ЧЕЛОВЕК,
ОБЩЕСТВО,
КУЛЬТУРА
Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 10 (392). Философские науки. Вып. 42. С. 37-40.
УДК 130.2 ББК 87.667.1
КУЛЬТУРА ПРЕОДОЛЕНИЯ В ПОЛИТИКЕ: ПРЕДМЕТНО-ЭНЕРГИЙНЫЙ ПОДХОД К ИДЕЕ ЕВРАЗИЙСТВА
А. И. Мацына
Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (филиал в г. Челябинске),
Челябинск, Россия
Обосновывается необходимость философской рефлексии евразийской идеи при помощи предметно-энергийного метода. Учёт диалектики предметной и энергийной составляющих в реализации сложного образа будущего многополярного мира позволяет сформировать культуру евразийского преодоления однополярности в политике и однобокости в нашем собственном осмыслении идеи евразийства.
Ключевые слова: предметно-энергийный метод, евразийство, евразийская идея, геополитика, столкновение цивилизаций, месторазвитие, многополярность, цветущая сложность, преодоление, культура преодоления.
Смысловые линии западной геополитической мысли (Ф. Ратцель, Р. Челлен, Х. Макиндер, А. Мэхэн, К. Хаусхофер, К. Шмитт, У. Кирк, Г. Киссинджер, С. Хантингтон, Ф. Фукуяма, Ж. Аттали, К. Санторо, З. Бжезинский, П. Ханна) базируются на стремлении к пространственному преобладанию посредством реализации моделей «свой—чужой» и «столкновения цивилизаций». Эта тенденция максимально развивается в мондиалистской концепции однополярности — неизбежности полной планетарной интеграции под единым началом. Знаковый слоган «Запад и все остальные» предполагает усиление позиций Запада на фоне взаимостолкновения и ослабления других цивилизаций. Созданный З. Бжезинским образ «чёрной дыры» трансформируется П. Ханной в серию навязываемых им образов «утраченной России», а проблемы регионов оцениваются только как факторы ослабления региональной политики [8].
Полноценной альтернативой западному геополитическому вызову является аутентичная линия российских философов евразийского направления
(Н. Я. Данилевский, П. Н. Савицкий, Л. Н. Гумилёв, неоевразийство), дающего более конструктивные идеи, нежели противостояние и столкновение. Это идеи месторазвития, соборности, «цветущей сложности», идеократии. Тонкий и сложный процесс стратегического контроля евразийских народов над собственным месторазвитием может быть основан лишь на гармоничном балансе Востока и Запада; безоглядное стремление любой культуры к доминированию ведёт лишь к конфликтам и потрясениям [6].
Говоря иными словами, всегда существует опасность потери ориентира «цветущей сложности» и его замены на ксенофобскую формулу противостояния «свой—чужой». Вопрос о неадекватности понимания отношения «мы и они» оказывается острой проблемой в ситуации конфликта интересов различных культур [2]. Космополитизм в этой ситуации представляется оправданием для существования всемирного сообщества и острейшим вопросом для философской дискуссии [1].Отношение «свой—чужой» способно свести к нулю мораль-
38
А. И. Мацына
но-нравственные устои и отношения между этносами, привести к образованию двойных стандартов и ксенофобской политике «столкновения». С. Нижников обозначает проблему морали в политике [3], отсутствие которой приводит к трагедии большого количества людей. Созидание цивили-зационной этики и безопасности с опорой на целостное прочтение этических категорий в общенациональной идентичности позволило бы найти основу для цивилизационного прорыва России [6]. Философско-культурное основание евразийского преодоления однополярности связывается с осмыслением многополярности как «предметной многополярности»; а преодоления Россией «катастрофы обнуления» — с её положением как «внешнего третьего» [4] по отношению к глобальному цивилизационному противостоянию.
Дальнейшее развитие евразийской идеи представляется связанным с необходимостью её философского наполнения и ухода от прочтения в одностороннем (национальном, экономико-географическом или геополитическом) ключе. Философский концепт есть идеализированная философская мера, необходимая для обозначения смысла наших стремлений, «налаживания разумности». В этом смысле разрушение базовых государственных структур в Азии на протяжении последних десятилетий предстаёт как пример действия деструктивных регулятивов, произрастающих из хантинг-тоновского The West and the Rest. Задачей философии в этой ситуации является предложение жизнеспособного концепта, в роли которого видится предметно-энергийный подход (А. Невелев) к прочтению евразийской идеи, формирующий модель личностного и социального бытия в рамках культуры. С позиции предметно-энергийного подхода Восток (с его культурой Дао, Мокши) можно рассматривать как вектор на устранение предметной определённости и выход на приоритет энергийных тенденций. Запад же представляет собой вектор направленности на приоритет вещных форм. Обе тенденции можно рассматривать как родовую (народ) и личностную тенденции.
