Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА'

ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1115
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / SELF-CONCEPT / PERSONAL AND PROFESSIONAL POSITION / PRESCHOOL EDUCATION / MODEL OF PROFESSIONAL COMPETENCE STRUCTURE / PERSONAL COMPONENT / METHODOLOGICAL TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ракова Екатерина Константиновна

В статье рассматриваются место личностного компонента в сложной структуре профессиональной компетентности педагога, его определяющее влияние на процесс образования и воспитания ребенка. Это связано, с одной стороны, с выражением сути самой профессии, с другой - с обязательным требованием наличия специфических качеств, присущих личности воспитателя. В противном случае педагогический процесс может стать малоэффективным. Актуализация внимания к обозначенному аспекту профессиональной компетентности является главной задачей автора. Этот подход нашел отражение в новых документах в сфере образования, в частности в области дошкольного воспитания. На основе анализа содержания понятия представлена модель психологической компетентности, дополняющей взаимосвязь личностного, теоретического и практического компонентов, а также определена структура компетентности применительно к педагогу дошкольного учреждения (первой ступени образования). Автор сосредоточивает внимание на практической ориентации, инструментальной направленности и технологичности образовательно-воспитательного процесса как приоритета в деятельности педагога. Новизна работы обусловлена практико-ориентированным подходом к решению проблемы вооружения педагога в аспекте личностной самореализации в условиях современной воспитательно-образовательной системы в соответствии с эмпирически складывающимися потребностями общества. Практическая реализация, технологичность, инструментарий (диагностика, прогнозирование и анализ) являются фактором новизны. Статья рассчитана на специалистов в сфере педагогики и психологии, дошкольных работников, студентов и аспирантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ракова Екатерина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL COMPONENT AS A KEY ELEMENT OF THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF MODERN TEACHERS

The present study considers the place of personal component in the complex structure of professional competence of a teacher, as well as its influence on the process of education and children upbringing. On the one hand, it is connected with the essence of the profession itself, and on the other hand, with the mandatory requirement for the presence of specific qualities inherent in teacher’s personality. Otherwise, the teaching process may become ineffective. The main aim of the author is to draw attention to the considered aspect of professional competence. This approach is reflected in the new documents in the field of education and in particular, in preschool education. Based on the analysis of various aspects of the content of the concept, the study presents a model of psychological competence, which complements the relationship of personal, theoretical and practical components. There is also defined the structure of competence regarding a preschool teacher who is engaged in the first stage of education process. The author focuses, first of all, on the practical aspect, tools and technologies of an educational and nurturing process as a priority in the teacher’s work. The novelty of the study is determined by the practice-oriented approach to solving the problem of providing a teacher with necessary tools with regard to personal self-realization in the modern educational system in accordance with the empirically emerging needs of modern society. Thus, practical implementation, technology and tools (diagnostics, forecasting and analysis) are the novelty factor of the present research. The publication is intended for specialists in the field of pedagogy and psychology, preschool workers, undergraduate and postgraduate students.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА»

УДК 371.135

Ракова Екатерина Константиновна

аспирант кафедры философии, социологии и психологии управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, заведующая Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Детский сад № 302»

ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Аннотация:

В статье рассматриваются место личностного компонента в сложной структуре профессиональной компетентности педагога, его определяющее влияние на процесс образования и воспитания ребенка. Это связано, с одной стороны, с выражением сути самой профессии, с другой - с обязательным требованием наличия специфических качеств, присущих личности воспитателя. В противном случае педагогический процесс может стать малоэффективным. Актуализация внимания к обозначенному аспекту профессиональной компетентности является главной задачей автора. Этот подход нашел отражение в новых документах в сфере образования, в частности в области дошкольного воспитания. На основе анализа содержания понятия представлена модель психологической компетентности, дополняющей взаимосвязь личностного, теоретического и практического компонентов, а также определена структура компетентности применительно к педагогу дошкольного учреждения (первой ступени образования). Автор сосредоточивает внимание на практической ориентации, инструментальной направленности и технологичности образовательно-воспитательного процесса как приоритета в деятельности педагога. Новизна работы обусловлена практико-ориентированным подходом к решению проблемы вооружения педагога в аспекте личностной самореализации в условиях современной воспитательно-образовательной системы в соответствии с эмпирически складывающимися потребностями общества. Практическая реализация, технологичность, инструментарий (диагностика, прогнозирование и анализ) являются фактором новизны. Статья рассчитана на специалистов в сфере педагогики и психологии, дошкольных работников, студентов и аспирантов.

