Научная статья на тему 'О РЕЗУЛЬТАТАХ АНАЛИЗА ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ ДОУ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ'

О РЕЗУЛЬТАТАХ АНАЛИЗА ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ ДОУ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ / НАУЧНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / ВАРИАТИВНЫЕ МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ / ADMINISTRATIVE COMPETENCE OF THE HEAD / SCIENTIFIC APPROACH TO THE MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION / VARIABLE MODELS AND TECHNOLOGIES OF MANAGEMENT OF PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоусова Р. Ю.

В статье представлено описание основных результатов исследования по проблеме использования существующих подходов к управлению дошкольным образовательным учреждением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the results of the analysis of approaches to the pre-school management of the Nizhny Novgorod Region

The author of the article gives the description of the main results of research on a problem of using the existing approaches to the management of preschool educational institution.

Текст научной работы на тему «О РЕЗУЛЬТАТАХ АНАЛИЗА ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ ДОУ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Профессиональные педагогические задачи и способы их решения

О РЕЗУЛЬТАТАХ АНАЛИЗА ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ ДОУ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Р. Ю. БЕЛОУСОВА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой управления дошкольным образованием НИРО belousova_58 @ mail. ru

В статье представлено описание основных результатов исследования по проблеме использования существующих подходов к управлению дошкольным образовательным учреждением.

The author of the article gives the description of the main results of research on a problem of using the existing approaches to the management of preschool educational institution.

Ключевые слова: управленческая компетентность руководителя, научный подход к управлению организацией, вариативные модели и технологии управления дошкольным образованием

Key words: administrative competence of the head, scientific approach to the management of the organization, variable models and technologies of management of preschool education

Проблема развития управленческой компетентности руководителей ДОУ в условиях меняющейся образовательной ситуации диктует необходимость введения в систему повышения квалификации нового содержания и способов «формирования опережающего характера в поведении специалиста, его мотивации и навыков саморазвития на основе информационно-аналитической, исследовательской и проектной деятельности» [1].

В соответствии с технологией «построения научного пространства как осно-

вы повышения квалификации педагогов в институте развития образования» [3] научная деятельность кафедры управления дошкольным образованием НИРО (научно-исследовательский, экспертный, опытно-экспериментальный, научно-методический этапы) в конечном итоге направлена на продуцирование «нового образовательного знания и новой образовательной практики» внедрения вариативных моделей и технологий управления дошкольным образовательным учреждением на основе современных научных подходов.

Результативность управления организацией определяется, прежде всего, обоснованностью методологии, адекватным выбором подходов и способов решения проблем управления.

Научное исследование существующих подходов к управлению образовательным учреждением предполагает реализацию трех этапов:

3 аналитического — 2012—2013 годы;

3 проектировочного — 2013—2014 годы;

3 итогового — 2014—2015 годы.

На первом этапе исследования возникла необходимость в получении информации о существующих подходах, на которых строится управление ДОУ Нижегородской области.

Представим описание основной идеи первого этапа научного исследования.

Результативность управления организацией определяется, прежде всего, обоснованностью методологии, адекватным выбором подходов и способов решения проблем управления.

Подход — это ракурс исследования, исходная позиция, отправная точка, с которой начинается исследование и которая определяет его направление относительно цели внедрения выбранной модели и технологии управления организацией.

Технологии (способы) управления организациями дошкольного образования и формы реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования в зависимости от их содержания и направленности могут быть достаточно разнообразными. К примеру, в организации может применяться сетевая форма реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, обеспечивающая возможность их освоения воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций. При необходимости, с учетом запросов родителей (законных представителей), руководители организаций-партнеров совместно разрабатывают и утверждают программы, обеспечивающие коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии, а также определяют спектр дополнительных образователь-

ных программ для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей воспитанников [4].

Следует отметить, что при использовании сетевой формы реализации образовательных программ руководителям организаций, определяющим условия и порядок осуществления образовательной деятельности, необходимо будет выстроить совместную модель сетевого управления этой деятельностью.

Так как на сегодняшний день для руководителя ДОУ это принципиально новая практика, то для осуществления кооперационно-сетевого подхода возникает потребность в новых управленческих знаниях и умениях.

