НИРО - 80 лет
СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(по материалам кафедры теории и методики дошкольного образования)
Кафедра теории и методики дошкольного образования — одно из структурных подразделений института, обеспечивающих выполнение образовательных, учебно-педагогических, организационно-методических, научно-исследовательских и информационно-аналитических задач.
Стратегической целью работы кафедры теории и методики дошкольного образования является содействие повышению и развитию качества дошкольного образования в Нижегородской области с сохранением его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Эта цель реализуется в ряде задач:
3 научно-методическое обеспечение приоритетных направлений модернизации системы дошкольного образования. Исследование проблем становления и развития личности ребенка в раннем и дошкольном возрасте в современных социокультурных условиях;
3 разработка и внедрение регионального содержания дошкольного образования в соответствии с новыми образовательными стандартами;
3 повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования с учетом современных социальных требований, достижений психолого-педагогической науки и передовой практики, новой структуры организации учебной деятельности в институте;
3 разработка моделей непрерывного профессионального образования педагогов, помощь в проектировании и реализации индивидуальных образовательных программ с использованием возможностей накопительной системы повышения
квалификации, дистанционных форм обучения;
3 реализация индивидуально-дифференцированного подхода и внедрение прогрессивных технологий повышения квалификации педагогических кадров с учетом базового образования, опыта работы, должности, индивидуальных потребностей;
3 разработка системного мониторинга эффективности курсовой подготовки педагогических кадров;
3 обобщение и распространение эффективного педагогического опыта;
3 систематическое и системное повышение квалификации ППС кафедры.
Кафедра теории и методики дошкольного образования специализируется на повышении квалификации воспитателей и старших воспитателей ДОУ.
Верхний ряд (слева направо): М. В. Коробова, Е. В. Стародубцева, В. Р. Попова, Ю. А. Тишкина, Е. В. Чигиринова; нижний ряд (слева направо): Г. В. Груба, Г. Г. Григорьева (зав. кафедрой), О. В. Гурова-Лещинская
Содержание курсов предполагает рассмотрение возможностей физического, психического, личностного развития ребенка в разных видах и сферах деятельности. Особый акцент делается на использовании современных образовательных технологий в педагогическом процессе ДОУ: ТРИЗ, моделирования, организации элементов проектировочной деятельности и др. Традиционными являются проблемы преемственности дошкольного и начального образования, подготовки детей к школе.
Предметом особого внимания становятся профессиональная деятельность старших воспитателей ДОУ, содействие их становлению как субъектов образовательного процесса. В этом контексте рассматриваются специфика деятельности старших воспитателей при разработке программ развития ДОУ, образовательных программ ДОУ, система работы по обобщению передового педагогического опыта и др. В связи с активизацией инновационной деятельности в работе старшего воспитателя раскрываются методология психолого-педагогических исследований и особенности их организации в педагогическом коллективе ДОУ.
В соответствии с актуальными требованиями, предъявляемыми к специалистам системы дошкольного образования, и поставленными целями обучения ежегодно осуществляется необходимая коррекция содержания преподаваемых дисциплин.
В рамках курсовой подготовки рассматриваются проблемы ген-дерной, перинатальной педагогики, специфика создания портфолио педагогов разных категорий, взаимодействия с родителями как субъектами образовательного процесса.
При подготовке специалистов реализуется системный анализ деятельности педагогов и старших воспитателей ДОУ,
Предметом аналитической и исследовательской деятельности кафедры являются не только вариативные формы и методы обучения, но и особенности сочетания разных его форм, их взаимосвязь в непрерывном процессе образования.
структурируются и обновляются учебные планы.
Основными формами организации учебной работы на кафедре являются модульные курсы с широким спектром спецкурсов по выбору, вариативные формы и методы работы с педагогами в рамках накопительной системы повышения квалификации, авторские курсы и семинары, мастер-классы, стажировки, консультации, корпоративное и дистанционное обучение как формы становления и развития коллективного субъекта педагогической деятельности ДОУ.
