Повышение квалификации педагогических кадров
КОМПЕТЕНТНОСТИ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОО В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
А. А. ЧЕМЕНЕВА, кандидат
педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики дошкольного образования НИРО [email protected]
Е. В. ВЕРБОВСКАЯ, кандидат
педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования НИРО [email protected]
В. Р. ПОПОВА, кандидат
педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования НИРО [email protected]
Статья посвящена проблеме профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций. Представлены результаты научно-исследовательской деятельности кафедры теории и методики дошкольного образования по проектированию модели педагога, реализующего действующий стандарт дошкольного образования. Обоснована необходимость исследования современного педагога как субъекта образовательной деятельности.
The article is devoted to the issue of professional competence of teachers in pre-school educational institutions. Presents the results of the research activities of the department of theory and methodology of pre-school education teacher on designing of model teacher, which one implements the standard of pre-school education. The necessity of the research of modern teacher as the subject of educational activities.
Ключевые слова: ФГОС ДО, профессиональные компетенции, модель, профессионально-педагогическая деятельность, личностные характеристики педагога, профессионально-педагогическая культура
Key words: FSES PE, professional competence, model, professional-pedagogical activity, personal characteristics of the teacher, vocational-pedagogical culture
Алгоритм нашего исследования предполагал проектирование ком-петентностной модели педагога, осуществляющего свою профессиональную деятельность в современных социокультурных условиях.
Одной из проблем, затрудняющих работу дошкольной образовательной организации (далее ДОО) по реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), является недостаточный уровень профессионально-педагогической компетентности воспитателей. Сегодня существует множество вариантов решения данной проблемы: дополнительное профессиональное образование, активизация деятельности методической службы по профессиональному развитию педагогов, большое количество специальной научно-методической литературы по проблемам ФГОС ДО и т. д. Предлагая различные формы повышения профессиональной компетентности воспитателя, педагогическая наука и практика неоднократно задавались вопросами о том, кто такой современный воспитатель, какими личностными и профессиональными качествами должен обладать педагог ДОО для того, чтобы создать каждому обучающемуся необходимые условия для получения дошкольного образования?
Частично ответы на данные вопросы содержатся в нормативных документах — Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», приказе Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель))"», федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Еди-
ного квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"» [4]. Все эти документы указывают на необходимость наличия у педагога ДОО ряда компетенций для осуществления им профессиональной педагогической деятельности.
Решая проблему развития профессиональной компетентности воспитателей ДОО по проблемам реализации ФГОС ДО в процессе дополнительного профессионального образования, мы пришли к выводу, что нужно не просто изучать запросы педагогов на определенные курсы или программы, но и исследовать самого воспитателя как субъекта системы повышения квалификации. Алгоритм нашего исследования предполагал проектирование компетентностной модели педагога, осуществляющего свою профессиональную деятельность в современных социокультурных условиях.
Многие ученые, занимающиеся в той или иной степени проблемой развития профессиональной компетентности педагога ДОО (И. Н. Асаева, А. А. Майер, В. Г. Яфаева и др.), рассматривали в единстве профессиональные и личностные качества педагога. В частности, с позиции А. А. Майера, модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания о структуре процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, деятельности, результате и т. д.), о себе как субъекте профессиональной деятельности. Она также должна включать опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент. Деятельностный компонент профессиональной компетентности находится в диалектическом единстве со структурой личности и представлен профессионально-педагогическими
умениями [5]. Разделяя в целом позицию автора, заметим, что интегративная лич-ностно-профессиональная характеристика педагога дошкольного образования базируется в первую очередь на личностной позиции воспитателя ДОО, его ценностных ориентациях и «Я-концепции».
В нашем видении компетентностная модель педагога, реализующего ФГОС ДО, может быть представлена следующими основными компонентами:
3 факторы, влияющие на личность педагога и его профессиональную компетентность;
3 базовые компетенции педагога, вступающего в профессию;
3 профессионально-педагогическая деятельность педагога ДОО в условиях реализации ФГОС ДО;
3 компетентности, формирующиеся в процессе профессионально-педагогической деятельности;
3 личность педагога и «Я-концепция» как системообразующий компонент модели профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте требований ФГОС ДО.
Несомненно, существуют имплицитные связи между профессиональной компетентностью педагога и социальным заказом, отраженным в действующих нормативных правовых документах. Законодательная, нормативно-правовая база определяет степень профессионально-педагогической компетентности педагога ДОО и включает в себя документы международного, федерального и регионального уровней [4]. Кроме того, ответственность педагога за свои достижения и самомотивация на успех связана непосредственно с теми областями жизненного плана, которые на данный момент в обществе считаются значимыми.