Разделение предметности и энергийности предполагает их количественные параметры в виде экстремумов: максимум предметной определённости сопряжён с минимумом энергийности, и наоборот. Обратная зависимость между предметностью и энергийностью как экстремумов бытия и является той философско-методологической «системой координат», в которую вписывается идея евразийства. Восток предстаёт как конституируемый
приоритетом энергийности, а Запад — приоритетом предметности. В геополитическом, культурном и философском смыслах России-Евразии остаётся только одно — идти по границе между этими приоритетами. С одной стороны — погружение в царство количества и материальности, где присутствует опасность закостенения культуры в предметных формах. С другой — погружение в энергийность, в «активное недеяние», которое, будучи воспринятым вне контекстуальных рамок породившей его культуры, может обратить мир в текучесть и предметный хаос.
Разрушение предметности одновременно порождает и высвобождение энергийности. На не-философствующих уровнях бытия это предстаёт как разрушительность, превращение всего в предметную неопределённость. Философское стояние на границе означает отрицание хаоса, возникновение устойчивости, когда граница по отношению к тенденции негации играет уже положительную роль. Это идеализирующее философское отрицание впадения в крайности порождает и «собственного дитя» — самоосмысление, скрывающееся в слове «не». В глубине «безотносительного "не"» (Г. Гегель) кроется положительность. Пограничная точка «нетости» отмечает точку Преодоления, когда в умах останавливается хаос и обретается начало созидания, жизнеутверждающего творчества.
В этом смысле роль России и философии совпадают — это медиаторы, посредники. «Не» — положительная граница, когда стояние на «лезвии бритвы» означает «великое созидание, переносящее взгляд с того, ЧТО мы любим на то, что мы ЛЮБИМ» (А. Б. Невелев), с приоритета предметности на приоритет любящей энергийности. Концентрированную самоограничением деятельную способность (энергийность) правомерно трактовать как светское понимание духа. Предельная предметная неопределённость в этом состоянии сопряжена с предельной энергийной насыщенностью, потенциальностью [7].
Данный подход к евразийской идее предполагает необходимость учёта диалектики предметной и энергийной составляющих в реализации сложного образа будущего многополярного мира и способен избавить нас от разного вида перекосов сознания. Образно говоря, мы способны достроить правовое, экономическое, политическое здание евразийства, подняв его ещё одним, философским, этажом выше. Предметная — экономическая, юридическая, правовая идентичность евразийства должна быть вписана в философскую систему
Культура преодоления в политике: предметно-энергийный подход к идее евразийства
39
координат. Это позволит философски осмыслить родовые приоритеты Востока и Запада, проявляющиеся в любом материале. Евразийское же стояние России на границе Востока и Запада поразительным образом совпадает с задачами собственного философского осмысления. Именно в России философский концепт всегда тяготел и тяготеет к полноте и целостности охвата. Российский фило-
софский взгляд обладает наиболее объективной точкой обзора, а система философских координат — наибольшей универсальностью в охвате предметно-энергийного приоритета. Это позволяет сформировать культуру преодоления однобокости, однополярности в политике и совершить удачный концептуальный старт в своё и общее евразийское будущее.
Список литературы
1. Bouzov, V. Globalization and Cosmopolitanism: Some Challenges / V. Bouzov // Dialogue and Universa-lism. J. of the international society for universal dialogue. — 2015. — Vol. XXV, № 2. — P. 236-244.
2. Goryunov, V. Redundancy as a Driving Force of Human Existence / V. Goryunov // Dialogue and Univer-salism. J. of the international society for universal dialogue. — 2015. — Vol. XXV, № 2. — Р. 244-256.
3. Niznikov, S. Spiritual Cognition and Morality / S. Niznikov // Dialogue and Universalism. J. of the international society for universal dialogue. — 2015. — Vol. XXV, № 2. — Р. 171-178.
4. Девятов, А. Путь правды — разведка: теория и практика «мягкой силы» / А. Девятов. — М. : Во-лант, 2013. — 352 с. (Небополитика).
