УДК 069(73)
Б01: 10.28995/2073-6339-2021-2-127-139
Память о холокосте в Мемориальном музее США (г. Вашингтон)
Мария М. Сиротинская Российский государственный гуманитарный университет;
Институт всеобщей истории Российской академии наук, Москва, Россия, masha_sirotinskaia@mail.ru
Аннотация. В статье ставится цель рассмотреть, как в Мемориальном музее США в Вашингтоне сохраняется память о холокосте, какие образовательные технологии предлагается использовать педагогам при его изучении. Увековечение памяти о холокосте тем более важно, что и в наши дни предпринимаются попытки отрицать сам факт массового уничтожения евреев или преуменьшить его масштабы. В Музее прописывается в широком историческом контексте традиционный нарратив - приход Гитлера к власти, политика Третьего рейха в отношении евреев. Значительное место отводится нацистской идеологии и пропаганде. Большое внимание уделяется источникам, причем не только официальным - дневникам, письмам, мемуарам, фотографиям, интервью с бывшими узниками концлагерей, артефактам, аудио- и видеоматериалам и т. д. Онлайн-выставка «Американцы и холокост» знакомит с оценками событий в Германии различных периодических изданий США. Даются конкретные рекомендации педагогам - избегать простых ответов на сложные вопросы, сопоставления уровня страданий разных народов, показывать, что холокост не был неотвратимым, учитывать возрастные особенности аудитории и пр. Можно согласиться с исследователями в том, что реконструкция холокоста в музее оказывает влияние на наше восприятие прошлого и, следовательно, углубляет наше понимание современности.
Ключевые слова: Мемориальный музей, Вашингтон, холокост, память
Для цитирования: Сиротинская М.М. Память о холокосте в Мемориальном музее США (г. Вашингтон) // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». № 2. С. 127-139. Б01: 10.28995/2073-6339-2021-2-127-139
© Сиротинская М.М., 2021 ISSN 2073-6339 • Серия «Политология. История. Международные отношения». 2021. № 2
United States Holocaust Memorial Museum (Washington, D.C.)
Mariya M. Sirotinskaya Russian State University for the Humanities;
Russian Academy of Sciences Institute of World History, Moscow, Russia, masha_sirotinskaia@mail.ru
Abstract. The article is aimed at examining how the United States Memorial Museum in Washington, D.C., preserves the memory of the Holocaust, what educational technologies are recommended for teachers. Transmission of the Holocaust memory is still very important, as even nowadays attempts are made to deny the fact of systematic persecution and destruction of Jews or underrate its scale. The museum communicates, in the historical context, traditional narrative - Hitler's rise to power, Nazi Jewish policy. Emphasis is put on German ideology and propaganda. Great attention is paid to the historical sources, not only official ones, - to the diaries, letters, memoirs, photographs, interviews with the camp prisoners who have survived, as well as to the artifacts, audio-and video materials. The online exhibition "Americans and the Holocaust" reveals events in Germany as seen through the lens of different U.S. periodicals. Concrete recommendations are made to the educators - to avoid simple answers to complex questions and the comparison of suffering, to show that the Holocaust was not inevitable, to take into consideration an age-appropriate approach, etc. The author shares the views of the researchers who come to the conclusion: the reconstruction of the Holocaust in the museum determines our perception of the past and, therefore, deepens our understanding of the present.
