УДК165
ББК87.22
Наталья Леонидовна Худякова
доктор философских наук, профессор, Челябинский государственный университет (Челябинск, Россия), e-mail: [email protected] Шамиль Шамильевич Хайрулин кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский государственный университет (Челябинск, Россия), e-mail: [email protected] Андрей Иванович Мацына кандидат философских наук, Челябинский государственный университет (Челябинск, Россия), e-mail: [email protected] Ольга Олеговна Полякова соискатель, Челябинский государственный университет (Челябинск, Россия), e-mail: [email protected]
Философская разметка профессионально значимого объекта в комплексном междисциплинарном исследовании
В статье рассказывается об овладении философскими знаниями курсантами военного вуза - будущими штурманами, как универсальном основании рефлексии, позволяющем воспринимать мир как единство в многообразии. Изучение в процессе комплексного междисциплинарного исследования небесной сферы, как профессионально значимого объекта, организовано на основе синтеза философии, авиационной астрономии, археоастрономии и палеоастрономии. Развитие у курсантов способности к философской рефлексии позволяет им понять человека в целом и самого себя в частности как принципиально предметное существо. Это существенно меняет восприятие ими действительности. Философия становится общеметодологической «осью» общенаучной и специальной профессиональной подготовки лётного состава. Результаты исследований дают возможность выйти на более высокий уровень философского обобщения. Данный подход позволяет в занимательной форме положительно повлиять на процессы формирования профессиональных навыков, воспитания полноценной личности и сформировать основу к дальнейшему постижению философии.
Ключевые слова: преподавание философии, культурная разметка, небесная сфера, археоастрономия, авиационная астрономия, небесные сферические координаты, штурман.
Natalia Leonidovna Khudyakova
Doctor of Philosophy, Professor, Chelyabinsk State University (Chelyabinsk, Russia), e-mail: [email protected] Shamil’ Shamil’evich Khairulin Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Chelyabinsk State University (Chelyabinsk, Russia), e-mail: [email protected] Andrey Ivanovich Matsyna Candidate of Philosophy, Chelyabinsk State University (Chelyabinsk, Russia), e-mail: [email protected] Olga Olegovna Polyakova Doctoral Candidate, Chelyabinsk State University (Chelyabinsk, Russia), e-mail: [email protected]
Philosophical Marking of the Professionally Important Object in a Complex Interdisciplinary Research
The article describes the studying of philosophical knowledge in university by military cadets - future navigators, as the universal basis of reflection which allows them to perceive the world as a unity in diversity. Integrated interdisciplinary research of the celestial sphere as a professionally meaningful object is organized on the basis of synthesis of philosophy, aviation
© Худякова Н. Л., Хайрулин Ш. Ш., Мацына А. И., Полякова О. О., 2013
85
astronomy, and archaeoastronomy. The development of the students’ ability to philosophical reflection allows them to understand a person in whole and themselves in particular as fundamentally objective creatures. This changes their perception of reality. Philosophy becomes a general methodological “axis” of the general scientific and specialized training of the flight personnel. The results make it possible to reach a higher level of philosophical generalization. This approach allows us to have a positive influence on professional skills formation and education of the full-fledged personality, to form the basis for further philosophy comprehension.
Keywords: teaching philosophy, cultural markings, coelosphere, archaeoastronomy, aviation astronomy, celestial spherical coordinates, navigator.
Преподавание философии в лётном военном вузе сопряжено с необходимостью создания эффективных подходов, позволяющих усваивать философские идеи на глубоком теоретическом уровне в непосредственной связи с профессиональной направленностью. Специфика работы кафедры ГиСЭД ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» (г. Челябинск)1, отвечающей за уровень гуманитарной подготовки будущего офицера-штурмана, заключается в том, что философия, являясь одной из базовых дисциплин, преподается в первом семестре. Она формирует мировоззренческую и общеметодологическую основу дальнейшего получения специальных знаний и применения их на практике. Весь комплекс гуманитарных, общеобразовательных и специальных дисциплин, получаемых в течение дальнейшего обучения, в большой степени зависит от уровня философской рефлексии. Она представляет собой, своего рода, общеметодологическую «ось» дальнейшей общенаучной и специальной профессиональной подготовки лётного состава. Высокий уровень рефлексии и эвристичности особенно востребован в профессии штурмана; его роль в экипаже иногда образно сравнивается с «мозгом воздушного корабля». Возникает закономерный вопрос: возможно ли преподавание философии встроить в учебный процесс таким образом, чтобы курсант после первого года подготовки мог целенаправленно, творчески, ориентируясь на профессиональную специфику, повышать уровень философской подготовки?
