УДК 373
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГТ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Едакова И.Б.
Аннотация. В статье раскрываются проблемы, связанные с реализацией ФГТ к структуре основной образовательной программы дошкольного образования: отсутствие примерной основной образовательной программы, низкий профессиональной уровень педагогических кадров. В статье кратко изложена характеристика научно-прикладного проекта кафедры дошкольного образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, связанного с реализацией ФГТ к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
In the article the problems connected with realization of FSR to structure of the basic general educational program of preschool education are revealed: absence of the approximate basic general educational program, low professional level of pedagogical staff. In article the characteristic of the scientifically-applied project of the chair of preschool education of the Chelyabinsk institute of retraining and improvement of professional skill of educators connected with realization of FSR to structure of the basic general educational program of preschool education is shortly stated.
Ключевые слова: федеральные государственные требования, структура ООП дошкольного образования, примерная основная образовательная программ, комплексно-тематическая модель образовательного процесса, образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении.
Federal state requirements, structure of the GEP of preschool education, approximate basic general educational programs, a complex-thematic model of educational process, educational activity in preschool educational institution.
Согласно пункту 4 статьи 7 Закона «Об образовании» (c изменениями и дополнениями, внесенными в 2007 г.) Федеральные государственные образовательные стандарты включают в
себя требования к структуре основных образовательных программ, условиям реализации основных образовательных программ и результатам освоения основных образовательных программ. Это так называемая «система 3-Т».
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ внес в статью 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» новый пункт 6.2: «К структуре основной образовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обра -зования, устанавливаются федеральные государственные требования». То есть, если стандарт общего образования включает в себя три группы требований, то стандарт дошкольного образования определяет только две группы требований: к структуре программы и к условиям. Таким образом, на дошкольное образование не распространяется действие понятия «федеральный государственный образовательный стандарт», структура которого, согласно Закону, состоит не из двух, а из трех «Т» (дополнительно - требования к результатам освоения основной образовательной программы).
Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (далее Федеральные государственные требования) имеют статус, аналогичный Федеральному государственному образовательному стандарту, который был принят для начальной школы. Этот новый нормативный документ определяет основу образовательной программы российского детского сада, поэтому важно привлечь внимание работников сферы дошкольного образования к ценностным, содержательно-смысловым и технологическим аспектам дошкольного образования как фундаментальной системы, закладывающей базовые основания личности ребенка.
Однако у работников системы дошкольного образования данные требования вызвали
множество вопросов: по каким программам работать, кто будет определять соответствие программ принятым требованиям, как изменится работа воспитателей? Особенно волнует педагогов тот факт, что совершенно неясна процедура и сроки введения в действие Федеральных государственных требований. Практики критикуют и сами требования, отмечая, что в них не хватает точности формулировок, а также определенности с точки зрения отнесенности к возрастным группам.
Ответим на некоторые вопросы. В настоящее время на основе федеральных требований разработана и апробируется Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех». Департамент общего образования Минобрнауки РФ направил программу «Успех» для обсуждения возможности ее использования наряду с другими примерными программами для разработки основ -ных общеобразовательных программ дошкольного образования. Хочется особо обратить внимание на то, что в письме Департамента говорится о «возможности использования программы «Успех» наряду с другими примерными основными общеобразовательными программами. В настоящее время многие разработчики действующих авторских программ («От рождения до школы», «Радуга», «Из детства в отрочество» и др.) предложили свои варианты примерных программ. Конечно же, эти проекты (за исключением программы «Успех») не являются абсолютно новыми - авторы переработали программное содержание на соответствие федеральным требованиям. Следовательно, детские сады, реализующие эти программы, имеют методическое и дидактическое обеспечение данных программ, что удешевляет процесс оснащения образовательного процесса.
В методических рекомендациях Минобрнауки РФ о введении Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования мы находим ответ на вопрос, какой примерной программой может руководствоваться педагогический коллектив при составлении своего документа. Это должна быть примерная программа, имеющая соответствующий гриф [1].
До 2005 года все образовательные программы должны были проходить процедуру
государственной экспертизы. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2005 года № 107 «Об экспертизе учебников» процедуру экспертизы любых изданий, кроме учебников, отменили. В настоящий момент нет ни одной программы дошкольного образова-ния, имеющей гриф Министерства.
В проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» включены положения о наделении Министерства образования и науки Российской Федерации полномочиями по утверждению перечня соответствующих примерных основных образовательных программ. Данный перечень будет утверждаться по результатам экспертизы таких примерных программ. Все примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования для включения в указанный перечень будут обязаны пройти экспертизу. Дошкольное учреждение для разработки своей основной образовательной программы сможет выбрать примерную программу только из числа тех, которые включены в перечень, утвержденный приказом Министерства. В Методических рекомендациях «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» отмечается, что «...до введения такой экспертизы и утверждения на ее основе перечня примерных основных общеобразовательных программ ни одной комплексной программе дошкольного образования (существующих или вновь созданных) не может официально быть присвоен ста -тус примерной основной общеобразовательной программы» (Письмо Минобнауки России № 03
- 248 от 21 октября 2010 г.) [2].
Таким образом, в настоящее время в отсутствии программ, имеющих гриф Федерального экспертного совета, в детском саду не может быть разработана основная общеобразовательная программа. Этот период следует считать переходным. Основная цель переходного периода - осмысление всех положений Федеральных государственных требований и анализ реализуемых программно-методических комплектов на соответствие этим требованиям.
Реализация Федеральных государственных требований - непростой процесс, требующий максимального внимания со стороны методических служб. Сложнее всего будет педагогам, которые привыкли считать занятие - основной формой образовательной работы с детьми. В
Федеральных государственных требованиях же основной формой работы с детьми определена игра. Кроме того, в объем обязательной части общеобразовательной программы каждого детского сада включено взаимодействие с семьями детей по освоению образовательного содержания каждым ребенком.
Г.В. Яковлева в своей статье «Условия включения педагогов ДОУ в разработку основ -ной общеобразовательной программы» подтверждает, что работа по созданию образовательной программы «...не специфична для педагогов дошкольных образовательных учреждений. И на сегодня они испытывают серьёзные затруднения в выполнении поставленной задачи» [3; с 113].
По заданию Министерства образования и науки Челябинской области кафедра дошкольного образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования разработала электрон -ную версию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного уч -реждения.
Прежде всего, этот документ рассматривается нами как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника. Эта модель учитывает вид дошкольного образовательного учреждения, а также приоритетные направления деятельности. То есть этот документ в большей степени отражает управление образовательным процессом и включает в себя следующие компоненты:
- пояснительная записка, где обосновываются идеи, принципы, направления деятельности;
- описание организации режима пребывания детей в образовательном учреждении;
- содержание коррекционной работы (если такая работа проводится в детском саду);
- система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы (они будут являться индивидуальными для каждого дошкольного образовательного учреждения).
При этом разделы «Содержание психологопедагогической работы по освоению детьми образовательных областей» и «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования» должны быть унифицированными и качественно представлены в Федеральной при-
мерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Подчеркиваем характеристику «качественно», так как, к сожалению, документы, которые мы сейчас имеем, далеки от совершенства.
Вариативная часть (не более 20 % от общего объёма программы), формируемая участниками образовательного процесса, создает пространство для маневра и реализации принципа вариативности, благодаря чему появляется возможность учитывать потребности детей, пожелания родителей и иные особенности детского сада.
В существующей практике работы детских садов возникает ряд противоречий, которые обострились в свете введения федеральных государственных требований к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Опыт работы свидетельствует, что выбор программ, методик и технологий и их объединение во многих детских садах зачастую проводится случайно, без учета специфики детского коллектива, четкого анализа скомпонованного содержания и в большинстве случаев зависит просто от жела -ния педагога. В детских садах, имеющих приоритетное направление в работе с детьми, имеет место тенденция увеличения содержания учебной деятельности - знаний, способов действия и их программ, приемов, алгоритмов и т. д., что в целом влияет на здоровье (как физическое, так и психическое) и мотивацию учебной деятельности.
Еще одним негативным фактором является отсутствие четких представлений у воспитателей и специалистов при определении «ожидаемого результата», т. е. тех параметров, которые показывают, что должны будут знать и уметь дети в конце учебного года в соответствии с базовой программой и с учетом обновления содержания. Использующиеся же в детском саду стандартные авторские диагностики не включа -ют в себя вопросы расширенного содержания, и таким образом не отслеживают эффективность усвоения знаний и умений детей по сопутствующим парциальным программам и методикам по различным видам деятельности.
Педагоги не всегда могут объяснить выбор используемых ими программ и методик, а также обосновать, почему какая-то часть содержания программы используется при планировании занятий, а другая часть содержания - нет, а
также педагоги испытывают затруднения в обосновании актуальности и необходимости внедрения программы в практику работы именно в данной конкретной группе.
Полагаем, что в настоящее время главной методической задачей педагогических коллек -тивов детских садов станет разработка рабочих программ воспитателя по образовательным областям, определённым в Федеральных государственных требованиях. Рабочие программы должны содержать перспективное планирование образовательного содержания в соответствии с комплексно-тематическим принципом.
