Научная статья на тему 'Развитие интеллектуальных способностей курсантов в процессе обучения в высшем военном авиационном училище лётчиков'

Развитие интеллектуальных способностей курсантов в процессе обучения в высшем военном авиационном училище лётчиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
906
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА (ПВК) ВОЕННОГО ЛЁТЧИКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Квятош Елена Пантелеевна

Для повышения качества профессионального образования военного лётчика в высшей военной школе необходимо начинать с первого года обучения развитие интеллектуальных способностей как профессионально важного качества (ПВК). В статье представлено исследование возможностей и условий развития интеллектуальных способностей курсантов с использованием компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Квятош Елена Пантелеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие интеллектуальных способностей курсантов в процессе обучения в высшем военном авиационном училище лётчиков»

УДК 377.03:[355.232.6:358.4]

ББК 74.570.22 К 32

Е.П. Квятош

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КУРСАНТОВ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ВОЕННОМ АВИАЦИОННОМ

УЧИЛИЩЕ ЛЁТЧИКОВ

(Рецензирована)

Аннотация. Для повышения качества профессионального образования военного лётчика в высшей военной школе необходимо начинать с первого года обучения развитие интеллектуальных способностей как профессионально важного качества (ПВК). В статье представлено исследование возможностей и условий развития интеллектуальных способностей курсантов с использованием компьютерных технологий.

Ключевые слова: качество образования, профессиональное образование, профессионально важные качества (ПВК) военного лётчика, интеллектуальные способности, компьютерные технологии.

E.P. Kvyatosh

Development of mental abilities of cadets during studying at the Higher Military Aviation School of Pilots

Abstract: Development of mental abilities as a professionally important quality should be commenced from the first year of studying to improve the quality of professional training of the military pilot at the Higher Military Aviation School. The paper examines opportunities and conditions of development of mental abilities of cadets by use of computer technologies.

Key words: quality of education, professional training, professionally important qualities of the military pilot, mental abilities, computer technologies.

В российском обществе актуальным становится понимание образования как сферы стратегических интересов России. Профессиональное образование сегодня можно рассматривать как экспериментальную площадку развития государства и общества. Оно является не только объектом, но и субъектом модернизации, его внутренним ресурсом, ответственным за интеллектуальное наполнение потенциала нации. Совершенствование образования, как общественного приоритета России, ориентировано на выявление и формирование конкретных путей, повышающих его качество.

Научное осмысление проблемы качества образования - это осознание того, что сегодня решающую роль играет профессиональное сознание. Профессиональное сознание - это не столько объем знаний, сколько сама их структура, сложившаяся методология мышления, подходы к решению профессиональных задач.

Развитие военной техники обуславливает изменение деятельности военных специалистов, а значит, и требований к их подготовке. Наиболее существенны изменения интеллектуальных действий, так как поступающая в армию новая техника, приборы, оборудование могут использоваться лишь людьми, понимающими их устройство и принципы действия. Особенно существенны эти изменения в военной авиации. Работа военного лётчика связана с очень быстрыми изменениями ситуации, а это требует быстрого выполнения сложных интеллектуальных действий и принятия ответственных решений, от которых зависит жизнь. Для этого нужно до высокого уровня совершенства довести не только знания, но и умения быстро анализировать обстановку, поступающую информацию, принимать решения и выполнять действия.

Существующее традиционное состояние подготовки военных специалистов, в том числе и военных лётчиков, не позволяет решать эту задачу.

Вопросы профессиональной подготовки будущих лётчиков стали предметом пристального внимания многих учёных. Так, вопросами выявления

профессионально значимых качеств личности лётчика занимались Л.А. Агапов,

A.П. Мосягин, В.А. Пономаренко, А.В. Родионов и др.; процессы психологической подготовки лётчиков были изучены Ю.А. Александровским, С.Г. Геллерштейном, Л.П. Гримаком, Н.Д. Заваловым, Ф. Лезером и др.

Технический прогресс авиации, по мнению К.К. Платонова, Ю.В. Писаренко, В.Я. Орлова, К.М. Гуревича, приводит к существенному упрощению процесса пилотирования самолёта при значительном расширении круга тактических задач и резком возрастании объёма информации, которую военный лётчик должен перерабатывать во время наземной подготовки и непосредственно в полёте. При управлении современным военным самолётом важны не столько физические данные человека, сколько умение быстро мыслить и быстро анализировать поступающую информацию [1]. Современная авиация по мере неизбежного усложнения решаемых задач будет всё больше выводиться из зависимости от «человеческого фактора». В лётном труде, как считают И.М. Алпатов,

B.А. Бодров, А.Н. Воронин, В.А. Пономаренко, всё большую и большую роль будут играть современные интерфейсы «общения» в замкнутой системе «лётчик-самолёт». И таким образом, всё большая часть процессов будет неизбежно «интеллектуализироваться» [2]. Отсюда вывод: лётчик ближайшего будущего должен стать в гораздо большей степени «интеллектуалом». Именно подобные показатели умственных способностей должны становиться превалирующими в обучении современного пилота, в воспитании личности профессионала.

