Научная статья на тему 'Инновационная экономика и интерактивные формы обучения'

Инновационная экономика и интерактивные формы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIVE ECONOMY / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE FORMS OF TRAINING / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ELECTRONIC TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коркоценко Марина Николаевна

Категории инновационной экономики в современных научных знаниях и областях деятельности неразрывно связаны с формами обучения, элементами системы подготовки кадров. Подготовка квалифицированных конкурентоспособных специалистов невозможна без высокотехнологичных продуктов. В информационно-образовательной среде интерактивные формы обучения, электронные учебники выступают ключевыми вопросами инноваций, наравне с которыми имеет значение использование новых направлений технологических процессов, техники, иных функциональных особенностей и свойств продукции, нового сырья и материалов, развитие производственных возможностей предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коркоценко Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная экономика и интерактивные формы обучения»

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Коркоценко М.Н. Email: Korkotsenko1795@scientifictext.ru

Коркоценко Марина Николаевна - кандидат педагогических наук, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова, г. Краснодар

Аннотация: категории инновационной экономики в современных научных знаниях и областях деятельности неразрывно связаны с формами обучения, элементами системы подготовки кадров. Подготовка квалифицированных конкурентоспособных специалистов невозможна без высокотехнологичных продуктов. В информационно-образовательной среде интерактивные формы обучения, электронные учебники выступают ключевыми вопросами инноваций, наравне с которыми имеет значение использование новых направлений технологических процессов, техники, иных функциональных особенностей и свойств продукции, нового сырья и материалов, развитие производственных возможностей предприятий.

Ключевые слова: инновационная экономика, интерактивные формы обучения, информационно-образовательная среда, электронный учебник.

INNOVATIVE ECONOMY AND INTERACTIVE FORMS

OF TRAINING Korkotsenko M.N.

Korkotsenko Marina Nikolaуevna - PhD in Education Science, HUMANITIES AND SOCIO-ECONOMIC SUBJECTS DEPARTMENT, KRASNODAR HIGH MILITARY SCHOOL OF AVIATION, KRASNODAR

Abstract: the categories of innovative economy in modern scientific knowledge and fields of activity are inextricably linked with the forms of training, elements of the training system. Preparation of qualified competitive specialists is impossible without high-tech products. In the information and educational environment, interactive forms of education, electronic textbooks are the key issues of innovation, along with which the use of new directions of technological processes, technology, other functional features and properties of products, new raw materials and materials, development of production capabilities of enterprises is important.

Keywords: innovative economy, interactive forms of training, Information and educational environment, electronic textbook.

УДК 330.101.8/33:37.016 DOI: 10.20861/2304-2338-2017-95-002

Категория «инновации» в современных общественно-экономических отношениях находится в поле интересов разных научных областей и видов деятельности. Ассоциируется с формами обучения, фактором производственного и технологического процессов, элементом системы подготовки кадров предприятия, выступает всеобщим понятием. В области экономических знаний в последнее время приобретают значение качество управления знаниями квалифицированных специалистов, прививаемые профессиональные компетенции. Развивается информационная база инновационной экономики, в которой особое место занимают электронные издания, в том числе учебники.

Высокотехнологичные продукты выступают основой для инновационной экономики, которая невозможна без интеллектуальных знаний ученых,

специалистов, новаторов, формируемой информационной среды. В области подготовки кадров, необходимых для существующих предприятий, организаций, первоосновой выступает информационно -образовательная среда, формы и методы обучения. Конкурентоспособные специалисты могут эффективно выполнять свои обязанности, добиться успеха, а значит увеличить прибыль предприятия, если будут постоянно учиться, повышать свою квалификацию и компетентность, владеть современными знаниями.

Идею инновационного развития экономики использовал австрийский экономист Й. Шумпетер, который сейчас считается родоначальником всех современных инновационных концепций. Он выделил такие вопросы инноваций, как использование новых направлений технологических процессов, новой техники, иных функциональных особенностей и свойств продукции, нового сырья и материалов, развитие производственных возможностей предприятий. В этом Й. Шумпетер видел сравнительное преимущество эффективного производства, его материально-технического обеспечение и успешную политику сбыта [1, с. 72-73].

В системе профессионального образования категория «инновации» тесно связана с процессами обучения и воспитания. В соответствии с положениями ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 13, 16, 18) [2], Приказа Министра обороны № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» (приложение 2) [3], требованиями ФГОС как ВО, так и СПО по специальностям (раздел 7), преподаватели используют электронные информационные и образовательные ресурсы, информационные и телекоммуникационные технологии, комплексы технических средств обучения, обеспечивающие освоение обучающимися (студентами, курсантами и слушателями) образовательных программ в гражданских и военных учебных заведениях.

Одной из форм интерактивного обучения выступает использование на аудиторных занятиях электронных учебников на базе программной оболочки 8ипЯау.

В данной статье будут раскрыты способы использования такого вида издания в процессе проведения аудиторных занятий по дисциплине «Экономика» в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков.

На аудиторных занятиях с курсантами апробируется электронный учебник (ЭУ) «Экономика» под общей редакцией О.Ю. Ефремова и А.Ф. Габитова, имеющий гриф Министерства обороны РФ. Для практического применения был взят второй раздел ЭУ «Военная экономика», глава 10 «Военная экономика и оборонно -промышленный потенциал», соответствующие очередной изучаемой теме дисциплины № 11 «Экономические основы военной мощи государства» и семинару № 7 «Военно-экономическая мощь в системе безопасности и могущества».

