А.И. Савельев
СПЕЦИФИКА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ - ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ
© Савельев Андрей Иванович - старший преподаватель, кафедра боевого применения авиационного вооружения, Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани, 446007, Самарская область, г. Сызрань-7, ул. Маршала Жукова, 1.
E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0190-236X______________
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблема военно-профессиональной подготовки курсантов - военных летчиков в военном авиационном вузе, формирующей готовность к практической деятельности. Актуальность исследования обусловлена потребностями модернизации Вооруженных сил Российской Федерации в сложившихся внешних и внутренних условиях жизни государства. Военнопрофессиональная деятельность курсантов - военных летчиков рассматривается как процесс решения профессиональных задач, обеспечивающих готовность авиационных подразделений к обеспечению военной безопасности страны.
Раскрывается значимость командно-методической деятельности в структуре военнопрофессиональной деятельности офицера. С опорой на деятельностный подход определяются командные и методические задачи в содержании военно-профессиональной деятельности, доказывается ведущая роль командно-методической деятельности. На основе функционального подхода и принципа идентификации определяются функции командно-методической деятельности: военно-летная, организационно-управленческая и учебно-воспитательная.
Приводятся аргументы относительно командно-методической компетентности курсантов -военных летчиков в период их обучения в военном авиационном вузе. Конкретизируются специфика и особенность военно-профессиональной деятельности курсантов - военных летчиков.
Ключевые слова: курсант - военный летчик, военно-профессиональная деятельность, команднометодическая деятельность, командно-методическая компетентность.
Цитирование. Савельев А.И. Специфика военно-профессиональной деятельности курсантов -военных летчиков // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т 25. № 4. С. 73-78. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-4-73-78.
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License Which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0)
A.I. Savelev
SPECIFICITY OF MILITARY-PROFESSIONAL ACTIVITIES OF CADETS - MILITARY PILOTS
© Savelev Andrey Ivanovich - senior lecturer, Department of Combat Use of Aircraft Weapons, Branch of the Military Educational and Scientiec Center of the Air Force N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» in Syzran, 1, Marshal Zhukov Street, Syzran-7, 446007, Russian Federation.
E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0190-236X_____________________________
ABSTRACT
The article considers the problem of military-professional training of cadets - military pilots in a military aviation university, which forms a readiness for practical activities. The relevance of the study is due to the needs of modernization of the Armed Forces of the Russian Federation in the current external and internal conditions of life of the state. The military-professional activity of cadets-military pilots is considered as a process of solving professional tasks that ensure the readiness of aviation units to ensure the military security of the country.
The signiecance of the command-methodological activity in the structure of the military-professional activity of an ofecer is revealed. Based on the activity approach, team and methodological tasks in the content of military-professional activity are determined, the leading role of command-methodological activity is proved. On the basis of the functional approach and the principle of identification, the functions of command-methodological activities are determined: military-fight, organizational-managerial and educational.
Arguments are given regarding the command-methodological competence of cadets-military pilots during their training at a military aviation university. The specificity and peculiarity of the military-professional activity of cadets - military pilots is specified.
Key words: cadet-military pilot, military-professional activity, command-methodological activity, command-methodological competence.
Citation. Savelev A.I. Spetsifika voenno-professional ’noi deyatel ’nosti kursantov - voennykh letchikov [Specificity of military-professional activities of cadets - military pilots]. VestnikSamarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia [Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology], 2019, Vol. 25, no. 4, pp. 73-78. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-4-73-78 [in Russian].
