Научная статья на тему 'Роль памяти о Холокосте в отношениях Германии и Израиля'

Роль памяти о Холокосте в отношениях Германии и Израиля Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1433
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / ИЗРАИЛЬ / ХОЛОКОСТ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АНТИСЕМИТИЗМ / ГЕРМАНО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / GERMANY / ISRAEL / SHOA / HISTORICAL RESPONSIBILITY / ANTISEMITISM / GERMAN-ISRAELI RELATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хдери Карина Юсефовна

Отношения между Берлином и Тель-Авивом носят уникальный характер. Они занимают особое место в системе внешних связей Германии, что связано с «исторической ответственностью» немцев за Холокост геноцид 6 млн евреев во времена национал-социализма. Немцы определённо извлекли урок из своего прошлого. В течение 70 лет они продолжали демонстрировать не только евреям, но и всему миру свои добрые намерения, а также делали всё возможное для того, чтобы искупить вину за страдания этого народа. Сегодня среди немцев наблюдается усталость от темы Холокоста. Желание оставить тему в прошлом и развивать с Израилем отношения, не основанные на необходимости идти на уступки из-за страха быть осуждёнными за трагическую главу в истории. Того же нельзя сказать о евреях, которые не забывают напоминать Берлину о его «особой исторической ответственности». Можно предположить, что и в краткосрочной, и в среднесрочной перспективе Холокост будет определять развитие отношений между Берлином и Тель-Авивом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Holocaust In German-Israeli Relations

Relations between Berlin and Tel Aviv are unique. They occupy a special place in the foreign relations of Germany because of the "historic responsibility" o f the Germans for the Holocaust the genocide of 6 million Jews during the time of National Socialism. The Germans certainly learned a lesson from its past. For 70 years they have been demonstrating to the entire world its good intentions, and did everything possible in order to atone for the suffering of Jews. Today, among the Germans one can observe some fatigue of the theme. There is an increasing desire to leave the topic in the past and to develop relations with Israel, which is not based on the need to make concessions because of the fear of being convicted of a tragic chapter in the history. The same cannot be said about the Jews, who do not forget to remind Berlin about its "special historical responsibility." We can assume that in the short and medium term, the Holocaust will determine the development of relations between Berlin and Tel Aviv.

Текст научной работы на тему «Роль памяти о Холокосте в отношениях Германии и Израиля»

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА

РОЛЬ ПАМЯТИ О ХОЛОКОСТЕ В ОТНОШЕНИЯХ ГЕРМАНИИ И ИЗРАИЛЯ

К.Ю. Хдери

АО «Мерседес-Бенц РУС», 125167, Москва, Ленинградский пр., 39А.

Отношения между Берлином и Тель-Авивом носят уникальный характер. Они занимают особое место в системе внешних связей Ггрмании, что связано с «исторической ответственностью» немцев за Холокост - геноцид 6 млн евреев во времена национал-социализма. Немцы определённо извлекли урок из своего прошлого. В течение 70 лет они продолжали демонстрировать не только евреям, но и всему миру свои добрые намерения, а также делали всё возможное для того, чтобы искупить вину за страдания этого народа. Сегодня среди немцев наблюдается усталость от темы Холокоста. Желание оставить тему в прошлом и развивать с Израилем отношения, не основанные на необходимости идти на уступки из-за страха быть осуждёнными за трагическую главу в истории.

Того же нельзя сказать о евреях, которые не забывают напоминать Берлину о его «особой исторической ответственности». Можно предположить, что и в краткосрочной, и в среднесрочной перспективе Холокост будет определять развитие отношений между Берлином и Тель-Авивом.

Ключевые слова: Германия, Израиль, Холокост, историческая ответственность, антисемитизм, германо-израильские отношения.

Истоки антисемитизма и причины его расцвета в Германии в XX в.

Антисемитизм - явление, которое уходит корнями ещё в античный период. Одним из первых доказательств гонений на евреев многие учёные и археологи считают надпись на стеле фараона Мернептаха, датируемую 1220 г. до н.э. На ней написано: «Израиль опустошён. Семени его нет».

В Средние века евреев изгоняли из многих стран Европы: из Англии в 1290 г., из Франции в 1306 и 1394 гг., из Австрии в 1421 г., из немецких княжеств на протяжении XV и XVI столетий, из Испании в 1497 г. Вплоть до XIX в. вражда к евреям определялась религиозным мотивом.

Расовый или современный антисемитизм зародился в последней трети XIX в. и является новой разновидностью антисемитизма, которая рассматривает евреев в качестве прирождённых носителей определённых биологических ущербных признаков. Можно сказать, что расовый антисемитизм является проекцией теории эволюции Дарвина в том смысле, что история представляется борьбой арийцев против евреев, в ходе которой выживает только сильнейший.

Одним из теоретиков научного антисемитизма считают французского дипломата, социолога и писателя Жозефа Артура де Гобино. В 1853 г. он опубликовал книгу «Опыт о неравенстве человеческих рас» [4], где разделил всех людей на расы. Наиболее способной к культурному развитию учёный считал арийскую расу, смешение которой с небелыми народами приведёт к снижению её способностей. Впоследствии Адольф Гитлер заимствовал многие положения теории Гобино, чтобы обосновать «исключительное право» немцев господствовать над миром.

Считается, что термин «антисемитизм» ввёл в оборот в 1879 г. в памфлете «Путь к победе гер-манства над еврейством» немецкий публицист Вильгельм Марр [20]. В этом же году Марр в Берлине основал первое антисемитское политическое объединение «Антисемитскую лигу», которая просуществовала до 1880 г. В это время термин «антисемитизм» окончательно заменил такие понятия, как «юдофобия» и «антииудаизм».

Стоит отметить, что в качестве одной из причин роста антисемитизма в Европе многие историки выделяют Великую Французскую революцию 1789 г., которая прошла под лозунгами «Свобода. Равенство. Братство». Результатом революции стало получение евреями равных прав с коренным населением, что дало им возможность занять ведущие позиции в обществе. Так возник «еврейский вопрос», затрагивавший проблему эмансипации евреев.

Однако на протяжении долгого времени многие историки поспешно и наугад изобретали другие объяснения популярности антисемитизма в Европе. Ханна Арендт в книге «Истоки тоталитаризма» рассмотрела наиболее нелепые теории. Одна из них заключается в том, что евреи, будучи беспомощной группой, захвачен-

ной общими и неразрешимыми конфликтами эпохи, могли быть обвинены в этих конфликтах и представлены как скрытые творцы всякого зла. Другая теория говорит о том, что рост антисемитизма связан с угрозой физического вымирания еврейского народа извне и разложения изнутри. Евреи, стремившиеся обеспечить выживание своего народа, ухватились за утешительную идею, что антисемитизм может стать средством сохранения единства народа[1, с. 41].