Данное издание разделено на главы, каждая из которых дает целостное представление об определенной тематической области, что способствует индивидуализации процесса обучения.

Каждая глава содержит:

• учебные вопросы;

• используемые учебные материалы;

• наглядные материалы;

• вопросы для самоконтроля.

Эффективное использование электронного учебника требует небольшого предварительного обучения курсантов работе с ним. Во время самоподготовки, преподаватели, ведущие данную дисциплину и уже ознакомившиеся с содержанием данного электронного издания, представили курсантам его структуру и взаимосвязи между параграфами.

Формы использования таких изданий зависят от особенностей преподаваемых дисциплин.

Примеров использования может быть несколько:

1. На лекционных занятиях.

2. На семинарских занятиях.

3. Во время самоподготовки.

Во-первых, электронный учебник используется преподавателем при проведении:

1. Лекционного занятия - демонстрируются слайды, при этом преподаватель пользуется уже разработанными ТСО.

2. Лекционного или семинарского занятия - в целях оптимизации учебного процесса и связи теории с практикой демонстрируется фрагмент видеофильма, в то время как преподаватель заполняет учебные журналы групп.

Во-вторых, на семинаре № 7 «Военно-экономическая мощь в системе безопасности и могущества» курсантам предлагается на основе указанных в теоретической части лекции и параграфах учебника связей восстановить логику изложения материала в главе 10 ЭУ. При этом чтобы раскрыть особенности использования электронного учебника, преподаватели во время групповой консультации на самоподготовке обращают внимание курсантов в качестве примера на параграф, материал которого полностью был изучен традиционным способом на предыдущем занятии.

В-третьих, курсанты сначала опрашиваются по традиционной методике или с помощью печатных тестов. Затем с помощью технических средств классов семинарских занятий преподаватели запускают учебник и обучающиеся начинают работать с заданиями для самостоятельной работы для обобщения полученных знаний.

В-четвертых, электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала, когда на семинаре курсанты проходят тестовые задания.

В-пятых, в рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15 - 17 минут). Такой вариант предпочтительнее в том случае, если дисциплина считается в нескольких семестрах и на крайних занятиях между длительным перерывом в изучении материала. В данном случае необходимо итоговое повторение пройденного. Курсантам требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить взаимосвязи, повторить наиболее важные понятия, определить алгоритм действий.

Перед самостоятельной работой с электронным учебником преподаватель дает конкретное задание. После завершения курсантами самостоятельной работы проводится устный фронтальный опрос по данной теме и по изученному материалу.

В-шестых, использование данного электронного учебника возможно курсантами и во время самостоятельной подготовки к очередным занятиям по учебной дисциплине. Так как электронный учебник разделен на отдельные независимые темы, курсант может выбрать: использовать классическое печатное или электронное издание для изучения конкретных тем.

Руководствуясь содержанием учебных вопросов лекционных занятий, методическими указаниями, курсант может составить индивидуальный план подготовки по дисциплине.

На следующем этапе работы с темой обучаемый может проверить степень усвоенного материала и неизученные положения с помощью предложенных вопросов для самоконтроля. Если возникают затруднения при ответах на вопросы, необходимо вернуться к изучению соответствующих параграфов.

В-седьмых, данный электронный учебник может быть использован как дополнительное учебное издание, в качестве справочника по дисциплине «Экономика» при подготовке к занятию или промежуточной аттестации. Таким образом, курсант будет постепенно запоминать сведения, изложенные в учебнике. В качестве такого инструмента он может использоваться вместе с традиционным печатным изданием. В этом случае электронный учебник играет роль дополнительного источника информации, в котором справочные материалы и

документы строго привязаны к изучаемой теме и при этом легко доступны, который позволяет создать у курсанта более объемное представление об изучаемом явлении, проследить междисциплинарные связи.

Но, несмотря на преимущества, которые имеет электронный учебник, следует учитывать, что это, прежде всего, вспомогательный инструмент для преподавателя. Кроме того, электронный учебник потенциально готовит человека к жизни в современных условиях, к анализу большого потока информации и принятию грамотных, взвешенных решений.

Список литературы /References

1. Schumpeter Josef Alois. The theory of economic development. М., 1982. Р. 72-73.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 2.

3. Приказ Министра обороны РФ «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 15 сентября 2014 г. № 670.

ПРОБЛЕМЫ НЕЗАКОННОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ НАЛОГОВ

НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РОССИИ 1 2 Савина Л.Л. , Кораблева Д.И. Email: Savina1795@scientifictext.ru

1Савина Любовь Львовна - старший преподаватель;

2Кораблева Дарья Игоревна - магистрант, кафедра финансов и кредита, Нижегородский институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Нижний Новгород

Аннотация: в современном обществе в формировании налоговой политики государства и создании правовых основ рыночной экономики косвенные налоги играют огромную роль. Как показывает практика, из всех входящих в налоговую систему налогов, НДС является самым сложным для исчисления и уплаты. В настоящее время наиболее остро стоит вопрос о проблемах возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета, так как именно на этой стадии выявляются наиболее значимые нарушения законодательства. Значительное количество нарушений происходит, в первую очередь, в части налоговых вычетов. В данной статье рассматривается одна из наиболее часто используемых схем незаконного применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость. На основе этого проводится анализ схемы уклонения от налогообложения и рекомендуются мероприятия по предотвращению налоговых нарушений.

Ключевые слова: косвенные налоги, доходы бюджета, налоговая система, налог на добавленную стоимость, налоговые обязательства, налоговый вычет, незаконное возмещение НДС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.