Научная статья на тему 'Проблемы реализации социальными педагогами превентивного обучения детей и педагогов по вопросам ВИЧ-безопасности'

Проблемы реализации социальными педагогами превентивного обучения детей и педагогов по вопросам ВИЧ-безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Едакова Ирина Борисовна, Колосова Ирина Викторовна, Семенова Марина Леонидовна

В статье рассматриваются вопросы разработки, утверждения и реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, представлен анализ современных подходов к структурированию образовательных программ дошкольных образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Едакова Ирина Борисовна, Колосова Ирина Викторовна, Семенова Марина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of basic educational program of preschool education

The article deals with development, approval and implementation of the basic educational program of preschool education in the light of the Federal government requirements for the basic structure of the educational program of preschool education, an analysis of modern approaches to structuring of educational programs for preschool educational institutions.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации социальными педагогами превентивного обучения детей и педагогов по вопросам ВИЧ-безопасности»

УДК 373

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Едакова И.Б., Колосова И.В., Семенова М.Л.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы разработки, утверждения и реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, представлен анализ современных подходов к структурированию образовательных программ дошкольных образовательных учреждений.

The article deals with development, approval and implementation of the basic educational program of preschool education in the light of the Federal government requirements for the basic structure of the educational program of preschool education, an analysis of modern approaches to structuring of educational programs for preschool educational institutions.

Ключевые слова: основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения, проблемы разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральными требованиями.

Basic educational program of preschool educational institutions, problems of development of basic educational program of preschool educational institutions in accordance with federal requirements.

Главная задача образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования, отвечающего запросам личности, общества и государства. Проблема повышения качества дошкольного образования непосредственно связана с рефор -мированием содержания образования и определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой дошкольным образовательным учреждением самостоятельно (ст.14, п.5 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

Значительные коррективы в деятельность дошкольных образовательных учреждений

вносят нормативные документы: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы до -школьного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655), Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151).

В этих документах намечены приоритетные направления деятельности дошкольного учреждения: «...формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей». Данные направления представляют собой целевые установки разрабатываемой образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.

Уточним, что образовательная программа дошкольного образовательного учреждения -нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательного процесса в каждом конкрет -ном дошкольном образовательном учреждении.

В настоящее время, когда федеральные го-су дарственные требования к структуре основ -ной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждены, а примерные программы находятся в стадии разработки и апробации, важно определить единые подходы к разработке образовательных программ дошкольных образовательных учреждений.

Остановимся на нескольких, наиболее значимых аспектах основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Несмотря на то, что данную проблему обсуждали уже не раз, практики продолжают задавать во-

просы, связанные с неоднозначным пониманием назначения, структуры и содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Соответственно, необходимо уточнить её основные характерные признаки.

Согласно положениям Закона Российской Федерации «Об образовании», основная общеобразовательная программа дошкольного образования - это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Характерным признаком основной общеобразовательной программы дошкольного об -разования является её соответствие Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ), наличие в ней двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Разработка, утверждение и реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования - полномочия и ответственность конкретного дошкольного образовательного учреждения. При этом необходимо учитывать, что основу общеобразовательной программы дошкольного образования должна составлять примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработка которой обеспечивается федеральным уполномоченным органом в сфере образования.

Наиболее значимые изменения должны произойти в организации образовательной деятельности в связи с реализацией данного нормативно-управленческого документа. Так, главной целью организации образовательного процесса (содержание, формы работы) в ДОУ, согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, является обеспечение построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка.

К положительным моментам необходимо отнести реализацию принципа целостности образа мира у воспитанников, что отражает содержание основной общеобразовательной программы путём включения совокупности обра-

зовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Кроме того, образовательная программа должна реализовываться не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учётом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.

Содержание основной общеобразователь -ной программы основывается на положениях культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной психологопедагогической школы о закономерностях развития ребёнка в дошкольном возрасте и обеспечивает в целом:

- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

- формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;

- интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;

- формирование основ социальной и жизненной адаптации ребёнка;

- развитие позитивного эмоциональноценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

- развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна отражать:

- учёт конкретных условий и особенностей контингента воспитанников, в дошкольном образовательном учреждении любого вида создаётся собственная модель организации воспитания, обучения и развития дошкольников;

- педагогические технологии, применяемые в работе с детьми;

- учёт индивидуальных особенностей, интересов и возможностей воспитанников;

- учёт потребностей родителей, общественности и социума.

В соответствии с ФГТ, основная общеобразовательная программа дошкольного образова -ния должна опираться на научные принципы её построения:

- соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития. Именно этот подход должен стать основой организации воспитательно-образовательного процесса в любом образовательном учреждении;

- сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы должно соответствовать ос -новным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

- соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основываться на комплекснотематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосред -ственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Кроме того, при разработке и реализации образовательной программы должны учиты-

ваться принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Для того чтобы более чётко была ясна содержательная суть и формальные границы образовательной программы, целесообразно сравнить её с некоторыми нормативными документами и процедурами.