В Германии споры о роли евреев велись в рамках основных антисемитских школ - национально-государственная (Генрих фон Трейчке), социально-христианская (Адольф Штёккер) и расовая (Евгений Дюринг).

Фон Трейчке писал об увеличивающейся иммиграции польских евреев, которые были чужды германской культуре, о недобросовестной конкуренции еврейских фирм, о ростовщичестве. Он полагал, что евреи должны ассимилироваться, стать немцами. Такое решение еврейского вопроса он видел возможным.

А. Штёккер был представителем движения христианских социалистов, которое ориентировалось на рабочих и на наименее обеспеченных представителей среднего класса. Он призывал к борьбе против капиталистической эксплуатации, в которой обвинял евреев.

Преподаватель философии Е. Дюринг, который тоже считается одним из идеологов современного антисемитизма, полагал, что социализм сможет обуздать евреев и приравнять их к остальным.

С конца XIX в. в германских городах начали образовываться объединения и кружки, деятельность которых была направлена против евреев. В 1881 г. в Дрездене была создана «Немецкая партия реформ», в Касселе с 1886 г. существовало «Немецкое антисемитское объединение». Какими бы мелкими ни были первые антисемитские партии, они сразу стали отличать себя от других партий, и изначально заявили претензию на то, что являются не партией наряду с другими, а партией «над всеми партиями» [1, с. 80].

Стоит подчеркнуть, что, несмотря на появление разного рода антисемитских политических организаций, их сторонники не имели никакого политического влияния в кайзеровской Германии, то есть в период с 1871 по 1918 гг.

Новым поводом для всплеска антиеврейских настроений стала Первая мировая война. Ради справедливости стоит отметить, что доля евреев, принимавших участие в боях, была довольно высока относительно всего еврейского населения Германской империи. Из 100 тыс. еврейских добровольцев, ушедших на фронт, на полях сражения пало около 12 тыс. солдат [28, с. 38]. Несмотря на массовое участие евреев в войне, Первая мировая война дала повод для распространения негативного отношения к ним. Ведь немцы продолжали считать, что евреи были ростовщиками и спекулянтами и наживались на остальном обездоленном населении.

С конца 70-х гг. XIX в. в Германии велась активная антиеврейская пропаганда. Повсеместно распространялись листовки, в которых вина за политические, экономические и общественные проблемы в стране возлагалась именно на евреев. В 1893 г. немецкий издатель и эксперт Теодор Фрич опубликовал книгу «Справочник по еврейскому вопросу», в которой уличил всех европейских евреев в заговоре, а также призвал немцев воздерживаться от смешения с ними. Книга была переиздана 49 раз, последний тираж в 1944 г. составил 330 тыс. экземпляров.

Другой немецкий писатель-антисемит Отто Глагау опубликовал ряд статей, в которых обвинял евреев в биржевом крахе, имевшем место в 1873 г.

Антисемитизм был присущ не только публицистам, учёным, но и деятелям немецкой культуры. Рихард Вагнер ещё в 1850 г. опубликовал памфлет «Еврейство в музыке» [31]. В нём известный композитор говорил о своём непреодолимом отвращении к природе евреев, которое не смог бы преодолеть, даже если бы захотел. Вагнер выражал надежду, что это чувство когда-нибудь овладеет массами и превратится в идеологию. Можно сказать, что в какой-то степени Вагнер был пророком.

Благодатной почвой для уничтожения евреев в годы нахождения у власти национал-социалистов во главе с А. Гитлером стало сокрушительное поражение Германской империи в Первой мировой войне. Экономический кризис, ущемлённая национальная гордость вследствие навязанного Германии Версальского договора, социальные трудности - всё это использовали идеологи и политики третьего рейха для раскручивания маховика против еврейского народа.

В программе Национал-социалистической немецкой рабочей партии, которая была принята 1 апреля 1920 г., было написано, что «гражданином Германии может быть только тот, кто принадлежит к немецкой нации, в чьих жилах течёт немецкая кровь, независимо от религиозной принадлежности. Таким образом, ни один еврей не может быть отнесён к немецкой нации, а также являться гражданином Германии» [2, с. 17].

Приход к власти национал-социалистов в 1933 г. превратил антисемитизм в официальную государственную доктрину, а также положил начало самой страшной странице в истории еврейского народа - Холокосту. Чтобы скрыть истинную суть своих преступлений, национал-социалисты использовали такой термин, как «окончательное решение еврейского вопроса», который предполагал физическое уничтожение евреев.

Согласно периодизации немецких историков, систематическое преследование и истребление евреев немецкими нацистами принято делить на два этапа. На первом этапе с 1933 по 1938 гг. евреев дискриминировали, грабили и тем самым подталкивали к эмиграции. Этот период характеризовался укреплением и институциона-лизацией антисемитской политики, принятием

антиеврейских законов, вытеснением евреев из всех сфер жизни третьего рейха, «ариизацией» еврейской собственности и хозяйства.

1 апреля 1933 г. был проведен первый бойкот еврейских предприятий, ознаменовавший начало массовых преследований. По закону о восстановлении профессионального чиновничества, принятому 7 апреля, все неарийские чиновники подлежали увольнению, 25 апреля в стране были введены квоты для обучения евреев в учебных заведениях, а 10 мая были сожжены книги, написанные еврейскими и антинацистскими авторами. Наряду с книгами классиков мировой литературы (Томаса Манна, Эриха Марии Ремарка, Джека Лондона, Эмиля Золя) были сожжены произведения Генриха Гейне, Зигмунда Фрейда, Стефана Цвейга, Альберта Эйнштейна. Министр народного просвещения и пропаганды третьего рейха Йозеф Геббельс заявил: «Душа германского народа вновь может выразить себя. Это пламя освещает не только конец старой эры, но и начало новой» [4].

14 июля 1933 г. был принят закон о лишении гражданства. Гражданства лишались лица, нарушавшие долг верности рейху и народу, наносящие своим поведением ущерб немецким интересам.

15 сентября 1935 г. рейхстаг принял два закона, которые позднее стали называться Нюрнбергскими: закон о гражданине рейха и закон об охране германской крови и чести. Закон о защите крови и чести запрещал евреям брачное и внебрачное расовое смешение с немецкими гражданами, в жилах которых текла немецкая или родственная ей кровь. Впоследствии был принят закон о праве на имперское гражданство. Полноправным гражданином империи отныне являлся лишь подданный рейха немецкой или родственной ей крови, который доказывал своим поведением, что он верно служит немецкому рейху и народу. Евреи по этим законам рассматривались как чужаки. Таким образом, они были лишены гражданских прав.

