Научная статья на тему 'Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования'

Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРАЛЬНАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / HEALTH-SAVING EDUCATIONAL SYSTEM / INTEGRATED MONITORING SYSTEM OF HEALTH-SAVING ACTIVITY OF EDUCATIONAL INSTITUTION / REGIONAL HEALTH-SAVING CENTRE IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пожарская Елена Николаевна

Разработка «новых технологий, механизмов и регламентов отслеживания и поддержки здоровья школьников» определена в качестве одного из приоритетных направлений развития отечественного образования в национальной образовательной стратегии «Наша новая школа». Пилотный проект Министерства общего и профессионального образования Ростовской области направлен на создание глобального здоровьесберегающего образовательного пространства в Ростовском регионе. Центральным элементом пилотного проекта является функционирование Регионального центра здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области. Это первый в РФ здоровьесберегающий центр в системе образования регионального уровня, выступающий координационным центром здоровьесберегающих школ Ростовской области и направленный на решение комплекса задач — организационных, мониторинговых, методических, экспертных, информационных. Создание Регионального центра здоровьесбережения в сфере образования выводит Ростовскую область в лидеры в сфере здоровьесберегающей педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL HEALTH-SAVING CENTRE IN EDUCATION

The development of “new technologies, mechanisms and regulations of monitoring and saving health of schoolchildren” is determined as one of the priority directions of the Russian education development in “Our new school” national educational strategy. The pilot project of the Ministry of General and Vocational Education of the Rostov Region is directed to creating a global health-saving educational space in the Rostov Region. The focal point of the pilot project is the Regional health-saving centre operation in the educational sphere of the Rostov Region. It is the first health-saving centre at the regional level in the Russian Federation. It acts as a coordinating centre for health-saving schools in the Rostov Region to solve a number of tasks: organization, monitoring, methodic, expert, information ones. Establishing the Regional health-saving centre in education propels the Rostov Region to the top in the sphere of the health-saving pedagogics.

Текст научной работы на тему «Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования»

УДК 373.5(47)

Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования Е. Н. Пожарская

(Донской государственный технический университет)

Разработка «новых технологий, механизмов и регламентов отслеживания и поддержки здоровья школьников» определена в качестве одного из приоритетных направлений развития отечественного образования в национальной образовательной стратегии «Наша новая школа». Пилотный проект Министерства общего и профессионального образования Ростовской области направлен на создание глобального здоровьесберега-ющего образовательного пространства в Ростовском регионе. Центральным элементом пилотного проекта является функционирование Регионального центра здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области. Это первый в РФ здоровьесберегающий центр в системе образования регионального уровня, выступающий координационным центром здоровьесберегающих школ Ростовской области и направленный на решение комплекса задач — организационных, мониторинговых, методических, экспертных, информационных. Создание Регионального центра здоровьесбережения в сфере образования выводит Ростовскую область в лидеры в сфере здоровьесберегающей педагогики.

Ключевые слова: здоровьесберегающая образовательная система, интегральная система мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, региональный центр здоровьесбережения в сфере образования.

Введение. Здоровье общества — исключительно важный фактор его процветания и развития, без которого невозможны безопасность, экономическое благополучие и широкие возможности самореализации и личностного совершенствования членов социума. Тенденции изменения уровня здоровья подрастающего поколения за последние 10—15 лет весьма неблагоприятны: количество здоровых детей в образовательных учреждениях по различным данным сегодня составляет до 20 % от общего количества обучающихся [1, 2]. Именно поэтому вопросы сохранения и укрепления здоровья детей становятся особенно актуальными в образовательной области и включены в число основных целей проходящей сейчас в России реформы системы образования. В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Проблемы детства и пути их решения нашли своё отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», федеральных целевых программ развития образования и здравоохранения.

«Школы здоровья» — основная форма организации здоровьесберегающего образовательного учреждения. Направления реорганизации образовательной системы появляющихся в РФ «Школ здоровья» соответствуют общей стратегии модернизации российского образования. Реализация инновационных образовательных здоровьесберегающих проектов таких школ направлена на укрепление социального здоровья молодёжи, реконструкцию школы в направлении создания оптимальных условий для воспитания здоровых, образованных и социально адаптированных членов общества.

