Научная статья на тему 'Модель профессиональной компетентности современного руководителя дошкольной образовательной организации'

Модель профессиональной компетентности современного руководителя дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3661
553
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ / МОДЕЛЬ / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPONENTS / CONSTITUENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухова Ольга Викторовна

Автором статьи предложена модель профессиональной компетентности современного руководителя дошкольной образовательной организации. Модель рассматривается как открытая, дифференцируемая и постоянно дополняемая система, позволяющая оценить эффективность управления. Представлен перечень требований на должность заведующего детским садом в основу новых профессиональных стандартов, должностных инструкций. Проведен анализ проблемы профессиональной компетентности отечественными учеными. Рассмотрены компоненты и составляющие профессиональной компетентности, необходимые для эффективной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of professional competence of modern head of preschool educational ESTABLISHMENT

The author of the article suggests the form of the professional competence of modern head of preschool educational establishment. The author considers the model to be an open, differentiated and constantly variable system that allows seeing the efficiency of management. The author suggests the list of requirements for the head of the kindergarten to be the basis of new professional standards and official instructions. National scholars have analyzed the problem of professional competence. In this article the author examines the components and constituents of the professional competence that must be present in the effective professional activities.

Текст научной работы на тему «Модель профессиональной компетентности современного руководителя дошкольной образовательной организации»

УДК 378

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО

РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

О.В. Сухова

Аннотация. Автором статьи предложена модель профессиональной компетентности современного руководителя дошкольной образовательной организации. Модель рассматривается как открытая, дифференцируемая и постоянно дополняемая система, позволяющая оценить эффективность управления. Представлен перечень требований на должность заведующего детским садом в основу новых профессиональных стандартов, должностных инструкций. Проведен анализ проблемы профессиональной компетентности отечественными учеными. Рассмотрены компоненты и составляющие профессиональной компетентности, необходимые для эффективной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, профессиональная компетентность,

компоненты, модель.

THE MODEL OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF MODERN

HEAD OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

O. Sukhova

Abstract. The author of the article suggests the form of the professional competence of modern head of preschool educational establishment. The author considers the model to be an open, differentiated and constantly variable system that allows seeing the efficiency of management. The author suggests the list of requirements for the head of the kindergarten to be the basis of new professional standards and official instructions. National scholars have analyzed the problem of professional competence. In this article the author examines the components and constituents of the professional competence that must be present in the effective professional activities.

Keywords: preschool educational organization, professional competence, components, constituents.

Современное общество нуждается в высококвалифицированных и

конкурентоспособных управленческих кадрах дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО), следовательно, проблемой повышения профессиональной компетентности руководителей ДОО является обеспечение управленческой инфраструктуры детских садов руководителями новой формации. Успешную реализацию целей и задач современной ДОО способно обеспечить эффективное,

квалифицированное и профессиональнообоснованное управление.

В последние десятилетия проблема профессиональной компетентности получила развитие и отражение в работах многих ученых [6, с. 2]. А.И. Панарин говорит о компетентности как о совокупности коммуникативных, конструктивных и организационных умений. Е.И. Огарев рассматривает профессиональную

компетентность как категорию оценок, С.Г. Вершловский и Ю.Н. Кулюткин представляют компетентность как характеристику личности,

В.Ю. Кричевский - как реализацию ряда функций; В.А. Сластенин - как совокупность коммуникабельных, конструктивных,

организаторских умений личности. М.А. Чошанов рассматривает компетентность в виде некой мобильности знаний, гибкости метода,

критичности мышления, т.е. способности личности выбирать среди множества решений наиболее оптимальное.

Б.С. Патралов отмечает, что «атрибутами профессиональной компетентности

руководителя как управленца являются субъективная и объективная готовность принимать решения, обеспечивающие создание условий для оптимального достижения педагогических и управленческих целей». В свою очередь Т.И. Шамова считает, что профессиональная компетентность - это не только знания, но и умения работать. Э.М. Никитин полагает, что «профессиональная компетентность - это интегральная профессионально-личностная характеристика, определяемая готовностью и способностью выполнять управленческие функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами» [1, с. 27].

Модель профессиональной компетентности современного руководителя ДОО предполагает системное рассмотрение: наличие способности к управленческой деятельности и профессионально значимые качества руководителя, а также готовность личности к управленческой деятельности.

Профессиональная компетентность

руководителя детского сада - это интегральная

1

характеристика деловых, личностных и нравственных качеств, которые отражают уровень знаний, умений, опыта, мотивации и готовности к управленческой деятельности, полученная в результате взаимодействия индивида с профессионально организованной средой.

