ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
(по материалам кафедры управления дошкольным образованием)
В 1988 году в Институте усовершенствования учителей была создана кафедра дошкольной педагогики. Ее основателем и первой заведующей стала кандидат педагогических наук, доцент Э. П. Костина. Формировался коллектив кафедры, создавались учебные планы и программы, разворачивались научно-исследовательские проекты.
В конце 1980-х годов в методическом кабинете кафедры дошкольной педагогики накапливался и обобщался богатейший педагогический опыт дошкольных учреждений города и области. Методисты Г. Д. Дюпинская, В. Н. Дроздовская, Г. Р. Карасева, Г. А. Ровинец, Н. К. То-рохова, Е. Н. Уляшова внесли значительный вклад в развитие системы дошкольного образования.
В конце 1990-х годов кафедра дошкольной педагогики была переименована в кафедру дошкольного образования. С 1998 по 2002 год ей руководила кандидат педагогических наук, доцент О. А. Сафонова.
В 2002 году к руководству кафедрой дошкольного образования приступила кандидат педагогических наук, доцент Р. Ю. Белоусова, возглавляющая сегодня коллектив кафедры управления дошкольным образованием — нового структурного подразделения института, возникшего в 2008 году.
Осенью 2008 года кафедра управления дошкольным образованием отметила 20-летний юбилей. За этот период ее сотрудники подготовили и защитили одну докторскую и семь кандидатских диссертаций.
Можно с гордостью отметить, что кафедра стала кузницей преподавательских кадров. Здесь получили «путевку в жизнь» заведующая кафедрой дошкольной педагогики НГПУ, докт. пед. наук Н. Г. Комра-
Верхний ряд (слева направо): И. П. Юдова, В. В. Киселев, А. А. Чеменева, Э. П. Костина; нижний ряд (слева направо): Л. П. Жукова, Р. Ю. Белоусова (зав. кафедрой), Е. Ю. Медведева
това; заведующая кафедрой общей педагогики НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, докт. пед. наук, профессор Е. Н. Дмитриева; известные специалисты в области дошкольного образования: докт. пед. наук, профессор М. А. Викулина, докт. пед. наук, профессор О. А. Сафонова, канд. пед. наук, доцент Т. М. Горюнова.
Деятельность кафедры по повышению квалификации работников сферы дошкольного образования не ограничивается пределами Нижегородской области. Опыт ее работы активно изучается и внедряется в системах повышения квалификации педагогов дошкольного образования Санкт-Петербурга, Казани, Вологды, Пензы, Кирова, Липецка, Норильска, Саратова, Тюмени, Республик Татарстана, Чувашии, Марий Эл, а также Казахстана и Украины.
Сегодня на кафедре продолжают работать профессор кафедры, докт. пед. наук Э. П. Костина, канд. пед. наук, доцент
А. А. Чеменева. В 2006—2007 годах на кафедру пришли новые сотрудники: старший преподаватель, аспирант В. В. Киселев, специалист И. П. Юдова. В сентябре 2008 года коллектив кафедры управления дошкольным образованием пополнили новые преподаватели: канд. психол. наук, доцент Е. Ю. Медведева, канд. пси-хол. наук С. И. Зинин, канд. пед. наук. Л. П. Жукова.
Ведущие специалисты кафедры
Р. Ю. Белоусова — заведующая кафедрой управления дошкольным образованием, кандидат педагогических наук, доцент. Окончила вечернее отделение ГПУ по специальности «Дошкольное воспитание», затем — Горьков-ский государственный педагогический институт им. М. Горького по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)».
Профессиональная деятельность Р. Ю. Белоусо-вой началась с работы воспитателем в ДОУ № 22 Ленинского района. После окончания института десятилетняя практика работы с детьми сменилась методической деятельностью: Р. Ю. Бело-усова приступила к обучению воспитателей. Экспериментальная работа в ДОУ № 119 Приокского района Нижнего Новгорода под началом Риммы Юрьевны была поддержана министерством образования Нижегородской области и лично главным специалистом по дошкольному образованию М. С. Аншуковой.
Руководя методической деятельностью дошкольного учреждения, Р. Ю. Белоусова одновременно ведет активную исследовательскую работу, обучается на курсах по подготовке к сдаче кандидатских экзаменов в институте развития образования.