Проекты «Школ здоровья», выделяя здоровьесберегающий подход к обучению в качестве базовой образовательной стратегии, предполагают такую организацию образовательного процесса, которая соответствовала бы индивидуальным особенностям возрастного, психофизиологического и социального развития учащихся. Концептуальное содержание здоровьесберегающих проектов предполагает реализацию следующего тезиса — современная школа должна стать «антро-

150

поцентричной», т. е. центром всех учебно-воспитательных воздействий в такой школе является конкретный ученик, и, соответственно, все способы и формы организации школьной жизни подчинены целям его всестороннего личностного развития.

К сожалению, распространение передового опыта здоровьесберегающих школ в РФ происходит крайне медленно. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН (разработчиков плана создания Российской сети школ, содействующих укреплению здоровья — РС ШСУЗ), в настоящее время в Российской Федерации насчитывается 3708 школ, содействующих укреплению здоровья. Если учесть, что в одном только региональном субъекте — Ростовской области — в настоящий момент зарегистрировано 1111 общеобразовательных учреждений (по данным на 01.09.2012 г.), становится понятным незначительность охвата технологиями здоровьесберегающего образования образовательных учреждений России. Данные об эффективности работы этих школ в разных регионах России не обобщены, отсутствует сравнительный анализ их деятельности, что затрудняет возможности распространения их безусловно положительного опыта на всё образовательное пространство страны.

В работе «Школ здоровья» в настоящее время назрели проблемы, требующие безотлагательного решения. «Школы здоровья» ещё не стали в РФ заметным фактором в укреплении здоровья обучающегося поколения россиян. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, в регионах и на федеральном уровне не налажен чёткий учёт и взаимодействие всех здоровьесберегающих школ, что затрудняет объединение их во Всероссийскую сеть школ здоровья [3]. По данным того же источника, недостаточно обобщается и распространяется передовой опыт имеющихся здоровьесберегающих школ. Ярко выражен недостаток научно-методической базы (учебных пособий, монографий, руководств, научно-практических изданий и т. п.) по вопросам здоровьесберегающей педагогики, что тормозит развитие здоровьесберегающего образования в России. Таким образом, идея создания Всероссийской сети «Школ здоровья», предложенная НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, столкнулась с пассивностью региональных образовательных систем, оказавшихся на деле не готовыми к распространению идей здоровьесберегающей педагогики во Всероссийском масштабе. Причина данной ситуации может состоять в отсутствии координационных структур, поддерживающих и объединяющих здоровьесберегающие школы на местах (в регионах), обеспечивающих их объединение в региональные сети здоровьесберегающих образовательных учреждений, проводящих научно-методическое обеспечение таких школ и осуществляющих мониторинг здоровьесберегающей деятельности ОУ на региональном уровне. Назрела необходимость создания региональных структур, подчинённых региональным министерствам образования, функциональными обязанностями которых стало бы создание Региональных сетей здоровьесберегающих школ, научно-методическое и технологическое их сопровождение. Ростовская область является лидером в данном направлении, первой из субъектов Российской Федерации разработавшей и реализовавшей инновационный образовательный проект создания Регионального центра здоровьесбережения в сфере образования (приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 328 от 18.04.2012 «О создании Регионального центра здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области»). Инновационный образовательный проект «Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования» Ростовской области. Инновационный пилотный проект, реализуемый в образовательном пространстве Ростовской области в рамках соглашения о сотрудничестве Минобразования и Минздрава региона, направлен на комплексное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся на основе внедрения передовых здоровьесберегающих программ, методик и технологий в деятельность 100 пилотных образовательных учреждений региона [4]. Сложность и комплексность исследований, необходимых для разработки инновационных про-

комплексов). При реализации такого подхода 100 % школьников смогут получить своевременную психологическую консультацию по выявленным проблемам.

