Научная статья на тему 'Взаимодействие профессорско-преподавательского состава и сотрудников военного вуза в процессе развития интеллектуальных профессионально важных качеств курсантов - будущих авиационных штурманов'

Взаимодействие профессорско-преподавательского состава и сотрудников военного вуза в процессе развития интеллектуальных профессионально важных качеств курсантов - будущих авиационных штурманов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ВОЕННЫЙ ВУЗ / КУРСАНТ / АВИАЦИОННЫЙ ШТУРМАН / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мищенко И. Е., Маркина Т. В.

Развитием интеллектуальных профессионально важных качеств курсантов будущих авиационных штурманов занимается профессорско-преподавательский состав вуза, сотрудники психологической службы и инструкторской группы (летной подготовки штурманов). Существенной проблемой в данном вопросе является недостаточное взаимодействие данных специалистов и как следствие снижение эффективности проводимых мероприятий, тогда как их согласованная, совместная деятельность обеспечит достижение наиболее продуктивных результатов. В статье представлена теоретически обоснованная и экспериментально проверенная модель взаимодействия профессорско-преподавательского состава и сотрудников военного вуза в процессе развития интеллектуальных профессионально важных качеств курсантов будущих авиационных штурманов. Разработана методика, этапы которой содержат организационные аспекты психолого-педагогического сопровождения исследуемого процесса и не противоречат принятым нормам обучения и воспитания образовательных организаций Минобороны России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мищенко И. Е., Маркина Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие профессорско-преподавательского состава и сотрудников военного вуза в процессе развития интеллектуальных профессионально важных качеств курсантов - будущих авиационных штурманов»

Взаимодействие профессорско-преподавательского состава и сотрудников военного вуза в процессе развития интеллектуальных профессионально важных качеств курсантов - будущих авиационных штурманов

Мищенко Игорь Евгеньевич,

кандидат педагогических наук, старший помощник начальника отдела,

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», филиал в г. Челябинске, [email protected]

Маркина Татьяна Владимировна,

заведующий психофизиологической лабораторией, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», филиал в г. Челябинске, [email protected]

Развитием интеллектуальных профессионально важных качеств курсантов - будущих авиационных штурманов занимается профессорско-преподавательский состав вуза, сотрудники психологической службы и инструкторской группы (летной подготовки штурманов). Существенной проблемой в данном вопросе является недостаточное взаимодействие данных специалистов и как следствие снижение эффективности проводимых мероприятий, тогда как их согласованная, совместная деятельность обеспечит достижение наиболее продуктивных результатов.

В статье представлена теоретически обоснованная и экспериментально проверенная модель взаимодействия профессорско-преподавательского состава и сотрудников военного вуза в процессе развития интеллектуальных профессионально важных качеств курсантов - будущих авиационных штурманов. Разработана методика, этапы которой содержат организационные аспекты психолого-педагогического сопровождения исследуемого процесса и не противоречат принятым нормам обучения и воспитания образовательных организаций Минобороны России.

Ключевые слова: интеллектуальные профессионально важные качества, военный вуз, курсант, авиационный штурман, взаимодействие.

Летный состав Вооруженных Сил России - высококвалифицированные специалисты, способные самосовершенствоваться, переносить физические и психологические нагрузки. Кроме этого они должны обладать развитыми интеллектуальными способностями, которые, впоследствии, были названы «профессионально важные качества» военного летчика (особенности и свойства человека, характеризующие его способность к успешному овладению летной специальностью и профессиональному становлению). В данном направлении значительный вклад внесли такие ученые как: К. К. Платонов, А. А. Ворон, Д. В. Гандер, И. М. Ждань-ко, С. Г. Мельник, Ю. Э. Писаренко, Б. Л. Покровский, В. А. Пономаренко, И. В. Агапов, Э. А. Крач-ко, Ф. В. Мальчинский, Е. П. Квятош и др. [1, с. 5; 3, с. 72; 4, с. 235; 6, с. 9-10].