Способность руководителя к успешному управлению ДОО позволяет ему конструировать различные модели управления и получать значимый результат на основе профессиональных знаний, опыта, личных качеств, таких как: работоспособность,

креативность, инициативность и др.

Готовность современного руководителя к результативному управлению ДОО

представлена в мотивационном, когнитивном и процессуальном компонентах модели. Мотивационный компонент отражает уровень сформированности профессионального

интереса, развития профессиональной компетентности современного управленца

ДОО. К когнитивному компоненту относится уровень познавательной активности руководителя ДОО, а также степень овладения знаниями, умениями и навыками относительно занимаемой должности. Процессуальный компонент - управленческие умения, позволяющие осуществлять анализ, планирование и контроль деятельности организации [1, с. 102].

Таким образом, разработанная нами модель профессиональной компетентности

руководителя ДОО может служить основой для разработки новых профессиональных

стандартов, должностных инструкций

заведующего детским садом, а также для разработки критериев оценки эффективности деятельности современных руководителей.

Обобщив вышеперечисленное, можно

выделить следующие составляющие профессиональной компетентности

современного руководителя ДОО, см. (таб. 1).

Таблица 1. - Компоненты профессиональной компетентности руководителя ДОО

Составляющие профессиональной компетентности современного руководителя ДОО Компоненты профессиональной компетентности руководителя ДОО

управленческие навыки — организация и планирование — управление персоналом — развитие сотрудников — лидерство

мотивация — саморазвитие — инициативность — ориентация на качество образования — результативность

индивидуальные особенности — ответственность — адаптивность — стрессоустойчивость — мобильность мышления

навыки принятия решений — сбор информации — анализ проблем — прогнозирование

межличностные навыки — эмпатия — убедительность — коммуникабельность — работа в команде

Нами выделены четыре группы компетенций, составляющих

профессиональную компетентность

руководителя ДОО:

1. Личностная компетенция

характеризует уровень личного саморазвития

и отражает личную позицию педагогической, правовой и управленческой деятельности.

2. Социальная компетенция реализуется в условиях профессиональной деятельности в условиях взаимодействия с коллективом.

2

3. Отраслевая компетенция включает комплекс знаний и умений, присущих именно дошкольному образованию, предполагающих решение специфических педагогических задач.

4. Управленческая компетенция рассматривает способность руководителя выполнять свои должностные обязанности [2], см. (таб. 2).

Таблица 2. - Составляющие профессиональной компетентности руководителя ДОО

Личностная компетенция: - проявление лидерства, - ориентация на результат, - стремление к самореализации и личностному развитию, - демонстрация стрессоустойчивости Социальная компетенция: — управление конфликтами, — эффективная организация взаимодействия с социальными группами внутри ДОО и за пределами, — конкурентоспособность

Отраслевая компетенция: - организация учебно-воспитательного процесса, - управление административной и финансовохозяйственной деятельностью, — применение педагогических знаний на практике, — внедрение инноваций Управленческая компетенция: — формирование стратегии развития ДОО и ее реализация, — обеспечение квалифицированными кадрами, — управление информационными потоками, — положительная динамика качества образования

Подтверждено, что руководитель ДОО должен обладать личностными качествами, так как они имеют серьезное значение на результативность его деятельности. К личностным качествам заведующего детского сада отечественные ученые относят: индивидуальный стиль мышления, навыки межличностного общения, аналитические способности, рефлексивная способность и другие.

Социальная компетенция руководителя ДОО предполагает наличие способностей, знаний и навыков эффективного взаимодействия современного управленца

ДОО как с руководством (учредителем), так и с подчиненными, а также грамотного управления трудовым коллективом, группового взаимодействия, формирования и поддержания адекватного социально-психологического климата в коллективе [3].

Отраслевая компетенция управленца

современной ДОО представляет собой интегральную характеристику, отражающую наличие способностей решать

профессиональные проблемы и

управленческие задачи, возникающие в

реальной деятельности организации, с применением знаний профессионального и жизненного опыта [4].

Эффективность деятельности детского сада определяется управленческой компетенцией руководителя. Управленческая (должностная) компетенция - это набор знаний, практического опыта, навыков и личностных качеств руководителя, позволяющий качественно решать специфические задачи дошкольной организации. Квалифицированное управление ДОО осуществляется не только на основе знаний, полученных при обучении в вузе, но и приобретенных на практике. Кроме того, основой эффективного управления современным детским садом являются знания, инновационный опыт других руководителей, опробованный инструментарий управления и навыки грамотного пользования им.