Кроме того, реализация сетевых форм, используемых несколькими организациями, должна базироваться на актуальных запросах родителей (законных представителей).

Для определения образовательных запросов родителей, выявления сегментов для реализации дополнительных образовательных программ руководителю необходимо владеть маркетинговыми технологиями сегментирования и позиционирования. Таким образом, для руководителя становится востребованным маркетинговый подход к управлению организацией.

На каких научных подходах строится сегодня управление ДОУ? Задумываются ли руководители ДОУ о том, какой подход к управлению они применяют в рамках своих управленческих полномочий? Насколько эффективным будет внедрение новых моделей и технологий на основе современных подходов? Существует ли необходимость в специально организованном обучении руководителей использованию научных подходов к управлению? Каким образом методология наук педагогики и управления может повлиять на образовательную практику? Все эти вопросы определяют ситуацию как проблемную.

Проблемой, анализируемой в данном исследовании, является отсутствие у ру-

ководителей ДОУ актуальных знаний и умений по использованию научных подходов к управлению при внедрении вариативных моделей и технологий управления организацией. Особенно актуальной эта проблема становится в связи с кардинальными изменениями в законодательной и нормативно-правовой базах [4; 5; 6].

Предметом исследования являются существующие научные подходы к управлению ДОУ. Необходимо выявить потребность руководителей в специально организованном обучении на кафедре управления дошкольным образованием.

Объектом нашего исследования стали заведующие ДОУ Нижегородской области.

Нами были определены следующие гипотетические позиции:

3 формирование управленческой компетентности руководителей по проблеме использования научных подходов к управлению ДОУ является целесообразным;

3 использование руководителями научных подходов к управлению ДОУ повысит эффективность управленческой деятельности;

3 управленческая компетентность руководителей по проблеме использования научных подходов к управлению обеспечит оперативное и качественное внедрение вариативных моделей и технологий управления организацией.

Цели проводимого исследования:

3 анализ и систематизация теории научных подходов к управлению организацией;

3 изучение и выявление актуального состояния практики использования руководителями существующих научных подходов к управлению ДОУ.

Задачи:

3 проанализировать существующие научные подходы к управлению организацией, подготовить информационно-методические материалы для руководителей ДОУ;

3 разработать содержание процедуры исследования актуального состояния практики использования руководителями существующих научных подходов к управлению ДОУ;

3 организовать проведение следующих процедур:

— интернет-опроса заведующих ДОУ Нижегородской области на официальном сайте ГБОУ ДПО НИРО;

— анкетирования заведующих ДОУ;

— собеседования с заведующими ДОУ Нижегородской области;

3 проанализировать полученные результаты.

На основе анализа научно-методической литературы (Р. Акофф, П. К. Анохин, И. Ан-софф, К. Ю. Белая, Л. Берталанфи, В. Н. Виноградов, М. Грегор, В. И. Загвязинский, Г. А. Игнатьева, Ю. А. Конаржевский, Ф. Котлер, В. С. Лазарев, А. В. Лоренсов, А. А. Моисеев, У. Оучи, В. П. Пана-сюк, В. М. Полонский, С. Д. Поляков, М. М. Поташник, В. А. Сарапулов, В. А. Сла-стенин, В. И. Слободчиков, П. И. Третьяков, А. П. Тряпицына, А. Файоль, Л. И. Фа-люшина, М. Фоллет, О. Г. Хомерики, М. А. Чошанов, Т. Н. Шамова, У. Р. Эшби, Н. Р. Юсуфбекова и др.) был составлен перечень научных подходов к управлению организацией (программно-целевой, системный, маркетинговый, проектный, проектно-преобразующий, сетевой, кооперационно-сетевой, матричный, компе-тентностный, процессный, инновационный, рефлексивный, синергетический, деятель-ностный, ситуационный, модульный).

В соответствии с данным перечнем кафедрой были разработаны информационно-методические материалы для руководителей ДОУ по содержанию научных подходов к управлению организацией, инструментарий процедуры и пакет документов для ее проведения, в который вошли:

3 анкета по использованию заведующими ДОУ научных подходов к управлению;

3 информационно-методические материалы по содержанию научных подходов к управлению;

Необходимо выявить потребность руководителей в специально организованном обучении на кафедре управления дошкольным образованием.