Ключевые слова:

компетентностный подход, компетентность, профессиональная компетентность, психологическая компетентность, я-концепция, личностно-профессиональная позиция, дошкольное образование, модель структуры профессиональной компетентности, личностный компонент, методический инструментарий.

Rakova Ekaterina Konstantinovna

PhD student, Department of Philosophy, Social Studies and Psychology of Management, Russian Presidential Academy of the National Economy and Public Administration (RANEPA), Head of the Municipal Budgetary Educational Institution "Kindergarten No. 302"

PERSONAL COMPONENT AS A KEY ELEMENT OF THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF MODERN TEACHERS

Summary:

The present study considers the place of personal component in the complex structure of professional competence of a teacher, as well as its influence on the process of education and children upbringing. On the one hand, it is connected with the essence of the profession itself, and on the other hand, with the mandatory requirement for the presence of specific qualities inherent in teacher's personality. Otherwise, the teaching process may become ineffective. The main aim of the author is to draw attention to the considered aspect of professional competence. This approach is reflected in the new documents in the field of education and in particular, in preschool education. Based on the analysis of various aspects of the content of the concept, the study presents a model of psychological competence, which complements the relationship of personal, theoretical and practical components. There is also defined the structure of competence regarding a preschool teacher who is engaged in the first stage of education process. The author focuses, first of all, on the practical aspect, tools and technologies of an educational and nurturing process as a priority in the teacher's work. The novelty of the study is determined by the practice-oriented approach to solving the problem of providing a teacher with necessary tools with regard to personal self-realization in the modern educational system in accordance with the empirically emerging needs of modern society. Thus, practical implementation, technology and tools (diagnostics, forecasting and analysis) are the novelty factor of the present research. The publication is intended for specialists in the field of pedagogy and psychology, preschool workers, undergraduate and postgraduate students.

Keywords:

competence approach, competence, professional competence, psychological competence, self-concept, personal and professional position, preschool education, model of professional competence structure, personal component, methodological tools.

В условиях кардинальных перемен главной ценностью становится человек, соответственно воспитание человека культуры, формирование у него ценностного отношения к себе и

окружающим выступают и целью, и основным результатом образования [1]. Педагог-гуманист В.А. Сухомлинский еще в середине прошлого века писал, что «мир вступает в век Человека. Больше, чем когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека» [2, с. 22].

Такие нормативные документы, как федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 (ст. 46 гл. 5), приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования) (воспитатель, учитель)"» от 18 октября 2013 г. № 544н (п. 3.1, 3.5), нацеливают работников системы образования на реализацию задач развития ценностно-смысловой сферы человека и комплекса способностей, формируемых в рамках образовательного процесса, которые позволят ему быть успешным и полезным в обществе. Правовое закрепление нового содержания педагогических задач, возлагаемых на преподавателей, отражает изменившиеся условия, скрытые и явные процессы, происходящие в социуме, которые, в свою очередь, формируют социальный заказ.

Трансформация социально-экономических условий как в нашей стране, так и в мировом пространстве привела к необходимости пересмотра требований к педагогу. На первый план выдвигается не формальная принадлежность к профессии, а личностно-профессиональная позиция, направленная на развитие личности воспитанника, личностно ориентированное взаимодействие с ним (М.И. Лисина, В.Г. Маралов, А.В. Петровский). Складывается новый образ педагога, способного продуктивно действовать в новой социокультурной среде, осознающего не только свои узкопрофессиональные, но и масштабные социальные задачи, принимающего их лич-ностно, умеющего их конкретизировать и строить на данной основе цели, задачи и способы развивающего взаимодействия с детьми.

Педагогическая наука активно исследует проблему, из которой проистекает цель - сформировать модель педагога-новатора, соответствующую запросам времени. В связи с этим анализируются вопросы подготовки и переподготовки педагогических кадров согласно требованиям новых образовательных документов. Развивается компетентностный подход, интегрирующий позитивные стороны прежних концепций и обеспечивающий выполнение задач, стоящих перед системой образования.

