Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ШКОЛА / ЦЕНТР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ МАРШРУТ / СТАНДАРТ ОПЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зубарева Н.Н., Зубарева Т.Г., Петелина Н.Г., Шумакова И.В.

В статье рассматриваются вопросы содержания и реализации проекта «Здоровьесберегающая школа» в рамках «Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года». Обоснована актуальность данного проекта, дана краткая характеристика мероприятий, выполненных согласно дорожной карте проекта в 2023 году, обозначены первые результаты. Представлены стандарты операционных процедур, которые позволят упорядочить часть процессов в системе общего образования и тиражировать мероприятия проекта в общеобразовательных организациях региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зубарева Н.Н., Зубарева Т.Г., Петелина Н.Г., Шумакова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVATION AND PROMOTION OF HEALTH OF STUDENTS IN THE REGIONAL SYSTEM OF EDUCATION: MANAGEMENT ASPECT

The article deals with the content and implementation of the project «Health-Saving School» within the framework of the «Strategy for the development of education in the Kursk region for the period up to 2030». The relevance of this project is substantiated, a brief description of the activities carried out according to the project roadmap in 2023 is given, and the first results are indicated. Standards of operating procedures are presented, which will allow streamlining part of the processes in the general education system and replicating project activities in general educational organizations in the region.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 371.7: 364.043.4

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© 2023 Н. Н. Зубарева 1, Т. Г. Зубарева 2, Н. Г. Петелина 3, И. В. Шумакова 4

1 кандидат педагогических наук, доцент, старший советник губернатора Курской области e-mail: zubareva @ rkursk. ru

Администрация Курской области

2 кандидат педагогических наук, доцент, директор e-mail: pmc-kursk@yandex.ru 3кандидат психологических наук, заместитель директора e-mail: pmc-kursk@yandex.ru

Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения

4заместитель начальника управления дошкольного, общего, дополнительного и специального образования и воспитания e-mail: shumakova. 63 @ mail. ru

Министерство образования и науки Курской области

В статье рассматриваются вопросы содержания и реализации проекта «Здоровьесберегающая школа» в рамках «Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года». Обоснована актуальность данного проекта, дана краткая характеристика мероприятий, выполненных согласно дорожной карте проекта в 2023 году, обозначены первые результаты. Представлены стандарты операционных процедур, которые позволят упорядочить часть процессов в системе общего образования и тиражировать мероприятия проекта в общеобразовательных организациях региона.

Ключевые слова: здоровьесберегающая школа, центр здоровьесбережения, индивидуальный здоровьесберегающий маршрут, стандарт операционных процедур.

PRESERVATION AND PROMOTION OF HEALTH OF STUDENTS IN THE REGIONAL SYSTEM OF EDUCATION: MANAGEMENT ASPECT

© 2023 N. N. Zubareva 1, T. G. Zubareva 2, N. G. Petelina 3, I. V. Shumakova 4

1Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Senior Advisor Governor of the Kursk region e-mail: zubareva @ rkursk. ru

Administration of the Kursk region

2Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, director e-mail: pmc-kursk@yandex.ru

3Candidate of Psychological Sciences, Deputy Director e-mail: pmc-kursk@yandex.ru

Kursk Regional Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Support

4Deputy Head of the Department of Preschool, General, Additional and Special Education and Upbringing e-mail: shumakova. 63 @ mail. ru

Ministry of Education and Science of the Kursk Region

The article deals with the content and implementation of the project «Health-Saving School» within the framework of the «Strategy for the development of education in the Kursk region for the period up to 2030». The relevance of this project is substantiated, a brief description of the activities carried out according to the project roadmap in 2023 is given, and the first results are indicated. Standards of operating procedures are presented, which will allow streamlining part of the processes in the general education system and replicating project activities in general educational organizations in the region.

Keywords: health-saving school, health-saving center, individual health-saving route, standard of operating procedures.

Образовательная политика Курской области отражает федеральные подходы к процессам воспитания, обучения, развития и ориентирована на укрепление здоровья подрастающего поколения. В числе значимых векторов следует выделить здоровьесбережение обучающихся и педагогов, формирование культуры здорового образа жизни, которые становятся ориентиром деятельности каждой образовательной организации.