Поэтому одно из центральных мест в профессиональной подготовке курсантов в Высших Военных Авиационных Училищах должно занимать целенаправленное развитие их интеллектуальных способностей. Таким образом, среди всех профессионально важных качеств военного лётчика интеллектуальные способности на сегодняшний день имеют первостепенное значение.

Проблема интеллекта и его развития является актуальной как для зарубежной, так и для отечественной науки, поскольку несогласованность теорий интеллекта с практикой обучения затрудняет переход к реализации такой дидактической цели, как развитие интеллектуальных способностей курсантов. Специфика интеллекта лётчика объясняется условиями, в которых протекает его профессиональная деятельность. Она в воздухе, да и нередко на земле характеризуется большим многообразием задач, неполнотой и внутренней противоречивостью поступающей информации, дефицитом времени и высокой ответственностью, связанной с риском для жизни.

А.А. Вороной, Д.В. Гандером, В.А. Пономаренко определены интеллектуальные способности военного лётчика в комплексе с другими его способностями. Весь комплекс способностей этого специалиста получил название «профессионально важные качества» (ПВК) военного лётчика [3]. В интеллектуальных способностях военного лётчика выделены следующие компоненты: репродуктивные действия; пространственное

мышление; мысленное оперирование 3-мерными объектами; внимание; оперативная память.

Интеллектуальные процессы, под которыми понимаются процессы, обеспечивающие человеку возможность перерабатывать информацию, многообразны и сложны. Существующая сейчас и действующая система мыслительных действий строилась таким образом, чтобы обеспечить развитие наиболее интегральных и специфических умений, необходимых лётчику для выполнения профессиональной деятельности: навыков переработки и хранения текстовой информации, механизмов психической регуляции деятельности в полёте (образ полёта), навыков зрительного восприятия полётной информации и действий в нестандартных условиях, пространственного и навигационного мышления, умения самостоятельно готовиться к полётам.

В целях практической реализации данного подхода разными структурами уже давно ведутся научно-практические работы по созданию системы психолого-

педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование у курсантов военного вуза профессионально важных качеств, необходимых лётчикам-истребителям.

Но развитием интеллектуальных способностей как профессионального качества военного лётчика занимаются главным образом психологические и медицинские службы, некоторые военные специалисты. В большей степени этим занимаются на старших курсах, во время лётной практики или уже с готовыми молодыми специалистами. По учебному плану на младших курсах не выделяется время на развитие и формирование ПВК. Психологи проверяют психологическое состояние и развитие профессиональных способностей (и то не всех) у курсантов при поступлении в вуз и один раз в учебном году.

Педагогами Л.С. Выготским, Д.Б. Горбачёвым, К.М. Гуревичем, Н.А. Добролюбовым, Н.Е. Ковалёвым, Н.Ф. Талызиной, К.Д. Ушинским, Н.Г. Чернышевским, Б.И. Элькониным рассматривалось общее развитие умственных способностей. Воспитанию же профессиональных качеств недостаточно уделялось внимания, а формирование ПВК военного лётчика почти совсем не исследовалось педагогическими науками. Преподавателей общих дисциплин военного вуза редко интересует будущая профессия курсанта. Они не считают себя ответственными за развитие каких-либо профессиональных качеств будущего военного лётчика. Педагогический процесс на первом и втором курсах обучения практически не ориентирован на профессиональное воспитание личности этого специалиста. При этом игнорируется одна из основных функций процесса обучения - воспитательная.

Процесс развития профессиональных качеств у курсантов необходимо начинать с первого года обучения в лётном училище, а не на первой лётной практике, которая проводится после третьего курса.

Сейчас очень важно понять, каким образом может быть решена проблема интеллектуализации образования при современном составе учебных предметов, их содержании, формах обучения и нынешней подготовленности педагогических кадров. Нельзя откладывать решение этой проблемы до тех пор, пока не будет все радикально преобразовано в системе образования. Напротив, современная перестройка всей этой системы должна включать её интеллектуализацию и создавать внутренние предпосылки для продуктивных изменений.

Представляется, что учебные предметы в рамках учебных программ, а также формы дополнительного образования и самостоятельная работа курсантов должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечивать поэтапное усложнение приёмов и методов мышления, а следовательно, и поэтапное развитие интеллекта курсантов. Это относится ко всей системе образования: довузовского, вузовского и послевузовского. Необходимо не только адекватное расположение учебного материала, но и формирование интеллектуального самосознания у курсантов, которое даёт возможность наращивать свои интеллектуальные способности.