Введение
Современный этап модернизации и развития Вооруженных сил Российской Федерации, обусловленный военно-политическими, военнотехническими и социально-экономическими
факторами, актуализирует проблему военнопрофессиональной подготовки будущих офицеров. Роль военной авиации в происходящих локальных войнах и вооруженных конфликтах, задача совершенствования системы воздушнокосмической обороны, поставленная Военной доктриной Российской Федерации, вызывают потребность Воздушно-космических сил в высококвалифицированных военных летчиках, способных к грамотной эксплуатации авиационных комплексов и к эффективному руководству авиационными подразделениями. Исторически сложившаяся система подготовки российских военных летчиков, включающая подсистемы военного образования и боевой подготовки, подтверждает особую роль военно-профессиональной подготовки курсантов -военных летчиков в военных авиационных вузах [Равлык 2009]. Направления развития Вооруженных сил и военного образования влияют на содер-
жание тенденций военно-профессиональной подготовки курсантов [Горемыкин 2017], одной из которых является усиление практической направленности обучения, максимально приближенного к военно-профессиональной деятельности в войсках.
Степень разработанности проблемы
Деятельность курсантов - военных летчиков относится к военно-профессиональной деятельности офицеров, которая требует совокупности умений, навыков и способностей, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в различных условиях сложной и непредсказуемой обстановки [Колодовский 2016]. Анализ литературных источников свидетельствует о различиях в понимании исследователями видов и функций военнопрофессиональной деятельности офицера. По мнению А.А. Ломакина, военно-профессиональная деятельность офицера - это процесс мотивированного разрешения им профессиональных проблемных ситуаций, возникающих в войсковой практике в мирное время, при подготовке и ведении боевых действий в военное время при помощи ме-
тодов, приемов и средств взаимодействия (воздействия) руководителя и подчиненного, что требует определенной подготовки и образования [Ломакин 2014]. Исследователи (В.И. Вдовюк,
С.А. Иванов, В.М. Коровин, Ю.С. Синкевич) рассматривают различные виды и функции военнопрофессиональной деятельности, которые офицер осуществляет в зависимости от должностного предназначения и поставленной цели. Среди всего многообразия видов деятельности выделяются военно-специальная, учебно-воспитательная и организационно-управленческая, что обеспечивает подготовку офицеров как военных специалистов, педагогов и управленцев [Иванов 2016]. Особый интерес авторы проявляют к личности офицера как командира и педагога, к сочетанию его организационно-управленческой и педагогической деятельности.
Организационно-управленческая деятельность занимает исключительно важное место в деятельности каждого офицера и проявляется по-разному в зависимости от должностного уровня. Для армейской реальности при работе с личным составом более подходит термин «командовать» вместо «управлять» [Ихтисанов, Петкин 2016]. Специфика военно-профессиональной деятельности не учитывается исследователями (А.Д. Малышева, В.С. Окунева) при определении понятия «командная деятельность»: она трактуется как работа в команде [Малышева 2017]. Исследователи (Т.Г. Аргунова, И.В. Никишина, И.П. Пастухова, Л.Г. Семушина и др.), несмотря на некоторые различия в точках зрения, рассматривают метод иче-скую деятельность в структуре педагогической деятельности. Характеристиками понятия «методическая деятельность» являются плановость, последовательность, нормативность проведения различных мероприятий. Однако значимость командной и методической деятельности офицера требует командно-методических навыков курсантов военных вузов [Коваленко 2012].
На основе изучения анализа литературных источников приходим к выводу, что команднометодическая деятельность офицера как вид военно-профессиональной деятельности по анализу, планированию и разработке совокупности профессиональных средств, обеспечивающих выполнение повседневных мероприятий и боевых задач в соответствии с требованиями руководящих документов, достигает цели, если сформирована способность оперативно в предельно сжатые сроки принимать и доводить до исполнения оптимальные решения.
Профессия военного летчика наиболее сложная и опасная среди военных специальностей. За столетний период развития военной авиации профессиональная квалификация «пилот-авиатор» трансформировалась в «летчика-инженера», а подготовка военных летчиков из профессиональной переподготовки - в многоэтапный образовательный процесс, являющийся предметом авиационной пе-
дагогики [Асанов 2018]. Адекватно стремительному развитию военной авиации изменялись виды профессиональной деятельности военных летчиков: от выполнения вспомогательных задач на поле боя (разведки, наблюдения, фотографирования) до боевого применения авиационных комплексов и руководства авиационными частями и подразделениями. Сегодня курсантами - военными летчиками являются военнослужащие, обучающиеся в военном авиационном вузе по специальности 25.05.04 «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов». Они должны быть подготовлены к выполнению должностных обязанностей командиров экипажей, а после получения служебного опыта - замещать должность командира эскадрильи.
