V. НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 94(430)"1933/1945":061.3(100)
М. Н. Потемкина (Магнитогорск, Россия)
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА «ПАМЯТЬ О ХОЛОКОСТЕ - ПУТЬ К ТОЛЕРАНТНОСТИ» В МГТУ ИМ. Г.И. НОСОВА
Аннотация. Важность исследовательской и просветительской деятельности по изучению истории Холокоста и сохранению памяти о величайшей трагедии ХХ век продиктована необходимостью воспитания современного поколения в духе толерантности к представителям других народов, культур, религий и нетерпимости к любым проявлениям дискриминации и геноцида. В статье проанализировано участие студентов-историков в международных и региональных конкурсах, Школе молодых ученых, научно-практических конференциях по изучению проблематики Холокоста, а также результативность обучающих семинаров и зарубежных стажировок преподавателей. Констатировано в апреле 2018 г. открытие в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова на кафедре всеобщей истории международного проекта «Память о Холокосте - путь к толерантности». Автор статьи с позиции руководителя проекта определяет перспективы работы по изучению истории Холокоста, сохранению исторической памяти о нем в исследовательском, просветительском и воспитательном аспектах не только для магнитогорского университета, но и для сферы среднего и высшего образования Челябинской области. Важнейшим направлением такой работы, по мнению автора, является международное сотрудничество, в частности, с университетами Израиля.
Ключевые слова: Россия, Израиль, Холокост, евреи, антисемитизм, социокультурные угрозы, МГТУ им. Г.И. Носова.
Первого ноября 2005 года Генеральной Ассамблеей ООН был установлен Международный день памяти жертв Холокоста, который начал отмечаться 27 января, в день освобождения советскими солдатами узников Освенцим-Биркенау в 1945 году. Термин «Холокост» впервые был использован американскими журналистами в 1960-х гг. и получил широкое распространение после выхода в свет 1978 г. одноименного американского художественного сериала. Данное понятие можно определить как «систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией и коллаборационистами в период 19331945 гг.» [4]. В последнее время термину придают все более широкое значение, обозначая им различные геноциды в истории человечества. Целенаправленное уничтожение нескольких миллионов людей по национальным и религиозным признакам до сих пор считается одной из самых печальных страниц истории человечества. В этой связи представляется необходимым сохранять память о преступлениях, совершенных в прошлом, чтобы они не смогли повториться в будущем. Мы никогда не должны позволять, чтобы унижали наше достоинство по расовому или национальному признаку. Как сказал первый президент российского Центра «Холокост» Михаил Яковлевич Гефтер: «Никогда не бывает геноцида против одного народа. Геноцид всегда против всех». Сегодня унижают один народ, завтра унизят другой! Вот почему именно сейчас, в конце XX века, когда мир гудит от потрясений - революции, национальные взрывы, религиозная, обагренная кровью нетерпимость, мы обязаны говорить о Холокосте - самом страшном проявлении античеловечности, уничтожившем 6 000 000 людей» [1, с. 78].
Научным центром, концентрирующим вокруг себя деятельность по изучению трагедии Холокоста, является Научно-просветительный центр «Холокост» (НПЦ), созданный в июне 1992 г. Это первая на постсоветском пространстве организация, поставившая цель увековечить память о жертвах; создать музеи и документальные экспозиции; а также включить тему Холокоста в образовательные программы и стандарты школ и вузов; собрать документы, свидетельства и воспоминания; создать мемориалы погибших; проводить другие мемориаль-
V. НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ные мероприятия. В 1997 г. был организован Межрегиональный фонд по созданию Музея Холокоста. Руководят НПЦ и фондом «Холокост»1. Алла Ефремовна Гербер - писатель, журналист, общественный деятель и Илья Александрович Альтман - ученый историк-архивист [2].
В образовательную и просветительскую деятельность НПЦ «Холокост» входит проведение ежегодных курсов для преподавателей средней и высшей школы. В июне 2017 г. автор статьи была приглашена на такой отборочный семинар - летнюю сессию для слушателей Международных курсов по подготовке преподавателей темы Холокоста. Организаторами выступил Центр и Фонд «Холокост» (Москва). Участник прослушали лекции известных историков и методистов из России и Израиля, обсудили проблемы методики преподавания темы Холокоста, рассмотрели возможности использования учебных пособий; обменялись опытом работы по данной исторической теме.