3. Мониторинговые мероприятия здоровьесберегающей деятельности школ РО, направленные на формирование формирование базы данных о состоянии здоровьеохранной деятельности в образовательных учреждениях Ростовской области [6]. Мониторинг здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений обеспечивает решение двух основных задач:

а) прохождение системы мониторинга обеспечивает знакомство администрации ОУ с основными требованиями к организации здоровьесберегающей работы — таким образом сама процедура мониторинга выполняет обучающую функцию;

б) отслеживая успехи и недостатки реализации определённых секторов здоровьесберегающей деятельности ОУ, Региональный Центр здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области будет обеспечивать адресную помощь ОУ в развитии направлений здоровьесберегающей работы.

Основной идеей мониторинга здоровьесберегающей деятельности ОУ является выявление факторов школьной среды, пагубно влияющих на показатели здоровья обучающихся и возможность корректировки данных условий. Под условиями образовательной среды понимается не только материально-техническое состояние здания школы, но и весь комплекс экологических, психологических и социальных воздействий, оказываемых на ученика в стенах ОУ. Таким образом, педагогической целью проекта является возможность воздействия на условия образовательной среды, обеспечивая улучшение показателей здоровья обучающихся.

Система мониторинга здоровьесберегающей деятельности ОУ может быть представлена в виде компьютерной программы, позволяющей собрать статистические материалы о здоровьесберегающей работе образовательных учреждений, выявить слабые позиции и предложить механизмы коррекции ситуации. Данная компьютерная программа предлагается к использованию как в режиме электронного общения со школами, так и в ходе непосредственного интервьюирования деятельности школ. В настоящее время в РФ отсутствует компьютерная система мониторинга здоровьесберегающей деятельности ОУ, что позволяет Ростовской области при внедрении данной системы войти в число лидеров по данному направлению развития системы здоровье-охранного образования. III. Методические задачи.

1. Деятельность по повышению уровня профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников учреждений образования в сфере педагогики здоровья. Разработка методики и программы обучения педагогических работников школ РО в сфере организации здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений является важной задачей развития здоровьеохранной системы образования. Данная задача может быть решена Региональным Центром здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области в сотрудничестве с Ростовским областным институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Программа обучения должна включать знакомство со всеми положениями здоровьесберегающей образовательной модели, носить комплексный характер и обеспечивать возможность тиражирования опыта здоровьесберегающей деятельности ОУ.

Программа повышения квалификации педагогических работников школ РО в области здоровьесберегающей педагогики представляет собой блок курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, объединённых в единый модуль «Здоровьесберегаю-щая педагогика». В зависимости от задач программы повышения квалификации, из общей структуры программы «Здоровьесберегающая педагогика» могут быть сформированы учебные модули и блоки, соответствующие запросу заказчиков.

2. Отдельной задачей является разработка методических и информационных материалов по проблемам здоровьесберегающей педагогики. Данная деятельность направлена на обеспечение комплексной методической поддержки руководителей, педагогов, психологов образовательных учреждений по проблемам педагогики здоровья. В рамках издательской серии «Здоровьесбе-регающая педагогика» в течение 2006—2010 годов подготовлено и опубликовано 7 научно-практических изданий для педагогов, опубликовано первое в РФ учебное пособие для вузов «Здоровьесберегающая педагогика» [7].

3. Разработка цикла электронных обучающих презентаций для организации системы повышения квалификации педагогических работников в рамках курсовых мероприятий «Здоровьесберегающая педагогика» представляется оптимальным механизмом обучения для педагогических коллективов удалённых школ, позволяющим проводить систему обучения в дистанционном режиме.

IV. Экспертные задачи.

1. Участие в разработке нормативных документов, программ, проектов в сфере педагогики здоровьесбережен ия.

2. Сопровождение и экспертиза региональных программ здоровьеохранной направленности и формирования здорового образа жизни.

3. Инициация разработки здоровьесберегающих проектов школ, организация экспертизы здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений области.

