Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бермус Александр Григорьевич

Данная публикация представляет собой обзор отечественной научно-педагогической литературы, цель которого - выявить наиболее актуальные проблемы в области здоровьесбережения студентов и преподавателей высших учебных заведений. Материалом для анализа послужили свыше 100 печатных и электронных источников по педагогике, психологии, социологии медицины и социологии образования с 2020 г. по 2022 г. включительно. Научная новизна обзора заключается в определении текущих задач и выявлении перспективных направлений педагогических исследований в области обеспечения здоровьесбережения всех субъектов образовательного процесса в высшей школе. В результате проанализированы диссертационные исследования 2020-2022 гг. по рассматриваемой тематике. Определены методологические основания и выявлены новые тенденции в реализации здоровьесберегающей политики вузов, классифицируются модели и технологии формирования навыков здорового образа жизни, стереотипов здоровьесберегающего поведения и культуры здоровья студентов в целом. Оценены преимущества и риски цифровизации высшего образования с точки зрения их влияния на здоровье обучающихся. Описаны перспективы применения здоровьесберегающих технологий в высшем образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бермус Александр Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES AND RESEARCH PERSPECTIVES OF HEALTH PROTECTION IN THE UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT: A THEORETICAL REVIEW

The publication is a review of Russian scientific and pedagogical literature, which aims to identify the most pressing issues in the field of health protection for students and teachers of higher education institutions. More than one hundred printed and electronic sources on pedagogy, psychology, medical sociology and educational sociology from 2020 through 2022 served as the material for the analysis. Scientific novelty of the study lies in determining current tasks and identifying promising areas of pedagogical research in the field of ensuring health protection for all subjects of the educational process in higher education. As a result, the thesis research of 2020-2022 on the topic under consideration has been analysed. The methodological foundations have been determined and new trends in the implementation of the health protection policy of universities have been identified, models and technologies for the formation of healthy lifestyle skills, stereotypes of health protection behaviour and students’ health culture in general have been classified. The advantages and risks of higher education digitalisation in terms of their impact on the health of students have been assessed. The prospects for implementing health protection technologies in higher education have been described.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР»

Zf гроглбто

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2023. Том 8. Выпуск 1. С. 1-12 | 2023. Volume 8. Issue 1. P. 1-12

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Проблемы и перспективы исследований здоровьесбережения в образовательной среде вуза: теоретический обзор

Бермус А. Г.

Аннотация. Данная публикация представляет собой обзор отечественной научно-педагогической литературы, цель которого - выявить наиболее актуальные проблемы в области здоровьесбережения студентов и преподавателей высших учебных заведений. Материалом для анализа послужили свыше 100 печатных и электронных источников по педагогике, психологии, социологии медицины и социологии образования с 2020 г. по 2022 г. включительно. Научная новизна обзора заключается в определении текущих задач и выявлении перспективных направлений педагогических исследований в области обеспечения здоровьесбережения всех субъектов образовательного процесса в высшей школе. В результате проанализированы диссертационные исследования 2020-2022 гг. по рассматриваемой тематике. Определены методологические основания и выявлены новые тенденции в реализации здо-ровьесберегающей политики вузов, классифицируются модели и технологии формирования навыков здорового образа жизни, стереотипов здоровьесберегающего поведения и культуры здоровья студентов в целом. Оценены преимущества и риски цифровизации высшего образования с точки зрения их влияния на здоровье обучающихся. Описаны перспективы применения здоровьесберегающих технологий в высшем образовании.

EN

Issues and Research Perspectives of Health Protection

in the University Educational Environment: A Theoretical Review

Bermus A. G.

Abstract. The publication is a review of Russian scientific and pedagogical literature, which aims to identify the most pressing issues in the field of health protection for students and teachers of higher education institutions. More than one hundred printed and electronic sources on pedagogy, psychology, medical sociology and educational sociology from 2020 through 2022 served as the material for the analysis. Scientific novelty of the study lies in determining current tasks and identifying promising areas of pedagogical research in the field of ensuring health protection for all subjects of the educational process in higher education. As a result, the thesis research of 2020-2022 on the topic under consideration has been analysed. The methodological foundations have been determined and new trends in the implementation of the health protection policy of universities have been identified, models and technologies for the formation of healthy lifestyle skills, stereotypes of health protection behaviour and students' health culture in general have been classified. The advantages and risks of higher education digitalisation in terms of their impact on the health of students have been assessed. The prospects for implementing health protection technologies in higher education have been described.

Введение

Сохранение и укрепление здоровья молодежи является приоритетной задачей государственной политики, направленной на преумножение здоровья нации. Тенденции здоровьесбережения находят отражение в ряде официальных законодательных и нормативных документов, в том числе в «Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена Указом Президента РФ от 6 июня 2019 г. № 254); «Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года» (утверждена Приказом Минздрава РФ от 15 января 2020 г. № 8); в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р).

Обзорная статья (review) | https://doi.org/10.30853/ped20220221

© 2023 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Использование здоровьесберегающих технологий входит в комплекс национальных целей в «Концепции реализации национальных целей в сфере науки и высшего образования до 2030 года» (утверждена Советом по стратегическому развитию и национальным проектам 13 июля 2020 г.).

Особую озабоченность, согласно данным ретроспективного социологического анализа (Ивахненко, 2021), вызывает состояние здоровья студентов высших учебных заведений, в частности рост заболеваемости и уменьшение числа абсолютно здоровых студентов за последние 15-20 лет. Обзорное исследование (Исабекова, Арингази-на, 2021) показывает, что грамотность студенческой молодежи в вопросах здоровья недостаточно высока, что создает повышенную угрозу для здоровьесбережения студенчества как социальной группы, потенциально открытой для всевозможных новшеств, инноваций и изменений в силу юношеского возраста и склонности к риску.

Кроме того, студенты в значительной степени подвержены влиянию негативных последствий цифровой трансформации образования, включая информационные перегрузки, компьютерную зависимость и номофо-бию (Бермус, 2022). Все эти факторы делают актуальной тематику настоящего исследования, направленного на выявление ключевых трендов в области освещения учеными различных аспектов здоровьесбережения в условиях высшей школы.

Несомненно следующее: проблемы здоровьесберегающего поведения могут быть осмыслены лишь в связи с определенной концептуализацией самого здоровья. Исходя из определения Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), под здоровьем понимают «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Преамбула к Уставу Всемирной организации здравоохранения, принятому Международной конференцией здравоохранения (г. Нью-Йорк, 19-22 июня 1946 г.). URL: https://www.who.int/ru/about/governance/constitution). Психическое здоровье - это состояние духовного благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Социальное здоровье - это способность человека общаться с другими без конфликтов, чувствовать себя ответственным за общество, в котором мы живем, работать для этого и быть способным ощущать красоту жизни.

Проблемы здоровьесбережения обучающихся в системе высшего образования с начала нулевых годов привлекают пристальное внимание педагогов, психологов, социологов, управленцев, представителей академической общественности. В нашей статье мы обратимся к системному анализу публикаций российских исследователей в сфере педагогики, психологии, социологии образования, социологии медицины, педагогического менеджмента и других областей знания по проблемам здоровья и здоровьесбережения в системе высшего образования, опубликованных за последние три года, то есть с января 2020 года до декабря 2022 года.

Из монографий последних лет стоит упомянуть исследование Л. В. Горюновой, Н. А. Заводного и И. В. Тимченко (2020), в котором описываются особенности формирования навыков здоровьесберегающего поведения студентов современного вуза; а также лекцию Н. В. Казанцевой (2020), в которой анализируются факторы, влияющие на здоровье студенчества и ценностные ориентации, мотивирующие обучающихся к ведению здорового образа жизни: природно-климатические воздействия, городской шум, экологическая обстановка, информационные перегрузки на занятиях, рациональное питание, физическая активность обучающихся и др.

