«Чемодан». Участники семинара-практикума по очереди складывают в чемодан самые ценные, необходимые «предметы», предварительно обсудив выбор с группой. Если остаются невостребованные «вещи», то участникам необходимо предложить посмотреть на то, что никому не оказалось нужным, и подумать, как можно и можно ли применить ненужное, придав ему новый смысл.
литература
1. Алтухова т. А., Российская е. н. Комплексный подход к созданию позитивного психологического климата в образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья // Тенденции развития современного образования: опыт, проблемы, векторы развития: Мат-лы Междунар. науч.-практич. конф. (г. Караганда). Караганда: Карагандинский колледж актуального образования «Болашак;», 2016. С. 273-276.
2. Чебарыкова с. В., степанов к. В. Готовность учреждений различного типа к реализации инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. 2015. № 5. С. 551-554.
3. ковалева т. м. и др. Профессия «тьютор». М.; Тверь: СФК-офис, 2012.
4. Гущина т. ю. Знакомьтесь: Педагогическая студия // Внешкольник. 1996.
5. ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / Под ред. Ю. П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
УДК 37.08
Л. А. Гаранина, Е. Н. Российская, Т. Г. Зубарева
Практика педагогической поддержки специалистов, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи
L. A. Garanina, E. N. Rossiyskaya, T. G. Zubareva. Practice of Pedagogical support of Experts Working with Children with Heavy Violations of the speech
В статье раскрывается опыт педагогической поддержки специалистов, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), накопленный Областным казенным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения», который выступает в качестве координатора инклю-
The article is described the experience of pedagogical support of the experts working with children with heavy violations of the speech on the example of Regional state establishment for the children needing the psychology and pedagogical, medical and social care "The Kursk regional center of psychology and pedagogical, medical and social maintenance". The system of actions of pedagogical support of the teachers-logopedists, psycholo-
Лариса Алексеевна Гаранина — доцент Курского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент.
Елена Николаевна Российская — доцент Курского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент.
Татьяна Гаспаровна Зубарева — директор Курского областного центра психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения, кандидат педагогических наук, доцент.
© Л. А. Гаранина, Е. Н. Российская, Т. Г. Зубарева, 2017
зивного образования в Курском регионе. Представлена система мероприятий педагогической поддержки учителей-логопедов, психологов, социальных педагогов и других специалистов, осуществляющих сопровождение детей с ТНР в условиях инклюзивного образования.
ключевые слова: дети с с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), специалисты, работающие с детьми с ТНР, речевые нарушения, инклюзивное обучение
контактные данные: л. А. Гаранина, Е. н. российская: 305000, г. Курск, ул. Радищева, д. 33; Т. Г. Зубарева: 305000, г. Курск, ул. Кирова, д. 7
gists, social teachers and other experts who are carrying out escort of children with heavy speech violations in the conditions of inclusive education is presented.
Keywords: children with heavy violations of the speech, experts working with children with heavy violations of the speech, speech violations, inclusive training
Contacts: L. A. Garanina, E. N. Rossiyskaya: Radischeva Str. 33, Kursk, Russian Federation, 305000; T. G. Zubareva: Kirova Str. 7, Kursk, Russian Federation, 305000
Рассматривать практику педагогической поддержки специалистов, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), невозможно вне истории отечественной логопедии, которая уникальна и неповторима. Имея общие тенденции с развитием зарубежной науки о нарушениях речи, она определена богатейшими отечественными исследовательскими традициями, освещена именами гениальных ученых, к числу которых относится и доктор педагогических наук, профессор Роза Евгеньевна Левина, которой удалось изменить подход и содержание работы с детьми с речевой патологией в России, трансформировать единичные экспериментальные группы для заикающихся и крайне немногочисленные кабинеты в детских амбулаториях в систему логопедической помощи обучающимся дошкольного и младшего школьного возраста, аналогов которой нет ни в одной стране мира.
Путь Р. Е. Левиной к научно-методическому обоснованию психолого-педагогического направления в отечественной логопедии был сложным и достаточно долгим: от теории фонологического дефицита еще в студенческие годы к клинике речи, где были определены принципы анализа речевых и неречевых нарушений, к уникальной психологической типологии «безречевых» детей, к экспериментальному поиску оптимальных методик их обучения. И наконец, к четкому пониманию необходимости определения идентичной структуры и степени тяжести речевого дефекта у детей с разными формами речевой патологии, что и сделало возможным их групповое или фронтальное обучение [1].
