ББК 74.14(2Рус-6Хан-2Сургут)в682 YÄK 373.2(571.122)
B.B. АБАШИНА, СОУИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ
В.П. ЗАСЫПКИН ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАУИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г. СУРГУТА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА)
V.V. ABASHINA, SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF THE PROBLEMS
V.P. ZASYPKIN OF IMPLEMENTING AND REALIZING FEDERAL STATE
EDUCATION STANDARDS IN SURGUT PRESCHOOL INSTITUTIONS (BASED ON EXPERT POLL DATA)
В статье представлены результаты экспертного опроса, проведённого исследователями Сургутского государственного педагогического университета с целью изучения проблем и тенденций в проектировании и реализации федеральной и региональной составляющей содержания дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях города Сургута. Выявлены трудности, которые испытывают педагоги в реализации региональной составляющей основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.
The results of the expert poll conducted by Surgut State Pedagogical University researchers to study the problems and tendencies in planning and realization of federal and regional components of preschool curriculum in Surgut preschool institutions are presented in the article. The difficulties the teachers face while realizing the regional part of the curriculum have been identified.
Ключевые слова: федеральная и региональная составляющая содержания дошкольного образования, проектирование регионального компонента.
Key words: federal and regional components of preschool curriculum, regional component planning.
В социологии образования проблемам института дошкольного воспитания традиционно не уделялось практически никакого внимания. Как отмечают Г.Е. Зборовский, Е.А Шуклина, «объяснений этому явлению несколько, и они имеют не столько социологический, сколько социальный характер» [2, с. 212]. Первая причина, называемая авторами, - это тот факт, что во времена СССР главным считалось строительство как можно большего числа детских дошкольных учреждений, чтобы предоставить всем или почти всем родителям возможность воспитания в них детей. Проблемы же качества и содержания воспитания и образования уходили на второй план. Во-вторых, многие дошкольные учреждения оказались в зоне действия владеющих ими предприятий, а также ряда ведомств (здравоохранения, образования), причём у каждого из них были свои доминирующие интересы, часто находившиеся далеко от реализации образовательной функции детских садов. «В результате, - подчёркивают Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина, - очень быстро проявился главный недостаток межведомственного дошкольного воспитания: наиболее слабое внимание в нем уделялось образовательной функции и функции развития личности ребёнка. Основной интерес был связан со здоровьем детей (что само по себе, безусловно, важно), а в значительной части дошкольных учреждений - просто с их «сохранностью» [2, с. 213]. С нашей точки зрения, третьей причиной такого невнимания к дошкольному образованию можно было назвать тот факт, что оно не рассматривалось в системе образования
как её определённый уровень, определённая ступень. Отсутствовали стандарты, критерии и требования к нему в отличие от зарубежных стран, в которых эта ступень образования была закреплена законодательно [3, с. 7-13]. В российской системе образования функции дошкольного этапа сводились к социально-бытовой и воспитательной. Последняя включала в себя уход и присмотр за детьми, организацию игр. Это приводило к содержательной неопределённости профессии педагога дошкольного образования, вызванной также и противоречием в представлениях о воспитании в условиях изменившихся требований к личности в современном обществе [3].
На современном этапе проблемы дошкольного образования занимают особое внимание социологов. Это отчасти подтверждается и проводимыми Российским обществом социологов конференциями (март 2013 года - научно-практическая конференция, посвящённая проблемам дошкольного образования «Социальный статус работников дошкольного образования: культурный и экономический ресурсы»).
С нашей точки зрения, это можно объяснить тем, что дошкольное образование в России как один из уровней образовательной системы только в последние несколько лет получило конкретные ориентиры в виде Федеральных государственных требований (ФГТ), согласно которым важнейшим компонентом, обеспечивающим полноценное и разностороннее развитие личности дошкольника и его успешность в школьном обучении, является содержание образования. В связи с этим вполне очевидна проблема поиска различных подходов к проектированию содержания образования детей дошкольного возраста.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования важнейшими компонентами дошкольного образования являются десять образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие, воспитание и обучение детей 3-7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по 4 основным направлениям, а именно физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию детей. Как отмечается в данном нормативном документе, обучение дошкольников направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их физическом и психическом развитии.
