УДК 930
ИЗВЛЕКАТЬ УРОКИ ИЗ ПРОШЛОГО: ГЕРМАНСКИЙ И РОССИЙСКИЙ ВЗГЛЯДЫ НА ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ ХОЛОКОСТА
Зиннатов И. А., студент, [email protected] Казанский государственный институт культуры, г. Казань, Россия
В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с преобразованием исторической памяти в преподавании темы Холокоста. Был проведён сравнительный анализ в подходе к изучению данной темы в рамках современных образовательных реалий Германии и России. Ключевые слова: Холокост, история, учебник, изучение, война, образование.
Для современного исторического образования изучение Холокоста по сей день остаётся темой сложной, необходимой и актуальной, ведь это непрерывно связано с формированием исторической памяти последующих поколений народов, участвовавших во Второй мировой войне. Однако история Холокоста нередко находилась под влиянием социально -культурных и политических воздействий: в условиях послевоенного переформирования мира, противостояния во время Холодной войны и глобальных изменений после распада Советского Союза. Так должен ли кто -то помнить уроки прошлого, а главное - зачем?
Актуальность данного вопроса связана с нарастающей проблематикой миграционных потоков, межкультурных и расовых конфликтов в мире. Однако можем ли мы утверждать, что на сегодня методики, выбранные для преподавания данной темы, соответствуют поставленным целям? Возможно ли повлиять на то, чтобы полученные знания о Холокосте стали основой для формирования внутреннего мира молодого поколения, которое столкнется с современными проявлениями ксенофобии и антисемитизма? И как обстоит дело с изучением Холокоста в германских и российских учебных заведениях?
В современных образовательных реалиях тема Холокоста неразрывно изучается в корреляции Второй мировой и Великой Отечественной войн, что способствует тому, чтобы наиболее полно представить структуру и идеологию тоталитарных государств, нарушающих права человека и осуществляющих геноцид других народов.
За рубежом тема Холокоста постепенно закрепилась в массовой культуре, литературе и историографии. Специализированные мемориальные архивные комплексы, образовательные учреждения по изучению Холокоста, основанные в США, Германии, России, Франции, Израиле, заняли особое место в процессе развития междисциплинарных исследований Катастрофы. Так, например, со времени окончания Второй мировой войны Германия все чаще и чаще обращается к изучению и анализу своего нацистского прошлого. Изучение темы Холокоста на сегодняшний день обязательно во всех16 федеральных землях.
На уроках истории период правления Гитлера непрерывно изучается в контексте немецкой или мировой истории ХХ века. Тема Катастрофы является обязательной в учебных программах в Sekundartstufe (9-й-10-й классы, возраст 1416 лет) и на следующей ступени - Sekundartstufe II (11-й-13-й классы, возраст 16-19
лет). В целом в начальных и старших классах школы на изучение периода национал-социализма выделяется 16-20 уроков [8, а 81].
Уроки граждановедения неразрывно связаны с изучением социально -политических институтов Германии, контролирующих правовую жизнь государства. В ходе рассмотрения праворадикальных инцидентов и проявлений расового экстремизма в современном мире преподаватели проводят параллели с шовинистическими идеями отдельно взятой нации над другой. Тем самым учащиеся осознают важность толерантности, а также необходимость институтов, защищающих свободу и демократию в обществе [10].
Немецкая послевоенная литература также была нацелена на переосмысление эпохи правления Гитлера и трагедии Холокоста. Истории и биографии свидетелей Катастрофы оказываются в центре внимания на уроках литературы. Учащиеся изучают работы таких авторов, как Ильзе Айхингер и Генрих Бёлль, обсуждают проблематику вины и ответственности тех немцев-bystanders [1], которые остались в стороне, игнорируя уничтожение этнических меньшинств, что привело к «горю одной нации» [3, с. 9].
Для современного поколения немцев изучение нацистской диктатуры не ограничивается лишь рамками школьной программы. Неотъемлемой частью педагогического процесса является посещение концентрационных лагерей, мемориалов и музеев Холокоста. Немецкие старшеклассники составляют самую многочисленную категорию экскурсантов мест памяти, связанных с нацистской дискриминацией и террором. Посетителям этих мест еще многие годы в воспоминаниях будут всплывать образы «ходячих мертвецов в полосатых пижамах» [7].