Р. Ю. БЕЛОУСОВА, заведующая кафедрой управления дошкольным образованием, канд. пед. наук, доцент
А уже в 1997 году она приступает к работе в институте в должности старшего преподавателя кафедры дошкольного образования. Помощь в преподавательской и научной работе Р. Ю. Белоусовой на начальном этапе оказывает заведующая кафедрой Э. П. Костина.
Мудрые советы научного руководителя, доктора психологических наук, профессора И. В. Петривней, наставника по проблемам экологического образования детей, методиста Г. Д. Дюпинской, взаимодействие с практиками Л. И. Николаевой, А. Ф. Мельниковой, В. Н. Барановой и другими помогают при подготовке диссертационного исследования. В 2001 году Р. Ю. Белоусова защищает кандидатскую диссертацию по теме «Педагогические основы экологического воспитания детей с использованием сказок».
В 2002 году создается факультет дошкольного образования и начинается управленческая деятельность Р. Ю. Бело-усовой как заведующей кафедрой дошкольного образования под руководством декана факультета, кандидата педагогических наук, доцента Г. Г. Григорьевой.
С 2002 по 2008 год Р. Ю. Белоусова работает в должности заведующей кафедрой дошкольного образования в составе факультета.
Главный принцип ее работы — содействовать практике дошкольного образования, не позволять уникальному опыту руководителей и педагогов «лежать под сукном» — у науки есть все возможности для этого. Авторские и совместные с руководителями дошкольных образовательных учреждений публикации внесли весомый вклад в развитие регионального дошкольного образования. С 2008 года Р. Ю. Белоусова руководит кафедрой управления дошкольным образованием.
Создана концепция развития кафедры, идет активное внедрение в практику инновационных технологий управления, разрабатываются и реализуются научно-исследовательские проекты устойчиво-
го развития системы дошкольного образования.
Общий стаж педагогической работы Р. Ю. Белоусовой — 30 лет, преподавательской деятельности в институте — 12 лет, работы в должности заведующей кафедрой — 7 лет.
Р. Ю. Белоусова ведет учебные курсы «Стратегическое управление дошкольным образованием», «Управление инновационными процессами в дошкольном образовании», «Маркетинговые технологии в системе дошкольного образования Нижегородской области», «Управление опытно-экспериментальной деятельностью в ОУ», «Инновационная деятельность ДОУ в рамках реализации национального проекта», «Педагогические технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Ею опубликовано 50 работ, среди которых 21 учебное и методическое пособие, 15 статей в научных изданиях, 14 докладов на научных конференциях. Основные издания:
3 «Сказка как средство экологического образования детей дошкольного возраста» (М.: Гуманитарный институт, 2002);
3 «Управление инновационным процессом в ДОУ» (Н. Новгород: НГЦ, 2007);
3 «Теория и практика использования метода моделирования в системе экологического образования детей дошкольного возраста» (Н. Новгород: Типография «Поволжье», 2007);
3 «Педагогическая технология экологического воспитания детей 5—7 лет с использованием сказок» (Н. Новгород: ГОУ ДПО НИРО, 2009).
Э. П. Костина — доктор педагогических наук, профессор. Окончила дошкольное отделение Горьковского государственного института им. М. Горького. В настоящее время является профессором кафедры управления дошкольным образованием. Читает лекции и ведет спецкурсы для заведующих и старших воспитателей ДОУ, учебные курсы для музыкальных руководителей.
Сфера ее научной и учебной деятельности — управление образовательными дошкольными технологиями, педагогический менеджмент в дошкольном образовании, управление инновационным процессом музыкального образования дошкольников, интеллектуальное развитие ребенка в процессе его музыкального образования.
Э. П. Костина — известный в России ученый в области музыкального образования дошкольников. Разработанная ею программа «Камертон» была трижды опубликована в центральных изданиях, а креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников внедрена в практику 450 ДОУ Нижнего Новгорода, Нижегородской области и многих регионов России.
Результаты научно-исследовательской работы Э. П. Костиной нашли отражение в монографии, учебных пособиях, научных статьях и художественно-методических материалах. Э. П. Костина — автор 75 научных работ, из которых пять статей и учебное пособие опубликованы федеральными журналами, утвержденными ВАК, а сертифицированные экспертным советом Министерства образования и науки РФ программа и три учебных пособия (в соавторстве) — центральными издательствами «Просвещение» и «Академия».
