Научная статья на тему 'Опыт работы МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов по профилактике экстремизма'

Опыт работы МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов по профилактике экстремизма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук
Ключевые слова
безопасность образования / профилактика экстремизма / толерантность / safety education / preventing extremism / tolerance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малыч Виктория Анатольевна

В современной России существует необходимость приоритетной разработки проблем предупреждения экстремизма в образовательной среде. Поэтому при школах появляются консультационные центры, которые оказывают помощь в разрешении социальных конфликтов, формированию у учащихся школы толерантного отношения к представителям других мировоззренческих и культурных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience with in-depth study of specific subjects on the prevention of extremism in School

There is the need for priority development issues prevent extremism in the educational environment in modern Russia. Therefore, the schools appear counseling centers, which assist in the resolution of social conflicts, development of students' school tolerant attitude towards representatives of other philosophical and cultural traditions.

Текст научной работы на тему «Опыт работы МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов по профилактике экстремизма»

Опыт работы МБОУ СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Батайска Ростовской области по профилактике экстремизма

МАЛЫЧ Виктория Анатольевна,

педагог-психолог МБОУ СОШ №4, г. Батайска Ростовской области

Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент -это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою

страну и её будущее.

В.В. Путин

МБОУ СОШ №4 с УИОП г Батайска - многонациональная школа, в которой учатся представители 19 национальностей - русские, корейцы, армяне, езиды, турки, цыгане, украинцы, грузины, дагестанцы, евреи, табасаране, немцы, азербайджанцы, молдаване, лезгины, осетины и другие. Такое же разнообразие наблюдается и в вопросах вероисповеда-

ния. По результатам социологического опроса учащихся школы, в образовательном учреждении учатся православные, мусульмане, солнцепоклонники, пятидесятники, свидетели Иеговы, молокане, протестанты и баптисты. А учитывая тот факт, что наша школа является самой многочисленной в городе (1427 обучающихся), учитывая особенности микрорайона (в

ОБЗОР. -о

Западном Батайске уже много лет располагается большой цыганский табор, а также многочисленная диаспора езидов), можно говорить об особой значимости работы по противодействию терроризму и экстремизму.

В нашей школе уделяет постоянное внимание профилактике проявлений различных форм экстремиз-

ма. В этих целях в структуре школы в 2012 году создан Центр по изучению социальных конфликтов и профилактике экстремизма в образовательной среде. Идея его создания возникла после проведенных в школе региональных учений, организованных областной антитеррористической комиссией под руководством Губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева.

Исходя из того, что в современной России существует необходимость приоритетной разработки проблем предупреждения экстремизма в образовательной среде, в структуре школы и появился данный Центр.

В соответствии с утвержденным положением, этот Центр призван обеспечивать научно-аналитическую и консультационную работу по проблемам разрешения социальных конфликтов, стратегиям противодействия экстремизму, формированию у учащихся школы толерантного отношения к представителям других мировоззренческих и культурных традиций, способствовать укреплению безопасности, стабильности и устойчивости в обществе.

В состав Центра вошли директор МБОУ СОШ №4 с УИОП, заместитель директора по УВР, заместитель директора по безопасности, юрисконсульт, педагог-психолог, социальный педагог и руководители методических объединений школы.

Цели работы Центра:

• организация научно-исследовательской, образовательной, информационно-аналитической и координационной работы по теоретическим и прикладным направлениям обеспечения социальной безопасности школы;

• содействие объединению и привлечению к совмест-

ОБЗОР.

ной деятельности всех образовательных учреждений Западной части города Батайска, органов исполнительной власти, обеспокоенных состоянием и проблемами межэтнического и межконфессионального взаимодействия в обществе.