Однако стоит упомянуть, что изначально после войны немецкое общество подходило к своему историческому прошлому неуверенно, остерегаясь затрагивать вопросы о геноциде евреев. Долгое время речь о Катастрофе велась лишь с целью ознакомления с итогами Второй мировой войны. Преподаватели часто сталкиваются с нежеланием учащихся глубоко вникнуть в эту тему, ведь история прошлого «сопряжена с чувством вины» [8, с.136], а также с тем, что учащиеся уверены, что уже знают по этой теме все (34% студентов в возрасте от 14 до 19 лет думают, что они слишком много изучают Холокост в школе) [13]. Следующая проблема заключается в том, что тема Холокоста «конкурирует» с другими вопросами, находящимися в центре внимания, а многие иммигранты полагают, что история германского прошлого к ним не имеет никакого отношения [8, с.136]. Несмотря на это, как мы видим, тема Холокоста глубоко изучается в рамках школьной программы по истории, основам гражданства, литературе, религии и этике. Таким образом, преподавание темы Холокоста в системе образования Германии во многом обуславливается стремлением предотвращения повторения Катастрофы.
Как обстоит дело с изучением темы Холокоста в российских школах? В послевоенной России, в условиях «советской политики ликвидации исторической памяти еврейского народа» [4], замалчивание Холокоста привело к забвению данной темы и в общественном пространстве, и в системе образования. Кроме того, для Советского союза, который выделял героизм многонационального народа «в смертельном напряжении тяжкой борьбы» [11, с. 13] с фашизмом, память о еврейских жертвах не вписывалась в официальную политику. Упоминание о жертвах Катастрофы в России стало возможным лишь со времени перестройки и переоценки исторического прошлого: осуществление образовательной программы под названием «Живая история», а также активная
научно-просветительная деятельность Центра «Холокост» по увековечиванию памяти жертв Катастрофы. Они осуществляют намеченные планы: показ историко-документальной выставки в городах России и за рубежом, установка 25 памятников на местах массовых казней, проведение мемориальных мероприятий [2]. Также нельзя не заметить открытие в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) Международного научно-образовательного Центра по изучению истории и геноцидов, где был подготовлен первый выпуск повышения квалификации преподавателей «Архивы Холокоста и геноцида» [5].
В 2004 г. Министерство образования и науки РФ включило тему Холокоста в Федеральный государственный стандарт общего образования, в 2012 г. - в учебники по истории. Однако дает ли это повод полагать, что масштаб отражения и представления темы Катастрофы в образовательной системе соответствуют намерениям Министерства образования? Кроме того, отрицание Холокоста в России может преследоваться по закону [9].
Результаты анализа, проведенного в рамках XVI Международной конференции научно-просветительского Центра «Холокост», позволили выявить основные аспекты, с помощью которых тема Холокоста раскрывается в учебниках истории, допущенных Министерством образования и науки РФ с 1990-х до 2016 гг. [6, с. 207]. Исследуемый период, в свою очередь, был подразделен на три временных отрезка: первый 1995-2005 гг. - с начала регулярного издания и распространения учебников в России до начала реализации образовательного стандарта, включающего тему Холокоста; второй 2006-2012 гг., с начала реализации образовательного стандарта до включения темы Холокоста в учебники и экзамены; третий это 2013-2016 гг., с момента включения темы Холокоста в учебники.
В качестве определяющих положений для данного исследования были использованы рекомендации IHRA (The International Holocaust Remembrance Alliance - Международный альянс по сотрудничеству в увековечивании и изучении Холокоста, основанный в 1998 г., Германия), отражающие историческое понимание и интерпретацию Холокоста, которые сформировались в США, странах Западной Европы и Израиле после Второй мировой войны. Тексты учебников были рассмотрены на наличие следующих позиций: четкое разделение между теми, кто были жертвы, а кто преступники; упоминание числа жертв; разъяснение географического и исторического контекста, а также значение Холокоста сегодня. Таким образом, всего было исследовано 24 учебника: в каждом периоде пять учебников по истории России и три по всемирной истории XX века.
