Научная статья на тему 'Участие курсантов в междисциплинарных исследованиях как активное вовлечение в мир культуры'

Участие курсантов в междисциплинарных исследованиях как активное вовлечение в мир культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
163
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БЫТИЕ / КУЛЬТУРНАЯ РАЗМЕТКА / ЗВЕЗДНОЕ НЕБО / НЕБЕСНАЯ СФЕРА / ДИНАМИЧЕСКИЙ НЕБЕСНЫЙ ПАТТЕРН / АРХЕОАСТРОНОМИЯ / АВИАЦИОННАЯ АСТРОНОМИЯ / ШТУРМАН / ВОЕННО-ВОЗДУШНАЯ АКАДЕМИЯ / CULTURE / HUMAN LIFE / CULTURAL MARKINGS / STARRY SKY / THE CELESTIAL SPHERE / THE DYNAMIC PATTERN OF CELESTIAL / ARCHAEOASTRONOMY / AVIATION ASTRONOMY / NAVIGATOR / AIR FORCE ACADEMY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Хайрулин Шамиль Шамильевич, Полякова Ольга Олеговна, Мацына Андрей Иванович

В статье рассмотрен опыт внеаудиторной работы кафедры гуманитарных и социальноэкономических дисциплин Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «ВоенноВоздушная Академия» (филиал г. Челябинск) в 2008–2011 годах. Важной формой работы явилось приобщение курсантов к участию в междисциплинарных исследованиях профессионально значимого объекта – звездного неба. Философской основой исследовательской концепции послужил тезис о человеческом бытии как мире, подвергнутом культурной разметке. На этом основании возникает связь между профессиональной областью будущего летного состава и археоастрономическими исследованиями. Это позволяет вовлечь будущего офицераисследователя в намного более широкий диапазон его культурного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Хайрулин Шамиль Шамильевич, Полякова Ольга Олеговна, Мацына Андрей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students participation in interdisciplinary research as active involvement in the culture universe

The paper describes the experience of the Department of Humanities, social and economic disciplines of the Military Training and Research Center of the Air Force, “Air Force Academy” (Chelyabinsk branch) in 2008–2011. An important form of work was familiarizing students to participate in interdisciplinary research professionally important object – the starry sky. The philosophical basis of the research concept was the thesis about the human being as a world cultural subjected markup. On this basis, there is a link between the professional field of the future of flight and arheoastronomicheskimi research. This allows the involvement of future officers-researcher in a much wider range of cultural development.

Текст научной работы на тему «Участие курсантов в междисциплинарных исследованиях как активное вовлечение в мир культуры»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 13 (304). Философия. Социология. Культурология. Вып. 29. С. 71-76.

Ш. Ш. Хайрулин, О.О. Полякова, А. И. Мацына

УЧАСТИЕ КУРСАНТОВ В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ КАК АКТИВНОЕ ВОВЛЕЧЕНИЕ В МИР КУЛЬТУРЫ

В статье рассмотрен опыт внеаудиторной работы кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-Воздушная Академия» (филиал г. Челябинск) в 2008-2011 годах. Важной формой работы явилось приобщение курсантов к участию в междисциплинарных исследованиях профессионально значимого объекта - звездного неба. Философской основой исследовательской концепции послужил тезис о человеческом бытии как мире, подвергнутом культурной разметке. На этом основании возникает связь между профессиональной областью будущего летного состава и археоастрономическими исследованиями. Это позволяет вовлечь будущего офице-ра-исследователя в намного более широкий диапазон его культурного развития.

Ключевые слова: культура, человеческое бытие, культурная разметка, звездное небо, небесная сфера, динамический небесный паттерн, археоастрономия, авиационная астрономия,

штурман, военно-воздушная академия.

Государственный образовательный стандарт и Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке по направлению «Аэронавигация» предполагают высокий уровень фундаментальной и специальной подготовки офицера-выпускника, достаточный для успешного выполнения им не только эксплуатационно-боевой профессиональной деятельности, но и таких ее видов, как организационно-управленческая, военнопедагогическая и научно-исследовательская. Мы отталкиваемся от того, что образование - это не только обучение, но и воспитание целостной, граждански зрелой личности, способной духовно, профессионально и физически самосовершенствоваться. Стремление к познанию, творчеству и гражданскому самосовершенствованию в определенной мере может быть привито организацией внеаудиторной научно-исследовательской работы. Речь идет о совместной научно-исследовательской работе с курсантами, позволяющей достичь синтеза общеобразовательных и профессиональных дисциплин в целостном познавательном акте, эффективно стимулируя приобщение узконаправленного специалиста к духовной культуре.

