ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
2022, № 03 (март) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 221014 DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11014 УДК 373.24
Формирование компетентности педагогов в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни
Building up the competence of educators in the field of initiating preschoolers into a healthy lifestyle
Авторы статьи
I
Authors of the article
Романова Елена Владимировна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Россия ORCID: 0000-0002-1145-1830 [email protected]
Пронина Наталья Андреевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ Во «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Россия ORCID: 0000-0003-0526-7428 [email protected]
Конфликт интересов
I
Elena V. Romanova,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy, Tula, Russia ORCID: 0000-0002-1145-1830 [email protected]
Natalia A. Pronina,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy, Tula, Russia ORCID: 0000-0003-0526-7428 [email protected]
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан
Conflict of interest is not declared
Для
цитирования
For citation
Романова Е. В., Пронина Н. А. Формирование компетентности педагогов в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 03. С. 1-23. URL: http://e-koncept.ru/2022/221014.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11014
E. V. Romanova, N. A. Pronina, Building up the competence of educators in the field of initiating preschoolers into a healthy lifestyle// Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2022. No. 03. P. 1-23. URL: http://e-koncept.ru/2022/211014.htm. DOI:
10.24412/2304-120X-2022-11014
Поступила в редакцию Received 11.01.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.02.22
Принята к публикации Accepted for publication 10.02.22 Опубликована Published 31.03.22
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Романова Е. В., Пронина Н. А., 2022
Аннотация
Сохранение и укрепление здоровья человека является одной из сложных и важных проблем, которая не утратила своей актуальности с древности по настоящее время. Важной для современного цивилизованного общества является и задача по сохранению подрастающего поколения, поскольку будущее нации определяется состоянием здоровья и качеством жизни новых членов общества. Согласно данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Здоровый образ жизни играет ведущую роль в многообразии факторов, влияющих на физическое развитие и здоровье детей. Следует отметить, что данная проблема признана на государственном уровне в области образования: так, вопросы сохранения здоровья и меры по повышению уровня здоровья детей в обязательном порядке отображаются в Законе «Об образовании», Национальной доктрине образования РФ, в Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года, федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, Федеральной целевой программе развития образования до 2025 года и др. Однако, несмотря на реализацию федерального законодательства по вопросу сохранения здоровья, до сих пор поиск решения проблемы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни остается актуальным в связи с тем, что большинство педагогов дошкольной образовательной организации не считают физическое развитие детей приоритетной целью своей профессиональной деятельности. Цель нашего исследования заключается в следующем: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить модель формирования компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расширено представление о специфике профессиональной компетентности педагога в вопросах приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, выявлены компоненты профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни; подобраны и разработаны оптимальные диагностические средства формирования профессиональной компетентности педагога в вопросах приобщения дошкольников к здоровому образу жизни; построена теоретическая модель формирования профессиональной компетентности педагога в вопросах приобщения дошкольников к здоровому образу жизни; произведен сравнительный анализ выраженности компонентов профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в области здорового образа жизни дошкольников между молодыми и опытными педагогами дошкольной образовательной организации. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что разработанная диагностическая программа по формированию профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни и технология ее реализации могут использоваться педагогами дошкольных образовательных организаций. Представленные материалы могут лечь в основу разработки методических рекомендаций для педагогов. Результаты, полученные в исследовании, могут найти широкое применение в деятельности методической службы образования, в работе профессиональных методических объединений.
Abstract
The preservation and promotion of human health is one of the complex and important issues that has not lost its significance from antiquity to the present time. The task of protecting the young generation is also important for modern civilized society, since the future of the nation is determined by the condition of health and quality of life of new members of society. According to the Research Institute of Hygiene and Prevention of Diseases of Children, Adolescents and Youth, the health status of preschoolers has degraded sharply over the past decades. A healthy lifestyle plays a leading role in a variety of factors affecting the physical development and health of children. It should be noted that this problem is recognized at the government level in the field of education: for example, issues of health preservation and measures to improve the condition of children's health are necessarily reflected in the Law "On Education", the National Doctrine of Education of the Russian Federation, in the Concept of Modernization of Russian Education for the period up to 2025, in the Federal State Educational Standards of preschool education, the Federal Target Program for the Development of Education up to 2025, etc. However, despite the implementation of federal legislation on the issue of health promotion, the search for a solution to the problem of initiating preschoolers into a healthy lifestyle remains relevant due to the fact that most teachers of preschool educational organizations do not consider the physical development of children as a priority goal of their professional activities. The purpose of our research is as follows: to theoretically substantiate and experimentally test the model of building up the competence of teachers of preschool educational organizations in the field of initiating preschoolers into a healthy lifestyle. The theoretical significance of the study consists in the fact that the idea of the specifics of the professional competence of an educator in terms of initiating preschoolers into a healthy lifestyle has been expanded, the components of the professional competence of a teacher of a preschool educational organization in the field of initiating pre-school students into a healthy lifestyle have been identified; optimal diagnostic tools for building up the professional competence in the field of initiating preschoolers into a healthy lifestyle have been selected and developed; a theoretical model of building up the teacher's professional competence in the field of initiating preschoolers into a healthy lifestyle is constructed; a comparative analysis of the manifestation of the professional competence components among young and experienced teachers of a preschool educational organization in the field of a healthy lifestyle of preschoolers is made. The practical significance of the study is due to the fact that the developed diagnostic program for building up the professional competence of a teacher of a preschool educational organization in the field of initiating preschoolers into a healthy lifestyle and the technology of its implementation can be used by educators of preschool educational organizations. The presented materials can form the basis for the development of methodological recommendations for teachers. The results obtained in the study can be widely used in the work of the methodological branch of education, in the work of professional methodological associations.
Ключевые слова Key words
компетентность, педагог, дошкольник, дошкольный возраст, здоровый образ жизни Благодарности healthy lifestyle, professional competence, preschool teachers, preschoolers Acknowledgements
Авторы выражают благодарность МБОУ ЦО № 53 им. Л. Н. Толстого (учебный корпус № 3), на базе которого проводилось экспериментальное исследование.
Введение / Introduction
Сохранение и укрепление здоровья человека - одна из сложных и вечных проблем человечества, не утрачивающая актуальности с древности по настоящее время. Очень важно обратить внимание именно на подрастающие поколение, поскольку от них будет зависеть наше будущее и качество жизни наших потомков.
Согласно данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Следует отметить, что данная проблема признана на государственном уровне в области образования: так, вопросы сохранения здоровья и меры по повышению уровня здоровья детей в обязательном порядке отображаются в Законе «Об образовании», Национальной доктрине образования РФ, в Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года, федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, Федеральной целевой программе развития образования до 2025 года и др.
Однако, несмотря на реализацию федерального законодательства по вопросу сохранения здоровья, до сих пор поиск решения проблемы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни остается актуальным.
Примечательно и то, что в последние годы большинство дошкольников испытывают гипокинезию - недостаток в движениях. Причины этого - малоподвижный образ жизни вследствие комфортных жизненных условий (автомобили, лифт и т. д.), развитие научно-технического прогресса и высоких технологий (бытовая и цифровая техника, интерактивные игрушки и т. д.). Это неизбежно меняет стиль жизни современных детей, проводящих большую часть времени с гаджетами, у экрана телевизора или монитора компьютера. Гиподинамия и гипокинезия отрицательно сказываются на состоянии здоровья дошкольников.
Таким образом, были выявлены противоречия: 1) между государственным заказом на сохранение здоровья подрастающего поколения и нерешенностью этой проблемы педагогами дошкольных образовательных организаций; 2) важностью приобщения дошкольников к здоровому образу жизни и непониманием его необходимости воспитателями дошкольных образовательных организаций; 3) необходимостью приобщения дошкольников к здоровому образу жизни и тенденцией к снижению двигательной активности детей, отсутствием интереса к здоровому образу жизни.
Обзор литературы / Literature review
Динамичное развитие современного общества подразумевает изменение требований к специалистам в различных сферах. Поэтому в настоящее время прослеживается тенденция постоянного совершенствования профессиональной деятельности.