Опираясь на поставленные цели, Центр осуществляет свою работу в следующих направлениях:

• исследовательская деятельность сотрудников школы;

• разработка актуальных проблем социальной безопасности, ксенофобии и национализма, экстремизма и терроризма;

• изучение конфликтных ситуаций в школе, установление факторов, влияющих на социальную конфликтность учеников;

• разработка наиболее эффективных технологий конструктивного управления поведением учеников в конфликтных ситуациях;

• распространение положительного опыта классных руководителей;

• содействие пропаганде и формированию правовой культуры жителей города Батайска путем информационно-просветительской деятельности;

• содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению и преодолению социальных, национальных, религиозных конфликтов.

Сегодня всем очевидно, что главный упор в противодействии проявлениям экстремизма и терроризма среди обучающихся школы необходимо делать на их профилактике и своевременном предупреждении. В современных условиях необходимы новые способы взаимодействия между органами власти и социальными структурами, которые позволили бы установить партнерские отношения в разрешении общей задачи по противодействию экстремизму.

Особая миссия при этом, помимо школы, отводится семье, религиозным деятелям (настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы отец Валерий регулярно выступает перед нашими учениками) и средствам массовой информации (в городе выпускаются 2 газеты: «Вперед» и «Батайское время»). Регулярно проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветерана-

ми военных действий в Чечне и Афганистане, которые делятся с учениками своими воспоминаниями, опытом прожитых лет На их примерах дети видят то, к чему может привести война и экстремизм.

Практическая деятельность работы Центра:

- не формальная, а системная пропаганда правовых знаний в школе, информирование наших учеников об уголовной ответственности за экстремистские и террористические деяния;

- разработка и функционирование комплексной программы по созданию единого информационного противодействия проявлениям экстремизма и терроризма в образовательном учреждении;

-регулярная диагностическая и аналитическая работа, направленная на выяснение эффективности проводимых мероприятий в сфере профилактики проявлений экстремизма и ксенофобии, и внесение необходимых корректив с целью повышения результативности предпринимаемых мер.

В МБОУ СОШ №4 успешно реализуется «Программа по воспитанию толерантности и профилактике экстремизма на 2012-2015 гг», в рамках которой проводятся различные тренинги, акции, «круглые столы», спортивные мероприятия, конкурсы рисунков, фотографий,

а также конкурс исследовательских и творческих проектов по противодействию религиозно-политическому экстремизму и по истории религий народов Российской Федерации. Проводятся Дни национальных культур (выставки, конкурсы художественной самодеятельности).

Для повышения уровня безопасности, здание школы

оснащено камерами видеонаблюдения, датчиками задымления, средствами пожаротушения. Организовано круглосуточное внутриобъектное и внешнее видеонаблюдение. По всему периметру школьного двора установлено ограждение, ворота и калитки на входе оборудованы внутренними запорами и замками. Основной вход в школу оборудован турникетами, осуществляется пропускной режим. Эвакуационные выходы оборудованы светящимися вывесками. Регулярно проводятся комплексные обследования на предмет проверки режимно-охранных мер, оценки состояния и степени антитеррористической за-щищенности и оснащенно-сти средствами защиты.

Постоянно проводится комплекс мер по осуществле-

нию контентной фильтрации для исключения доступа детей и подростков к информации по распространению идеологии терроризма и экстремизма в сети «Интернет». Ресурсы глобальной сети мы активно используем в совершенно противоположном русле - для формирования идеологии неприятия экстремистских, ксенофобских настроений, воспитания толерантности. Это:

• Использование материалов Центра новых гуманитарных технологий при РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина

• Интернет-портал «Наука и образование против терроризма» http://www.scieceport.ru.

Кроме того, в режиме on-line проводится социально-психологическое тестирование всех учащихся среднего и старшего звена, направленное на выяснение образа жизни учеников. Осуществляется данное тестирование в рамках инновационного пилотного проекта в области здоровьесбережения «Наша здоровая школа», в котором одними из приоритетных направлений являются выяснение степени безопасности образовательной среды (по мнению учеников), степени сформированно-сти культуры безопасного образа жизни и степени психолого-педагогического благополучия (насколько эмоционально комфортно ребенку в стенах школы). Ведь именно эти показатели и представляют собой один из ключеОБЗОР. ос.