Всё это должно представляться в виде целевых комплексных программ учебновоспитательного процесса. Только подробное, тщательно продуманное программирование откроет путь для интеллектуализации высшего профессионального образования в современных условиях.

По проекту «Информатизация системы образования» (2005-2010 г.г.)

компьютерные технологии в настоящее время широко применяются в образовании. Тем самым «решается проблема создания широкого спектра учебных материалов «нового поколения» и поддержки развития творческой работы....» [4]. С внедрением в подготовку лётчиков персональных ЭВМ появились принципиально новые методические возможности формировать и развивать профессиональные качества, в частности, интеллектуальные способности (пространственное представление, оперативную память, внимание, воображение и т.д.).

Умение оперировать с информационными моделями на основе применения персональных ЭВМ поднимает подготовку к лётной практике на новый уровень,

обеспечивает активное развитие профессионального мышления лётчиков. «Пользуясь ЭВМ, обучающийся получает возможность как бы непосредственно работать с идеальными объектами. Такая возможность обеспечивает исключительно благоприятные условия для умственного развития человека, в частности, для формирования умственных действий, поскольку последние и есть, прежде всего, действия с идеальными объектами»

[5].

Информационные технологии, базирующиеся на применении компьютера, представляют огромные возможности для повышения эффективности учебного процесса. Уровень развития современной компьютерной техники и ее программного обеспечения вышел на качественно новую ступень. С. Пейперт, классик информатизации образования, писал: «Компьютерные программы должны стать средством моделирования

многообразных видов и форм мышления, инициировать не только репродуктивные действия и формально-логические операции, но и образно-ассоциативное мышление, обращение к эмоционально значимым смыслам, к открытому будущему, к личностным ценностям» [6].

С внедрением информационных технологий возникают новые вопросы: как они изменяют процесс обучения и что нужно сделать, чтобы они стали хорошим помощником в повышении эффективности процесса обучения и воспитания. Ведь эти технологии представляют собой новое средство, помогающее преподавателю эффективно учить, а обучающимся - эффективно учиться. Эти технологии можно применять и как средство обучения, обеспечивающее оптимизацию процесса познания, и, наконец, как инструмент решения всевозможных задач, обеспечивающий формирование умения принимать решения в современной информационной среде.

В ряде работ последних лет заложены психолого-педагогические основы включения компьютера в учебно-познавательную деятельность обучаемых (А.Г. Асмолов,

В.П. Беспалько, Д.Б. Богоявленская, Е.В. Князева, Н.В.Кузнецова, В.В. Лаптев, Э.Г. Малиночка, Е.И. Машбиц, В.Г. Разумовский, С.П. Седых, Г.К. Селевко, Э.Г. Скибицкий, Т.Л. Шапошникова, Н.Г. Ярошенко и другие). Отмечается, что компьютеры могут служить сильным катализатором приобретения знаний и навыков, если они используются таким образом, что способствуют обдумыванию, дискуссии и решению проблем.

Так, Э.Г. Малиночка, рассматривая процесс обучения как управляемую систему, подчёркивает, что цель такой системы, «как правило, одна - овладение учащимися каким-то качеством (знанием, умением, навыком и т.д.) или совокупностью качеств» [7].

Средства информатизации позволяют формировать технологичные и эффективные модели развития профессиональных качеств, в том числе и интеллектуальных способностей.

Представляем схему организации процесса развития интеллектуальных способностей курсантов, апробированную в Краснодарском высшем военном авиационном училище лётчиков (КВВАУЛ) при изучении курса физики (см. рис. 1).

Блок формирования и развития интеллектуальных способностей курсанта - это взаимодействия преподавателя и курсанта с использованием компьютера. Эти способности образуются в процессе усвоения знаний. Блок состоит из следующих модулей:

- 1-ый уровень. Обеспечивается формирование интеллектуальных способностей на уровне государственных стандартов;

- 2-ой уровень. Формируются способности повышенной сложности (более сложные задачи, сложные эксперименты и т.д.);

- 3-ий уровень. Формируются способности наивысшей сложности путём выполнения творческих заданий.

Курсант сам определяет сложность и длительность выполнения задания.

Каждый уровень содержит:

- модуль учебно-методических материалов, состоящий из методических указаний, теоретического содержания, практических заданий и тестовых заданий;

- организационно-методический модуль, определяющий методики проведения групповых, индивидуальных занятий с использованием компьютерных технологий.

Блок формирования и развития интеллектуальных способностей курсанта связан с блоком контроля и диагностики, включающим в себя быстрый мониторинг и контроль со стороны психологической службы ВВАУЛ. Этот блок обеспечивает постоянный педагогический контроль хода выполнения заданий, собирает информацию о действиях курсантов при изучении теоретического материала и выполнении эксперимента (лабораторных работ).