В Стратегии развития образования Курской области, разработанной на период до 2030 г. [6], поставлены целевые задачи по сохранению и укреплению здоровья населения, определены необходимые для проведения мероприятия. Ресурсы сохранения и укрепления здоровья детей, родителей и педагогов аккумулируются в Стратегии в рамках проекта «Здоровьесберегающая школа». Разработчиком проекта стала команда педагогических и медицинских работников, специалистов министерств образования и здравоохранения региона. Актуальность проекта обусловлена потребностью в обеспечении комплексной работы и взаимодействия медицинских, образовательных организаций и семьи в вопросах здоровьесбережения обучающихся.

Цель проекта - сохранение и укрепление здоровья детей, проживающих в Курской области.

Отправной точкой для разработки проекта стал анализ результатов мониторинга Министерства просвещения Российской Федерации, показателей рейтинга губернатора региона по вектору «образование» и внутреннего мониторинга системы образования, который позволил выявить спектр необходимых для решения задач. По состоянию на 2022/2023 уч. год из более чем 119 тыс. обучающихся общеобразовательных организаций Курской области 7311 человек являются детьми с ОВЗ и инвалидностью; из 13,5 тыс. педагогических работников региона 40% испытывают профессиональные дефициты по работе с обучающимися, имеющими нарушения здоровья. Лишь 10% педагогов прошли обучение по формированию навыков оказания первой помощи обучающимся; менее 15% обучались по программам повышения квалификации, направленным на сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью. Показательно, что

44% общеобразовательных организаций не обеспечены педагогами-психологами, учителями-дефектологами, логопедами. Из более чем 300 общеобразовательных организаций, находящихся в сельской местности, только 30% имеют медицинские кабинеты, в некоторых отсутствуют условия для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью, многофункциональные пространства и зоны для отдыха, творчества и спорта.

Указанные дефициты актуализируют такие проблемы, как неэффективное взаимодействие медицинских, образовательных организаций и семьи по вопросам здоровьесбережения; низкий уровень кадровой обеспеченности специалистами сопровождения; отсутствие стандартизированного научно-методического сопровождения здоровьесбережения в школе и единого подхода к комплексной всесторонней оценке состояния здоровья ребенка; недостаточный уровень компетенций специалистов по вопросам работы с детьми с нарушениями в здоровье; низкая обеспеченность школ здоровьесберегающей инфраструктурой, бессистемность профилактических мероприятий по формированию здорового образа жизни для участников образовательных отношений.

Для решения вышеуказанных проблем команда разработчиков проекта предложила унифицировать подходы к созданию здоровьесберегающей среды в образовательных организациях, комплексной оценке состояния и сохранения здоровья обучающихся; создать региональный многопрофильный центр здоровьесбережения; расширить сеть психолого-педагогических служб для оказания помощи всем участникам образовательных отношений как можно ближе к месту их проживания; нивелировать профессиональные дефициты педагогов в области формирования здоровьесберегающей среды и выстроить систему профилактических мероприятий по формированию здорового образа жизни.

Была определена следующая цель проекта: к 2025 г. охватить 100% обучающихся пилотных площадок индивидуальными маршрутами здоровья и сформировать у 70% субъектов образовательной деятельности положительное отношение к здоровому образу жизни.

Проект «Здоровьесберегающая школа» предусматривает проведение ряда разнообразных мероприятий, направленных на укрепление детского здоровья, регионального и муниципального уровня, позволяет взаимодействовать обучающимся, педагогам и родительской общественности в формировании привычки к здоровому образу жизни, пропагандировать и популяризировать ценности здоровьесбережения, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек. К реализации проекта на пилотных площадках в регионе приступили в начале 2023 г.