Данный процесс относится и к педагогам дошкольных образовательных организаций, к их профессиональным качествам предъявляются достаточно высокие требования. Особое место занимает профессиональная компетентность.
Для определения содержания и сущности понятия «профессиональная компетентность» обратимся к анализу психолого-педагогической литературы. На данном этапе не существует единой трактовки понятия «компетентность». Это слово происходит от лат. сотре1епИа, что в переводе означает «совместно, добиваюсь, подхожу, достигаю».
Впервые проблема компетентности начала разрабатываться в Англии в 50-е годы прошлого столетия.
Первым употребил слово «компетенция» применительно к способностям выпускника профессионального заведения в 1959 году Дж. Уайт. Под данным понятием он понимал следующее: «эффективное взаимодействие человека с окружающей средой» [1].
Д. МакКлелланд считал, что компетенции можно и нужно формировать в процессе обучения, для их диагностики он разработал специальные тесты [2].
Р. Бойцис считал компетентность одной из значимых характеристик личности, от которой зависит эффективность выполнения профессиональной деятельности [3].
Дж. Равен в своих трудах дает такое определение: «совокупность умений, знаний и способностей, проявляющихся в деятельности, которая наиболее значима для субъекта» [4]. Он считал, что при формировании компетентности большую роль играет ценность данной деятельности для человека [5].
В исследованиях зарубежного ученого Т. Хайланда компетентность понимается как «способность выполнять специфическую деятельность по предписанному стандарту» [6], другой исследователь, М. Малдер, пишет, что «это способность человека добиваться определенных достижений» [7].
М. Лайл Спенсер и М. Сайн Спенсер так определяют дефиницию «компетенция»: «базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/ или наилучшему выполнению деятельности на основе выделенных критериев» [8].
Л. Мазаригос предъявляет к педагогу двадцать первого века требования быть компетентным и уметь делать следующее: учитель должен внедрять в учебный процесс кейсы, управлять учебным процессом, использовать проблемные ситуации, поощрять совместную работу студентов и работу в командах, способствовать развитию самооценки своей деятельности учащихся, принимать участие в управлении школой [9].
Л. Бинейд [10] провел исследование пяти новозеландских школ, которое позволило ему сделать вывод о том, каким должен быть современный педагог и какими компетенциями он должен владеть.
Следует отметить, что в западной литературе понятия «компетентность» и «компетенция» отождествляются, в то время как отечественные ученые либо согласны с западными коллегами, либо дифференцируют данные понятия [11].
Рассмотрим понятие «компетенция» более подробно. В психолого-педагогической литературе нет единой трактовки данного понятия.
Е. Г. Дедов вслед за А. А. Вербицким считает, что «компетенция и компетентность отражают субъективность и объективность условий, определяющих качество профессиональной деятельности. Соответственно, объективные условия исследователь понимает как компетенции (сфера деятельности специалиста, его права, обязанности, сфера ответственности, определенные в официальных документах: законах, постановлениях, указах, приказах и т. д.). Субъективные условия рассматриваются как компетентность (устоявшаяся система отношений и установок к окружающим, к себе; профессиональные знания, умения, мотивы, качества и т. д.)» [12].
Н. Н. Ковальчук рассматривает становление и развитие компетентностного подхода в системе высшего образования, именно тогда выпускник будет конкурентоспособным, готовым к эффективному выполнению своей профессиональной деятельности [13].
В последнее время в исследованиях принято говорить о глобальных компетенциях, под которыми понимается следующее: «ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков (soft skills)» [14].
Человеку необходимо обладать глобальными компетенциями, чтобы стать востребованным специалистом в современном мире [15].
И. Д. Фрумин отмечает необходимость для каждого человека универсальных компетенций, это позволит ему успешно развиваться, найти свое место в жизни [16].
Под надпрофессиональными компетенциями А. В. Пеша понимает «широкий набор навыков и моделей поведения, особенностей межличностных отношений и качеств личности, которые позволяют человеку быстро ориентироваться и адаптироваться к задачам и вызовам окружающей среды, налаживать отношения и устанавливать контакты, показывать высокую эффективность труда и достигать поставленных целей и задач» [17].
На наш взгляд, в обобщенном виде компетенция выступает качеством или свойством. Компетенция - проявление индивидуального опыта, она представляет собой комплекс компетенций.
Перейдем к анализу понятия «компетентность».
В отечественной науке существует множество подходов к определению компетентности.
В. В. Зотов определяет компетентность как «способность к систематическому эффективному решению профессиональных задач» [18].
Н. А. Алехина под профессиональной компетентностью понимает «совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности» [19].
Мы считаем, что компетентность педагога - многогранное и сложно структурированное явление, развивающееся в профессиональной деятельности и выступающее в единстве теории и практики.
Нет единой точки зрения на структуру профессиональной компетентности. Так, М. М. Журавлева [20] считает, что формирование профессиональной компетентности возможно при сформированности следующих профессиональных компетенций: когнитивная, коммуникативная готовность, информационная квалифицированность и профессиональная мобильность.
Н. А. Нефедова выделяет когнитивный, мотивационно-ценностный, деятель-ностно-практический компоненты компетентности [21].
Исходя из перечисленных определений профессиональной компетентности, можно отметить, что компетентность педагога не только комплекс профессиональных знаний и умений, но и определенные личностные качества педагога, его философия жизни, позволяющие ему находить духовную связь с профессией и профессиональную мотивацию.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога - качество личности, собирающее в себе не только профессиональные знания и умения, но и способность к саморазвитию, постоянному самосовершенствованию с учетом запросов общества и изменяющейся ситуации в образовании.
Здоровье человека - гарант его полноценной жизни, возможности реализовать себя. Проблема его сохранения волновала умы многих великих людей прошлого и настоящего времени.
В современных исследованиях нет единой трактовки понятия здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - «активная деятельность людей, направленная на сохранение и укрепление здоровья как условие и предпосылки осуществления и развития других сторон и аспектов образа жизни, на преодоление негативных факторов, возникновения и развития заболеваний, оптимальное использование в интересах охраны и улучшения здоровья социальных и природных условий и факторов образа жизни. В более узком и конкретном виде - максимально благоприятное для общественного и индивидуального здоровья проявление медицинской активности» [22].
Многие исследователи обращают внимание на формирование здорового образа жизни в школе [23], другие, например М. Н. Антоненко, считают необходимым формирование здоровьесберегающей компетентности студентов в вузе [24].
Д. В. Осипов подчеркивает положительное влияние спорта на молодежь, отмечая, что именно занятия спортом в молодости играют важную роль для физического здоровья, такая полезная привычка необходима каждому человеку [25].
С. А. Бурда считает, что укреплять здоровье необходимо уже в детском саду, именно в этом возрасте формируется характер, воля, полезные привычки [26].
Т. И. Петрова выделяет основные факторы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, среди них - представления о признаках здоровья, навыки здорового физического поведения, умение заботиться о своем здоровье и здоровье близких [27].
Е. В. Варавина видит возможность формирования здорового образа жизни у дошкольников при помощи досуговой деятельности [28].
А. А. Ошкина считает, что формировать здоровый образ жизни у дошкольника должны воспитатели, но они не готовы к данной деятельности [29].
Мы думаем, что комплекс мер, который реализуют в совместной деятельности педагог-психолог центра образования, родители и воспитатель, позволит сформировать у ребенка дошкольного возраста твердое представление о здоровом образе жизни, которого он будет придерживаться всю свою жизнь и передаст последующим поколениям [30].
Таким образом, приобщение дошкольников к здоровому образу жизни является целенаправленным процессом по обогащению знаний и представлений детей дошкольного возраста о компонентах здорового образа жизни (ЗОЖ), развитию ценностного отношения к здоровью с опорой на активную деятельность по сохранению и укреплению здоровья, важную роль в которой играет педагог дошкольной образовательной организации.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Теоретико-методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области педагогики и психологии.
Экспериментальной базой исследования выступило МБОУ ЦО № 53 им. Л. Н. Толстого (учебный корпус № 3). В исследовании приняли участие 20 педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО).
Опытно-экспериментальная работа проводилась с 2020 по 2021 год и включала три этапа.