Антиеврейские законы способствовали усилению дискриминации евреев. Начались изъятия еврейского имущества в пользу немцев. Более того, нацисты добивались эмиграции евреев с территории Германии. Для этого они вели переговоры с организациями, которые способствовали ускорению этого процесса. Одной из таких организаций был Союз немецких евреев, оказывавший помощь переселенцам. В рамках Лиги Наций в 1933 г. было создано специальное ведомство Верховного комиссара по делам беженцев, которое было призвано оказывать помощь еврейским беженцам из третьего рейха. В июле 1938 г. состоялась Эвианская конференция, результатом которой стало создание Межправительственного комитета по делам беженцев.

Второй этап, начало которого относят к 1938г., когда началось физическое уничтожение евреев, закончился в 1945г. В годы Второй мировой войны евреев насильственно депор-

тировали в расположенные в Польше лагеря и гетто, где их массово уничтожали. Эмиграция официально была запрещена, что стало следствием роспуска всех еврейских организаций. В различных немецких городах 9 ноября 1938 г. прошёл массовый антиеврейский погром, который вошёл в историю как «Хрустальная ночь». По всей стране нацисты жгли синагоги, грабили еврейские заведения и квартиры, избивали и арестовывали евреев. Поводом для погрома послужило убийство 9 ноября польским евреем советника немецкого посольства в Париже.

За время Второй мировой войны в крупнейшем нацистском лагере Освенцим-Биркенау погибло от 1,5 до 2 млн человек [23, с. 202]. Стоит сказать, что историки расходятся в своих оценках относительно точного количества жертв, что связано с уничтожением многих документов.

В 1943 г. страны антигитлеровской коалиции подписали «Декларацию об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства», а 20 ноября 1945 г. нацистское правительство и другие высокопоставленные должностные лица гитлеровской Германии предстали перед Нюрнбергским трибуналом по обвинению в преступлениях против мира и человечности. К высшей мере наказания, а именно смертной казни, были приговорены 12 руководителей третьего рейха. Кроме того, более 30 тыс. нацистов были осуждены военными трибуналами после войны. Однако тысячам преступников удалось избежать правосудия. Многие укрылись в США, Канаде, Австралии, в латиноамериканских странах. На сегодняшний день не существует срока давности по преступлениям, совершённым против человечности во время Второй мировой войны.

Поиск нацистских преступников осуществляется во многих странах мира и по сей день. В октябре 2014 г. центр Симона Визенталя, основанный ещё в 1977 г., сообщил о передаче властям ФРГ списка с именами 80 членов нацистских эскадронов смерти [10].

1 ноября 2005 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций одобрила резолюцию 60/7, в которой постановила, что день 27 января будет ежегодно отмечаться как Международный день памяти жертв Холокоста. Принятие резолюции состоялось лишь в начале XXI в., так как после Второй мировой войны победители и проигравшие были озабочены проблемами будущего, а не прошлого.

День 27 января был избран Международным днём памяти жертв Холокоста неслучайно, ведь именно в этот день в 1945 г. Советская армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим-Биркенау.

Холокост в политической культуре немцев и евреев

Холокост даже спустя 71 год после его окончания остаётся болезненной темой для немецкого общества и политической элиты. Это вытекает не только из заявлений немецких канцлеров и

министров, но и опросов общественного мнения, которые периодически проводятся в Германии на эту тему.

В последнем опросе, проведённом фондом Бертельсмана в 2015 г. [13], около 80% опрошенных немцев сказали, что хотят подвести черту под событиями XX в. и уделять больше внимания современным проблемам страны. Но лишь 22% евреев выступают за то, чтобы оставить тему Холокоста в прошлом.

В ходе опроса немцев также спросили об их отношении к Израилю. Около 36% немцев придерживаются положительного мнения об этой стране, почти половина - отрицательного. В 2007 г. при проведении аналогичного опроса общественного мнения в Германии около 30% немцев сравнили внешнюю политику Тель-Авива по отношению к палестинцам с национал-социализмом, сегодня эта цифра достигла уже 35%.

Что касается евреев, то они придерживаются хорошего мнения о ФРГ: 68% положительно оценивают действия Германии на современном этапе.

Стоит подчеркнуть, что дискуссия вокруг Холокоста в Германии и по сей день продолжает будоражить немецкое общество. Немцы, о чём свидетельствуют многочисленные опросы общественного мнения, с одной стороны, хотят перевернуть позорную страницу своей истории. В обществе наблюдается чувство усталости от темы физического уничтожения евреев в годы национал-социализма. При этом важно отметить, что желание открыть новую страницу в отношениях с Израилем, страницу, не затрагивающую тёмные эпизоды в истории немецкого народа, нельзя приравнять к попытке предать эту тему забвению. Ведь сложно упрекнуть Германию в том, что она не извлекла уроков из собственной истории.

С другой стороны, ФРГ опасается, что подобное желание может быть расценено, как попытка переписать историю, отказаться от вины за содеянные преступления. Именно поэтому Германия не спешит предпринимать какие-либо действия или выступать с официальными заявлениями по этому поводу.

Более того, стоит отметить, Израиль делает всё возможное, чтобы тема «особой ответственности» Германии перед еврейским народом оставалась в повестке дня двусторонних отношений. Об этом свидетельствуют постоянные заявления израильских политиков.

Чем же объясняются различия в отношении к Холокосту у немцев и евреев? Почему одни считают, что пришло время оставить эту тему в прошлом, а другие хотят и дальше обсуждать её?

Какое место сегодня занимает Холокост в политической культуре Германии и Израиля?

Во-первых, независимо от того, какие политические силы находились у власти в ФРГ после окончания Второй мировой войны, они неизменно говорили о вине Германии за преступления, совершённые в отношении еврейского народа в 1938-1945 гг.

Так, во время своего визита в Израиль в июне 1973 г. канцлер Вилли Брандт подчеркнул, что отношения между Бонном и Тель-Авивом носят особенный характер по причине исторических и моральных обстоятельств [12, с. 351]. И уточнил, что «германо-израильские отношения необходимо рассматривать с точки зрения зверств, совершённых во времена национал-социализма» [30, с. 453].

В мае 1985 г. президент ФРГ Рихард фон Вайцзеккер в выступлении перед депутатами бундестага по случаю 40-й годовщины окончания Второй мировой войны сказал, что после окончания войны у Германии было тёмное прошлое и неопределённое будущее. Но в ходе переосмысления истории, отметил глава государства, стало ясно, что и для немцев 8 мая было днём освобождения: «Этот день освободил нас всех от человеконенавистнической системы национал-социалистического деспотизма» [8].

В 2000 г. президент ФРГ Йоханнес Рау произнёс речь перед израильским кнессетом. Впервые в истории федеральный президент Германии выступал перед депутатами израильского парламента. Речь президента заслужила внимание в Германии и за рубежом не только её содержанием, но и новыми интонациями. В 20-минутной речи Рау обратился с просьбой о прощении за преступления нацизма. «Перед лицом израильского народа в смирении склоняюсь я перед убитыми, у которых нет могил, перед которыми я мог бы попросить о прощении», - сказал тогдашний президент ФРГ [5].

