МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Р. Ю. БЕЛОУСОВА, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой управления дошкольным образованием ГОУ ДПО НИРО kudoniro @yandex.ru
В регионах России продолжается работа по реализации приоритетного национального проекта «Образование». Одной из стратегических задач развития образовательного комплекса РФ является активизация инновационных процессов. В статье раскрыто мнение автора о необходимости использования маркетингового подхода к управлению инновационными процессами в дошкольном образовании. Автор статьи показывает степень научной новизны и практической значимости данного подхода для развития организаций дошкольного образования в современных социально-экономических условиях.
Russian regions keep on realizing Priority national project «Education». One of the strategic task of the Russian educational complex's development is the activization of innovative processes. The article discloses author's opinion concerning the necessity of using the marketing approach to the management of innovative processes in the preschool education. The author of the article shows the degree of scientific novelty and practical significance of this approach for educational institutes development in the modern social / economic conditions.
Ключевые слова: управление инновационным процессом, маркетинг, образовательная услуга, маркетинговый подход, маркетинговые технологии, маркетинговая стратегия
Key words: management of innovative process, marketing, educational service, marketing approach, marketing technologies, marketing strategy
В настоящее время управление организацией должно носить государственно-общественный характер, который проявляется в повышении роли коллектива в развитии учреждения, управлении образовательной деятельностью на основе определения, прогнозирования и удовлетворения потребностей родителей (законных представителей) в новых видах образовательных услуг, поддержке действенных связей с социальными партнерами учреждения. Все это ставит перед руководителями образовательных учреж-
дений сложные задачи использования экономических методов управления организацией, диктует необходимость разработки и внедрения нормативного финансирования образовательных учреждений, прежде всего с целью повышения качества образования [1].
Возникает вопрос: можно ли при использовании маркетингового подхода к управлению инновационными процессами в дошкольном образовании гибко и оперативно варьировать объем образовательных услуг и регулировать их социально-
педагогическую и экономическую эффективность?
Маркетинговый подход в управлении регионом детально разработан доктором экономических наук, профессором ВВАГС Г. А. Морозовой на примере промышленной сферы Нижегородской области [7]. Концепция системы регионального маркетинга — это концепция ориентации любой деятельности в области на эффективное удовлетворение запросов потребителей.
При маркетинговом подходе к управлению регионом основными целями организаций являются:
3 выявление потребностей различных сегментов рынка;
3 комплексное изучение существующего на рынке предложения;
3 определение наиболее удобных и выгодных с точки зрения получения прибыли каналов продвижения на рынок товаров и услуг;
3 поиск путей формирования потребностей рынка.
Классическая трактовка маркетингового подхода Ф. Котлера [5] особенно значима при определении автором техники целевого маркетинга, позволяющей продавцу производить разграничение между сегментами рынка, выбирать целевой рынок и разрабатывать нужный этому рынку товар, фокусировать маркетинговые усилия на покупателях, наиболее заинтересованных в приобретении товара. Целевой маркетинг требует последовательного проведения трех мероприятий. 3 Сегментирование рынка:
— определение принципов сегментирования рынка;
— составление профилей полученных сегментов.
3 Выбор целевых сегментов рынка:
— оценка степени привлекательности полученных сегментов;
— выбор одного или нескольких сегментов.
Концепция системы регионального маркетинга — это концепция ориентации любой деятельности в области на эффективное удовлетворение запросов потребителей.
3 Позиционирование товара на рынке:
— решение о позиционировании товара в каждом из целевых сегментов;
— разработка комплекта маркетинга для каждого целевого сегмента.
Маркетинговый подход, по определению исследователей инновационного маркетинга [11], основывается на двух основных принципах. Первый — комплексность инноваций и инновационных процессов. Для максимизации эффекта от внедрения инноваций, по мнению авторов, недостаточно просто представить на рынке новый продукт. Важно, чтобы этому продукту сопутствовали инновационные маркетинговые мероприятия, построение инновационной организационной структуры, новые технологии, обеспечивающие гибкость его производства, которые в целом создают некий комплекс, некое инновационное ноу-хау, скопировать которое конкурентам достаточно сложно.
Второй принцип — это перманентность инноваций. В итоге выигрывают те компании, которые создают корпоративную культуру, позволяющую сделать инновации не стрессом, не разовым мероприятием, не экстренным методом адаптации к изменившимся условиям окружающей среды, а нормой — когда вся организация нацелена на постоянный инновационный процесс [10].
