Научная статья на тему 'СОГЛАСНО АВИАЦИОННОМУ ПРОФИЛЮ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У КУРСАНТОВ ЛЕТНОГО ВУЗА'

СОГЛАСНО АВИАЦИОННОМУ ПРОФИЛЮ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У КУРСАНТОВ ЛЕТНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ / ТЕХНИЧЕСКИЙ И ЛЕТНЫЙ ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / MILITARY PROFESSIONAL COMPETENCIES / METHODOLOGICAL BASES OF TEACHING DISCIPLINE / TECHNICAL AND FLIGHT TRAINING / PEDAGOGICAL PRINCIPLES AND METHODS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коркоценко Марина Николаевна

В статье представлена методика обучения курсантов военного вуза технического и летного профиля. Раскрыты научные и методологические основы преподавания дисциплин гуманитарного и социально-экономического блока. Отражены особенности формирования военно-профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCORDING TO THE AVIATION PROFILE METHODS FOR FORMATION OF MILITARY PROFESSIONAL COMPETENCES OF CADETS IN AVIATION HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article presents a methodology for teaching cadets of military higher technical and flight educational institutions. The scientific and methodological teaching foundations of humanitarian and socio-economic disciplines are revealed. The features of military-professional competencies are reflected.

Текст научной работы на тему «СОГЛАСНО АВИАЦИОННОМУ ПРОФИЛЮ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У КУРСАНТОВ ЛЕТНОГО ВУЗА»

МЕТОДИКА И ПРАКТИКА

М.Н. КОРКОЦЕНКО M.N. KORKOTSENKO

СОГЛАСНО АВИАЦИОННОМУ ПРОФИЛЮ

ACCORDING TO THE AVIATION PROFILE

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

У КУРСАНТОВ ЛЕТНОГО ВУЗА

METHODS FOR FORMATION OF MILITARY PROFESSIONAL COMPETENCES OF CADETS IN AVIATION HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Сведения об авторе. Коркоценко Марина Николаевна - доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова, кандидат педагогических наук (г. Краснодар. E-mail: mariakrasnodar@mail.ru).

Аннотация. В статье представлена методика обучения курсантов военного вуза технического и летного профиля. Раскрыты научные и методологические основы преподавания дисциплин гуманитарного и социально-экономического блока. Отражены особенности формирования военно-профессиональных компетенций.

Ключевые слова: военно-профессиональные компетенции, методологические основы преподавания дисциплины, технический и летный профиль обучения, педагогические принципы и методы обучения.

Information about the author. Marina Korkotsenko - Associate Professor of the Subdepartment of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov, Cand. Sc. (Ped.) (Krasnodar. E-mail: mariakrasnodar@mail.ru).

Summary. The article presents a methodology for teaching cadets of military higher technical and flight educational institutions. The scientific and methodological teaching foundations of humanitarian and socio-economic disciplines are revealed. The features of military-professional competencies are reflected.

Keywords: military professional competencies, methodological bases of teaching discipline, technical and flight training, pedagogical principles and methods of teaching.

В современной образовательной системе военных вузов ключевым фактором, отражающим характер процесса образования и воспитания курсантов, выступает комплекс формируемых компетенций. Общекультурные, общепрофессиональные и военно-профессиональные компетенции реализуются через получаемые знания, прививаемые умения и формируемые навыки, в основном, в процессе проведения аудиторных занятий и самостоятельной работы обу-

чающихся. Предъявляемые в процессе изучения учебных дисциплин требования к результатам их освоения лежат в основе используемых профессорско-преподавательским составом методик обучения, носят прикладную направленность и отражают уровень подготовки курсантов по военной специальности (летного и технического профиля).

Результат процесса обучения, таким образом, заключается в развитии способности человека действовать в раз-

личных проблемных ситуациях, оперируя умениями и навыками. Можно утверждать, что речь идет о становлении мышления, необходимого для профессиональной деятельности и успешной социализации в обществе. Формируемые у курсантов-летчиков и курсантов-техников военно-профессиональные компетенции заключаются в развитии способностей обобщать и систематизировать свои знания, применять достижения различных областей науки на практике, а

также обобщать и систематизировать свои знания, применять достижения различных областей науки на практике, владеть приемами рационального использования полученных знаний для решения новых военно-профессиональных задач.

Уровни обученности и компетенции способствуют воспитанию квалифицированного военного специалиста, который самостоятельно принимает грамотные решения. Степень эффективности деятельности молодых кадров напрямую зависит от сложившейся в стране обстановки, сложности возникшей проблемы. Современные тенденции в обществе накладывают отпечаток на характер образовательного процесса в учебном заведении. Будущие летчики и техники должны не только глубоко владеть специальными знаниями и умениями, но и понимать и решать экономические, социальные и правовые проблемы в сфере профессиональной деятельности, разбираться в политической ситуации.

