Научная статья на тему 'Трагедия Холокоста и зарубежные русскоязычные еврейские СМИ: особенности современного осмысления'

Трагедия Холокоста и зарубежные русскоязычные еврейские СМИ: особенности современного осмысления Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
631
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНОЦИД / СМИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЖУРНАЛИСТИКА / ХОЛОКОСТ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / МЕДИАДИСКУРС / МЕДИАТЕКСТЫ / GENOCIDE / MASS MEDIA / MEDIA / JOURNALISM / HOLOCAUST / HISTORICAL MEMORY / MEDIA DISCOURSE / MEDIA TEXTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мужиковская Вероника Романовна, Амиров Валерий Михайлович

В статье рассмотрены публикации трех зарубежных русскоязычных независимых еврейских печатных изданий: «Еврейский мир» (CША), «Еврейская панорама» (Германия) и «Вести» (Израиль). На основе анализа выявлены некоторые современные тенденции в осмыслении масштабов Холокоста и необходимости памяти о нем. Особый интерес представляют выводы исследуемых журналистских материалов об опасности стирания упоминаемых событий из сознания новых поколений и попытки переложить ответственность за преступления фашизма на других. Трагедия Катастрофы перестает восприниматься как исключительное событие и сегодня трактуется как не требующее особого внимания историческое событие, не выделяющееся в ряду других примеров геноцида. Стираются моральные и этические нормы среди молодежи, не соотносящей трагедию Холокоста с историей своего народа и не видящей ничего зазорного в том, чтобы написать в социальных сетях без осуждения об осквернении мемориалов жертвам Катастрофы. В результате последствия и сам факт Холокоста забываются не только на уровне простых людей, но и в политической элите стран, где всячески поддерживается на словах политика толерантности и уважения к другим народам. На самом высоком уровне, в руководстве ООН, отсутствует осознание необходимости проецировать трагедию Холокоста на рост антисемитских настроений в XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tragedy of the Holocaust and foreign Russian-language Jewish media: features of modern judgment

The article describes three foreign independent Jewish newspapers in Russian: “Yevreiski Mir” (USA), “Yevreiskaya Panorama” (Germany) and “Vesti” (Israel). Based on the analysis we identify some current trends in interpretation of the Holocaust and argue the importance to remember the consequences of that historical fact. Of certain interest are the conclusions made in the analyzed newspaper articles about the dangers of disappearance of that event from the memory of the new generations and the attempts to shift responsibility for that terror from the Nazi onto somebody else. The tragedy of the holocaust is not treated as something extraordinary anymore, it is rather interpreted as a historical accident that doesn’t need special attention as it is just an example of genocide. Moral and ethical norms vanish in young people who do not connect Holocaust with their nation and can easily write comments in social networks approving desecration of the memorials of the Holocaust. As a result the consequences and the mere fact of the Holocaust are forgotten not only by ordinary people, but by the political leaders of the countries supporting tolerance and respect for the other nations. Even at the very top, in the UN, they don’t feel any need to learn from the Holocaust and take any measures against the growing anti-Semitic movements in the XXI century.

Текст научной работы на тему «Трагедия Холокоста и зарубежные русскоязычные еврейские СМИ: особенности современного осмысления»

УДК 811.161.142:811.161.138

ББКШ141.12-55+Ш141.12-51 ГСНТИ 16.21.27 Код ВАК 10.02.19

В. Р. Мужиковская, В. М. Амиров

Екатеринбург, Россия

ТРАГЕДИЯ ХОЛОКОСТА И ЗАРУБЕЖНЫЕ РУССКОЯЗЫЧНЫЕ ЕВРЕЙСКИЕ СМИ: ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОСМЫСЛЕНИЯ

АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрены публикации трех зарубежных русскоязычных независимых еврейских печатных изданий: «Еврейский мир» (США), «Еврейская панорама» (Германия) и «Вести» (Израиль). На основе анализа выявлены некоторые современные тенденции в осмыслении масштабов Холокоста и необходимости памяти о нем. Особый интерес представляют выводы исследуемых журналистских материалов об опасности стирания упоминаемых событий из сознания новых поколений и попытки переложить ответственность за преступления фашизма на других. Трагедия Катастрофы перестает восприниматься как исключительное событие и сегодня трактуется как не требующее особого внимания историческое событие, не выделяющееся в ряду других примеров геноцида. Стираются моральные и этические нормы среди молодежи, не соотносящей трагедию Холокоста с историей своего народа и не видящей ничего зазорного в том, чтобы написать в социальных сетях без осуждения об осквернении мемориалов жертвам Катастрофы. В результате последствия и сам факт Холокоста забываются не только на уровне простых людей, но и в политической элите стран, где всячески поддерживается на словах политика толерантности и уважения к другим народам. На самом высоком уровне, в руководстве ООН, отсутствует осознание необходимости проецировать трагедию Холокоста на рост антисемитских настроений в XXI в.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: геноцид; СМИ; средства массовой информации; журналистика; Холокост, историческая память; медиадискурс; медиатексты.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ: Мужиковская Вероника Романовна, студентка 3 курса, департамент «Факультет журналистики», Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620051, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected].

Амиров Валерий Михайлович, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры периодической печати, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620051, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: vestnik-va@mail. ru.

Масштабность и многомерность трагедии Холокоста таковы, что их осмысление продолжается в российском и зарубежном медиапространстве и сегодня. Более того, время и накопленные исследователями материалы позволяют посмотреть на события тех лет с новых позиций как с исторической, так и с политической точек зрения.

Продолжая тему, начатую нами в статье «Трагедия Холокоста и ее новое прочтение в современных российских печатных СМИ» [Амиров, Мужиковская 2017], где были рассмотрены новые нюансы в осмыслении Катастрофы в российских средствах информации, считаем целесообразным обратиться и к зарубежным русскоязычным еврейским СМИ. Смысл такой исследовательской обращенности видится в том, что, во-первых, эти СМИ издаются преимущественно для эмигрантов из республик бывшего СССР, т. е. носителей в той или иной степени «советской» модели представлений о причинах Холокоста и историко-политическом значении преодоления его последствий. А во-вторых, читатели этих СМИ находятся в иной медийной среде и, наряду с русскоязычными СМИ, имеют возможность знакомиться с местными СМИ, отражающими и позицию своих правительств, и мнение местной общественности.

Именно поэтому нет ничего удивительного, что, соглашаясь с российскими СМИ, в целом дающими достаточно однозначные оценки трагических событий и призывающими к памяти об исторических событиях, свя-

занных с геноцидом евреев, зарубежные русскоязычные еврейские средства массовой информации демонстрируют особость взглядов и даже в какой-то степени противоречат своим коллегам из РФ.

Для подтверждения или опровержения этого тезиса нами были взяты для анализа публикации трех зарубежных русскоязычных независимых еврейских печатных изданий: «Еврейский мир» (США), «Еврейская панорама» (Германия) и «Вести» (Израиль). Анализируемые материалы, которые отбирались по ключевому слову «Холокост», были опубликованы в период с 8 мая 2015 г. по 29 июня 2017 г. Всего было отобрано 83 материала по изучаемой проблематике; девять, на наш взгляд, наиболее показательных, представлены в статье.

Выбор стран, в которых выходят данные зарубежные русскоязычные независимые СМИ, был основан на том, что на их территориях проживает значительная еврейская русскоязычная аудитория, соответственно в США — 700 тысяч, в Германии — 200 тысяч, в Израиле — 1,2 миллиона человек. Издаются весьма известные и авторитетные в еврейском мире международные журналы «Алеф», «Спектр», журнал «Вестник», «Международная еврейская газета» и другие средства массовой информации. Для СМИ этих стран характерно коммерческое, независимое от еврейских организаций и общин начало. Однако стоит отметить, что в других государствах, особенно тех, которые можно отнести к бывшим советским республикам,