К настоящему времени достигнуты следующие результаты:

- разработана региональная модель «Здоровьесберегающая школа»;

- открыт Региональный центр здоровьесбережения при Курском институте развития образования;

- определены критерии и показатели индивидуального здоровьесберегающего маршрута обучающегося;

- разработана система мониторинга социально-психологических, педагогических и физических показателей здоровья обучающихся;

- открыто территориальное отделение областного центра психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения.

Остановимся подробнее на вышеуказанных мероприятиях.

Региональная модель «Здоровьесберегающая школа» (далее - региональная модель ЗШ), состоящая из 16 компонентов, спроектирована командой проекта

«Здоровьесберегающая школа» и утверждена приказом Министерства образования и науки Курской области (рис. 1).

Рис. 1. Модель «Здоровьесберегающая школа»

Внедрение региональной модели ЗШ направлено на создание условий для сохранения, укрепления здоровья участников образовательного процесса и формирования здорового образа жизни через осуществление комплекса мероприятий по формированию культуры ЗОЖ; развитие системы психолого-педагогической помощи для всех участников образовательных отношений; формирование здоровьесберегающей инфраструктуры образовательных организаций и реализацию индивидуальных маршрутов здоровья в условиях единого образовательного пространства. Для обеспечения внедрения модели в любой образовательной организации региона утверждены макеты рабочей документации, нормативно-правовые, организационно-методические, кадровые, психолого-педагогические, информационные, материально-технические и мониторинговые (экспертно-оценочные) показатели; разработан стандарт операционных процедур (рис. 2).

Следующим важным шагом по реализации проекта «Здоровьесберегающая школа» стало создание Регионального центра здоровьесбережения при Курском институте развития образования, призванного обеспечить взаимодействие образовательных организаций по укреплению здоровья школьников и повышению квалификации педагогов.

Региональным центром здоровьесбережения сформирован комплексный план мероприятий по формированию у обучающихся навыков здорового образа жизни; разработаны целевые программы повышения квалификации педагогических работников в области здоровьесбережения; составлено положение и утвержден приказ о проведении в регионе первого конкурса коллективов образовательных организаций по здоровьесберегающей тематике. Для обсуждения перспектив работы по проблемам

здоровьесбережения запланировано проведение региональной конференции, семинаров и дискуссионных площадок.

Составление плана по развитию здоровьесберегающей среды в 00

Рис. 2. Стандарт операционных процедур по внедрению модели «Здоровьесберегающая школа»

В целях сохранения и укрепления здоровья детей посредством системы профилактических и здоровьесберегающих рекомендаций, объединения педагогического и медицинского подходов к формированию привычек и навыков здорового образа жизни специалистами Курского областного центра психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения, кафедры педиатрии Курского государственного медицинского университета Минздрава России, ряда структурных подразделений

Курского института развития образования (кафедры воспитания и управления образовательной деятельностью, кафедры естественно-математического образования, межкафедральной учебной лаборатории социально-педагогического сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации), Курского техникума связи был разработан индивидуальный здоровьесберегающий маршрут обучающегося (далее -ИЗМО). ИЗМО включает ряд компонентов: медицинский, физической культуры, психологический, педагогический, социальный [3, с. 96].

Медицинский компонент включает такие показатели, как медицинская группа здоровья, сведения о заболеваемости за год, наличие хронических заболеваний у обучающихся, инвалидности, организация сбалансированного питания в образовательной организации, выполнение санитарных норм и правил.

Компонент физической культуры синхронен медицинским показателям и во многом на них опирается. При его составлении учитывались «Правила определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой» [4]. Показателями в его рамках является участие обучающихся в занятиях спортом и других физкультурных мероприятиях, сдача норм ГТО, проведение дополнительных занятий для повышения физической подготовки, включение в программу уроков элементов ЛФК и подвижных игр.

Социальный компонент отражает показатели статуса обучающегося и его семьи: наличие поведенческих проблем у ребенка и социальных трудностей семьи (вынужденные переселенцы, беженцы, неполные семьи), показатели профилактического учета внутри- и внешкольного уровня (КДН, ПДН, ОШУ, органа опеки) и иные проблемы.

