Научная статья на тему 'ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС КАК ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ДОО'

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС КАК ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ / СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЗМОЖНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ РЕБЕНКА / ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоусова Р. Ю., Костригин А. А.

Дошкольное образование сегодня законодательно закреплено в качестве первого уровня общего образования. В данной статье авторы акцентируют внимание на одном из направлений анализа, связанном с изучением целевых ориентиров дошкольного образования и определением их в качестве ценностной основы управления ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TARGET REFERENCE POINTS OF PRESCHOOL EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE FEDERAL EDUCATIONAL STANDARD AS A VALUABLE BASIS OF THE MANAGEMENT IN THE KINDERGARTENS

Preschool education today enshrined in law as the first level of general education. In this article, the authors focus on one of the areas of research associated with learning targets pre-school education and defining them as a valuable framework for the management of OED.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС КАК ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ДОО»

4. Тарасова, Н. В. Научно-методологические основы проектирования процедуры общественной аккредитации образовательных организаций / Н. В. Тарасова, Н. И. Пьянкова // Европейский журнал современного образования. European Journal of Contemporary Education. — 2014. — Vol. 7. — № 1. — C. 54—62.

5. Тарасова, Н. В. Общественная аккредитация дошкольных образовательных организаций : методические рекомендации по разработке процедуры проведения / Н. В. Тарасова, Н. И. Пьян-кова. — М. : ФИРО, 2014. — 64 с.

6. Тарасова, Н. В. Содержание и организация процедуры независимой общественной оценки основной общеобразовательной программы и деятельности общеобразовательного учреждения по реализации социального заказа и социального партнерства : методические рекомендации / Н. В. Тарасова, Н. И. Пьянкова // Методист. — 2013. — № 2. — С. 52—58.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС КАК ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ДОО

Р. Ю. БЕЛОУСОВА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой управления дошкольным образованием НИРО [email protected]

А. А. КОСТРИГИН, ассистент кафедры психологии управления ННГУ им. Н. И. Лобачевского [email protected]

Дошкольное образование сегодня законодательно закреплено в качестве первого уровня общего образования. В данной статье авторы акцентируют внимание на одном из направлений анализа, связанном с изучением целевых ориентиров дошкольного образования и определением их в качестве ценностной основы управления ДОО.

Preschool education today enshrined in law as the first level of general education. In this article, the authors focus on one of the areas of research associated with learning targets preschool education and defining them as a valuable framework for the management of OED.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, целевые ориентиры, социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, ценностная основа управления

Key words: federal state educational standard of preschool education, targets, socially normative age-related characteristics of a potential child's progress, value-based management

Основными векторами развития дошкольного образования являются модернизация региональных систем дошкольного образования и введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. ФГОС ДО определяет целевые ориентиры — социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка раннего и дошкольного возраста. На этапе завершения дошкольного образования ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, положительно относится к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен к волевым усилиям, у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности и пр. [7].

В связи с этим совершенствуются и разрабатываются примерные основные образовательные программы дошкольного образования, методики и технологии. В соответствии с ФГОС проектируются образовательные программы дошкольного образования.

Какова сущность понятия ценностной основы управления ДОО? Можно ли определить и соотнести предпочтения руководителей в выборе ценностей в соответствии с требованиями ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования? Каким инструментарием можно

измерить эти предпочтения? Соответствуют ли представления заведующих ДОО об основных ценностях ребенка заданным ФГОС целевым ориентирам? Могут ли целевые ориентиры служить ценностной основой управления ДОО в условиях введения ФГОС дошкольного образования? Все эти вопросы определяют ситуацию как проблемную.

Проблемой, возникшей в ходе исследования среды формирования социальной идентичности ребенка в условиях дошкольной образовательной организации [5], являются новизна информации о целевых ориентирах («портрет выпускника») в соответствии с требованиями ФГОС, отсутствие у заведующих ДОО мотивационной установки на принятие социально-нормативных возрастных характеристик как ценностной основы управления организацией.