Долговременно и стабильно функционирующая система заложила определенные традиции в профессиональном становлении нескольких поколений логопедов, одной из особенностей которых является ориентация только на первичный речевой дефект, на определенную его структуру.
При этом образовательная ситуация в стране стремительно меняется. Происходящие инновационные события имеют особое значение, как для сферы общего, так и специального образования, и регламентированы целым рядом законодательных актов.
Понятно, что современная система образования должна соответствовать индивидуальным образовательным потребностям каждого ребенка, в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Реализовать свой потенциал данная категория детей может только при условии своевременно начатого и адекватно организованного обучения, воспитания, развития и лечения, а также при создании соответствующих условий в различных образовательных организациях. Важно, что в настоящее время родители наряду с государством
выступают заказчиками образования для своих детей, а правительство и профессионалы призваны предоставлять им как потребителям образовательной услуги возможность выбирать между различными системами и формами обучения.
Курская область (одна из немногих) сохраняет традиции синхронного поступательного развития как дифференциронного, так и интегрированного обучения, в том числе и детей с нарушениями речи. Анализ ситуации в нашем регионе показывает, что в настоящее время в образовательных организациях области одновременно применяются различные подходы к обучению детей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе с ТНР.
1. Обучение детей с нарушениями развития в организациях для детей с ОВЗ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Так, в ОКОУ «Дмитриевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» (раннее — «Дмитриевская специальная (коррек-ционная) общеобразовательная школа-интернат V вида) в настоящее время обучается 81 ребенок с речевыми нарушениями. Сформирован один дополнительный класс по ФГОС НООО обучающихся с ОВЗ (Вариант 5.2).
2. Интегрированное обучение детей с ОВЗ в классах (группах) образовательных организаций по адаптированным основным общеобразовательным программам. Обучение детей с речевыми нарушениями в системе дошкольного образования представлено логопедическими группами. В г. Курске сосредоточена большая часть всех логопедических групп области (83% — 137 логопедических групп), которые посещают 1875 детей. В регионе логопедические группы открыты в районных центрах и районах, расположенных в непосредственной близости от Курска (Золотухинский район — 2 группы; Обоянский — 1 группа; Рыльский — 5 групп; Железногорск — 13 групп; Курчатов — 8 групп).
В настоящее время ведется подготовительная работа по организации в г. Курске так называемого «логопедического» класса (в рамках работы по реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (Вариант 5.2)).
3. Интерес вызывает инклюзивное обучение детей с речевыми нарушениями. Так, для категории детей с ФФН и нерезко выраженным ОНР инклюзивное обучение является сложившейся и апробированной временем эффективной практикой. Данная категория детей сопровождалась массово открытыми на территории области в 1970-1980-х гг. логопедическими пунктами при общеобразовательных организациях. Эта форма логопедической помощи сохранилась и успешно функционирует и до настоящего времени. Однако выбор и реализация адекватной стратегии обучения детей с ТНР, тяжелыми формами заикания, ОНР (1-11 уровень речевого развития), обусловленное ринолалией, дизартрией, детской афазией и др., в условиях Курска проблематичны. Родители (законные представители) детей, имеющих официальный речевой статус «ТНР» и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), в большинстве случаев не рассматривают возможности их образования в интернатном учреждении, расположенном на большом расстоянии от областного центра. Это увеличивает контингент детей, находящихся в условиях «вынужденной» интеграции в «массовых» общеобразовательных организациях без должного логопедического сопровождения на разных уровнях образования (начального, основного, среднего общего).
При этом очевидно, что образовательные организации с ориентацией на инклюзивное обучение являются наиболее эффективной средой для обеспечения успешной социализации детей с речевыми нарушениями по месту жительства.
Инклюзивная образовательная среда служит реализации права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению цензового уровня образования и типа образовательной организации. Таким образом, отличительной особенностью инклюзивной образовательной среды является ее системообразующий компонент — ценностное отношение к детям с ОВЗ и инвалидностью, их развитию, обучению, сохранению и укреплению здоровья; к коррекционно-развивающей деятельности и социализации [2].