А. Г. Асмолов определяет сложившуюся социокультурную ситуацию в дошкольном образовании как вызовы сложности, неопределенности и разнообразия. «Если дети живут в этом информацион-
ном мире, им дышат, им рождаются, если они мастера решения нестандартных задач уже, то самая трудная драма — это драма отставания воспитателей и педагогов от наших дошкольников. Отсюда есть следующие риски: риск не понять, что мы имеем дело с детьми информационной социализации, и построить совершенно иные программы развития воспитателей. Хочется сделать так, чтобы воспитатели, которым мамы передают часто эстафету общения, стали мастерами общения, не побояться того, чтобы в буквальном смысле они овладевали искусством игры и проходили чуть ли не актерскую подготовку при работе с дошкольниками и понимали этих дошкольников» [2].
Ответом на вызовы современности должны стать, прежде всего, базовые компетенции, которые педагог приобретает в процессе получения высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика». В контексте требований ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (п. 5.2) в качестве базовых нами рассматриваются следующие компетенции: информационная, мотивационная, технологическая (процессуальная), коммуникативная, аналитическая (рефлексивная), исследовательская, проектировочная, организаторская, социально-личностная.
Наличие у педагогов определенной системы профессионально важных компетенций по объему и содержанию должно быть адекватным профессиональной деятельности, а сама она будет образовывать систему в единстве с содержани-
Законодательная, нормативно-правовая база определяет степень профессионально-педагогической компетентности педагога ДОО и включает в себя документы международного, федерального и регионального уровней.
ем фундаментальных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Однако, каким бы значимым ни был объем имеющихся у педагога компетенций, без практики невозможно быть готовым к разрешению конкретных педагогических проблем, предпринимать конструктивные и компетентные действия в постоянно меняющихся социокультурных условиях. Поэтому центральным компонентом ком-петентностной модели педагога мы считаем профессионально-педагогическую деятельность как условие развития личности и формирования необходимых ком-петентностей. Основные трудовые действия педагога определены в профессиональном стандарте, а содержательная сторона деятельности педагога отражена в ФГОС ДО (п. 3.2.1, 3.2.3, 3.2.5).
Взаимодействие субъектов образовательной деятельности — педагогов, детей и их родителей (законных представителей) осуществляется в ходе образовательного процесса. Для того чтобы обеспечить условия и возможности для личностного развития при выстраивании образовательного процесса, необходимо следующее:
3 самореализация и саморазвитие всех участников образовательного процесса, (педагога, ребенка, родителей);
3 взаимодействие всех субъектов;
3 создание системы текущих диагностических процедур для выявления ценностных рассогласований и ожиданий между совокупными субъектами и / или внутри них с целью их гармонизации.
Педагог как субъект педагогической деятельности представляет собой совокупность, сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых требованиям профессии обеспечивает эффективность его труда.
Учитывая требования ФГОС ДО к
Каким бы значимым ни был объем имеющихся у педагога компетенций, без практики невозможно быть готовым к разрешению конкретных педагогических проблем.
психолого-педагогическим и кадровым условиям реализации программ дошкольного образования, мы предлагаем структуру профессионально-педагогической компетентности педагога с выделением отдельных компетентностей в соответствии с ведущими видами профессиональной работы педагога, которая включает методическую, коммуникативную, технологическую, деятельностную, креативную, игровую и рефлексивную компетентности.
Рассмотрим каждую из них в контексте ФГОС ДО.
Методическая компетентность
3 Способен сознательно выявить и поставить цели и задачи собственной педагогической деятельности;
3 разрабатывает рабочую учебную программу образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
3 осуществляет педагогическую диагностику и на основании ее проектирует индивидуальную траекторию развития воспитанника;
3 проектирует образовательную деятельность в контексте ФГОС ДО с конкретизацией на определенные условия (разные виды планирования, технологические карты, программное обеспечение, УМК);
3 структурирует и выстраивает процесс обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов;
3 обобщает свой опыт работы в проектах и методических рекомендациях;
3 четко определяет цели разработки методической продукции, знает структуру и содержание разных ее форм и видов (программа, перспективный план, календарное планирование, конспект занятия, сценарий развлечения и т. д.);
3 прописывает необходимое методическое обеспечение реализации спроектированного содержания образования;
3 описывает дидактическое обеспечение реализации содержания образования;
3 конструирует необходимую методическую продукцию;
3 создает методическую продукцию, востребованную другими педагогами.
Технологическая компетентность
3 Владеет современными образовательными технологиями и реализует их в образовательный процесс ДОО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов;
3 владеет информационно-коммуникационными технологиями;
3 самостоятельно оценивает эффективность применения технологий;
3 самостоятельно разрабатывает или применяет инструментарий оценивания эффективности технологии (педагогическую диагностику).
