Научная статья на тему 'Основные результаты апробации оценки качества дошкольного образования'

Основные результаты апробации оценки качества дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / МОНИТОРИНГ / МОДЕЛЬ / MODERNIZATION / GUIDANCE / EDUCATION QUALITY / EDUCATIONAL SERVICE / MONITORING / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоусова Р. Ю., Шобонова А. Н.

В статье представлено описание основных результатов апробации оценки качества дошкольного образования на основе мониторинга, а также приводятся аналитические данные по результатам ее апробации в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Нижегородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белоусова Р. Ю., Шобонова А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic results of approbation the estimation of quality of a preschool education

The article contains the description of a pilot model of preschool education quality score procedure. The authors represent analytical data based on the approbation results in municipal preschool educational establishments of Nizhegorodskiy region.

Текст научной работы на тему «Основные результаты апробации оценки качества дошкольного образования»

3 Общество и государство оценивают качество выпускников как полноправных граждан и членов социума.

Ответственность за информацию о качестве образования несут руководство образовательных учреждений и руководители органов управления образованием.

Информация о результатах оценки качества образования носит распределенный характер и предоставляется с учетом интересов потребителей и в соответствии с требованиями безопасности. Данные размещаются в сети Интернет, публикуются в различных информационных изданиях, в том числе в публичном отчете руководителя ОУ.

Таким образом, предложенные подходы к региональной модели оценки каче-

ства образования предусматривают вовлеченность в процедуру оценивания всех заинтересованных групп, ведут к более конструктивным взаимоотношениям между образовательными учреждениями и потребителями образовательных услуг, могут применяться к различным общеобразовательным учреждениям и позволяют производить всевозможные сравнения.

ЛИТЕРАТУРА

1. http : //www. edu. ru/index. php ? page_id= 5&topic_id=22&sid=26094.

2. http://standart.edu.ru/Catalog.aspx? CatalogId=959.

3. http://mon.gov.ru/dok/proj/7786/.

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлено описание основных результатов апробации оценки качества дошкольного образования на основе мониторинга, а также приводятся аналитические данные по результатам ее апробации в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Нижегородской области.

Р. Ю. БЕЛОУСОВА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой управления дошкольным образованием НИРО

belousova_58@mail.ru

А. Н. ШОБОНОВА, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры управления дошкольным образованием НИРО

shobonova @ mail.ru

The article contains the description of a pilot model of preschool education quality score procedure. The authors represent analytical data based on the approbation results in municipal preschool educational establishments of Nizhegorodskiy region.

Ключевые слова: модернизация, управление, качество образования, образовательная услуга, мониторинг, модель

Key words: modernization, guidance, education quality, educational service, monitoring, model

Главной задачей государственной образовательной политики в Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе дошкольного.

Повышение качества образования как ключевая задача развития образования делает актуальной проблему поиска эффективных механизмов управления им на всех уровнях образовательной системы, начиная с дошкольного учреждения. Детскому саду принадлежит особо важная роль, которая определена уникальностью дошкольного детства как периода разностороннего и интенсивного развития ребенка.

Проблема управления качеством образования подвергалась теоретическому анализу (В. А. Кальней, В. П. Панасюк, М. М. Поташник, О. А. Сафонова, А. И. Су-бетто, П. И. Третьяков, Л. И. Фалюшина, Т. И. Шамова, С. Е. Шишов и др.), результатом которого стала разработка теоретических, организационно-методических основ и его технологий.

Качество дошкольного образования и технология его оценки в настоящее время продолжают оставаться дискуссионными вопросами. Понятие «качество» многогранно и с позиции каждого его участника трактуется по-разному: для детей — это дошкольное воспитание в интересной для них игровой форме; для родителей — эффективная работа детского сада по подготовке ребенка к школе; для педагогов — положительная оценка результатов их профессиональной деятельности со стороны руководителя детского сада и родителей воспитанников. Для руководителя дошколь-

ного образовательного учреждения (ДОУ) особо значимыми являются высокая оценка деятельности ДОУ родителями (законными представителями), сохранение здоровья детей, усвоение ими основной общеобразовательной программы дошкольного образования и конкурентоспособность детского сада.

В проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предлагается следующее определение качества образования: «Качество образования — это комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и Федеральным государственным требованиям (ФГТ) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека» [7]. Под стандартом понимается совокупность групп требований к структуре программ, к условиям реализации и результатам освоения.

Для системы дошкольного образования в действующем законодательстве устанавливаются не стандарты, а ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ООПДО) и условиям ее реализации [5; 6]. Требований к результатам ее освоения нет. Таким образом, речь идет не о целостности и системности требований, а о наборе отдельных свойств, характеризующих понятие «качество».

Качество образования — это комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и Федеральным государственным требованиям (ФГТ) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека.

Отметим, что в проекте Федерального закона «Об образовании в РФ» данная нормативная недостаточность устранена. Для дошкольного образования, как и для других образовательных уровней, устанавливаются ФГОС, включающие в себя требования к структуре ООПДО, к условиям ее реализации и результатам освоения [7].

Современная педагогическая система переходит от традиционных способов сбора сведений об образовательном учреждении к целенаправленному и планомерному мониторингу — отслеживанию результативности образовательного процесса с учетом запросов родителей (законных представителей) [2]. Эта проблема является актуальной и для системы дошкольного образования.

Одним из направлений научно-исследовательской деятельности кафедры управления дошкольным образованием ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (далее НИРО) является разработка технологий оценки качества дошкольного образования на основе мониторинга [3].

Модель проведения оценки качества дошкольного образования, предложенная Федеральным институтом педагогических измерений (Москва) в соответствии с Единой рамочной Концепцией качества дошкольного образования [1], была исследована и апробирована при методическом руководстве кафедры управления дошкольным образованием НИРО в шести муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях Нижнего Новгорода и г. Дзержинска (далее А, В, С, Э, Е, Р). Для проведения эксперимента были определены следующие задачи:

3 изучить модель оценки качества; 3 освоить предложенный инструментарий;

3 разработать варианты оценочных таблиц;

Современная педагогическая система переходит от традиционных способов сбора сведений об образовательном учреждении к целенаправленному и планомерному мониторингу.

3 провести необходимые расчеты, анализ результатов и систематизацию полученных данных;

3 сравнить результаты дошкольных образовательных учреждений А, В, С, Э, Е, Р по установленным критериям и выявить основные тенденции в оценке качества дошкольного образования;

3 определить преимущества и недостатки модели (содержательный и технический аспекты) для дальнейшего совершенствования технологий оценки качества дошкольного образования.

Базовые критерии оценки: индивидуальное развитие ребенка, готовность детей к школе, комплексная самооценка ДОУ, удовлетворенность родителей качеством деятельности ДОУ.

В качестве основных показателей оценки индивидуального развития детей и их готовности к школе выступали интегратив-ные качества личности дошкольника, характеризующие совокупность качеств, необходимых ребенку для успешного обучения в школе:

3 физически развитый;

3 любознательный, активный;

3 эмоционально отзывчивый;

3 овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

3 способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, а также решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

3 соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

3 имеющий первичные представления о себе, о семье, об обществе, о государстве, о мире и природе;

3 овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности — умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, а также необходимыми умениями и навыками [5].

Для проведения экспериментальной апробации был изучен необходимый инструментарий. Рассмотрим составляющие данного инструментария и проанализируем полученные результаты.

Инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка включают в себя три комплекта диагностических материалов для каждой возрастной группы детского сада (младшей, средней, старшей, подготовительной), которые содержат варианты игровых заданий для детей, опросники, иллюстративный и дидактический материалы. Они направлены на выявление степени эффективности взаимодействия педагога и ребенка в рамках образовательного процесса детского сада с целью освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Результаты формирования интегративных качеств отражаются в карте развития,

которая включает в себя наблюдения воспитателя за ребенком в образовательном процессе и выполнение самим ребенком некоторых диагностических заданий.

Высокие результаты являются показателями успешной образовательной работы с ребенком и его благополучного развития.

Средние результаты позволяют говорить о том, что педагогу стоит обратить внимание на особенности образовательной работы с данным ребенком с учетом его индивидуального развития.