В двух монографиях, изданных в 2020 году, авторские концепции здоровьесбережения изложены с позиций средового подхода. Это монографическое исследование Э. К. Самерхановой (2020), в котором сформулированы особенности проектирования экосистемы вуза с опорой на принципы здоровьесбережения в условиях цифровой информационно-образовательной среды, и монография Г. И. Семикина и соавторов (Семикин, Мысина, Миронов и др., 2020), где представлен опыт практического применения технологий здоровьесбережения в образовательной среде крупнейшего технического университета России - Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана.

Ключевые проблемы и наиболее актуальные аспекты здоровьесбережения студентов и преподавателей российских вузов, выделенные в педагогических исследованиях, анализируются в обзорной публикации Е. В. Гряз-новой, И. А. Треушникова, А. И. Треушникова и Г. Н. Рогановой (2020). Авторы рассматривают здоровьесбере-жение в широком контексте - как объект изучения гуманитарных наук с учетом реализации здоровьесбере-гающих технологий в различных сферах жизнедеятельности - педагогической, экономической, социальной, физкультурной и медицинской. Отмечается, что наименее изученным является уровень управления образованием, в рамках которого разрабатываются здоровьсберегающие стратегии разного уровня - федеральные, региональные и муниципальные программы и национальные проекты, направленные на развитие культуры здорового образа жизни в социуме.

Теоретико-методологическая основа настоящего обзорного исследования представлена совокупностью традиционных и инновационных педагогических подходов: компетентностного, аксиологического, валеологи-ческого, экосистемного, целостного, средового. Автором также применялись элементы библиометрического анализа и контент-анализа текстов научных источников по междисциплинарной тематике.

В структурном отношении публикация разделена на два основных раздела: в первом представлен тематический обзор диссертационных (главным образом педагогических) исследований по заявленной проблеме, во втором анализируется содержание источников научной периодики, раскрывающих особенности и тенденции реализации программ и технологий здоровьесбережения в образовательном пространстве современного вуза.

Аналитическая часть

I. Тематический обзор диссертационных исследований по проблемам обеспечения здоровьесбережения

в высшей школе (2020-2022 гг.)

Из недавних теоретических обзоров по теме здоровьесбережения в высшей школе особый интерес представляет обзор современных диссертационных исследований, выполненный с привлечением метода библио-метрического анализа (Пивненко, Витенко, 2021). Авторами анализируется предметная тематика диссертационных исследований с 2001 г. по 2020 г.; выявляется связь между тематикой диссертаций и их количественной представленностью по педагогическим, биологическим, медицинским, психологическим и социологическим наукам. Согласно данному исследованию, анализ диссертаций по направлению 13.00.00 (Педагогические науки) показал, что с 2001 г. по 2012 г. в среднем защищалось от 3-4 до 7 диссертаций по здоровьесбережению ежегодно (в совокупности по всем шифрам педагогических специальностей). В период с 2012 г. по 2020 г. включительно произошел некоторый спад интереса исследователей к проблеме здоровьесбережения. Ключевыми аспектами исследований с 2001 г. по 2020 г. были следующие тематические направления: здоровьесберегающая образовательная среда; организация здоровьесберегающего образовательного процесса; коррекционное здоро-вьесберегающее образование; здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций; здоровьесбе-регающее поведение; формирование здоровьесберегающих компетенций; здоровьесберегающие технологии.

В свою очередь, исходя из целей выявления актуальной проблематики обеспечения здоровьесбережения в высшей школе, мы проанализировали выборку диссертаций, представленных на сайте Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (URL: https://vak. minobrnauki.gov.ru/main), с января 2020 года по декабрь 2022 года. Оказалось, что количество исследований, связанных с тематикой здоровьесбережения по направлению «Педагогические науки», несколько возросло, и только по специальности 5.8.7 Методология и технология профессионального образования в 2022 году было представлено к защите 4 диссертации кандидатского уровня, раскрывающие особенности здоровьесбережения студентов (Аристова, 2022; Бирюкова, 2022; Битшева, 2022; Сироткина, 2022), а также докторская диссертация А. Л. Димовой (2022), в которой анализируются негативные эффекты влияния на здоровье информационно-коммуникационных образовательных технологий. Для сравнения, в 2021 году по тематике здоровьесбережения студентов вуза были защищены 2 диссертации (Гаирбеков, 2021; Цакаева, 2021).

Следует также упомянуть ряд диссертационных исследований по непедагогическим специальностям, в которых освещаются вопросы здоровьесбережения студентов вузов. Это исследование на степень доктора психологических наук А. М. Лощакова (2020), в котором сформулированы стратегии психолого-педагогического сопровождения формирования культуры здоровья обучающихся, сохранения и укрепления психологического и социального здоровья студентов с целью снижения рисков их дезадаптации, предотвращения возможностей девиантного поведения, негативной социализации. Формированию культуры здоровья обучающихся посредством создания здоровьеформирующей среды вуза посвящена кандидатская диссертация А. В. Самарина (2021), раскрывающая проблему здоровьесбережения в социологической перспективе. И, наконец, непосредственное отношение к теме настоящего исследования имеет представленная к защите диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук В. В. Михайловского (2022), в которой описаны недавний ценный педагогический опыт и практики здоровьесбережения студентов медицинских вузов в условиях пандемии COVID-19.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что проблемы здоровьесбережения студенческой молодежи за последние три года стали шире освещаться в диссертациях по педагогическим и социально-гуманитарным дисциплинам.

II. Тематический обзор научных публикаций по проблемам обеспечения здоровьесбережения

в высшей школе (2020-2022 гг.)

Анализ современной научно-педагогической, психологической и социологической литературы позволил выделить основные направления отечественных исследований по проблемам здоровьесбережения в вузе и представить их в виде смысловых кластеров. Предложенная нами систематизация рассматриваемых авторами аспектов здоровьесберегающей деятельности в высшей школе в достаточной степени условна, так как в рамках отдельных публикаций многие из тематических направлений пересекаются в смысловом плане. В целом каждый кластер выделялся нами исходя из формулировки темы и преобладающего содержания публикации.

Количество вошедших в выборку источников по каждому кластеру позволяет в определенной степени судить о частоте освещения рассматриваемых исследователями вопросов в избранный хронологический период (2020-2022 гг.). Смысловые кластеры (см. Таблицу 1) располагаются в порядке убывания частоты представленности данной тематики в целевой выборке, объем которой включает свыше 100 публикаций. В таблице указаны источники, имеющиеся в открытом доступе и преимущественно отражающие тематику кластера в заголовках текстов. Что касается распределения публикаций по теме здоровьесбережения по годам, то в 2020 году число публикаций по исследуемой тематике в целевой выборке было равно 39,6%, в 2021 году оно выросло до 43%, а в 2022 году составило 17,4%, что может говорить, с одной стороны, об определенном спаде интереса исследователей к проблеме здоровьесбережения в сфере высшего образования, но, с другой стороны, может быть обусловлено тем фактом, что выборка текстов за 2022 год была неполной (в нее не вошли тексты за декабрь 2022 г.).

Таблица 1. Тематика и ключевые направления исследований проблем обеспечения здоровьесбережения в высшей школе (2020-2022 гг.)