Военно-профессиональная подготовка курсантов - военных летчиков в военных авиационных вузах должна осуществляться с учетом потребностей войск, однако это не всегда выполняется в полной мере. Проведенный анализ отзывов на выпускников военных авиационных вузов выявил определенные недостатки: недостаточно сформированные командно-методические навыки и личностные качества офицера (военнопрофессиональная направленность, ответственность, педагогические и организаторские способности, компетентность, моральные качества). Таким образом, требуется внимание к формированию в процессе военно-профессиональной подготовки способностей, в совокупности обеспечивающих готовность к командно-методической деятельности.
Сложилось противоречие между потребностями войск в военных летчиках, обладающих готовностью к командно-методической деятельности, и отсутствием научного представления о содержании командно-методической компетентности как о личностном новообразовании, которое обеспечивает успешность данной деятельности.
Результаты исследования
Востребованность профессии военного летчика обусловлена развитием авиационной техники и вооружения, форм вооруженной борьбы, необходимостью обеспечения военной безопасности государства. Военно-профессиональная деятельность военного летчика представляет собой вооруженное противоборство с противником в воздухе в военное время и всестороннюю подготовку к нему в мирное. Объектами деятельности являются подчиненные военнослужащие, авиационные подразделения и авиационные комплексы при выполнении боевых задач и повседневных мероприятий. Деятельность военного летчика отличается целенаправленностью, которая обеспечивается высокой мотивацией к выполнению воинского долга, оперативностью принятия и реализации командирского решения, ответственностью за его последствия.
Квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке курсантов - военных летчиков определены следующие виды военно-профессиональной деятельности: эксплуатационно -технологиче ская, служе бная
(боевая и повседневная), военно-педагогическая (воспитательная), содержащие профессиональные задачи. Эксплуатационно-технологическая деятельность предполагает летную эксплуатацию авиационных комплексов и организацию взаимодействия летных экипажей и авиационных подразделений в боевом полете. Служебная (боевая и повседневная) деятельность заключается в организации повседневной деятельности и проведении боевой подготовки в подразделениях армейской авиации. Задачами военно-педагогической (воспитательной) деятельности являются обучение и воспитание подчиненных, формирование у них высоких морально-психологических и боевых качеств.
Таким образом, военно-профессиональная деятельность курсантов - военных летчиков представляет собой процесс решения профессиональных задач по реализации вышеуказанных видов деятельности. Изучение структуры военнопрофессиональной деятельности курсантов - военных летчиков с опорой на деятельностный подход показало присутствие командных и методических задач во всех ее видах. Установленный факт позволяет считать командно-методическую деятельность ведущим видом деятельности, успешность которой зависит от сформированное™ у курсантов - военных летчиков положительной мотивационной активности, военно-профессиональной направленности, развитого летно-тактического мышления, самостоятельности и профессиональной ответственности, способствующих эффективной реализации всех видов военно-профессиональной деятельности.
Применение функционального подхода и принципа идентификации структур [Руднева 2016] позволило выделить военно-летную, организационноуправленческую и учебно-воспитательную функции командно-методической деятельности, к выполнению которых должны быть подготовлены курсанты - военные летчики. В научной литературе отмечается, что успешность формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности требует учета ее специфики и особенности как взаимосвязанных компонентов [Поднебесова 2017].