Развить подобные способности помогают преподаваемые дисциплины гуманитарного и социально-экономического блока, которые выстраивают основу для накопления и приумножения получаемых в дальнейшем специальных умений и навыков. Так происходит формирование мышления квалифицированного специалиста, и накапливаются знания, необходимые гражданину и члену общества.

Одними из подобных дисциплин являются «Экономика» (для курсантов-летчиков) и «Основы экономики» (для курсантов-техников).

Научные и методологические основы преподавания экономических дисциплин связаны с принципами дидактики, подходами к процессу обучения, средствами и формами обучения, методами воспитания.

К принципам обучения, используемым в предложенной методике, относятся

(см. схему 1):

1. Принцип наглядности. Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.

2. Принцип сознательности и активности. Одной из важнейших целей обучения является формирование у курсантов правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждений.

3. Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения воз-

растным особенностям обучающихся, уровню их развития. Доступность должна определяться уровнем подготовки обучающегося, его умственными и физическими возможностями.

4. Принцип научности требует, чтобы содержание образования отвечало достижениям науки в соответствующей области знаний. Необходимо формировать познавательные интересы у курсантов, научить их владеть современными методами исследований, систематически привлекать к различным формам научных поисков, стимулировать интерес к таким видам деятельности.

5. Принцип индивидуального подхода к обучающимся в условиях совместной работы с коллективом позволяет дифференцированно осуществлять процесс обучения, правильно формировать межличностные отношения, воспитывать учебную группу именно как коллектив, что и является одним из важнейших условий для

Принцип наглядности

Принцип индивидуального

подхода к обучающимся в условиях совместной работы с коллективом

Принцип научности

/

Принцип доступности

Принцип единства образовательных,

развивающих и воспитательных функций обучения

Принцип связи теории с практической деятельностью (профессиональной направленности)

Схема 1. Принципы обучения

активной работы каждого обучающегося.

6. Принцип систематичности и последовательности предполагает, чтобы изложение учебного материала преподавателем доводилось до уровня системности в сознании учащихся, чтобы знания давались учащимся не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными. Реализация принципа предполагает логическую последовательность и связь между учебными дисциплинами, изучаемыми на разных курсах обучения, чтобы каждый раз вновь изучаемый материал базировался на усвоенном обучающимися ранее.

7. Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками означает способность курсанта при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности, т.е. прочность - это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память. В этом заключается главная особенность данного принципа.

8. Принцип связи теории с практической деятельностью (профессиональной направленности). Курсанты в процессе изучения экономических дисциплин должны не только обладать твердыми знаниями и умениями об основах экономики, о функционировании экономических систем и субъектов, значении экономики для укрепления военной мощи государства, а также должны четко представлять, где и как они могут применить эти знания, умения и навыки при выполнении своих функциональных служебных обязанностей.

Преподаватели на всех занятиях дисциплины должны шире использовать опыт войсковой практики,подкреплять теоретический материал кон-

кретными примерами из воинского быта, при решении практических задач ставить курсанта в роль начальника воинской части, заместителя командира в/ч по тылу, финансовому обеспечению, а при ответах курсантов - в роль руководителя занятия.

Для подготовки выпускника к деятельности в боевых условиях особое значение имеет изучение взаимосвязи войны и экономики, процесса мобилизации, рассмотрение военно-экономического потенциала и военно-экономической мощи, изучение войскового хозяйства и направлений экономической работы в войсках, объективных экономических предпосылок для реформирования Вооруженных Сил России, основ финансово-экономической деятельности в воинской части. Систематически изучать на занятиях этот материал - прямой долг преподавателя.

Для специалиста по летной эксплуатации авиационных комплексов будет иметь значение управленческая (повседневная и боевая), эксплуатационная, обучающая и воспитательная деятельность, которые заключаются в организации работы личного состава авиационного подразделения, планировании мероприятий по реализации принятых решений командиром авиационного подразделения в мирное и военное время, а также в эксплуатации авиационных комплексов при решении боевых задач, эксплуатации объектов аэродромов военного назначения в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил и нормативных документов Министерства обороны РФ и др. Однако весь комплекс вышеуказанных действий указывает на производственный, технологический и управленческий характер совершаемых операций.

Выпускник технического профиля будет выполнять деятельность в рамках эксплуатационно-технической, производственно-технологической и организационно-управленческой области. Его работа связана с выполнением оперативных видов подготовок авиационной техники к полетам, организацией и выполнением войскового ремонта авиационной техники в авиационной части, с организацией работы личного состава авиационного подразделения при решении учебных и боевых задач.