№ Тематика и направления исследований Источники

1 Формирование здорового образа жизни, здоровьесберегающего поведения и культуры здоровья студентов Ананьева, 2020; Андросова, Петрова, Иванова, 2021; Андрющенко, Урванцева, Борисова и др., 2021; Арсланбекова, 2022; Гареева, Конобейская, 2020; Глазунова, Борисова, Мусохранов, 2021; Горюнова, Заводный, Тимченко, 2020; Желтухи-на, Петровская, Семоненко и др., 2020; Иванникова, Прохорова, 2020; Исабекова, Арингазина, 2021; Казанцева, 2020; Ковальчук, Лазуренко, Нифонтова, 2021; Коняева, Ахметвалиева, 2020; Коробченко, Голубчиков, Харченко и др., 2022; Купцова, 2021; Павлють, 2020; Пекина, Переузник, 2020; Савчук, Федорова, 2020; Сорокина, Плахов, Буйнов и др., 2021; Сперанская, Яцкевич, 2020; Сулкарнаева, Булгакова, Старикова и др., 2020; Федорищева, Гареева, Косилов, 2020.

2 Влияние цифровизации на здоровье студентов и преподавателей Баева, 2020; Буланова, Великая, 2021; Завада, Мавляутдинов, 2021; Зиновьев, Алексеева, Надыршина и др., 2021; Зубарев, Лаврушов, 2020; Калегина, Ханжина, 2021; Кротенко, 2020; Минева, 2021; Степанова, 2022; Татьяненко, Татья-ненко, 2021; Шарова, 2020; Шатравкина, 2020; Яруллина, 2020.

3 Укрепление физического, психического и социального здоровья личности в образовательной среде вуза Аркусов, 2021; Беляева, Кретова, Логинова, 2021; Горбаткова, Ахмадуллина, Ахмадуллин и др., 2022; Гудзь, Скорохватов, 2022; Давыдов, Кобелева, Свят-ченко, 2022; Качалова, 2021; Кашаева, 2020; Кузнецов, Косилов, 2020; Маяцкая, Козловская, 2020; Новикова, 2020; Павлова, 2021; Руднева, 2020; Хайбулаев, Манцигова, Кубекова и др., 2021; Хонелидзе, Родин, Сорокоумова, 2020.

4 Здоровьесберегающие технологии в высшем образовании Барышева, Болдырев, Науменко и др., 2021; Враге, Стрижаков, 2020; Годжу-ров, 2021; Зеленин, Паначев, Истомин, 2021; Косарев, Воронина, 2022; Кузнецова, Коляда, 2020; Лебедева, Рыбина, 2022; Логунова, Фокина, 2021; Маслова, Федоров, 2021; Мелешкова, Вальков, Мамаев и др., 2022; Носачева, 2020; Попова, Данике, 2021.

5 Здоровьесбережение в вузах в период пандемии Володина, Корнева, 2021; Володина, Рагулина, Русяева, 2022; Голякова, Карпие-вич, Сергеев, 2021; Егорова, 2021; Егошина, Димиденко, Уйманова, 2022; Ендо-вицкий, 2021; Есауленко, Петрова, 2020; Ковальжина, 2021; Левин, 2021; Лопатина, Ефремов, 2020; Мугаттарова, 2020; Радина, Балакина, 2021; Соколовская, 2020.

6 Компетенции здоровьесбереже-ния студентов вуза Ермаков, Сидоров, Дерешев и др., 2021; Ефимова, Макаричева, 2021; Кузнецов, Мамакина, 2020; Купцова, 2020; Лапшин, 2021; Лопатин, 2021; Пономарев, Барсуков, 2021; Сытник, Рагозина, Ашкинази и др., 2022; Хайруллин, Жукова, 2020.

7 Моделирование здоровьесбере-гающей среды Аристова, Комарова, 2020; Ахмадуллина, Горбаткова, Ахмадуллин и др., 2022; Декина, Куликова, 2020; Конеева, Пахомова, Агафошкин и др., 2021; Кочура, Матушанский, 2021; Самерханова, 2020; Семикин, Мысина, Миронов и др., 2020; Хоптинская, 2020; Щелина, Митичева, Сидорова и др., 2022.

8 Подготовка будущих педагогов к здоровьесберегающей деятельности Ванштейн, 2020; Доровских, Владимиров, Иванов, 2020; Кайгородова, Жакпаро-ва, 2021; Карпова, Уйманова, 2021; Козуб, 2021; Крутиков, 2020; Петухова, 2021.

Рассмотрим в общих чертах ключевые тенденции обеспечения здоровьесбережения в вузе в выделенных нами смысловых тематических кластерах.

1. Формирование здорового образа жизни, здоровьесберегающего поведения и культуры здоровья студентов. Данное направление наиболее широко представлено в отечественных исследованиях. Ключевыми аспектами исследований являются: отношение студентов к здоровому образу жизни (чаще всего на основе анкетного опроса, беседы); разработка методик формирования здорового образа жизни; роль физической активности и занятий физической культурой и спортом в контексте формирования здорового образа жизни; здоровый образ жизни как социальная ценность; психолого-педагогическое сопровождение развития навыков здорового образа жизни; формирование культуры здоровья, культуры питания; показатели и критерии культуры здоровья обучающихся и др.

В частности, описываются особенности формирования культуры здоровья и рационального питания как компонента культуры здоровья студентов (Сорокина, Плахов, Буйнов и др., 2021); стереотипы здоровьесберегающего поведения (Федорищева, Гареева, Косилов, 2020); особенности формирования здоровьесберегающего поведения в процессе физического воспитания студентов (Иванникова, Прохорова, 2020). Описаны возможности применения отдельных методов психологической диагностики уровня сформированности здоровьесберегающего поведения, а именно опросника З. Ючиньского (Павлють, 2020). Ряд исследователей (Сулкарнаева, Булгакова, Старикова и др., 2020) предложили педагогическую систему формирования культуры здоровья студентов технического вуза, обучающихся по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность, посредством интеграции учебных дисциплин «Производственная санитария и гигиена труда», «Специальная оценка условий труда», «Основы валеологии», «Ноксология», «Промышленная экология», «Инженерная психология и эргономика», «Физическая культура». В структуре культуры здоровья ученые выделяют следующие компоненты: валеологическая культура, культура безопасности, физическая культура, экологическая культура, психологическая культура.

2. Влияние цифровизации на здоровье студентов и преподавателей. Этот смысловой кластер отражается в публикациях достаточно широко. В контексте здоровьесбережения исследователями рассматриваются следующие аспекты: цифровая трансформация образования в вузе с точки зрения обеспечения психологической и информационной безопасности студентов (Баева, 2020; Калегина, Ханжина, 2021; Кашаева, 2020);

профилактика интернет-зависимости в студенческой среде (Зубарев, Лаврушов, 2020; Шатравкина, 2020); влияние дистанционного формата обучения на физическое и психологическое здоровье обучающихся (Шарова, 2020). Описаны риски для здоровья режима «непрерывного» электронного образования (Кротенко, 2020), а также последствия информационной перегрузки (Завада, Мавляутдинов, 2021). Рассматривается феномен «цифровой деменции» как крайнее проявление влияния цифровых образовательных ресурсов и цифровых технологий обучения на психологическое здоровье индивида (Минева, 2021). Большое количество публикаций посвящено выявлению и анализу негативного влияния на здоровье дистанционного режима обучения в условиях пандемии (см. далее раздел 5). Мы полагаем, что число исследований влияния цифровизации образования на здоровье обучающихся в дальнейшем будет постепенно расти. Это обусловлено тем фактом, что цифровая трансформация, которая затрагивает все стороны жизнедеятельности человека, есть закономерный этап в развитии цифровой экономики и информационного общества в целом. Данный социальный процесс будет неизбежно шириться, привлекая к себе все новых и новых исследователей.