Низкие результаты требуют тщательного, всестороннего анализа педагогической ситуации и целенаправленного психолого-педагогического обследования ребенка.

В качестве примера приведем данные индивидуального развития воспитанников средних и старших групп детского сада.

Таблица 1

Степень сформированное™ интегративных качеств воспитанников средних и старших групп (детские сады А, В, С, Р, Е, Р)

ДОУ Средняя группа Старшая группа

Высокие результаты (%) Средние результаты (%) Низкие результаты (%) Высокие результаты (%) Средние результаты (%) Низкие результаты (%)

А 93,3 6,6 0 80 20 0

В 40 53,3 6,6 33,3 46,6 20

С 93,3 6,6 0 100 0 0

й 80 13,3 6,6 80 13,3 6,6

Е 93,3 6,6 0 66,6 13,3 0

Р 66,6 33,3 0 0 80 20

Из таблицы видно, что:

3 результативность в формировании интегративных качеств не растет, а снижается в большинстве ДОУ. Наблюдается регресс в ДОУ А, В, Е, Р;

3 в ДОУ Р результаты снижаются от 66,6 % в средней группе до 0 % в старшей;

3 ДОУ С показывает положительную динамику с 93,3 % в средней до 100 % в старшей возрастной группе;

3 результаты ДОУ й отличаются очевидным постоянством, так как все группы сохраняют процентное соотношение.

Приведем описание инструментов оценки готовности детей подготовительной группы к школе и ее результаты.

Психолого-педагогическая оценка готовности детей к школе представляет собой диагностическую систему, позволяющую определить итоговый результат освоения основной общеобразовательной програм-

мы дошкольного образования. Диагностическое обследование проводится с каждым ребенком в конце учебного года. Инструментарий первой части оценки го-

товности детей к школе совпадает по содержанию с картой развития, рассмотренной в ходе отслеживания результатов индивидуального развития ребенка.

Таблица 2

Степень сформированности интегративных качеств воспитанников подготовительных групп

ДОУ Высокие результаты (%) Средние результаты (%) Низкие результаты (%)

А 93,3 6,6 0

В 70 30 0

С 60 40 0

й 73,3 26,6 0

Е 73,3 26,6 0

Р 66,6 26,6 6,6

В таблице 2 отмечается преобладание высоких результатов, что свидетельствует об эффективности образовательной работы (методов, форм, технологий) всех ДОУ.

Медико-педагогическая оценка готов-

ности детей к школе предполагает оценку физического развития ребенка и овладения ими основными культурно-гигиеническими навыками в возрасте от 6—7 лет. Данные заносятся в индивидуальную карту ребенка, оформленную в виде таблицы.

Таблица 3

Медико-педагогическая оценка готовности воспитанников подготовительных групп к школе

Методы измерения Показатели Оценка Время проведения Исполнители

1. Антропометрия Рост (см): мальчики девочки Таблица 1 В начале (сентябрь) и в конце (апрель — май) образовательного периода Медсестра (измерение), врач (оценка)

Вес (кг): мальчики девочки Таблица 1 В начале (сентябрь) и в конце (апрель — май) образовательного периода Медсестра (измерение), врач (оценка)

2. Спирометрия Жизненная емкость легких (мл) Таблица 2 В начале (сентябрь) и в конце (апрель — май) образовательного периода Медсестра

3. Динамометрия Мышечная сила правой и левой кисти (кг) Таблица 2 В начале (сентябрь) и в конце (апрель — май) образовательного периода Педагог

4. Выбор двигательных заданий, определяющих уровень развития физических качеств (индивидуальный подход к выбору двигательных заданий с учетом медицинских рекомендаций) Уровень развития физических качеств Таблица 3 В начале (сентябрь) и в конце (апрель — май) образовательного периода Педагог, заместитель заведующей, старший воспитатель, медсестра, врач

Окончание табл. 3

Методы измерения Показатели Оценка Время проведения Исполнители

5. Шагометрия Объем двигательной активности за полный день пребывания в детском саду Таблица 4 В течение года в каждой группе (по плану) Педагоги, заместитель заведующей, старший воспитатель

6. Анализ острого респираторного заболевания (ОРЗ) у детей за год Кратность заболевания Таблица 5 В конце образовательного периода (апрель — май) Медсестра (расчет показателей), врач (анализ данных)