Специфика деятельности - это «отличное, свойственное только данному предмету, представляющееся особенностью или совокупностью особенностей» [Руднева 2008, с. 78]. Научный анализ военно-профессиональной деятельности курсантов - военных летчиков выявил присущие ей отличия: направленность на обеспечение высокого уровня боевой готовности подразделения в мирное и на выполнение боевых задач в военное время; динамичность, сложность, напряженность и опасность для жизни; повышенную централизацию и единоначалие, строгую регламентацию, дефицит времени, предельную конкретность плани-
рования деятельности, строгое дозирование информации; сочетание беспрекословной исполнительности и подчинения, как ни в одной сфере общественной жизни, с инициативой; большую ответственность субъектов.
Таким образом, специфика военно-профессиональной деятельности курсантов - военных летчиков определяется вооруженной борьбой как особым видом деятельности людей и заключается в доминировании командно-методической деятельности во всех видах военно-профессиональной деятельности, задающей функции, которые выражаются в мирное время в организации боевой подготовки и повседневной деятельности, а в военное - в выполнении боевых задач вооруженного противоборства с противником в воздухе.
Специфика военно-профессиональной деятельности курсантов - военных летчиков отражает чрезвычайно сложные и многофункциональные задачи, разнородность которых требует развития летно-тактического мышления универсальности знаний, умений, навыков и профессиональных способностей, тем самым обуславливает необходимость развития специальных качеств. Становится очевидным, что в военном авиационном вузе необходимо создать условия для формирования командно-методической компетентности курсантов - военных летчиков, определяющей успешность их будущей военно-профессиональной деятельности. Понятие командно-методической компетентности, отсутствующее в тезаурусе педагогической науки, требует его исследования и научного обоснования.
Командно-методическая компетентность курсантов - военных летчиков является интегративной характеристикой личности (совокупностью знаний, умений, навыков и личностных качеств, выраженных в компетенциях) и результатом воинского воспитания, военно-профессиональной подготовки, личного служебного опыта. Она отражает готовность выпускников военных авиационных вузов эффективно выполнять команднометодическую деятельность на летных, инструкторских, командных должностях в авиационных частях и подразделениях.
Сложный интегративный характер военнопрофессиональной деятельности курсантов - военных летчиков обусловливает важную роль ком-петентностного подхода в совершенствовании их военно-профессиональной подготовки. Результат такого процесса заключается в развитии способностей выполнять разнообразные задачи во всех видах военно-профессиональной деятельности. Так выявляется главная особенность военнопрофессиональной деятельности курсантов - военных летчиков, заключающаяся в совокупности командных и методических задач как показателей в структуре командно-методической компетентности, выполнение которых достигается реализацией методики принятия командирского решения (см. таблицу).
Table
Таблица
The specificity and peculiarity of the military Специфика и особенность военно-
professional activity of cadets - military pilots профессиональной деятельности курсантов -
военных летчиков
Специфика: доминирование командно-методической деятельности, задающей функции
Военно-летная Организационно-управленческая Учебно-воспитательная
Готовность к летной эксплуатации авиационных комплексов и организации взаимодействия в боевом полете Способность к принятию командирских решений и ответственности за них, умелому руководству подчиненными Способность получать и передавать военно-профессиональные знания, обучать и воспитывать подчиненных
Особенность: совокупность командных и методических задач
Специфика и особенность деятельности стали основанием для определения структуры команднометодической компетентности курсантов - военных летчиков как интегративного свойства личности, объединяющего компоненты (адекватно функциям командно-методической деятельности), показатели которых отражают взаимосвязь видов военно-профессиональной деятельности.
Выводы
Ведущая роль командно-методической деятельности как специфики военно-профессиональной деятельности курсантов - военных летчиков предполагает наличие у них командно-методической компетентности, что требует совершенствования военно-профессиональной подготовки в военных авиационных вузах. Сформированная команднометодическая компетентность дает возможность курсантам - военным летчикам адаптироваться в войсках, успешно выполнять должностные обязанности. Наличие данного свойства личности позволяет офицерам при увольнении в запас занять достойное место в других сферах социальной жизни. Следовательно, задача формирования у курсантов - военных летчиков команднометодической компетентности с учетом специфики военно-профессиональной деятельности должна решаться в процессе военно-профессиональной подготовки в военном авиационном вузе.