3. Укрепление физического, психического и социального здоровья личности в образовательной среде вуза. В отечественных исследованиях затрагиваются все составляющие категории «здоровье» - физическая, психологическая и социальная. Особенное внимание в последние три года уделяется выявлению возможностей сохранения психического компонента здоровья обучающихся в современном мире. В данном контексте рассматриваются: психологическая саморегуляция в условиях дистанционного обучения (Аркусов, 2021; Качалова, 2021); влияние образа жизни на показатели психического здоровья личности (Горбаткова, Ахма-дуллина, Ахмадуллин и др., 2022); влияние самоизоляции и дистантного формата обучения на психологическое состояние и психическое здоровье обучающихся (Левин, 2021); особенности сохранения психологического и физического здоровья личности в вузах разной профессиональной направленности: военных учебных заведениях (Желтухина, Петровская, Семоненко и др., 2020; Зеленин, Паначев, Истомин, 2021), музыкальных (Коняева, Ахметвалиева, 2020), медицинских (Кузнецов, Косилов, 2020; Маяцкая, Козловская, 2020; Федорищева, Гареева, Косилов, 2020; Хайбулаев, Манцигова, Кубекова и др., 2021) и технических вузах (Мугаттарова, 2020). Вопросам обеспечения социальной безопасности индивида в контексте сохранения его здоровья посвящено исследование М. Г. Новиковой (2020). Описаны проблемы и пути обеспечения здоровьесбережения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ (Руднева, 2020). Оценивается состояние физического и психического здоровья студентов на начальном этапе обучения в вузе (Хонелидзе, Родин, Сорокоумова, 2020).

4. Здоровьесберегающие технологии в высшем образовании. Тематика реализации здоровьесберега-ющих технологий в высшей школе достаточно распространена. Описаны различные виды здоровьесберегаю-щих технологий, применяющихся в учебном процессе, например использование индивидуально-ориентированной компьютерной программы «Паспорт здоровья» (Барышева, Болдырев, Науменко и др., 2021); оздоровительных технологий в процессе физического воспитания в рамках проекта «Цифровой университет» (Кузнецова, Коляда, 2020); применение интерактивных технологий обучения (Носачева, 2020); технологий здо-ровьесберегающего сопровождения образовательного процесса посредством спортивной деятельности и популяризации массового спорта, физической культуры, туризма, двигательной рекреации с вовлечением всех субъектов образовательного процесса вуза - студенческой молодежи и профессорско-преподавательского состава (Попова, Данике, 2021). Обосновано организационно-педагогическое обеспечение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (Враге, Стрижаков, 2020). В исследовании Э. С. Годжурова (2021) сделана попытка классификации здоровьесберегающих технологий; автор группирует технологии здоровьесбережения следующим образом: физкультурно-оздоровительные технологии; экологические здоровьесберегающие технологии; технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности; здоровьесберегающие образовательные технологии; здоровьесберегающие воспитательные технологии, а также эмоционально-волевые технологии, способствующие развитию мотивации к оздоровительной деятельности.

5. Здоровьесбережение в вузах в период пандемии. Исследования, посвященные изучению влияния пандемии COVID-19 на здоровье студентов вузов, появились в англоязычной научной периодике весной 2020 года (Bao, 2020; Khattar, Jain, Quadri, 2020). С середины 2020 и в 2021 году наблюдался устойчивый интерес российских исследователей к данной проблематике, но в 2022 году исследований по указанной теме стало несколько меньше. В рамках данного тематического кластера освещаются: медико-социальные проблемы здоровьесбережения в условиях цифровой информационно-образовательной среды вуза; особенности и риски цифровизации образовательного процесса в период пандемии. Вызовы образованию в условиях пандемии, в том числе в области здоровьесбережения, перечисляются в обзорном исследовании Н. К. Радиной и Ю. В. Балаки-ной (2021). Также исследовалась психологическая готовность студентов - будущих педагогов к обучению в дистанционном формате в условиях самоизоляции (Володина, Корнева, 2021; Соколовская, 2020). У. Г. Егоровой (2021) сформулированы условия становления культуры здорового образа жизни студенчества в период пандемии. Л. С. Ковальжина (2021) описывает модели поведения студентов в условиях инфодемии COVID-19. В психолого-педагогических исследованиях анализируются последствия постоянного взаимодействия студентов с гаджетами, смартфоном (Лопатина, Ефремов, 2020). Представлен опыт использования технологий адаптивной физической культуры в студенческой среде в период пандемии (Егошина, Димиденко, Уйманова, 2022). Пандемия выявила те проблемы и противоречия в высшем образовании, которые существовали и ранее, в особенности в связи с внедрением информационно-коммуникационных образовательных технологий. Именно пандемия заставила академическое сообщество незамедлительно обратиться к решению данных проблем и совместно искать кардинальные пути их решения. В контексте обеспечения здоровьесбережения студентов и преподавателей это означает коренную модернизацию образовательной среды вузов с акцентом на реализации

здоровьесберегающих факторов. В частности, необходимо внедрение новых коммуникативных практик и инновационных форм учебного взаимодействия в цифровой среде, позволяющих снизить либо избежать негативных последствий, связанных с ограничением живого общения преподавателей и студентов в условиях он-лайн-обучения. Решение проблем высшего образования, сопряженных с внедрением информационно-коммуникационных образовательных технологий, также предполагает необходимость сопоставления и выявления эффективности дистанционного и смешанного форматов обучения, их влияния на физическое, психологическое и социальное здоровье обучающихся. Обеспечение здоровьесбережения студентов в информационно-образовательной среде вуза предусматривает внедрение новых форм педагогических измерений и новых креативных форматов оценивания результатов обучения, таких, например, как формирующее оценивание, новые форматы электронного тестирования и т.д. И, наконец, представляется неизбежным переход всех без исключения вузов к новым формам управления образовательным процессом, в основе которых лежат принципы здоровьесбережения всех субъектов образовательной деятельности.

6. Компетенции здоровьесбережения студентов вуза. Реализация компетентностного подхода в высшем образовании направлена на формирование у студентов наряду с другими компетенциями также и компетенций здоровьесбережения. Авторы в большинстве случаев дифференцируют компетенции здоровьесбережения и компетенции безопасности (Ефимова, Макаричева, 2021; Лапшин, 2021); некоторые исследователи выделяют также «компетенции здорового образа жизни» (Сытник, Рагозина, Ашкинази и др., 2022). Традиционно компетенции здоровьесбережения в вузах обеспечиваются главным образом как компонент физической подготовки (Кузнецов, Мамакина, 2020; Лопатин, 2021; Пономарев, Барсуков, 2021). Однако, учитывая многокомпонентную структуру здоровья, компетенции здоровьесбережения могут развиваться средствами различных учебных дисциплин, в частности предметов естественнонаучной направленности, а также специальных дисциплин и учебных курсов, таких как «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы здорового образа жизни», «Здоровьесберегающие технологии», «Социально-педагогический тренинг», «Духовно-нравственное воспитание детей и подростков» (Купцова, 2021). Обеспечение здоровьесберегающего эффекта связано также с применением современных педагогических подходов, например проектного (Ермаков, Сидоров, Де-решев и др., 2021). Предложена структурно-функциональная модель формирования компетенции здоровьесбережения студентов, включающая ряд структурных блоков - целевой, методологический, содержательный, организационно-технологический, оценочно-результативный (Кочура, Матушанский, 2021). Рассматриваются когнитивный, деятельностный, мотивационный, коммуникативный и рефлексивный компоненты здоровьесберегающей компетенции, обеспечивающие укрепление физического и психического здоровья студентов. В структуру компетенции здоровьесбережения И. Т. Хайруллин и И. В. Жукова (2020) включают следующие компоненты: осознание ценностной значимости сохранения и укрепления здоровья и мотивационные установки к здоровьесберегающей деятельности (ценностно-мотивационный компонент); владение знаниями, необходимыми для сохранения здоровья и ведения здорового образа жизни (когнитивный компонент); ответственность за свое и чужое здоровье, способность к рефлексии и саморазвитию (операционно-технологический компонент), а также реализацию определенных требований к психофизическим и личностным качествам студентов (психоэмоциональная подготовка).

