soviet soldiers in the liberation of Auschwitz], in: Rossiyskaya gazeta [=Russian newspaper], 27 January, available at: https://rg.ru/2015/01/27/narishkin-site.html, accessed 20.10.16). (In Russ.).

12. O chudovischnom prestuplenii germanskogo pravitelstva v Osventsime (1945) [=On the monstrous crime of the German government in Auschwitz], in: Pravda [=The Truth], 17 May. (In Russ.).

13. Polevoy, B. (1946) Kniga v kozhe [=The book in the skin], in: Pravda [=The Truth], 14 December. (In Russ.).

14. Polyan, P. M. (2008) Kak osvobozhdali Osventsim [=How Auschwitz was liberated], in: Evreyskaya gazeta [=Jewish Newspaper], May, Issue 05 (69). (In Russ.).

15. Privivka ot natsizma (2015) [=Vaccination from Nazism], in: Rossiyskaya gazeta [=Russian newspaper], 28 January, available at: https://rg.ru/2015/01/28/zayavlenie.html, accessed 20.10.16. (In Russ).

16. Erenburg, I. (1945) Vozmezdie [=Retribution], in: Pravda [=The Truth], 1 March. (In Russ.).

Амиров Валерий Михайлович - доцент кафедры периодической печати института гуманитарных проблем и искусств, Уральский федеральный университет им. первого Президента Б. Н. Ельцина, Екатеринбург

vestnik-va@mail.ru

Мужиковская Вероника Романовна - студентка факультета журналистики, Уральский федеральный университет им. первого Президента Б. Н. Ельцина, Екатеринбург

nikulka154@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.