Преподавателями комплексной кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, как правило, являются специалисты, самостоятельно ведущие научные исследования в своих областях - философии, истории, экономике, психологии, которые

могут быть не связаны напрямую с профессиональной направленностью их подопечных. Однако вовлечение курсанта в междисциплинарные исследования «на гребне научной волны», содержащие профессионально-информативный компонент, обладает двойной значимостью. С одной стороны, востребованность исследований, в которых участвует курсант, усиливает его стремление к приобретению профессиональных компетенций. С другой стороны, через профессиональную составляющую узкий специалист постигает человеческое бытие, как мир, подвергнутый многообразной и сложной культурной раз-метке1. При этом во главу угла ставится практическая задача, к решению которой привлекается весь комплекс полученных знаний. Востребованные профессиональные навыки оттачиваются и выверяются на практике в сфере, быть может, удаленной от его будущей профессии. Но это дает дополнительную возможность поместить свои знания и навыки в иной, незнакомый культурный контекст. Авторы статьи хотели бы поделиться опытом организации междисциплинарных исследований, которые можно рассматривать как вовлечение курсантов в процесс приобщения к культурным ценностям на основе профессионально значимой информации.

Организационной основой такой работы стал военно-научный кружок «Воздушная разведка памятников археологии», более десятка лет успешно проработавший на ка-

федре ГиСЭД Челябинского ВВАУШ под руководством кандидата исторических наук, доцента, полковника Н. И. Чуева. В зимний учебный период курсанты осваивали методы дешифровки аэрофотоснимков, работы с картами, электронными геоинформационными системами, современными технологиями топографической съемки местности. В летний период предоставлялась возможность применить полученные теоретические знания на практике. Осуществлялись выезды для совместной полевой работы с археологическими коллективами Челябинска. Курсанты Челябинского ВВАУШ (ВИ) многих выпусков могут с гордостью сказать о своей причастности к археологическим открытиям на территории Челябинской области. В 2009 году работа военно-научного кружка была дополнена археоастрономическим направлением, и сформирована экспериментальная инициативная группа археоастрономической геоландшафтной разведки (руководители -А. И. Мацына, О. О. Полякова). В результате этого военно-научная работа курсантов способствовала открытию нового памятника археологии и приобрела дополнительную связь со спецификой профессиональной деятельности штурмана. В 2010 году в совершенствовании методики работы группы консультативно-организационную поддержку оказывали кандидат военных наук, профессор кафедры самолетовождения А. Я. Лялин (в направлении основ авиационной астрономии), преподаватель кафедры самолетовождения полковник Д. В. Жувак (в направлении авиационной картографии, топографии и геодезии).

В рамках истории культуры можно выделить направление, объектом исследования которого являются древние горные святилища. Горный Урал - территория, потенциально обладающая такими памятниками. Однако их обнаружение и изучение, выявление их культурной принадлежности, постижение их религиозно-мифологического смысла требует комплексных исследований. Замысел комплексных поисковых исследований представляется вполне обоснованным в свете следующих философских идей.

Универсальная философская методологическая и терминологическая база позволяет увидеть материальные остатки, «идеальную модель» и смыслы древнего ритуала как глубоко взаимосвязанные элементы единой системы, части единого целого. Учитывая

онтологическую направленность древнего ритуала, материальные остатки ритуальной деятельности можно представить как сферу овеществленных архаически-духовных представлений о Бытии. Эти представления объективированы в материальной культуре, искусстве, мифе. Но они утрачивают смыслы вне культурно-временного контекста, в формировании которого активно участвуют нерассудочные структуры психики, кардинально отличные от форм современной рассудочности.

Это означает, что научное исследование в данном направлении не должно быть ограничено вербальным дискурсом. Мы оттолкнулись от ключевой категории «паттерна» как совокупности событий или объектов, до некоторой степени обеспечивающей такое угадывание, когда совокупность целиком для исследования недоступна2. Точка зрения

о возможности рационального постижения мифологической реальности «изнутри», на основе динамичности как одной из основных характеристик ее самораскрывающейся структуры3, позволила существенно изменить структуру осмысления. Нашей целью стало обнаружение связующего динамического паттерна - принципов организации в наблюдаемых явлениях предметной области как части целокупного бытия.