При этом специфические особенности деятельности военного летчика и техника лежат в основе методических особенностей преподавания экономических дисциплин для курсантов летного и технического профиля ранее указанной методики.

9. Принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения вытекает из сущности данных функций. Во-первых, в процессе обучения человек овладевает знаниями, умениями и навыками, формируется его научное мировоззрение; во-вторых, в условиях деятельности личности происходит ее интеллектуальное развитие; в-третьих, содержание учебного материала, непосредственное участие курсантов в учебной работе являются средствами формирования у них соответствующих морально-духовных качеств. Педагог, моделируя процесс обучения курсантов, имеет возможность продумывать все аспекты. Это возможность для формирования профессионального мышления квалифицированного специалиста, который готов эффективно осуществлять возложенные на него обязанности.

Таким образом, реализуемые в процессе преподавания экономических дисциплин принципы позволяют полно-

0

1 I

О)

о 00

а:

т

го 00 о

О

и и

О) ь

О)

с

О

.о .0

го

о

(Й ^ и

о ш С

Схема 2. Методы и формы обучения

стью раскрыть значение понятия «обучение», данное в Федеральном законе «Об образовании в РФ».

Полнота раскрытия методики формирования военно-профессиональных компетенций невозможна без методов и форм обучения, представленных на схеме 2.

Методическая особенность преподавания экономики заключается в максимальном использовании практико-ориентированных интерактивных форм обучения на основе применения моделирующих, дидактических, деловых, ролевых игр и практикумов.

Применение в практике преподавания «методики малых групп» дает курсантам возможность совершенствовать навыки разрешения трудных ситуаций, учиться друг у друга, формирует чувство ответственности за учебный процесс, навыки совместной работы в командах и публичных выступлений.

В процессе преподавания экономических дисциплин накоплен определенный опыт использования мультимедий-

ной и иной техники, который позволяет повышать информационную насыщенность излагаемого теоретического материала, системно отражать основные положения и содержательную часть учебного курса. По каждой лекции разработана и используется презентация, которая отражает структуру излагаемого материала, раскрывает основные экономические понятия и термины, дает необходимый цифровой материал, что объективно упорядочивает процесс приобретения необходимых знаний обучающимися.

Содержательная часть семинарских занятий дополняется учебными фильмами и видеосюжетами, демонстрируемыми посредством мультимедийной аппаратуры.

Методика изложения экономических категорий предполагает «отталкивание» от известных понятий и пройденного материала. Например, в теме «Основные проблемы макроэкономики» следует повторить эффект дохода и замещения темы «Рынки факторов производства: труда, ка-

питала, земли». Это позволяет напомнить уже известный материал и на контрасте с кривой спроса на отдельный товар объяснить траекторию кривой совокупного спроса.

Немаловажен в методике изложения категорий прием сопоставления, когда одно и то же явление анализируется в разных общественных условиях, на разных этапах развития общества. Ценится в рассмотрении экономического материала умение преподавателя, исследователя вести диалог с аудиторией, оппонентом, рассуждать и реагировать на вопросы.

Учитывая тенденции современной экономики, упор обязательно будет делаться на экономное, бережное использование имеющихся факторов производства и профессионально важные компетенции и качества экономически активного человека.

В качестве составных частей формируемых компетенций выступают социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе) и профессиональный опыт. В совокупности все

эти компоненты формируют поведенческие модели - когда выпускник способен самостоятельно сориентироваться в ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи, а по возможности и планировать новые.

Современные условия диктуют необходимость подготовки, прежде всего, грамотных военных управленцев во всех видах и родах ВС. Курсанты должны получать знания в области военного дела, сформировать необходимые умения и профессиональные навыки, а также иметь представление о ведении войскового хозяйства в военное и мирное время. В положительном освоении таких знаний имеет значение междисциплинарный подход.

Межпредметные связи помогают курсантам формировать правильное профессиональное мышление, в том числе и экономическое.

В процессе обучения в вузе изучению экономики предшествует овладение знаниями в области истории, правоведения, философии, психологии, социологии и политологии. Как же прослеживается связь предметов с наукой хозяйствования и управлением? Рассмотрим логику в данной последовательности, по мере реализации учебного плана. В экономической науке изучение предмета начинается с исследования исторических этапов (экономических школ). Поэтому прослеживается логичность в вехах становления Российского государства (от Руси - к России XIX века, а затем - начала и конца XX века и нынешних времен периода глобализации). Зарождение государственного строя в исторической ретроспективе, форм хозяйствования лучше раскрывают основные идеи экономических школ России и мира.