Следовательно, модель профессиональной компетентности - это перечень конкретных показателей профессиональной деятельности современного руководителя ДОО,

включающий в себя набор компетенций руководителя детским садом. Благодаря разработанной модели профессиональной компетентности руководителя ДОО представляется перечень требований на должность заведующего детским садом и четкое видение динамики между сегодняшней потребностью в управленческих ресурсах, эталоном и резервом будущих руководителей ДОО, см. (таб. 3).

3

Таблица 3. - Модель профессиональной компетентности современного руководителя ДОО

Личные качества заведующего Свойства и качества руководителя, определяющие динамику психофизиологических функций, структуру темперамента и задатков

Работа с людьми: управление отношениями, работа в команде, влияние

Учитывает различные культурные стили и ценности во внешних отношениях. Активно управляет внешними контактами. Организует и использует любые возможности для развития внешних связей. Стремится к достижению взаимовыгодного результата. Старается, чтобы любая новая деятельность развивала активность людей. Выявляет и использует взгляды коллег для развития новых позиций

Способность к управлению ДОО Свойства и способности руководителя к профессиональной управленческой деятельности.

Работа с информацией: сбор и анализ информации, принятие решений. Развитие ДОО: личное развитие, генерирование и обоснование идей

Использует обширную информацию для оценки состояния образовательной организации. Определяет новые возможности в образовательной деятельности. Разрабатывает варианты совершенствования деятельности на основе тенденций развития организации и педагогического менеджмента. Следит за тем, чтобы планы обучения и развития педагогов вносили полезный вклад в развитие ДОО. Следит за тем, чтобы процессы и процедуры деятельности вдохновляли сотрудников на обучение. Собирает ресурсы для поддержки обучения на всех уровнях организации. Создает возможности и собирает ресурсы, необходимые для того, чтобы люди проникались новыми идеями. Обеспечивает плодотворную обратную связь, продвигающую инновации

Готовность к управлению ДОО Свойства и качества руководителя, определяющиеся уровнем самосознания, осознания цели своей жизни и деятельности

Достижение: планирование, четкость менеджмента, постановка целей

Определяет вклад каждого сотрудника в достижение целей образовательной организации. Выстраивает деятельность и собирает ресурсы, соответствующие целям и задачам Годового плана и Программы развития ДОО. Ориентирует на цели организации, чтобы оценить и расставить задачи по приоритетам на следующий период. Непрерывно оценивает достижение целей на всех уровнях. Разумно поручает задачи конкретным исполнителям

Таким образом, рассмотренная модель профессиональной компетентности

руководителя ДОО формирует

профессиональные качества личности при осуществлении управленческой деятельности. На наш взгляд, профессиональная компетентность указывает на соответствие реального и необходимого в личности руководителя, на степень овладения им

различными компетенциями, необходимыми для эффективной профессиональной деятельности. Предложенная нами модель профессиональной компетентности является открытой, дифференцируемой, постоянно дополняемой и позволяет оценить эффективность управления современного руководителя ДОО.

Литература:

1. Жилина А.И. Эталонная модель профессиональной компетентности менеджера (руководителя). Книга 3. - СПб.: ИОВ РАО, 2002. -228 с.

2. Сухова О.В. Сущность и структура профессиональной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации //

Казанский педагогический журнал. - Казань. -2015. - С. 47-51.

3. Компетентность и имидж руководителя [Загл. c экрана] [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://8cent-emails.com/kompetentno st-

imidzh-rukovoditelj a/

4

4. Управленческая компетентность

руководителей ОУ. [Аналитический обзор] [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akipkro.ru/2009-08-20-00-15-52/139-2009-08-20-00-04-21/1014-bibkioteka.html

5. Шубович М.М. Компетентностный подход как идеология современного личностно-

ориентированного образования // Вестник Казанского технологического университета. - 2009. - № 5. - С. 397-403.

6. Гильмеева Р.Х. Непрерывное профессиональное педагогическое образование: стратегические ориентиры развития / Р.Х. Гильмеева // Методист. - 2006. - № 10. - С. 2.

Сведения об авторе:

Сухова Ольга Викторовна (г. Ульяновск, Россия), аспирант, заведующий муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Центр развития ребенка» - детским садом № 178 «Облачко», Управление образования администрации города Ульяновска, e-mail:

[email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Data about the author:

O. Sukhova (Ulyanovsk, Russia), postgraduate student, chief of the Center for the Development of Children - kindergarten № 178 named “Oblachko”, the Department for Education, the municipal management of Ulyanovsk, e-mail: [email protected]

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.