© Мужиковская В. Р., Амиров В. М., 2018

издаются печатаные издания, финансируемые непосредственно еврейскими структурами. Такие СМИ распространяются и на территориях зарубежных стран. Данное разделение имеет для нас принципиальное значение, поскольку в «общинных» еврейских русскоязычных СМИ тема Холокоста в том или ином контексте либо не поднимается, либо рассматривается крайне редко. Так, например, в газете ассоциации еврейских организаций и общин Украины «Хадашот», часть тиража которой «распространяется на различных общественных мероприятиях, в том числе на международных конференциях и форумах в Израиле» [Газета ассоциации еврейских международных организаций и общин Украины «Хадашот»], нами не было найдено ни одного материала, посвященного теме Холокоста, в котором бы говорилось о каком-то новом взгляде на события Катастрофы. Кроме того, следует обратить внимание на то, что публикации в таких изданиях фильтруются представителями общин с учетом политики конкретной страны. В Украине же это суммируется с процессом усиления ультранационалистических настроений: «Почти за 25 лет независимости наше государство так и не смогло выработать четкую позицию относительно Холокоста — либо потому, что оно было просто не заинтересовано в этом, либо потому, что эта трагедия не вписывается в конкретные идеологические взгляды. Молодое поколение украинцев, в том числе благодаря протестам на Майдане и новому интересу к украинскому национализму, не имеет ни малейшего представления, что история украинского националистического движения является очень трудной и сложной» (слова Михаила Тяглия, историка из Украинского центра по изучению истории Холокоста) [Холокост в Украине: пренебрежительно забытая глава истории].

В анализируемых нами зарубежных русскоязычных еврейских независимых сМи отводится больше места теме трагедии Хо-локоста, так как подавляющее большинство читателей данных средств массовой информации, которые относят себя к еврейскому народу и (или) интересуются еврейской историей и культурой, заинтересованы в освещении такого рода событий. Большое значение играет и тот факт, что в изданиях независимого типа нет цензуры и платформа анализируемых СМИ представляет собой интерактивное блоговое пространство, где «обсуждаются животрепещущие проблемы, которые касаются политики, культуры и религии» [«Вести» — крупнейшая русская газета Израиля].

Редакторы «Еврейского мира», «Еврейской газеты» и «Вестей» позволяют читателям и самим авторам открыто «обмениваться своими мнениями, публиковать свои материалы и иллюстрации к ним», при этом соблюдая правила журналистской этики [Там же]. В зарубежных еврейских русскоязычных независимых средствах массовой информации сегодня можно выделить несколько тенденций развития темы, касающейся Катастрофы.

Отрицание исключительности Холокоста и попытка поставить его в общий ряд человеческих трагедий. Это довольно четко прослеживается в текстах газеты «Еврейский мир», где публикуется, например, материал о том, что известная голливудская актриса Натали Портман «не считает Холокост большей трагедией, чем геноциды в отношении других народов, и призвала не уделять Катастрофе столько внимания в рамках израильской системы образования» [Натали Портман: «Холокост не страшнее других геноцидов»].

Стоит заметить, что изменение оценок трагедии Холокоста показано в газете с помощью презентации мнений не только известных актеров, но и ученых. Политолог Арик Эльман поддерживает точку зрения звезды и на страницах израильских «Вестей» утверждает, что «уроки Холокоста — это сугубо еврейские внутренние уроки» и что евреи «не обязаны никому ничего доказывать, как и жертвы любого преступления», а факт того, что относящиеся к еврейскому населению «пережили Холокост, не означает, что Израиль обязан доказывать свое право на существование» [«То, что евреи пережили Холокост, не означает, что у них есть особые обязанности перед арабами»].

Вопрос ответственности за произошедшие более полувека назад события продолжает остро формулироваться во всем мире. Возникает тема продолжающегося поиска виновных в событиях Холокоста и попытка разделения ответственности за совершенные преступления.

Такой подход более характерен для русскоязычных еврейских СМИ Германии. Из публикаций газеты «Еврейская панорама» видно, что правительство страны до сих пор ищет тех, кто еще, помимо фашистской Германии, виноват в трагедии. Материалы типа «Без немцев не было бы Холокоста, но литовцы сотрудничали» [«Без немцев не было бы Холокоста, но литовцы сотрудничали»] или «Нужно перестать размахивать списком взаимных обвинений» лишь подтверждают тот факт, что поиск виновных в трагедии Хо-локоста занимает умы журналистов [«Нужно

перестать размахивать списком взаимных обвинений»].