В 2008 г. в речи перед депутатами израильского парламента канцлер Ангела Меркель сказала, что Германия и Израиль навсегда связаны общей памятью о Холокосте. Поэтому Германия никогда не бросит Израиль на произвол судьбы: «Немецкому народу стыдно за своё прошлое и за Холокост. Я преклоняю свою голову перед теми, кто помогал евреям выжить в те ужасные годы. Германия всегда будет на стороне Израиля». Более того, она подчеркнула, что «безопасность Израиля для неё как федерального канцлера никогда не станет предметом торга» [26].

Со своей стороны, политические и общественные лидеры Израиля при любом удобном случае напоминают Германии о её исторической вине и вытекающей отсюда особой ответственности.

Так, в ходе официального визита в июле 1975 г. в Бонн премьер-министр Израиля Ицхак Рабин в интервью одному западногерманскому телеканалу заявил, что «.. .это особенный для обеих сторон визит, с одной стороны, наши отношения омрачены грузом прошлого, с другой стороны, я приехал сюда, чтобы попытаться построить мосты в будущее» [12, с. 186]. Ссылка на прошлое в отношениях между обоими государствами чётко обозначила, что этот компонент навсегда останется важной составляющей отношений с Германией.

Разразившаяся в январе 1991 г. война в Персидском заливе дала израильской общественно-

сти повод упрекнуть Германию в попытке уничтожения еврейского народа. В связи с тем, что именно Германия поставляла в Ирак химикаты «двойного назначения», которые были использованы для производства отравляющего газа. Тогда известный израильский публицист и бывший узник концлагеря Освенцим Ной Клигер в своем комментарии «Германский газ не пахнет» писал: «Когда немецкие предприниматели могут заработать много денег, их совершенно не интересует, что это может привести к стиранию с лица земли половины израильского государства. Для немецких предпринимателей существует особенная связь между газом и евреями. Как и деньги, газ не пахнет» [16].

В Германии начались расследования деятельности предпринимателей, которые снабжали Ирак всем необходимым для ядерной, химической и другой войны. Оказалось, что фирма Havert долгое время поставляла в Ирак оборудование для производства боевых химикатов, взрывчатых веществ, а также оборудование для монтажа и запуска баллистических ракет. Поставки декларировались как «пестициды» и «школьные ластики», а органы ФРГ даже не обратили никакого внимания на то, что сопроводительные документы были подложными. Как полагают эксперты, именно детальное знание состава иракского оружия массового уничтожения позволило правительству ФРГ правильно выбрать характеристики противогазов и других средств химической защиты, которые в разгар кризиса оно направило в Израиль.

В январе 1996 г. состоялся первый после объединения Германии визит президента Израиля Э. Вайцмана в Берлин. В речи перед депутатами бундестага и бундесрата он подчеркнул, что двусторонние отношения между двумя странами основываются на совместном историческом прошлом [24].

Недавним примером того, что политики обеих стран постоянно используют тему Холо-коста, стали прошедшие 16 февраля 2016 г. в Берлине шестые правительственные консультации между Германией и Израилем.

Их основной темой было углубление сотрудничества в таких сферах, как безопасность, ки-бериндустрия, технологии, научные исследования и разработки, энергетика, здравоохранение. А. Меркель и Б. Нетаньяху уделили особое внимание внешнеполитическим вопросам, в том числе, мирному урегулированию палестино-израильского и сирийского конфликтов и отношениям с Ираном.

По окончании переговоров премьер-министр Израиля на пресс-конференции заявил: «В Германии мы всегда знаем, что находимся среди хороших друзей. Спустя 51 год после установления дипломатических отношений между нашими странами можно с уверенностью сказать, что из партнёров Берлин и Тель-Авив превратились в неразлучных друзей. Партнёрство Германии и Израиля служит примером того, как, несмот-

ря на ужасы прошлого, два народа установили между собой узы дружбы, и, тем самым, служит символом надежды для всего мира» [17].

Из заявления очевидно, что израильская сторона даже спустя 71 год после окончания Второй мировой войны и зверств нацисткой Германии в отношении евреев не упускает возможности, чтобы напомнить современной Германии об особой ответственности перед Израилем и евреями.

Таким образом, не только немецкие, но и израильские политики и общественные деятели в XXI в. продолжают напоминать о совместной трагедии.

Особая ответственность Германии перед Израилем отражается практически во всех коалиционных договорах германских правительств.

Исключение составляет период 1990по 1998гг., что объясняется тем, что Германия была занята процессом объединения и находилась в поисках собственного места в постбиполярном мире.

В коалиционных договорах западногерманских правительств (в период с 1949 по 1990 гг.) также отсутствует раздел, посвящённый отношениям между Бонном и Тель-Авивом. После окончания Второй мировой войны Германия, с одной стороны, была занята внутренними проблемами, а именно борьбой с безработицей, проведением пенсионной, аграрной, налоговой реформ, созданием благоприятного инвестиционного климата в стране. С другой стороны, страна находилась в поиске собственного места в биполярном мире, проводила политику, направленную на достижение равноправия и интеграции в западную систему государств.

В коалиционном договоре, заключённом между СДПГ и «Союзом 90» / «Зелёные» в 1998 г., говорится, что «по отношению к Израилю существует особая ответственность со стороны ФРГ. Германия и в будущем будет делать всё возможное для обеспечения безопасности Израиля» [18].

В коалиционном договоре 2005 г. между блоком ХДС/ ХСС и СДПГ говорится, что «Германия несёт особую ответственность перед Израилем, которая вытекает из истории. Мы поддерживаем право Израиля на существование и право граждан этого государства жить в безопасных границах без страха, угрозы терроризма, насилия» [19].

Текст коалиционного договора 2009 г., где Израиль назван еврейским государством, позволяет говорить о некоторой эволюции позиции Германии по отношению к Израилю. Поскольку впервые такая формулировка была включена в 2007 г. в программу ХДС по инициативе А. Меркель, есть основания связывать этот процесс с именем канцлера. А. Меркель выросла в ГДР, власти которой вплоть до воссоединения с ФРГ отрицали вину за геноцид евреев во время национал-социализма, а также не признавали ответственность перед этим народом. Именно поэтому канцлер постоянно стремится подчеркнуть историческую

ответственность немецкого народа перед евреями, необходимость противодействия всем формам антисемитизма, а также отстаивания права Израиля на существование и безопасность. Она требует признать Израиль в качестве еврейского государства, на этом же постоянно настаивает сам Израиль в переговорах по урегулированию палестино-израильского конфликта.

Очередным отголоском исторического прошлого в отношениях между Берлином и Тель-Авивом можно считать выражение солидарности со стороны Германии по отношению к Израилю по ряду международных вопросов: ядерная программа Ирана, палестино-израильский конфликт.