На первом этапе была изучена и проанализирована научная, психолого-педагогическая литература, определены теоретический и практический уровни разработанности данной проблемы. Полученный материал позволил сформулировать рабочую гипотезу, определить цель, задачи, объект и предмет исследования.
Во время второго этапа был проведен констатирующий этап опытно-экспериментальной работы, позволяющий выявить уровень сформированности профессиональной компетентности педагогов ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. Разработана модель, обеспечивающая формирование профессиональной компетентности педагогов ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. Проведен формирующий этап опытно-экспериментальной работы, на котором апробировалась модель формирования компетентности педагогов ДОО.
На третьем этапе проведен контрольный этап эксперимента, обработаны полученные результаты, также происходило осмысление результатов исследования.
Результаты исследования / Research results
Профессиональная компетентность педагога ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни является интегративным качеством личности, представляющим собой знания и умения, способность и готовность педагога к эффективному решению вопросов, связанных со здоровым образом жизни дошкольников. Все компоненты компетентности взаимосвязаны, они дополняют друг друга. Исследование работ по формированию профессиональной компетентности позволяет прийти к выводу, что данное явление динамично. Для того чтобы спроектировать процесс развития и формирования компетентности педагога, обратимся к методу моделирования.
Разработанная нами модель была соотнесена с целями исследования, и в соответствии с ними был определен тип используемой нами модели - структурно-функциональная модель, которая строится на выделении и взаимосвязи всех компонентов исследуемого предмета и определении функции каждого из них с последующим их совершенствованием (см. рис. 1).
В табл. 1 представлена диагностическая карта исследования уровня сформиро-ванности компетентности педагогов ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Количественный анализ результатов исследования диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности по методике С. С. Бубновой показывает, что среди ценностных ориентаций большинство педагогов (20%) отдает предпочтение отдыху и здоровью, 15% - материальному благосостоянию, 10% - любви, поиску прекрасного и наблюдению за ним, познанию нового, признанию и уважению людьми, 5% - стремлению к высокому социальному статусу и управлению людьми.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что педагоги в своей реальной жизнедеятельности считают необходимыми для себя ценностями: отдых, приятное времяпрепровождение и здоровье; также педагоги ДОО среди ценностных ориентаций для себя выделяют материальное благополучие, любовь, поиск и наслаждение прекрасным, познание нового в мире, природе, человеке, а также высокий социальный статус и управление людьми. Среди полученных результатов меньшее количество педагогов ориентируется на такую ценность, как признание и уважение людьми и влияние на окружающих. Среди опрошенных педагогов не было выявлено следующих реализуемых ценностей: общение, помощь другим людям и социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе.
О)
М о
о «
о со
ё О)
3
о
а
с
Е
С
Н
с
а>
с
а
с
О)
Ь-
Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни
Цель - формирование компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни
Л
Методологические подходы: системный, аксиологический, деятельностный, лич-ностно ориентированный, валеологиче-ский, компетентностный, дифференцированный, рефлексивный Методологические принципы: формирования ценностного отношения к здоровью, индивидуализации, комплексности, природосо-образности и культуросообразности, непрерывного здоровьесбережения
л
Структурные компоненты компетентности
Л л Л Л
Когнитивный Ценностно-моти-вационный Операционально-технологический рефлексивный
•О
Этапы формирования компетентности:
- диагностический;
- формирующий;
- аналитический
Условия:
- организационно-технологические;
- педагогические;
- психологические
й
со
м
св 1н
£
О)
О св
М н
О)
Формы, методы, средства формирования компетентности
Критерии эффективности
(5
Результат - сформированная компетентность педагогов дошкольной образовательной организации в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни
Рис. 1. Модель формирования компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни
Интересен анализ полученных результатов с учетом дифференцированного подхода. В процессе исследования все педагоги были разделены на две группы - молодые педагоги (со стажем работы менее 10 лет) и опытные педагоги (со стажем работы свыше 20 лет). Полученные нами результаты представлены на рис. 2.
Полученные результаты показывают, что молодые педагоги для себя наиболее значимыми считают: высокое материальное благосостояние; поиск прекрасного и наблюдение за ним; любовь; познание нового в мире, природе, человеке. Здоровье не является ценностной ориентацией ни у одного молодого педагога в своей жизнедеятельности, в то время как у опытных педагогов наблюдается обратная тенденция. У большинства опытных педагогов здоровье является ведущей ценностной ориентацией. Таким образом, мы видим, что существует проблема осознания здоровья как ценности среди молодых педагогов.
Таблица 1
Диагностическая карта исследования компетентности педагога ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни
№ п/п Критерии Показатели Диагностический инструментарий
1 Мотивационно-ценностный компонент - Отношение педагогов к здоровому образу жизни как к важной составляющей собственного образа жизни; - осознание педагогом необходимости и важности приобщения дошкольников к здоровому образу жизни; - способность педагога к саморазвитию в вопросах приобщения дошкольников к ЗОЖ 1. Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С. С. Бубнова). 2. Анкета для педагогов «Самооценка педагогом образа жизни» (адаптированный вариант анкеты В. П. Петленко, Д. Н. Давиденко)
2 Информационно- теоретический компонент - Знания педагогов о содержании здорового образа жизни как явления; - знания педагогов о процессе приобщения дошкольников к ЗОЖ; - знания о технологиях, формах, методах, способах приобщения дошкольников к ЗОЖ 1. «Саморефлексия педагога в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста» (В. Г. Яфаева). 2. Анкета для педагогов ДОО «Выявление уровня знания педагогов об особенностях формирования здорового образа жизни дошкольников»
3 Операционально- деятельностный компонент - Умение планировать содержание образовательного процесса по приобщению дошкольников к ЗОЖ; - умение организовать образовательный процесс по направлению приобщения дошкольников к ЗОЖ 1. Анкета оценки знаний и умений педагога по теме здоровья (Г. А. Воронин). 2. Анализ планов образовательного процесса
4 Рефлексивный компонент - Способность педагогов к саморазвитию; - осознание педагогом необходимости саморазвития и самообразования в современных постоянно меняющихся условиях Анкета «Выявление уровня способности педагогов к саморазвитию» (Т. М. Шамова)
4.5
II I I I И ■ I I
□ Молодые специалисты ■ Опытные педагоги
Рис. 2. Сравнительный анализ реализации ценностных ориентаций личности педагогов в реальных условиях жизнедеятельности среди молодых и опытных педагогов ДОО
Количественный анализ результатов анкетирования самооценки образа жизни по В. В. Петленко позволил определить, какого образа жизни придерживаются опрошенные педагоги. Он показал, что 5% педагогов ведет здоровый образ жизни, 5% -недостаточно здоровый образ жизни, большинство педагогов - 80% - ведут хаотичный образ жизни, 10% - вредный образ жизни.
Педагог, который ведет здоровый образ жизни, хорошо организовывает режим работы и эффективного отдыха, что, безусловно, положительно сказывается на результатах его профессиональной деятельности. Педагог, который ведет недостаточно здоровый образ жизни, умело восстанавливает силы после работы, но недостаточно эффективно организует профессиональную деятельность, не учитывая в ней свои индивидуальные особенности. Педагоги, ведущие хаотичный образ жизни, стараются придерживаться здорового образа жизни, но делают это не систематично, игнорируя многие его составляющие. Педагоги, ведущие вредный образ жизни, чаще всего имеют некоторые недомогания, сказывающиеся как на их личной жизни, так и на профессиональной деятельности.
Нами также был проведен сравнительный анализ результатов по выделенным группам педагогов, который нашел отражение в представленной ниже диаграмме (см. рис. 3).
10
■ Молодые специалисты ■ Опытные педагоги
Рис. 3. Сравнительный анализ образа жизни молодых и опытных педагогов
Из представленной диаграммы мы видим, что молодым педагогам свойственен преимущественно хаотичный образ жизни (90%) или недостаточно здоровый образ жизни (10%); среди молодых педагогов не выявлено специалистов, которые придерживались бы здорового образа жизни. Так же как и молодые педагоги, более опытные преимущественно ведут хаотичный образ жизни (80%), но среди них есть и те, которые ведут как вредный (10%), так и здоровый образ жизни (10%).