В связи с очевидной поляризацией мнений и с тем, что в общественном сознании возникают сомнения в исключительности трагедии Холокоста, проявляется проблема отсутствия проецирования событий Катастрофы на распространение в современном мире антисемитских настроений. Из публикации издающейся в Соединенных Штатах Америки газеты «Еврейский мир» «Никогда больше? Памяти шести миллионов жертв Холокоста» видно, что даже члены ООН, целью которой является поддержание и укрепление международного мира и безопасности, утверждают, что «насилие — естественная человеческая реакция на оккупацию, на продолжающееся строительство в еврейских поселениях» (слова Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна) [Никогда больше? Памяти шести миллионов жертв Холокоста]. Другими словами, оратор признает, что убийство детей, женщин и стариков — «естественная человеческая реакция, а значит, и вполне легитимное явление». Речь идет об арабо-израильском конфликте, однако сегодня, по данным исследования Антидиффамационной лиги, число юдофобов на Ближнем Востоке продолжает расти, а значит существует риск того, что события Холокоста могут повториться вновь [Антидиффамационная лига опубликовала глобальный индекс антисемитизма...]. Из представленных выше цитат можно сделать вывод о том, что члены ООН, говоря о легализации такого рода преступлений, не соотносят современные проявления антисемитизма и геноцид евреев прошлого столетия между собой.

Из представленных высказываний и оценок становится заметно, что трагедия Холокоста постепенно исчезает из исторической памяти людей.

Разумеется, в СМИ продолжают публиковаться материалы, посвященные вечной памяти событий Катастрофы. Информационными поводами для таких публикаций являются такие мемориальные даты, как Международный день памяти жертв Холокоста или День освобождения Красной армией узников Освенцима. Однако в этот период появляются публикации не только о траурных собраниях, шествиях или иных мероприятиях скорби, но и материалы о том, что современное поколение перестает осознавать и понимать трагедию Холокоста как яркий пример преступления против гуманизма и человечности. В газете «Еврейская панорама», выходящей в Германии, можно заметить большое количество публикаций, в ко-

торых выпукло прослеживается данная направленность. В интервью «Ужас как предмет интереса» с создателем фильма «Аустерлиц» Сергеем Лозницей обозначаются темы безразличия со стороны многочисленных туристов тех связанных с Холо-костом мест, которые они посещают, в частности музейного комплекса бывшего концлагеря Аушвиц-Биркенау. Журналист пишет о том, что зритель документального фильма улавливает эту проблему благодаря «черно-белой картинке, устраняющей пестроту одежды посетителей мемориалов и выделяющей главное — например, лица, с которых увиденное не стирает выражение отпускной беззаботности и даже веселья. В особый ряд выстраиваются надписи на майках — например, „Просто все равно" или „Классная история, братишка". Это словно субтитры мыслей посетителей мемориалов» [Ужас как предмет интереса]. Заметка этого же издания о том, как представители европейской молодежи выложили в свои аккаунты в социальных сетях фотографии, где «дурачатся, катаются на скейтах или велосипедах, жонглируют и занимаются йогой» на Мемориале жертвам Холокоста, в очередной раз указывает на то, что трагедия Катастрофы сегодня не просто забывается, но и не соотносится в сознании людей с такими вечными понятиями, как память, сострадание и уважение. Об этом можно судить по комментариям под представленными фотографиями: «Какое замечательное место!», «Прыжки по мертвым евреям», «Йога соединяет весь мир» [Селфи на костях].

Прохладное отношение к собственной истории влечет за собой отсутствие представлений о необходимости хранить вечную память о трагедии Холокоста. Данная проблема во многом поднимается именно в Израиле, где, по данным на 2015 г., проживает около 193 тысячи евреев, переживших Холокост [Воспоминания переживших Холо-кост, или Память против боли]. Несмотря на стремление помнить жертв Катастрофы, в материалах газеты «Вести» все чаще проводится мысль о том, что люди, которые выжили в период массового геноцида, забыты государством. Сегодня в Израиле остро стоит вопрос о том, нужно ли выделять людей, переживших Холокост, среди другого населения, и стоит ли им осуществлять выплаты в рамках социальных льгот. На этот счет мнения разделяются. Многие считают, что этого делать не нужно: «Особые условия пенсий для переживших Холокост? А разве ветеран Красной армии меньше нуждается в достойной старости? В Израиле не должно быть голодных и одиноких стари-

ков — точка». Другие требуют того, чтобы эти люди не были забыты государством и не стояли наравне с обычными гражданами Израиля, так как по закону «жертвам нацистских преследований» положены дотации [Одиночество и нищета переживших Холокост: люди нуждаются в помощи].

На основании всего отмеченного можно констатировать, что зарубежные русскоязычные еврейские СМИ доказывают отсутствие в настоящее время в мировом сообществе всеобщего признания необходимости помнить о трагедии Холокоста как о жестоком и значимом примере преступления против человечности.