Keywords: Memorial Museum, Washington, D.C., Holocaust, memory
For citation: Sirotinskaya, M.M. (2021), "United States Holocaust Memorial Museum (Washington, D.C.)", RSUH/RGGU Bulletin. "Political Science. History. International Relations" Series, no. 2, pp. 127-139, DOI: 10.28995/2073-6339-2021-2-127-139
Введение
В последнее время исследователи и общественность уделяют значительное внимание проблемам исторической, культурной памяти, той роли, которую она играет в конструировании национальной идентичности, понятию «травма» [История, память, идентичность 2016; Репина 2020]. В частности, широко обсуждаются события 1930-х гг., Второй мировой войны. Особое место в этом контексте занимает память о холокосте, включая музейные
«места памяти» [Альтман 2009; Хавкин 2018; Альтман, Хавкин 2020; Young 1994; Linethal 2001; Stier 2009; Hansen-Glucklich 2014; Wilhelm 2020; Jaeger 2020]. Холокост определяется директором Международного научно-образовательного центра истории хо-локоста и геноцидов РГГУ, сопредседателем Центра «Холокост» И.А. Альтманом, а также профессором РГГУ Б.Л. Хавкиным как «политика нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и массовому уничтожению евреев в 1933-1945 гг.». Под «преследованием» понимается не только и не столько изгнание евреев из Германии. Это был комплекс законодательных актов Третьего рейха, направленный против прав евреев и еврейского населения всех оккупированных Германией стран [Альтман, Хавкин 2020, с. 5].
Исследование памяти о холокосте показывает опасность разжигания ненависти, расовых и иных предубеждений, помогает понять истоки массового насилия и жестокости, антисемитизма. Обращение к еврейской политике Третьего рейха тем более важно, что и в наши дни предпринимаются попытки отрицать сам факт холокоста или преуменьшить его масштабы. В этом смысле трактуется деятельность американской просветительской организации правого толка «Институт пересмотра истории» (Institute for Historical Review)1. Недавно в преддверии Дня памяти жертв холо-коста и Дня снятия блокады Ленинграда Владимир Матвеев, в то время профессор РАНХиГС и СПбГЭУ, на вебинаре для завучей и директоров школ Ленинградской области заявил, будто холокост -это миф2.
Данная статья посвящена Мемориальному музею холокоста в США, одному из крупнейших в мире учреждений, которое занимается увековечиванием памяти об этих трагических страницах в истории нацистской Германии, просветительской и популяризаторской деятельностью. Музей находится в самом центре Вашингтона, на Национальной аллее. Со времени своего открытия в 1993 г. он принял свыше 40 млн человек, включая 99 глав государств и более 10 млн школьников. Вебсайт Музея доступен на 16 иностранных языках. В 2015 г. его посетили более
1 Institute for Historical Review [Электронный ресурс] // SPLC Southern Poverty Law Center. URL: https://www.splcenter.org/fighting-hate/ extremist-files/group/institute-historical-review (дата обращения 15 октября 2020).
2 «Настоящий фашизм». Учителям рассказали, что Холокоста не было [Электронный ресурс] // Север. Реалии. 2021. 27 янв. URL: https://www. severreal.org/a/31070502.html (дата обращения 15 октября 2020).
16,5 млн человек из 211 стран и территорий3. Понятно, что в связи с эпидемиологической ситуацией большую часть 2020 г. экспозиция музея была доступна лишь в онлайн-формате. Музей получает государственную поддержку, а также частные пожертвования. Совет попечителей, заседания которого проводятся два раза в год, состоит из 55 членов, назначаемых президентом США. В его состав входят по пять сенаторов и конгрессменов, члены ех оАсю от различных министерств. Текущая деятельность осуществляется Исполнительным комитетом4.
В статье предпринята попытка рассмотреть, как сохраняется память о холокосте в Мемориальном музее США, какие образовательные технологии предлагается использовать педагогам при изучении политики нацистов в отношении еврейского населения.
Реконструкция холокоста
Экспозиция Мемориального музея США представляет традиционный нарратив событий. Приход Гитлера к власти, мероприятия Третьего рейха рассматриваются в широком историческом контексте - в свете итогов Первой мировой войны, социально-экономического, политического развития Германии в 1920-е - начале 1930-х гг. Подвергнуты анализу законодательные акты в отношении немецких евреев. Большое внимание уделяется нацистской идеологии, пропагандистской деятельности. Интересно, что на занятиях рекомендуется обсуждение и анализ мемов - последние помогают, с точки зрения педагогов и кураторов музея, конструированию коллективной идентичности5. Показано, как зарождался и поощрялся антисемитизм в Германии, запечатлена жизнь в концентрационных лагерях Германии, реакция союзников, освобождавших «лагеря смерти».