В частности, позиция Берлина по палестино-израильскому конфликту вытекает именно из необходимости обеспечить безопасность Израиля. Более того, ФРГ никогда открыто не занимала проарабскую или объективную позицию в конфликте.

В большинстве случаев насилия правительство Германии обвиняет палестинскую сторону. Так, во время израильской военной операции в секторе Газа в 2008 г. А. Меркель поддержала правительство Израиля, возложив вину за эскалацию насилия исключительно на ХАМАС. Безоговорочная поддержка Израиля со стороны А. Меркель привела к росту обвинений канцлера в излишне эмоциональной привязанности к Израилю, мешающей Германии проводить сбалансированную политику в регионе. Оглядка на Израиль в значительной мере сужает возможность для манёвра немецкого дипломатии.

Признавая гарантию существования Израиля своим национальным интересом, о чём не раз говорила канцлер А. Меркель, Берлин увязывает достижение мира с необходимостью создания признанных друг другом двух государств — Израиля и Палестины.

С учётом особого отношения к Израилю Германия занимает бескомпромиссную позицию по отношению к ядерной программе Ирана. Выступая 3 ноября 2009 г. в Конгрессе США, немецкий канцлер заявила, что «необходимо проявлять нулевую толерантность, когда существует риск того, что оружие массового уничтожения может попасть, например, в руки Ирана. Ведь безопасность Израиля - вопрос, который даже не обсуждается. Каждый, кто угрожает Израилю, также угрожает нам» [22]. Вместе с тем, А. Меркель не раз говорила о том, что Федеративная Республика рассматривает Тегеран как потенциальную угрозу не только Израилю, но и всей Европе.

В определённой степени именно благодаря памяти о Холокосте отношения между Берлином и Тель-Авивом развиваются в положительном для Израиля русле.

Это сказывается, в первую очередь, на сотрудничестве в оборонной сфере.

Из стремления загладить вину перед еврейским народом ФРГ оказывает помощь в

обеспечении безопасности еврейского государства. Важнейшей составляющей этой помощи выступают поставки вооружения на льготных условиях, начавшиеся еще в 1960-х гг.

В 1962 г. Бонн и Тель-Авив подписали секретное соглашение о поставках вооружения Израилю на 240 млн марок. В 1991 г. страны заключили соглашение о безвозмездной передаче Израилю трёх подводных лодок.

В 1999 и 2000 гг. экспорт оружия в Израиль вырос до 1,29 млрд марок, а Израиль тем самым занял первое место среди стран-покупателей немецкого оружия вне НАТО. Рост объёма поставок оружия в начале 2000-х гг. объясняется поставкой Израилю подводных лодок «Дельфин». В мае 2006 г. федеральное правительство одобрило строительство шестой подводной лодки этого типа и выдало субсидию в размере 900 млн евро. Правительство каждый раз брало на себя от трети до половины расходов по контрактам.

Израиль получает по льготным ценам и другие виды вооружений. Ещё в начале 2000-х гг. канцлер Герхард Шрёдер охарактеризовал военное сотрудничество между Берлином и Тель-Авивом следующим образом: «Израиль получает то, что ему требуется для обеспечения собственной безопасности и получает это тогда, когда ему необходимо» [11].

Сотрудничество в военной сфере не ограничивается поставками немецкого вооружения. В частности, с 1984 г. в Академии командного состава бундесвера функционирует программа для офицеров израильской армии. Германия и Израиль проводят регулярные встречи представителей оборонных ведомств для обсуждения вопросов разработки военных доктрин и планов боевых действий.

Отмеченное выше стремление Германии к искуплению исторической вины перед Израилем проявляется и в области двусторонних экономических отношений. Израиль не раз получал от ФРГ финансовую помощь и кредиты на льготных условиях. Так, еще в марте 1960 г. Бонн и Тель-Авив подписали соглашение, по которому немецкое правительство выразило готовность предоставить государству Израиль финансовую помощь в размере 150 млн долларов ежегодно на протяжении 10 лет [32, с. 39]. Итогом разразившейся в 1967 г. Шестидневной войны стало предоставление Израилю кредита в размере 160 млн марок.

Германия лоббирует интересы Израиля в ЕС. В качестве примера можно напомнить об активном участии министра иностранных дел Германии Г.-Д. Геншера в процессе подготовки соглашения об ассоциативном сотрудничестве ЕЭС и Израиля, подписанного в мае 1975 г. Соглашение об ассоциации предусматривало сокращение таможенных пошлин на ввоз товаров и продуктов во взаимной торговле.

Тогдашний министр иностранных дел Израиля заявил, что это соглашение будет иметь важные последствия для политической и эко-

номической судьбы его страны. В самом деле динамика товарооборота заметно оживилась после подписания соглашения. В период с 1950-х до 1980-х гг. прирост импорта товаров из стран ЕЭС в Израиль составил 25% [15].

В 2000 г. Тель-Авив и Брюссель подписали Евросредиземноморское соглашение, заменившее предыдущее соглашение о сотрудничестве, а также учредившее ассоциацию между государством Израиль, с одной стороны, Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны. Новое соглашение предусматривает сотрудничество сторон по широкому спектру вопросов, в основном в области экономики, центральным компонентом ассоциации является достижение свободного передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов. Приоритет в сотрудничестве между Израилем и Европейским союзом на долгосрочную перспективу отдаётся построению тесных экономических отношений вплоть до создания Евросредиземноморской зоны свободной торговли.

Израиль - первая неевропейская страна, допущенная к участию в Рамочной программе научно-технического развития. На сегодняшний день израильские университеты, исследовательские институты и компании приняли участие в 600 научных проектах вместе со своими европейскими коллегами. Между Израилем и ЕС также подписаны соглашения «О поставках для предприятий телекоммуникаций», «О правительственных поставках» и «Об обмене лабораторным опытом».

Инструментом оказания поддержки еврейскому народу является миграционная политика немецкого правительства. В 1990-х гг. многие евреи устремились в Германию. Катализатором этого процесса стали: распад СССР, прекращение существования Восточного блока, падение Берлинской стены, а также объединение Германии. За последние два десятилетия в Германию переехало около 220 тыс. евреев.

В декабре 1990 г. на конференции министров внутренних дел федеральных земель в Дрездене правительство решило принимать еврейских беженцев из СССР (а также их нееврейских супругов) со статусом, приравненным к статусу «контингентных беженцев». Подобный статус в своё время получали политические беженцы из Венгрии и Чехословакии. Статус «контингентных беженцев» отличается от статуса «конвенциональных беженцев», предусмотренного международной Конвенцией о беженцах от 1951 г. Все решения относительно еврейских переселенцев рассматривались властями в индивидуальном порядке.