Согласно результатам исследований данных авторов, в специальности военного летчика выделяются пять блоков профессионально важных качеств (далее - ПВК), такие как: личностные, интеллектуальные, психофизиологические, физиологические и физические. Для выполнения своих задач авиационному штурману также необходимы указанные качества, среди которых особую роль играют интеллектуальные, что обусловлено его интенсивной мыслительной деятельностью. Данные ПВК характеризуют способность к переработке и усвоению значительного количества информации, ведению непрерывных расчетов. В соответствии с профессиографическим анализом их структура состоит из: оперативной памяти, умения оперировать пространственными представлениями, способности создавать правильные представления о реальных процессах на основе закодированной информации, способности к перекодированию информации, способности к быстрому и точному выполнению вычислительных операций, выносливости напряженной умственной деятельности, способности к переключению внимания [2, с. 64-66; 3, с. 73; 5, с. 1, с. 7-8].

Основной целью данного исследования являлась разработка и проверка эффективности модели взаимодействия профессорско-преподавательского состава и сотрудников военного вуза в процессе развития интеллектуальных

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

ПВК курсантов - будущих авиационных штурманов.

В ходе исследования нами были определены основные принципы построения опытно-экспериментальной работы: последовательность, доступность и включенность.

Принцип последовательности обеспечивает поэтапное включение курсантов в деятельность способствующую развитию интеллектуальных ПВК. При этом последовательность в проведении опытно-экспериментальной работы позволяет отследить уровень эффективности проводимых мероприятий.

Принцип доступности обеспечивает возможность применения имеющихся средств развития интеллектуальных ПВК курсантов - будущих авиационных штурманов. Он позволяет реализовать

опытно-экспериментальную работу в условиях фактической образовательной деятельности военного вуза, не противоречащей принятым нормам обучения и воспитания.

Принцип включенности служит координатором совместной деятельности педагогов, психологов и инструкторов в процессе развития интеллектуальных ПВК курсантов - будущих авиационных штурманов. Он создает условия для разностороннего развития личности обучающегося.

Модель взаимодействия профессорско-преподавательского состава и сотрудников военного вуза в процессе развития интеллектуальных ПВК курсантов - будущих авиационных штурманов состоит из прогностического, технологического, заключительного блоков и представлена на рисунке 1.

ПРОГНОС ТИЧЕСКИЙ ЬЛОК

Цель: Организовать взаимодействие педагогов и сотрудников авиационного военного вуза в процессе развития интеллектуальных профессионально важных качеств курсантов - будущих авиационных штурманов._

Задачи; 1) Разработать этапы взаимодействия педагогов и сотрудников авиационного военного вуза в процессе развития

интеллектуальны* профессионально важных качеств курсантов - будущих авиационных штурманов. _2) Обеспечить психолого-псдагогичсскос сопровождение развития интеллектуальных профессионально важных качеств._

Проведение проектировочных мероприятий сотрудниками психологической службы, профессорско-преподавательским составом п инструкторской группой (летной подготовки штурманов):

I. Проведение начальных исследований.

Изучение интеллектуальных ПВК курсантов избранными методиками. Экспертная оценка, наблюдение.

2. Выявление контрольной н экспериментальной учебных групп.

3. Проектирование совместной деятельности и процессе развит™ интеллектуальных ПВК._

Совместная обработка полученных результатов. Выявление учебных групп, в которых уровень развития интеллектуальных ПВК, требует наибольшего психолого-педагогичсского воздействия.

Определение форм психолото-педагогической работы, направленной на развитие интеллектуальных ПВК, с учетом особенностей образовательного процесса авиационного военного вуза п особенностей летной деятельности штурмана._

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЕЛОК

Профессорско-преподавательский состав

11сихол оги ческа я служба

Инструкторекия группа (лептой подготовки штурманов)

I. Подготовительный (теоретическая подготовка курсантов во время учебных мантий)

Проведение учебно-методическою сбора. Определение соответствия форм психолого-педагогической работы по развитию И ПВК

тематическим планам изучения дисциплин и последовательности их применения согласно расписанию учебных занятий.

* * _

Применение избранных форм к методов учебной работы направленной на развитие определенных ИГ1ВК

Реализация тренинга с курсантами выдача индивидуальных рекомендаций по развитию ИПВК, консультирование.

Применение избранных форм и методов внеучебной работы направленной на развитие определенных ИПВК._

I [роведение промежуточного исследования. Обобщение и анализ достигнутых результатов. II. Промежуточный (трешжная подготовка курсантов) ^

Проведение ежедневных дополнительных занятий «гренажей». Решение ситуационных специализированных задач, с учетом выданных рекомендаций.