С позиции археоастрономического подхода как древнее, так и современное сознание подвергает рефлексии целостный самодостаточный объект - небесную сферу. Данное обстоятельство обусловило введение в научный оборот понятия ‘динамический небесный паттерн’4, подразумевающего общую связь между донаучной (миф) и научной формами познания небесной сферы. Эта связь обеспечивает понимание единой и цельной астрономической схемы, с различной степенью полноты запечатленной в древних и современных артефактах (от лат. ‘аГ^асШт’ -‘искусственно сделанное’). Говоря иными словами, знание современной научной астрономической картины мира позволяет обнаружить возможные астрономические привязки древних ритуальных сооружений. Древние ритуальные сооружения, в конструкциях которых присутствует палеоастрономическая составляющая, оказываются привязанными к небесной сфере с поправкой на ее движение во времени. Это древнее небо, с иным положением звезд. Поэтому ключевым значени-

ем в циклической схеме небесного паттерна обладает информация о положении Полюса Эклиптики, о движении Полюса Мира, о временном пребывании Полярных звезд в Полюсе Мира, о четырех основных системах астрономических координат5.

Конструкции некоторых древних ритуальных сооружений могут быть увязанными с небесной сферой. А древняя ритуальная символика - с циклизмом небесного паттерна, с особенной ролью точек преломления небесных циклов, таких, как дни солнцестояния, равноденствия6. Идея ритуала в этом понимании основывается на подражании части цело-му7, когда мифо-ритуальные формы можно воспринимать как «малый слепок» образного восприятия целостной, «сферической» действительности. Это в значительной мере объясняет стремление древних к отражению небесного паттерна в ритуальных памятниках по принципу «что наверху, то и внизу». Формируясь на фоне естественных циклических процессов природной среды и звездного неба, мифологическое сознание объективирует уникальные духовные представления, неразрывно связывающие природное и культурное8.

С этих позиций представляется вполне обоснованной методика унифицированного учета астрономических координат древних памятников9. Основанный на данной методике и высказанных выше положениях, ги-потетико-дедуктивный подход предполагает возможность разведочного поиска таких памятников с опорой на схемы потенциального присутствия в ландшафте древних реперов-привязок к звездному небу.

В практической части такой разведочный поиск опирается на практику применения ГИС-технологий10. Географическая информационная система, в виде электронных карт, предназначена для сбора, хранения, анализа и визуализации пространственных данных и связанной с ними информации. Она дает возможность зафиксировать схему расположения памятников в ландшафте в совокупности с астрономическими ориентировками. Пре-зентативная форма работы позволяет максимально различить возможную совокупность артефактов ритуальной деятельности по ее ранее исследованной части. Сам ландшафт дает схему потенциальных реперов-привязок к звездному небу и указывает направления поиска артефактов.

Этап теоретической подготовки междисциплинарных исследований как учебно-научного мероприятия связан с внеаудиторным обучением и закреплением навыков курсан-та-исследователя в циклах гуманитарных (философия, история, древняя история) и профессиональных (авиационная астрономия, топография) дисциплин. В этот период происходит активное знакомство курсантов с мировыми достижениями в области изучения истории материальной и духовной культуры. Особенно глубоко раскрываются положения об исторических типах мировоззрения (миф, религия, научно-философское мировоззрение); о ранней истории и общей судьбе народов Евразии; о методике научного поиска. принципах построения исследовательской методологии, философских основаниях науки. В практическом применении закрепляются знания о системах небесных координат, о работе с традиционными и электронными топографическими картами. Кроме того, работа по выявлению паттерна с целью обнаружения и фиксации артефактов дает возможность развить эвристичность мышления, столь необходимую в штурманском деле.

Этап полевых исследований подразумевает апробацию методики разведочного поиска древних ритуальных памятников по заранее спрогнозированным и обозначенным на карте астрономическим направлениям. С другой стороны - это и закрепление курсантом теоретических знаний об астрономических направлениях, навигационных звездах, ориентировании на местности, фиксация маршрута и находок на карте, выживание в незнакомой местности, совершенствование духовных и физических качеств будущего офицера.

Для проверки гипотезы о культурном использовании горных вершин, удобных для астрономических наблюдений, была выбрана территория Чашковского хребта Уральских гор, расположенного в административном округе города Миасс Челябинской области.

Предварительное обследование местности для осуществления разведочного обследования и учебного выхода с группой курсантов проводилось в 2007 по 2009 годы силами О. О. Поляковой и А. И. Мацыны. Выбор местности был определен следующими обстоятельствами. Сам хребет расположен не в одной линии, а представляет собой район рассредоточения каменных останцев объемных масштабов на обширной территории.