Статус «контингентного беженца» является с правовой точки зрения самым защищённым из всех, каким могут обладать беженцы в Германии. Он предполагает неограниченный сроком вид на жительство, право на жилище и разрешение на трудовую деятельность, а в случае невозможности найти работу - право на социальную помощь,

подразумевающую бесплатную медицинскую страховку. «Контингентные беженцы» имеют противодепортационный иммунитет, если не нарушат немецкое законодательство.

С другой стороны, важно учитывать, что не только Израиль выигрывает от развития и углубления отношений с Германией. О заинтересованности ФРГ в развитии связей с Израилем свидетельствуют следующие факты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Торговый оборот между странами превысил 5 млрд долл. ещё в 2006 г. [33]. В 2015 г. он достиг 5,89 млрд долл. [25].В сентябре 2005 г. стороны основали германо-израильский деловой совет для дальнейшего углубления двусторонних экономических связей.

Между странами развивается инвестиционное сотрудничество. Самый крупный инвестиционный проект, который был осуществлен при поддержке со стороны германской промышленности, - это строительство в Израиле совместного предприятия концерна Volkswagen и израильской химической компании Israel Chemicals Ltd. (65% израильских инвестиций, 35% немецких). Соответствующее соглашение было подписано в 1995 г.

В сфере образования и научно-технических исследований заслуживает упоминания деятельность основанного ещё в 1964 г. фонда «Минерва», спонсирующего при поддержке Министерства образования и науки программы научного обмена между Германией и Израилем. Размер помощи в 2000-х гг. достиг 3,75 млн евро [6]. В 2005 г., к 40-летию установления дипломатических отношений между странами был основан германо-израильский форум будущего, который занимается продвижением проектов в сфере культуры, образования, экономики и науки. Правительство ФРГ ежегодно выделяет фонду 500 тыс. евро [29].

Приведённые аргументы наглядно демонстрируют, что Берлин и Тель-Авив сотрудничают не только по причине «особой ответственности» Германии перед еврейским народом. Ведь невозможно оставаться важным торгово-экономическим партнёром лишь по причине чувства вины за уничтожение евреев в годы войны. Ведь сложно представить, что можно заставить деловые и промышленные круги вкладывать средства, опираясь только на чувство вины одного народа перед другим. Но можно создать экономические условия, которые будут привлекательны для бизнеса.

* * *

Отношения между Берлином и Тель-Авивом носят уникальный характер. Они занимают особое место в системе внешних связей Германии, что связано с «исторической ответственностью» немцев за Холокост - геноцид 6 млн евреев во времена национал-социализма. Немцы определённо извлекли урок из своего прошлого. В течение 70 лет они продолжали демонстрировать не только евреям, но и всему миру свои добрые намерения, а также делали всё возможное для того, чтобы искупить вину за страдания этого народа. Сегодня среди немцев наблюдается усталость от темы Холокоста. Желание оставить тему в прошлом и развивать с Израилем отношения, не основанные на необходимости идти на уступки из-за страха быть осуждёнными за трагическую главу в истории.

Того же нельзя сказать о евреях, которые не забывают напоминать Берлину о его «особой исторической ответственности». Можно предположить, что и в краткосрочной, и в среднесрочной перспективе Холокост будет определять развитие отношений между Берлином и Тель-Авивом.

Список литературы

1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., ЦентрКом, 1996. 336 с.

2. Гейден К. История германского фашизма. М.-Л., Госсоцэкономиздат, 1932. 395 с.

3. Гобино Ж.А. Опыт о неравенстве человеческих рас. М., Олма-Пресс, 2001. 768 с.

4. История Холокоста // Всемирный форум памяти Холокоста. URL: http://www.worldholocaustforum. org/rus/history/5/ (Проверено 04.02.2016 г.).

5. Немецкий язык в израильском парламенте // Deutsche Welle. - 01.02.2005. URL: http://dw.de/p/6Bni (Проверено 04.02.2016 г.).

6. Олешкевич Е. Немецко-израильские научные фонды и их деятельность // Институт Ближнего Востока. 07.08.2012. URL: http://www.iimes.ru/?p=15289 (Проверено 04.02.2016 г.).

7. Павлов Н.В., Кулешов С.В., Полоскова Т.В. Государство и диаспоры: опыт взаимодействия. М.: Терра, 2001. 263 с.

8. Фюрстенау М., Юрин В. Капитуляция нацистской Германии стала для немцев символом освобождения // Deutsche Welle. 07.05.2010. URL: http://dw.de/p/NI42 (Проверено 04.02.2016 г.).

9. Adenauer K. Erinnerungen 1959 -1963. Frankfurt a. Main u. Hamburg: Fischer Bücherei, 1970. 247 S.

10. Das Gupta O. Justiz recherchiert zu Hitlers Mordkommandos // Süddeutsche Zeitung. 02.10.2014. URL: http://www.sueddeutsche.de/politik/wiesenthal-liste-zu-einsatzgruppen-justiz-recherchiert-zu-hitlers-mordkommandos-1.2156947 (Проверено 04.02.2016 г.).

11. Deutscher Bundestag. Plenarprotokoll 14/ 233 // Deutscher Bundestag. 25.04.2002. URL: http://dip21. bundestag.de/dip21/btp/14/14233.pdf (Проверено 04.02.2016 г.).

12. Deutschkron I. Israel und die Deutschen. Köln: Wissenschaft und Politik, 1991. 515 S.

13. Drobinski M. Die Schlussstrich-Befürworter // Süddeutsche Zeitung. 26.01.2015. URL: http://www. sueddeutsche.de/politik/deutsches-verhaeltnis-zum-holocaust-die-schlussstrich-befuerworter-1.2319728 (Проверено 04.02.2016 г.).

14. Feldman L. Gardner. The special relationship between West Germany and Israel. Boston: Harper Collins Publishers, 1984. 352 p.

15. Foreign trade of Israel // Israel Central Bureau of Statistics. URL: http://www.cbs.gov.il/statistical/trade_41_e. pdf (Проверено 04.02.2016 г.).

16. Hestermann J. Ein «Tag der tiefen Trauer» - Israelische Reaktionen auf den Umbruch in der DDR und die deutsche Wiedervereinigung. In: Bundeszentrale für politische Bildung (Hrsg.). Deutschland Archiv 2014, Bonn 2015. S. 112-125.

17. Jandrey A., Bochard M. Deutsch-israelische Regierungskonsultationen: die Gemeinsamkeiten überwiegen // Konrad Adenauer Stiftung. 23.02.2016. URL: http://www.kas.de/wf/doc/kas_44297-544-1-30. pdf?160224095443 (Проверено 04.02.2016 г.).