Выдача рекомендаций инструкторам._

Оценка работоспособности курсантов. Проведение профессионально-ориентированного тренинга.

Проведение занятий на тренажерах. Выполнение комплекса заданий, развивающих специальные способности курсанта с учетом выданных рекомендаций.

I [доведение промежуточного исследования. Обобщение п анализ достигнутых результатов.

III. Деяте-'йьноспшый (летная подготовка

Корректирование форм образовательного процесса для наиболее зффектинного развития интеллектуальных ПВК.

Проведение УМС. Выдача рекомендаций по формированию летных учебных экипажей, материалов на каждого курсанта. ** Организация наземной подготовки, распределение летных учебных экипажей с учетом рекомендаций психологов.

+ +

Оценка операторской работоспособности, интеллектуальных 1113К, проведение индивидуальных бесед. о Отработка навь:ков полученных во время учебных занятий и тренажиой подготовки с учетом уровня развития ИПВК.

Анализ летной практики. Обобщение достигнутых результатов.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ БЛОК

I. Проведение итогового исследования.

2. Результат: развитие интеллектуальных профессионально важных качеств курсантов будущих авиационных штурманов.

3. Вывод: Разработанная методика взаимодействия профессорско-преподавательского состава и сотрудников военного вуза в процессе развития интеллектуальных профессионально важных качеств курсантов - будущих авиационных штурманов показала свою эффективность.

ее 01 г

Рисунок 1 - Модель взаимодействия профессорско-преподавательского состава и сотрудников военного вуза в процессе развития интеллектуальных профессионально важных качеств курсантов - будущих авиационных штурманов

Прогностический блок представлен целью и задачами, проектировочной деятельностью профессорско-преподавательского состава, инструкторской группы и психологической службы. Эксперимент проводился на базе филиала «Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в г. Челябинске.

Мы провели проектировочные мероприятия для выявления контрольной и экспериментальной учебных групп имеющих приближенно одинаковые интеллектуальные способности [5, с. 9-10].

Весь комплекс проектировочных мероприятий можно разделить на три этапа: проведение начальных исследований, выявление контрольной и экспериментальной учебных групп и непосредственно проектирование совместной деятельности по развитию интеллектуальных ПВК.

На первом этапе определен оценочный инструментарий для выявления уровня развития интеллектуальных ПВК курсантов: для психологов -методики исследования особенностей мышления, для профессорско-преподавательского состава и инструкторской группы - метод экспертной оценки и наблюдение.

Исследование на данном этапе было направлено на изучение: оперативной памяти, умения оперировать пространственными представлениями, способности к быстрому и точному выполнению вычислительных операций, способности к переключению внимания и способности к перекодированию информации. В диагностический инструментарий вошли такие методики как: «Шкалы», «Часы», «Субтест 5» и др. [3, с. 109-110; 10; 12, с. 79].

На втором этапе проектирования произведена обработка результатов исследования интеллектуальных ПВК и заключений экспертных оценок. Определены экспериментальная и контрольная учебные группы курсантов, требующие наибольшего психолого-педагогического воздействия.

На третьем этапе осуществлялось проектирование совместной деятельности. Психологической службой совместно с профессорско-преподавательским составом и инструкторской группой были определены формы психолого-педагогической работы, применяемые в методике взаимодействия в процессе развития интеллектуальных ПВК обучающихся, с учетом особенностей образовательного процесса авиационного военного вуза и летной деятельности штурмана.

Технологический блок представлен методикой взаимодействия профессорско-

преподавательского состава и сотрудников военного вуза в процессе развития интеллектуальных ПВК курсантов - будущих авиационных штурманов, этапы которой выстроены на основе образовательного процесса высшего учебного заведения Минобороны России: подготовительный (теоретическая подготовка курсантов), промежуточный (тренажная подготовка курсантов), деятельност-ный (летная подготовка курсантов). Важным условием реализации разработанной методики является переход от простых к наиболее сложным педагогическим задачам.

Заключительный блок представляет собой проведение итогового исследования интеллектуальных ПВК, результаты и выводы по проведенной опытно-экспериментальной работе.