Коммуникативная компетентность
3 Способен выстроить образовательную деятельность в современных интерактивных формах на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
3 создает благоприятную среду и комфортный климат для каждого ребенка, а также организует ситуации взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
3 владеет демократическим стилем взаимодействия субъектов образовательного процесса;
3 умеет оказывать эмоциональную поддержку;
3 владеет навыками аргументации и убеждения, активного слушания, обратной связи;
3 способен к языковой гибкости, понимает смысловой и контекстный ряд речи разных людей, говорит доступно и понятно для других;
3 создает ситуации вербального и невербального взаимодействия детей друг
с другом и со взрослым в разных видах деятельности;
3 умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами [8].
Деятельностная компетентность
3 Свободно ориентируется в специфике дошкольного образования и особенностях организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
3 строит образовательную деятельность с учетом общих закономерностей развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
3 владеет технологиями и принципами эффективной педагогической деятельности, основанной на взаимопонимании и взаимоуважении субъектов образовательной деятельности, межэтнической толерантности;
3 способен на высоком профессиональном уровне планировать и организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметную, познавательно-исследовательскую, продуктивную и др.
3 создает широкие возможности для развития свободной игры детей;
3 способен творчески анализировать педагогические ситуации и находить эффективные пути их регулирования;
3 мастерски использует методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить развитие ребенка в соответствии с конкретной ситуацией и вовремя внести коррективы в образовательный процесс;
3 владеет всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);
3 выстраивает партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, используя методы и средства для
Педагог свободно ориентируется в специфике дошкольного образования и особенностях организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
их психолого-педагогического просвещения;
3 организует образовательный процесс на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.
Креативная компетентность
3 Разрабатывает и реализует творческие образовательные проекты (разного вида и направленности);
3 создает авторские педагогические развивающие программы или технологии;
3 разрабатывает авторские педагогические технологии и методики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов;
3 мобильно меняет образовательный процесс для создания условий развития ребенка, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности;
3 вносит изменения в развивающую предметно-пространственную среду для создания условий социализации и индивидуализации детей, разрабатывает новые компоненты среды в контексте требований ФГОС ДО;
3 владеет креативными техниками, умеет стимулировать и направлять творческий поиск идей со стороны субъектов образовательной деятельности. Игровая компетентность 3 Придумывает сюжеты игр; 3 создает условия для свободы и самостоятельности действий воспитанников;
3 обладает набором личных качеств, таких как гибкость, открытость, артистичность;
3 проявляет недирективность — тактичность, чуткость;
В процессе реализации ФГОС ДО утверждение, что личность ребенка формируется личностью педагога, стало особенно актуальным.
3 серьезно относится к игровой ситуации, владеет способами поддержки игры детей (косвенное руководство);
3 знает и может организовать фольклорные, народные и современные игры.
Рефпексивная компетентность
3 Управляет своим поведением, контролирует свои эмоции;
3 осознает уровень собственной деятельности, своих способностей;
3 знает и применяет на практике способы профессионального самосовершенствования;
3 видит причины профессиональных проблем, способен к самоанализу, самопознанию, саморазвитию, творческому подходу в профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности;
3 анализирует, оценивает и корректирует свою педагогическую деятельность в ситуации изменения условий образовательного процесса;
3 соотносит свой опыт педагогической деятельности с действующей законодательной, нормативной правовой базой дошкольного образования, рекомендациями, выработанными в педагогической науке и практике;
3 разрабатывает программы саморазвития в профессиональной деятельности и открыт новым знаниям.
Несмотря на то что личностные характеристики являются неотъемлемым компонентом профессионально-педагогической компетентности, мы выделяем их в отдельный блок, так как в процессе реализации ФГОС ДО утверждение, что личность ребенка формируется личностью педагога, стало особенно актуальным. В контексте ФГОС ДО личностная позиция педагога состоит в особом ценностном отношении к детству как уникальному, неповторимому периоду человеческой жизни и каждой детской личности как самоценности.
Ядром ценностных ориентаций педагога выступает его духовно-нравственная позиция как единство сознания и дея-
тельности, стержнем которой является любовь к детям. Такая позиция педагога определяется как личностно ориентированная (В. П. Бедерханова), позиция «ненасилия» (В. А. Ситаров, В. Г. Маралов), позиция «поддержки» (О. С. Газман), «толерантная» позиция (А. А. Реан). Педагогическая профессия уникальна (в отличие от других профессий) и единственна в своем роде — она одновременно и личностная (проявляется в любом контакте с ребенком), и профессиональная — культурно-деятельностная, что необходимо для создания соответствующих условий развития детей.
Система ценностей, принятых педагогом, определяет его личностную и профессиональную позицию и проявляется в этических и психологических установках, среди которых, в контексте требований ФГОС ДО, наиболее важными являются следующие:
3 отношение к воспитаннику: установка на понимание, сопереживание, относительную независимость и самостоятельность воспитанников, выявление творческого потенциала каждого ребенка;
3 отношение педагога к самому себе: установка на заинтересованность в успешной работе, ориентация на профессиональный и личностный рост и самоанализ.