Образовательная программа и Устав - два обязательных документа, которые составляют нормативную базу деятельности каждого дошкольного образовательного учреждения. Устав - это правовой документ, своеобразная конституция образовательного учреждения. Он определяет особенности функционирования всего образовательного учреждения в целом. Образовательная программа определяет сод ер -жание образовательного процесса, подробно стандартизируя его компоненты.

Образовательная программа и программа развития. Программа развития является разновидностью целевых программ. В отличие от образовательной программы она не является обязательным нормативным документом для образовательного учреждения и направлена, прежде всего, на решение наиболее актуальных проблем всего образовательного учреждения в целом. Содержание программы развития затрагивает все стороны жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения: хозяйственную, нормативно-правовую, материальнотехническую и др. Образовательная программа направлена на реализацию целей воспитания, развития и обучения детей, то есть на успешную реализацию и развитие непосредственно педагогической составляющей образовательного учреждения.

По сути, основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного уч-реждения является образовательным стандартом (для данного учреждения), обусловленным нормативными документами, логикой развития самого образовательного учреждения, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков - родителей (законных представителей).

Назначение образовательной программы -мотивированное обоснование содержания образовательного процесса, выбора примерной общеобразовательной программы в каждом

конкретном дошкольном образовательном уч-реждении.

Совместная деятельность руководителя и педагогического коллектива дошкольного об -разовательного учреждения по разработке, принятию и реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреж -дения, представляет собой особую ценность, так как в этом случае деятельность приобретает осмысленный и упорядоченный характер. В то же время образовательная программа позволяет увидеть перспективы своего развития, как личностного, так и коллективного; оценить свои сильные и слабые стороны; качественно подготовиться к процедурам лицензирования, более осознанно и целенаправленно управлять образовательным учреждением.

Кроме того, образовательная программа позволяет показать конкурентоспособность об -разовательного учреждения, определяет взаимодополняемость предоставляемых образовательных услуг. Поскольку образовательная программа является описанием объекта управления, она может являться основой для разработки и совершенствования структуры и технологии управления образовательным процессом, позволяет повысить эффективность таких функций управления, как планирование, организация, анализ и контроль.

Для руководителей органов управления образованием образовательная программа является механизмом внешнего контроля над деятельностью дошкольного образовательного уч -реждения, причём, отмечаем это особо, механизмом демократическим, так как контролю и проверке подлежат именно то содержание образовательного процесса и те формы его организации, которые выбирают и обосновывают сами образовательные учреждения.

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения представляет интерес и для средних общеобразовательных учреждений, куда пойдут в дальнейшем воспитанники конкретного детского сада. В связи с этим считаем целесообразным налаживание деловых отношений с ближайшими образовательными учреждениями и также учреждениями дополнительного образования детей. Их (особенно учителей начальной ступени образования, членов администрации ближайших школ, курирующих вопросы начального обще-

го образования) уместно привлекать на этапе разработки образовательной программы. Это даёт надежду на возможное, в перспективе, решение вопроса о преемственности дошкольного и начального общего образования.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения в части, формируемой участниками образовательного процесса, позволяет отразить входящие в неё дополнительные парциальные образовательные программы, отражающие приоритетные направления деятельности, специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Комплекс дополнительных образовательных программ не должен нарушать образовательной деятельности по раскрытию и развитию с их помощью потенциала каждого ребёнка и направленного формирования компетенций, которые представляются наиболее актуальными в социально-культурной и социально-экономической перспективе.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения демократично и открыто фиксирует цели и содержание образовательной политики детского сада. Мониторинг выполнения такой программы и анализ её результативности дают концептуальную и фактологическую основу для оценки вклада каждого педагога в образовательные достижения детей. Всё это предполагает наличие в ДОУ работоспособной, компетентност-ной и ответственной творческой группы, наделённой полномочиями участвовать в совместной с педагогическим коллективом разработке образовательной программы и оценке её социокультурной эффективности.

При проектировании образовательных программ ДОУ педагогические коллективы пользовались различными научно-методическими рекомендациями. Так, в Челябинской области получили распространение подходы, предложенные Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиковым, П.И. Третьяковым, К.Ю. Белой, А.Н. Троян.

Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиков в качестве структурных частей образовательной программы ДОУ рассматривают сведения о частных образовательных программах, используемых в ДОУ, и условиях их реализации: стратегические приоритеты образовательного

процесса; дифференциация групп; образовательные программы групп; образовательные программы традиционных акций; материальнотехнические и медико-социальные условия пребывания детей; образовательные программы, осуществляемые совместно с другими институтами детства; образовательные программы, обеспечивающие координацию педагогов, родителей в воспитании и обучении детей.