Библиографический список
Асанов 2018 -АсановА.А. Оценка успешности обучения и профессиональной компетентности курсантов авиационных вузов // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. статей по материалам VI междунар. научно-практич. конф. Новосибирск. 2018. С. 57-61. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=32496643 (дата обращения: 10.11.2019).
Горемыкин 2017 - Горемыкин В.П. Военное
образование: цель - на развитие // Вестник военного образования. 2017. № 1 (4). С. 4-12. ISSN: 2500-3704. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30273270 (дата
обращения: 12.11.2019).
Иванов 2016 - Иванов С.А. Формирование навыков воспитательной деятельности у курсантов военноучебных заведений: дис. ... канд. пед. наук. М., 2016. 175 с. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-peda-
gogicheskoi-gotovnosti-kursantov-voennykh-vuzov-k-
vospitatelnoi-rabote-v-po.
Ихтисанов, Петкин 2016 - Ихтисанов И.И., Пешкин А.В. Готовность курсантов военных институтов к управленческой деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 7. С. 137141. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26482049.
Коваленко 2012 - Коваленко А.М. Педагогическая сущность и содержание процесса формирования командно-методических навыков у курсантов высших военных учебных заведений Российской Федерации // Вестник университета. 2012. № 7. С. 255-259. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18322152.
Колодовский 2016 - Колодовский А.А. Формирование профессионально-поведенческой компетентности
курсантов средствами ситуационного проектирования: дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2016. 196 с. URL: http: //www.dslib. net/prof-obrazovanie/formirovanie -professionalno-povedencheskoj-kompetentnosti-kursantov-sredstvami. html.
Ломакин 2014 - Ломакин А.А. Военно-
профессиональная подготовка слушателей вузов Вооруженных сил Российской Федерации в современных условиях: монография. М.: ВУ мО, 2014. 186 с.
Малышева 2017 - Малышева А.Д. Формирование командной компетенции на занятиях по иностранному языку // Концепт. 2017. Т 32. С. 249-253. URL: http://e-koncept.ru/2017/771073.htm (дата обращения:
14.11.2019).
Поднебесова 2017 - Поднебесова М.И. Специфика профессиональной деятельности будущих бакалавров машиностроения // Дискуссия. 2017. № 2 (76).
С. 92-96. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsie ka-professionalnoy-deyatelnosti-buduschih-bakalavrov-mashinostroeniya.
Равлык 2009 - Равлык Р.Ф. Проблемы подготовки летного состава в современных условиях // Военная мысль. 2009. № 5. С. 64-67. URL: http://militaryarticle. ru/voennaya-mysl/2009-vm/10269-problemy-podgotovki-letnogo-sostava-v-sovremennyh.
Руднева 2008 - Руднева Т.И. Педагогика
профессионализма. Самара: Универс-групп, 2008.
214 с.
Руднева 2016 - Руднева Т.И. Методологические принципы как контекст осмысления качества педагогического исследования // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016. № 2. С. 78-82. URL: https://journals.ssau.ru/index.php/ hpp/article/view/4228.
References
Asanov 2018 - Asanov A.A. Otsenka uspeshnosti obucheniya i professional'noi kompetentnosti kursantov aviatsionnykh vuzov [Evaluation of success of training and professional competence of cadets of aviation universities]. In: Sovremennaya psikhologiya i pedagogika: problemy i resheniya: sb. statei po materialam VI mezhdunar. nauchno-praktich. konf. [Modern psychology and pedagogy: problems and solutions. Collection of articles on the materials of the VI international research and practical conference]. Novosibirsk, 2018, pp. 57-61. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32496643 [in Russian].
Goremykin 2017 - Goremykin V.P. Voennoe obrazovanie: tsel' - na razvitie [Military education: the goal is development]. Vestnik voennogo obrazovaniya [Bulletin of military education], 2017, no. 1 (4), pp. 4-12. ISSN: 2500-3704. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=30273270 [in Russian].