В контексте реализации ФГОС ДО представляется важным наличие у педагога внутренней продуктивной мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.
В последние десятилетия в отечественной и зарубежной литературе значительное внимание уделяется процессам саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации личности человека с опорой на ее Я-концепцию (К. А. Абульхано-ва-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмо-лов, Н. М. Бахтин, Р. Бернс, А. В. Бруш-линский, П. Я. Гальперин, В. П. Зинчен-ко, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Ю. М. Орлов, В. А. Петровский, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Спир-
кин и др.). В исследованиях подчеркивается, что профессиональная Я-концепция является своеобразным «ядром» индивидуальности педагога, обеспечивает взаимосвязь и согласованность ее ведущих мотивов, смыслов, установок, ценностей, убеждений, идеалов. Сформи-рованность педагогического сознания воспитателя, его профессиональной Я-концеп-ции проявляется в способности разработать и реализовать программу профессионального саморазвития.
Главным в Я-концепции личности является оценочный компонент, который обычно называют самооценкой. Самооценка результата связана с оценкой достигнутого (в общем и парциальном аспектах) и отражает удовлетворенность / неудовлетворенность достижениями. В условиях изменения нормативной базы дошкольного образования, и прежде всего аттестации педагогических кадров, где основным является представление личных профессиональных достижений, самооценка результата педагогической деятельности тесно связана с возможностью самореализации в профессии.
В свою очередь самореализация даст высокие результаты при наличии и развитии у педагогов инновационного потенциала. Инновационный потенциал педагога — это совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, его открытость новому, прогрессивному, готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов [3]. Самооценка потенциала связана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах.
Все вышеизложенное подводит нас к следующим выводам:
3 все компоненты модели взаимосвязаны и взаимозависимы;
Самооценка результата связана с оценкой достигнутого (в общем и парциальном аспектах) и отражает удовлетворенность / неудовлетворенность достижениями.
3 результатом соответствия педагога компетентностной модели является профессионально-педагогическая культура, позволяющая ему не только решать сложные профессиональные задачи, но и сохранить в меняющейся социокультурной
ситуации принятые им личностные смыслы и ценности;
3 необходимо исследование современного педагога как субъекта образовательной деятельности на предмет соответствия разработанной нами модели.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Асаева, И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов / И. Н. Асаева // URL: http://cyberienmka.ru/artide/n/razviüe-professionalnyh-kompetentsiy-vospitateley-doshkolnyh-uchrezhdeniy-razny.
2. Асмолов, А. Г. Выступление на совещании о развитии системы дошкольного образования у премьер-министра Д. А. Медведева / А. Г. Асмолов // URL: http://government.ru/docs/20152/.
3. Дерновский, И. Д. Инновационные педагогические технологии : учебное пособие / И. Д. Дерновский. — М. : Академия, 2004. — 352 с.
4. Дошкольное образование : сборник нормативных документов по состоянию на 1 сентября 2015 года. — М. : Национальное образование, 2015 — 304 с.
5. Майер, А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А. А. Майер // Управление ДОУ. — 2007. — № 1. — С. 8—15.
6. Самородова, А. П. Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения: сущность и структура / А. П. Самородова // Вестник ТГУ. — 2006. — Вып. 3 (43). — С. 295—296.
7. Сластенин, В. А. Психология и педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — 8-е изд., стер. — М. : Академия, 2010. — 480 с.
8. Чеменева, А. А. Коммуникативная модель педагога / А. А. Чеменева // Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях : материалы III Международной научно-практической конференции. — М. : ИРОТ, 2010. — С. 415—421.
9. Яфаева, В. Г. Концептуально-интегративная модель формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в сфере интеллектуального развития детей / В. Г. Яфаева // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualno-integrativnaya-model-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-pedagogov-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-v.
В 2015 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышло в свет издание:
Развитие вариативных форм дошкольного образования в контексте социального запроса семьи: Сборник информационно-методических материалов / Сост. и науч. ред.: Р. Ю. Белоусова, Т. А. Ре-вягина. 167 с.
В сборнике обобщен опыт экспериментальной и инновационной деятельности дошкольных образовательных организаций Нижегородской области по развитию вариативных форм дошкольного образования, представлены вариативные модели образовательной деятельности в условиях ДОО полного дня и кратковременного пребывания детей в ДОО, модели психолого-педагогического сопровождения семейного образования, а также вариативные формы дошкольного образования на основе сетевого взаимодействия и социального партнерства.
Издание адресовано руководящим и педагогическим работникам дошкольного образования, а также родителям, интересующимся проблемами воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Ч_^