Д.Б. Эльконин утверждает, что «сам социальный факт разговора о компетенциях, а не о знаниях, умениях и навыках - свидетельство того, что наличие знания перестало быть "символическим капиталом". Т. е. сам факт наличия знания не задает пространство жизненного пути» [3]. Компетентностный подход нацелен на формирование личностных характеристик человека в образовании, его мотивационно-волевых черт и деятельностных способностей, он определяется как более широкий, соотносимый с гуманистическими ценностями образования. Такие исследователи, как Т.Е. Егорова, Н.С. Глуханюк, В.В. Семикин, Н.Т. Селезнева, Н.Е. Серебровская, Л.С. Колмогорова и др., обозначили курс на усиление практической ориентации и инструментальной направленности образования, развитие умений, мобильности, владение участниками образовательного процесса не набором фактов, а способами и технологиями их получения. Как констатирует А.В. Хуторской, переход к формированию компетенций позволит на деле реализовать личностно-деятельностный подход, поскольку они относятся исключительно к личности обучаемых, проявляются и проверяются только в процессе выполнения ими тех или иных действий [4]. В результате деятельности, нацеленной на формирование современного воспитателя, должен сложиться педагог дошкольного образования, осознающий особую важность и ответственность за свой труд. Фундамент личности ребенка, в значительной степени выстраиваемый на дошкольной ступени обучения, может с определенной долей успешности возникнуть под влиянием личностно компетентного педагога. Подобная база определяет качество жизни человека в будущем и в конечном счете развитие культуры и благополучие общества.

Направленность дошкольного образования на развитие ребенка и обеспечение его успешности на последующих ступенях обучения предполагает высокий уровень профессиональной компетентности воспитателей ДОУ [5]. Вследствие этого возникает необходимость анализа содержания понятия «компетентность». Многочисленные авторы, определяя его сущность, прежде всего указывают на полиструктурность и многокомпонентность данного феномена (Ю.В. Варданян, В.Н. Введенский, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, О.Е. Курлыгина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.В. Хуторской и др.). Большинство работ объединяет общий подход к выявлению структуры профессиональной компетентности, в состав которой входят когнитивный, деятель-ностный и личностный (профессионально-личностный как важнейший в условиях личностно ориентированного образования) компоненты.

По мнению В.Д. Шадрикова, профессиональная компетентность - «новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности» [6].

В.А. Сластенин с соавторами полагают, что профессиональная компетентность человека «выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм» [7].

А.А. Деркач рассматривает профессиональную компетентность как сформированность единого комплекса знаний, умений, навыков (ролевых характеристик профкомпетентности), психологических особенностей (качеств, профессиональной позиции, акмеологических вариантов) -субъектных характеристик, указывающих на отношение специалиста к деятельности, на сугубо индивидуальный почерк [8].

Н.Н. Лобанова, занимающаяся проблемами повышения квалификации педагогических кадров и образования взрослых, в структуре профессиональной компетентности выделяет профессионально-содержательный, профессионально-деятельностный и профессионально-личностный компоненты [9].

Исходя из анализа научных исследований, посвященных данной проблеме, можно заключить, что понятие «профессиональная компетентность» отражает целостный подход к человеку и включает «требования не только к знаниям, умениям, личностным качествам и профессиональным компетенциям, но и к его субъектности, к наличию самостоятельной, творческой позиции, к стремлению непрерывно совершенствоваться, достигая вершин ("акме") в своем личностно-про-фессиональном становлении» [10].

Опираясь на изученные варианты компонентного состава профессиональной компетентности, В.Р. Попова предлагает ее обобщенную модель [11]. Она отражает структуру профессиональной компетентности педагога в сочетании трех взаимосвязанных блоков (компонентов) - личностного, теоретического и практического. Данные элементы являются стержневыми, интегральными для любого специалиста в каждой сфере профессиональной деятельности. Они наполняются содержанием и в синтезе представляют собой интегративное качество специалиста.