Педагогический компонент содержит данные педагога, учителя-дефектолога (при его наличии в образовательной организации), а также учителя-логопеда. Педагог оценивает освоение содержания образования, работоспособность на уроке и во внеурочной деятельности, специфику продуктивной деятельности школьника, понимание инструкции, качество реализации (при наличии) заключения ПМПК обучающегося с ОВЗ и мероприятий ИПРА ребенка-инвалида. Логопедическая часть позволяет проанализировать наличие расстройства голоса, нарушений темпо-ритмической организации речи, звукопроизношения, иннервации речевого аппарата, структурно-семантического оформления высказывания, письма, анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата.

Критерии и показатели психологического компонента ранжированы по уровням образования. У обучающихся начальной школы диагностируются мотивация, адаптация, социальный статус, самооценка, тревожность, агрессивность, способности к различным видам внеучебной деятельности, определяется роль ребенка в конфликтных ситуациях, выявляется риск буллинга. На уровне основного общего образования добавляются такие компоненты, как акцентуации характера, профессиональные интересы и склонности. На уровне среднего общего образования оцениваются сформированность ценностей, адаптация, социальный статус, самооценка, агрессивность, тревожность, участие в конфликтах.

ИЗМО направлен не только на оценку состояния здоровья на разных возрастных этапах, но и на разработку системы мероприятий по сохранению и укреплению социального, физического, психолого-педагогического здоровья обучающегося, воспитанию ценностей здорового образа жизни. Его особенностью является возможность четырехуровневой оценки результатов, генерации отчетов на индивидуальном, институциональном, муниципальном и региональном уровнях.

ИЗМО является базисным компонентом для проведения мониторинга социально-психологических, педагогических и физических показателей здоровья

обучающихся [3, с. 97]. Комплексный анализ компонентов мониторинга позволит получить информацию о качестве осуществляемой деятельности и эффективности здоровьесберегающей среды образовательных организаций региона. В рамках мониторинга предполагается оценивать:

- наличие в образовательной организации нормативных актов по здоровьесбережению;

- соответствие инфраструктуры здоровьесбережения нормативным требованиям, учет экологической обстановки окружающей среды;

- обеспеченность организации специалистами службы сопровождения;

- выполнение санитарных норм и требований по охране здоровья обучающихся;

- работу по популяризации здорового образа жизни через информационные ресурсы, сайты и т.д.;

- реализацию плана мероприятий по формированию навыков ЗОЖ, проведение дней и месячников здоровья, организацию оптимальной двигательной активности, осуществление консультирования по вопросам здоровьесбережения;

- реализацию индивидуальных здоровьесберегающих маршрутов обучающихся (ИЗМО);

- участие обучающихся во внеклассных и внешкольных мероприятиях по формированию навыков здорового образа жизни;

- организацию рационального питания в соответствии с нормативными требованиями;

- реализацию дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности, в том числе через систему дополнительного образования;

- наличие в образовательной организации медицинских специалистов, проведение регулярных медицинских осмотров обучающихся и педагогов,

- наличие специалистов, прошедших курсы повышения квалификации по тематике ЗОЖ и внедряющих здоровьесберегающие технологии;

- организацию взаимодействия с семьей и социумом;

- участие родителей в родительских собраниях по здоровьесберегающей тематике, физкультурных мероприятиях.

Мониторинг также реализуется как стандартная операционная процедура, включающая ряд последовательных действий по оценке состояния здоровья одного или группы обучающихся (рис. 3).

Учет полученной по итогам мониторинга информации способствует повышению эффективности управления образовательной организацией, облегчает прогнозирование здоровьесберегающих процессов, позволяет оценить состояние здоровья детей на разных возрастных этапах. Результаты мониторинга позволят обеспечить фиксацию полученных данных по времени, выявить потенциальные риски и актуальные проблемы, провести корректировку здоровьесберегающей среды на всех уровнях образования.