Государственные образовательные стандарты нового поколения закладывают возможность реализации стремления к познанию не только в ходе освоения курса основных и дополнительных учебных дисциплин, но и посредством осуществления
1 Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военного Учебно-Научного Центра Военно-Воздушных Сил «Военно-воздушная академия» (филиал г. Челябинск). До 2011 (год закрытия вуза) заведующий кафедрой - кандидат педагогических наук, доцент Ш. Ш. Хайрулин.
научно-познавательной деятельности. Это требует формирования у курсантов навыков к самостоятельным научным исследованиям и практическому применению полученных знаний в сфере своей будущей профессиональной компетенции. Тяга к познанию и творчеству в значительной мере может быть мотивирована организацией научноисследовательской работы. Наиболее удачной формой такой работы представляется деятельность военно-научного кружка, вовлекающего курсанта в решение комплексных междисциплинарных, фундаментально ориентированных исследований, в основе которых лежит онтологическая проблема. Хотелось бы рассказать об опыте работы секции философии2 военно-научного общества кафедры ГиСЭД ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» (филиал г. Челябинск) с 2008 по 2011 гг.
На философские семинары выносится углублённое рассмотрение вопроса «Категория движения. Движение во Вселенной» из учебного курса философии. Данный вопрос имеет взаимосвязь с учебными вопросами «Небесная сфера. Системы сферических небесных координат», «Зависимость между небесными координатами светил и геодезическими координатами и расчётами» учебной дисциплины «Основы авиационной астрономии» [1, с. 4].
Согласно опыту работы, интерес курсантов к рассмотрению этих вопросов в значительной мере стимулируется переходом к свободному обсуждению ярких иллюстраций из истории человеческой культуры. Особенно притягательной в этом смысле оказывается история материальной культуры, изобилующая примерами древних памятников, в конструкциях которых присутствует палеоастрономическая составляющая (древние обсерватории, астрономически ориентированные ритуальные памятники, древние изображения звёздного неба). Одним словом все, что составляет объект из-
2 Руководитель - кандидат философских наук А. И. Мацына.
учения археоастрономии. «Точкой сомнения», стимулирующей одновременно и философский, и профессиональный интерес, оказывается информация о том, что объекты археоастрономии, имеющие реперные привязки к звёздному небу, воочию показывают направления движения небесной сферы. Это древнее небо, которое уже «ушло», оторвалось от древних человеческих меток! Такой момент в работе военно-научного кружка на деле оказывается «точкой бифуркации» интереса курсантов-кружковцев. Разброс дальнейшего творческого осмысления поднятой проблематики оказывается очень широким. От философской проблемы сущности природного и культурного до постановки задачи разработки технических средств навигации. Здесь важно стимулировать творческий путь курсанта и поддержать его на этом пути.
В объяснении присутствия разных типов астрономических планировок в археологических памятниках [6] мы отталкиваемся от положения о том, что человек является принципиально предметным существом. А предметный мир, сфера человеческого бытия - это прежде всего мир, который размечен культурой [5, с. 30]. Когда речь идёт о памятниках материальной культуры, атрибутирующих мифологическое сознание, мы вступаем в особую область символической разметки мира.
Онтология мифа отражает специфическую особенность древних манифестацио-нистских форм мировосприятия. Эта специфика заключается в том, что миф базируется на ассоциативном восприятии действительности, сопряжённом с работой нерассудочных слоёв психики. Вследствие этого древний ритуал, как правило, имеет онтологическую направленность, а соответствующие ему культовые сооружения могут быть связаны с картиной звездного неба по принципу моделирования циклических процессов. Эта связь обозначена нами как динамический небесный паттерн, обеспечивающий понимание единой и цельной астрономической схемы [9, с. 485], с различной степенью полноты,запечатлённой в древних и современных артефактах. Говоря иными словами, знание современной научной астрономической картины мира позволяет обнаружить возможные астрономические привязки древних ритуальных сооружений. Ключевое положение в циклической схеме небесного паттерна занимает информация о положении Полюса Эклиптики, о движении Полюса
Мира, о временном пребывании Полярных звёзд в Полюсе Мира, о четырёх основных системах астрономических координат [6; 7]. Но эти положения одновременно являются важными так же и для авиационной астрономии и картографии.