3 About the Museum. A Living Memorial to the Holocaust [Электронный ресурс] // United States Holocaust Memorial Museum. URL: https://www. ushmm.org/information/about-the-museum (дата обращения 15 октября 2020).
4 United States Holocaust Memorial Council (Board of Trustees) [Электронный ресурс] // United States Holocaust Memorial Museum. URL: https://www.ushmm.org/information/about-the-museum/council (дата обращения 15 октября 2020).
5 Teaching Materials on Propaganda [Электронный ресурс] // United States Holocaust Memorial Museum. URL: https://www.ushmm.org/teach/ teaching-materials/propaganda; https://www.ushmm.org/m/pdfs/USHMM-Meme-Lesson.pdf (дата обращения 15 октября 2020).
Международную обстановку после Первой мировой войны воспроизводит 38-минутный документальный фильм «Путь к нацистскому геноциду», который можно посмотреть на различных языках6.
Немалое место в экспозиции занимают архивные материалы, источники, как официальные (законодательные акты, дипломатические документы), так и личного происхождения (дневники, письма, мемуары), публицистика, художественные произведения. Представлены статистические документы, материалы опросов общественного мнения, периодические издания, визуальные источники - фотографии, открытки, аудио- и видеоматериалы, видеоинсталляции, а также артефакты. Значительное внимание уделено жизни и творческой деятельности знаменитого писателя, журналиста, узника нацистских концлагерей Освенцим и Бухенвальд Эли Визеля. Его мемуары «И мир молчал» впервые вышли в свет на идише в 1956 г. в Буэнос-Айресе (французское издание 1957 г. -«Ночь»)7. Дан подробный план проведения занятий, посвященных произведению писателя8. Мемориальным музеем в 2011 г. учреждена премия борцам против человеконенавистнической идеологии, геноцида (впоследствии она названа в честь Э. Визеля, которому она впервые была присуждена).
В рамках коммеморации холокоста представлены открытки из национальных архивов США, американских частных коллекций, показывающие освобождение американцами узников концентрационных лагерей весной 1945 г.9
Безусловно, масштабен проект «устной истории», который позволяет ознакомиться со свидетельствами оставшихся в живых
6 The Path to Nazi Genocide [Электронный ресурс] // United States Holocaust Memorial Museum. URL: https://www.ushmm.org/learn/holocaust/ path-to-nazi-genocide/the-path-to-nazi-genocide/full-film (дата обращения 15 октября 2020).
7 Teaching Materials Using Books and Literature. Exploring Night as Literature: Bearing Witness to History. Timeline Cards. Elie Wiesel [Электронный ресурс] // United States Holocaust Memorial Museum. URL: https://www. ushmm.org/m/pdfs/USHMM-Timeline-Elie-Wiesel.pdf (дата обращения 15 октября 2020).
8 Teaching Materials Using Books and Literature. Exploring Night as Literature: Bearing Witness to History. Lesson Plan [Электронный ресурс] // United States Holocaust Memorial Museum. URL: https://www.ushmm.org/m/pdfs/ USHMM-Exploring-Night-Lesson.pdf (дата обращения 15 октября 2020).
9 Commemoration Themes. Poster Set [Электронный ресурс] // United States Holocaust Memorial Museum. URL: https://www.ushmm.org/m/pdfs/ 20141010- dor-posterset-liberation.pdf (дата обращения 15 октября 2020).
бывших узников концлагерей, а также очевидцев тех трагических событий. Записаны - иногда и в видеоформате - устные интервью10. К примеру, Александра Горко (родилась в Киеве, в 1948 г. эмигрировала в США) рассказывает о своей жизни в немецких концентрационных лагерях. Американец Томас Гардинер в аудио-интервью 1997 г. делится своими воспоминаниями о том, как он в составе 157-го пехотного полка армии США участвовал в освобождении узников Дахау, беседовал со многими из них, что наложило отпечаток и на его дальнейшую судьбу11.