18. Koalitionsvertrag zwischen SPD und Bündnis 90/ die Grünen vom 20.10.1998 // Grünen. URL: https:// www.gruene.de/fileadmin/user_upload/Bilder/Redaktion/30_Jahre_-_Serie/Teil_21_Joschka_Fischer/ Rot-Gruener_Koalitionsvertrag1998.pdf (Проверено 04.02.2016 г.).

19. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD vom 11.11.2005 // Konrad Adenauer Stiftung. URL: http:// www.kas.de/upload/ACDP/CDU/Koalitionsvertraege/Koalitionsvertrag2005.pdf (Проверено 04.02.2016 г.).

20. Marr W. Der Weg zum Siege des Germanenthums über das Judentum. Berlin: Hentze, 1880. 48 S.

21. Nassauer O. Israel wird Geld für deutsche Kriegshilfe: U-Boote und Raketenkorvette auf der Wunschliste // Berliner Informationszentrum für Transatlantische Sicherheit. URL: http://www.bits.de/public/articles/ tagesspiegel/20100117.htm (Проверено 04.02.2016 г.).

22. Niemals werden wir Ihnen das vergessen // Süddeutsche Zeitung. 17.05.2010. URL: http://www.sueddeutsche. de/politik/merkel-vor-us-kongress-niemals-werden-wir-ihnen-das-vergessen-1.137642 (Проверено 04.02.2016 г.).

23. Piper F. Die Zahl der Opfer von Auschwitz: Aufgrund der Quellen und der Erträge der Forschung 1945 bis 1990. Auschwitz: Verlag Staatliches Museum Auschwitz-Birkenau, 1993. 248 S.

24. Präsident Ezer Weizman hielt als erstes israelisches Staatsoberhaupt eine Rede im Deutschen Bundestag // Deutscher Bundestag. URL: http://www.bundestag.de/kulturundgeschichte/geschichte/gastredner/ weizman (Проверено 04.02.2016 г.).

25. Rangfolge der Handelspartner im Außenhandel 2015 // Statistisches Bundesamt. URL: https://www. destatis.de/DE/ZahlenFakten/GesamtwirtschaftUmwelt/Aussenhandel/Handelspartner/Tabellen/ RangfolgeHandelspartner.pdf?_blob=publicationFile (Проверено 04.02.2016 г.).

26. Rede von Bundeskanzlerin Angela Merkel vor der Knesset am 18. März 2008 in Jerusalem // Die Bundesregierung. URL: http://www.bundesregierung.de/Content/DE/Bulletin/2008/03/26-1-bk-knesset. html (Проверено 04.02.2016 г.).

27. Sechste israelisch-deutsche Regierungskonsultationen in Berlin// Botschaft des Staates Israel in Beriln. 18.02.2016. URL: http://www.botschaftisrael.de/2016/02/16/israelisch-deutsche-regierungskonsultationen-in-berlin/ (Проверено 04.02.2016 г.).

28. Segall J. Die deutschen Juden als Soldaten im Kriege 1914 -1918. Eine staatliche Studie. Berlin: HILO-VERLAG,1922. 72 S.

29. Stiftung „Deutsch-Israelisches Zukunftsforum" nimmt Arbeit auf // Auswärtiges Amt. URL: http://www. auswaertiges-amt.de/DE/Aussenpolitik/Laender/Laenderinfos/Israel/Kultur-UndBildungspolitik_node. html (Проверено 04.02.2016 г.).

30. Vogel R. Der deutsch-israelische Dialog. Dokumentation eines erregenden Kapitels deutscher Außenpolitik. München: Saur Verlag, 1987. 457 S.

31. Wagner R. Das Judentum in der Musik. Leipzig: Weber, 1869. 57 S.

32. Weingardt Markus A. Deutsche Israel- und Nahostpolitik. Frankfurt: Campus Verlag, 2002. 504 S.

33. Zusammenfassende Übersichten für Außenhandel 2010 // Statistisches Bundesamt. URL: https://www. destatis.de/DE/Publikationen/Thematisch/Aussenhandel/Gesamtentwicklung/ZusammenfassendeUebe rsichtenJendgueltig2070100107004.pdf?_blob=publicationFile (Проверено 04.02.2016 г.).

Об авторе

Карина Юсефовна Хдери - аспирант кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО МИД

России. E-mail: [email protected].

ROLE OF HOLOCAUST IN GERMAN-ISRAELI RELATIONS

K.Y. Khderi

AO "Mercedes-Benz RUS", 125167, Leningradsky Prospekt, 39A.

Abstract: Relations between Berlin and Tel Aviv are unique. They occupy a special place in the foreign relations of Germany because of the "historic responsibility" o f the Germans for the Holocaust - the genocide of 6 million Jews during the time of National Socialism. The Germans certainly learned a lesson from its past. For 70 years they have been demonstrating to the entire world its good intentions, and did everything possible in order to atone for the suffering of Jews. Today, among the Germans one can observe some fatigue of the theme. There is an increasing desire to leave the topic in the past and to develop relations with Israel, which is not based on the need to make concessions because of the fear of being convicted of a tragic chapter in the history.

The same cannot be said about the Jews, who do not forget to remind Berlin about its "special historical responsibility." We can assume that in the short and medium term, the Holocaust will determine the development of relations between Berlin and Tel Aviv.

Key words: Germany, Israel, Shoa, historical responsibility, antisemitism, German-Israeli relations.

References

1. Arendt H. Istoki totalitarizma [Roots of totalitarism]. Moscow. CentrKom, 1996. 336 p. (In Russian)

2. Geiden K. Istoriia germanskogo fashizma [History of the German Nazism]. Moscow, Gossotsekonomizdat, 1932. 395 p. (In Russian)

3. Gobino Zh. A. Opytoneravenstvechelovecheskikh ras [Experience of the Inequality of Human Races]. Moscow, Olma-Press, 2001. 768 p. (In Russian).

4. Istoriya Kholokosta [History of Holocaust] Vsemirnyi forum pamiati Kholokosta. URL: http://www.worldho-locaustforum.org/rus/history/5/ (Accessed 04.02.2016). (In Russian).

5. Nemetskii iazyk v izrail'skom parlamente [German Language in the Israeli Parlament]. Deutsche Welle. 01.02.2005. URL: http://dw.de/p/6Bni (accessed 15.02.2016). (In Russian).

6. Oleshkevich E. Nemetsko-izrail'skie nauchnye fondy i ikh deiatel'nost' [German-Israeli scientific funds and its activities]. Institut Blizhnego Vostoka. 07.08.2012. URL: http://www.iimes.ru/?p=15289 (Accessed 20.02.2016). (In Russian).

7. Pavlov N.V., Kuleshov S.V., Poloskova T.V. Gosudarstvo idiaspory:opyt vzaimodeistviia [State and Diasporas: Experience of Collaboration]. Moscow: Terra, 2001. 263 p. (In Russian).