вых факторов, определяющих не только качество жизни, но и условия роста и развития ребенка. В 2014-2015 учебном году по результатам мониторинга здоровьесбегающей деятельности всех школ Ростовской области, участвующих в данном Пилотном проекте (а таких школ 273) наше образовательное учреждение заняло почетное второе место в Региональном этапе конкурса «Здоровье - для образования, образование - для здоровья».

Важным направлением профилактики экстремизма в нашей школе является организация системы патриотического воспитания на основе системы социального партнерства и взаимодействия многоуровневой системы организаций, институтов системы образования, учреждений и служб, расположенных в западной части города Батайска. Создание Центра по изучению социальных конфликтов и профилактики экстремизма в образовательной среде послужило толчком для создания еще одного глобального объединения под названием «Содружество», в рамках которого происходит взаимодействие образовательных учреждений Западного Батайска по вопросам учебно-методической, гражданско-патриотической и здоровьесберегающей деятельности. Всё это способствует реализации следующих направлений: обеспечение прав и свобод граждан; приобщение молодежи к труду, содействие в трудоустройстве и занятости; развитие волонтерского движения и социально-направленной деятельности; поддержка организаций дополнительного образования детей, детских и молодежных общественных объединений; развитие музейной деятельности и др.

Результаты диагностико-аналитической деятельности Центра.

Эффективность Комплексной программы по созданию единого информационного противодействия проявлениям экстремизма и терроризма в МБОУ СОШ №4 подтверждена количественными и качественными изменениями по классам в целом и учащимися в отдельности, а также отзывами классных руководителей и родителей учащихся.

Опыт работы Центра по изучению социальных конфликтов и профилактике экстремизма в образовательной среде по данной программе показывает достаточно высокие результаты.

Результативность проводимых мероприятий подтверждается различными психологическими методиками (анкеты, тесты, варианты неоконченных предложений и проективные методики). В работе были использованы: экспресс - опросник «Индекс толерантности», методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел), анкета «Проявляешь ли ты толерантность?», анкета по проблемам толерантности в межнациональных отношениях, анкета «Отношение к толерантности и экстремизму» и другие. Тестирование проводилось до начала профилактической работы (в сентябре) и по её окончании (конец учебного года).

Для получения более объективной картины результативности проводимых мероприятий использовался Многофакторный личностный опросник Кеттелла.

Данные анализа показателей факторов индивидуальных личностных свойств, шкал психологической атмосферы представлены в виде гистограммы (на основе сопоставления средних значений всех показателей).

Условные обозначения: A - общительность-замкнутость; B - ограниченное мышление-сообразительность;

ОБЗОР.

C - эмоциональная устойчивость; D - возбудимость-уравновешенность; E - независимость-подчиненность; F - озабоченность-беспечность; G - выраженная сила «Я»-беспринципность; H - смелость-робость; I - жесткость-чувствительность; J - податливость-жестокость; O - тревожность-спокойствие; Q2 - самостоятельность-внушаемость; Q3 - высокий самоконтроль - низкий самоконтроль; Q4 - напряженность-релаксация.

Как видно из данной гистограммы, у школьников увеличились показатели по факторам: общительность-замкнутость, эмоциональная устойчивость, самостоятельность-внушаемость, высокий самоконтроль - низкий самоконтроль. И уменьшились: возбудимость-уравновешенность, жесткость-чувствительность, податливость-жестокость, напряженность-релаксация. Это мо-

жет говорить о том, что ребята стали больше проявлять интерес к общению, причем стали более эмоциональны, добросердечны, гибки, открыты и толерант-ны. Они проявляют большую эмоциональную устойчивость, реалистичность по отношению к жизни, спокойствие. Появилось большее осознание социальных требований и повысилось их соблюдение. Также подростки стали более сдержанны при неблагоприятных ситуациях, более охотно принимают на себя ответственность. По итогам исследований были сделаны следующие выводы:

- обучающиеся школы понимают важность патриотизма в жизни. В патриотизме приобретается некий жизненный стержень, ориентир, внутренний вектор, направляющий позитивную активность.

ОБЗОР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.