Можно посмотреть 40-минутный фильм 1995 г. (год 50-летия завершения Второй мировой войны) о пережившей холокост Герде Вейсман. Картина основана на ее книге «Все, кроме жизни» (1957)12. Вейсман вышла замуж за американского лейтенанта Курта Кляйна, с которым познакомилась в сентябре 1945 г. Их историю любви включают в десятку самых невероятных.
Сара Блумфилд, директор Мемориального музея в Вашингтоне, призналась: на многих посетителей оказали большое впечатление экспонировавшиеся артефакты Мемориального музея в Майданеке - несколько тысяч пар обуви жертв холокоста (в польском лагере смерти было уничтожено около 80 тыс. узников, включая 60 тыс. евреев)13.
Очень интересна онлайн-выставка «Американцы и холокост». Представлены социально-экономическое развитие Соединенных Штатов в годы Великой депрессии, иммиграционная политика президента США Франклина Ф. Рузвельта в 1930-е гг., отклики американской общественности на преследования евреев.
10 Oral History Collections [Электронный ресурс] // United States Holocaust Memorial Museum. URL: collections.ushmm.org/search/?f%5Brecord_ type_facet%5D%5B%5D=Oral+ffistory (дата обращения 15 октября 2020).
11 Oral History Collections [Электронный ресурс] // United States Holocaust Memorial Museum. URL: https://collections.ushmm.org/search/ catalog/irn501895 (дата обращения 15 октября 2020).
12 One Survivor Remembers Film [Электронный ресурс] // United States Holocaust Memorial Museum. URL: https://www.ushmm.org/remember/ holocaust-reflections-testimonies/one-survivor-remembers (дата обращения 15 октября 2020).
13 United States Holocaust Memorial Museum Shocked and Saddened at the News of the Fire at Majdanek [Электронный ресурс] // United States Holocaust Memorial Museum. URL: https://www.ushmm.org/information/ press/press-releases/united-states-holocaust-memorial-museum-shocked-and-saddened-at-the-news-of (дата обращения 15 октября 2020).
Историк Даниель Грин, куратор выставки, проводит 39-минутный тур, поднимая сложные вопросы о степени осведомленности американской общественности о событиях в Германии, о том, что еще могло быть сделано для помощи немецким евреям, о понимании американцами места и роли США в мире14.
Один из видеороликов демонстрирует ряд антинацистских протестных манифестаций в 65 городах США весной 1933 г.15 Приводятся материалы местных газет середины 1930-х гг., в которых рассказывается о еврейской политике нацистов. Газета "Indianapolis News" 16 сентября 1935 г., то есть на следующий день после принятия на съезде Национал-социалистической немецкой рабочей партии в Нюрнберге расовых законов «О гражданстве рейха» и «Об охране германской крови и германской чести» и их единодушного одобрения сессией рейхстага, прямо и недвусмысленно говорит о фактическом лишении евреев немецкого граж-данства. В тот же день газета Алабамы "The Tuscaloosa News" в статье «Гитлер опускает евреев до средневекового статуса» пишет об антисемитских законах, о провозглашении свастики как национального флага Третьего рейха16. В "Washington Post" 19 ноября 1935 г. отмечается, что студенты Висконсинского университета в Мэдисоне задавали послу Германии в США «неудобные» политические вопросы относительно преследования евреев и католиков. По-видимому, негативный ответ немецкого дипломата их не удовлетворил17. Отдельные онлайн-занятия посвящены освещению холокоста в афроамериканской, испаноязычной прессе18.
14 Americans and the Holocaust. Exhibition Viewing Guide [Электронный ресурс] // United States Holocaust Memorial Museum. URL: https:// www.ushmm.org/information/exhibitions/museum-exhibitions/americans-and-the-holocaust/tour (дата обращения 15 октября 2020).