7. Моделирование здоровьесберегающей среды. Данный аспект чрезвычайно важен в контексте обеспечения здоровьесбережения всех субъектов образовательного процесса в высшей школе, однако интерес исследователей к данной тематике за последние три года недостаточно высок по сравнению с другими рассматриваемыми направлениями. Предлагаются модели формирования отдельных установок и ценностей здоровьесбережения студентов, например модель воспитания здоровьесберегающей позиции обучающихся (Аристова, Комарова, 2020); модель формирования готовности студентов педагогического вуза к укреплению собственного здоровья (Декина, Куликова, 2020); модель здоровьесберегающей среды педагогического вуза (Хоптинская, 2020). Сформулированы принципы проектирования физкультурно-оздоровительного пространства вуза (Битшева, 2022).

На наш взгляд, в контексте здоровьесбережения студентов высшей школы важное значение приобретает не только процесс моделирования здоровьесберегающей среды, но также и оценка ее качества, что (для любой образовательной среды) предполагает «преобразование содержания, структуры и системы управления образовательными программами, существенные трансформации норм и требований к преподавательской деятельности» (Бермус, 2015, с. 19). В большинстве вузов разрабатываются целевые программы здоровьесбережения, внедряются инновационные организационно-управленческие подходы к проблеме сохранения и укрепления здоровья, что находит отражение в соответствующих стратегических документах вузов.

Программы здоровьесбережения включают оценку здоровья студентов и преподавателей и мониторинг состояния здоровья (наличие хронических заболеваний, острота зрения, нарушения осанки, уровень физической активности, частота заболеваемости простудными заболеваниями и т.д.); наличие мотивации к здоровому образу жизни; оценку факторов социальной и психологической адаптации обучающихся (уровень эмоционального и социального интеллекта студентов, исследование социометрического статуса в группах и пр.); мероприятия вуза по профилактике заболеваний; совокупность условий образовательной организации (материально-технических, социальных, нормативно-правовых), обеспечивающих процесс здоровьесбережения; организацию на базе вузов системы повышения квалификации в области культуры здоровья и т.д.

Однако исследований, в которых бы анализировался данный многоаспектный опыт на уровне образовательной среды вуза, в период 2020-2022 гг. недостаточно. В этом контексте следует упомянуть публикацию Х. М. Ахмадуллиной и соавторов (Ахмадуллина, Горбаткова, Ахмадуллин и др., 2022), в которой описывается опыт разработки и внедрения комплексных целевых программ здоровьесбережения в системе университетского

образования, в том числе посредством элективных курсов, инициативных проектов и наукоемких инновационных технологий, направленных на становление духовных и ценностных ориентаций студентов. На более глобальном уровне практики создания здоровьесберегающей среды в различных образовательных организациях России, включая вузы, анализируются в исследовании Е. В. Конеевой, Е. А. Пахомовой, В. Н. Агафошки-на, М. Ф. Большунова (2021).

8. Подготовка будущих педагогов к здоровьесберегающей деятельности. На любом уровне системы непрерывного образования (общее, высшее, послевузовское) главенствующее место в обеспечении здоро-вьесбережения обучающихся принадлежит педагогу. В исследованиях последних лет обоснованы теоретико-методологические подходы к организации подготовки будущих педагогов к здоровьесберегающей деятельности (Крутиков, 2020). Описаны способы эмпирического выявления готовности студентов педагогических направлений к здоровьесберегающей деятельности (Доровских, Владимиров, Иванов, 2020). Рассматриваются технологии подготовки студентов педагогических вузов к формированию навыков здоровьесбережения у учащихся младших классов (Козуб, 2021). Предложена модель подготовки преподавателей вуза к обеспечению здоровьесбережения студентов (Карпова, Уйманова, 2021), реализующаяся в рамках модульного подхода и включающая несколько взаимосвязанных модулей, направленных на теоретическую и практическую подготовку педагогов в сфере здоровьесбережения, организацию мониторинга состояния здоровья студентов и накопление банка данных по результатам проведенного мониторинга. В целом проблема подготовки будущих педагогов к здоровьесберегающей деятельности чрезвычайно актуальна, однако из всех представленных выше тематических кластеров данный кластер, к сожалению, является самым малочисленным.

Заключение

Сохранение и укрепление здоровья граждан относится к традиционным российским ценностям, формирование которых является одной из приоритетных задач нашего государства. В свою очередь, становление здорового образа жизни студенческой молодежи рассматривается как приоритетная задача современного высшего образования. Студенты представляют одну из наиболее перспективных социальных групп, от здоровья, работоспособности, мотивации к здоровому образу жизни которых в немалой степени зависит социально-экономическое благополучие страны.

Следует также иметь в виду, что именно в период обучения в вузе формируются идеология здорового образа жизни, ценностные установки, направленные на сохранение здоровья, отказ от вредных привычек, приобретение валеологической грамотности и культуры здоровья в целом. Образовательная среда вуза призвана обеспечить создание условий для укрепления физического, психического, социального и духовного здоровья и психологического комфорта обучающихся и преподавателей посредством эффективной организации здо-ровьесберегающей деятельности.

Исходя из общего понимания здоровьесбережения как комплексного феномена, опирающегося на национальные и региональные цели в области сохранения и укрепления здоровья населения, мы, вслед за авторами большинства проанализированных публикаций, исходим из принципиальной задачи системы высшего образования: разработать эффективную модель здоровьесберегающей деятельности на уровне каждого вуза. Приоритетными направлениями дальнейших исследований в этой связи представляются:

• методологическое обоснование здоровьесбережения субъектов образовательной деятельности на уровне единой информационно-образовательной среды вуза;

• проектирование и внедрение вузовских моделей здоровьесбережения и разработка компонентов здо-ровьесбережения для образовательных программ всех направлений и профилей подготовки;

• подготовка и повышение квалификации педагогических кадров в области организации здоровьесберегающей деятельности на всех уровнях образования.

Источники | References

1. Ананьева Л. В. Методика формирования здорового образа жизни студентов вузов: уч.-метод. пособие. Самара: Изд-во Самарского университета, 2020.

2. Андросова М. И., Петрова С. Ф., Иванова С. Н. Здоровый образ жизни в понимании студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70 (4).

3. Андрющенко Ю. В., Урванцева М. В., Борисова М. В., Мусохранов А. Ю. Отношение студентов вуза к формированию здорового образа жизни // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021. № 6.

4. Аристова И. В. Педагогические условия здоровьесберегающей подготовки студентов колледжа на основе контекстно-модульной технологии: дисс. ... к. пед. н. Воронеж, 2022.

5. Аристова И. В., Комарова Э. П. Модель формирования здоровьесберегающей позиции студента в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1.

6. Аркусов Д. Ю. Психологическая саморегуляция в условиях цифровизации профессионального образования студентов (на примере дистанционного обучения) // Образование в современном мире: практики цифровой трансформации: сб. науч. тр. всерос. науч.-метод. конф. с междунар. уч. (г. Самара, 25 февраля 2021 г.) / отв. ред. Т. И. Руднева; Самарский национальный исследовательский университет им. С. П. Королева. Самара, 2021. URL: http://repo.ssau.ru/bitstream/Obrazovanie-v-sovremennom-mire/Psihologicheskaya-samoregulyaciya-v-usloviyah-cifrovizacii-professionalnogo-obrazovaniya-studentov-na-primere-distancionnogo-obucheniya-Tekst-elektro-88635/1/%D0%A1%D1%82%D1%80.-20-25.pdf

7. Арсланбекова Э. М. Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни // Инновационный потенциал молодежи: спорт, культура, образование: сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2022.