Из публикаций, которые в большинстве своем представляют из себя тексты информационных заметок с включением мнений самих журналистов и экспертов, мы видим, что появляются совсем другие, пессимистичные варианты развития этой темы: «Европейская цивилизация, допустившая геноцид евреев в прошлом столетии, вполне может допустить его и в будущем», — пишут авторы «Еврейского мира» [Никогда больше? Памяти шести миллионов жертв Холокоста]. Трагедия Катастрофы перестает восприниматься как исключительное событие и сегодня трактуется как не требующая большого внимания человеческая трагедия. Стираются моральные и этические нормы среди молодежи, не соотносящей трагедию Холо-коста с историей своего народа и не видящей ничего зазорного в том, чтобы написать в социальных сетях без осуждения пусть не о прямом, но подразумеваемом осквернении мемориалов жертвам Катастрофы. Это приводит к тому, что последствия и сам факт Холокоста забываются не только на уровне простых людей, но и в политической элите стран, где всячески поддерживается на словах политика толерантности и уважения к другим народам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амиров В. М., Мужиковская В. Р. Трагедия Холокоста и новые аспекты ее прочтения современными российскими СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 3 (25). С. 96—100.

2. Антидиффамационная лига опубликовала глобальный индекс антисемитизма. Контроль на «вшивость» [Электронный ресурс]. URL: http://maxpark.com/community/6224/ content/5820657 (дата обращения: 19.10.2017).

3. «Без немцев не было бы Холокоста, но литовцы сотрудничали» [Электронный ресурс] // Еврейская панорама. 2017. 29 июн. URL: http://evrejskaja-panorama.de/nemcev-by-holo

kosta-no-litovcy-sotrunicali-35851991/ (дата обращения: 17.10.2017).

4. «Вести» — крупнейшая русская газета Израиля [Электронный ресурс] // Радио «Свобода». 2003. 12 июн. URL: https://rg.ru/2014/11/09/holokost-anons.html (дата обращения: 20.10.2017).

5. Воспоминания переживших Холокост, или Память против боли [Электронный ресурс] // ИНОСМИ.РУ. 2016. 5 мая. URL: http://inosmi.ru/world/20150505/227612184.html (дата обращения: 13.12.2017).

6. Газета ассоциации еврейских международных организаций и общин Украины «Хадашот» [Электронный ресурс]. URL: http://hadashot.kiev.ua/tags/holokost (дата обращения: 13.12.2017).

7. Газета русскоязычной Америки «Еврейский мир» [Электронный ресурс]. URL: https://evreimir.com/ (дата обращения: 23.09.2017).

8. Еврейские иммигранты в Германии: проблемы идентичности [Электронный ресурс]. URL: http://www.dw.com/ru (дата обращения: 13.12.2017).

9. Израильская газета «Вести» [Электронный ресурс]. URL: https://www.vesty.co.il/home/0,7340,L-50,00.html (дата обращения: 23.09.2017).

10. Натали Портман: «Холокост не страшнее других геноцидов» [Электронный ресурс] // Еврейский мир. 2015. 8 мая. URL: https://evreimir.com/104778/natali-portman-holokost-ne-strashnee-drugih-genotsidov/ (дата обращения: 17.10.2017).

11. Независимая ежемесячная газета «Еврейская панорама» [Электронный ресурс]. URL: http://evrejskaja-panorama.de/ (дата обращения: 23.09.2017).

12. Никогда больше? Памяти шести миллионов жертв Холокоста [Электронный ресурс] // Еврейский мир. 2016. 2 сент. URL: https://evreimir.com/114876/nikogda-bolshe-pamyati-she sti-millionov-zhertv-holokosta/ (дата обращения: 17.10.2017).

13. Население Израиля — численность, история [Электронный ресурс]. URL: http://www.pro-israel.ru/naselenie-israelya. html (дата обращения: 13.12.2017).

14. «Нужно перестать размахивать списком взаимных обвинений» [Электронный ресурс] // Еврейская панорама. 2017. 29 июн. URL: http://evrejskaja-panorama.de/nuzhno-perstat-razmahinvat-spiskami-vzaimnyh-obvinenij-135851992/ (дата обращения: 17.10.2017).

15. Одиночество и нищета переживших Холокост: люди нуждаются в помощи [Электронный ресурс] // Вести. 2017. 17 апр. URL: https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-4951231, 00.html (дата обращения: 17.10.2017).