4. Отбор и экспертная оценка инновационных здоровьесберегающих проектов ОУ для представления их на методологических семинарах и научно-практических конференциях по проблемам здоровьеохранного образования, подготовка к участию в них педагогических коллективов образовательных учреждений региона.

V. Информационные задачи. Информационные функции РЦ ЗСО РО будут обеспечиваться посредством информационного портала для обучающихся, педагогов и родителей. Структурная реализация информационного портала охватывает ряд направлений:

1. Информация о региональном пилотном проекте.

2. Информация о РЦ ЗСО РО, его структурных подразделениях и функциях, контактных телефонах специалистов, сроках семинаров повышения квалификации для педагогов и консультативных приёмах для родителей.

3. Разъяснения о диагностических возможностях и процедурах обследования на АПК «АР-МИС» и компьютерных программах психологического тестирования, представленные в виде инструкций, фильмов образовательного содержания и отзывов обучающихся и их родителей.

4. Кабинет обучающегося, содержащий уроки здоровья, советы обучающимся по организации приёмов здорового образа жизни, рекомендации по организации индивидуальных образовательных траекторий, профориентационные материалы.

5. Методический кабинет для педагогов, содержащий мастер-классы для методистов и учителей школ по организации учебной и воспитательной работы по формированию приоритетов здорового образа жизни на основе методических программ Ростовского областного института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и РЦ ЗСО РО.

6. Методический кабинет для родителей, содержащий информацию по организации социального контакта и воспитания детей, тесты для родителей по определению типа родительского отношения, диагностики кризисных жизненных ситуаций и советы психологов по преодолению семейных конфликтов и пр.

Обобщением функций РЦ ЗСО РО является задача по обеспечению образовательных учреждений РО полным пакетом методических и программных продуктов, позволяющих реализовать на базе типовой школы здоровьесберегающее образовательное учреждение.

Заключение. Инновационный образовательный проект «Региональный центр здоровьесбереже-ния в сфере образования Ростовской области» имеет широкие перспективы для образовательной системы города и области. Речь идёт не о создании единичных инновационных здоровьесберега-ющих школ нового типа — перспективным и актуальным в настоящий момент является создание сети образовательных учреждений, избравших в качестве базисной идеи своего развития концепцию здоровьесберегающего образования. Использование комплекса высокотехнологичных программных и методических продуктов, разработанных для системы здоровьесберегающего образования, позволит внедрить в образовательном пространстве Ростовской области модель здоро-вьесберегающей деятельности образовательного учреждения, применимую к общеобразовательным школам любой специализации, профиля и режима обучения.

Основным практическим результатом реализации инновационного образовательного проекта станет модернизация образовательной системы школ, вошедших в Региональную сеть здоро-вьесберегающих ОУ. Тиражирование созданной РЦ ЗСО РО здоровьесберегающей образовательной модели должно привести к модернизации образовательных учреждений всей региональной образовательной системы, обеспечивая повышение качества образования, укрепление социального здоровья молодёжи, создание оптимальных условий для воспитания здоровых, образованных и социально адаптированных членов общества. Библиографический список

1. Баранов, А. А. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарёва // Вестник Российской академии медицинских наук. — 2009. — № 5. — С. 6—11.

2. Безруких, М. М. Здоровьесберегающая школа / М. М. Безруких. — Москва: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 240 с.

3. Кучма, В. Р. Школы здоровья в России (концепция, планирование и развитие) / В. Р. Кучма. — Москва: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. — 128 с.

4. Пожарская, Е. Н. Инновационный образовательный проект «Региональный центр здоро-вьесбережения в сфере образования Ростовской области»: научно-практическое пособие / Е. Н. Пожарская. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ин-та повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования, 2012. — 100 с.

5. Пожарская, Е. Н. Компьютерные методы психодиагностики в системе здоровьеохранно-го образования: научно-практическое руководство для пользователей компьютерных программ психологической диагностики / Е. Н. Пожарская. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ин-та повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования, 2011. — 282 с.

