ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НОРМАТИВНО-КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Р. Ю. БЕЛОУСОВА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой управления дошкольным образованием НИРО [email protected]
А. Н. НОВОСЕЛОВА, кандидат
филологических наук, доцент кафедры управления дошкольным образованием НИРО [email protected]
Н. М. ПОДОПЛЕЛОВА, кандидат
педагогических наук, доцент кафедры управления дошкольным образованием НИРО [email protected]
В статье представлена профессиональная нормативно-компетентностная модель руководителя дошкольной образовательной организации, выстроенная с учетом результатов научных исследований кафедры по проблеме профессиональной готовности заведующих к введению ФГОС ДО и представляющая собой совокупность профессионально значимых характеристик, определяемых авторами в контексте современных нормативных требований к должности руководителя ДОО.
The article describes the professional model of the head of a preschool institution. This model was built on the base of professionally important scientific researches. It includes a number of characteristics, modern requirements to a position of the head of a preschool education.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, профессиональная нормативно-компетентностная модель, профессиональные компетентности, характеристики, профессиональные способности, качества личности
Key words: federal state educational standard of preschool education, professional competence model, professional competence, performance, professional skills, personal qualities
В связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1], введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) [2] управленческая деятельность руководителя дошкольной образовательной организации (ДОО) приобретает новую специфику. Обеспечить качественную реализацию непрерывного дополнительного профессионального образования руководителя, компетентную поддержку его профессиональных амбиций и запросов — задача кафедры управления дошкольным образованием ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».
На начальном этапе введения ФГОС ДО (2013—2014 гг.) кафедра предложила инструментарий определения профессиональной готовности руководителя к введению ФГОС ДО, дала характеристику ее компонентов, выявила запросы и профессиональные затруднения руководителей [5].
Следующей актуальной задачей кафедры стала разработка профессиональной нормативно-компетентностной модели руководителя ДОО (в совокупности профессионально значимых характеристик) в соответствии с проектом профессионального стандарта руководителя и в контексте требований ФГОС дошкольного образования. К профессионально значимым характеристикам авторы относят качества (профессиональные и личностные), профессиональные компетентности и способности, рассматриваемые как приобретенные навыки [9].
Цель управленческой деятельности руководителя ДОО заключается в создании образовательного пространства дошкольной организации как среды максимально широкого диапазона для развития личности, действующей в соответствии с общественными ценностями и приоритетами, ожиданиями и интересами.
«Личность любого человека целостна, сколько бы вы ни раскладывали ее на отдельные действия, это не поможет в
дальнейшей практике применения стандарта», — говорит заместитель директора Московского института развития образования Ю. В. Фролов [10]. «Успешный руководитель— это оперативные знания плюс высокий уровень культуры», — отмечает ректор ГБОУ ДПО НИРО Н. Ю. Бар-мин [4]. Данные цитаты актуализируют научное описание профессиональной нормативно-компетентностной модели руководителя ДОО, особенно в связи с изменением нормативно-правовой базы образования, определением новых подходов к повышению квалификации в этой сфере, разработкой и реализацией актуальных программ дополнительного профессионального образования руководящих работников [7]. Определяющим же при проведении исследования стало отсутствие в научной литературе научно обоснованной профессиональной нормативно-компе-тентностной модели руководителя ДОО, разработанной согласно специфике его деятельности на основе проекта профессионального стандарта руководителя образовательной организации, требований ФГОС ДО и др.
Под профессиональной нормативно-компетентостной моделью мы понимаем совокупность взаимосвязанных компетенций, ориентированных на сферу профессиональной деятельности руководителя ДОО, на основе нормативно-правовой базы в области образования.
Предметом исследования являются профессионально значимые характеристики руководителя ДОО в соответствии с современными нормативно-правовыми требованиями, а объектом — профессиональная нормативно-компетентностная модель руководителя дошкольной образовательной организации, в значительной мере определяемая требованиями ФГОС ДО.
Под профессиональной норматив-но-компетентостной моделью мы понимаем совокупность взаимосвязанных компетенций, ориентированных на сферу профессиональной деятельности руководителя ДОО.
Задачи исследования:
3 проанализировать проблему в контексте современных требований законодательства;
3 выявить и обосновать уровни и соответственно структурные компоненты модели;
3 определить содержательное наполнение компонентов модели.
В основу разработки профессиональной нормативно-компетентностной модели руководителя ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО был положен компетентностный подход, где цели образования «привязываются» к ситуациям применимости в сфере труда [11, с. 22]. Категориальная база компетентностного подхода непосредственно связана с идеей целенаправленности и целезаданно-сти процесса, при котором компетенции, по мнению И. В. Чичикина, задают обобщенный уровень. Однако, на наш взгляд, для построения модели важно учитывать и общефилософские аспекты, как это определено в работах М. М. Поташника, К. Я. Вазиной и др.: аксиологический — ценностно-мотивационный; онтологический — сущностный; технологический — деятельностный, — поскольку именно они структурируют любую модель как систему.