Важным для нашего исследования является маркетинговый подход, предполагающий информационное обеспечение маркетинга и рассматриваемый авторами как интеллектуальный стратегический ресурс [4].
Необходимость разработки маркетингового подхода к управлению инновационными процессами в дошкольном образовании Нижегородской области вызвана неадекватностью классической, традиционной модели организации и функционирования системы дошкольного образования новым социально-экономическим реалиям общества; важностью научного поиска путей преобразования дошкольных учреждений в образовательные организации нового
типа, ориентированные на запросы родителей и инновационные преобразования.
Маркетинговый подход к управлению инновационными процессами в дошкольном образовании Нижегородской области рассматривается нами как доминирующий организационный механизм, обеспечивающий:
3 анализ его внешней и внутренней среды, определение направлений инновационных процессов;
3 сегментацию рынка образовательных услуг и выявление инновационных сегментов;
3 позиционирование организаций в окружающей среде, прежде всего средствами интернет-маркетинга, с целью достижения инновационных социально-педагогических и экономических эффектов;
3 оптимальный уровень качества образовательных услуг;
3 высокую конкурентоспособность организаций.
Кроме того, маркетинговый подход к управлению инновационными процессами обеспечивает интеграцию усилий административного и педагогического персонала, направленных на удовлетворение потребностей населения, социальных партнеров и государства в дополнительных образовательных услугах, позволяет анализировать и проектировать систему управления организацией, ориентированную на разработку и реализацию маркетинговых стратегий ее развития.
Заметим, что маркетинговый подход является лишь одной из составляющих методологической основы научных исследований кафедры управления дошкольным образованием ГОУ ДПО НИРО и применяется наряду с другими методами. Так, системный подход к исследованию проблем модернизации образования определяет логику развития системы дошкольного образования. Проектно-преобразующий подход позволяет выявить специфику проектирования необходимых организационно-управленческих и образовательных условий разработки и реализации технологи-
ческого обеспечения инновационных процессов. Личностно-деятельностный подход обеспечивает специфику повышения квалификации руководителей образовательных учреждений в сфере управления инновационным процессом и переподготовки педагогов ДОУ для работы в условиях новых форм дошкольного образования.
Приступая к раскрытию содержания маркетингового подхода к управлению инновационными процессами в дошкольном образовании, необходимо определить, каковы сущность и специфика маркетинга на рынке образовательных услуг в целом.
Заметим, что на этом пути мы неизбежно столкнемся с трудностями, вызванными отсутствием в современной науке однозначной и общепринятой дефиниции термина «образовательная услуга». Исследователи экономической теории трактуют его по-разному. Так, В. П. Щетинин понимает под образовательной услугой «систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства» [12]. А. Панкрухин полагает, что образовательной услугой следует называть «комплекс таких услуг, которые непосредственно связаны с реализацией главных целей образования, осуществлением его миссии» [10].
Услуга дошкольного образования (из опыта работы Пермского края по размещению муниципального заказа на услуги дошкольного образования у немуниципальных поставщиков в 2007—2009 годах) — это совокупность действий органов местного самоуправления и уполномоченных ими организаций по удовлетворению потребности получателя услуги. Наши коллеги отмечают, что эти действия не имеют материального выражения и потребляются в момент их осуществления. Иными словами, важен не столько результат, сколь-
Маркетинговый подход к управлению инновационными процессами позволяет анализировать и проектировать систему управления организацией, ориентированную на разработку и реализацию маркетинговых стратегий ее развития.
ко процесс предоставления услуги. Результатом в данном случае является освоение ребенком программ дошкольного образования [9].
По нашему мнению, образовательная услуга представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающий качественное дошкольное образование. Этот комплекс включает в себя материально-техническое и медицинское обеспечение образовательного процесса, оптимальные организационно-педагогические условия содержания детей в учреждениях дошкольного образования и реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к ее структуре (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»).
Идея о реализации маркетингового подхода в системе дошкольного образования базируется на концепции управления инновационными процессами в региональной системе образования, разработанной, научно обоснованной и экспериментально подтвержденной министром образования Нижегородской области С. В. Наумовым [8].