П.И. Третьяков и К.Ю. Белая выделяют пять блоков образовательной программы: задачи развития детей; программно-методическое обеспечение ДОУ; организация учебновоспитательного процесса (включает характеристику режима дня, сетки занятий, системы

закаливания и др.); мониторинг учебновоспитательного процесса; условия реализации программы.

А.Н. Троян предлагает давать в программе характеристику целостного образовательного процесса в единстве его целевого, содержательного и технологического компонентов и с обоснованием ведущих концептуальных положений.

Нам кажется целесообразным сравнить различные авторские подходы к структурированию образовательных программ и их соответствие разделам обязательной части программы в соответствии с федеральными государственными требованиями (таблица 1).

Таблица 1

Подходы к структурированию образовательных программ

Разделы программ ФГТ к структуре основной общеобра -зовательной программы дошкольного образования (ООПДО) П.И. Третьяков К.Ю. Белая А.Н. Троян

Пояснительная записка Задачи развития детей Целевой и концептуальный компоненты

Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении Организация учебновоспитательного процесса Технологический компонент

Содержание психологопедагогической работы по освоению детьми образовательных областей Программнометодическое обеспечение ДОУ Содержательный компонент

Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья) Специально не выделяется Специально не выделяется

Планируемые результаты освоения детьми программы Специально не выделяется Целевой компонент

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов Мониторинг учебновоспитательного процесса Технологический компонент

ФГТ к условиям реализации ООПДО Условия реализации программы

Из таблицы видно, что отдельного подробного обсуждения требуют проблемы, возникающие в связи с разработкой основной общеобразовательной программой дошкольного об -разования.

Так, до недавнего времени разработка образовательной программы не ставилась для ДОУ как обязательная задача, понятие «образовательная программа» рассматривалось в широком смысле (вариативные программы) и в узком смысле (образовательная программа ДОУ).

Инициативно разработанная образовательная программа ДОУ выступала основой сов ер -шенствования механизма управления образовательным процессом, установления взаимодействия с другими образовательными учреждениями, интеграции и координации деятельности педагогического коллектива, реализации права родителей на информацию об образовательных услугах и т.д.

Назначение образовательной программы, разработанной ДОУ, заключалось в определении стратегии педагогической деятельности по

реализации государственных (федеральных и региональных) требований к дошкольному образованию, обеспечивая их адаптацию и развитие в соответствии с особенностями конкретного дошкольного учреждения (вид, приоритетное направление, национально-культурные условия и др.).

Сегодня, выделение в основной общеобразовательной программе дошкольного образования обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, нацеливает, в первую очередь, на обязательное выполнение федеральных требований; и только во вторую, на отражение видового разнообразия учреждений, приоритетных направлений деятельности, специфики национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Обозначим проблемы разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральными требованиями.

1. В ФГТ регламентируются только разделы обязательной части программы. В связи с этим возникает ряд вопросов:

Каким образом должна проектироваться часть, формируемая участниками образовательного процесса ?

Предложенные разделы обязательной части программы взаимосвязаны и претендуют на модель образовательного процесса. В этом случае, какое место в целостном образовательном процессе займёт часть программы, формируемая участниками образовательного процесса?

2. Согласно документу, на основе ФГТ разрабатывается примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, а на основе примерной - основная программа ДОУ. При этом документ предъявляет требования к структуре обязательной части ос -новной программы ДОУ, а не к примерной программе.

3. Если руководствоваться требованиями к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного об -разования, то индивидуальными для каждого ДОУ будут являться разделы: пояснительная записка; организация режима пребывания детей в образовательном учреждении; содержание коррекционной работы (если такая проводится

в ДОУ); система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. При этом разделы «содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей» и «планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования» должны быть унифицированными. При разработке программы ДОУ это при -ведет к ненужному переписыванию соответствующих разделов примерной программы.

4. В документе термин «примерная программа» используется то в единственном, то во множественном числе. Применение в практике дошкольного образования одной или несколь -ких примерных программ будет принципиально менять установки образовательной политики.

5. В предлагаемой структуре обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования заложено серьёзное противоречие: содержание работы с детьми представлено с точки зрения образовательных областей, а планируемые результаты освоения программы представлены только как интегративные (получаемые во всех образовательных областях), без учёта специфических (локальных) для каждой образовательной об -ласти результатов.

6. Утверждённые ФГТ не учитывают существующей практики построения образовательного процесса в ДОУ на основе вариативных программ дошкольного образования, их статус не прописан в документе. Педагогическим коллективам ДОУ понадобится серьёзная помощь со стороны методических служб, преподавателей по соотнесению реализуемых вариативных программ дошкольного образования с ФГТ и примерной программой.

Литература

1. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (ред. от 02 февраля 2011 г. № 2-ФЗ) «Об образовании».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразова-тельной программы дошкольного образования».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. № 2151. «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного об -разования».

4. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.07.2010 г. № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.