6. Пожарская, Е. Н. Интегральная система мониторинга здоровьесберегающей деятельности в сфере образования / Е. Н. Пожарская. — Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2012. — 282 с.

7. Пожарская, Е. Н. Здоровьесберегающая педагогика: учебное пособие для вузов / Е. Н. Пожарская. — Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2012. — 479 с.

Материал поступил в редакцию 31.08.2012.

References

1. Baranov, A.A., Kuchma, V.R., Sukhareva, L.M. Sostoyaniye zdorovya sovremennykh detey i podrostkov i rol medikosotsialnykh faktorov vyego formirovanii. [Health status of children and teenagers nowadays and medicosocial factors role in its building.] Vestnik Rossiyskoy akademii meditsinskikh nauk, 2009, no. 5, pp. 6-11 (in Russian).

2. Bezrukikh, M.M. Zdorovyesberegayushchaya shkola. [Health-saving school.] Moscow: Moscow Psychological and Social Institute, 2004, 240 p. (in Russian).

3. Kuchma, V.R. Shkoly zdorovya v Rossii (kontseptsiya, planirovaniye i razvitiye). [Health promoting schools in Russia (conception, planning, and development).] Moscow: Scientific Centre of Child Healthcare, RAMS, 2009,128 p. (in Russian).

4. Pozharskaya, E.N. Innovatsionnyy obrazovatelnyy proyekt «Regionalnyy tsentr zdorovyes-berezheniya v sfere obrazovaniya Rostovskoy oblasti»: nauchno-prakticheskoye posobiye. [Innovative education project "Regional health-saving centre in education sphere of the Rostov region": research and practice textbook.] Rostov-on-Don: Izdatelstvo Rostovskogo instituta povysheniya kvalifikatsii i pro-fessionalnoy perepodgotovki rabotnikov obrazovaniya, 2012,100 p. (in Russian).

5. Pozharskaya, E.N. Kompyuternyye metody psikhodiagnostiki v sisteme zdorovyeokhrannogo obrazovaniya: nauchno-prakticheskoye rukovodstvo dlya poizovateiey kompyuternykh programm psikho-iogicheskoydiagnostiki. [Computer aided psychognosis techniques in health-saving education system: research and practice guidelines for computer psychological diagnostics program users.] Rostov-on-Don: Izdatelstvo Rostovskogo instituta povysheniya kvalifikatsii i professionalnoy perepodgotovki rabotnikov obrazovaniya, 2011, 282 p. (in Russian).

6. Pozharskaya, E.N. Integrainaya sistema monitoringa zdorovyesberegayushchey deyateinosti v sfere obrazovaniya. [Integral system of health-saving activity monitoring in education.] Rostov-on-Don: DSTU Publ. Centre, 2012, 282 p. (in Russian).

7. Pozharskaya, E.N. Zdorovyesberegayushchaya pedagogika: uchebnoye posobiye dlya vuzov. [Health-saving pedagogics: textbook for universities.] Rostov-on-Don: DSTU Publ. Centre, 2012, 479 p. (in Russian).

REGIONAL HEALTH-SAVING CENTRE IN EDUCATION

E. N. Pozharskaya

(Don State Technical University)

The development of "new technologies, mechanisms and regulations of monitoring and saving health of schoolchildren" is determined as one of the priority directions of the Russian education development in "Our new school" national educational strategy. The pilot project of the Ministry of General and Vocational Education of the Rostov Region is directed to creating a global health-saving educational space in the Rostov Region. The focal point of the pilot project is the Regional health-saving centre operation in the educational sphere of the Rostov Region. It is the first health-saving centre at the regional level in the Russian Federation. It acts as a coordinating centre for health-saving schools in the Rostov Region to solve a number of tasks: organization, monitoring, methodic, expert, information ones. Establishing the Regional health-saving centre in education propels the Rostov Region to the top in the sphere of the health-saving pedagogics.

Keywords: health-saving educational system, integrated monitoring system of health-saving activity of educational institution, regional health-saving centre in education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.