Мы разделяем точку зрения И. С. Ше-гаева о том, что профессиональная компетентность при компетентностном подходе рассматривается как синтез интеллектуальных и навыковых составляющих (когнитивного и деятельностного), личностных характеристик (ценностные ориентации, способности, черты характера, готовность к осуществлению деятельности и т. д.) и опыта, позволяющего человеку использовать свой потенциал [12]. Будучи интегративным образованием, профессиональная компетентность не сводится ни к отдельным качествам личности или их сумме, ни к
Будучи интегративным образованием, профессиональная компетентность не сводится ни к отдельным качествам личности или их сумме, ни к определенным знаниям, умениям и навыкам.
определенным знаниям, умениям и навыкам. Компетенции выступают в качестве составляющих компонентов профессиональной компетентности.
Вслед за исследователями компе-тентностного подхода А. Г. Бермусом, И. А. Зимней, О. Е. Лебедевым, В. В. Раевским мы определяем понятие «компетентность» как емкий содержательный пласт, в основе которого функционируют интегрирующие профессиональные, социально-психологические, правовые и другие характеристики. В обобщенном виде компетентность руководителя рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности в сфере образования [12]. Поэтому сама профессиональная нормативно-компетентностная модель построена нами на основе всей имеющейся нормативной базы, в том числе учтен проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации, что и определило название модели. Нормативной основой профессиональной модели руководителя ДОО являются два основополагающих документа: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 51, п. 2) и Трудовой кодекс РФ (ст. 195). Данные документы регламентируют правовой статус и права участников образовательных отношений. Тогда как трудовые функции конкретизированы в Приказе Министерства здравоохранения социального развития РФ [3].
Проанализировав проблему в контексте современных требований законодательства, с учетом компонентов профессиональной готовности руководителя ДОО к введению ФГОС ДО [5], мы пришли к пониманию структуры профессиональной нормативно-компетентностной модели руководителя ДОО, состоящей из трех функционально связанных уровней, обозначенных в работах М. М. Поташника, К. Я. Вазиной и др.: аксиологического, онтологического, технологического, — что и показано на схеме на с. 123.
Профессиональная нормативно-компетентностная модель руководителя ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО
У АКСИОЛОГИЧЕСКИИ УРОВЕНЬ
ÎS.
^ 3 Ценностное основание — N
/ целевые ориентиры ФГОС ДО ^
/ 3 Миссия руководителя ^
^ 3 Цель ' > 3 Задачи \
' Культура \
• Профессиональная Личностная \
' ----~ - - \
/ „ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ *
/ 3 Компетентностные характеристики руководителя ДОО .
| в соответствии с требованиями проекта профессирналь- •
| ного' стандарта руководителя ОО, определяющие инфор-
I I \
I
м^ционный компонент готовности руководителя к реали- I зации ФГОС ДО \ /
,3 Личностные характеристики, отражающие мотивацион- / ' ный компонент готовности руководителя к реализации /
\ ¡ФГОС ДО и творческое начало личности руководителя! ^ \ ......./
\ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ /
\ Характеристики, отражающие /
\ операционально-технологический * компонент готовности руководи- ^ теля к реализации ФГОС ДО^^
Наиболее важными для уяснения особенностей аксиологических ориентаций руководителей ДОО явились теоретические исследования, проведенные И. С. Ар-тюховой, Е. К. Киприяновой, Н. А. Кириловой, В. М. Кузнецовым, А. В. Мудрик, А. С. Шаровым.
Разработке онтологического аспекта профессиональной нормативно-компетент-ностной модели руководителя ДОО способствовали теоретические работы Н. Ю. Бармина, К. Беннета, М. Вебера, Э. Гидденса, Д. Содкера, В. С. Лазарева, А. Я. Найна, М. М. Поташника, О. А. Сафоновой и др.
В соответствии с действующей Общероссийской классификацией занятий [8] разработчики профессионального стандар-
та отнесли деятельность руководителей образовательных организаций к четырем группам функций: управление организацией; управление технологиями в организации; управление проектами и процессами; управление отдельными работами в организации.
Технологический аспект, раскрытый в исследованиях Н. В. Кузьминой, Е. А. Климова, А. В. Швацкого, находит свое отражение в модели для определения технологий управленческой деятельности.
Представляем описание модели.
На первом, аксиологическом уровне модели представлены ценностное основание, миссия, цель и задачи управленческой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.