Однако предметом аналитической и исследовательской деятельности кафедры являются не только вариативные формы и методы обучения, но и особенности сочетания разных его форм, их взаимосвязь в непрерывном процессе образования, адекватность потребностям и возможностям развития разных категорий слушателей.
Формой проектирования, рефлексии и коррекции учебной и учебно-методической работы является постоянно действующий кафедральный методологический семинар, одна из задач которого — разработка системного, технологизированного комплекта учебно-методического обеспечения по программам курсовой подготовки, включающего видеоматериалы, программы дистанционного обучения и др.
Ведущие специалисты кафедры
Г. Г. Григорьева — заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент. С отличием окончила педагогический факультет Горьковского педагогического института имени М. Горького. Работала преподавателем в педагогическом училище (г. Серов Свердловской области), воспитателем и старшим воспитателем в дошкольных образовательных учреждениях г. Горького. В 1971 году занялась преподавательской деятельностью: работала на кафедре дошкольной педагогики Горьковского педагогического института. В 1983 году защитила кандидатскую
диссертацию по проблеме «Игровые технологии обучения дошкольников изобразительной деятельности» под руководством доктора педагогических наук Т. С. Комаровой в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (Москва). С 1983 по 1993 годы заведовала кафедрой дошкольной педагогики института.
В 1994 году перешла на работу в НИРО и стала заведовать лабораторией проблем дошкольного образования. С 2003 по 2008 годы занимала должность декана факультета дошкольного образования. С 2008 года возглавляет кафедру теории и методики дошкольного образования.
Галина Григорьевна обладает широким кругозором, свободно ориентируется в различных проблемах педагогики и психологии. Ею опубликовано более 80 работ. Среди них — учебные пособия для вузов, учебники, учебно-методические пособия для педагогических колледжей («Педагогика раннего детства», «Изобразительная деятельность дошкольников», «Развитие дошкольников в изобразительной деятельности», «Практикум по изобразительной деятельности»), изданные в Москве в издательствах «Просвещение» и «Академия». Г. Г. Григорьева является руководителем программы воспитания детей раннего возраста в условиях семьи и ДОУ (как автор концепции и один из разработчиков ее содержания). Результат многолетней работы в этом направлении — программно-методический комплект «Кроха», адресованный родителям и педагогам и получивший признание в нашей стране и за рубежом.
Умение видеть перспективы развития системы дошкольного образования, продуцировать новые идеи позволяет Г. Г. Григорьевой принимать адекватные решения на Ученом и экспертном советах НИРО.
Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ».
НИР0 - 80 лет
Г. В. Груба — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования. Окончила дошкольное отделение Ростовского педагогического института.
Сфера научных интересов — проблемы изучения воспитания и развития личности ребенка, истории педагогики и возможности использования
О. В. Гурова-Лещинская — канд. пси-хол. наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования. С отличием окончила педагогический факультет Горьковского государственного педагогического института имени М. Горького.
Область ее научных интересов включает в себя проблемы развития ребенка в игровой деятельности, подготовки детей к школе, организации методической работы с педагогическими кадрами.
К числу основных публикаций О. В. Гу-ровой-Лещинской относятся учебно-методические пособия: «Игра в образовательном пространстве детского сада», «Игра и психологическое здоровье дошкольника», «На рубеже дошкольного детства:
Г. Г. ГРИГОРЬЕВА, заведующая кафедрой теории и методики дошкольного образования, канд. пед. наук, доцент
исторического опыта в современных условиях.
Основные публикации: «Ребенок познает мир», «Программа воспитания и развития детей до трех лет "Кроха" в условиях семьи», «Программа воспитания и развития детей до трех лет в условиях дошкольного учреждения», «Играем с малышами», «Подготовка старших дошкольников к обучению в школе в процессе ознакомления с окружающим миром и социальными явлениями».
Г. В. Груба награждена почетными грамотами Министерства образования и науки РФ.
у истоков игры», «Игра и психологическая готовность детей к школе».
В. Р. Попова — канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования. С отличием окончила Горьковский государственный педагогический институт имени М. Горького.