15 Ibid.
16 Teaching Materials on Americans and the Holocaust. Lesson Plans. Interpreting News of World Events 1933-1938. Historical newspapers [Электронный ресурс] // United States Holocaust Memorial Museum. URL: https://www.ushmm.org/m/pdfs/USMM-interpreting-news-newspapers.pdf (дата обращения 15 октября 2020).
17 Teaching Materials on Americans and the Holocaust. Lesson Plans. Interpreting News of World Events 1933-1938. Closing Slides [Электронный ресурс] // United States Holocaust Memorial Museum. URL: https://www. ushmm.org/teach/teaching-materials/americans-and-the-holocaust (дата обращения 15 октября 2020).
18 Teaching Materials on Americans and the Holocaust. Lesson Plans. History Unfolded: Black Press Newspaper Coverage of the Holocaust [Электронный
Рассмотрение иммиграционной политики США не только опирается на статистику, но и вплетается в судьбы конкретных людей. Так, например, сложность эмиграции евреев из Германии за рубеж, включая Америку, демонстрирует дневник немецкого подростка еврейского происхождения Клауса Ленжера с конца 1938 - начала 1939 г.19 Мальчику в конечном итоге удалось эмигрировать в Палестину, куда он прибыл в январе 1940 г., но его родители и бабушка
погибли20.
Приводится выдержка из статьи с характерным названием «Немцы убивают миллионы невинных людей» во флоридской газете "Miami News", где идет речь о вопиющих зверствах гитлеровцев в лагере Аушвиц-Биркенау. В ответ на эту и другие публикации в американских газетах, основывавшиеся на свидетельствах узников, которым удалось бежать из лагеря в апреле 1944 г., газета "Washington Post" 3 декабря 1944 г. опубликовала редакционную статью под названием «Геноцид»21. Под последним подразумевается умышленное уничтожение какой-либо нации или этнической группы. Считается, что это было первое употребление в американской прессе нового термина. Статья принадлежала перу польского адвоката еврейского происхождения Рафаэля Лемкина.
Думается, что эти материалы американских газет, в том числе штатного уровня, еще предстоит ввести в научный оборот отечественным исследователям.
ресурс] // United States Holocaust Memorial Museum. URL: https://www. ushmm.org/teach/teaching-materials/americans-and-the-holocaust; https:// newspapers.ushmm.org/about/teacher-resources (дата обращения 15 октября 2020).
19 Teaching Materials on Americans and the Holocaust. Lesson Plans. Klaus Langer Diary Excerpts. Lesson: Challenges of Escape, 1938-1941 [Электронный ресурс] // United States Holocaust Memorial Museum. URL: https:// www.ushmm.org/m/pdfs/USHMM-Challenges-of-Escape-Langer-diary.pdf (дата обращения 15 октября 2020).
20 Teaching Materials on Americans and the Holocaust. Lesson Plans. Challenges of Escape, 1938-1941. Steps to Immigrate to the United States [Электронный ресурс] // United States Holocaust Memorial Museum. URL: https://www.ushmm.org/rn/pdfs/USHMM-Challenges-of-Escape-1938-1941. pdf (дата обращения 15 октября 2020).
21 Teaching Materials Using Books and Literature. Exploring Night as Literature: Bearing Witness to History. Timeline Cards. Elie Wiesel [Электронный ресурс] // United States Holocaust Memorial Museum. URL: https:// www.ushmm.org/m/pdfs/USHMM-Timeline-Elie-Wiesel.pdf (дата обращения 15 октября 2020).
Администраторы и кураторы выставки делают обоснованный вывод: хотя американцы могли не знать отдельных деталей, в целом они имели возможность сформировать собственное представление о том, что происходило в гитлеровской Германии. Американские периодические издания в 1930-е гг. информировали общественность о политике нацистов в отношении евреев, что, однако, не всегда приводило к активным действиям. Делается заключение о том, что больше могло быть сделано для того, чтобы спасти хотя бы некоторых из шести миллионов уничтоженных евреев.