А. А. Чеменева — кандидат педагогических наук, доцент. Окончила Шуйский государственный педагогический институт им. Д. А. Фурманова по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)».
В 2001 году защитила диссертацию по теме «Педагогическая коммуникация как условие успешного формирования моторики детей старшего дошкольного возраста».
А. А. Чеменева является председателем областной экспертной комиссии по аттестации инструкторов по физической
Результаты научно-исследовательской деятельности сотрудников кафедры находят отражение в монографиях, учебных и методических пособиях, научных статьях.
культуре ДОУ (с 2003 года), членом областной экспертной комиссии по аккредитации дошкольных образовательных учреждений (с 2002 года).
На кафедре читает лекционные курсы «Мониторинг качества дошкольного образования», «Разработка и реализация управленческого решения», «Управление физкультурным образованием детей дошкольного возраста», «Менеджмент здо-ровьесберегающих технологий в дошкольном образовании», «Педагогическая коммуникация в физкультурном образовании дошкольников».
Область ее научных интересов — управление дошкольным образованием, педагогическая коммуникация, физкультурное образование, мониторинговые технологии, технологии здоровьеобеспечения.
Результаты научно-исследовательской работы А. А. Чеменевой нашли отражение более чем в 30 публикациях: учебных пособиях, научных статьях и методических материалах.
В. В. Киселев — старший преподаватель кафедры. Окончил Нижегородский государственный педагогический университет по специальности «Дошкольная педагогика и психология». В марте 2006 года принят в Нижегородский институт развития образования на кафедру дошкольного образования старшим преподавателем. В настоящее время обучается в аспирантуре ГОУ ДПО НИРО.
Л. П. Жукова — кандидат педагогических наук. Окончила Горьковский государственный педагогический институт иностранных языков им. Н. А. Добролюбова. Работает в Нижегородском институте развития образования с 2007 года: до апреля 2009 года являлась заместителем декана факультета профессионального образования, в данный момент — заместитель начальника координационно-методического
Первоочередной целью работы кафедры является создание качественно новой системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов сферы дошкольного образования.
отдела по организационной работы, доцент кафедры управления дошкольным образованием. Область научных исследований Л. П. Жуковой — внедрение системы персонального менеджмента в управление образовательным учреждением, развитие государственно-общественного управления дошкольным образованием.
Опубликовала 17 научных и 10 учебно-методических работ, среди которых — монография, сборник программ, УМК, комплект нормативно-правовых документов структурного подразделения вуза, методические рекомендации.
Основные направления деятельности кафедры
Первоочередной целью работы кафедры является создание качественно новой системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов сферы дошкольного образования, владеющих традиционными и инновационными технологиями управления, умеющих исследовать, проектировать свою деятельность, управлять конкурентоспособным образовательным учреждением в соответствии с социальным заказом государства и региональной стратегией развития дошкольного образования, а также являющихся носителями духовно-нравственной культуры.
К числу основных задач деятельности кафедры относятся:
3 переход на новую структуру учебной деятельности, представленную накопительной системой и новыми формами повышения квалификации руководителей и специалистов сферы дошкольного образования Нижнего Новгорода и Нижегородской области; переподготовка специалистов, не имеющих базового специального образования в сфере дошкольного образования, а также руководителей ОУ по новым управленческим специальностям;
3 научно-методическое обеспечение приоритетных направлений модернизации региональной системы дошкольного об-
разования, разработка сетевых научно-исследовательских проектов по управлению устойчивым развитием дошкольного образования;
3 обеспечение качества реализуемых сотрудниками кафедры образовательных программ повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов образовательных систем разных уровней (регионального, муниципального уровней, ОУ разных типов и видов);
3 регулирование межкафедрального взаимодействия по реализации региональной стратегии развития дошкольного образования.
Кафедра осуществляет деятельность по следующим направлениям: учебно-методическое, научно-методическое, проектное и научно-исследовательское, информационно-аналитическое, организационное, повышение квалификации сотрудников кафедры. Рассмотрим данные направления подробнее.
Учебно-методическая деятельность кафедры включает в себя:
3 систематическое и системное повышение квалификации руководящих и педагогических работников сферы дошкольного образования;
3 оптимизацию образовательного процесса посредством разработки и реализации программно-методического обеспечения курсов, внедрения современных технологий и методик обучения;
3 совершенствование качества образовательных услуг.