С позиции набирающего силу архе-оастрономического подхода как древнее сознание, так и современное (например, сознание исследователя-историка, архео-астронома, штурмана) подвергает рефлексии один и тот же объект - звёздное небо. А это предполагает возможность разведочного поиска таких памятников с опорой на схемы потенциального присутствия в ландшафте древних реперов-привязок к звёздному небу. Привлекательность такой учебно-научной и одновременно исследовательской работы состоит в том, что молодые курсанты, будущие штурманы, находясь на земле, пребывая в лоне гуманитарных дисциплин, уже учатся чувствовать живое дыхание, движение небесной сферы и космоса. Осознание этого происходит по мере того, как кабинетные теоретические схемы расчётов движения небесной сферы находят иллюстративное подтверждение в виде древнего памятника культуры, связанного с палеоастрономией, ориентированного не на современное, а на древнее небо с иным положением звёзд.
В практической части разведочный поиск древних памятников культуры опирается на практику применения ГИС-технологий [8]. Кстати сказать, опыт применения ГИС-технологий в этой области зафиксирован членами военно-научного кружка «Воздушная разведка памятников археологии» под руководством Н. И. Чуева1. Географическая информационная система в виде электронных карт предназначена для сбо-
1 Около десяти лет на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военного УчебноНаучного Центра ВВС «Военно-воздушная академия» проработал военно-научный кружок «Воздушная разведка памятников археологии». Руководитель - кандидат исторических наук, доцент, полковник Н. И. Чуев. В зимний период курсанты осваивают методы дешифровки аэрофотоснимков, работы с картами, электронными гео-информационными системами, современными технологиями топографической съёмки местности. Полученные зимой теоретические знания применяются на практике в летний период, когда осуществляются совместные полевые выезды с археологическими коллективами. В пример можно привести участие кружка в многолетних археологических исследованиях протогородской цивилизации бронзового века «Страна городов» (всемирно известный Аркаим, Степное, Каменный Амбар и др.). Итоги этой работы курсанты, как правило, оформляют в виде докладов на Урало-Поволжской и Российской археологических студенческих конференциях.
ра, хранения, анализа и визуализации пространственных данных и связанной с ними информации. Это эффективная презента-тивная форма, позволяющая максимально различить возможную совокупность артефактов ритуальной деятельности по её ранее исследованной части. Сам ландшафт даёт схему потенциальных реперов-привязок к звёздному небу и указывает направления поиска артефактов. Мысль о применении таких презентативных форм познания получает своё максимальное развитие в идее трёхмерного моделирования с помощью компьютерных технологий. Это направление было также теоретически отработано в процессе учебно-научной работы военнонаучного кружка и отражено в совместной публикации преподавателя и курсанта [2, с. 307-314].
Идея учебно-научного комплексного междисциплинарного, фундаментально ориентированного исследования, в основе которого лежат философские изыскания, была апробирована нами на практике. В области истории материальной культуры выделяется направление, объектом исследования которого являются древние горные святилища. Горный Урал - территория, потенциально обладающая такими памятниками. Было решено применить идею разведочного поиска таких памятников, опирающегося на потенциальные репера-привязки к звёздному небу. В этих целях на базе военно-научного кружка «Воздушная разведка памятников археологии» была сформирована экспериментальная инициативная группа археоастрономической геоландшафтной разведки1.
В результате этого военно-научная работа курсантов способствовала открытию нового памятника древней культуры и приобрела дополнительную связь со спецификой профессиональной деятельности штурмана. В 2010 г. к совершенствованию методики работы исследовательской группы подключился профессорско-преподавательский состав кафедры самолётовожде-ния2.
Военно-научная работа, как основа поэтапного формирования полезных професси-
1 Руководитель - соискатель кафедры философии Челябинского государственного университета О. О. Полякова.
2 Учебную и консультативно-организационную поддержку оказали кандидат военных наук, профессор кафедры самолетовождения А. Я. Лялин (в направлении авиационной астрономии) и преподаватель кафедры самолётовождения подполковник Д. В. Жувак (в направлении авиационной картографии, топографии и геодезии).
ональных навыков курсанта, в контексте наших исследований состоит из трёх этапов: научно-теоретической подготовки, полевых исследований и оформления результатов.