Таким образом, исследование, проведенное и представленное авторами статьи, связано с изучением целевых ориентиров дошкольного образования, определением их в качестве ценностной основы управления ДОО.

Предметом исследования явилась ценностная основа управления ДОО, заданная в виде целевых ориентиров как результатов освоения образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Объектом исследования стали заведующие ДОО Нижегородской области.

Цель проводимого исследования:

3 анализ теории ценностных оснований в образовательных системах;

3 изучение и выявление актуального

Исследование, проведенное и представленное авторами статьи, связано с изучением целевых ориентиров дошкольного образования, определением их в качестве ценностной основы управления ДОО.

состояния представлений руководителей ДОО о характеристиках и ценностях дошкольника.

Задачи:

3 изучить материалы научных исследований проблемы ценностей как основы управления ДОО;

3 обосновать актуальность исследования портрета выпускника ДОО как ценностной основы управления ДОУ;

3 исследовать представления заведующих о характеристиках и ценностях выпускника ДОО в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО;

3 соотнести полученные результаты с целевыми ориентирами дошкольного образования в контексте ФГОС;

3 разработать содержание процедуры исследования;

3 организовать проведение:

— анкетирования заведующих ДОО;

— группового интервью;

— собеседования;

3 проанализировать полученные результаты.

Представим описание основной идеи научного исследования.

В процессе изучения и выявления актуального состояния профессиональной готовности руководителей ДОО к введению ФГОС ДО кафедрой управления дошкольным образованием НИРО были определены показатели моти-вационного компонента готовности. Ценностный аспект управления ДОО в условиях введения ФГОС ДО остался недостаточно изученным [2]. В то же время научное сообщество интересуют проблемы ценностей, которые передаются дошкольникам, в частности психолого-педагогические возможности образовательной среды детского сада и семьи в дошкольном образовании детей [1; 3; 5].

В. В. Рубцова и Е. Г. Юдина [8] в своей работе констатируют, что в настоящее время существует проблема виде-

Согласно теории Д. Б. Эльконина в старшем дошкольном возрасте (6—7 лет) формируется готовность ребенка к школьному обучению.

ния и определения образа дошкольника, отвечающего современным реалиям и переменам в обществе. Возникает необходимость обеспечения выпускников ДОО теми навыками и знаниями, которые позволили бы им совершить эффективный переход в школу и социализироваться в глобальном мире.

Согласно теории Д. Б. Эльконина в старшем дошкольном возрасте (6—7 лет) формируется готовность ребенка к школьному обучению. Определены основные линии развития ребенка: формирование произвольного поведения; овладение средствами и эталонами познавательной деятельности; переход от эгоцентризма к децентрации; мотивационная готовность ребенка к обучению в школе [6].

Мотивационная готовность может быть определена готовностью ребенка освоить и принять социальную роль школьника. Л. Н. Захарова раскрывает комплекс образовательных условий, обеспечивающих эффективность освоения новой социальной роли применительно к школьному образованию [4, с. 235]. Представляется, что весь этот комплекс условий и четкое определение содержательного наполнения и критериев овладения ребенком социальной ролью относятся и к выпускнику ДОО. Это может быть отражено в компе-тентностно-психологическом портрете выпускника.

Известно, что основными регуляторами деятельности являются смыслообра-зующие мотивы или ценности. По мнению S. Schwarz и W. Bilsky [9], ценностями считаются убеждения и понятия, которыми человек руководствуется при принятии решений и реализации деятельности, а также при оценке событий. Исходя из этого определения, представления заведующих о выпускнике ДОО являются ценностными явлениями, которыми заведующий руководствуется в организации образовательной деятельности ДОО.

На основе анализа подходов к определению сущности системы ценностей, изучения целевых ориентиров дошколь-

ного образования авторами статьи выдвигается следующая гипотетическая позиция: портрет дошкольника-выпускника может являться ценностным основанием управления ДОО.

Для исследования портрета дошкольника-выпускника использовались следующие методы: групповое интервью, контент-анализ, теоретическое моделирование.