Ivanov 2016 - Ivanov S.A. Formirovanie navykov vospitatel'noi deyatel'nosti u kursantov voenno-uchebnykh zavedenii: dis. ... kand. ped. nauk [Formation of educational skills among cadets of military schools: Candidate’s of Pedagogical Sciences thesis]. M., 2016, 175 p. Available at: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-pedago-gicheskoi-gotovnosti-kursantov-voennykh-vuzov-k-vospitatelnoi-rabote-v-po [in Russian].
Ihtisanov, Petkin 2016 - Ihtisanov I.I., Petkin A.V Gotovnost' kursantov voennykh institutov k upravlencheskoi deyatel'nosti [Readiness of military institute cadets to administrative activity]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2016, no. 7, pp. 137-141. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=26482049 [in Russian].
Kovalenko 2012 - Kovalenko A.M. Pedagogicheskaya sushchnost' i soderzhanie protsessa formirovaniya komandno-metodicheskikh navykov u kursantov vysshikh voennykh uchebnykh zavedenii Rossiiskoi Federatsii [Pedagogical essence and the content of process of formation of command and methodical skills at cadets of the highest military educational institutions of the Russian Federation]. Vestnik universiteta, 2012, no. 7, pp. 255-259. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=18322152
[in Russian].
Kolodovskiy 2016 - Kolodovskiy A.A. Formirovanie professional'no-povedencheskoi kompetentnosti kursantov sredstvami situatsionnogo proektirovaniya: dis. ... kand. ped. nauk [Formation of professional and behavioral
competence of cadets by means of situational design: Candidate’s of Pedagogical Sciences thesis]. Yoshkar-Ola, 2016, 196 p. Available at: http://www.dshb.
net/prof-obrazovanie/formirovanie-professionalno-povedencheskoj-kompetentnosti-kursantov-sredstvami. html [in Russian].
Lomakin 2014 - Lomakin A.A. Voenno-professional'naya podgotovka slushatelei vuzov Vooruzhennykh sil Rossiiskoi Federatsii v sovremennykh usloviyakh: monografiya
[Military-vocational training of students of universities of the Armed Forces of the Russian Federation in modern conditions: monograph]. M.: VU MO, 2014, 186 p. [in Russian].
Malysheva 2017 - Malysheva A.D. Formirovanie
komandnoi kompetentsii na zanyatiyakh po inostrannomu yazyku [Formation of team competence in foreign language classes]. Kontsept [Concept], 2017, no. 32, pp. 249253. Available at: http://e-koncept.ru/2017/771073.htm [in Russian].
Podnebesova 2017 - Podnebesova M.I. Spetsifika professional'noi deyatel’nosti budushchikh bakalavrov mashinostroeniya [The specieicity of professional activity of future bachelors of mechanical engineering]. Diskussiya [Discussion], 2017, no. 2 (76), pp. 92-96. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsie ka-professionalnoy-deyatelnosti-buduschih-bakalavrov-mashinostroeniya [in Russian].
Ravlyk 2009 - Ravlyk R.F. Problemy podgotovki letnogo sostava v sovremennykh usloviyakh [Problems of training fight personnel in modern conditions]. Voennaya mysl' [Military Thought], 2009, no. 5, pp. 64-67. Available at: http://militaryarticle.ru/voennaya-mysl/2009-vm/10269-problemy-podgotovki-letnogo-sostava-v-sovremennyh [in Russian].
Rudneva 2008 - Rudneva T.I. Pedagogikaprofessionalizma [Pedagogy of professionalism]. Samara: Univers-grupp, 2008, 214 p. [in Russian].
Rudneva 2016 - Rudneva T.I. Metodologicheskiye printsipy kak kontekst osmysleniya kachestva pedagogicheskogo issledovaniya [Methodical approaches as the context of pedagogical research outcome quality understanding]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya [Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology]. 2016, no. 2, pp. 78-82. Available at: https://journals.ssau.ru/index.php/hpp/article/view/4228 [in Russian].