Научные интересы В. Р. Поповой лежат в сфере проблем профессиональной компетентности педагогов ДОУ, техноло-гизации образовательного процесса, развития речевой деятельности детей дошкольного возраста.
В. Р. Попова неоднократно награждалась почетными грамотами Министерства профессионального образования РФ, а также медалью ВДНХ.
Е. В. Стародубцева — старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования. Окончила Нижегородский государственный педагогический институт имени М. Горького.
Область научных интересов — проблемы истории педагогики, среды как социокультурного пространства становления и развития личности дошкольника; проблемы развития ребенка в конструктивной и трудовой деятельности.
Основные публикации: «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе в процессе ручного труда», «Среда ДОУ как средство интеллектуального и личностного развития детей дошкольного возраста», «Развитие ребенка дошкольного возраста в трудовой деятельности». В течение многих лет Е. В. Стародубцева организует работу областной экспертной группы по аттестации воспитателей ДОУ.
М. В. Коробова — старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования. Окончила педагогический факультет Горьковского государственного педагогического института имени М. Горького.
Кафедра сотрудничает с общественными организациями, издательскими центрами: Российским союзом профессиональных литераторов, редакциями православных изданий центра «Глагол».
Сфера научных интересов М. В. Коробовой охватывает проблемы экологического, духовно-нравственного и художественного развития детей.
М. В. Коробова принимает участие в проблемно-тематических семинарах, научно-практических конференциях по различным проблемам, является инициатором организации областных Швейцеров-ских чтений.
Основные публикации: «Малыш в мире природы», «Подготовка старших дошкольников к обучению в школе в процессе ознакомления с природой». М. В. Коробова является одним из авторов методического пособия и программы «Кроха». Активно сотрудничает с общественными организациями, издательскими центрами: Российским союзом профессиональных литераторов (РСПЛ); редакциями православных изданий издательско-просвети-тельского центра «Глагол»; с благотворительной организацией «Мир искусства за чистоту детства», где провела областной конкурс сочинений по проблеме здорового образа жизни и в соавторстве с нижегородским композитором А. П. Богдановым написала цикл военно-патриотических песен.
Ю. А. Тишкина — старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования. С отличием окончила Нижегородский государственный педагогический университет им. М. Горького.
Сфера научных интересов Ю. А. Тиш-киной — проблемы подготовки детей к школе, закономерности психического и личностного развития ребенка раннего и дошкольного возраста, гендерный подход в дошкольном образовании. В соавторстве с Г. Г. Григорьевой «Подготовка к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста».
Е. В. Чигиринова — специалист по учебно-методической работе кафедры теории и практики дошкольного образования. Окончила Нижегородский государственный педагогический университет имени М. Горького.
НИР0 - 80 лет
Е. В. Чигиринова — организатор и координатор курсовой подготовки слушателей, аттестации педагогических кадров; консультант практиков по различным проблемам. Осуществляет работу по следующим направлениям: организационно-методическое обеспечение курсовой подготовки и переподготовки специалистов системы дошкольного образования; обобщение и диссеминация передового педагогического опыта по проблемам дошкольного образования; мониторинг образовательных потребностей и эффективности курсовой подготовки. Активно включается в научную работу кафедры в качестве соавтора публикаций («Подготовка детей к школе в изобразительной деятельности»).
Е. Н. Атамашко — специалист по учебно-методической работе кафедры теории и методики дошкольного образования. Окончила Горьковский государственный педагогический институт имени М. Горького.
Основные направления ее деятельности: организационно-методическое обеспечение курсовой подготовки и переподготовки специалистов системы дошкольного образования и диссеминация передового педагогического опыта по проблемам дошкольного образования; мониторинг образовательных потребностей педагога и эффективности курсовой подготовки.
Е. Н. Атамашко также активно включается в учебную, учебно-методическую работу кафедры: проводит интересные практикоориентированные занятия со слушателями по актуальным проблемам дошкольной педагогики, профессиональной деятельности старших воспитателей. Является автором учебно-методического пособия «Подготовка детей к школе в изобразительной деятельности».