Работа по развитию интеллектуальных ПВК курсантов основана на принципах: системности и комплексности психолого-педагогических воздействий, который характеризует образовательный процесс, как единую, целенаправленную систему обучающих и воспитательных мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных ПВК; профессиональной направленности психолого-педагогических воздействий, способствующий выстраиванию профессионально ориентированного интереса и ценностного отношения к осваиваемой специальности, обеспечивает взаимосвязь теоретической и практической подготовки курсантов; развития интеллектуальных ПВК в условиях учебно-летной деятельности, обеспечивающий соответствие разработанной методики специфике летного обучения в высшем военном учебном заведении [1, с. 16-20; 8].

Интеллектуальные ПВК военного штурмана, как авиационного специалиста, необходимо развивать не с началом летной практики, а с началом обучения в вузе. В связи с этим подготовительный этап методики реализуется с первого курса и основан на принципе системности и комплексности психолого-педагогических воздействий. Основной целью данного этапа является проведение диагностической и пропедевтической работы, включающей в себя проектировочные мероприятия и развитие интеллектуальных ПВК в ходе теоретического обучения курсантов [6, с. 11].

Психологической службой был организован учебно-методический сбор с профессорско-преподавательским составом и инструкторской группой. Его целью являлось определение соответствия форм психолого-педагогической работы по развитию интеллектуальных ПВК тематическим планам изучения дисциплин и последовательности их применения согласно расписанию учебных занятий. Это обеспечило симультанную деятельность постоянного состава вуза в процессе развития определенных интеллектуальных ПВК. Например, при проведении тренинга психологом применялись упражнения способствующие развитию пространственного мышления накануне практических занятий дисциплины «Прикладная геометрия и инженерная графика». Упражнения для развития счетно-математических способностей - перед практическими занятиями по дисциплинам «Математика», «Физика». Инструкторская группа на первом курсе обучения в качестве тактических руководителей организовывала профессионально-ориентированные внеучебные мероприятия, например: демонстрация образовательного контента с включением блиц игр, тематические викторины, турниры.

Основным методом работы психолога на подготовительном этапе стал метод рефлексивно-целевой деятельности, реализация которого осуществлялась на основе проведения тренинга раз-

о о и и т

г

т

О

т э

т

й А

X £ т О

х

0

т О

01

и

А

ы о

и А

X X т

0

ео

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

01 г

вития интеллектуальных ПВК с последующей выдачей курсантам индивидуальных карт, сформированных на каждого обучающегося, в которых предлагались рекомендации по самостоятельному развитию исследуемых качеств. Будущий штурман снабжается необходимым набором упражнений для развития познавательных способностей: внимания, гибкости мышления, воображения, памяти и других личностных особенностей. В качестве дальнейшего психологического сопровождения курсантов, осуществлялось консультирование. Данные мероприятия позволили перейти из системы рефлексии в систему саморефлексии [4, с. 178; 11].

Основными методами, применяемыми профессорско-преподавательским составом для развития интеллектуальных ПВК на учебных занятиях, являлись репродуктивные и проблемно-поисковые. Выполнение упражнений по физике и математике развивает счетно-математические способности; оперативную память; концентрацию и распределение внимания; умение находить нестандартные пути решения, перекодировать информацию. Решение практических задач в рамках изучения начертательной геометрии и инженерной графики способствует формированию пространственного мышления и воображения, а также формирует базовые знания, необходимые для усвоения профессиональных дисциплин, что создает условия для развития познавательного интереса к избранной специальности. Педагогический потенциал средств внеучебной работы позволил инструкторской группе применять активные методы обучения, среди которых: игровой, эвристических вопросов, кейс-метод и др.

В рамках окончания подготовительного этапа психологической службой вуза проводился сбор информации от профессорско-преподавательского состава и инструкторской группы о проделанной работе и личных наблюдениях за динамикой развития интеллектуальных способностей курсантов. Затем было проведено промежуточное исследование и анализ эффективности избранных форм и методов развития ПВК по ранее определенному диагностическому инструментарию.

После окончания первого этапа проанализирована успеваемость экспериментальной и контрольной учебных групп. В первой средний балл имел более высокое значение.

Анализ полученных результатов свидетельствовал об имеющейся положительной динамике развития интеллектуальных ПВК курсантов - будущих авиационных штурманов и как следствие об эффективности реализуемых мероприятий.

Подготовительный этап проводился на первом курсе, так как в это время образовательный процесс выстроен на изучении теоретических дисциплин. Однако избранные формы и методы применялись и в последующем. Дальнейшее наполнение теоретического обучения конкретными методами и формами психолого-педагогической работы и их корректировка зависели от результата промежуточного исследования.