8. Fiurstenau M., Iurin V. Kapituliatsiia natsistskoi Germanii stala dlia nemtsev simvolom osvobozhdeniia [Surrender of Nazi Germany became for Germans the Symbol of Liberation]. Deutsche Welle. 07.05.2010. URL: http://dw.de/p/NI42 (Accessed 10.05.2016). (In Russian).

9. Adenauer K. Erinnerungen 1959-1963. Frankfurt a. Main u. Hamburg: Fischer Bücherei, 1970. 247 S. (In German).

10. Das Gupta O. Justiz recherchiert zu Hitlers Mordkommandos. Süddeutsche Zeitung. 02.10.2014. URL: http:// www.sueddeutsche.de/politik/wiesenthal-liste-zu-einsatzgruppen-justiz-recherchiert-zu-hitlers-mordkom-mandos-1.2156947 (Accessed 14.02.2016). (In German).

11. Deutscher Bundestag. Plenarprotokoll 14/ 233. Deutscher Bundestag. 25.04.2002. URL: http://dip21.bund-estag.de/dip21/btp/14/14233.pdf (Accessed 20.06.2016). (In German).

12. Deutschkron I. Israel und die Deutschen. Köln: Wissenschaft und Politik, 1991. 515 S. (In German).

13. Drobinski M. Die Schlussstrich-Befürworter. Süddeutsche Zeitung. 26.01.2015. URL: http://www.sueddeutsche. de/politik/deutsches-verhaeltnis-zum-holocaust-die-schlussstrich-befuerworter-1.2319728 (Accessed 01.04.2016). (In German).

14. Feldman L. G. The special relationship between West Germany and Israel. Boston: HarperCollins Publishers, 1984. 352 p.

15. Foreign trade of Israel. Israel Central Bureau of Statistics. URL: http://www.cbs.gov.il/statistical/trade_41_e. pdf (Accessed 20.06.2016)

16. Hestermann J. Ein «Tag der tiefen Trauer» - Israelische Reaktionen auf den Umbruch in der DDR und die deutsche Wiedervereinigung. In: Bundeszentrale für politische Bildung (Hrsg.). Deutschland Archiv 2014, Bonn 2015. S. 112-125. (In German).

17. Jandrey A., Bochard M. Deutsch-israelische Regierungskonsultationen: die Gemeinsamkeiten überwiegen. Konrad Adenauer Stiftung. 23.02.2016. URL: http://www.kas.de/wf/doc/kas_44297-544-1-30. pdf?160224095443 (Accessed 02.04.2016). (In German).

18. Koalitionsvertrag zwischen SPD und Bündnis 90/ die Grünen vom 20.10.1998. Grünen. URL: https://www. gruene.de/fileadmin/user_upload/Bilder/Redaktion/30_Jahre_-_Serie/Teil_21_Joschka_Fischer/Rot-Gru-ener_Koalitionsvertrag1998.pdf (Accessed 15.04.2016). (In German).

19. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD vom 11.11.2005. Konrad Adenauer Stiftung. URL: http:// www.kas.de/upload/ACDP/CDU/Koalitionsvertraege/Koalitionsvertrag2005.pdf (Accessed 15.03.2016). (In German).

20. Marr W. Der Weg zum Siege des Germanenthums über das Judentum. Berlin: Hentze, 1880. 48 S. (In German).

21. Nassauer O. Israel wird Geld für deutsche Kriegshilfe: U-Boote und Raketenkorvette auf der Wunschliste. Berliner Informationszentrum für Transatlantische Sicherheit. URL: http://www.bits.de/public/articles/tagess-piegel/20100117.htm (Accessed 10.06.2016). (In German).

22. Niemals werden wir Ihnen das vergessen. Süddeutsche Zeitung. 17.05.2010. URL: http://www.suedde-utsche.de/politik/merkel-vor-us-kongress-niemals-werden-wir-ihnen-das-vergessen-1.137642 (Accessed 30.03.2016). (In German).

23. Piper F. Die Zahl der Opfer von Auschwitz: Aufgrund der Quellen und der Erträge der Forschung 1945 bis 1990. Auschwitz: Verlag Staatliches Museum Auschwitz-Birkenau, 1993. 248 S. (In German).

24. Präsident Ezer Weizman hielt als erstes israelisches Staatsoberhaupt eine Rede im Deutschen Bundestag. Deutscher Bundestag. URL: http://www.bundestag.de/kulturundgeschichte/geschichte/gastredner/weiz-man (Accessed 08.03.2016). (In German).

25. Rangfolge der Handelspartner im Außenhandel 2015. Statistisches Bundesamt. URL: https://www.destatis. de/DE/ZahlenFakten/GesamtwirtschaftUmwelt/Aussenhandel/Handelspartner/Tabellen/RangfolgeHan-delspartner.pdf?_blob=publicationFile (Accessed 15.06.2016)

26. Rede von Bundeskanzlerin Angela Merkel vor der Knesset am 18. März 2008 in Jerusalem. Die Bundesregierung. URL: http://www.bundesregierung.de/Content/DE/Bulletin/2008/03/26-1-bk-knesset.html (Accessed 10.02.2016)

27. Sechste israelisch-deutsche Regierungskonsultationen in Berlin. Botschaft des Staates Israel in Beriln. 18.02.2016. URL: http://www.botschaftisrael.de/2016/02/16/israelisch-deutsche-regierungskonsultationen-in-berlin/ (Accessed 03.04.2016)

28. Segall J. Die deutschen Juden als Soldaten im Kriege 1914-1918. Eine staatliche Studie. Berlin: HILO-VER-LAG,1922. 72 S. (In German).

29. Stiftung Deutsch-Israelisches Zukunftsforum" nimmt Arbeit auf. Auswärtiges Amt. URL: http://www.aus-waertiges-amt.de/DE/Aussenpolitik/Laender/Laenderinfos/Israel/Kultur-UndBildungspolitik_node.html (Accessed 15.02.2016). (In German).

30. Vogel R. Der deutsch-israelische Dialog. Dokumentation eines erregenden Kapitels deutscher Außenpolitik. München: Saur Verlag, 1987. S. 457. (In German).

31. Wagner R. Das Judentum in der Musik. Leipzig: Weber, 1869. 57 S. (In German).

32. Weingardt Markus A. DeutscheIsrael-undNahostpolitik. Frankfurt: Campus Verlag, 2002. 504 S. (In German).

33. Zusammenfassende Übersichten für Außenhandel 2010. Statistisches Bundesamt. URL: https://www.destatis. de/DE/Publikationen/Thematisch/Aussenhandel/Gesamtentwicklung/ZusammenfassendeUebersichten-Jendgueltig2070100107004.pdf?_blob=publicationFile (Accessed 03.03.2016). (In German).

About the author

Karina Y. Khderi - PhD student at the Department of history and politics of European and American countries,

MGIMO-University. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.