По мнению С. В. Наумова, основной социальный эффект управления инновационными процессами в региональной системе образования заключается в обеспечении качества образования в открытой системе непрерывного образования региона, соответствующего образовательным потребностям населения, прогрессивным тенденциям социокультурного и экономического развития региона. Приведем отдельные утверждения С. В. Наумова, востребованные нами при разра-
Идея о реализации маркетингового подхода в системе дошкольного образования базируется на концепции управления инновационными процессами в региональной системе образования, разработанной, научно обоснованной и экспериментально подтвержденной министром образования Нижегородской области С. В. Наумовым.
ботке маркетингового подхода к управлению инновационными процессами в дошкольном образовании.
Инновационные процессы в региональной системе образования, характеризующие специфику региона, представляют собой:
3 результат специально организованной деятельности педагогических работников, отражающий сущностные характеристики своеобразия совокупного педагогического опыта и образовательной идеологии региона;
3 преимущественно инновации административно-научного типа, который характеризуется тем, что управление инновационными процессами осуществляют органы управления, учитывающие при принятии управленческих решений результаты научных исследований инноваций;
3 кластеры образовательных инноваций, на базе которых в дальнейшем появятся «точки роста» и запуска культурно-инновационных процессов в развитии региона, возникающие и существующие как инновационные экспериментальные площадки, временные творческие коллективы, авторские школы, ресурсные центры, инновационные образовательные учреждения, научно-исследовательские организации (лаборатории, институты), инновационные образовательные комплексы;
3 целенаправленное продуктивное введение изменений в систему образования, способствующее ее переходу в качественно новое состояние, ориентированное на достижение положительного социального эффекта в контексте социально-экономических направлений развития региона [6].
Принципиально важной в рамках нашего исследования о применении маркетингового подхода в сфере дошкольного образования следует считать формулировку С. В. Наумовым основных факторов, препятствующих развитию «кластеров инноваций»:
3 низкое качество инновационного климата и уровня развития инфраструктуры системы образования в регионе;
3 неадекватность образовательных и научно-исследовательских программ потребностям экономики;
3 слабые связи между производственным сектором, образовательными и научными организациями, другими социальными партнерами учреждений образования.
В соответствии с данными положениями — в целях ослабления, а возможно, и преодоления обозначенных факторов — нами был теоретически обоснован маркетинговый подход к управлению инновационными процессами в дошкольном образовании. В основу данной концепции положен тезис, ставший ее основной идеей: система маркетинга должна быть востребована как механизм управления инновационными процессами в дошкольном образовании с учетом запросов потребителей образовательных услуг и реальных возможностей субъектов управления.
Тенденции развития рынка образовательных услуг представлены данными территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области по составу муниципальных образовательных учреждений сферы дошкольного образования.
По данным на 2009 год, в Нижегородской области функционировали 1258 образовательных учреждений разных типов и видов, из них в городских поселениях — 852 учреждения, в сельской местности — 406. По информации Центра лицензирования и мониторинга образования на 2009 год, в негосударственном секторе Нижегородской области лицензию имели 9 учреждений. Предполагаем, что учреждений, имеющих свидетельство о государственной регистрации, гораздо больше. Активно развивается индивидуальная предпринимательская деятельность в сфере дошкольного образования детей. В Нижегородской области имеются и учреждения конфессиональной принадлежности. Заметим, что сегодня становится нормой неле-гализованная деятельность индивидуальных предпринимателей в форме гувернер-ства и содержания детей в условиях се-
мейных детских садов. Таким образом, уровень развития инфраструктуры дошкольного образования достаточно неопределен.
Соотнесем ситуацию с общими проблемами, препятствующими удовлетворению запросов родителей на дошкольное образование: несовершенство нормативно-правовой базы, неразвитость рынка образовательных услуг, проблема управления качеством дошкольного образования. Однако главный вопрос: кто защитит ребенка от непрофессиональных методов воспитания? Рынок должен быть управляемым.
Знание основополагающих методов маркетинга образовательной сферы позволит руководящим работникам и специалистам государственных и муниципальных структур, а также руководителям образовательных учреждений на основе зарубежного и отечественного опыта выработать конкретные стратегию и тактику решения проблем развития дошкольного образования.
Анализ внешней и внутренней среды дошкольного образования в Нижегородской области позволил выявить следующие позитивные тенденции:
3 востребованность дошкольного образования родителями;
3 видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений;
3 широкий спектр образовательных услуг, предоставляемых дошкольными учреждениями;
3 расширение рынка образовательных услуг;
3 функционирование вариативных организационных форм и моделей дошкольного образования [2].