3 перечень управленческих полномочий заведующего ДОУ;

3 перечень источников получения информации о научных подходах к управлению образованием.

Рассмотрим содержание и результаты исследования.

Общее количество респондентов составило 678 человек.

На сайте ГБОУ ДПО НИРО в разделах «Голосование» и «Интерактив» были опубликованы вопросы для заведующих ДОУ Нижегородской области: «Считаете ли Вы необходимым использование научных подходов к управлению ДОУ?»; «Какие научные подходы Вы используете в практике управления ДОУ?»

В интерактивном опросе принял участие 541 человек.

Диаграмма 1

Необходимость использования научных подходов к управлению ДОУ

87 %

В разделе «Голосование» на вопрос: «Считаете ли Вы необходимым использование научных подходов к управлению ДОУ?» 87 % респондентов дали положительный ответ (см. диаграмму 1).

Это доказывает готовность руководителей к освоению информации по использованию научных подходов к управлению ДОУ.

По результатам интерактивного опроса респондентов выяснилось, что наиболее используемыми научными подходами в управлении являются: системный и реф-

лексивный (20 %), деятельностный (16 %), процессный (14 %), инновационный и ситуативный (12 %), компетентностный (12 %), проектный и синергетический (12 %), программно-целевой, маркетинговый и модульный (12 %). Кооперационно-сетевой и проектно-преобразующий подходы используют в управлении ДОУ, по данным опроса, 2 % респондентов.

При взаимодействии с муниципальными органами управления образованием проведено анкетирование заведующих дошкольными образовательными учреждениями Нижегородской области.

Количество респондентов составило 80 человек.

Результаты анкетирования показали:

3 наиболее используемыми научными подходами к управлению являются компетентностный, деятельностный, процессный, инновационный, ситуационный, системный и рефлексивный, проектный и си-нергетический, программно-целевой, маркетинговый и модульный;

3 менее используемыми — кооперационно-сетевой и проектно-преобразующий.

Результаты анкетирования руководителей ДОУ совпадают с результатами интерактивного опроса, что подтверждает основную тенденцию в оценке актуального состояния практики использования научных подходов к управлению ДОУ.

Диаграмма 2 Оценка эффективности применения научных подходов к управлению ДОУ

□ Удовлетворительно

□ Хорошо

34 %

66 %

По результатам анкетирования было установлено:

3 66 % заведующих оценили эффективность применения научных подходов к управлению в своей управленческой

деятельности на оценку «удовлетворительно»;

3 остальные 34 % — «хорошо». Следует отметить отсутствие низких и высоких оценок.

Данные об источниках получения информации о применении научных подходов к управлению ДОУ

Предпочтения респондентов Данные, %

Курсы повышения квалификации руководителей ДОУ при кафедре управления дошкольным образованием ГБОУ ДПО НИРО 86

Другие курсы повышения квалификации 1

Самостоятельное изучение научно-методической литературы 6

Изучение управленческого опыта коллег 7

Не имею информации о научных подходах к управлению ДОУ 0

Другой вариант ответа 0

Таким образом, основным источником получения информации о научных подходах к управлению, их содержании и применении в своей управленческой деятельности являются курсы повышения квалификации при кафедре управления дошкольным образованием НИРО, количество респондентов составило 86 %.

Собеседование с заведующими ДОУ Нижегородской области было организовано в процессе образовательной и консультационной деятельности сотрудников кафедры. Для проведения собеседования был разработан перечень вопросов:

3 Какие научные подходы к управлению Вы знаете?

3 Отмечаете ли Вы, какой подход к управлению используете в процессе управленческой деятельности?

3 Необходима ли Вам информация о содержании и методах использования научных подходов к управлению ДОУ?

3 Повысит ли эффективность управленческой деятельности заведующего знание и использование научных методов в управлении ДОУ?

Всего опрошено 57 человек. Приведем данные по итогам собеседования (см. диаграмму 3).

Диграмма 3

Данные о знании и способах применения традиционных подходов к управлению

□ Знания

□ Способы

□ Отрицательно

На вопрос о знании традиционных подходов к управлению утвердительно ответили 76 %; о методах, способах их применения в практике управления — 23 %; 1 % — отрицательный ответ по двум вопросам.