16. Селфи на костях [Электронный ресурс] // Еврейская панорама. 2017. 24 февр. URL: http://evrejskaja-panorama.de/ eslfi-na-kostjah-135851791/ (дата обращения: 17.10.2017).

17. Сколько в США русских евреев? [Электронный ресурс] // Newsland. 2011. 28 нояб. URL: https://newsland.com/user/429 6710030/content/skolko-v-ssha-russkikh-evreev/4263340 (дата обращения: 13.12.2017).

18. «То, что евреи пережили Холокост, не означает, что у них есть особые обязанности перед арабами» [Электронный ресурс] // Вести. 2017. 24 апр. URL: https://www.vesty.co.il/ar ticles/0,7340,L-4952679,00.html (дата обращения: 17.10.2017).

19. Ужас как предмет интереса [Электронный ресурс] // Еврейская панорама. 2017. 26 мая. URL: http://evrejskaja-panorama.de/uzhas-kak-predmet-interesa-135851957/ (дата обращения: 17.10.2017).

20. Холокост в Украине: пренебрежительно забытая глава истории [Электронный ресурс] // Обозреватель. 2015. 13 авг. URL: https://www.obozrevatel.com/crime/85942-otkryito-nebrez hno-propuschennuyu-glavu-v-istorii-o-holokoste-v-ukraine-the-g uardian.htm (дата обращения: 20.10.2017).

V. R. Muzikovskaya, V. M. Amirov

Ekaterinburg, Russia

TRAGEDY OF THE HOLOCAUST AND FOREIGN RUSSIAN-LANGUAGE JEWISH MEDIA: FEATURES OF MODERN JUDGMENT

ABSTRACT. The article describes three foreign independent Jewish newspapers in Russian: "Yevreiski Mir" (USA), "Yevreiskaya Panorama" (Germany) and "Vesti" (Israel). Based on the analysis we identify some current trends in interpretation of the Holo caust and

no^MTMHecKan nuHrBMCTUKa. 1 (67)'2018

argue the importance to remember the consequences of that historical fact. Of certain interest are the conclusions made in the analyzed newspaper articles about the dangers of disappearance of that event from the memory of the new generations and the attempts to shift responsibility for that terror from the Nazi onto somebody else. The tragedy of the holocaust is not treated as something extraordinary anymore, it is rather interpreted as a historical accident that doesn't need special attention as it is just an example of genocide. Moral and ethical norms vanish in young people who do not connect Holocaust with their nation and can easily write comments in social networks approving desecration of the memorials of the Holocaust. As a result the consequences and the mere fact of the Holocaust are forgotten not only by ordinary people, but by the political leaders of the countries supporting tolerance and respect for the other nations. Even at the very top, in the UN, they don't feel any need to learn from the Holocaust and take any measures against the growing anti-Semitic movements in the XXI century.

KEYWORDS: genocide; mass media; media; journalism; the Holocaust; historical memory; media discourse; media texts.

ABOUT THE AUTHORS: Muzhikovskaya Veronika Romanovna, 3d Year Student, Faculty of Journalism, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.

Amirov Valery Mikhailovich, Candidate of Philology, Associate Professor, Department of Periodicals, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.

REFERENCES

1. Amirov V. M., Muzhikovskaya V. R. Tragediya Kholokosta i novye aspekty ee prochteniya sovremennymi rossiyskimi SMI // Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya. 2017. № 3 (25). S. 96—100.

2. Antidiffamatsionnaya liga opublikovala global'nyy indeks antisemitizma. Kontrol' na «vshivost'» [Elektronnyy resurs]. URL: http://maxpark.com/community/6224/content/5820657 (data obrashcheniya: 19.10.2017).

3. Bez nemtsev ne bylo by Kholokosta, no litovtsy sotrudni-chali [Elektronnyy resurs] // Evreyskaya panorama. 2017. 29 iyun. URL: http://evrejskaja-panorama.de/nemcev-by-holokosta-no-litovcy-sotrunicali-35851991/ (data obrashcheniya: 17.10.2017).

4. «Vesti» — krupneyshaya russkaya gazeta Izrailya [Elektronnyy resurs] // Radio «Svoboda». 2003. 12 iyun. URL: https://rg.ru/2014/11/09/holokost-anons.html (data obrashcheniya: 20.10.2017).

