БАЛИНА Лариса Валентиновна, Министр общего и профессионального образования Ростовской области
Пилотный проект по созданию единого здоровьесберегающего образовательного пространства Ростовской области -инновационное направление развития региональной системы образования
Главная задача, решаемая в области безопасности — реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности школы, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни учащихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса.
Состояние здоровья подрастающего поколения -важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.
В этой связи всё больше вопросов предъявляется к системе образования: за период обучения в школе по-
10 ОБЗОР._____________________________________
казатели здоровья учащихся, в среднем, ухудшаются. Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» особо подчеркивается аспект поддержки здоровья учащихся. Нет ничего более важного, чем здоровье ребенка. Поэтому необходимо создать все условия для того, чтобы наши дети полноценно развивались, росли здоровыми и счастливыми, стали достойными гражданами страны. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, формирование ответственного отношения детей и подростков к своему здоровью является одной и приоритетных задач системы образования Ростовской области.
Путь укрепления здоровья детей и подростков - созда-
ние благоприятных социально-педагогических условий, применение комплексного подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Одной из главных задач современной школы является создание условий, гарантирующих формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся. Очевидно, что общеобразовательное учреждение сможет успешно решать поставленную задачу при условии, если оно станет «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет соответствовать возрастно-половым физиологическим нормам и осуществляться в допустимых санитарно-гигиенических условиях.
Комплексная стратегия улучшения здоровья учащихся является основой формирования здоровьесберегающей среды современного учебного заведения.
Именно поэтому в 2012 году министерством общего и профессионального образования Ростовской области и министерством здравоохранения Ростовской области, в рамках заключенного соглашения, на базе ГБОУ РО «Областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» создан Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области и начата реализация инновационного пилотного проекта, направленного на создание единого здоровьеохранного пространства региона и комплексное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
В настоящее время сеть образовательных организаций здоровьеохранного типа включает 232 пилотных школы, расположенные во всех административных образованиях Ростовской области с охватом 146945 обучающихся, что составляет 43% от общего числа обучающихся в образовательных организациях Ростовской области.
Реализация пилотного проекта по здоровьесбережению в Ростовской области рассчитана на 5 лет (20122016гг.) и предусматривает ряд этапов:
В ходе первого, организационного этапа проекта, в 2012 году, была создана сеть образовательных организаций Ростовской области, планирующих свою деятельность в направлении формирования здоровьесбе-
регающей модели школы, школы обеспечены аппаратно-программным оборудованием, необходимым для работы в режиме инновационного проекта.
Для оперативной связи специально созданного Регионального центра здоровьесбережения в сфере образования и пилотных школ отлажена работа единой региональной информационной системы «Наша здоровая школа».
Основная часть работы по проекту осуществлялась на аналитическом этапе в течение 2013-2014 годов. В это время все пилотные образовательные организации провели оценку имеющихся ресурсов и существующей системы здоровьесберегающей деятельности и определили вектор и основные задачи развития учреждения в направлении здоровьесбережения. Осуществлялось обучение педагогического состава образовательных организаций технологиям здоровьесберегающего образования. Отработана система оценки социально-психологических показателей здоровья обучающихся, которая имеет целью диагностику показателей, определяющих степень приверженности обучающихся ведению здорового образа жизни, уровень культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, и оценку психолого-педагогической среды образовательных организаций. На основе полученных данных разработаны и направлены в школы методические рекомендации по развитию здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций, воспитательной работы по формированию культуры здорового образа жизни обучающихся.
Важным направлением деятельности по проекту является сбор и анализ данных развития обучающихся, получаемых средствами аппаратно-программных комплексов диагностического назначения для контроля физиологических параметров обучающихся и создание единой базы данных о показателях развития обучающихся Ростовской области.
В настоящее время, в течение 2015-2016 годов, проходит заключительный этап работы по проекту, реализация в образовательных организациях Ростовской области мероприятий, выводящих их на уровень здоровьесберегающих школ, соответствующих всем крите-
ОБЗОР.
риям здоровьесберегающей модели. Осуществляется обобщение передового опыта здоровьесберегающих образовательных организаций Донского региона, и, в перспективе, вхождение региональной сети здоровьесберегающих школ Ростовской области во Всероссийскую сеть «Школ здоровья».
Итогом реализации инновационного образовательного пилотного проекта станет создание сети образовательных организаций, избравших в качестве базис-
ной идеи своего развития концепцию здоровьесберегающего образования, обеспечивающих повышение качества образования, укрепление здоровья, создание оптимальных условий для воспитания здоровых, образованных и социально адаптированных членов общества, а также трансляция передового педагогического опыта работы пилотных образовательных организаций во взаимодействии и при методическом сопровождении Регионального центра здоровьесбережения в сфере образования на всю образовательную сеть Ростовской области.
Реализуемая в образовательном пространстве
Ростовского региона модель здоровьесберегающей деятельности школ и разработанная система оценки эффективности этой деятельности средствами мониторинговых исследований позволяет обеспечить механизм контроля за качеством здоровьесберегающей системы регионального образования. Мониторинг качества здоровьесберегающего образования должен стать частью государствен-ной программы в области образования, в которую должны быть вовлечены все объекты системы образования страны.
Основным практическим результатом реализации инновационного образовательного проекта станет повышение качества образования, укрепление здоровья учащихся.
ОБЗОР.