В целом исследование показало, что на протяжении всего изученного периода тема Катастрофы не замалчивается в российских учебниках, однако упоминания на страницах параграфов, освещающих события Второй мировой войны, слишком фрагментарны. Теме Холокоста посвящено обычно только несколько предложений, чему свидетельствуют цифры, наглядно показывающие, насколько незначительно раскрывается данная тема: в учебниках первого периода было найдено 29 предложений, во втором - 72, в третьем 92. Следовательно, поверхностное отражение темы Холокоста в России является доказательством превалирования «советской» традиции над «западной». Конечно, учебник является не единственным источником при изучении истории, большую роль играют музеи, выставки и конференции, но достаточно ли это?
Когда Холокост едва заметен на страницах учебников, роль учителя и внеклассных мероприятий в преподавании Холокоста возрастает вдвойне:
сегодня, когда антисемитизм и расизм остаются широко распространенной реальностью во многих странах мира, извлекать уроки из прошлого становится важным как никогда. «Жизнь наша многослойна, - писал в одном из своих романов известный писатель, юрист и публицист Бернхард Шлинк, - её слои так плотно прилегают друг к другу, что сквозь настоящее всегда просвечивает прошлое, это прошлое не забыто и не завершено, оно продолжает жить и оставаться злободневным» [12, с. 235].
Литература
1. Абрамская И. Стоящие в стороне или стоящие рядом. Иерусалим: Яд Вашем, 2007. 84 с.
2. Альтман И. Научно-информационная бюллетень «Холокост». 2016. № 72.
3. Бауман З. Актуальность Холокоста. М.: Изд-во «Европа», 2010. 316 с.
4. Грицак Я. И. Холокост по - простому. Ab Imperio. 2010. N° 1.
5. Дополнительная образовательная программа повышения квалификации «Архивы Холокоста и геноцидов» при РГГУ URL: http://www.hecucenter.ru/ru/news/izuchenie_arhivov _genocida.html (дата публикации: 11.10.2017г.).
6. Мы не можем молчать: Школьники и студенты о Холокосте. Выпуск 14: cборник. Сост.: М.В. Гилева, Т.Б. Пасман; под ред. И.А. Альтмана. М.: Центр и Фонд «Холокост»: МИК, 2017. 224 с.
7. Новостной портал «BBC». «Томми»: юным израильтянам об истории Холокоста URL: http://www.bbc.com/russian/society/2014/01/140130_holocaust_book_for_children (дата обращения: 24.02.2017г.).
8. Преподавание тем холокоста и антисемитизма: обзор и анализ образовательных подходов. Польша: Sungraf, 2006. 223 с.
9. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63 - ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации 2009. № 52, Ст. 6453.
10. Уроки истории XX века. Преподавание истории Холокоста и Второй мировой войны в немецких школах Бывшие ученики об уроках истории. Евгения Лёзина URL: http://urokiistorii.ru/index.php/node/52161 (дата публикации: 13.08.2014).
11. Черная книга: о злодейском повсеместном убийстве евреев немецко-фашистскими захватчиками во временно оккупированных районах Советского союза и в гитлеровских лагерях уничтожения на территории Польши во время войны 1941-1945 гг. Под ред. В. Гроссмана, И. Эренбурга. М.: ACT: CORPUS, 2015. 768 с.
12. Шлинк, Б. Чтец. М.: ФОЛИО, 2004. 256 с.
13. TNT InfratestPolitikforschungimAuftrag von DIE ZEIT, Oktober 2010-2/8. Wasgehtmich das noch an? DIE ZEIT. 04.11.2010. URL: http://www.zeit.de/2010/45/Erinnern-NS-Zeit-Jugendliche (дата публикации: 20.05.2016г.)
DRAW THE MORAL OF AN EXPERIENCE: VIEWS OF GERMANY AND RUSSIA OF COVERING THE TOPIC OF THE HOLOCAUST Ildar A. Zinnatov, student, [email protected] Kazan State Institute of Culture, Kazan, Russia
This paper assesses problems related to the transformation of historical memory in the teaching of the topic of the Holocaust. A comparative analysis of the approach to the topic was conducted within the current education realities of Germany and Russia. Keywords: Holocaust, history, textbook, study, war, education.
Дата поступления статьи в редакцию 11.09.2017.