Исследование проводилось в процессе повышения квалификации заведующих дошкольных образовательных организаций на базе Нижегородского института развития образования и проходило в два этапа.

На первом этапе анализировались представления заведующих ДОО о характеристиках дошкольника-выпускника. В исследовании принимали участие 17 заведующих ДОО Нижнего Новгорода и Нижегородской области. С респондентами проводилось групповое интервью,

Представления заведу

по результатам которого они писали эссе на тему «Портрет выпускника ДОО». Для обработки эссе использовался метод контент-анализа.

На втором этапе исследования изучались представления заведующих о духовно-нравственных ценностях, которыми должен обладать дошкольник на пороге обучения в школе. В исследовании участвовали 14 заведующих ДОО Нижнего Новгорода и Нижегородской области. С респондентами проводилось групповое интервью, в котором они описывали самую значимую на их взгляд ценность, а также то, как данную ценность формируют у детей педагогические работники ДОО и как она должна проявляться в поведении дошкольника.

В таблице 1 представлены результаты, полученные на первом этапе исследования представлений заведующих о характеристиках дошкольника-выпускника.

Таблица 1

цих о характеристиках дошкольника

Группы характеристи к Содержание (в виде единиц контент-анализа) Количество упоминаний

Операциональные 3 Общая готовность ребенка к школе; 3 умение ребенка логически мыслить, рассуждать 13

Ценностные 3 Усвоенность детьми ценностей, правил и норм поведения в обществе. Нравственные ценности: — ценность труда; — представления о патриотизме; — доброжелательность к людям и окружающему миру 13

Характеристики развития 3 Физическая зрелость; 3 психологическая зрелость; 3 культурное и эстетическое развитие 11

Характеристики коммуникации и взаимодействия 3 Общительность; 3 правильная речь; 3 умение ребенка взаимодействовать с детьми и взрослыми; 3 лидерские качества; 3 эмпатия 10

Характеристики саморегуляции 3 Умение ребенка регулировать свое поведение; 3 эмоциональная устойчивость; 3 умение решать жизненные задачи 9

Характеристики познавательной и творческой активности 3 Любознательность; 3 познавательная активность; 3 творческая активность и способности; 3 кругозор 9

Характеристики Я-концепции 3 Представление о себе; 3 наличие собственной точки зрения 6

Представления заведующих ДОО о характеристиках дошкольника-выпускника были классифицированы по группам: операциональные, ценностные, характеристики коммуникации и взаимодействия, характеристики саморегуляции, познавательной и творческой активности, характеристики развития и Я-концепции.

Результаты контент-анализа показывают, что предпочтения заведующих отданы операциональным и ценностным характеристикам дошкольника. Это подтверждает озабоченность руководителя формированием общей готовности ребенка к школе, вопросами социализации, формирования нравственных качеств личности. Малозначимыми для половины респондентов являются характеристики Я-концеп-ции, которые заключаются в наличии у ребенка представлений о себе, собственной точки зрения. Таким образом, предпочтения заведующих можно рассматривать в качестве ценностной основы уп-

равления образовательной деятельностью ДОО.

В процессе анализа эссе нами выделены две проблемных позиции.

Во-первых, при изложении заведующими ДОО своих представлений о выпускнике детского сада употреблялись стереотипные выражения и штампы, что может свидетельствовать о желании руководителей дать социально значимые ответы либо выразить сомнение по поводу правильной трактовки фиксируемых характеристик.

Во-вторых, в эссе заведующих ДОО не раскрывалось поведенческое проявление указываемых характеристик, благодаря которым можно судить о сформи-рованности качеств ребенка.

