Опыт работы МБОУ СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Батайска Ростовской области по профилактике экстремизма
МАЛЫЧ Виктория Анатольевна,
педагог-психолог МБОУ СОШ №4, г. Батайска Ростовской области
Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент -это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою
страну и её будущее.
В.В. Путин
МБОУ СОШ №4 с УИОП г Батайска - многонациональная школа, в которой учатся представители 19 национальностей - русские, корейцы, армяне, езиды, турки, цыгане, украинцы, грузины, дагестанцы, евреи, табасаране, немцы, азербайджанцы, молдаване, лезгины, осетины и другие. Такое же разнообразие наблюдается и в вопросах вероисповеда-
ния. По результатам социологического опроса учащихся школы, в образовательном учреждении учатся православные, мусульмане, солнцепоклонники, пятидесятники, свидетели Иеговы, молокане, протестанты и баптисты. А учитывая тот факт, что наша школа является самой многочисленной в городе (1427 обучающихся), учитывая особенности микрорайона (в
ОБЗОР. -о
Западном Батайске уже много лет располагается большой цыганский табор, а также многочисленная диаспора езидов), можно говорить об особой значимости работы по противодействию терроризму и экстремизму.
В нашей школе уделяет постоянное внимание профилактике проявлений различных форм экстремиз-
ма. В этих целях в структуре школы в 2012 году создан Центр по изучению социальных конфликтов и профилактике экстремизма в образовательной среде. Идея его создания возникла после проведенных в школе региональных учений, организованных областной антитеррористической комиссией под руководством Губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева.
Исходя из того, что в современной России существует необходимость приоритетной разработки проблем предупреждения экстремизма в образовательной среде, в структуре школы и появился данный Центр.
В соответствии с утвержденным положением, этот Центр призван обеспечивать научно-аналитическую и консультационную работу по проблемам разрешения социальных конфликтов, стратегиям противодействия экстремизму, формированию у учащихся школы толерантного отношения к представителям других мировоззренческих и культурных традиций, способствовать укреплению безопасности, стабильности и устойчивости в обществе.
В состав Центра вошли директор МБОУ СОШ №4 с УИОП, заместитель директора по УВР, заместитель директора по безопасности, юрисконсульт, педагог-психолог, социальный педагог и руководители методических объединений школы.
Цели работы Центра:
• организация научно-исследовательской, образовательной, информационно-аналитической и координационной работы по теоретическим и прикладным направлениям обеспечения социальной безопасности школы;
• содействие объединению и привлечению к совмест-
ОБЗОР.
ной деятельности всех образовательных учреждений Западной части города Батайска, органов исполнительной власти, обеспокоенных состоянием и проблемами межэтнического и межконфессионального взаимодействия в обществе.
Опираясь на поставленные цели, Центр осуществляет свою работу в следующих направлениях:
• исследовательская деятельность сотрудников школы;
• разработка актуальных проблем социальной безопасности, ксенофобии и национализма, экстремизма и терроризма;
• изучение конфликтных ситуаций в школе, установление факторов, влияющих на социальную конфликтность учеников;
• разработка наиболее эффективных технологий конструктивного управления поведением учеников в конфликтных ситуациях;
• распространение положительного опыта классных руководителей;
• содействие пропаганде и формированию правовой культуры жителей города Батайска путем информационно-просветительской деятельности;
• содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению и преодолению социальных, национальных, религиозных конфликтов.
Сегодня всем очевидно, что главный упор в противодействии проявлениям экстремизма и терроризма среди обучающихся школы необходимо делать на их профилактике и своевременном предупреждении. В современных условиях необходимы новые способы взаимодействия между органами власти и социальными структурами, которые позволили бы установить партнерские отношения в разрешении общей задачи по противодействию экстремизму.
Особая миссия при этом, помимо школы, отводится семье, религиозным деятелям (настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы отец Валерий регулярно выступает перед нашими учениками) и средствам массовой информации (в городе выпускаются 2 газеты: «Вперед» и «Батайское время»). Регулярно проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветерана-
ми военных действий в Чечне и Афганистане, которые делятся с учениками своими воспоминаниями, опытом прожитых лет На их примерах дети видят то, к чему может привести война и экстремизм.
Практическая деятельность работы Центра:
- не формальная, а системная пропаганда правовых знаний в школе, информирование наших учеников об уголовной ответственности за экстремистские и террористические деяния;
- разработка и функционирование комплексной программы по созданию единого информационного противодействия проявлениям экстремизма и терроризма в образовательном учреждении;
-регулярная диагностическая и аналитическая работа, направленная на выяснение эффективности проводимых мероприятий в сфере профилактики проявлений экстремизма и ксенофобии, и внесение необходимых корректив с целью повышения результативности предпринимаемых мер.
В МБОУ СОШ №4 успешно реализуется «Программа по воспитанию толерантности и профилактике экстремизма на 2012-2015 гг», в рамках которой проводятся различные тренинги, акции, «круглые столы», спортивные мероприятия, конкурсы рисунков, фотографий,
а также конкурс исследовательских и творческих проектов по противодействию религиозно-политическому экстремизму и по истории религий народов Российской Федерации. Проводятся Дни национальных культур (выставки, конкурсы художественной самодеятельности).