Этап теоретической подготовки подразумевает внеаудиторное обучение и закрепление навыков в циклах гуманитарных (философия, история, культурология) и профессиональных дисциплин (основы авиационной астрономии, топография). Этот период подразумевает активное знакомство курсантов с мировыми достижениями в области изучения истории материальной и духовной культуры. На основе парадигмаль-ного подхода раскрываются положения об исторических типах мировоззрения (миф, религия, научно-философское мировоззрение); о ранней истории и общей судьбе народов Евразии; о методике научного поиска, принципах построения исследовательской методологии, философских основаниях науки. Курсант закрепляет в практическом применении знания о системах небесных координат, о работе с традиционными и электронными топографическими картами. Кроме того, работа по выявлению паттерна с целью обнаружения и фиксации артефактов даёт возможность развить необходимую в штурманском деле эвристичность мышления.
Полевые исследования подразумевают на основе разведочного поиска закрепление теоретических знаний об астрономических направлениях, навигационных звёздах, ориентировании на местности, фиксации маршрута и находок на карте, выживании в незнакомой местности, совершенствовании духовных и физических качеств будущего офицера.
На этапе оформления результатов курсант-участник военно-научного общества возвращается к кабинетным исследованиям. Главная задача - осветить результаты научного поиска, грамотно представить научные выводы, оформить их в виде тезисов к научному докладу на конференции, подготовить свою статью, защитить свои интеллектуальные достижения. Главным направлением этого этапа является формирование навыка научной коммуникации.
Говоря об итогах работы секции философии военно-научного общества курсантов кафедры ГиСЭД ВУНЦ ВВС «Военновоздушная академия» (г. Челябинск) за 2009-2011 гг., можно отметить следующие: осенью 2009 г. группа совершила полевое учебно-научное мероприятие на террито-
рии Чашковского хребта Уральских гор (административный округ г. Миасс Челябинской области), в результате которого был выявлен новый объект древней истории и закреплены навыки по основам авиационной астрономии1. По материалам исследования совместно в курсантами были подготовлены научные доклады2 и публикации [4]. В процессе научного исследования образовались и укрепились рабочие контакты военно-научного общества с кафедрой философии Челябинского государственного университета, кафедрой древней истории и этнологии Южно-Уральского государственного университета, Челябинского археологического научного центра и государственного Эрмитажа.
Комплексные междисциплинарные исследования претворяются в эффективное сочетание различных видов учебно-научной работы. Здесь мы найдём: философское исследование, исторические и археоастро-номические изыскания, работа с астрономическими направлениями и артефактами прошлого, ориентирование с картами и без них в складках реальной горной местности. Это позволяет сформировать синтетический обучающий метод преподнесения знаний, формирования навыков и умений в рамках сразу нескольких циклов учебных дисциплин: в области авиационной астрономии, аэронавигации, авиационной картографии, топографии и геодезии, выживанию летных экипажей и мн. др. Гуманитарная составляющая в решении этой задачи развивает абстрактно-логическое мышление, умение выражать и доказывать собственное мнение.
Но это ещё и приобщение будущих офицеров к системе духовных ценностей. Работа в составе экспедиции учит быть честным, порядочным, твердым в слове и деле, единству в достижении цели, приятию обоснованных решений в нестандартных условиях. Работа в полевых условиях влияет на духовные качества воспитанников, развивая чувство патриотизма и морально-психологическую готовность защищать свою Родину.
Таким образом, теоретико-философская работа выполняет ведущую интегрирующую роль в длительном и сложном процессе подготовки летного состава. От обсуждения философской категории «движение» через направленное продвижение сквозь толщу человеческого бытия, сквозь мир, подвергнутый человеческой разметке -к универсально предельным смыслам, к философским универсалиям. На этом пути курсант находит место и своей профессиональной сферы в пространстве культуры как своеобразной системы разметки бытия. Он видит, что профессионально значимый объект - небесная сфера - за прошедшие тысячелетия неоднократно подвергнут «культурной разметке». Это возвращает в сферу философских проблем «природа и культура», «природное и социальное в человеке».
Углублённое обсуждение философских вопросов в аспекте профессионально значимой информации, в расширенном поле культурного наследия человечества выводит будущих офицеров-исследователей на более высокий уровень философской рефлексии и даёт им мощный творческий импульс к дальнейшим философским изысканиям.