Как, по мнению специалистов, можно объяснить такую реакцию? Д. Грин говорит об изоляционистских настроениях в американском обществе в 1930-е гг., о негативном отношении многих жителей Соединенных Штатов к возможному увеличению иммиграционных квот в годы Великой депрессии, не скрывает антисемитизм части американцев, их расовые предрассудки. Однако однозначного ответа на вопрос не дается. По-видимому, подобный подход согласуется с общей позицией педагогов и исследователей Музея.
Образовательные технологии
На сайте даны конкретные советы преподавателям касательно того, как целесообразно вести речь о холокосте. Прежде всего необходимо развивать критическое мышление обучаемых, побуждать студентов самим ставить вопросы, в том числе выводящие на современность. Можно обсудить проблему: что заставляет людей оказывать помощь друг другу, каковы причины их равнодушия к судьбам других? Нужно быть предельно четким в формулировках, избегать черно-белых оценок, простых ответов на сложные вопросы. Вводя холокост в общий контекст происходивших в Европе событий, не следует романтизировать историю. Полезно акцентировать внимание на том, что холокост не был неотвратимым - правительства, организации, конкретные индивиды способствовали легализации дискриминации по расовому признаку, сеяли ненависть, предубе-ждения22.
22 Fundamentals of Teaching the Holocaust. Guidelines for Teaching About the Holocaust [Электронный ресурс] // United States Holocaust Memorial Museum. URL: https://www.ushmm.org/teach/fundamentals/guidelines-for-teaching-the-holocaust (дата обращения 15 октября 2020).
Подчеркивается необходимость учитывать возрастные особенности аудитории23. Дети младшего возраста, вероятно, с интересом воспримут информацию о Кики, игрушечной наручной обезьянке, которая была использована 23-летним рядовым армии США Эл-доном Николасом (он работал водителем скорой помощи) для развлечения малолетних узников концлагеря Виттель во Франции в сентябре 1944 г., о чем он сам рассказывал членам своей семьи в Мичигане (его сын в 2009 г. обнаружил письма отца)24.
Рекомендуется избегать прямого сопоставления уровня страданий разных народов, проведения прямых аналогий между антисемитизмом в нацистской Германии и расизмом в Америке в эпоху Джима Кроу25. Отметим, что, как показывают, например, материалы газеты "New York Amsterdam News" от 21 сентября 1935 г., в преддверии Олимпийских игр 1936 г. в Берлине подобные параллели усматривались рядом американских леворадикальных активистов. Так, член Коммунистической партии США, профсоюзный лидер Ишмаел Флори, одобряя призыв бойкотировать Игры, сравнивал «гитлеровский террор против евреев» с «фашистским» режимом в США в отношении темнокожих26.
Музей живо откликается на современные события, занимая в целом, как представляется, умеренную позицию. В июне 2019 г. он выступил с официальным заявлением, в котором подверг критике вызвавшие полемику в средствах массовой информации высказы-
23 Fundamentals of Teaching the Holocaust. Age Appropriateness [Электронный ресурс] // United States Holocaust Memorial Museum. URL: https://www.ushmm.org/teach/fundamentals/age-appropriateness (дата обращения 15 октября 2020).
24 A Surprising Discovery: "Kiki" The Monkey Puppet Holocaust Encyclopedia [Электронный ресурс] // United States Holocaust Memorial Museum. URL: https://www.ushmm.org/collections/the-museums-collections/curators-corner/a-surprising-discovery-kiki-the-monkey-puppet; https://collections. ushmm.org/search/catalog/irn37941 (дата обращения 15 октября 2020).
25 Teaching Materials on Americans and the Holocaust. Lesson Plans. Black Americans and the Nazi Olympics [Электронный ресурс] // United States Holocaust Memorial Museum. URL: https://www.ushmm.org/m/ pdfs/USHMM-Black-Americans-and-the-Nazi-Olympics.pdf (дата обращения 15 октября 2020).
26 Teaching Materials on Americans and the Holocaust. Lesson Plans. Interpreting News of World Events 1933-1938. Closing Slides [Электронный ресурс] // United States Holocaust Memorial Museum. URL: https://www. ushmm.org/teach/teaching-materials/americans-and-the-holocaust (дата обращения 15 октября 2020).