5. Манифест ОПОД «Евразия» [Электронный ресурс] // Евразийский взгляд (основные принципы доктринальной евразийской платформы). — URL http://eurasia.com.ru/eurasianlook.html (дата обращения 01.11.2016).
6. Мишучков, А. А. Цивилизационные дискурсы диалога в гражданском обществе: единство международной системы прав человека и традиционных ценностей / А. А. Мишучков // Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад — диалог мировоззрений : тез. докл. VII Рос. филос. конгресса, Уфа, 6-10 окт. 2015 г. : в 3 т. — Уфа : РИЦ БашГУ, 2015. — T. I. — С. 243.
7. Невелев, А. Б. Предметно-энергийный метод / А. Б. Невелев // Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад — диалог мировоззрений : тез. докл. VII Рос. филос. конгресса, Уфа, 6-1 0 окт. 2015 г. : в 3 т. — Уфа : РИЦ БашГУ, 2015. — T. I. — C. 41.
8. Ханна, П. Второй мир / П. Ханна. — М. : Европа, 2010. — 616 с.
Сведения об авторе
Мацына Андрей Иванович — кандидат философских наук, доцент кафедры ГиСЭД, Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (филиал в г. Челябинске). Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2016. No. 10 (392).
Philosophy Sciences. Iss. 42. Pp. 37-40.
CULTURE OF OVERCOMING IN POLITICS: SUBJECT-ENERGETIC APPROACH TO THE IDEA OF EURASIAN
A. I. Matsyna
Air Force Academy named by N. Ye. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin (Chelyabinsk branch), Chelyabinsk. Russia.
matsyna@inbox. ru
The author talks about the need to continue the philosophical reflection of the Eurasian idea with the help of subject-energetic method. The account of the dialectic of subject and energetic components in the implementation of complex image of the future multipolar world, allows you to create a culture of the Eurasian overcome unilateralism in politics and one-sidedness in our thinking about the idea of Eurasianism.
Keywords: subject-energetic technique, Eurasianism, the Eurasian idea, geopolitics, the clash of civilizations, topogenesis, multipolarity, blossoming complexity, overcoming, culture of overcoming.
40
A. H. Maxima
References
1. Bouzov V. Globalization and Cosmopolitanism: Some Challenges. Dialogue and Universalism. Journal of the International Society for Universal Dialogue, 2015, vol. XXV, no. 2, pp. 236-244.
2. Goryunov V. Redundancy as a Driving Force of Human Existence. Dialogue and Universalism. Journal of the International Society for Universal Dialogue, 2015, vol. XXV, no. 2, pp. 244-256.
3. Niznikov S. Spiritual Cognition and Morality. Dialogue and Universalism. Journal of the International Society for Universal Dialogue, 2015, vol. XXV, no. 2, pp. 171-178.
4. Devyatov A. Put' pravdy — razvedka: teoriya i praktika «myagkoy sily» [The Path of Truth — Intelligence: Theory and Practice of «Soft Power»]. Moscow, Volant Publ., 2013. 352 p. (In Russ.).
5. Manifest OPOD «Evraziya» ["Eurasia" Manifesto]. Available at: http://eurasia.com.ru/eurasianlook.html (data obrashcheniya 01.11.2016). (In Russ.).
6. Mishuchkov A.A. Tsivilizatsionnyye diskursy dialoga v grazhdanskom obshchestve: yedinstvo mezhdu-narodnoy sistemy prav cheloveka i traditsionnykh tsennostey [Civilizational Discourse Civil Society Dialogue: the Unity of the International System of Human Rights and Traditional Values]. Filosofiya. Tolerantnost'. Glo-balizatsiya. Vostok andZapad — dialog mirovozzreniy [Philosophy. Tolerance. Globalization. East and West — a dialogue of worldviews. Abstracts VII Russian Congress of Philosophy, Ufa, 2015, 6-10 October, in 3 vol. Vol. I]. Ufa, RIC BashGU, 2015. 243 p (In Russ.).
7. Nevelev A.B. Predmetno-energiynyy metod [Subject-energetic Method]. Filosofiya. Tolerantnost'. Glo-balizatsiya. Vostok and Zapad — dialog mirovozzreniy [Philosophy. Tolerance. Globalization. East and West — a dialogue of worldviews. Abstracts VII Russian Congress of Philosophy, Ufa, 2015, 6-10 October, in 3 vol. Vol. I]. Ufa, RIP BSU, 2015. P. 41 (In Russ.).
8. Hanna P. Vtoroy mir [Second World]. Moscow, Yevropa Publ., 2010. 616 p. (In Russ.).