Список литературы
1. Лялин А. Я. Основы авиационной астрономии: метод. рек. Челябинск: ЧВАИШ, 2002. 22 с.
2. Мацына А. И., Слизкий В. Утраченный мифологический контекст и наши знания о прошлом // Горизонты цивилизации: материалы Третьих аркаимских чтений (Аркаим, 22-25 мая 2012 г.) / под ред. д-ра филол. наук, проф. М. В. Загидуллиной. Челябинск, 2012. 350 с.
3. Мацына А. И. Чуев Н. И., Касьянов А. В., Бердников Д. Д. Гипотетико-дедуктивный путь поиска свидетельств древней ритуальной деятельности // Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества и государства. Вторая регион. науч. конф. Челябинский гос. ун-т. 30 мая 2010 года. Челябинск, 2010. С. 143-146.
5. Невелев А. Б. Бытие человека: диалектика предметности и энергийности. // Вестник ЧелГУ. Серия «Философия. Социология. Культурология». Вып. 24. № 15 (269). 2012. С. 30-35.
6. Полякова О. О. Типы астрономических планировок в археологических памятниках. Челябинск, 2003.
25 с.
7. Полякова О. О. Археоастрономия в зеркале эволюционного познания. М., 2007. 160 с.
8. Чуев Н. И., Китов Е. П., Борисов Д. В., Харитонов А. В. Применение ГИС «Карта 2005» в археологических исследованиях // Геопрофи: науч.-техн. жур. по геодезии, картографии и навигации. М., 2006. № 2. С. 50-53. URL: http://www.geoprofi.ru/technology/Article_2305_10.htm (дата обращения: 30.04.2013).
9. Matsyna A., Poiyakova O. Human Cognition in the Light of Astronomical Categories // Cosmology Across Cultures. USA, San Francisco, 2009. P. 481-486.
1 Во время выхода О. О. Поляковой было проведено практическое занятие с курсантами по работе в горизонтальной системе небесных координат (фиксация над линией горизонта заката и восхода Солнца, Луны и Венеры).
2 Доклады в Челябинском археологическом научном центре и на Второй региональной философской научной конференции ЧелГУ «Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества и государства».
References
1. Lyalin A. Ya. Osnovy aviatsionnoy astronomii: metod. rek. Chelyabinsk: ChVAISh, 2002. 22 s.
2. Matsyna A. I., Slizky V. Utrachenny mifologichesky kontekst i nashi znaniya o proshlom // Gorizonty tsivilizatsii: materialy Tretyikh arkaimskikh chteny (Arkaim, 22-25 maya 2012 g.) / pod red. d-ra filol. nauk, prof.
M. V. Zagidullinoy. Chelyabinsk, 2012. 350 s.
3. Matsyna A. I. Chuyev N. I., Kasyanov A. V., Berdnikov D. D. Gipotetiko-deduktivny put poiska svidetelstv drevney ritualnoy deyatelnosti // Smysly, tsennosti, normy v bytii cheloveka, obshchestva i gosudarstva. Vtoraya region. nauch. konf. Chelyabinsky gos. un-t. 30 maya 2010 goda. Chelyabinsk, 2010. S. 143-146.
5. Nevelev A. B. Bytiye cheloveka: dialektika predmetnosti i energynosti. // Vestnik ChelGU. Seriya «Filosofiya. Sotsiologiya. Kulturologiya». Vyp. 24. № 15 (269). 2012. S. 30-35.
6. Polyakova O. O. Tipy astronomicheskikh planirovok v arkheologicheskikh pamyatnikakh. Chelyabinsk, 2003.
25 s.
7. Polyakova O O. Arkheoastronomiya v zerkale evolyutsionnogo poznaniya. M., 2007. 160 s.
8. Chuyev N. I., Kitov E. P., Borisov D. V., Kharitonov A. V. Primeneniye GIS «Karta 2005» v arkheologicheskikh issledovaniyakh // Geoprofi: nauch.-tekhn. zhur. po geodezii, kartografii i navigatsii. M., 2006. № 2. S. 50-53. URL: http://www.geoprofi.ru/technology/Article_2305_10.htm (data obrashcheniya: 30.04.2013).
9. Matsyna A., Poiyakova O. Human Cognition in the Light of Astronomical Categories // Cosmology Across Cultures. USA, San Francisco, 2009. P. 481-486.
Статья поступила в редакцию 05 апреля 2013 г.