Следующий этап методики взаимодействия профессорско-преподавательского состава и сотрудников военного вуза в процессе развития интеллектуальных ПВК курсантов - будущих авиационных штурманов - промежуточный (тренажная подготовка курсантов). Его основная цель - развитие интеллектуальных ПВК в условиях операторской деятельности. Он включается на втором курсе обучения, перед началом летной практики (конец четвертого семестра), что обусловлено спецификой обучения в авиационном военном вузе.

Благодаря современным тренажерам курсанты отрабатывают свои навыки в обстановке максимально приближенной к реальным полетам. На данном этапе реализуется принцип профессиональной направленности психолого-педагогических воздействий. Будущим штурманам прививается любовь к авиации, развивается профессионально-ориентированный интерес к авиационным комплексам и ценностное отношение к осваиваемой специальности. Переходя на работу с тренажерами, обучающиеся под руководством педагогов и инструкторов применяют полученные теоретические знания на практике.

В начале второго этапа на основе результатов промежуточного исследования психологическая служба выдала рекомендации профессорско-преподавательскому составу и инструкторской группе по дальнейшему развитию интеллектуальных ПВК в ходе проведения тренажной подготовки.

Профессорско-преподавательский состав для развития интеллектуальных ПВК применял твор-чески-воспроизводящие методы. В ходе ежедневных дополнительных занятий «тренажей» курсанты решали ситуационные специализированные задачи, выполняли вариативные упражнения профессиональной деятельности, анализировали производственные ситуации. Например: определение точности выполнения коррекции счисленных координат воздушного судна, определение фактической дистанции до ведущего и др. Важным аспектом являлось построение междисциплинарных связей. Последовательное изложение учебного материала (от общего к профессиональному: математика - начертательная геометрия - военная топография - воздушная навигация) способствовало постоянному совершенствованию профессиональных навыков [8].

Основными методами, применяемыми инструкторской группой на данном этапе являлись: метод проблемных ситуаций, обеспечивающий развитие познавательных способностей штурмана в незапланированных условиях обстановки; метод тайминга, который в данном случае являлся составной частью проблемного метода и подразумевал выполнение заданий в условиях дефицита времени; эвристический способствующий развитию мышления штурмана в ходе операторской деятельности [9, с. 112].

Инструкторская группа на тренажной подготовке применяла практические задания (вводные) в ходе осуществления полета на тренажере. При

этом курсанты развивали свои возможности в нестандартных, незапланированных ситуациях: аварийных, случаях отказа навигационных приборов, дезориентации и др. Это позволило развивать навыки определения местоположения самолета в пространстве, повышать уровень развития внимания обучающихся, его переключение, распределение и концентрацию, совершенствовать навыки запоминания показаний приборов и др. [4, с. 108109].

Другим существенным инструментом развития интеллектуальных ПВК курсантов - будущих авиационных штурманов являлись информационно-коммуникационные технологии. Исследования в данной области свидетельствуют, о применении компьютерного и программного обеспечения, как об эффективном средстве развития исследуемых качеств. У большинства современной молодежи сфера интереса - информационные технологии и их составляющие. В образовательном процессе они способствуют развитию познавательной активности обучающихся, повышению мотивации к обучению, развитию аналитического мышления и творческого потенциала. Значительная часть авиационных тренажеров базируется на ПЭВМ, что позволяет применять их в аудиториях без дополнительного специального оборудования [4, с. 90; 6, с. 5; 9, с. 202].

Психологами в ходе тренажной подготовки оценивалась умственная работоспособность курсантов. Ее уровень определялся с помощью прямых (ошибок и качества деятельности) и косвенных (элементов деятельности) оценок. После посещения тренажной подготовки психологи реализовы-вали профессионально-ориентированный тренинг, направленный на развитие профессиональной работоспособности курсантов. В данные занятия включались упражнения напрямую связанные с деятельностью штурмана. Например: на слайдах демонстрируется панель самолета с показаниями приборов, задача курсантов запомнить и удержать информацию, затем записать ее [4, с. 246].

Оценка освоения тренажной подготовки осуществлялась инструкторской группой. Средний балл усвоения тренажной подготовки в экспериментальной группе имел более высокое значение, чем в контрольной. Психологами проведено промежуточное исследование, где было установлено, что качество усвоения тренажной подготовки напрямую зависит от уровня сформированности интеллектуальных ПВК.