8. Ахмадуллина Х. М., Горбаткова Е. Ю., Ахмадуллин У. З., Мочалкин П. А., Веселова А. Х. Из опыта внедрения программы здоровьесбережения в вузе // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 82-2.

9. Баева Л. В. Влияние цифровизации образования на человека в контексте проблемы безопасности // Философия образования. 2020. Т. 20. № 2.

10. Барышева Е. С., Болдырев П. А., Науменко О. А., Нотова С. В., Болодурина И. П. Индивидуально-ориентированные здоровьесберегающие технологии в вузе на примере компьютерной программы «Паспорт здоровья» // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 1. URL: https://science-edu-cation.ru/article/view?id=30475

11. Беляева О. В., Кретова И. Г., Логинова И. А. Психическое, физическое и социальное здоровье студентов вуза в условиях цифровизации // Образование в современном мире: практики цифровой трансформации: сб. науч. тр. всерос. науч.-метод. конф. с междунар. уч. (г. Самара, 25 февраля 2021 г.) / отв. ред. Т. И. Руднева; Самарский национальный исследовательский университет им. С. П. Королева. Самара, 2021.

12. Бермус А. Г. Актуальные проблемы педагогического образования в эпоху цифровой трансформации: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 1.

13. Бермус А. Г. Концептуальные проблемы современного этапа модернизации педагогического образования в России // Непрерывное образование: XXI век. 2015. Вып. 2 (10).

14. Бирюкова Н. В. Формирование здоровьесберегающей позиции студентов медицинского вуза на основе комплексной технологии: дисс. ... к. пед. н. Воронеж, 2022.

15. Битшева И. Г. Формирование физкультурно-оздоровительного пространства как фактор здоровьесбере-жения студентов в современном вузе: автореф. дисс. . к. пед. н. Казань, 2022.

16. Буланова М. Б., Великая Н. М. Цифровизация высшего образования в период пандемии: преимущества и риски // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 28. № 4.

17. Ванштейн Л. Ю. Психолого-педагогический потенциал педагогов к реализации здоровьесберегающей работы в ДОУ // Казанский педагогический журнал. 2020. № 1 (138).

18. Володина К. А., Рагулина А. А., Русяева И. А. Психологическое состояние студентов в условиях дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. № 1.

19. Володина С. А., Корнева Л. В. Психологическая готовность к обучению в дистанционном формате в условиях пандемии студентов педагогического вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 1.

20. Враге Е. В., Стрижаков А. П. Организационно-педагогическое обеспечение реализации здоровьесберегаю-щих технологий в образовательном процессе вуза // Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической культуры и спорта: межвуз. сб. науч.-метод. раб. / под ред. В. П. Сущенко. СПб.: Политех-Пресс, 2020.

21. Гаирбеков М. М. Педагогическое сопровождение формирования потребности в здоровом образе жизни у обучающихся высшей школы средствами спортивных игр: автореф. дисс. ... к. пед. н. Грозный, 2021.

22. Гареева И. А., Конобейская А. В. Здоровый образ жизни студенческой молодежи как социальная ценность и реальная практика (по материалам социологического исследования) // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 4 (93).

23. Глазунова С. И., Борисова М. В., Мусохранов А. Ю. Отношение студентов к формированию культуры здоровья // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021. № 6.

24. Годжуров Э. С. Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве вуза // Социально-гуманитарные науки: современные парадигмы и исследования: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 27 мая 2021 г.). Белгород: Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021.

25. Голякова И. В., Карпиевич В. А., Сергеев В. В. Дистанционное обучение в условиях COVID-ограничений глазами преподавателей и обучающихся вузов // Вышэйшая школа: навукова-метадычны i публщыстычны ча-сотс. 2021. № 5.

26. Горбаткова Е. Ю., Ахмадуллина Х. М., Ахмадуллин У. З., Зулькарнаев Т. Р., Хуснутдинова З. А., Мочалкин П. А., Мануйлова Г. Р. О влиянии образа жизни на показатели психического здоровья студентов высших учебных заведений // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2022. № 4.

27. Горюнова Л. В., Заводный Н. А., Тимченко И. В. Формирование здоровьесберегающего поведения студентов в современном вузе: монография. Ростов н/Д - Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2020.

28. Грязнова Е. В., Треушников И. А., Треушников А. И., Роганова Г. Н. Здоровьесбережение как предмет исследования педагогических наук: к вопросу об актуальных аспектах исследования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Гудзь А. М., Скорохватов В. П. Здоровьесбережение как мотивационный компонент самоорганизованности обучающихся // Научное обозрение. Педагогические науки. 2022. № 1.

30. Давыдов М. В., Кобелева С. В., Святченко П. Б. Информированность в области здоровьесбережения студентов-первокурсников технического вуза // Всемирные студенческие игры: история, современность и тенденции развития: мат. I междунар. науч.-практ. конф. по физической культуре, спорту и туризму (г. Красноярск, 16-17 сентября 2022 г.): в 2-х ч. Красноярск: Изд-во Сибирского федерального университета, 2022. Ч. 1 / отв. ред. М. А. Ермакова.

31. Декина Е. В., Куликова Т. И. Модель формирования готовности студентов педагогического вуза к сохранению и укреплению здоровья // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2020. № 2.

32. Димова А. Л. Теоретические основы подготовки будущих учителей к предотвращению негативных последствий использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе: дисс. ... д. пед. н. М., 2022.

33. Доровских И. Г., Владимиров Н. М., Иванов О. Н. Готовность будущих педагогов к применению здоро-вьесберегающих технологий в процессе физического воспитания студентов // Международный журнал экспериментального образования. 2020. № 2.

34. Егорова У. Г. Формирование культуры здорового образа жизни у студентов в период пандемии // Вестник Самарского университета. 2021. Т. 27. № 1.

35. Егошина Е. С., Димиденко В. П., Уйманова И. П. Организация занятий адаптивной физической культурой среди студентов в условиях пандемии // Физическая культура и спорт в системе высшего и среднего профессионального образования: мат. X междунар. науч.-метод. конф. / под ред. Н. А. Красулиной. Уфа, 2022. URL: https ://bspu.ru/files/111988

36. Ендовицкий Д. А. Уроки работы в условиях пандемии для вузов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2021. № 2.

37. Ермаков Н. А., Сидоров С. С., Дерешев Р. В., Водолеева В. А., Козлов А. В., Чанчаева Е. А. Формирование здоровьесберегающих компетенций через проектную деятельность // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. 2021. № 2 (192).

38. Есауленко И. Э., Петрова Т. Н. Здоровье студентов в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 и дистанционной организации учебного процесса // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2020. № 4.

39. Ефимова В. М., Макаричева А. А. К вопросу о формировании компетенций безопасности и здоровьесбере-жения у будущих педагогов в условиях дистанционного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 1. URL: https://srience-education.ru/r"u/artide/view?id=30471

40. Желтухина А. С., Петровская М. В., Семоненко Ю. Ф., Турищев К. П. Здоровьесберегающее поведение курсантов военных вузов как психолого-педагогическая проблема // Психология образования в поликультурном пространстве. 2020. № 4 (52).

41. Завада Г. В., Мавляутдинов Л. Р. Связь между адаптацией студентов к обучению в вузе и наличием ситуации информационной перегрузки // Вопросы педагогики. 2021. № 5-2.

42. Зеленин Л. А., Паначев В. Д., Истомин С. П. Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе курсантов Россгвардии // Наука-2020. 2021. № 2 (47). URL: http://www.nauka-2020.ru/2(47)2021-4.pdf

43. Зиновьев Н. А., Алексеева Н. Д., Надыршина М. Ю., Смирнов А. С. Физическая активность студентов в условиях цифровизации образования // Цифровизация инженерного образования: сб. мат. междунар. онлайн-конф. (г. Ижевск, 30 марта - 1 апреля 2021 г.). Ижевск: Изд-во Ижевского государственного технического университета им. М. Т. Калашникова, 2021.