Для повышения уровня безопасности, здание школы
оснащено камерами видеонаблюдения, датчиками задымления, средствами пожаротушения. Организовано круглосуточное внутриобъектное и внешнее видеонаблюдение. По всему периметру школьного двора установлено ограждение, ворота и калитки на входе оборудованы внутренними запорами и замками. Основной вход в школу оборудован турникетами, осуществляется пропускной режим. Эвакуационные выходы оборудованы светящимися вывесками. Регулярно проводятся комплексные обследования на предмет проверки режимно-охранных мер, оценки состояния и степени антитеррористической за-щищенности и оснащенно-сти средствами защиты.
Постоянно проводится комплекс мер по осуществле-
нию контентной фильтрации для исключения доступа детей и подростков к информации по распространению идеологии терроризма и экстремизма в сети «Интернет». Ресурсы глобальной сети мы активно используем в совершенно противоположном русле - для формирования идеологии неприятия экстремистских, ксенофобских настроений, воспитания толерантности. Это:
• Использование материалов Центра новых гуманитарных технологий при РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина
• Интернет-портал «Наука и образование против терроризма» http://www.scieceport.ru.
Кроме того, в режиме on-line проводится социально-психологическое тестирование всех учащихся среднего и старшего звена, направленное на выяснение образа жизни учеников. Осуществляется данное тестирование в рамках инновационного пилотного проекта в области здоровьесбережения «Наша здоровая школа», в котором одними из приоритетных направлений являются выяснение степени безопасности образовательной среды (по мнению учеников), степени сформированно-сти культуры безопасного образа жизни и степени психолого-педагогического благополучия (насколько эмоционально комфортно ребенку в стенах школы). Ведь именно эти показатели и представляют собой один из ключеОБЗОР. ос.
вых факторов, определяющих не только качество жизни, но и условия роста и развития ребенка. В 2014-2015 учебном году по результатам мониторинга здоровьесбегающей деятельности всех школ Ростовской области, участвующих в данном Пилотном проекте (а таких школ 273) наше образовательное учреждение заняло почетное второе место в Региональном этапе конкурса «Здоровье - для образования, образование - для здоровья».
Важным направлением профилактики экстремизма в нашей школе является организация системы патриотического воспитания на основе системы социального партнерства и взаимодействия многоуровневой системы организаций, институтов системы образования, учреждений и служб, расположенных в западной части города Батайска. Создание Центра по изучению социальных конфликтов и профилактики экстремизма в образовательной среде послужило толчком для создания еще одного глобального объединения под названием «Содружество», в рамках которого происходит взаимодействие образовательных учреждений Западного Батайска по вопросам учебно-методической, гражданско-патриотической и здоровьесберегающей деятельности. Всё это способствует реализации следующих направлений: обеспечение прав и свобод граждан; приобщение молодежи к труду, содействие в трудоустройстве и занятости; развитие волонтерского движения и социально-направленной деятельности; поддержка организаций дополнительного образования детей, детских и молодежных общественных объединений; развитие музейной деятельности и др.
Результаты диагностико-аналитической деятельности Центра.
Эффективность Комплексной программы по созданию единого информационного противодействия проявлениям экстремизма и терроризма в МБОУ СОШ №4 подтверждена количественными и качественными изменениями по классам в целом и учащимися в отдельности, а также отзывами классных руководителей и родителей учащихся.
Опыт работы Центра по изучению социальных конфликтов и профилактике экстремизма в образовательной среде по данной программе показывает достаточно высокие результаты.
Результативность проводимых мероприятий подтверждается различными психологическими методиками (анкеты, тесты, варианты неоконченных предложений и проективные методики). В работе были использованы: экспресс - опросник «Индекс толерантности», методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел), анкета «Проявляешь ли ты толерантность?», анкета по проблемам толерантности в межнациональных отношениях, анкета «Отношение к толерантности и экстремизму» и другие. Тестирование проводилось до начала профилактической работы (в сентябре) и по её окончании (конец учебного года).
Для получения более объективной картины результативности проводимых мероприятий использовался Многофакторный личностный опросник Кеттелла.
Данные анализа показателей факторов индивидуальных личностных свойств, шкал психологической атмосферы представлены в виде гистограммы (на основе сопоставления средних значений всех показателей).
Условные обозначения: A - общительность-замкнутость; B - ограниченное мышление-сообразительность;
ОБЗОР.
C - эмоциональная устойчивость; D - возбудимость-уравновешенность; E - независимость-подчиненность; F - озабоченность-беспечность; G - выраженная сила «Я»-беспринципность; H - смелость-робость; I - жесткость-чувствительность; J - податливость-жестокость; O - тревожность-спокойствие; Q2 - самостоятельность-внушаемость; Q3 - высокий самоконтроль - низкий самоконтроль; Q4 - напряженность-релаксация.
Как видно из данной гистограммы, у школьников увеличились показатели по факторам: общительность-замкнутость, эмоциональная устойчивость, самостоятельность-внушаемость, высокий самоконтроль - низкий самоконтроль. И уменьшились: возбудимость-уравновешенность, жесткость-чувствительность, податливость-жестокость, напряженность-релаксация. Это мо-
жет говорить о том, что ребята стали больше проявлять интерес к общению, причем стали более эмоциональны, добросердечны, гибки, открыты и толерант-ны. Они проявляют большую эмоциональную устойчивость, реалистичность по отношению к жизни, спокойствие. Появилось большее осознание социальных требований и повысилось их соблюдение. Также подростки стали более сдержанны при неблагоприятных ситуациях, более охотно принимают на себя ответственность. По итогам исследований были сделаны следующие выводы:
- обучающиеся школы понимают важность патриотизма в жизни. В патриотизме приобретается некий жизненный стержень, ориентир, внутренний вектор, направляющий позитивную активность.
ОБЗОР.