Формы педагогической работы профессорско-преподавательского состава и инструкторской группы применялись и после окончания второго этапа методики, так как курсанты, перейдя на летную практику, продолжали совершенствовать свои профессиональные навыки на тренажерах, производить анализ допущенных ошибок в полете, готовиться к выполнению новых учебно-летных задач.

Деятельностный этап является основным и наиболее важным в развитии интеллектуальных ПВК курсантов - будущих авиационных штурманов. Его целью стало закрепление достигнутого

уровня познавательных способностей, их поддержание и совершенствование в процессе учебно-летной деятельности. Обучающиеся сами выступали в роли штурмана воздушного судна, что повысило мотивацию к военно-профессиональной деятельности и самооценку, обеспечило самоактуализацию как военного специалиста. Включение данного этапа происходит в конце второго курса обучения, после завершения тренажной подготовки.

Основной метод летной подготовки - практический (упражнение): курсанты закрепляют и развивают не только знания, умения и навыки, полученные в ходе теоретической и практической деятельности, но и сформированные интеллектуальные ПВК. Принципом психолого-педагогической работы становится: развитие интеллектуальных ПВК в условиях учебно-летной деятельности.

Психологической службой проводился учебно-методический сбор с инструкторской группой, на котором доводились результаты промежуточного исследования, отмечались курсанты, показавшие высокий и недостаточный уровень развития интеллектуальных ПВК, был выдан материал на каждого обучающегося для планирования учебно-летного процесса [7].

Штурманы-инструкторы формируют учебно-летные экипажи, с учетом выданных рекомендаций и результатов исследований: интеллектуальных ПВК, межличностных отношений и личностных особенностей обучающихся. Психологическая совместимость обеспечивает комфортную морально-психологическую обстановку в полете, а соответствующий уровень теоретической и практической подготовленности курсантов-штурманов на одном борту самолета позволяет наиболее точно спланировать задания выполняемые в процессе учебного полета [7].

Приступив к летной практике, курсанты под руководством инструкторской группы прошли первоначальное летное обучение с учебных мест общей кабины, где выполняли упражнения, воспроизводящие будущую профессиональную деятельность штурмана, отрабатывали навыки, полученные во время теоретической и тренажной подготовки.

В полете сотрудники психологической службы оценили операторскую работоспособность каждого курсанта в стрессовой ситуации с помощью наблюдения и устройства психофизиологического тестирования «Психофизиолог» (малогабаритный специализированный прибор, фиксирующий время реакции на световые стимулы). Кроме того обучающиеся непосредственно на борту самолета отвечали на вопросы психологов, выполняли задания, направленные на изучение определенных интеллектуальных ПВК, в соответствии с промежуточным исследованием [7].

По окончанию полетов инструкторская группа провела анализ летного обучения, в ходе которого отмечались недостатки в теоретической и практической подготовке, а также уровень познавательных способностей каждого курсанта. Данная информация позволила преподавателям и психоло-

о о и и т

г

т

О

т э

т

й А

X £ т О

х

0

т О

01

и

А

ы о

и А

X X т

0

ео

01 г

гам корректировать формы психолого-педагогической работы, для наиболее эффективной последующей организации образовательного процесса и совершенствования интеллектуальных ПВК.

Для получения наиболее объективных результатов итоговое исследование было проведено после полетов на третьем курсе. Их анализ свидетельствует об эффективности разработанной методики в системе взаимодействия профессорско-преподавательского состава и сотрудников военного вуза в процессе развития интеллектуальных ПВК курсантов - будущих авиационных штурманов. Она оказала положительное влияние на подготовку обучающихся к профессиональной деятельности, носит системный характер, целостную структуру этапов, обоснована методами и формами психолого-педагогической работы.

Обучение курсантов навигации и боевому применению на четвертом и пятом курсах осуществляется с рабочих мест штурмана корабля (второго штурмана корабля). В связи с этим дальнейшее взаимодействие реализовывалось посредством передачи инструкторской группой карт психофизиологической оценки и летных характеристик психологической службе.

Результатом опытно-экспериментальной работы стало:

1. Количество курсантов с высоким уровнем интеллектуальных ПВК увеличилось на 11 % в экспериментальной группе и 2 % в контрольной учебной группе;

2. Количество курсантов с уровнем интеллектуальных ПВК выше среднего увеличился на 20 % в экспериментальной группе и 3 % в контрольной учебной группе.