Диаграмма 4

Данные о знании современных подходов к управлению ДОУ и практике их использования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 %

□ Да

□ Нет

78 %

На вопрос о знании содержания и применения современных подходов к управлению утвердительно ответили 22 % респондентов.

Диаграмма 5

Данные по самооценке использования руководителем научных подходов к управлению ДОУ

4 %

□ Да

□ Нет

96 %

На вопрос: «В процессе управленческой деятельности отмечаете ли Вы, какой подход к управлению используете?» 96 % заведующих ДОУ затруднились ответить.

На вопрос о необходимости получения информации о содержании и методах применения научных подходов к управлению для использования в своей управленческой деятельности утвердительно ответили 96 % опрошенных (см. диаграмму 6).

По итогам собеседования можно отметить, что большинство руководителей ДОУ

Диаграмма 6 Респонденты о необходимости получения информации о научных подходах к управлению ДОУ

применяют на практике различные подходы к управлению. Данные о знании руководителями традиционных подходов к управлению ДОУ являются преимущественными — 76 %, данные о знании современных научных подходов составляют 22 % от общего числа респондентов.

Из числа участвующих в собеседовании 96 % заведующих не смогли ответить, какой научный подход применяют в процессе управленческой деятельности. Однако все респонденты, проходившие собеседование, отметили, что знание и использование научных подходов к управлению повысят эффективность управленческой деятельности заведующего ДОУ.

По итогам анализа деятельности кафедры можно отметить, что изучаемая проблема актуализирована кафедрой в 2010—2011 годах.

Преподавателями кафедры экспериментально обоснованы кооперационно-сетевой и маркетинговый подходы к управлению, построенные на их основе модели и технологии успешно внедряются в практику ДОУ Нижегородской области, результаты исследований представлены в научно-методических изданиях [2; 7].

В ходе изучения и выявления актуального состояния практики использова-

ния руководителями научных подходов к управлению ДОУ разработаны информационно-методические материалы для заведующих ДОУ по теории научных подходов к управлению организацией.

В ходе анализа использования руководителями существующих подходов выявлены мнения и запросы заведующих по проблеме применения научных подходов к управлению ДОУ.

Поставленные на первом этапе исследования цели были достигнуты:

3 доказана актуальность и целесообразность формирования управленческой компетентности руководителей по проблеме использования научных подходов к управлению организацией;

3 выявлено мнение руководителей о том, что управленческая компетентность руководителей по проблеме использования научных подходов к управлению организацией будет способствовать повыше-

нию эффективности управленческой деятельности.

Основными задачами кафедры на следующем этапе научно-исследовательской деятельности являются: 3 разработка и экспериментальная апробация механизма оценки эффективности используемых научных подходов к управлению организациями дошкольного образования;

3 выявление эффективных форм и методов формирования значимых проектных и исследовательских компетентно-стей руководителя дошкольной образовательной организации;

3 разработка научно-методического обеспечения курсов повышения квалификации и переподготовки руководителей ДОУ по изучаемой проблеме.

В ходе анализа использования руководителями существующих подходов выявлены мнения и запросы заведующих по проблеме применения научных подходов к управлению ДОУ.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Бармин, Н. Ю. Образование взрослых в условиях новой экономики: социально-философский анализ : монография / Н. Ю. Бармин. — Н. Новгород : НИРО, 2010.

2. Белоусова, Р. Ю. Технологии управления инновационными процессами в дошкольном образовании Нижегородской области: маркетинговый подход : монография / Р. Ю. Белоусова. — Н. Новгород : НИРО, 2011.

3. Максимова, С. А. Построение научного пространства как основа повышения квалификации педагогов в институте развития образования / С. А. Максимова, И. В. Герасимова // Нижегородское образование. — 2012. — № 1. — С. 12—17.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».

5. Проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // URL : минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГ0С-Д0^Г

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // URL: http: //www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie=dok.html.

7. Чичикин, В. Т. Здоровьеобеспечение детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях взаимодействия ДОУ — ОУ — ФОК : информационно-методический сборник / В. Т. Чичикин, А. А. Чемене-ва. — Вып. 3. — Н. Новгород : НИРО, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.