В контексте данной статьи наиболее привлекательной с научной точки зрения, но недостаточно раскрытой выглядит личностная часть триады, а точнее ее психологический аспект. Не вызывает сомнения, что современные подходы к вопросам готовности личности к преподавательской деятельности связаны в первую очередь с психологической компетентностью. Условием становления этой составляющей выступают индивидуальные характеристики в качестве лич-ностно-профессиональных показателей. Они позволяют запустить внутренний процесс поэтапного присвоения новых поведенческих характеристик и способов профессиональной деятельности, что наглядно представлено в трудах В.И. Панова, Т.Е. Егоровой, на основе которых мы разрабатываем концептуальную модель психологической компетентности.

Актуальность и значимость подобной работы обусловлена тем, что психологическая компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения является сложным интегра-тивным личностным образованием, характеризующимся внутренними условиями, которые приводят специалиста к воспроизведению психологически грамотных способов взаимодействия в социокультурной среде организации и с самим собой. Поиск в данной области обусловливает развитие его психологических ресурсов, личностное и профессиональное совершенствование.

Психологическая компетентность представляет собой системное единство трех компонентов, среди которых в качестве системообразующего выступает ценностно-смысловой, определяющий психологическую направленность когнитивных и эмоционально-волевых элементов, представленных в самосознании (я-концепции) и обеспечивающих реализацию психологически грамотных способов взаимодействия с собой и окружающим миром. Ценностно-смысловой компонент характеризуется гуманистической направленностью личности, системой смыслов и потребностей, проявляющихся в ценностном отношении к труду, профессиональным обязанностям, детям и коллегам как сосубъектам трудовой деятельности, а также к другим людям, природе и культурному наследию общества. Между компонентами образуются многофункциональные связи, придающие целостность и единство личностному образованию.

Высокий уровень развития психологической компетентности обеспечивается формирующимися в процессе развития способностями, включая аутоспособности, позволяющие человеку оказывать развивающее воздействие на самого себя. Психологическая компетентность является своеобразным этапом совершенствования психологической культуры индивида, организуя не

только психологически грамотное выполнение профессиональных действий, но соответствующие поведение и деятельность в социуме и природной среде, в таком качестве психологическая культура может выступать ее венцом.

Таким образом, человек становится носителем психологической культуры, воплощенной в его профессиональной деятельности в качестве компетентностной характеристики. Данная мысль настойчиво звучит в научных дискуссиях последних лет. Ученые утверждают, что недостаточно того, чтобы педагог-воспитатель просто играл социально-профессиональную роль (это можно делать и вне ценностного отношения). Ядром ценностных ориентаций педагога является его духовно-нравственная позиция как единство сознания и деятельности, стержнем которой служит любовь к детям. Она определяется как «личностно ориентированная» (В.П. Бедерханова), позиция «ненасилия» (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов), позиция «поддержки» (О.С. Газман), «толерантная» позиция (А.А. Реан).

По мнению В.Д. Шадрикова, достижение высокого уровня профессионализма педагогом зависит от развитости ценностных ориентаций, на основе которых формируется ценностное сознание личности, потребность в овладении педагогическим мастерством. Они в определенной мере компенсируют недостающие знания и умения, если такой ориентации нет, то педагог может потерять имеющееся у него мастерство [12]. Педагогическая позиция уникальна (в отличие от других профессий) и единственна в своем роде - одновременно и личностная (проявляется в любом контакте с ребенком), и профессиональная (культурно-деятельностная, необходимая для создания соответствующих условий развития детей).

Таким образом, повышение квалификации воспитателей детского сада в первую очередь должно быть связано с формированием его личностно-профессиональной позиции как единства внутреннего и внешнего, мировоззренческого и поведенческого, личностного и профессионального (А.Г. Асмолов, А.А. Майер, Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова и др.).

В последние десятилетия в отечественной и зарубежной литературе значительное внимание уделяется процессам саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации личности человека с опорой на я-концепцию (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Р. Бернс, А.В. Брушлинский, В.А. Петровский, А.Г. Спиркин и др.). В данной теории образ «я» - главный, системообразующий фактор, проявляющийся в направленности, мотивах, ценностях, отношениях и установках (Л.И. Божович, В.С. Мерлин, К.К. Платонов), совокупности личностных качеств, которые в любом случае являются профессионально значимыми, поскольку личность неотделима от выполняемой деятельности (В.Д. Шадриков), личность ребенка формируется личностью педагога.