5. Vospominaniya perezhivshikh Kholokost, ili Pamyat' protiv boli [Elektronnyy resurs] // INOSMI.RU. 2016. 5 maya. URL: http://inosmi.ru/world/20150505/227612184.html (data obrashcheniya: 13.12.2017).

6. Gazeta assotsiatsii evreyskikh mezhdunarodnykh organi-zatsiy i obshchin Ukrainy «Khadashot» [Elektronnyy resurs]. URL: http://hadashot.kiev.ua/tags/holokost (data obrashcheniya: 13.12.2017).

7. Gazeta russkoyazychnoy Ameriki «Evreyskiy mir» [Elektronnyy resurs]. URL: https://evreimir.com/ (data obrashcheniya: 23.09.2017).

8. Evreyskie immigranty v Germanii: problemy identichnosti [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.dw.com/ru (data obrashcheniya: 13.12.2017).

9. Izrail'skaya gazeta «Vesti» [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.vesty.co.il/home/0,7340,L-50,00.html (data obra-shcheniya: 23.09.2017).

10. Natali Portman: «Kholokost ne strashnee drugikh genotsi-dov» [Elektronnyy resurs] // Evreyskiy mir. 2015. 8 maya. URL: https://evreimir.com/104778/natali-portman-holokost-ne-strashnee-drugih-genotsidov/ (data obrashcheniya: 17.10.2017).

11. Nezavisimaya ezhemesyachnaya gazeta «Evreyskaya panorama» [Elektronnyy resurs]. URL: http://evrejskaja-panorama.de/ (data obrashcheniya: 23.09.2017).

12. Nikogda bol'she? Pamyati shesti millionov zhertv Kholokosta [Elektronnyy resurs] // Evreyskiy mir. 2016. 2 sent. URL: https://evreimir.com/114876/nikogda-bolshe-pamyati-shesti-millionov-zhertv-holokosta/ (data obrashcheniya: 17.10.2017).

13. Naselenie Izrailya — chislennost', istoriya [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.pro-israel.ru/naselenie-israelya.html (data obrashcheniya: 13.12.2017).

14. Nuzhno perestat' razmakhivat' spiskom vzaimnykh obvine-niy [Elektronnyy resurs] // Evreyskaya panorama. 2017. 29 iyun. URL: http://evrejskaja-panorama.de/nuzhno-perstat-razmahinvat-spiskami-vzaimnyh-obvinenij-135851992/ (data obrashcheniya: 17.10.2017).

15. Odinochestvo i nishcheta perezhivshikh Kholokost: lyudi nuzhdayutsya v pomoshchi [Elektronnyy resurs] // Vesti. 2017. 17 apr. URL: https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-4951231, 00.html (data obrashcheniya: 17.10.2017).

16. Selfi na kostyakh [Elektronnyy resurs] // Evreyskaya panorama. 2017. 24 fevr. URL: http://evrejskaja-panorama.de/eslfi-na-kostjah-135851791/ (data obrashcheniya: 17.10.2017).

17. Skol'ko v SShA russkikh evreev? [Elektronnyy resurs] // Newsland. 2011. 28 noyab. URL: https://newsland.com/user/429 6710030/content/skolko-v-ssha-russkikh-evreev/4263340 (data obrashcheniya: 13.12.2017).

18. «To, chto evrei perezhili Kholokost, ne oznachaet, chto u nikh est' osobye obyazannosti pered arabami» [Elektronnyy resurs] // Vesti. 2017. 24 apr. URL: https://www.vesty.co.il/ articles/0,7340,L-4952679,00.html (data obrashcheniya: 17.10.2017).

19. Uzhas kak predmet interesa [Elektronnyy resurs] // Evreyskaya panorama. 2017. 26 maya. URL: http://evrejskaja-panorama.de/uzhas-kak-predmet-interesa-135851957/ (data obrashcheniya: 17.10.2017).

20. Kholokost v Ukraine: prenebrezhitel'no zabytaya glava isto-rii [Elektronnyy resurs] // Obozrevatel'. 2015. 13 avg. URL: https://www.obozrevatel.com/crime/85942-otkryito-nebrezhno-propuschennuyu-glavu-v-istorii-o-holokoste-v-ukraine-the-guar dian.htm (data obrashcheniya: 20.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.