Современный авиационный штурман - это интеллектуально развитая личность, профессионал, способный совершать сложную, мыслительную деятельность в условиях резко изменяющейся обстановки. Проблема взаимодействия профессорско-преподавательского состава и сотрудников военного вуза в процессе развития интеллектуальных ПВК курсантов - будущих авиационных штурманов является значимой для процесса подготовки летного состава Вооруженных Сил России и как следствие для обороноспособности страны.

Исследование заключалось в проведении опытно-экспериментальной работы по развитию интеллектуальных ПВК курсантов - будущих авиационных штурманов посредством совместной работы педагогов, психологов и инструкторов военного вуза. Модель их взаимодействия представлена тремя блоками (прогностическим, технологическим и заключительным) и описывает этапы их совместной деятельности. Методика их взаимодействия обеспечена методическим сопровождением. Результаты исследования прошли апробацию, что свидетельствует об их достоверности.

Литература

1. Агапов, И. В.; Алешин, С. В.; Воробьев, О. А. и др. Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ [Текст] : методическое пособие для летно-инструкторского и преподавательского состава, авиационных врачей / под ред. В. А. Пономаренко и А. А. Вороны - Москва : Военное издательство, 1992. - 184 с.

2. Гавриков, А. А. Применение математических методов в интересах анализа профессионально важных качеств штурманов-инструкторов // Альманах современной науки и образования [Текст] / А. А. Гавриков. : 2008. № 4-2. С. 64-66.

3. Гандер, Д. В. Введение в военно-авиационную профессию [Текст] / Д. В. Гандер, С. И. Шевченко, Н. Д. Лысаков, Е. Н. Лысакова. - М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2008. - 176 с.

4. Гандер, Д. В. Профессиональная психопедагогика [Текст] / Д. В. Гандер. - М. : «Воентехиниз-дат», 2007. - 336 с.

5. Горбунов, А. Н. Психофизиологические критерии профессиональной пригодности штурмана наведения [Текст] : автореф. дисс. ... канд. мед. наук по спец. 14.00.32. Санкт-Петербург, 2002. 22 с.

6. Квятош, Е. П. Развитие интеллектуальных способностей на основе информационных технологий в профессиональной подготовке военного летчика [Текст] : автореф. дисс. ... канд. пед. наук по спец. 13.00.08. Краснодар, 2010. 24 с.

7. Китаев, А. В. Военные психологи работают на земле и в небе [Электронный ресурс] / А. В. Китаев - Москва: ИА Оружие России. - Режим доступа: https://www.arms-

expo.ru/photo/fotoreportazh/voennye-psikhologi-rabotayut-na-zemle-i-v-nebe/?sphrase_id=16650592 (Дата обращения: 15.01.2019 г.).

8. Коркоценко, М. Н. Методика формирования военно-профессиональных компетенций у курсантов летного вуза // Вестник военного образования [Электронный ресурс] / М. Н. Коркоценко - Режим доступа: https://vvo.ric.mil.ru/Stati/item/116047/ (Дата обращения: 20.01.2019 г.).

9. Сташкевич, И. Р. Теория и практика развития познавательной самостоятельности курсантов военных вузов при компьютерном сопровождении учебного процесса [Текст] : дисс. ... докт. пед. наук по спец. 13.00.08. Челябинск, 2004. 353 с.

10. Туник, Е. Е. Тест интеллекта Амтхауэра. Анализ и интерпретация данных. [Текст] / Е. Е. Туник. - СПб.: Речь, 2009. - 96 с.

11. Щербакова, Е. А. Тренинг развития профессионально важных качеств курсанта [Текст] / Е.А. Щербакова. - Краснодар: Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков, 2007. -160 с.

12. Юдин, А. В. Актуальные проблемы совершенствования профессионального психологического отбора и сопровождения обучения в летном училище // Вестник военного образования [Текст] / А. В. Юдин, О. Ю. Бучельников, Ф. В. Мальчин-ский, Г. Т. Красильников. : 2018. № 4 (13). С. 78-82.

13. Янковская В.В. Свойства и основной принцип формирования профессионально-педагогического потенциала // Экономика и предпринимательство. 2017. № 1 (78). С. 741-745.