В МГТУ им. Г.И. Носова с начала сентября 2017 г. студентами-историками начато исследование темы Холокоста. Следует отметить, что при всем обилии научной и публицистической литературы об уничтожении евреев в годы Второй мировой войны, обнаруживается множество дискуссионных вопросов и неизученных аспектов в данной проблематике. Определенную сложность для начинающих исследователей, живущих в нашем южноуральском регионе, представляет поиск исторических источников по теме. Причиной является отдаленность или закрытость архивов, в которых хранятся документы о Холокосте; отсутствие живых свидетелей оккупационного режима массового уничтожения мирного населения; отсутствие памятных мест (поскольку Урал в годы Великой отечественной войны был регионом глубокого тыла). Тем не менее, первым успехом исследовательской работы студентов нашего вуза стало участие студентки 5-го курса бакалавриата Екатерины Шестиалтыновой в Школе молодого ученого «Преодоление социокультурных угроз в исторической динамике: опыт изучения антисемитизма, Холокоста и геноцидов», проходившей 23 -26 октября 2017 г. в Российском государственном гуманитарном университете в Москве. Е. Шестиалтынова выступила с докладом на тему «60-я годовщина освобождения узников Аушвица в освещении англоязычной периодической печати». Молодая исследовательница получила ключевые ориентиры для дальнейшего изучения данной темы благодаря насыщенной программе Школы, лекциям и мастер-классам известных ученых: академика РАО А. Г. Асмолова, профессора РГГУ, редактора журнала «Новая и новейшая история» Б. Л. Хавкина, профессора Санкт-Петербургского института истории РАН Б. Н. Ковалев, почетного научного сотрудника Центра изучения Холокоста и геноцидов им. Стенли Бертена университета Лестера (Великобритания) доктора Кристины Винклер.
Первым серьезным погружением в проблему истории Холокоста стало участие студентов магнитогорского университета в ежегодном Международном конкурсе «Память о Холо-косте - путь к толерантности», собравшем более двух тысяч участников со всех уголков России. Организаторами международного конкурса выступили Межрегиональная общественная организация «НПЦ «Холокост» и Международный научно-образовательный центр истории Холокоста и геноцидов РГГУ. Конкурс ставил задачу активизировать интерес молодежи к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войн, а также способствовать развитию толерантного сознания, исторического мышления и культуры памяти на примере уроков Холокоста. МГТУ им. Г.И. Носова представил на конкурс семь научно-исследовательских работ студентов кафедры всеобщей истории. Тематика была очень разнообразной: личности «праведников народов мира», психологическое восприятие трагедии Холокоста глазами жертв и свидетелей, образы Холокоста в прессе, художественной литературе и кинематографе и т. п. Конкурс проводился с 16 ноября 2016 г. по 15 ноября 2017 г., его итоги были объявлены в январе 2018 г. Все участники конкурса получили «Грамоты участника Международного конкурса».
1 Центр и фонд «Холокост». Память и предупреждение // Научно-просветительный центр «Холокост», Lores IT [Сайт]. URL: http://www.holocf.ru/pages/2
Уже 12 февраля 2018 г. в формате видеоконференции прошел финал межрегионального конкурса студенческих исследовательских работ: «Тема Холокоста в исторической памяти и публичном пространстве». Конкурс проходил под эгидой Южного центра РАН, в нем приняли участие студенты нескольких вузов: МГТУ им. Г.И. Носова, Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ). Спектр тем докладов и исследовательская активность студентов позволяют утверждать, что проблематика Холокоста может изучаться, несмотря на наличие указных выше объективных трудностей. Представим тематику магнитогорских выступлений: «Пропагандистские механизмы формирования образа врага-еврея» (К. Рыжков), «Дети-жертвы Холокоста: память и предупреждение (нарративы жителей г. Таганрога)» (А. Иваньшина), «Мемориализация личности Тиунэ Сугиха-ра» (Н. Свистова), «Тема Холокоста в освещении англоязычной периодической печати с 2005 по 2010 годы» (Е. Шестиалтынова) [3, с. 206-211] , «Откуда у нас больше прав на жизнь, потому что мы не евреи? (на примере дневника Ирины Хорошуновой)» (К. Репьева), «Проблемы мемориализации Холокоста в Ростове-на-Дону» (В. Смирнов), «Памятники жертвам Холокоста в России: история создания и анализ» (А. Лехмус), «Тема Холокоста в системе современного школьного исторического образования» (К. Москальченко), «Тема Холокоста в советской художественной литературе в контексте разрыва советско-израильских отношений второй половины 1960-х-1991-х гг. (на примере романа А. Н. Рыбакова «Тяжелый песок»)» (И. Брагин), «Образ трагедии Холокоста в современном западном кинематографе 2000-х годов» (Д. Блинова), «Подвиг узников смерти лагеря Соби-бор: орден Мужества (посмертно)» (А. Чаленко). Доклады сопровождались яркими информативными презентациями и дискуссионными обсуждениями. Как показала конференция, доминирующей темой, вызвавшей исследовательский интерес студентов, стала проблема сохранения исторической памяти о Холокосте.