Для изучения информационно-теоретического компонента мы опирались на методику В. Г. Яфаева «Саморефлексия педагога в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста», а также нами была разработана и использована анкета для педагогов ДОО «Выявление уровня знания педагогов об особенностях формирования здорового образа жизни дошкольников».
В результате исследования было выявлено, что 20% опрошенных педагогов недостаточно владеют теоретическими и методологическими знаниями о концепциях
и моделях здоровья, культуры здоровья; 25% недостаточно владеют актуальной информацией о подходах и технологиях здоровьесбережения; 50% педагогов затрудняются при проектировании процесса здоровьесбережения; 55% отметили, что у них возникают сложности с разработкой и презентацией образовательных программ и проектов здоровьесбережения.
Среди молодых педагогов наиболее затруднительными являются вопросы владения теоретическими и методологическими знаниями о концепциях и моделях здоровья, культуры здоровья (40%); владения актуальной информацией о подходах и технологиях здоровьесбережения дошкольников (ЗСД) - 10%; владения навыками квалифицированного проектирования процесса ЗСД (80%); владения навыками разработки и презентации образовательных программ и проектов ЗСД (40%).
Наиболее затруднительными вопросами в области здоровьесбережения дошкольников для опытных педагогов являются: владение актуальной информацией о подходах и технологиях ЗСД (40%); владение навыками квалифицированного проектирования процесса ЗСД (20%); владение навыками разработки и презентации образовательных программ и проектов ЗСД (70%).
Таким образом, данные результаты показывают, что существует проблема актуализации среди опрошенных педагогов подходов и технологий здоровьесбережения, а также у них отмечаются недостаточно сформированные навыки проектирования процесса ЗСД и разработки программ и проектов.
Разработанная нами анкета для педагогов ДОО «Выявление уровня знания педагогов об особенностях формирования здорового образа жизни дошкольников» позволила нам выявить проблемные вопросы, связанные с процессом формирования здорового образа жизни у дошкольников.
Условно нами были выявлены три уровня знаний педагогов о процессе формирования здорового образа жизни, каждый уровень характеризуют конкретные показатели.
Высокий уровень - педагоги, имеющие знания о процессе формирования здорового образа жизни у дошкольников, владеющие достаточно полыми знаниями о содержании формирования здорового образа жизни у дошкольников, знающие формы, методы и средства формирования ЗОЖ у дошкольников, способные планировать содержание образовательного процесса по формированию здорового образа жизни у дошкольников, умеющие организовывать педагогический процесс по вопросу формирования ЗОЖ у дошкольников.
Средний уровень - педагоги, которые имеют знания о процессе формирования здорового образа жизни у дошкольников, но не имеют полного представления о содержании формирования здорового образа жизни у дошкольников, знают формы, методы и средства формирования ЗОЖ у дошкольников, умеют планировать содержание образовательного процесса по формированию здорового образа жизни у дошкольников, слабо владеют умением организовывать педагогический процесс по вопросу формирования ЗОЖ у дошкольников.
Низкий уровень - педагоги, которые имеют частичные знания о процессе формирования здорового образа жизни у дошкольников, имеют поверхностные представления о содержании формирования здорового образа жизни у дошкольников, слабо владеют умением организовывать педагогический процесс формирования ЗОЖ.
Количественный анализ полученных результатов показал, что 15% педагогов имеют высокий уровень знаний о процессе формирования здорового образа жизни, 70% - средний, 15% - низкий уровень знаний о формировании здорового образа жизни (см. рис. 4).
80% 70%
15% 15%
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Рис. 4. Уровень знаний педагогов о процессе формирования ЗОЖ
Полученные результаты показывают, что у молодых педагогов в сравнении с более опытными отмечается средний уровень знаний о процессе формирования здорового образа жизни, в то время как высокий и низкий уровни формирования здорового образа жизни в равной степени представлены как в одной, так и в другой выборке с разницей в 10%.
Рис. 5. Уровень знаний о процессе формирования ЗОЖ у молодых и опытных педагогов
Для исследования операционально-деятельностного компонента профессиональной компетентности педагогов в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни была использована анкета оценки знаний и умений педагога по теме здоровья, которая позволила нам определить, изучают ли педагоги анамнез своих воспитанников, учитывают ли они состояние здоровья детей при организации образовательного процесса, взаимодействуют ли с медицинской сестрой и родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья дошкольников. Полученные результаты представлены в табл. 2.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что большинство педагогов имеют представление о состоянии здоровья своих воспитанников, создают условия для реализации воспитанниками гигиенических правил и умений, стремятся учитывать здоровье воспитанников при проведении непосредственной образовательной деятельности (НОД), но в то же время прослеживается проблема в первоначальных медицинских знаниях педагогов, отмечается недостаточное взаимодействие с медицинской сестрой и родителями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления их здоровья.
Сравнительный анализ ответов молодых педагогов и опытных педагогов на предложенную анкету показал следующее: молодые педагоги недостаточно осведомлены о состоянии здоровья своих воспитанников и, как следствие, не учитывают в полной мере этот фактор при организации и проведении НОД, в то время как опытные педагоги по этому показателю продемонстрировали более высокие результаты. В обеих группах педагогов наблюдается низкий уровень взаимодействия с медицинской сестрой и родителями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления их здоровья.
Таблица 2
Анкета оценки знаний и умений педагога по теме здоровья
№ п/п Вопросы анкеты Количество педагогов, давших положитель ный ответ, %
1 Можете ли Вы служить примером для своих воспитанников в соблюдении норм здорового образа жизни? 40
2 Имеете ли Вы как воспитатель четкое представление о состоянии здоровья каждого из своих воспитанников? 80
3 Созданы ли в Вашем ДОУ адекватные условия для реализации воспитанниками гигиенических правил и умений? 100
4 Учитываете ли Вы при проведении НОД состояние здоровья детей? 70
5 Уверены ли Вы, что Ваши знания соответствуют современным требованиям и достижениям медицинской науки и ее профилактического профиля? 40
6 Используете ли Вы в учебном процессе, образовательных мероприятиях возможность пополнить знания воспитанников о состоянии здоровья? 40
7 Обсуждаете ли Вы в индивидуальной работе с родителями вопросы охраны здоровья воспитанников? 40
8 Ведется ли действенная совместная работа с медсестрой ДОУ по контролю за дифференцированным режимом для воспитанников? 60
9 Принимаете ли Вы участие в системном мониторинге здоровья и организации отдыха учащихся? 40
10 Есть ли у Вас вредные привычки, от которых Вам хотелось бы избавиться? 30
Также для определения уровня умений педагогов планировать процесс формирования здорового образа жизни дошкольников с применением различных технологий, форм, методов и средств нами был проведен анализ планов педагогов образовательного процесса. Нами были выделены уровни владения технологиями, формами, методами и средствами приобщения дошкольников к ЗОЖ педагогами ДОО при планировании и организации образовательного процесса и определены показатели для каждого из уровней.
Высокий уровень: в плане представлены разнообразные формы (беседы, дидактические игры, исследовательская деятельность, рассматривание иллюстративного материала, опытно-экспериментальная деятельность) по формированию ЗОЖ у дошкольников. Представленные в плане формы и тематика образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Запланированные формы работы проводятся с детьми систематически и по плану.
Средний уровень: в плане представлены не все формы по формированию здорового образа жизни у дошкольников, а только беседы, дидактические игры и рассматривание иллюстративного материала. Формы и тематика образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни не совсем соответствуют возрастной группе дошкольников. Запланированные формы работы по формированию здорового образа жизни проводятся с дошкольниками не систематически.
Низкий уровень: в календарно-тематическом плане из форм работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников представлены только беседа и ди-
дактические игры. Формы и тематика образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни не совсем соответствуют возрастной группе дошкольников. Запланированные формы работы по формированию здорового образа жизни проводятся с дошкольниками не систематически и не по плану.
Так, высокий уровень владения и применения педагогами ДОО технологиями, формами, методами и средствами приобщения дошкольников к ЗОЖ отмечен у 10% педагогов, средний уровень - у 75% и низкий - у 15 %.