ВИДЕНИЕ (vision)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (interaction)
ДЕЙСТВИЕ (action)
Ценностным основанием управления ДОО является портрет дошкольника-выпускника, основанный на целевых ориентирах дошкольного образования [6]. Миссия руководителя ДОО заключается в создании условий для развития детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО как нормативно-управленческого документа нового типа, в объединении усилий ДОО, семьи и социальных партнеров для создания условий, раскрывающих индивидуальность каждого ребенка, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Стратегическая цель руководителя — совершенствование образовательной среды ДОО, способствующей развитию творческой, целостной личности посредством организации тесного сотрудничества с окружающим социумом и родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Тактическая цель заключается в создании необходимых условий для реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО (материально-технических, финансовых, кадровых, психолого-педагогических, развивающей предметно-пространственной среды ДОО).
Задачи управленческой деятельности определяются и реализуются в соответствии с направлениями и мероприятиями дорожной карты сопровождения ФГОС ДО.
На наш взгляд, нельзя рассматривать миссию руководителя в отрыве от управленческой и личностной культуры, которая, в свою очередь, включает в себя несколько компонентов:
3 политическую культуру (понимание интересов государства, региона, муниципалитета, детского сада, личности педагога, воспитанника, родителя, умение считаться с различными точками зрения);
3 организаторские способности (взаимоотношения с людьми, тяга к лидер-
Стратегическая цель руководителя — совершенствование образовательной среды ДОО, способствующей развитию творческой, целостной личности.
ству, умение контактировать с педагогами, воспитанниками, обучающимися, родителями, организовывать совместную педагогическую и воспитательную деятельность, личная привлекательность);
3 нравственные качества (духовные качества и культура поведения);
3 работоспособность (способность к продолжительной и напряженной творческой деятельности на руководящей должности).
Новый подход к пониманию культуры управления предполагает использование творческих способностей людей, поиск общих взглядов, норм и ценностей, открытый доступ к информации, поощрение сотрудничества и партнерства, адаптацию организаций ко внезапным изменениям внешней среды и достижение максимальной эффективности их деятельности.
Такое понимание дополнительно обосновывает, на наш взгляд, предназначение руководителя образовательной организации.
На втором, онтологическом уровне модели определены следующие группы характеристик:
3 компетентностные характеристики руководителя ДОО в соответствии с требованиями проекта профстандарта руководителя ОО, определяющие информационный компонент готовности руководителя к реализации ФГОС дошкольного образования;
3 личностные характеристики, отражающие мотивационный компонент готовности руководителя к реализации ФГОС ДО, и творческое начало личности руководителя.
К первой группе характеристик относятся:
3 организационно-управленческая деятельность руководителя:
— способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности персонала ДОО на основе их делегирования;
— способность планировать образовательную деятельность ДОО (осуществлять стратегическое, тактическое и оперативное планирование в условиях реализации ФГОС ДО);
— владение методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении деятельностью ДОО;
— способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений по введению ФГОС ДО в деятельность ДОО;
— готовность к разработке процедур и методов планирования и контроля образовательной деятельности ДОО.
3 Информационно-аналитическая деятельность:
— способность осуществлять проблемно-ориентированный анализ ресурсного обеспечения реализации ФГОС ДО в деятельности ДОО;
— способность осуществлять проектирование локальной нормативно-правовой документации ДОО в соответствии с требованиями законодательства;
— владение техниками финансового планирования и прогнозирования деятельности ДОО;
— способность проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений по реализации ФГОС ДО;
— способность разрабатывать планы создания и развития новых организационных структур ДОО в условиях вариативных форм дошкольного образования;
— способность применять маркетинговые технологии как средство реализации социального запроса родителей на образовательные услуги ДОО.
В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» непрерывное профессиональное образование — требование времени, поэтому, по нашему убеждению, информационный компонент готовности чрезвычайно важен.
3 Вторая группа характеристик:
— знания руководителем норм законодательства об образовании и правах детей, в том числе об организации инклюзивного образования, структуры и содержания ФГОС ДО, порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования;
— знания об организации образовательной деятельности ДОО в условиях социального партнерства и введения платных образовательных услуг;
— умение ориентироваться в современных теориях менеджмента для обеспечения конкурентоспособности ДОО в условиях реализации ФГОС ДО.
— представления о противоречиях и трудностях (рисках) реализации ФГОС ДО и способах их разрешения.
3 Для обеспечения жизнеспособности и конкурентоспособности ДОО в условиях дефицита бюджета и оптимизации деятельности ДОО, объединения их в образовательные холдинги, где не всегда верно определяется роль ДОО в воспитании и образовании подрастающего поколения, важным является мотивацион-ный компонент, который включает третью группу характеристик:
— умение анализировать ситуации изменений в ДОО;
— умение выполнять взятые обязательства по созданию условий реализации ФГОС ДО в ДОО (психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, развивающая предметно-пространственная среда);
— умение создать в коллективе ДОО благоприятный мотивационный климат в условиях изменений;
— потребность в профессиональном самоанализе управленческой деятельности, непрерывном профессиональном росте.