Комплексно-тематическая модель образовательного процесса описана в Научной концепции дошкольного образования (под ред. В.И. Слободчикова, 2005 год). В ней авторы поясняют, что тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности представлена в эмоционально-образной, а не абстрактнологической форме. Предварительный подбор взрослым основных тем предают системность и культуросообразность образовательному процессу. Ребенок «проживает» тему в разных видах детской деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.). Реализация темы в комплексе разных видов деятельности вынуждает взрослого.
Но комплексно-тематическая модель предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает.
К проектируемым результатам дошкольного образования в настоящее время складываются определенные подходы. Не углубляясь в достоинства и недостатки тех или иных теоретических позиций ученых, отметим среди основных достижений дошкольного образования
- нацеленность на формирование базиса личностной культуры и основного круга компетенций ребенка.
Базис личностной культуры в дальнейшем должен обеспечить ребенку приобретение лю-бых специальных знаний и умений, возможность освоения самых сложных видов деятельности. При этом очень важно в этот период создать условия для усвоения ребенком творческого способа получения знаний из разных сфер жизни, определенных образовательной программой.
В структуре образовательной программы заложены образовательные области, проектирующие основной круг компетенций ребенка («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчест-во», «Музыка») [1].
В дошкольном учреждении воспитание и развитие ребенка происходит, прежде всего, в контексте игры, а также других форм совместной деятельности и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, обеспечивающих становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, развитие познавательной мотивации и способностей ребенка (коммуникативных, регуляторных, творческих, познавательных и др.) в дошкольном возрасте.
Учитывая сложность и интенсивность происходящих содержательных, технологических, организационно-педагогических изменений в образовании, недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений и отсутствие соответствующего Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования программно-методического обеспечения, возникает необходимость оказания помощи педагогическим работникам в создании системы планирования образовательного содержания педагогической деятельности.
Утверждение и введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования повлекло за со -бой необходимость не только изменения структуры образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, но и поиска новых подходов к планированию и организации работы с детьми. Данное обстоятельство определяет необходимость оказания помощи работ -никам дошкольного образовательного учреж-дения в создании системы планирования образовательного содержания педагогической деятельности.
Кафедра дошкольного образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования реализует научно-прикладной проект на тему: «Разработка содержания психолого-педагоги -
ческой работы по освоению детьми образовательных областей в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В проекте участвуют 47 детских садов. Основные задачи проекта:
- разработка модели комплекснотематического планирования образовательного процесса ДОУ;
- разработка программного содержания целостного образовательного процесса ДОУ в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной об -щеобразовательной программы дошкольного образования.
В основу концепции проекта заложена гуманистическая парадигма, которая актуализировала интерес к детской личности, к её развитию и саморазвитию. Одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности (ст. 2), создание условий для её самоопределения и самореализации (ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности, накопления психических новообразований ребенка-дошкольника, освоения им социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нём себя, собственной самоорганизации в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах со взрослыми и сверстниками.
На начальном этапе реализации проекта проведен сравнительный анализ современных авторских программ на соответствие Федеральным государственным требованиям, проведен глубокий анализ методического и дидактического обеспечения программ, реализуемых в детских садах на соответствие Федеральным государственным требованиям.
В ходе констатирующего эксперимента была осмыслена проблема исследования на основе изучения и анализа нормативной и научной литературы.
На опытно-экспериментальном этапе построена модель образовательного процесса, которая включает в себя:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных
видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение);
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реа-лизации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В ходе работы над проектом был определён регламент образовательной деятельности в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. На основе комплексно-тематического принципа разработаны темы, в соответствии с которыми составлено образовательное содержание всех видов детской деятельности для каждой возрастной группы.
Прогнозируемые результаты:
- повышение эффективности процесса управления дошкольным образовательным учреждением за счёт создания проекта целостного образовательного процесса;
- стандартизация программного содержания образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения;
- достижение высокого уровня проективной деятельности руководителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Литература
1. «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразователь -ной программы дошкольного образования: приказ Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655». [Текст] // Образование и наука. Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в РФ. - М.: Информационные системы и технологии, Гос. акад. инноваций, 2009.
2. Проект Закона РФ «Об образовании» в редакции от 15 июля 2011г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: zakonoproekt2010.ru
3. Яковлева, Г.Н. Условия включения педагогов ДОУ в разработку основной общеобра -зовательной программы [Текст] / Г.В. Яковлева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Научно-теоретический журнал - Челябинск: «Образование», 2011. -№ 1(6) - С. 113-115.