Основные направления деятельности кафедры
Важнейшими направлениями деятельности кафедры являются:
3 исследование проблем становления и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в современных социокультурных условиях (разработка и внедрение регионального содержания и технологий дошкольного образования в соответствии с новыми образовательными стандартами);
3 исследование проблем дидактики постдипломного образования;
3 исследование проблем подготовки детей к школе в соответствии с Комплексной областной целевой программой развития образования в Нижегородской области на 2006—2010 годы.
В течение многих лет на кафедре ведется работа по актуальным проблемам развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста.
В организации научной работы особое внимание уделяется выбору актуальной практикоориентированной проблематики исследования с учетом ее разработанности в теории и практике дошкольного образования, а также на основе социального заказа. Непременным условием и одним из наиболее эффективных средств влияния научной работы на качество дошкольного образования является внедрение ее результатов в учебный процесс кафедры и в практическую деятельность ДОУ. В перспективе научной деятельности кафедры — разработка системных технологий внедрения материалов в практику работы ДОУ, педагогических колледжей, университетов.
Так, впервые в России для родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений опубликовано учебно-методическое пособие «Кроха», представляющее собой целостную, научно обоснованную и популярно изложенную программу (а не отдельные методические рекомендации — в этом уникальность пособия) и методику последовательного воспитания, обучения и развития детей от рож-
Воспитание и развитие ребенка в игровой деятельности, являющейся ведущей в дошкольном возрасте, — приоритетное направление работы кафедры.
дения до 3 лет в условиях семьи. На основании заключения Федерального экспертного совета по общему образованию программа «Кроха» получила гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Воспитание и развитие ребенка в игровой деятельности, являющейся ведущей в дошкольном возрасте, — приоритетное направление работы кафедры.
В результате многолетнего изучения этой проблемы сотрудниками кафедры опубликованы учебно-методические пособия: «Игра в образовательном пространстве детского сада», «Игра и психологическое здоровье дошкольника», «На рубеже дошкольного детства: у истоков игры».
Исследование проблем развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в изобразительной деятельности представлено в учебниках и учебных пособиях, получивших гриф экспертного совета при Министерстве образования и науки РФ. В их числе: «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» (М.: Академия, 2000), «Изобразительная деятельность дошкольника» (М.: Академия, 1999). При всем разнообразии ведущихся на кафедре теории и методики дошкольного образования исследований конечной целью и смыслом ее деятельности является изучение условий, обеспечивающих своевременное и полноценное развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его индивидуаль-
В перспективе работы кафедры — выявление передового педагогического опыта на основе аттестации и аккредитации ДОУ, аттестации педагогических кадров в процессе их курсовой подготовки.
ными особенностями. Результаты этих исследований известны не только в регионе, но в России и за рубежом.
Большое внимание кафедра уделяет обобщению эффективного педагогического опыта. В связи с этим планируется выявление передового опыта воспитателя на основе аттестации и аккредитации ДОУ, аттестации педагогических кадров в процессе их курсовой подготовки.
Важным условием успешной реализации поставленных задач является системная работа, проводимая во взаимодействии, с одной стороны, с основными структурными подразделениями института, а с другой — с внешними организациями: министерством образования Нижегородской области; муниципальными органами управления образованием; НГПУ (кафедрой дошкольной педагогики); педагогическими колледжами — по научным проблемам и проблемам дидактики постдипломного образования.
Особое внимание уделяется установлению связей с кафедрами дошкольного образования институтов дополнительного образования и различными издательствами:
3 Институтом художественного образования РАО;
3 Психологическим институтом им. Л. С. Выготского (РГГУ);
3 институтами повышения квалификации педагогических кадров Москвы, Санкт-Петербурга, Иванова, Казани, Екатеринбурга, Перми, Челябинска, Ижевска, Набережных Челнов;
3 издательствами: «Просвещение», «Академия», «Вентана-Граф»;
3 журналами: «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Цветной мир», «Управление ДОУ», «Дошкольная педагогика».