Результаты второго этапа исследования, в ходе которого изучались представления заведующих о том, какими духовно-нравственными ценностями должен обладать выпускник ДОО, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Представления заведующих о важнейших духовно-нравственных ценностях дошкольника

Ценности Количество упоминаний

Патриотизм 1

Осознание своей личности в социуме 1

Воспитанность 1

Любовь и уважение к семье 3

Сформированные представления о добре и зле, хорошем и плохом, справедливости 1

Здоровый образ жизни 3

Эмпатия и уважение к другим людям и окружающему миру 1

Доброта 1

Бережное отношение к природе 1

Все ценности 1

Как видно из таблицы, по мнению заведующих ДОО, самыми важными ценностями, которыми должен обладать дошкольник-выпускник, являются «любовь и уважение к семье» и «здоровый образ жизни» (по три упоминания). Значимость остальных выделенных ценностей одинакова (по одному упоминанию).

Данные результаты показывают, что

заведующие ДОО определяют ценности семьи и ценности здоровья как самые значимые для формирования личности ребенка-выпускника. Следовательно, управление образовательной деятельностью ДОО базируется в основной части на данных ценностных основаниях.

В своих эссе респонденты представили механизмы и способы формирования

данных ценностей. Педагогические работники способствуют формированию этих ценностей у детей с помощью бесед, дидактических игр, чтения и обсуждения прочитанного, игровых проблемных ситуаций, совместных с родителями мероприятий, тематических праздников, изготовления подарков для родственников. Данная ценность проявляется, когда ребенок с удовольствием рассказывает о своей семье, готовит подарки родным, имеет желание помогать родителям, проявляет чувство любви и уважения к близким людям.

По мнению заведующих ДОО, ценность здорового образа жизни формируется с помощью здоровьесберегающих технологий, соблюдения режима двигательной активности, спортивных соревнований, проведения бесед, деятельности специалистов медицинского кабинета, работы с родителями. У ребенка появляется интерес к двигательным играм и упражнениям, он самостоятельно чистит зубы, без напоминания моет руки, одевается по сезону, любит полезную пищу.

Таким образом, цель проводимого исследования была достигнута. Сравнительный анализ материалов эссе и социально-нормативных возрастных характеристик ребенка на этапе завершения дошкольного образования в контексте ФГОС позволил констатировать профессиональную компетентность руководителей ДОО в определении характеристик дошкольника и доказать возможность определения целевых ориентиров дошкольного образования в качестве ценностной основы управления ДОО.

В образовательной деятельности кафедры управления дошкольным образованием может стать перспективной разработка тематики курсов, связанной с изучением руководителями ДОО социально-нормативных возрастных характеристик дошкольника как ценностной основы управления ДОО в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

В образовательной деятельности кафедры управления дошкольным образованием может стать перспективной разработка тематики курсов, связанной с изучением руководителями ДОО социально-нормативных возрастных характеристик дошкольника.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Белоусова, Р. Ю. Как определить психологическую готовность ребенка к школе? / Р. Ю. Белоусова // Школа. — 2014. — № 21 (427).

2. Белоусова, Р. Ю. Профессиональная готовность руководителя ДОО к введению ФГОС дошкольного образования / Р. Ю. Белоусова // Нижегородское образование. — 2014. — № 3. — С. 82—89.

3. Вязникова, Л. Ф. Ценности образования: выбор пути развития / Л. Ф. Вязникова // Психологическая наука и образование. — 2002. — № 4. — С. 88—98.

4. Захарова, Л. Н. Психология управления / Л. Н. Захарова. — М. : Логос, 2012. — 376 с.

5. Костригин, А. А. Дошкольное образовательное учреждение как среда формирования социальной идентичности ребенка / А. А. Костригин // Материалы XIII Всероссийской научной конференции, посвященной памяти проф. З. И. Файнбурга «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований». — Пермь : ПНИПУ, 2014. — С. 77—84.

6. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова. — М. : Российское педагогическое общество, 1996. — 374 с.

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г. № 30384).

8. Рубцов, В. В. Современные проблемы дошкольного образования / В. В. Рубцов, Е. Г. Юдина // Психологическая наука и образование. — 2010. — № 3. — C. 5—19.

9. Schwartz, S. H. Toward a universal psychological structure of human values / S. H. Schwartz, W. Bilsky // Journal of Personality and Social Psychology. — 1987. — Vol. 53. — № 3. — С. 550—562.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.