Для определения уровня рефлексивного компонента профессиональной компетентности педагогов ДОО нами была применена анкета Т. М. Шамова «Выявление уровня способности педагогов к саморазвитию».
Результаты анкетирования показали, что активное развитие способностей к саморазвитию наблюдается у 10% педагогов; отсутствие сложившейся системы саморазвития выявлено у 80% и остановившееся развитие - у 10% педагогов.
Таким образом, среди опрошенных педагогов наблюдается тенденция к отсутствию системы саморазвития. Такие педагоги стремятся к саморазвитию, но делают это хаотично или не систематически.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволили выявить трудности педагогов ДОО, связанные с приобщением дошкольников к здоровому образу жизни, тем самым это свидетельствует о необходимости организации целенаправленного управляемого процесса формирования компетентности педагогов в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. Исходя из результатов диагностики, мы произвели деление воспитателей на две группы.
I группа - молодые педагоги, которые имеют частичные знания о процессе формирования ЗОЖ у дошкольников, поверхностные представления о содержании формирования ЗОЖ у дошкольников, знают формы, методы и средства формирования ЗОЖ у дошкольников, умеют планировать содержание программы по формированию ЗОЖ у дошкольников, слабо владеют умением организовывать педагогический процесс формирования ЗОЖ у дошкольников;
II группа - опытные педагоги, которые имеют знания о процессе формирования ЗОЖ у дошкольников, но имеют неполное представление о содержании формирования ЗОЖ у дошкольников, знают формы, методы и средства формирования ЗОЖ у дошкольников, умеют планировать содержание программы по формированию ЗОЖ у дошкольников, слабо владеют умением организовывать педагогический процесс формирования ЗОЖ у дошкольников; делились собственным опытом работы в вопросах здоровьесбережения дошкольников с другими педагогами, показывали мастер-классы по формированию здорового образа жизни.
Для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах здо-ровьесбережения мы составили план работы с ними, направленный на повышение их профессиональной компетентности. Данный план включал задачи и разнообразные формы работы с педагогами двух групп (см. табл. 3).
Мероприятия, способствующие формированию профессиональной компетентности по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни, мы разделили на три группы, исходя из следующих компонентов компетентности:
1) мероприятия, формирующие информационно-теоретический компонент;
2) мероприятия, формирующие операционально-деятельностный компонент;
3) мероприятия, формирующие мотивационно-ценностный компонент.
Таблица 3
План работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности
Формы работы
Консультации
Педагогические советы
Семинары-практикумы
Мастер-классы
Самообразование
12 ¡4 и о;
Н
о; &
О о;
н о И И
0
1
Л
а &
о
И £
1. Здоровье и здоровый образ жизни: анализ понятий (для всех педагогов).
2. Особенности работы по формированию ЗОЖ в условиях реализации ФГОС ДО (молодые педагоги)
Обзор современных образовательных программ физического развития дошкольников (все педагоги)
1. Современные технологии приобщения дошкольников к ЗОЖ (опытные педагоги).
2. Формы, методы и средства приобщения дошкольников к ЗОЖ (для всех педагогов)
Использование современных технологий в области приобщения дошкольников к ЗОЖ (опытные педагоги)
Эмоциональное выгорание педагогов (для всех педагогов)
о; И о С
о ¡4
и о № л Ч о;
н «
и
«
О
И л
И
0
1
Л &
о; В О
1. Организация образовательного процесса с использованием современных технологий и форм приобщения дошкольников к ЗОЖ (все педагоги).
2. Интернет-ресурсы как средство ознакомления с новейшими технологиями формирования ЗОЖ у
дошкольников (опытные педагоги)
1. Особенности планирования образовательного процесса по формированию ЗОЖ (для всех педагогов).
2. Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей (для всех педагогов)
1. Организация предметно-развивающей среды ДОО, направленной на формирование ЗОЖ (для всех педагогов).
2. Взаимодействие специалистов ДОО как условие эффективного формирования ЗОЖ у дошкольников (для всех педагогов)
1. Эмоциональное выгорание педагогов и способы их преодоления (для всех педагогов).
2. Использование нетрадиционного оборудования для обогащения развивающей предметно-пространственной среды (РППС) ДОО, направленной на формирование ЗОЖ (для всех педагогов)
Подбор методической литературы по проблеме формирования ЗОЖ дошкольников (для молодых педагогов)
и о И И ы Я
Культура ЗОЖ педагога - условие успешного формирования ЗОЖ у дошкольников (для всех педагогов)
Профессиональные заболевания педагогов и их профилактика (для всех педагогов)
Каждая группа мероприятий объединена единой целью, которая достигается посредством использования различных форм работы с педагогами ДОО.
Так как в своей работе мы опирались на дифференцированный подход, то все проведенные мероприятия разрабатывались и проводились с учетом сравнительного
анализа результатов молодых педагогов и опытных педагогов, которые показали, что существуют некоторые отличия в структуре профессиональной компетентности этих групп. Также были проведены совместные мероприятия для обеих групп педагогов.
Для молодых педагогов проводились консультации, семинары, мастер-классы, в первую очередь направленные на дополнение знаний и формирование профессиональных умений, связанных с ЗОЖ, на повышение их педагогического мастерства.
Для опытных педагогов были организованы беседы, консультации, тренинги, мастер-классы для закрепления имеющихся знаний и умений по проблеме здорового образа жизни дошкольников, а также проведены мероприятия, направленные на ознакомление с новыми технологиями и формами работы по формированию здорового образа жизни дошкольников.
Рассмотрим подробнее мероприятия, направленные на формирование информационно-теоретического компонента профессиональной компетентности педагогов по вопросам здорового образа жизни дошкольников.
С целью систематизировать знания педагогов о понятиях «здоровье», «здоровый образ жизни», «привычка к здоровому образу жизни», обобщить их знания о физическом развитии детей дошкольного возраста и закрепить знания и умения о сохранении и укреплении здоровья детей для всех педагогов была организована консультация на тему «Здоровье и здоровый образ жизни: анализ понятий». В ходе консультации были рассмотрены различные подходы к пониманию здоровья, его виды, факторы, влияющие на здоровье, а также рассмотрены компоненты здорового образа жизни.
Для молодых педагогов была проведена консультация на тему «Особенности работы по формированию ЗОЖ в условиях реализации ФГОС ДО», цель которой заключалась в актуализировании знания педагогов об особенностях работы по формированию ЗОЖ в условиях реализации ФГОС ДО. В ходе консультации были рассмотрены нормативно-правовые документы, регулирующие сохранение и укрепление здоровья детей, например, такие как ФЗ «Закон РФ об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также «Указание Президента РФ о неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ» и др. Подробно была рассмотрена образовательная область «Физическое развитие» ФГОС ДО, а также разобраны требования к организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО как одному из факторов успешного формирования ЗОЖ дошкольников. Рассмотрен двигательный режим и особенности его организации с детьми дошкольного возраста.
На констатирующем этапе нами было выявлено, что педагоги испытывают трудности при планировании и разработке образовательных программ. Поэтому для всех педагогов был проведен тематический педагогический совет «Обзор современных образовательных программ физического образования». В рамках данного педагогического совета были озвучены современные требования к написанию программ, даны рекомендации по этому вопросу. Подробно были рассмотрены парциальные программы физического развития детей, их структура, содержание; это такие программы, как «Здоровье» (В. Г. Алямовская, 1993), «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет» (В. Т. Кудрявцев), «Малыши-крепыши» (О. В. Бережнова, 2016) и др. По итогам педагогического совета было принято решение об углубленном изучении одной из заинтересовавших педагога программ, выделении форм и методов обучения, используемых в этих программах, с последующим применением их в организации образовательного процесса.