вания известной сторонницы «демократического социализма», конгрессмена от Демократической партии Александрии Окасио-Кортес, которая проводила параллели между условиями содержания иммигрантов на южной границе США в период президентства Дональда Трампа и «концентрационными лагерями» (данный термин напомнил некоторым американцам о гитлеровских «лагерях смерти»)27.
В связи с январскими событиями 2021 г. в Вашингтоне на сайте Музея появились материалы, которые разъясняют происхождение терминов и «символов ненависти», использующихся современными неонацистами и белыми националистами. Как подчеркивается, «Америка - не Германия», Адольф Гитлер не является сегодня лидером правых движений. Однако символика флагов, ряд лозунгов некоторых из тех, кто штурмовал Капитолий 6 января 2021 г., возбуждает ненависть, демонстрируя приверженность нацистской идеологии, теории превосходства белых. Отмечается, что символика флага, развернутого ультраправыми сторонниками Трампа у Капитолия, напоминает символику флага Национал-социалистической немецкой рабочей партии - в центре последнего вписанная в квадрат, изображенная черным цветом в белом круге свастика, символ «арийской расы»28.
Заключение
В целом образовательная, воспитательная деятельность Мемориального музея холокоста в Вашингтоне заслуживает высокой оценки. Можно согласиться с Дженнифер Хансен-Глаклич в том, что реконструкция холокоста в Мемориальном музее в Вашингтоне, как и в мемориале Яд ва-Шем в Иерусалиме и Еврейском музее в Берлине,
27 Kelly C. Ocasio-Cortez Compares Migrant Detention Facilities to Concentration Camps [Электронный ресурс] // CNN. 2019. June 18. URL: https://edition.cnn.com/2019/06/18/politics/alexandria-ocasio-cortez-con centration-camps-migrants-detention/index.html; Steinbuch Y. US Holocaust Museum Denounces AOC's 'Concentration Camp' remarks [Электронный ресурс] // New York Post. 2019. June 24. URL: https://nypost.com/2019/06/24/ us-holocaust-museum-denounces-aocs-concentration-camp-remarks/ (дата обращения 15 октября 2020).
28 Origins of Neo-Nazi White Supremacist Terms and Symbols: A Glossary [Электронный ресурс] // United States Holocaust Memorial Museum. URL: https://www.ushmm.org/antisemitism/what-is-antisemitism/origins-of-neo-nazi-and-white-supremacist-terms-and-symbols (дата обращения 15 января 2021).
оказывает влияние на наше восприятие прошлого и, следовательно, углубляет понимание современности. По заключению американской исследовательницы, указанные музеи имеют общие цели, хотя методы, средства репрезентации ими холокоста отличны, будучи обусловлены историческими, культурными особенностями страны [Hansen-Glucklich 2014, pp. 2-3]. В Мемориальном музее США, считает она, в большей степени прописан традиционный нарратив.
Литература
Альтман 2009 - Энциклопедия Холокоста на территории СССР / Гл. ред. И.А. Альтман. М.: РОССПЭН, 2009. 1143 с.
Альтман, Хавкин 2020 - Альтман И.А., Хавкин Б.Л. Национал-социализм, холокост и антигитлеровское сопротивление в Германии (1933-1939 гг.): Материалы к спецкурсу для студентов РГГУ. М.: МИК, 2020. 150 с.
История, память, идентичность 2016 - История, память, идентичность: теоретические основания и исследовательские практики: Материалы Междунар. научной конф. / Под ред. О.В. Воробьевой, О.Б. Леонтьевой, С.И. Маловичко, М.Ф. Румянцевой. М.: Аквилон, 2016. 474 с.
Репина 2020 - Прошлое для настоящего: История-память и нарративы национальной идентичности / Под ред. Л.П. Репиной. М.: Аквилон, 2020. 464 с.