В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» непрерывное профессиональное образование — требование времени, поэтому, по нашему убеждению, информационный компонент готовности чрезвычайно важен.
В личностной характеристике, как правило, закладывается креативное начало, без которого сложно реализовать задуманное.
Личностные характеристики, отражающие творческое начало личности руководителя (четвертая группа характеристик):
3 инициатива;
3 индивидуальная свобода;
3 самостоятельность и ответственность;
3 готовность к риску;
3 независимость суждений.
На третьем, технологическом уровне представлены характеристики, отражающие операционально-технологический компонент готовности руководителя к реализации ФГОС ДО:
3 умение принимать управленческие решения;
3 способность координировать деятель-ЛИТЕРАТУРА _
ность участников образовательных отношений ДОО по реализации ФГОС ДО;
3 способность организовывать мониторинг и контроль за условиями реализации ОП ДО;
3 владение технологиями (способами) обеспечения конкурентоспособности ДОО.
Разработанная профессиональная нор-мативно-компетентностная модель руководителя ДОО может применяться для самооценки, экспертной оценки в процессе аттестации, при конструировании программ подготовки и дополнительного профессионального образования руководителей. Перспективной в деятельности кафедры является разработка комплексного сопровождения руководителей ДОО в соответствии с представленной моделью, в том числе персонифицированных программ дополнительного профессионального образования и индивидуальных стажировок.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/623241/.
2. Приказ Минобрнауки РФ от 7 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»//URL: http:// www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"» //URL: http://base.garant.ru/180422/.
4. Бармин, Н. Ю. Нормативно-профессиональная компетентностная модель руководителя ООО в современных социально-экономических условиях / Н. Ю. Бармин//URL: http:// www.niro.nnov.ru/?id=24218&query_id=609862.
5. Белоусова, Р. Ю. Профессиональная готовность руководителя ДОО к введению ФГОС дошкольного образования / Р. Ю. Белоусова // Нижегородское образование. — 2014. — № 3. —
С. 90—96.
6. Белоусова, Р. Ю. Целевые ориентиры дошкольного образования в контексте ФГОС как ценностная основа управления ДОО / Р. Ю. Белоусова, А. А. Костригин // Нижегородское образование. — 2015. — № 3. — С. 34—40.
7. Максимова, С. А. Культурные эффекты повышения квалификации педагогов: на пути к человеку эпохи постпостмодернизма / С. А. Максимова, И. В. Герасимова//Нижегородское образование. — 2014. — № 4. — С. 4—13.
8. Общероссийский классификатор занятий //URL: http://classifikator.ru/dic/okz.
9. Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)»: проект//URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi online.cgi?req=doc; base=PNPA;n=2368#1.
10. Сафонова, О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / О. А. Сафонова — М. : Академия, 2011. — 224 с.
11. Чичикин, И. В. Подходы к формированию коммуникативной компетентности в профессиональном образовании менеджеров / И. В. Чичикин // Среднее профессиональное образование. — 2010. — № 5. — С. 22—24.
12. Шегаев, И. С. Профессионально-личностный портрет руководителя образовательного учреждения школьного уровня: каким ему быть? Кадровый ответ / И. С. Шегаев //Теория и практика образования
в современном мире : материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб. : Заневская площадь, 2014. — С. 13—15.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Г. Г. ЭРНСТ,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Института психологии и педагогики АлтГПУ (Барнаул) [email protected]
В статье рассматривается проблема развития профессиональной педагогической рефлексии будущего учителя. Автор акцентирует внимание на развитии рефлексии в ходе педагогической практики студента. В статье приведено теоретическое обоснование необходимости уделять особое внимание развитию рефлексии именно на этапе прохождения педагогической практики. Автор предлагает программу содействия развитию рефлексии будущего учителя в период педагогической практики, обосновывает ее содержание и описывает конкретные методы работы.
This article describes the problem of development of professional pedagogical reflexion of the future teacher. The author focuses on the development of reflection during student teaching practice. The article gives a theoretical justification of the need to pay special attention to the development of reflection during the pedagogical practice. The author offers a program to promote the development of reflexion of the future teacher in the period of teaching practice, justifies its content and describes the specific methods of operation.
Ключевые слова: рефлексия, профессиональная рефлексия, педагогическая рефлексия, системно-деятельностный подход, личностно-деятельностный подход, профессиональное саморазвитие
Key words: reflection, professional reflection, pedagogical reflection, system-activity approach, personal-activity approach, professional self-improvement