Такое расположение заключает в себе возможность фиксации более чем одного астрономического направления. Останцы на хребте имеют причудливые очертания, пользуясь повышенным вниманием населения.

Время и дата полевого выхода были рассчитаны О. О. Поляковой исходя из возможности проведения учебных занятий с курсантами по наблюдению над линией горизонта заката и восхода Солнца, Луны и Венеры. С

5 по 6 сентября 2009 года исследовательская группа под руководством А. Мацыны, О. Поляковой, Н. Чуева, с курсантами А. Касьяновым, Д. Бердниковым, Д. Зверевым и сотрудником МЧС С. Т. Ефремовым осуществила полевое учебно-научное мероприятие в районе горы Голуха на территории Чашковского хребта.

Отправной точкой обследования горы Го-лухи и ее окрестностей послужил примечательный объект, по-видимому, природного происхождения. На площадке вершины Голу-хи в горизонтально расположенной гранитной плите расположено сквозное отверстие формы, напоминающей подквадратную (рис. 1).

Рис. 1 Отверстие на верхней площадке г. Голуха. Фото А. И. Мацыны

Плита в нижнем основании переходит в гранитный массив, имеющий открытое с восточной стороны естественное углубление, образующее нишу. Своей открытой частью ниша выходит на небольшую гранитную площадку, заканчивающуюся с восточной стороны отвесным обрывом. В древности здесь могли проводиться астрономические наблюдения, сопровождаемые ритуалами.

С вершины г. Голуха проведена рекогносцировка для выявления потенциальных палеострономических привязок в границах Чашковского хребта и определены астрономические направления для наблюдения за

цикличностью неба в течение годового круга (рис. 2).

Рис. 2 Восход Солнца в день весеннего равноденствия. Вид с отверстия на вершине г. Голуха. Фото О. О. Поляковой

Безусловно, местонахождение «Голуха» представляет собой огромный интерес в качестве яркого и примечательного примера природного объекта, ставшего культурным и привлекавшего внимание человека на протяжении нескольких исторических эпох. В результате осмотра природного объекта на вершине горы, на ее разноуровневых площадках и у подножья восточного склона горы были обнаружены фрагменты древней керамики и кремневые сколы. О наличии древних артефактов на вершине Голухи были незамедлительно поставлены в известность специалисты-археологи Челябинского археологического центра и Государственного научно-производственного центра по охране культурного наследия Челябинской области.

На следующем этапе междисциплинарных изысканий будущий офицер-исследователь, под руководством преподавателя, возвращается к «кабинетным» исследованиям. Основная задача - осветить результаты научного поиска, грамотно представить научные выводы, оформить их в виде тезисов к научному докладу на конференции, подготовить свою статью, защитить свои интеллектуальные достижения. При этом формируется навык к научной коммуникации на основе действительного приобщения к научному миру. В процессе реализации этого этапа исследования образовались многочисленные научные контакты со специалистами кафедры философии ЧелГУ, кафедры древней истории и этнологии ЮУрГУ, Челябинского археологического научного центра. По материалам исследования подготовлены и опубликованы научные доклады11.

Необычное сочетание разных видов работы - с астрономическими направлениями,

артефактами прошлого, ориентирование с картами и без них в складках реальной горной местности - характеризует описываемые нами комплексные междисциплинарные исследования. Комплексная специфика этих исследований позволяет сформировать синтетический обучающий метод преподнесения знаний, формирования навыков и умений в рамках сразу нескольких циклов учебных дисциплин. В порыве познавательного акта закрепляются необходимые профессиональные знания по авиационной астрономии (системы небесных координат), аэронавигации (применение теоретических основ навигации для решения практических задач), авиационной картографии, топографии и геодезии (знание топогеодезического обеспечения, топографических и электронных геоинфор-мационных систем и методик их создания, аэрофотосъемки и дешифрирования объектов, систем координат; навыки ведения рабочей карты, ориентирования на местности без карты и по карте в пешем порядке днем и ночью, оценки тактических свойств местности по топографической и электронной карте и без карты), выживанию летных экипажей (построение укрытий, добывание пищи, воды и огня, выполнение ориентирования и определение местоположения) и многое-многое другое. Гуманитарная составляющая этой комплексной задачи, безусловно, развивает абстрактно-логическое мышление, умение выражать и доказывать собственное мнение. Через постепенное выполнение поставленных исследовательских задач, требующих реализации многообразных профессиональных умений, курсант приходит к выводам общего порядка. Человеческое бытие начинает рассматриваться не только как «свое», понимаемое в контексте своего мира и времени. Но и как «наше», «общее» достояние. Как мир, неоднократно подвергнутый осмыслению. Как тотальная предметность, неоднократно размеченная в результате человеческой деятельности. И в общекультурной сокровищнице смыслов этой человеческой деятельности исследователь начинает видеть место своей специфически-профессиональной разметки объекта.