В апреле 2018 г. руководство МГТУ им. Г.И. Носова подтвердило значимость исследовательского и воспитательного потенциала темы Холокоста для студенческой аудитории не только магнитогорского вуза, присвоив работе ученых кафедры всеобщей истории приказом ректора статус международного проекта МГТУ «Память о Холокосте - путь к толерантности».
Следующим этапом освоения и продвижения темы стала стажировка руководителя проекта в Израиле, которая проходила с 22 по 30 апреля 2018 г. Организация стажировки была продуманной и выстроенной, благодаря грамотному сочетанию учебной и экскурсионной программы. Участники прослушали целый комплекс лекций по истории еврейства, религиозной традиции евреев, национальной политике Российской империи и СССР, истории Холокоста на оккупированных нацистами территориях, отражению темы Холокоста в художественной литературе и киноискусстве; получили представление о векторах дискуссий в вокруг сохранения исторической памяти о Холокосте. Глубокий анализ проблемы, тонкое и внимательное прочтение исторического материала отличали лекции Даниэля Романовского «Контраверсия об исторической уникальности Холокоста» и доктора Кирилла Фефермана «Праведники народов мира». Незаурядная эрудиция и эмоциональная подача материала на лекциях Аллы Гербер и Ильи Альтмана воспринимались слушателями как образцы представления истории Холокоста молодежной аудитории. Интересные статистические данные, дающие почву для размышлений и дискуссий, были основой выступления Аркадия Зельцера «Советское еврейство в межвоенный период». Не менее интересной и информационно насыщенной была практическая часть программы: Ноа Сигал, Ольга Дюк, Маша Поллак-Розенберг познакомили слушателей с инновационными методиками обучения школьников и студентов проблематике Холокоста. Присутствовавших поразили мемориальные места и экспозиции Яд Вашем, не только рассказавшие о трагедии еврейского народа, но и вселившие решимость и убежденность в том, что подобное никогда не должно повториться в будущем.
Составной частью программы стажировки стали экскурсии, посвященные истории и
V . Н А У Ч Н А Я Ж И З Н Ь
достопримечательностям Израиля. Гид группы Роза Златопольская, увлеченный человек и обладательница энциклопедических знаний, помогла участникам стажировки увидеть разный и неповторимый Израиль: святой Иерусалим, древний Иерихон, высокотехнологичный Тель-Авив, знойную пустыню, Мертвое море и многое другое. Наблюдения, сделанные на экскурсиях и экспозициях, тщательно подготовленных организаторами, еще раз указали на ту роль, которую играет личная заинтересованность человека, транслирующего знания, для решения исследовательских и воспитательных задач.
Российские преподаватели высшей школы и учителя средних общеобразовательных учреждений уезжали с новыми знаниями, идеями, полные энергией для выполнения святой миссии передачи грядущим поколениям памяти о прошлом во имя мирного и общего будущего.
В июне 2018 г. в МГТУ им. Г.И. Носова блестяще прошла защита бакалаврских выпускных квалификационных работ по тематике Холокоста. Государственная аттестационная комиссия рассматривала два исследования: работу Е. Шестиалтыновой на тему «Репрезентация образа Холокоста в англоязычном медиа дискурсе в год учреждения "Международного дня памяти жертв Холокоста"» и Д. Блиновой «Отражение трагедии Холокоста в художественном кинематографе (1945-2017 гг.)». Обе студентки получили высшие оценки, хвалебные отзывы и напутствия к дальнейшему продолжению исследований важнейшей исторической темы.
Международный проект МГТУ им. Г.И. Носова еще не закончен, и пока рано подводить окончательные итоги, однако опыт даже одного года продемонстрировал активизацию поисковой, научной и творческой деятельности студентов и магистрантов кафедры всеобщей истории в изучении темы Холокоста. Важно, что в ходе такой работы у молодых исследователей начали формироваться навыки независимого мышления, критического осмысления истории и современности, появились собственные мировоззренческие суждения.