Результаты контроля используются для корректировки модели процесса обучения.

В зависимости от уровня полученных знаний, навыков, выбора сложности и темпа действий курсант переходит к следующим видам занятий или к другим изучаемым предметам, если он получил баллы по профессиональным качествам не ниже, чем первоначальные. В противном случае педагог принимает меры к повышению мотивации курсанта к развитию ПВК в процессе изучения общих дисциплин. После этого происходит возврат к блоку формирования и развития интеллектуальных способностей для повышения полученного результата и переходу к следующему материалу.

Психофизиологические характеристики курсанта. Первоначальный уровень интеллектуальных способностей курсанта (ПВК)

1 уровень выполнения учебного задания (стандарт по программе)

2 уровень выполнения учебного задания (повышенная сложность)

3 уровень выполнения учебного задания (творческий)

о о

і с и Быстрый | мониторинг р Проверка ПВК психологическими службами ВВАУЛ

« ” ^ г' 5 в /'о & « § с

Корректировка модели процесса обучения

Повышение мотивации на развитие ПВК

11

К следующим видам занятий или к другим изучаемым предметам

Блок конечного контроля.

Получение информации о развитии интеллектуальных

Рис. 1. Схема организации развития интеллектуальных способностей курсантов

В проведенном эксперименте было испытано влияние информационных технологий (виртуального физического практикума, практических занятий с использованием специализированного программного обеспечения и др.) на формирование и развитие интеллектуальных способностей курсантов. Контролировалось развитие интеллектуальных способностей: оперативной памяти, умение выявлять закономерности событий, корректировать действия, образную память и др. Сравнение экспериментальной (в учебном процессе которой активно использовались компьютерные технологии) и контрольной (технологии обучения которой были стандартные традиционные) групп курсантов проводилось по одним и тем же качествам, которые проверялись по исходным замерам на 1 курсе, а по конечным - в одном случае на 2-м, а в другом - на 3-м курсе. Так, например, и на 1-м и на 2-м курсах проводилось тестирование по «корректурной пробе» (концентрация, устойчивость внимания, переключаемость внимания) и была диагностирована «установка закономерностей» (оперативное мышление, скорость

мышления) (8). Наличие различий между выборками проверялось U-критерием Манна-Уитни (9). Расчёты показали, что «установка закономерностей» контрольной группы 1 курса не ниже, чем у 2 курса. И наоборот, в экспериментальной группе уровень признака 1 курса ниже, чем у 2 курса. Те же результаты были получены и по «корректурной пробе».

Результаты по тестированию «оперативной памяти», которая проверялась в тех же группах, но на 1-м и 3-м курсах, ещё раз подтвердили наши предположения и данные, приведённые выше. Уровень статистической значимости в расчётах р<0,05 (в некоторых расчётах р<0,01).

Таким образом, представленную в данной работе модель учебного процесса с использованием компьютерных технологий, развивающих интеллектуальные способности курсантов, можно использовать в ВВАУЛ для формирования и развития такого профессионально важного качества военных лётчиков, как интеллектуальные способности.

Примечания:

1. Развитие интеллектуальных способностей курсантов авиационных училищ. М.; Челябинск, 1997.

С.4.

2. Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. М., 2004. С. 109.

3. Ворона А.А., Гандер Д.В., Пономаренко В.А. Теория и практика психологического обеспечения летного труда. М., 2003.

4. Информатизация системы образования. 2005-2010 гг.: проект.

5. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1992. С. 153.

6. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М., 1989.

7. Малиночка Э.Г. Автоматизированная обратная связь как средство совершенствования процесса обучения. Саратов, 1989. С. 184.

8. Методическое пособие по изучению индивидуально-психологических качеств лётного и курсантского состава. М., 1960.

9. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2007. С. 49-55.

References:

1. Development of mental abilities of cadets of aviation schools. M.; Chelyabinsk, 1997. P. 4.

2. Ponomarenko V.A. Psycholog of spirituality of the professional. M., 2004. P. 109.

3. Vorona A.A., Gander D.V., Ponomarenko V.A. Theory and practice of psychological maintenance of the pilot work. M., 2003.

4. Informatization of the education systemю 2005-2010: the project.

5. Lvov Yu.L. Creative laboratory of the teacher. M., 1992. P. 153.

6. Peipert S. Revolution in consciousness: children, computers and fruitful ideas. M., 1989.

7. Malinochka E.G. Automated feedback as means of perfection of process of training. Saratov, 1989. P.

184.

8. The methodical manual on studying individual - psychological qualities of pilots and cadets. M., 1960.

9. Sidorenko E.V. Methods of mathematical processing in psychology. SPb., 2007. P. 49-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.