Это, своего рода, вовлечение в мир культуры - очень удачная, на наш взгляд, форма сочетания обучения и воспитания, приобщения будущих штурманов к системе духовных ценностей, основа формирования сознатель-

ного гражданина. Работа в экспедиционной группе учит быть честным, порядочным, твердым в слове и деле, умению прийти на помощь, единству в достижении цели, принимать обоснованные решения, в нестандартных условиях организовывать их выполнение и самостоятельно действовать. Такая работа «плечом к плечу» в полевых условиях неминуемо влияет на духовные качества наших воспитанников, развивает чувство патриотизма, морально-психологическую готовность защищать свою Родину, которая вот здесь, в лесной и горной глуши, доверяет будущему ее защитнику свои еще не познанные никем тайны. Невольно вспоминаются поэтические строки Ю. Визбора о том, что «...у всех, кто ввысь отправился когда-то, у всех горевших в плазме кораблей, есть высший, самый важный из этапов - этап прикосновения к Земле». Важно осуществить это священное прикосновение к своей Земле как можно раньше и запомнить его на всю оставшуюся жизнь.

Примечания

1 Невелев, А. Б. Бытие человека : диалектика предметности и энергийности // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Серия Философия. Социология. Культурология. Вып. 24. 2012. № 15 (269). С.30-35.

2 Бейтсон, Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии. М., 2000. С. 34, 371.

3 Зубко, Г. В. Миф как составная часть общечеловеческого духовного фонда // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2001. № 3. С. 3-17.

4 Мацына, А. И. Смерть как онтологическая категория (метафизика смерти) : дис. . канд. филос. наук. Челябинск, 2006. С. 2.

5 Полякова, О. О. : 1) Типы астрономических планировок в археологических памятниках. Челябинск, 2003. 25 с.; 2) Археоастрономия в зеркале эволюционного познания. М., 2007. 160 с.

6 Кураев, А. Раннее христианство и переселение душ. М., 1996. ХУ1+188 с.; Мацына, А. И. Небесный паттерн : связующее между природным и культурным // Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества и государства : Вторая регион. науч. конф. (Челябинский государственный университет, 30 мая 2010 г.). Челябинск, 2010. С. 140-143; Тукмаков, Д. И. Эллинистические представ-

ления о мистическом восхождении душ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2003. № 2. С. 62-76.

7 Дугин, А. Г. Абсолютная Родина. М., 1999. 752 с.; Мацына, А. И. Гипотетико-дедук-тивный путь поиска свидетельств древней ритуальной деятельности / А. И. Мацына, Н. И. Чуев, А. В. Касьянов, Д. Д. Бердников. М., 1999. С. 143-146.

8 Мацына, А. И. Небесный паттерн... С. 140143.

9 Полякова, О. О. : 1) Типы астрономических планировок.; 2) Археоастрономия.; Mat-syna, A. Human Cognition in the Light of Astronomical Categories / А. Matsyna, О. Poiyakova // Cosmology Across Cultures. USA, San Francisco, 2009.Р.481-486.

10 Чуев, Н. И. Применение ГИС «Карта 2005» в археологических исследованиях / Н. И. Чуев,

Е. П. Китов, Д. В. Борисов, А. В. Харитонов // Геопрофи. Научно-технический журнал по геодезии, картографии и навигации. М., 2006. № 2. С. 50-53.

11 Мацына, А. И. Археоастрономическое обследование г. Голуха Чашковского хребта, район г. Миасс : докл. на заседании Челябинского АНЦ 25.02.2010 г. / А. И. Мацына, О. О. Полякова; Мацына, А. И. Небесный паттерн. С. 140-143; Мацына, А. И. Гипоте-тико-дедуктивный путь. С. 143-146; Мацы-на, А. И. Утраченный мифологический контекст и наши знания о прошлом / А. И. Мацы-на, В. Г. Слизкий // Горизонты цивилизации : материалы Третьих аркаимских чтений (Ар-каим, 22-25 мая 2012 г.) / под ред. д-ра филол. наук, проф. М. В. Загидуллиной. Челябинск, 2012. С.307-314.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.