В то же время существует ряд проблем, сложившихся в условиях современной социально-экономической ситуации: недостаточные финансирование дошкольных образовательных учреждений и количество детских садов, дефицит кадров,
Система маркетинга должна быть востребована как механизм управления инновационными процессами в дошкольном образовании с учетом запросов потребителей образовательных услуг и реальных возможностей субъектов управления.
Только на основе проведенных маркетинговых исследований, ориентированных на запросы потребителя, и анализа полученных данных следует размещать муниципальный заказ на услуги дошкольного образования в учреждениях и организациях любой формы собственности и ведомственной принадлежности.
низкий уровень информатизации дошкольного образования, отсутствие в практике управления дошкольным образованием маркетинговых технологий сегментирования и позиционирования при разработке стратегий развития учреждений, ориентированных на потребителя.
Для решения данных проблем были определены основные цели применения руководителями организаций дошкольного образования маркетингового подхода к управлению инновационными процессами:
3 определение потребностей разных сегментов рынка образовательных услуг;
3 комплексное изучение существующего на рынке образовательных услуг предложения;
3 определение инновационных сегментов образовательных услуг;
3 выявление каналов продвижения образовательных услуг и продуктов инновационной деятельности;
3 поиск путей формирования потребностей рынка в сфере дошкольного образования.
Механизм размещения муниципального заказа на конкурсной основе (опыт Пермского края) уже внедряется на территории Российской Федерации и предполагает разработку технологического обеспечения, включающего:
3 стандарт услуги дошкольного образования в форме паспорта образовательной услуги;
3 норматив ее стоимости;
3 процедуру размещения муниципального заказа у немуниципальных поставщиков посредством организации конкурса;
3 систему контроля качества выполнения муниципального заказа.
Мы считаем, что только на основе проведенных маркетинговых исследований, ориентированных на запросы потребителя, и анализа полученных данных следует
размещать муниципальный заказ на услуги дошкольного образования в учреждениях и организациях любой формы собственности и ведомственной принадлежности, которые способны создать необходимые условия для воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Можно предположить, что использование маркетингового подхода в управлении инновационными процессами в дошкольном образовании, а также маркетинговых технологий (сегментирования и позиционирования) в дошкольных учреждениях будет способствовать достижению эффективных практических результатов управленческой и образовательной деятельности при создании ряда педагогических условий:
3 разработке маркетинговой стратегии развития дошкольного образования;
3 создании и апробации технологии сегментирования в условиях дошкольных образовательных учреждений;
3 выявлении инновационных сегментов дошкольного образования и разработке программно-методического обеспечения управленческой и образовательной деятельности ДОУ;
3 освоении технологий позиционирования (интернет-маркетинг, маркетинг-микс и др.);
3 проектировании информационного обеспечения организаций дошкольного образования (создании сайтов ОУ по технологии «Е-РиЬ^1л», разработке контента сайтов, электронных образовательных ресурсов);
3 разработке и апробации учебно-тематических планов программ повышения квалификации и переподготовки руководителей ДОУ на основе маркетингового подхода.
Практическая значимость предложенного нами маркетингового подхода состоит в обогащении практики управления дошкольным образованием технологией сегментирования, позволяющей руководителю выстраивать стратегии развития организаций с учетом запросов потребителей
(законных представителей), разрабатывать инновационное программно-методическое обеспечение образовательной деятельности. Вновь разработанные технологии позиционирования образовательных услуг (электронные образовательные ресурсы, интернет-маркетинг и др.) позволят учреждениям быть конкурентоспособными и активно предлагать инновационные образовательные продукты коллегам, родителям и общественности в условиях мировой сети Интернет.
Эффективными результатами управления инновационными процессами в дошкольном образовании на основе маркетингового подхода будут являться:
3 оптимальные инновационный климат и уровень развития инфраструктуры системы дошкольного образования в регионе;
3 удовлетворенность родителей (законных представителей) разнообразием и качеством заказанных ими образовательных услуг;
3 освоение детьми сертифицированных образовательных программ дошкольного образования в необходимом родителям (законным представителям) объеме без ущерба психическому и физическому здоровью детей;
3 информационное обеспечение инновационных процессов в дошкольном образовании;
3 прозрачность рынка образовательных услуг дошкольного образования для населения, социальных партнеров и государства;
3 ориентированный на маркетинг квалифицированный персонал;
3 продуктивность маркетинговой стратегии;
3 конкурентоспособность организаций дошкольного образования.