Логопедическая наука не стоит на месте, доктор педагогических наук, профессор Г. В. Чиркина, анализируя актуальные проблемы развития логопедической науки, отмечает, что «содержание научной деятельности в области логопедии эволюционирует в связи с накоплением новых данных в исследовании различных аспектов речевой патологии и эффективностью практики преодоления и предупреждения нарушений речи средствами коррекционного обучения и воспитания» [3, с. 3].
Современные образовательные стандарты ставят перед логопедом новые профессиональные задачи, требующие овладения компетенциями иного масштаба и содержания. Это касается вопросов дифференциальной диагностики первичных нарушений речи от сходных состояний, оперативного взаимодействия со специалистами сопровождения разного профиля, разработки и реализации программ логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, мониторинга их образовательных результатов и т. п. (рис. 1). При этом принципиально расширяется диапазон случаев логопедического сопровождения, который охватывает обучающихся с речевыми нарушениями разного генеза, структуры, комбинаторики с интеллектуальными, сенсорными, эмоционально-волевыми, поведенческими проблемами [4].
рис. 1. Уровни овладения компетенциями
Реалии современного образования требуют от логопеда трансформации собственного профессионального сознания или профессиональной ментальности, так как сегодня невозможно быть готовым к работе только с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН), или младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма как последствия ФФН.
Анкетирование учителей-логопедов, проведенное Областным казенным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, «Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения» совместно с КГУ и БелГУ, показало, что 100% опрошенных демонстрируют готовность к расширению сферы профессиональной компетентности, связанной с необходимостью концептуальной разработки как содержательного, так и органи-
зационно-структурного направлений образовательной деятельности в связи с введением стандарта ОВЗ.
Наиболее проблемной категорией в отношении логопедического сопровождения остаются дети с выраженными нарушениями в применении средств общения: 90% учителей-логопедов не имеют практики работы с тяжелой степенью заикания, констатируют потенциальные трудности в организации речевого режима. Также 68% специалистов отмечают, что не реализовывали и не проектировали адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП) для обучающихся с ТНР, не обеспечивали логопедическое сопровождение в формате функционирования класс-но-урочно-предметной системы (80%). Все учителя-логопеды, принявшие участие в анкетировании, отмечают недостаток информационного, организационного и методического сопровождения образовательной деятельности, необходимость поиска, апробации и внедрения новых и модернизации существующих организационных вариантов логопедического сопровождения детей с ТНР в условиях ОО.
Таким образом, очевидной стала необходимость в оказании педагогической поддержки учителям-логопедам, направленной на актуализацию целого ряда практикоориентированных вопросов логопедического сопровождения детей с ТНР в сложившихся условиях реализации инклюзивных и дифференцированных форм образования. Г. В. Чиркина отмечает, что с учетом новых реалий «существенно расширяются и повышаются требования к профессиональной компетенции логопеда» [3, с. 8].
Опыт и потенциал специалистов, работающих в Областном казенном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, «Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения» (Центр), позволили этому учреждению стать координирующей единицей инклюзивного образования в Курской области. На его базе создана эффективная междисциплинарная система комплексного психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения детей, отвечающая современным требованиям и способствующая их оптимальной социализации, организована доступная информационно-образовательная среда для участников процесса обучения: детей, родителей (законных представителей), работников образовательных организаций, иных заинтересованных лиц.
Ежегодно в учреждении получают помощь более 10 000 обратившихся (дети, родители, специалисты, студенты).
Свою деятельность в педагогическом сопровождении специалистов, работающих с обучающимися с ОВЗ, Центр осуществляет при поддержке ИКП РАО и в системном взаимодействии с образовательными организациями, традиционно осуществляющими подготовку и переподготовку педагогических работников, — ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», ОГБОУ ДПО «Курский институт развития образования».
Поддержка стратегических партнеров, опыт собственных специалистов позволяют отрабатывать модели сопровождения педагогических работников, в том числе и осуществляющих обучение и сопровождение детей с ТНР, в формате внутрикорпоративного обучения.
Реализация педагогического сопровождения специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, в Центре осуществляется в различных формах (рис. 2).
Спектр используемых организационных форм педагогического сопровождения специалистов, работающих с детьми с ТНР, крайне широк: от традиционного консультирования до инновационных форм повышения квалификации при непосредственном мониторинге образовательной среды, качества логопедического сопровождения, мнений и профессиональных запросов педагогических работников.
рис. 2. модель сопровождения педагогических работников
С 2012 г. Центр участвует в работе Федеральных стажировочных площадок по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей с ОВЗ».