44. Зубарев Р. О., Лаврушов И. А. Интернет-зависимость как фактор ухудшения здоровья студентов // Актуальные проблемы здоровьесбережения в современном обществе: мат. всерос. науч.-практ. конф. (г. Курск, 8 октября 2020 г.). Курск: Изд-во Юго-Западного государственного университета, 2020.

45. Иванникова В. И., Прохорова Т. Н. Формирование здоровьесберегающего поведения студентов в процессе физического воспитания в вузе // Перспективы науки. 2020. № 7 (130).

46. Ивахненко Г. А. История исследований здоровья студентов в России: социологический анализ // Социология медицины. 2021. Т. 20. № 1.

47. Исабекова С. С., Арингазина А. М. Грамотность в вопросах здоровья среди студентов (обзор литературы) // Вестник Казахского национального медицинского университета. 2021. № 1.

48. Казанцева Н. В. Здоровый образ жизни студента: фондовая лекция. Иркутск: Изд-во Иркутского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2020.

49. Кайгородова Н., Жакпарова Г. Подготовка студентов классического университета к реализации межпредметных связей в процессе обучения школьников (на примере здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности) // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2021. Т. 3. № 3.

50. Калегина Ю. В., Ханжина О. А. Безопасность цифровых образовательных средств для социально-психологического здоровья студентов // Консолидация интеллектуальных ресурсов как фундамент развития современной науки: сб. ст. III междунар. науч.-практ. конф. (г. Петрозаводск, 25 марта 2021 г.). Петрозаводск: Новая наука, 2021.

51. Карпова О. Л., Уйманова И. П. Готовность педагога как приоритетное условие формирования здоровьесбережения студентов в образовательном пространстве вуза // Культура физическая и здоровье. 2021. № 1 (77). URL: http://www.kultura-fiz.vspu.ac.ru/content/fizkultura_2021_v77_N1.pdf

52. Качалова А. В. Психологическое здоровье личности студента в условиях цифровизации образовательного процесса // Национальное здоровье. 2021. № 4.

53. Кашаева А. С. Психологическая безопасность в образовательной среде вуза // Здоровье и безопасность в образовательном пространстве: сб. мат. всерос. (с междунар. уч.) науч.-практ. конф. (г. Курган, 29 октября 2020 г.): в 2-х ч. Курган: Изд-во Института развития образования и социальных технологий, 2020. Ч. 1.

54. Ковальжина Л. С. Социальные практики здоровьесбережения и модели поведения студентов в условиях ин-фодемии COVID-19 // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2021. № 1.

55. Ковальчук О. В., Лазуренко Н. В., Нифонтова В. А. Здоровьесберегающее поведение студенческой молодежи: факторы формирования и условия сохранения // NOMOTHETIKA. Философия. Социология. Право. 2021. Т. 46. № 3.

56. Козуб М. В. Подготовка будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности с младшими школьниками // Сибирский учитель. 2021. № 1 (134).

57. Конеева Е. В., Пахомова Е. А., Агафошкин В. Н., Большунов М. Ф. Образовательные организации России: опыт создания здоровьесберегающей среды // Социальная педагогика в России. 2021. № 2.

58. Коняева М. А., Ахметвалиева М. Г. Воспитание культуры здоровьесбережения у музыкантов в контексте личной безопасности // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 9.

59. Коробченко А. И., Голубчиков Г. М., Харченко С. А., Арпентьева М. Р. Самостоятельность здоровьесбережения как показатель физической культуры студентов университета // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 1 (54).

60. Косарев С. М., Воронина Н. В. Использование здоровьесберегающих технологий при формировании культуры здоровья учащейся молодежи // Человеческий капитал. 2022. № 3 (159).

61. Кочура А. С., Матушанский Г. У. Разработка структурно-функциональной модели формирования здоровьесберегающей компетенции студентов вуза // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 11.

62. Кротенко Т. Ю. Риски, опасности, угрозы «непрерывного» электронного образования // Вестник университета (Государственный университет управления). 2020. № 2.

63. Крутиков М. А. Теоретико-методологические подходы к организации подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. URL: https://science-education.ru/article/view?id=29574

64. Кузнецов А. В., Мамакина И. А. Формирование здоровьесберегающей компетентности как методологическая стратегия прикладной физической подготовки в вузе // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2020. № 6.

65. Кузнецов В. В., Косилов К. В. Влияние объективного состояния и самооценки здоровья на академическую успеваемость у студентов старших курсов медицинских и гуманитарных специальностей с учетом различных средовых факторов // Исследования и практика в медицине. 2020. № 7 (3).

66. Кузнецова Е. Т., Коляда Н. В. Механизмы использования оздоровительных технологий в здоровьесохра-няющем образовательном пространстве в условиях реализации проекта «Цифровой университет» // Здоровье для всех. 2020. № 2.

67. Купцова С. А. Дисциплины здоровьесберегающей направленности как средство формирования культуры здорового образа жизни студентов в педагогическом университете // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2021. № 1.

68. Купцова С. А. Здоровьесберегающие технологии как образовательный ресурс совершенствования конфликтологической компетентности у студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85).

69. Лапшин И. Е. Компетентность в области здоровьесбережения: проблема формирования в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2.

70. Лебедева С. К., Рыбина О. Е. Использование здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки студентов в педагогическом вузе // Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 5 (45).

71. Левин С. М. Методы улучшения психического здоровья студентов в условиях вынужденного дистанционного обучения и социального дистанцирования // Векторы благополучия: экономика и социум. 2021. № 1 (40).

72. Логунова Н. Ю., Фокина Л. В. Здоровьесберегающие технологии вуза в условиях дистанционного обучения: понятия, принципы, инструменты // Образование и право. 2021. № 1.

73. Лопатин В. А. Формирование здоровьесберегающих компетенций в вузе средствами физической культуры // Педагогика, психология, общество: новая реальность: мат. всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. (г. Чебоксары, 22 января 2021 г.) / под ред. Ж. В. Мурзиной. Чебоксары: Среда, 2021.

74. Лопатина О. А., Ефремов Д. С. Последствия критично постоянных взаимодействий со смартфоном в условиях пандемии // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2020. № 4 (20).

75. Лощаков А. М. Психолого-педагогическое сопровождение формирования культуры здоровья студентов вузов: автореф. дисс. ... д. психол. н. М., 2020.

76. Маслова Т. А., Федоров Н. А. Принципы здоровьесберегающих технологий в высшем образовании // Вестник Калужского университета. 2021. № 1 (50).

77. Маяцкая Н. К., Козловская Г. Ю. Особенности становления ответственного отношения к здоровью у студентов медицинских образовательных учреждений // Актуальные проблемы здоровьесбережения и медицинской профилактики в современном педагогическом процессе: мат. всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: АкадемЛит (Издатель ИП Ковтун С. А.), 2020.

78. Мелешкова Н. А., Вальков В. Б., Мамаев Е. В., Суханов Е. Л. Реализация здоровьесберегающих технологий в условиях цифровизации высшего образования // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 9 (211).

79. Минева С. С. Дистанционное университетское образование: между академической традицией и цифровой деменцией // Ноосферные исследования. 2021. Вып. 1.

80. Михайловский В. В. Формирование здорового образа жизни студентов медицинских вузов в условиях пандемии COVID-19: дисс. ... к. мед. н. М., 2022.

81. Мугаттарова Э. Р. Здоровьесбережение в подготовке будущих специалистов технического вуза как одна из актуальных проблем высшего образования // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера: мат. XIV междунар. науч.-практ. конф. (г. Казань, 28 мая 2020 г.). Казань: Школа, 2020.