Хавкин 2018 - Хавкин Б.Л. Расизм и антисемитизм в гитлеровской Германии: Антинацистское Сопротивление немецких евреев. М.: РГГУ, 2018. 243 с.
Young 1994 - YoungJ.E. The Texture of Memory: Holocaust Memorials and Meaning. New Haven and L.: Yale University Press, 1994. 415 p.
Linethal 2001 - Linethal E.T. Preserving Memory: The Struggle to Create America's Holocaust Museum. N.Y.: Columbia University Press, 2001.
Stier 2009 - Stier O.B. Committed to Memory: Cultural Meditations of the Holocaust. Amherst: University of Massachusetts Press, 2009. 296 p.
Hansen-Glucklich 2014 - Hansen-Glucklich J. Holocaust Memory Reframed: Museums and the Challenges of Representation. New Brunswick (N.J.): Rutgers University Press, 2014. 272 p.
Wilhelm 2020 - Wilhelm Th. Holocaust Narratives: Trauma, Memory and Identity across Generations. N.Y.: Routledge, 2020. 218 p.
Jaeger 2020 - Jaeger S. The Second World War in the Twenty-First Century Museum. Berlin/Boston: De Gruyter, 2020. 380 p.
References
Altman, I. (ed.) (2009), Entsiklopediya Kholokosta na territorii SSSR [Encyclopedia of the Holocaust on the territory of the USSR], ROSSPEN, Moscow, Russia.
Altman, I. and Khavkin, B.L. (2020), Natsional-sotsializm, kholokost i antigitlerovskoe soprotivlenie v Germanii (1933-1939 gg.): materialy k spetskursu dlya studentov
RGGU [National-socialism, the Holocaust and anti-Nazi resistance in Germany (1933-1939): special course materials for RGGU students], MIK, Moscow, Russia. Hansen-Glucklich, J. (2014), Holocaust Memory Reframed: Museums and the Challenges
of Representation, University of Massachusetts Press, New Brunswick, NJ, USA. Jaeger, S. (2020), The Second World War in the Twenty-First Century Museum, Routledge,
Berlin, Germany and Boston, MS. Khavkin, B.L. (2018), Rasizm i antisemitizm v gitlerovskoi Germanii: Antinatsistskoe So-protivlenie nemetskikh evreev [Racism and antisemitism in Hitler's Germany. AntiNazi Resistance of German Jews], RGGU, Moscow, Russia. Linethal, E.T. (2001), Preserving Memory: The Struggle to Create America's Holocaust
Museum, Columbia University Press, New York, USA. Repina, L., ed. (2020), Proshloe dlya nastoyashchego: istoriya-pamyat' i narrativy natsional'noi identichnosti [The past for the present: history-memory and narratives of national identity], Aquilon, Moscow, Russia. Stier, O.B. (2009), Committed to Memory: Cultural Meditations of the Holocaust, University of Massachusetts Press, Amherst, USA. Vorob'eva, O., Leont'eva, O. Malovichko, S. and Rumyantseva, M. (eds.) (2016), Istoriya, pamyat', identichnost': teoreticheskie osnovaniya i issledovatel'skie praktiki [History, memory, identity: theoretical bases and research practices], Aquilon, Moscow, Russia.
Wilhelm, Th. (2020), Holocaust Narratives: Trauma, Memory and Identity across
Generations, Routledge, N.Y., USA. Young, J.E. (1994), The Texture of Memory: Holocaust Memorials and Meaning, Yale University Press, New Haven and London.
Информация об авторе
Мария М. Сиротинская, кандидат исторических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6;
Институт всеобщей истории Российской академии наук, Москва, Россия; 119334, Россия, Москва, Ленинский проспект, д. 32А; masha_siro-tinskaia@mail.ru
Information about the author
Mariya M. Sirotinskaya, Cand. of Sci. (History), associate professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125993;
Russian Academy of Sciences Institute of World History, Moscow, Russia; bld. 32A, Leninskii Avenue, Moscow, Russia, 119334; masha_sirotinskaia@ mail.ru