Поскольку было выявлено, что опытные педагоги имеют недостаточно знаний по современным технологиям приобщения дошкольников к ЗОЖ, то для этого был проведен семинар-практикум «Современные технологии и формы приобщения дошкольников к ЗОЖ». Педагогам было сообщено, что в современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Оглашены были статистические данные о состоянии здоровья современных дошкольников. Педагогов подвели к пониманию того, что ДОО является ответственным социальным институтом, отвечающим за сохранение и укрепление здоровья детей. Чтобы эта работа была эффективной, необходимо знать современные технологии и формы приобщения дошкольников к ЗОЖ и владеть ими. Вначале еще раз совместно с педагогами были озвучены традиционные формы и технологии, затем педагогам были представлены новые технологии и формы приобщения дошкольников к ЗОЖ, такие, например, как логоритмика, ритмопластика и т. д., показано, как они влияют на формирование здорового образа жизни дошкольников, на физическое развитие детей, какие результаты ожидаются в процессе работы по этому направлению. Педагогам было предложено в дальнейшем применить полученные знания в их дальнейшей работе с детьми. Также для педагогов были составлены памятки по современным технологиям и формам, направленные на приобщение дошкольников к ЗОЖ.
Для всех педагогов был проведен семинар-практикум «Формы, методы и средства приобщения дошкольников к ЗОЖ». Опытным педагогам данный семинар позволил закрепить имеющиеся знания, молодым - уточнить и дополнить свои знания. Мы обратили внимание педагогов на то, что особое внимание следует уделять следующим формам и методам формирования ЗОЖ: занятия физической культурой; прогулки; рациональное питание; соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна; дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умение отличать ложь от правды; бережное отношение к окружающей среде, к природе; медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций, прохождение медосмотра детей ежегодно узкими специалистами, формирование понятия «не вреди себе сам».
Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий. Перед педагогами выступила медсестра с докладом на тему «Профилактика ОРЗ и гриппа». Также инструктором по физической культуре был показан фрагмент физкультурного занятия в старшей группе с использованием современных методов и приемов приобщения дошкольников к ЗОЖ и даны рекомендации по подбору методической литературы по освещаемой теме.
С целью повышения профессиональной компетентности педагогов, изучения, обобщения и внедрения в практику опыта коллег мы провели с опытными педагогами мастер-класс на тему «Использование современных технологий в области приобщения дошкольников к ЗОЖ». В ходе мастер-класса опытные педагоги применяли полученные ранее знания в работе с детьми, показывали применение современных методов и средств оздоровления дошкольников со своими воспитанниками молодым педагогам. Для самообразования педагогам была предложена тема «Эмоциональное выгорание педагога». Это позволило обратить внимание педагогов на свое психическое здоровье. Педагоги должны были самостоятельно изучить понятие «эмоциональное выгорание», подобрать методы диагностирования эмоционального выгорания и его профилактики.
В рамках формирования операционально-деятельностного компонента компетентности педагогов была проведена консультация на тему «Организация образовательного процесса с использованием нетрадиционных форм и методов формирования ЗОЖ дошкольников», в рамках которой были освещены нетрадиционные формы и методы формирования ЗОЖ у дошкольников, обозначены цели их использования и конечные результаты. Также педагогам были предложены для решения педагогические задачи и ситуации, связанные со здоровым образом жизни дошкольников.
Для опытных педагогов была проведена консультация на тему «Интернет-ресурсы как средство ознакомления с новыми технологиями здорового образа жизни». Педагоги были проинформированы о необходимости применения в современной педагогической деятельности сети Интернет как средства поиска новой информации. Педагогов ознакомили с популярными интернет-ресурсами педагогической направленности. По итогам мероприятия педагогам были предложены памятки, в которых были отражены основы поиска информации в сети Интернет, и интернет-источники, где можно ознакомиться с последними методическими разработками.
Для обеих групп педагогов был проведен педагогический совет «Особенности планирования образовательного процесса по формированию ЗОЖ дошкольников». В рамках данного мероприятия были озвучены результаты анализа планов образовательного процесса, выявленные недоработки (например, отсутствие анамнестических данных воспитанников, однообразие методов и форм формирования ЗОЖ дошкольников и т. д.) и предложены меры по исправлению данных недоработок. Также на обсуждение был вынесен вопрос о разработке и проведении в каждой возрастной группе проекта «Неделя здоровья».
Так как родители (законные представители) дошкольников наряду с ДОО являются важными фигурами в становлении личности своих детей, в том числе в вопросах формирования здорового образа жизни, поэтому был проведен педагогический совет на тему «Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей». В рамках педагогического совета были рассмотрены современные формы в работе с родителями, направленные на их вовлечение в образовательный процесс, актуализацию знаний о необходимости формирования здорового образа жизни их детей. По итогам педагогического совета было принято решение о разработке и проведении мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников, направленных на формирование здорового образа жизни.
Среда, в которой находится ребенок, оказывает на него не меньшее влияние, чем взрослые. Для освещения проблемы совершенствования предметно-пространственной среды ДОО с целью формирования здорового образа жизни дошкольников был проведен семинар-практикум на тему «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО». В ходе семинара были озвучены требования к РППС согласно ФГОС ДО. Были даны рекомендации по построению среды, направленной на формирование ЗОЖ. Микросреда дошкольной организации должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям, но и требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Также был сделан обзор нетрадиционного спортивного оборудования. Педагогам было предложено сделать своими руками заинтересовавший их спортивный инвентарь.
Целью семинара-практикума «Взаимодействие специалистов ДОО как условие успешного формирования ЗОЖ» было формирование понимания у педагогов ДОО необходимости тесного взаимодействия со всеми специалистами ДОО по вопросам формирования ЗОЖ дошкольников.
Здоровый образ жизни включает в себя не только физическое здоровье, но и психическое. Психическое здоровье педагогов является актуальной проблемой. В настоящее время педагоги выполняют огромное количество обязанностей, имеют ненормированный рабочий день, должны подстраиваться под постоянно изменяющиеся условия и требования образовательной системы. Все эти факторы негативно сказываются на здоровье педагогов. Поэтому педагогам в качестве темы для самообразования была предложена проблема эмоционального выгорания с целью задуматься им о своем психическом здоровье, найти для себя эффективные способы выхода из перенапряжения. По итогам изучения предложенной раннее темы «Эмоциональное выгорание педагога и способы его преодоления» был проведен мастер-класс по данной теме. Педагоги поделились материалом, который они изучили: методиками диагностирования эмоционального выгорания, способами его преодоления.
Для закрепления ранее рассмотренной темы об оснащении развивающей предметно-пространственной среды был проведен мастер-класс «Организуем развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование ЗОЖ детей». В ходе мастер-класса инструктор по физической культуре познакомил педагогов с нетрадиционным оборудованием, которое использует в ходе занятий физической культуры. Остальные педагоги показали спортивное оборудование, сделанное самостоятельно для физического развития детей. Последними были проведены мероприятия, формирующие мотивационно-ценностный компонент компетентности педагогов. Мероприятия данной группы позволили обратить внимание педагогов на важность соблюдения ими здорового образа жизни в обыденной жизни и влияние их отношения к ЗОЖ на формирование ценностного отношения к здоровью у их воспитанников. Была проведена консультация «Культура ЗОЖ педагога как условие успешного формирования ЗОЖ у дошкольников». В ходе консультации педагоги были ознакомлены с понятием «культура ЗОЖ педагога», его сущностью и характеристиками. Также был проведен семинар-практикум «Профессиональные заболевания педагога и их профилактика». Цель данного семинара - знакомство с профессиональными заболеваниями, которые свойственны педагогам, факторами, приводящими к возникновению этих заболеваний, и способами их нивелирования.
Таким образом, мы считаем, что эффективно организованная система работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах приобщения дошкольников к здоровому образу жизни является важным звеном в непрерывном профессиональном образовании педагогов, цель которого - организовать его с максимальной пользой для каждого педагога в соответствии с его запросами, целенаправленно используя методические возможности ДОО. Следует отметить, что работа с педагогами по повышению профессиональной компетентности в вопросах здорового образа жизни дошкольников позволяет полностью обеспечить целостность образовательного процесса и гарантирует формирование здорового образа жизни до уровня, соответствующего требованиям современного общества, обеспечивая тем самым укрепление здоровья всех детей.