The interaction of teachers and staff of the military university in the process of developing the intellectual professionally important qualities of military university students - future aviation navigators Mishchenko I.E., Markina T.V.

The Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin

The development of the intellectual professionally important qualities of military university students - future aviation navigators is engaged in the teachers of the university, the staff of the psychological service and instructor group (flight training navigators). A significant problem in this issue is the lack of interaction between these specialists and, as a consequence, a decrease in the effectiveness of the activities carried out, while their coordinated, joint activities will ensure the achievement of the most productive results. The article presents a theoretically sound and experimentally proven model of interaction between teachers and staff of a military university in the process of developing the intellectual, professionally important qualities of military university students - future aviation navigators. A methodology has been developed, the stages of which contain the organizational aspects of the psychological and pedagogical support of the process under study and do not contradict the accepted standards of training and education of educational organizations of the Ministry of Defense of Russia.

Keywords: intellectual professionally important qualities, military university, military university student, aviation navigator, interaction. References

1. Agapov, I. V.; Aleshin, S.V.; Vorobyov, O. A., et al. Formation

and development of professionally important qualities of military university students in the process of training in VVAUL [Text]: a manual for flight instructors and teaching staff, aviation doctors / ed. V.A. Ponomarenko and A.A. Voron - Moscow: Military Publishing House, 1992. - 184 p.

2. Gavrikov, A. A. Use of mathematical methods in the interest of

analyzing the professionally important qualities of navigator instructors // Almanac of Modern Science and Education [Text] / A. A. Gavrikov. : 2008. № 4-2. Pp. 64-66.

3. Gander, D. V. Introduction to the military-aviation profession [Text] / D. V. Gander, S. I. Shevchenko, N. D. Lysakov, E. N. Lysakova. - Moscow: VVIA them. professor N.E. Zhukovsky,

2008. - 176 p.

4. Gander, D. V. Professional psychopedagogy [Text] / D.V. Gan-

der. - Moscow: «Voentehinizdat», 2007. - 336 p.

5. Gorbunov, A. N. Psychophysiological criteria for the professional

fitness of a navigator guidance [Text]: abstract dis. ... PhD in medicine on spec. 14.00.32. St. Petersburg, 2002. 22 p.

6. Kvyatosh, E. P. The development of intellectual abilities based on

information technology in the training of a military pilot [Text]: abstract dis. ... PhD in pedagogical on spec. 13.00.08. Krasnodar, 2010. 24 p.

7. Kitaev, A. V. Military psychologists work on earth and in the sky

[Electronic resource] / A. V. Kitaev - Moscow: IA Arms of Russia. - Access mode: https://www.arms-expo.ru/photo/fotoreportazh/voennye-psikhologi-rabotayut-na-zemle-i-v-nebe/?sphrase_id=16650592 (circulation date: 01/15/2019).

8. Korkotsenko, M. N. Methodology of the formation of military pro-

fessional competencies of military university students of the flight military university // Military Education Bulletin [Electronic resource] / M. N. Korkotsenko - Access mode: https://vvo.ric.mil.ru/Stati / item / 116047 / (circulation date: 01/20/2019).

9. Stashkevich, I. R. Theory and practice of the development of

cognitive independence of military university students with computer support of the educational process [Text]: dis. ... Dr. in pedagogical on spec. 13.00.08. Chelyabinsk, 2004. 353 p.

10. Tunik, E. E. Amthauer's intelligence test. Analysis and interpretation of data. [Text] / E. E. Tunic. - Saint-Petersburg: Speech,

2009. - 96 p.

11. Shcherbakova, E. A. Training development of professionally important qualities of a military university students [Text] / E. A. Shcherbakova. - Krasnodar: Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots, 2007. - 160 p.

12. Yudin, A. V. Actual Problems of Improving Professional Psychological Selection and Supporting Training at a Flight military university // Military Education Bulletin [Text] / A. V. Yudin, O. Yu. Buchelnikov, F. V. Malchinsky, G. T. Krasilnikov. : 2018. № 4 (13). Pp. 78-82.

13. Yankovskaya V.V. Properties and the basic principle of the formation of professional and pedagogical potential // Economics and Entrepreneurship. 2017. No. 1 (78). S. 741-745.

о о и n m 5 m

О m n m й А

X £ m О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

x О m

0

01 n А ы О и А X X m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.