Федеральная часть содержания дошкольного образования дополняется вариативной, отражающей специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий того или иного региона, в котором осуществляется образовательный процесс. Благодаря региональному компоненту содержания образования дети дошкольного возраста получают возможность беспрепятственно включаться в те области человеческой практики, которые традиционно сложились в том или ином регионе. В этой связи регионализация дошкольного образования предполагает:
• активизацию самосознания растущего человека как россиянина, как представителя определённого этноса и жителя определённого региона;
• развитие образовательной сферы региона с учётом культурного, эколого-географического богатства региона;
• воспитание интернационального сообщества на основе мультикуль-турного образования [1, с. 109].
На современном этапе задачей каждого дошкольного образовательного учреждения является разработка основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения - нормативно-управленческого документа, обосновывающего выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации педагогического процесса в дошкольном учрежде-
нии. Образовательная программа дошкольного учреждения позволяет адаптировать примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, разрабатываемую уполномоченным федеральным органом, к специфике и условиям конкретного образовательного учреждения.
В связи с тем, что образовательные учреждения осуществляют самостоятельную разработку своих основных общеобразовательных программ, весьма востребованной в современных условиях становится готовность и способность педагогов проектировать и реализовывать региональный компонент основной общеобразовательной программы. Именно он является в дошкольном образовании важнейшим ресурсом расширения и обогащения его содержания и обеспечения вариативности.
В экспертном опросе, проведённом специалистами Сургутского государственного педагогического университета и посвящённом изучению проблем проектирования и реализации программ дошкольного образования в рамках ФГТ, приняли участие 38 дошкольных образовательных учреждений города Сургута. Опрос проводился в виде полуформализованного интервью с руководителями и воспитателями ДОУ. Всего в опросе приняло участие 60 специалистов различного уровня.
Проведённый опрос показал, что во всех охваченных дошкольных учреждениях в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» разработана основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, соответствующая Федеральным государственным требованиям к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Эксперты отмечают, что в большинстве дошкольных учреждений г. Сургута разработаны основные общеобразовательные программы. Вместе с тем мнения экспертов расходятся в предпочтениях к примерным программам, которые берутся за основу. Так, 58% из них отдали предпочтение примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» (под науч. ред. Н.Е. Вераксы), 21% - программе «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.), 10,5% - программе «Развитие» (Л.А. Вен-гер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова и др.), 5,2% - программе «Радуга» (Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик и др.), 2,6% - программе «Детский сад-2100» (под науч. ред. О.В. Чиндиловой), 2,6% - программе «Подготовка к школе детей с ОНР в специальном детском саду» (Т.Б. Филичёва, Т.В. Чиркина).
Результаты экспертного опроса показывают, что в дошкольных учреждениях г. Сургута имеются все необходимые условия для реализации федеральной составляющей основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Так, 17% экспертов считает, что их методическая база позволяет в полной мере реализовывать федеральный компонент основной общеобразовательной программы; 68,5% экспертов выбрали ответ «скорее да, чем нет»; 11% - «скорее нет, чем да»; неудовлетворительно оценивают методическое обеспечение 2,8% экспертов. Результаты опроса представлены на рисунке 1.
Как показывают результаты исследования, в дошкольных учреждениях нашего города наиболее полно в методическом отношении оснащены образовательные области «Познание» и «Физическая культура». Вместе с тем отмечается недостаточное методическое оснащение образовательных областей «Труд» и «Здоровье».
Участники экспертного опроса отмечают также обеспеченность реализации федерального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения соответствующей учебно-материальной базой. Так, 9% опрошенных отмечают наличие необходимых для образовательной деятельности учебно-материальной средств. Ответ «скорее да, чем нет» выбирают 70% экспертов; «скорее нет, чем да» - 18%; «нет» - 3% (рис. 2). Внаибольшей степени, по мнению экспертов, обеспечена учебно-материальная база для освоения образовательных областей «Физическая культура»,
«Социализация», «Познание». Вместе с тем респонденты указывают на недостаточность в обеспечении учебно-материальной базы для образовательных областей «Здоровье», «Безопасность».
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Рис. 1. Методическая обеспеченность федеральной составляющей основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения
68.5%
17%
11%
2,8% 1 ' 1
Да Скорее да, чем Скорее нет, чем Нет
нет да
□Да
■Скорее да, чем нет □Скорее нет, чем да □ Нет
Рис. 2. Обеспеченность реализации федерального компонента ООП дошкольного учреждения учебно-материальной базой
На трудности с проектированием и реализацией федерального компонента содержания образования указывают 56% наших респондентов. Основные затруднения у педагогов дошкольного образования, по мнению экспертов, вызывают мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы, проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения с учётом комплектования разновозрастных групп, разработка индивидуального маршрута воспитанников с учётом их особенностей, методическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; мониторинг организации образовательного процесса в коррекцион-ных группах.