На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы, после реализации модели целенаправленного формирования компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций, были проанализированы (повторно) компоненты формирования профессиональной компетентности педагогов ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Количественный анализ диагностики реальной структуры ценностных ориен-таций личности по методике С. С. Бубновой показал, что среди ценностных ориента-ций произошли небольшие изменения: так, 35% педагогов из числа молодых и опытных в своей жизни стали ориентироваться на здоровье.
Результаты, полученные по методике В. В. Петленко «Анкета самооценки образа жизни», показали, что 25% педагогов ведут здоровый образ жизни, 25% - недостаточно здоровый образ жизни, 50% по-прежнему ведут хаотичный образ жизни. Педагогов, ведущих вредный образ жизни, выявлено не было. Тем самым представления педагогов о здоровом образе жизни были систематизированы и спроецированы в их жизнь, что позволило наиболее эффективно организовать как собственную профессиональную, так и повседневную жизнь.
Методика «Саморефлексия педагога в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста» показала, что у педагогов увеличился уровень теоретических и методологических знаний о концепциях и моделях здоровья, культуре здоровья; они владеют актуальной информацией о подходах и технологиях здоровьесбережения; сформировалось умение проектирования процесса здоровьесбережения.
Разработанная нами анкета для педагогов ДОО «Выявление уровня знания педагогов об особенностях формирования здорового образа жизни дошкольников» позволила нам определить изменения в структуре компетентности педагогов, связанные с процессом формирования ЗОЖ у дошкольников (рис. 6).
70% 60% 50%
40% -35% —
30% 20% 10% 0%
Высокий уровень
Рис. 6. Уровень владения знаниями о процессе формирования ЗОЖ у дошкольников на контрольном этапе эксперимента
Повторно был проведен анализ планов образовательного процесса, где также наметились изменения в умениях педагогов (рис. 7).
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Рис. 7. Уровень умений педагогов в планировании образовательного процесса
В целом результаты исследования показали, что реализованная модель формирования профессиональной компетентности педагогов ДОО показала свою эффективность и что она может быть использована в качестве наиболее перспективного способа для повышения уровня профессиональной деятельности педагогов.
Заключение / Conclusion
В исследовании была разработана, теоретически обоснована и апробирована модель формирования профессиональной компетентности педагогов ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
На констатирующем этапе был осуществлен анализ проблемы компетентности в работах отечественных и зарубежных ученых. Рассмотрены виды и компоненты компетентности, выявлены особенности профессиональной компетентности педагогов ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
На формирующем этапе была реализована диагностическая программа формирования профессиональной компетентности педагогов ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, призванная преобразовать, а также повысить уровень знаний и умений педагогов по заявленной проблеме.
На контрольном этапе исследования была выявлена положительная динамика развития профессиональной компетентности педагогов ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Ссылки на источники / References
1. White R. W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological Review. - 1959. - Vol. 66. - P. 299.
2. McClelland D. C. Identifying competencies with behavioral-event interviews // Psychological Science. - 1998. -Vol. 9. - № 5. - P. 331-339.
3. Boyatzis R. E., Leonard D., Rhee K., Wheeler J. Competencies can be developed but not in the way we thought // Capability. - 1996. - Vol. 2. - № 2. - P. 25-41.
4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. - М.: Когито-Центр, 2002. -396 с.
5. Там же.
6. Hyland T. Book review of Competency Based Education and Training: A World Perspective by A. Arguelles and A. Gonzi (eds.) // J. of Vocational Education and Training. - 2001. - Vol. 53.3. - P. 487-490.
7. Mulder M. Conceptions of Professional Competence // International Handbook of Research in Professional and Practice-based Learning. - Dordrecht: Springer, 2014. - Р. 107-137.
8. Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции на работе. - М.: Гиппо, 2010. - 384 с.
9. Mazariegos L. The Professionalization of Teachers: Competencies for the 21st-century. - URL: https://observa-tory.tec.mx/edu-bits-2/competencies-for-the-21st-century-teacher.
10. Benade L. Being a teacher in the 21st century. - Singapore: Springer, 2017. - Р. 25-73. - URL: https://doi.org/10.1007/978-981-10-3782-5.
11. Ульянина О. А. История становления компетентностного подхода в зарубежной науке и практике // Вестник Московского. университета МВД России. - 2017. - № 3. - С. 267-272.
12. Дедов Е. Г., Новиков А. С., Багинский А. Л. Исследование сущностных понятий «компетенция» и «компетентность» // Смоленский медицинский альманах. - 2016. - № 2. - С. 22.
13. Ковальчук Н. Н., Ставер Т. Г. Реализация компететностного подхода в системе высшего образования // Мир науки, культуры и образования. - 2018. - № 2(69). - С. 409-411.
14. Коваль Т. В., Дюкова С. Е. Глобальные компетенции - новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 1. - № 4 (61). - С. 112-123.
15. Global Competency For An Inclusive World. OECD, 2016. - URL: http://globalcitizen.nctu.edu.tw/wpcontent/up-loads/2016/12/2.-Global-competency-for-an-inclusive-world.pdf.
16. Фрумин И. Д., Добрякова М. С., Баранников К. А. и др. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - 28 c.
17. Пеша А. В., Евплова Е. В. Надпрофессиональные компетенции педагога XXI века // Педагогика и просвещение. -2020. - № 3. - URL: https://nbpublish.com'library_read_article.php?id=33247. DOI: 10.7256/2454-0676.2020.3.33247
18. Зотов В. В. Компетенции и профессионально важные качества: соотношение понятий и поле применимости в образовании, профессиональной сфере и государственной службе // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. - 2017. - Т. 3. - Вып. 2 (10). - С. 28.
19. Алехина Н. А. Повышение компетентности учителя, как залог повышения компетентности ученика // Метод-сборник. - URL: http://metod-sbornik.ru/stati-doklady-program/1683-05723.
20. Журавлева М. М., Наконечных В. Н. Научно-методологические подходы к формированию профессиональной компетентности студентов в вузе // Педагогический ИМИДЖ. - 2019. - Т. 13. - № 2 (43). - С. 77-89. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-77-89
21. Нефедова Н. А. Мониторинг процесса формирования общепрофессиональных компетенций студентов колледжа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 3(20). - С. 159-161.
22. Дубровский В. И. Валеология здорового образа жизни. - М.: Флинта, 2016. - С. 35.
23. Пронюшкина Т. Г., Уколова О. Н. Формирование здорового образа жизни в условиях образовательного учреждения // Russian Journal of Education and Psychology. - 2018. - Т. 9. - № 1. - С. 186-199.
24. Антоненко М. Н., Соловьева Р. О. Формирование здорового образа жизни у студентов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019. - Т. 4. - № 1. - С. 30-32.
25. Осипов Д. В. Спорт в жизни молодежи // Наука-2020. - 2017. - № 2(13). - С. 77-80.
26. Бурда С. А., Кривунец Н. Н. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2018. - № 46.2 (232.2). - С. 17-22. - URL: https://moluch.ru/archive/232/54074/
27. Петрова Т. И., Петров С. С. Формирование здорового образа жизни у дошкольников // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 4(89). - С. 156-158.
28. Варавина Е. В. Досуговая деятельность как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста // Образовательный вестник «Сознание». - 2020. - Т. 22. - № 4. - С. 10-14.
29. Ошкина А. А. Динамика готовности воспитателей дошкольных образовательных организаций к формированию основ здорового образа жизни у детей // Карельский научный журнал. - 2019. - Т. 8. - № 4(29). - С. 46-50.
30. Пронина Н. А. Формирование здорового образа жизни у дошкольников // Дошкольное образование в ракурсе современных методологических подходов и возрастных ценностей детей: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2021. - С. 80-82.
1. White, R. W. (1959). "Motivation reconsidered: The concept of competence", Psychological Review, vol. 66, p. 299 (in English).
2. McClelland, D. C. (1998). "Identifying competencies with behavioral-event interviews", Psychological Science, vol. 9, № 5, pp. 331-339 (in English).
3. Boyatzis, R. E., Leonard, D., Rhee, K. & Wheeler, J. (1996). "Competencies can be developed but not in the way we thought", Capability, vol. 2, № 2, pp. 25-41 (in English).