За это время проведено корпоративное обучение пяти групп слушателей, представляющих различные образовательные организации г. Курска, Железногорского, Поныровского и других районов области. Всего — 150 человек.
Рабочая программа стажировочных площадок направлена на повышение профессиональной компетенции специалистов, осуществляющих обучение детей с ОВЗ, в частности с речевыми нарушениями. Реализация программы дает возможность оценить потребность педагогов и администрации образовательных учреждений в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между учителем, специалистами сопровождения и ребенком с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации.
Уровень профессиональной компетенции сотрудников Центра позволяет оказывать высокопрофессиональную консультативную методическую помощь специалистам образовательных организаций региона, включающую содействие в:
• разработке адаптированных образовательных программ, индивидуальных учебных планов;
• выборе оптимальных методов обучения и воспитания детей с ОВЗ и (или) инвалидностью;
• выявлении и устранении барьеров в получении образовательных услуг;
• определении оптимальных технологий обучения, создании специальных условий социализации;
• решении вопросов формирования инклюзивной образовательной среды для обучающихся с ТНР и др.
Ежегодно более 400 специалистов различного профиля, студентов КГУ и других вузов получают консультативную помощь сотрудников Центра.
Аккумулированный в центре научно-практический опыт уникален, так как его специалисты работают с детьми широкого возрастного диапазона и различной степени проявлений тяжести речевой патологии.
В Центре регулярно проводятся обучающие семинары по актуальным вопросам диагностики и коррекции нарушений психофизического развития учащихся разных возрастных групп, в том числе и по вопросам логопедической диагностики и коррекции, организации и содержанию ранней логопедической помощи.
Впервые в регионе Центр приобретает опыт превентивной логопедической помощи на базе службы раннего вмешательства. Логопеды работают с детьми раннего возраста и демонстрируют практические наработки в формате разборов клинических и психолого-педагогических случаев. Кстати, эта форма широко использовалась Р. Е. Левиной при обучении начинающих логопедов и психологов.
Ежегодно специалисты Службы раннего вмешательства оказывают консультативно-диагностическую помощь более чем 800 обратившимся семьям.
С целью подготовки работников отрасли образования к организации инклюзивной образовательной среды специалисты Центра ведут разработку программно-методического обеспечения инклюзивного образования, разрабатывают и реализуют программы повышения квалификации педагогических работников, посредством которых будет формироваться корпоративное сообщество специалистов, готовых работать в стремительно меняющихся реалиях образовательного пространства.
В рамках Педагогического марафона, посвященного 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского, в 2016 г. впервые в регионе бал организован конкурс «Специальный педагог».
Основная задача конкурса — трансляция лучших образцов педагогической практики, популяризация инновационных идей, технологий и достижений в организации коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ и инвалидностью. Конкурс проводился в пяти номинациях, одной из которых была «Специалист сопровождения» — для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов.
Лучшие идеи и практики, представленные на конкурсе, включены в банк данных эффективных технологий и методик работы по организации системной помощи, абилитации и реабилитации детей с ОВЗ и инвалидностью и семей, их воспитывающих.
С целью обеспечения информационно-методической поддержки педагогов, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ и инвалидностью по адаптированным образовательным программам, в рамках сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций с Центром начата работа по созданию специализированного интернет-портала для профессионального общения, обмена опытом специалистов, работающих в сфере специального и инклюзивного образования.
В настоящее время от служб повышения квалификации требуется не только работа в режиме быстрого реагирования на происходящие в региональной системе образования изменения (стратегия сопровождения), но в большей степени деятельность в предвосхищающем режиме, позволяющем создавать, проектировать перспективу региональной системы образования (стратегия развития). Уникальность центра состоит также в оперативности его реагирования на динамично меняющуюся ситуацию в образовании, в том числе в сегменте логопедического сопровождения, поэтому в качестве одной из приоритетных форм педагогической поддержки специалистов мы рассматриваем повышение квалификации широкого круга педагогических работников, осуществляющих обучение и сопровождение детей с оВЗ и инвалидностью, в том числе обучающихся с ОВЗ.