Другим важным итогом прошедшего года стало налаженное сотрудничество кафедры с Международным Центром и Фондом «Холокост» (Москва), РГГУ (Москва), Международным научно-исследовательским институтом Катастрофы и Мемориальным центром «Яд Вашем» (Иерусалим, Израиль), а также начавшиеся переговоры с Ариэльским университетом (Израиль). Дальнейшая реализация проекта нацелена на проведение научных исследований в области исторического опыта Холокоста, продвижение международной научной и студенческой мобильности. Главной целью всей работы участников проекта является формирование толерантного сознания, исторического мышления и культуры памяти в студенческой среде МГТУ им. Г.И. Носова, реализация воспитательной работы среди молодежи, координация в рамках выбранной проблематики действий учреждений среднего и высшего образования всей Челябинской области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альтман И. А., Гербер А. Е., Полторак Д. И. История Холокоста на территории СССР. М. : Фонд «Холокост», 2001. 80 с.
2. «Сохрани мои письма.. .»//Сборник писем и дневников евреев периода Великой Отечественной войны. Вып. 4-й / под ред. и с предисловием И. А. Альтмана. М. : Центр «Холокост», 2016. 288 с.
3. Шестиалтынова Е. В. 60-я годовщина освобождения узников Аушвица в освещении англоязычной периодической печати // Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2018 : материалы международной студенческой научно-практической конференции / под. ред. А. С. Гаана. Магнитогорск : МГТУ им. Г.И. Носова 2018. С. 206-210.
4. Charny I. W. (Editor) Encyclopedia of genocide. Santa Barbara, California: ABC-CLIO, 1999.
718 p.
M N. Potemkina (Magnitogorsk, Russia)
IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL PROJECT «MEMORY OF THE HOLOCAUST - THE WAY TO TOLERANCE» IN NMSTU
Abstract: Importance of the research and some activities is aimed at raising the awareness about history of Holocaust in order to examine and preserve the memory of the XX's greatest tragedy, as far as there is a kind of a strong need in modern society to raise the modern generation in tolerance to representatives of different peoples, cultures, religions and intolerance to any discrimination and genocide. This article is dedicated to the analysis of the students-historians' participation in international and regional competitions, School of young scientists, scientific conferences on the study of the Holocaust, as well as the effectiveness of training seminars and international teachers training. It was stated that the international project «Memory of the Holocaust - the way to tolerance» is opened in the Nosov Magnitogorsk State Technical University at the Department of General history in April 2018. The author of the article as the project manager determines prospects to study the Holocaust's history, the preservation of historical memory about this historical event in the research, as well as indicates raising of awareness and some educational aspects not only in Magnitogorsk University, but also in the field of secondary and higher education of Chelyabinsk region. The most important area of such work, according to the author, is the international cooperation, in particular, with the universities of Israel.
Key words: Russia, Israel, Holocaust, Jews, antisemetism, sociocultural threats, Nosov Magnitogorsk State Technical University.
REFERENCES
1. Al'tman I. A., Gerber A. E., Poltorak D. I. Istoriya Kholokosta na territorii SSSR, Moscow, Fond «Kholokost», 2001, 80 p.
2. «Sokhrani moi pis'ma...», Sbornik pisem i dnevnikov evreev perioda Velikoi Otechestvennoi voiny. vol. 4 / pod red. i s predisloviem I. A. Al'tmana, Moscow, Tsentr «Kholokost», 2016, 288 p.
3. Shestialtynova E. V. 60-ya godovshchina osvobozhdeniya uznikov Aushvitsa v osveshchenii an-gloyazychnoi periodicheskoi pechati, Student i nauka (gumanitarnyi tsikl) - 2018 : materialy mezhdunarod-noi studencheskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii / pod. red. A. S. Gaana. Magnitogorsk, MGTU im. G.I. Nosova 2018, pp. 206-210.
4. Charny I. W. (Editor) Encyclopedia of genocide. Santa Barbara, California, ABC-CLIO, 1999.
718 p.
Потемкина М. Н. Реализация международного проекта «Память о холокосте - путь к толерантности» в МГТУ им. Г.И. Носова // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 3. С.86-90.
Potemkina M. N. Implementation of International Project «Memory of the Holocaust - the Way to Tolerance» in NMSTU, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2018, vol. 2, no 3, pp. 86-90.
Сведения об авторе
Потемкина Марина Николаевна - профессор, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия; [email protected]
Author:
Marina N. Potemkina - Professor, Doctor of Science in History, Professor at the Department of World history, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk, Russia; [email protected]