Философские подходы к экономической жизни об-

щества пытаются выявить, каковы источники развития экономической жизни, каково соотношение объективных и субъективных сторон в хозяйственных процессах.

Знание психологии раскрывает психолого-педагогические аспекты военно-управленческой деятельности, накапливая знания непосредственно в управлении. В системе обучения курсантов технического профиля управленческая деятельность командира рассматривается социальной психологией. Она указывает на особенности управления социальными процессами в военной организации, специфику социальных процессов в Вооруженных Силах РФ. Следует упомянуть, в связи с этим, о дисциплинах профессионального цикла. На уровне подготовки летчиков «Психология летного труда» изучает методы повышения мотивации к военно-профессиональной деятельности, дает характеристику труду как основному фактору производства. Особенности летного труда, главные компоненты его деятельности и психологические особенности при выполнении различных видов полетов позволяют дать оценку производительности труда.

Интеграция экономики и правовых дисциплин (в рамках дисциплин «Авиационное законодательство» и «Воздушное право») характеризует сущность правоотношений, систему прав, а также дает знания о законах и подзаконных актах во всей хозяйственной сфере. Правовое регулирование организации обороны и строительства Вооруженных Сил РФ отражает особенности военного сектора экономики.

В авиационном законодательстве уточняется понятие авиационного персонала. В экономической области, точ-

нее в управлении персоналом, немаловажное значение имеют его аттестация и подготовка специалистов соответствующего уровня, которые рассматриваются с правовой точки зрения вопроса также, как и состав экипажа воздушного судна, и права его командира.

Воздушное право учитывает роль и значение субъектов экономики как авиационного предприятия и эксплуатан-тов, так и министерств и ведомств.

Предметы военно-профессионального цикла обеспечивают формирование умений и навыков ведения профессиональной деятельности в военное время, в условиях военных конфликтов и боевых действий. Управление подразделениями в мирное время учитывает основы организации хозяйственной деятельности в воинской части и подразделении, мобилизационную подготовку.

При изучении военной экономики внимание уделяется конечному этапу военно-экономического процесса - потреблению конечной военной продукции, которое реализуется через войсковое хозяйство. Основные понятия о войсковом хозяйстве, его организация, учет и хранение всех видов материальных средств, мероприятия экономии, рационального расходования материальных и денежных средств в воинской части (подразделении) обеспечивают междисциплинарную связь экономики и управления подразделениями в мирное время.

Аэродромы и аэропорты, управление воздушным движением, управление летной работой, конструкция и летная эксплуатация воздушного судна раскрывают смысл и значение эффективного хозяйственного управления имеющимися основными производственными фондами,

Процесс обучения и воспитания квалифицированных специалистов

ф

Е ^

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л а ф Е

£

и ф

т ф

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ:

• средства;

• методы;

• формы;

• подходы обучения

и воспитания.

• уровни обученности;

• общекультурные; профессиональные и военно-

профессиональные компетенции.

■о

о -е-№

01 ^

О1 X О1

и

г №

01

И к

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Схема 3. Методика формирования военно-профессиональных компетенций

фондами обращения и оборотными средствами. Изучение конструкции самолетов, авиационных двигателей и вооружения, а также радиоэлектронного оборудования упрощает формирование профессиональных компетенций и сознательного отношения к профессиональной деятельности в области обслуживания и ремонта воздушных судов.

В теоретической подготовке, следовательно, закладываются основы знаний для практического применения в профессиональной деятельности накопленных умений и сформированных навыков. Одним из мотивов для формирования осмысленного отношения к профессиональной деятельности и собственной роли военнослужащего в обеспечении безопасности и защите Отечества может служить

положение, прописанное в военной доктрине РФ: «Экономическое обеспечение выражается в бережном и экономном использовании имеющихся в распоряжении военнослужащего материальных и иных средств...».

Современная экономическая система требует от человека четких организованных действий, осознания ответственности за имеющиеся в его распоряжении средства и факторы (см. схему 3).

Подводя итог используемых в методике научных и методологических основ (методов, форм, средств и подходов к обучению), следует отметить, что формируемые военно-профессиональные компетенции специалистов летного и технического профиля направлены на воспитание профессионала, обладающего собственным мнением, объемом умений и

навыков, а не только компетенциями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Министра обороны РФ «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 15 сентября 2014 г. № 670.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации», статья 2.

3. Указ Президента Российской Федерации «О Военной доктрине Российской Федерации» от 25.12.2014. № Пр-2976.

4. Приказ Министра обороны РФ «Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 3 июня 2014 г. № 333.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.