82. Новикова М. Г. Социальная безопасность и здоровьесбережение студентов вуза: содержательно-технологический аспект // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития: мат. междунар. науч.-практ. конф. (г. Тула, 29 октября 2020 г.) / под ред. И. Л. Федотенко. Чебоксары: Среда, 2020.

83. Носачева Е. А. Интерактивные методы в здоровьесберегающем процессе подготовки будущих специалистов // Актуальные проблемы здоровьесбережения и медицинской профилактики в современном педагогическом процессе: мат. всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: АкадемЛит (Издатель ИП Ковтун С. А.), 2020.

84. Павлова А. А. Психологическое здоровье современных студентов // Актуальные проблемы здоровьесбе-режения в современном обществе: мат. III всерос. науч.-практ. конф. (г. Курск, 7 октября 2021 г.). Курск: Изд-во Юго-Западного государственного университета, 2021.

85. Павлють О. В. Возможности опросника З. Ючиньского для оценки здоровьесберегающего поведения студентов педагогических специальностей // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2020. Т. 53 (3).

86. Пекина К. А., Переузник А. З. Проблема формирования культуры здоровья у студентов // Наука-2020.

2020. № 1 (37).

87. Петухова О. А. Подготовка будущих педагогов к использованию здоровьесберегающих технологий в условиях цифровизации образования // Приоритетные направления психолого-педагогической деятельности в современной образовательной среде: сб. мат. всерос. науч.-практ. конф. Йошкар-Ола: Изд-во Марийского государственного университета, 2021.

88. Пивненко П. П., Витенко Н. П. Здоровьесбережение как объект отечественных педагогических диссертационных исследований: библиометрический анализ // Вестник Майкопского государственного педагогического университета. 2021. № 13 (3).

89. Пономарев И. Е., Барсуков С. В. Формирование здоровьесберегающих компетенций у студентов вуза на занятиях по физической культуре // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки.

2021. № 1.

90. Попова Н. В., Данике К. К. Здоровьесберегающие технологии в работе со студенческой молодежью: анализ и пути совершенствования // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2021. № 6 (3).

91. Радина Н. К., Балакина Ю. В. Вызовы образованию в условиях пандемии: обзор исследований // Вопросы образования. 2021. № 1.

92. Руднева Ю. А. Проблемы здоровьесбережения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ в условиях обучения в вузе // Вестник Калужского университета. 2020. Т. 3. № 4 (9).

93. Савчук А. Н., Федорова Ю. В. Культура здоровья жизнедеятельности студента // The Newman in Foreign Policy. 2020. № 52 (96).

94. Самарин А. В. Здоровьеформирующая среда вуза в культуре здоровья студенческой молодежи: автореф. дисс. ... к. соц. н. Тюмень, 2021.

95. Самерханова Э. К. Проектирование образовательной экосистемы вуза в условиях цифровизации образования: монография. Н. Новгород: Изд-во Мининского университета; Флинта, 2020.

96. Семикин Г. И., Мысина Г. А., Миронов А. С., Лазарев С. В., Пятибратова И. В., Худышева М. К., Пиканина Ю. М. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде технического вуза (опыт МГТУ имени Н. Э. Баумана): монография. Тула: Изд-во Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, 2020.

97. Сироткина О. В. Социально-педагогическое обеспечение формирования ценностного отношения к здоровью современных студентов: автореф. дисс. ... к. пед. н. Казань, 2022.

98. Соколовская И. Э. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях циф-ровизации обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции // Цифровая социология. Digital Sociology. 2020. № 3 (2).

99. Сорокина Л. А., Плахов Н. Н., Буйнов Л. Г., Шангин А. Б. Рациональное питание как компонент культуры здоровья студентов педагогического вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-3.

100. Сперанская Н. И., Яцкевич О. Е. Здоровье как один из важнейших факторов образовательного процесса в высшей школе // KANT. 2020. № 2 (35).

101. Степанова А. С. Дистанционное обучение в высших учебных заведениях на современном этапе как психолого-педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3.

102. Сулкарнаева Г. А., Булгакова Е. В., Старикова Г. В., Ожиганова М. В., Шайхетдинов Р. Г. Педагогическая система развития культуры здоровья студентов на основе интеграции учебных дисциплин // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/artide/view?id=30127

103. Сытник Г. В., Рагозина Н. А., Ашкинази С. М., Куликов В. С., Обвинцев А. А. Формирование компетенций здорового образа жизни у студентов вуза // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 8 (210).

104. Татьяненко А. А., Татьяненко С. А. Здоровье студентов в период дистанционного обучения // Международный журнал экспериментального образования. 2021. № 2.

105. Федорищева Е. К., Гареева И. А., Косилов К. В. Факторы влияния на поведенческие стереотипы в отношении здоровья у студентов медицинских специальностей // Социальные и гуманитарные знания. 2020. Т. 6. № 3.

106. Хайбулаев М. К., Манцигова М. У., Кубекова А. С., Мамина В. П. Психологическое здоровье студентов медицинского вуза разных специальностей // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10. № 2А.

107. Хайруллин И. Т., Жукова И. В. Формирование здоровьесберегающей компетенции студентов энергетического вуза // Заметки ученого. 2020. № 9.

108. Хонелидзе Д. С., Родин Ю. И., Сорокоумова С. Н. Состояние физического и психического здоровья студентов на начальном этапе обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 4.

109. Хоптинская А. А. Модель здоровьесберегающей среды современного педагогического вуза // Школа будущего. 2020. № 2.

110. Цакаева Х. Б. Педагогическое содействие студентам университета в формировании ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни: дисс. ... к. пед. н. Грозный, 2021.

111. Шарова Е. И. Исследование здоровья студентов вуза в условиях дистанционного обучения как показатель качества образования // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 6 (184).

112. Шатравкина А. В. К вопросу об интернет-зависимости среди обучающихся высших учебных заведений // Актуальные проблемы здоровьесбережения и медицинской профилактики в современном педагогическом процессе: мат. всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: АкадемЛит (Издатель ИП Ковтун С. А.), 2020.

113. Щелина Т. Т., Митичева Т. И., Сидорова Т. В., Михайлова С. В. Модель здоровьесберегающей деятельности вуза // Теория и практика физической культуры. 2022. № 9.

114. Яруллина Л. Р. Цифровое обучение в высшей школе: психологические риски и эффекты // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 6.

115. Bao W. COVID-19 and Online Teaching in Higher Education: A Case Study of Peking University // Human Behavior and Emerging Technologies. 2020. Vol. 2. Iss. 2. URL: https://ieeexplore.ieee.org/stamp/stamp.jsp ?tp=&arnumber=9120955

116. Khattar A., Jain P. R., Ouadri S. M. K. Effects of the Disastrous Pandemic COVID-19 on Learning Styles, Activities and Mental Health of Young Indian Students: A Machine Learning Approach // Proceedings of the 4th International Conference on Intelligent Computing and Control Systems (ICICCS) (Madurai, India, June 15-16, 2020). 2020. URL: https://ieeexplore.ieee.org/stamp/stamp.jsp?tp=&arnumber=9120955

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Бермус Александр Григорьевич1, д. пед. н., проф. 1 Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Bermus Aleksandr Grigorievich1, Dr

1 Southern Federal University, Rostov-on-Don

1 bermous@sfedu.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 12.12.2022; опубликовано (published): 20.01.2023.

Ключевые слова (keywords): высшее образование; здоровьесбережение; здоровьесберегающие технологии; здоровьесберегающие компетенции студентов; здоровый образ жизни; культура здоровья; higher education; health protection; health protection technologies; health protection competencies of students; healthy lifestyle; health culture.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.