Собственным проектом, лицензию на право осуществления которого центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения (ЦППМС) получил в 2016 г., стала дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Практика инклюзивного образования», направленная на обеспечение ОО Курской области специалистами, готовыми решать широкий спектр вопросов инклюзивного образования: реализовывать все многообразие форм интеграции на базе различных организаций, учитывать комбинаторику особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и инвалидностью в процессе их обучения и воспитания, продуктивно взаимодействовать с родителями (законными представителями) детей с нарушениями развития, участвовать в формировании толерантной среды и т. д. [5].
Методологической базой проектирования образовательной программы стали результаты анализа актуального состояния системы специального образования Курской области, основанные на позиции Института коррекционной педагогики Российской академии образования (ИКП РАО) в оценке современного этапа специального образования в России, в том числе на необходимости выявления потребности в профессионально подготовленных кадрах разного профиля для системы специального образования, ПМПК и других организаций [6].
Подробное представление регионального опыта проектирования дополнительной профессиональной программы — программы повышения квалификации «Практика инклюзивного образования» изложено в журнале «Дефектология» (номера 5, 6) в статье «Готовность образовательной среды к инклюзии и региональный опыт проектирования дополнительной профессиональной программы повышения квалификации педагогических работников „Практика инклюзивного образования"» [5].
Необходимо отметить, что четко выстроенная модель в программе уровневой подготовки позволяет скомбинировать ее содержание в зависимости от профессионального запроса специалистов. Одним из результатов проекта дополнительной профессиональной программы повышения квалификации специалистов «Практика инклюзивного образования» (модуля, адресованного учителям-логопедам) стала подготовка такого кадрового потенциала, который обладает компетенциями логопедического сопровождения детей с ОВЗ, отвечающего потребностям и возможностям Курской области.
Мы находимся в состоянии постоянного самоанализа собственной деятельности, в том числе и планомерно реализуемой работы в отношении педагогического сопровождения специалистов, работающих с детьми с ТНР. Это позволяет видеть ее перспективы, одной из которых является разрабатываемый в настоящее время нами формат инструктивно-методического лагеря, ориентированного на долгосрочное сотрудничество с педагогическими работниками и административно-управленческим корпусом образовательных организаций, имеющих опыт деятельности в системе инклюзивного образования.
Очевидно, что происходящие в сфере образования изменения, в том числе и инклюзия, требующая от учителя-логопеда ОО компетентностной, организационной и мотивационной готовности для реализации задач профессиональной деятельности, определяют широкий диапазон проблем, возникающих при организации логопедической работы в современных условиях, значительно масштабнее реализуемых в Центре. Необходима системная деятельность в масштабе региона, направленная как на преобразование образовательного пространства, так и на формирование межведомственного взаимодействия организаций и структур, осуществляющих подготовку и переподготовку педагогических кадров.
Литература
1. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1967.
2. Зубарева Т. Г. Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения как одна из эффективных форм оказания помощи детям с проблемами в обучении, воспитании и развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2012. № 7. С.25-39.
3. Чиркина Г. В. Актуальные проблемы развития логопедической науки // Дефектология. 2012.№ 1. С.3-9.
4. Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 5. С. 6-11.
5. Гаранина Л. А. и др. Готовность образовательной среды к инклюзии и региональный опыт проектирования дополнительной профессиональной программы повышения квалификации педагогических работников. Практика инклюзивного образования // Дефектология. 2015. № 5. С. 3-12.
6. Концепция Специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская, Е. Л. Гончарова. М.: Просвещение, 2014.
УДК 37.02:82
М. С.Алексеева
Основные критерии классификаций аллюзий в англоязычной художественной литературе
M. S. Alekseeva. Basic Principles of the Classifications of Allusions in English
Literature
В статье рассматриваются основные принципы, положенные в основу классификаций аллюзий, приводятся различные классификации данного явления, иллюстрируемые примерами из произведений английской классической литературы.
Ключевые слова: аллюзия, основные критерии, классификации аллюзий
Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А
This article deals with the concept of allusion and the principles of the classification of allusions. It represents its main classifications, illustrated by the examples from the classical English literature.
Keywords: allusion, basic principles, classification of allusions
Contacts: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103
Под аллюзией понимается наличие в тексте элементов, функция которых состоит в указании на связь данного текста с другими текстами или отсылке к определенным историческим, культурным и биографическим фактам. Аллюзия является сознательным приемом обращения автора текста к реципиенту. «Аллюзия заключает в себе информацию заведомо известную. Она обоснована со
Маргарита Сергеевна Алексеева — старший преподаватель Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. © М. С. Алексеева, 2017