Рис. 3. Стандарт операционных процедур «Проведение мониторинга социально-психологических, педагогических и физических показателей здоровья обучающихся»

Для повышения доступности помощи детям, педагогам и родителям по месту проживания инициировано открытие территориальных отделений Областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Первый территориальный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ТЦ ППМСП) открыт в одном из районов Курской области. ТЦ ППМСП позволят решать задачи:

- предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной, консультативной и профилактической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

- выявления особенностей в физическом и психическом развитии и нарушений в поведении детей;

- осуществления образовательной деятельности по реализации дополнительных образовательных программ;

- оказания помощи семьям с детьми младенческого и раннего возраста (с рождения до трёх лет) с выявленными нарушениями развития и (или) риском возникновения таковых;

- оказания консультативно-методической, просветительской помощи родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательных отношений закрепленных муниципальных образований.

Специалистами подготовлен Стандарт операционных процедур и кейс документов для открытия к 2025 г. четырех ТЦ ППМСП (рис. 4).

Органы, осуществляют не управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Курской области

Подписание приказа о создании ТЦППМСП

трудовых договоров со специалистами

Деятельность специалистов ТЦ ППМСП

Ознакомление специалистов с локальными

актами ТЦППМСП

Составление расписания, индивиду альных планов и графиков работы

Подписание должностных инструкций

Утверждение плана работы ТЦППМСП

Стажировка, повыш ение квалификации по вопросам

оказания помощи детям в условиях деятельности территориального центра психолог о-педаг отческой: медицинской рг социальной помощи

Торжественное открытие ТЦ ППМСП

Рис. 4. Стандарт операционных процедур «Открытие территориального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Оценка первых результатов проекта «Здоровьесберегающая школа» показывает, что выполнение мероприятий проекта решит ряд задач. Внедрение модели «Здоровьесберегающая школа» позволит выявить дефициты здоровьесберегающей среды в образовательных организациях и определить мероприятия по развитию инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом, совершенствованию деятельности школьных спортивных клубов, реализации программ формирования навыков здорового образа жизни у детей; обеспечит регулярное проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий и увеличение количества их участников, в том числе родителей. Региональный центр здоровьесбережения при Курском институте развития образования окажет методическую поддержку и организует повышение квалификации педагогов по вопросам здоровьесбережения и формирования культуры здорового образа жизни обучающихся. Совместная деятельность педагогов и медицинских работников обеспечит эффективность реализации здоровьесберегающих маршрутов. Внедренная в школах система мониторинга социально-психологических, педагогических и физических показателей здоровья обучающихся в образовательных организациях Курской области позволит администрации образовательных организаций принимать своевременные управленческие решения по развитию здоровьесберегающей среды. Создание территориальных центров решит вопрос кадрового дефицита педагогов, обеспечит образовательные организации специалистами сопровождения, оказывающими комплексную консультативную поддержку всем участникам образовательных отношений по вопросу сохранения и укрепления здоровья курских школьников.

Библиографический список

1. Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе: методические рекомендации / сост. Г.Д. Климентьева, Е.В. Корсун, Л.И. Стрекаловская и др. - Улан-Удэ, 2020. - 127 с.

2. Зубарева, Т. Г. Внедрение электронного индивидуального здоровьесберегающего маршрута обучающегося как современная форма методической поддержки образовательного процесса в школе (из опыта работы ОКУ «Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения») / Т. Г. Зубарева, Н. Г. Петелина // XV Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские чтения», г. Москва, 21-25 января 2023 г.: сборник статей. В 2 частях. Часть. 2. - Москва: Изд-во НШУОС, МАНПО, «5 за знания», 2023. -С. 48-51.

3. Зубарева, Т. Г. Конвергенция психолого-медико-педагогических траекторий в единый здоровьесберегающий маршрут обучающегося / Т. Г. Зубарева, Н. Г. Петелина // НАУКА.УПРАВЛЕНИЕ.ОБРАЗОВАНИЕ.РФ. - 2023. - № 1 (9). -С. 94-98.

4. Приказ Минздрава России от 10.08.2017 № 514н (ред. от 19.11.2020) «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 мая 2012 г. № МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья».

6. Постановление Администрации Курской области от 10 ноября 2022 г. № 1284-па «Об утверждении Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.