Как показало исследование, многие дошкольные образовательные учреждения нуждаются в аудите своих основных общеобразовательных программ. Востребованы курсы повышения квалификации для всех категорий работников детских садов по актуальным вопросам модернизации дошкольного образования в контексте современных государственных требований.
Помимо этого, Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают необходимость разработки вариативной части образовательной программы, а также примерный объём её образовательной нагрузки. Связать инвариантный (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона, его географической, экономической, социальной, экологической и культурной спецификой также, по мнению респондентов, является одной из важных, но в то же время и сложных задач внедрения ФГТ.
Как нам удалось установить в ходе проведения экспертного опроса, региональный компонент содержания образования предусмотрен в основных общеобразовательных программах у подавляющего большинства дошкольных учреждений г. Сургута (87,5%). Наиболее востребованными направлениями деятельности для реализации регионального компонента являются:
• воспитание любви к природе родного края;
• изучение истории своего края;
• формирование интереса к культурному наследию региона (художественному творчеству, фольклору, играм и др.);
• здоровьесбережение;
• духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание.
82% респондентов уверены в том, что региональный компонент содержания образования целесообразно включать в работу с дошкольниками начиная с младшего или среднего возраста, а 18% опрошенных считают необходимым проведение такой работы только в старшем дошкольном возрасте.
В дошкольных образовательных учреждениях, реализующих региональный компонент, используются следующие варианты его включения:
• использование самостоятельно разработанных парциальных программ;
• использование готовых парциальных программ;
• интеграция региональной составляющей в содержание образовательных областей.
Уровень профессиональной компетентности педагогов, необходимой для реализации регионального компонента содержания дошкольного образования, оценивается у педагогов как достаточный 56% опрошенных нами экспертов.
Вместе с тем хотелось бы отметить некоторые проблемы в проектировании и реализации регионального компонента содержания образования на данном этапе, которые отмечаются 44% экспертов.
1. Недостаточная разработка методических и методологических оснований для интеграции и дифференциации федерального и регионального компонентов образования, в частности, отсутствие нормативных документов, стратегии реализации регионального компонента в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
2. Изменение условий реализации регионального компонента содержания образования (сокращение количества узких специалистов, передача их функций для реализации регионального компонента воспитателям).
3. Недостаточный уровень профессиональной компетенции педагогов (затруднения в преподнесении знаний узко-специфического характера, свойственных нашему региону).
4. Нехватка учебно-материальной базы, методического обеспечения регионального компонента содержания образования.
Как отмечают эксперты, педагоги дошкольных образовательных учреждений нуждаются в проведении семинаров, курсов повышения квалификации (не только для педагогов, но и для разных категорий педагогических работников), консультировании и рецензировании образовательных программ региональной направленности, методическом сопровождении реализации региональной составляющей содержания образования.
Проведённый экспертный опрос показывает, что существует необходимость перехода от существующей практики спонтанного включения регионального компонента в содержание дошкольного образования к научно обоснованному его проектированию. В этой связи разработка концепции реализации регионального компонента содержания образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, примерных образовательных программ с региональным компонентом, принципов и критериев отбора содержания образования для включения региональной составляющей в содержание образовательных областей федерального компонента, по мнению большинства экспертов, является первостепенной задачей. Именно поэтому мы считаем, что, с одной стороны, регионализация дошкольного образования является перспективным направлением его модернизации (что также подтверждается мнением экспертного сообщества), с другой стороны, от успехов этой стратегии во многом зависит повышение качества этого уровня образования.
Литература
1. Зайцева, О.Ю. Развитие принципа регионализации в теории и практике дошкольного образования [Текст] / О.Ю. Зайцева // Вектор науки Тольяттинско-го государственного университета. Сер. Педагогика, психология. - 2011. -№ 4. - С. 109-114.
2. Зборовский, Г.Е. Социология образования [Текст] : учеб. пособие / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. - М. : Гардарики, 2005. - 383 с.
3. Кораблева, Г.Б. Дошкольное образование: состояние, проблемы и барьеры доступа [Текст] : монография / Г.Б. Кораблева, Т.В. Кузьменко, Н.Л. Антонова. - Екатеринбург : Креативная Команда «Кипяток», 2010. - 156 с.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rg.ru/2010/03/05orb-doc.html.