В завершение отметим, что маркетинговый подход к управлению инновационными процессами был апробирован в условиях опытно-экспериментальной работы кафедры управления дошкольным образованием ГОУ ДПО НИРО в 2009/2010 учебном году. На базе 24 дошкольных учреждений Нижнего Новгорода и Нижегородской области было проведено маркетинговое исследование различных видов сегментации рынка образовательных услуг: по группам потребителей, параметрам образовательных услуг, конкурентам. Были определены образовательные запросы родителей, выявлены инновационные сегменты дополнительных образовательных услуг, обозначены параметры оценки конкурентоспособности учреждений.
Кафедрой управления дошкольным образованием Нижегородского института развития образования разработана и апробирована программа образовательного модуля «Маркетинговые технологии в управлении организациями дошкольного образования» к модульной программе повышения квалификации руководителей ОУ «Актуальные проблемы управления дошкольным образовательным учреждением».
Вновь разработанные технологии позиционирования образовательных услуг (электронные образовательные ресурсы, интернет-маркетинг и др.) позволят учреждениям быть конкурентоспособными и активно предлагать инновационные образовательные продукты коллегам, родителям и общественности в условиях мировой сети Интернет.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Бармин, Н. Ю. Нормативное финансирование и качество образования / Н. Ю. Бармин // Педагогическое обозрение. — 2008. — № 2—3.
2. Белоусова, Р. Ю. О решении проблемы развития вариативных форм дошкольного образования в Нижегородской области / Р. Ю. Белоусова // Педагогическое обозрение. —2008. — № 2—3.
3. Белоусова, Р. Ю. Управление инновационным процессом в дошкольном образовательном учреждении : метод. пособие / Р. Ю. Белоусова. — Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
4. Долгополова, Е. Е. Информационное обеспечение маркетинга: теория и практика : науч.-практ. пособие / Е. Е. Долгополова. — Мн. : Новое знание, 2010.
5. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. — М. : Ростинтер, 1996.
6. Морозова, Г. А. Маркетинговые технологии в регионе / Г. А. Морозова. — Н. Новгород : Изд-во ВВАГС, 2003.
7. Морозова, Г. А. Управление регионом: маркетинговый подход / Г. А. Морозова.— Н. Новгород : Изд-во ВВАГС, 1999.
8. Наумов, С. В. Управление инновационными процессами в региональной системе образования : автореф. дис. ... док. пед. наук / С. В. Наумов. — СПб., 2009.
9. О стимулировании внедрения современных моделей дошкольного образования : распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. № 1996-р (приложение) // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 2.
10. Панкрухин, А. Маркетинг образовательных услуг / А. Панкрухин. — URL: http://mou. marketologi.ru/content. html.
11. Хотяшева, О. М. Инновационный маркетинг в малых и средних фирмах. Краткий курс для магистерской подготовки : учеб. пособие / О. М. Хотяшева. — М. : Проспект, 2010.
12. Щетинин, В. П. Своеобразие российского рынка образовательных услуг / В. П. Щетинин // Мировая экономика и международные отношения. — 1997. — № 11.
В 2010 году библиотека ГОУ ДПО НИРО пополнилась новыми изданиями:
Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников.
М.: ТЦ «Сфера», 2010. 64 с.
В книге представлен сравнительный анализ данных о состоянии фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием речи и с общим недоразвитием речи. Предложены диагностические пробы для исследования фонематического восприятия, фонемного анализа, звукового синтеза. Даны методические разработки по преодолению недоразвития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи. В основе приведенных логопедических занятий лежат комплексно-игровой метод, сказочные сюжеты.
Материалы помогут осуществлять контроль за развитием и формированием фонематического восприятия у детей с ОНР, выявлять факторы и условия, обеспечивающие оптимальность процесса коррекции фонематического восприятия.
Пособие предназначено для практической работы логопедов, воспитателей логопедических групп.
Селиверстов В. И. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2010. 318 с.
Издание состоит из двух частей. В первой части рассматриваются особенности развития, воспитания и специального (коррекционного) обучения детей с ограниченными возможностям здоровья разного преддошколь-ного возраста. Описываются различные виды отклонений в развитии, особенности их выявления; раскрывается сущность коррекционно-педагогических приемов и условий предупреждения и преодоления данных отклонений у детей.
Во второй части представлены методические материалы по коррекционно-педагогической работе с детьми в условиях массовых и специальных ДОУ, что органично дополняет содержание первой части.
Пособие адресовано студентам и преподавателям средних и высших педагогических учебных заведений.