7. Зубная формула Количество постоянных зубов Таблица 6 В начале (сентябрь) и в конце (апрель — май) образовательного периода Медсестра

Инструментарий комплексной самооценки ДОУ включает в себя две группы параметров:

3 первая — параметры, характеризующие соответствие основной общеобразовательной программы ДОУ требованиям действующих нормативно-правовых документов;

3 вторая — параметры, характеризующие соответствие условий функционирования ДОУ требованиям действующих нормативно-правовых документов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сравним основные результаты по параметрам, характеризующим соответствие условий ФГТ требованиям ООПДО.

Таблица 4

Результаты комплексной самооценки ДОУ

Параметры А В С й Е Р

Кадровое обеспечение С С Н С Н Н

Материально-техническое обеспечение С С С С Н Н

Учебно-материальное обеспечение Ч С С Ч Ч Н

Медико-социальное обеспечение С С С С Ч Ч

Информационно-методическое обеспечение С С С С Ч С

Нормативно-правовое обеспечение С С С С Ч С

Психолого-педагогическое обеспечение С С С С Н С

Условные обозначения:

С — соответствует; Ч —частично соответствует; Н —не соответствует.

Мы видим, что общие проблемы наблюдаются в двух ДОУ — Е и Р, которые расположены в одном из районов Нижнего Новгорода: несоответствие оценки кадрового и материально-технического обеспечения действующим требованиям. Медико-социальное обеспечение ДОУ частично соответствует требованиям действующих нормативно-правовых документов [4], а информационно-методическое полностью соответствует ФГТ и условиям реализации ООПДО.

Основным инструментом в оценке удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОУ явилось анкетирование. Анализ 300 анкет свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности родителей работой детского сада, оснащением ДОУ игрушками, игровым и информационно-техническим оборудованием, программно-методическим обеспечением. Родители высоко оценивают профессиональную деятельность воспитателей и уровень их про-

фессиональной квалификации, отмечают координированную работу специалистов и педагогов ДОУ.

В содержательном аспекте по результатам апробации модели в числе выявленных проблем по всем ДОУ отмечаются несоответствие наполняемости групп требованиям СанПиН, недостаточность кадрового и материально-технического обеспечения для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также низкий уровень профессиональных компетенций педагогов.

В техническом плане участники апробации положительно оценили регламент и инструментарий проведения процедуры. По ее итогам были выявлены основные преимущества модели:

3 соответствие ФГТ к структуре и условиям реализации ООПДО;

3 комплексность критериальной базы;

3 достаточность представленных материалов;

3 простота в использовании инструментария;

3 предусмотренность выборки по результатам оценки образовательной ситуации в ДОУ на муниципальном и региональном уровнях.

К основным направлениям совершен-

ЛИТЕРАТУРА _

ствования модели можно отнести:

3 корректировку материалов с учетом вида ДОУ в соответствии с ООПДО;

3 дифференциацию инструментальных материалов для отслеживания индивидуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

3 разнообразие способов определения удовлетворенности родителей состоянием работы ДОУ и их запросов на образовательные услуги;

3 доработку инструментария оценки информационно-методического обеспечения ДОУ;

3 уточнение показателей для оценки уровня профессиональных компетенций педагогических работников ДОУ.

Кроме того, к оценке качества дошкольного образования могут быть привлечены независимые эксперты, что позволит обеспечить объективность процедуры.

Аналитические данные, полученные в ходе апробации модели оценки качества дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Нижегородской области, могут быть использованы при разработке региональной модели оценки качества дошкольного образования.

1. Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования (Государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от 12 августа 2011 г. № 03.Р20Л1.0029).

2. Еремина, В. Ю. Оценка качества образовательных услуг / В. Ю. Еремина, М. С. Гришина // Руководителю бюджетной организации. — 2012. — № 1. — С. 43—54.

3. Костина, Э. П. Управление качеством музыкального образования дошкольников на основе комплексного педагогического мониторинга : монография / Э. П. Костина. — Н. Новгород, 2012.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 189 об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

7. Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // URL: http:// www.mon.gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.