Непрерывность процесса повышения квалификации может быть достигнута путем сочетания курсовой подготовки с профессиональным самообразованием слушателей. Для управления индивидуальной работой по внедрению материалов курсов в практику управленческой деятельности предполагаются: формирование развитой системы консультирования; проведение конференций с публичными отчетами руководителей, тематических выставок по обобщению передового педагогического опыта коллективов и отдель-
ных работников и пр. Интеграция различных форм курсовой подготовки, в том числе дистанционных, мастер-классов профессионального саморазвития позволит перейти на непрерывное, систематическое повышение квалификации, оцениваемое по накопительной системе.
Проектная и научно-исследовательская деятельность кафедры ориентирована на научное обоснование и сопровождение инновационных изменений в региональной системе дошкольного образования.
Основными задачами научно-исследовательской деятельности являются:
3 проектирование и внедрение региональной стратегии развития дошкольного образования в рамках общего сетевого проекта «Управление устойчивым развитием дошкольного образования»;
3 научно-методическое обеспечение инновационных процессов в управлении дошкольным образованием по реализации ПНП «Образование»;
3 разработка, апробация и внедрение сетевых управленческих и образовательных проектов;
3 критериальный анализ (диагностика и мониторинг) образовательной практики с целью создания образцов профессиональной деятельности в сфере управления дошкольным образованием;
3 обеспечение формирования экономических отношений в региональном пространстве дошкольного образования и развитие новых механизмов его финансирования;
3 повышение экспортного потенциала регионального дошкольного образования и его мониторинг.
Информационно-аналитическая деятельность кафедры обеспечивает:
3 формирование информационного пространства кафедры;
3 переход на электронную систему документооборота;
Проектная и научно-исследовательская деятельность кафедры ориентирована на научное обоснование и сопровождение инновационных изменений в региональной системе дошкольного образования.
3 создание автоматизированной базы данных по организации курсовой работы и учету повышения квалификации руководящих и педагогических работников сферы дошкольного образования;
3 подготовку материалов для формирования информационной карты дошкольного образования в Нижегородской области;
3 использование ресурсов электронной библиотеки института;
3 разработку электронной версии учебно-методических комплектов для самостоятельной работы слушателей;
3 создание и использование ресурсов электронной образовательной среды дистанционного обучения;
3 мониторинг эффективности деятельности кафедры и ее роли в развитии региональной системы дошкольного образования;
3 мониторинг потребностей слушателей в образовательных услугах кафедры;
3 создание базы данных по обобщению и диссеминации передового управленческого и педагогического опыта;
3 издание аналитических, информационных материалов и сборников научных трудов по проблемам управления дошкольным образованием; 3 оказание консалтинговых услуг работникам ОУ по проблемам управленческого и содержательного обеспечения деятельности.
Организационная деятельность кафедры включает следующие мероприятия:
Обогащению кадрового потенциала кафедры способствуют мероприятия по повышению квалификации сотрудников: работа над диссертационными исследованиями, публикация результатов научной деятельности.
3 подготовку и проведение научных, научно-практических, интернет-конференций, проблемных и тематических семинаров, мастер-классов, выставок, конкурсов, педагогических чтений и пр.;
3 системное взаимодействие с управлениями образования, образовательными учреждениями разных типов и видов по проблемам управления дошкольным образованием;
3 проведение организационных мероприятий по подготовке к аттестации руководящих и педагогических работников;
3 проведение организационных мероприятий по подготовке и проведению конкурсов инновационных образовательных программ и конкурсов педагогов дошкольного образования в рамках ПНП «Образование».
Наконец, стабильное развитие кафедры в целом зависит от кадрового обеспечения. В настоящее время кадровый потенциал достаточно высок: 80 % сотрудников кафедры имеют ученые степени и научные звания. Однако вместе с тем кафедрой осуществляются мероприятия по повышению квалификации сотрудников:
3 повышение профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава кафедры в федеральных учебных центрах или посредством профессионального самообразования;
3 активизация контактов кафедры с другими научными учреждениями (конференции, стажировки);
3 работа над диссертационными исследованиями;
3 публикация результатов научных исследований.