4. Raven. Dzh. (2002). Kompetentnost' vsovremennom obshchestve: vyyavlenie, razvitie i realizaciya [Competency in modern society: identification, development and implementation], Kogito-Centr, Moscow, 96 p. (in Russian).
5. Ibid.
6. Hyland, T. (2001). "Book review of Competency Based Education and Training: A World Perspective by A. Arguelles and A. Gonzi (eds.)", J. of Vocational Education and Training, vol. 53.3, pp. 487-490 (in English).
7. Mulder, M. (2014). "Conceptions of Professional Competence", International Handbook of Research in Professional and Practice-based Learning, Springer, Dordrecht, pp. 107-137 (in English).
8. Spenser, L M. & Spenser, S. M. (2010/ Kompetenciina rabote [Competences at work], Gippo, Moscow, 384 p. (in Russian).
9. Mazariegos, L. The Professionalization of Teachers: Competencies for the 21st-century. Available at: https://observa-tory.tec.mx/edu-bits-2/competencies-for-the-21st-century-teacher (in English).
10. Benade, L. (2017). Being a teacher in the 21st century, Springer, Singapore, pp. 25-73. Available at: https://doi.org/10.1007/978-981-10-3782-5 (in English).
11. Ul'yanina, O. A. (2017). "Istoriya stanovleniya kompetentnostnogo podhoda v zarubezhnoj nauke i praktike" [The history of the competence approach formation in foreign science and practice], Vestnik Moskovskogo. universiteta MVD Rossii, № 3, pp. 267-272 (in Russian).
12. Dedov, E. G., Novikov, A. S. & Baginskij, A. L. (2016). "Issledovanie sushchnostnyh ponyatij "kompetenciya" i "kompetentnost'" [The study of the essential concepts of "competence" and "competency"], Smolenskij medicinskij al'manah, № 2, p. 22 (in Russian).
13. Koval'chuk, N. N. & Staver, T. G. (2018). "Realizaciya kompetetnostnogo podhoda v sisteme vysshego obrazovaniya" [Implementation of the competence approach in the higher education system], Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya, № 2(69), pp. 409-411 (in Russian).
14. Koval', T. V. & Dyukova, S. E. (2019). "Global'nye kompetencii - novyj komponent funkcional'noj gramotnosti" [Global competences - a new component of functional literacy], Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, t. 1, № 4 (61), pp. 112-123 (in Russian).
15. (2016). Global Competency For An Inclusive World. OECD. Available at: http://globalcitizen.nctu.edu.tw/wpcontent/up-loads/2016/12/2.-Global-competency-for-an-inclusive-world.pdf (in English).
16. Frumin, I. D., Dobryakova, M. S., Barannikov, K. A. et al. (2018). Universal'nye kompetentnosti i novaya gramotnost': chemu uchit'segodnya dlya uspekha zavtra. Predvaritel'nye vyvody mezhdunarodnogo doklada o tendenciyah transfor-macii shkol'nogo obrazovaniya [Universal competences and new literacy: what to teach today for tomorrow's success. Preliminary conclusions of the international report on trends in the transformation of school education], NIU VSHE Moscow, 28 p. (in Russian).
17. Pesha, A. V. & Evplova, E. V. (2020). "Nadprofessional'nye kompetencii pedagoga XXI veka" [Supraprofessional competences of a teacher in the XXI century], Pedagogika i prosveshche -nie, № 3. Available at: https://nbpublish.com'li-brary_read_article.php?id=33247. DOI: 10.7256/2454-0676.2020.3.33247 (in Russian).
18. Zotov, V. V. (2017). "Kompetencii i professional'no vazhnye kachestva: sootnoshenie ponyatij i pole primenimosti v obra-zovanii, professional'noj sfere i gosudarstvennoj sluzhbe" [Competences and professionally important qualities: correlation of concepts and field of applicability in education, professional sphere and public service], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki, t. 3, vyp. 2 (10), p. 28 (in Russian).
19. Alekhina, N. A. "Povyshenie kompetentnosti uchitelya, kak zalog povysheniya kompetentnosti uchenika" [Increasing the competence of the teacher, as a guarantee of increasing the competence of the student], Metod-sbornik. Available at: http://metod-sbornik.ru/stati-doklady-program/1683-05723 (in Russian).
20. Zhuravleva, M. M. & Nakonechnyh, V. N. (2019). "Nauchno-metodologicheskie podhody k formirovaniyu professional'noj kompetentnosti studentov v vuze" [Scientific and methodological approaches to the formation of professional competence of students at the university], Pedagogicheskij IMIDZH, t. 13, № 2 (43), pp. 77-89. DOI: 10.32343/24095052-2019-13-2-77-89 (in Russian).
21. Nefedova, N. A. (2017). "Monitoring processa formirovaniya obshcheprofessional'nyh kompetencij studentov kolledzha" [Monitoring the process of building up general professional competences of college students], Azimut nauch-nyh issledovanij: pedagogika i psihologiya, t. 6, № 3(20), pp. 159-161.
22. Dubrovskij, V. I. (2016). Valeologiya zdorovogo obraza zhizni [Valeology of a healthy lifestyle], Flinta, Moscow, p. 35 (in Russian).
23. Pronyushkina, T. G. & Ukolova, O. N. (2018). "Formirovanie zdorovogo obraza zhizni v usloviyah obrazovatel'nogo uchrezhdeniya" [Building up a healthy lifestyle in an educational institution], Russian Journal of Education and Psychology, t. 9, № 1, pp. 186-199 (in Russian).
24. Antonenko, M. N. & Solov'eva, R. O. (2019). "Formirovanie zdorovogo obraza zhizni u studentov" [Cultivation of a healthy lifestyle among students], Fizicheskayakul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'nayarekreaciya, t. 4, № 1, pp. 30-32 (in Russian).
25. Osipov, D. V. (2017). "Sport v zhizni molodezhi" [Sports in the lives of young people], Nauka-2020, № 2(13), pp. 77-80 (in Russian).
26. Burda, S. A. & Krivunec, N. N. (2018). "Formirovanie zdorovogo obraza zhizni detej doshkol'nogo vozrasta" [Building up a healthy lifestyle for preschool children], Molodoj uchenyj, № 46.2 (232.2), pp. 17-22. Available at: https://moluch.ru/archive/232/54074/ (in Russian).
27. Petrova, T. I. & Petrov, S. S. (2021). "Formirovanie zdorovogo obraza zhizni u doshkol'nikov" [Cultivation of a healthy lifestyle in preschoolers], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, № 4(89), pp. 156-158 (in Russian).
28. Varavina, E. V. (2020). "Dosugovaya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya predstavlenij o zdorovom obraze zhizni u detej doshkol'nogo vozrasta" [Leisure activities as a means of forming ideas about a healthy lifestyle in children of preschool age], Obrazovatel'nyj vestnik "Soznanie", t. 22, № 4, pp. 10-14 (in Russian).
29. Oshkina, A. A. (2019). "Dinamika gotovnosti vospitatelej doshkol'nyh obrazovatel'nyh organizacij k formirovaniyu osnov zdorovogo obraza zhizni u detej" [Dynamics of readiness of educators of preschool educational organizations to build up the foundations of a healthy lifestyle in children], Karel'skij nauchnyj zhurnal, t. 8, № 4(29), pp. 46-50 (in Russian).
30. Pronina, N. A. (2021). "Formirovanie zdorovogo obraza zhizni u doshkol'nikov" [Cultivation of a healthy lifestyle in preschoolers], Doshkol'noe obrazovanie v rakurse sovremennyh metodologicheskih podhodov i vozrastnyh cennostej detej: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf., Cheboksary, pp. 80-82 (in Russian).
Вклад авторов
Е. В. Романова - проведение эксперимента, обобщение результатов исследования.
Н. А. Пронина - обзор психолого-педагогической литературы по теме исследования, создание модели компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Contribution of the authors
E. V. Romanova - conducting an experiment, generalizing the results of the study.
N. A. Pronina - a review of psychological and pedagogical literature on the topic of research, working out a model of teachers' competence in a preschool educational organization in the field of initiating preschoolers into a healthy lifestyle.