В исследованиях подчеркивается, что «профессиональная я-концепция является своеобразным "ядром" индивидуальности педагога, обеспечивает взаимосвязь и согласованность ее ведущих мотивов, смыслов, установок, ценностей, убеждений, идеалов» [13]. Несформирован-ность я-концепции приводит к невозможности выстраивания субъектной позиции в социокультурном и жизненно-профессиональном пространствах, снижает долю ответственности за качество труда. Отсутствие системной организации профессиональных знаний (теоретическая часть) порождает проблемы при переходе в практическую область: возникает несоответствие деятельности педагога современным требованиям. Недостаточно развитые способности и практические умения оставляют специалиста на репродуктивном уровне педагогической деятельности, приводят к существенным ошибкам, лишают его свободы творчества [14].

Описанный в исследовании В.Р. Поповой подход [15] мы взяли за основу организации и оценки повышения квалификации педагогов, работающих в нашем ДОУ. Опираясь на представленную модель психологической компетентности, мы интегрировали диагностический инструментарий оценки профессиональной компетентности педагогических работников, составили индивидуальные планы саморазвития. По общим проблемам проводятся семинары и тренинги. Акцент на личностное развитие дает позитивные результаты, увеличивает заинтересованность сотрудников в повышении качества показателей деятельности.

В работе использованы теоретические и эмпирические методы исследования. Первые представлены обзорным анализом результатов научных исследований, обобщением научных данных и их моделированием; вторые -анкетированием, беседами, наблюдениями, тестированием. Привлекались следующие диагностические методики: тестовая методика Ю.М. Орлова, В.М. Шкуркина «Самооценка», «Самоотношение»; тест смысложизненных ориентаций Дж. Крамбо и Л. Махолика; самоактуализационный тест для изучения успешности деятельности педагогов дошкольного образования, Активно применялся тест В.В. Бойко «Диагностика помех в установлении эмоциональных контактов».

Методы количественной обработки данных включали критерий Краскела - Уоллиса (сравнивались уровни психологической компетентности в разных детских садах); коэффициент

корреляции Пирсона (изменялись условия формирования психологической компетентности, затем соотносились зависимость уровня психологической компетентности педагогов ДОУ и предлагаемые условия); Т-критерий Уилкоксона (для изучения условий на примере логопедических и коррекционных дошкольных учреждений, имеющих более серьезную методическую службу с большим количеством сотрудников); корреляционный анализ Спирмена (для выявления ведущих критериев, которые позволили подтвердить безусловную зависимость профессиональной компетентности от психологической компетентности воспитателей ДОУ).

В заключение следует отметить, что в настоящее время мы стоим перед задачей, заключающейся в эффективной обработке данных и переходе от стадии апробации к режиму системного использования. Необходимо теоретическую составляющую, которая является фундаментом концептуальной модели, соединить с не менее значимым практическим компонентом. В кратком виде суть предлагаемой модели применительно к ДОУ - главной нашей площадке - заключается в том, что педагог, поступивший на работу, проходит диагностику в рамках методического сопровождения, позволяющего осуществлять практическую психологическую подготовку в виде индивидуального образовательного маршрута «без отрыва от производства».

Ссылки:

1. Григорович Л.А. Структура и динамика формирования профессионального самосознания педагогов дошкольных образовательных учреждений : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2005. 60 с.

2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1974. 288 с.

3. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетент-ностно ориентированному образованию. Красноярск, 2002. С. 22-29.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ от 17 окт. 2013 г. № 1155. Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

6. Шадриков В.Д. Базовые компетенции педагогической деятельности // Сибирский учитель. 2007. № 6. С. 5-15.

7. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М., 1997. 512 с.

8. Рабочая книга практического психолога : пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А.А.Бода-лева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. М., 2001. 640 с.

9. Лобанова Н.Н., Косарев В.В., Крючатов А.П. Профессиональная компетентность педагога. Самара, 1997. 107 с.

10. Серебровская Н.Е. Проблема оценки и развития профессионализма специалиста-психолога: реалии и возможности // Великие реки - 2017 : труды конгресса 19-го Международного научно-промышленного форума. В 3 т. Н. Новгород, 2017. Т. 2. C. 298-301.

11. Попова В.Р. Развитие профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа : дис. . канд. пед. наук. Н. Новгород, 2000. 176 с.

12. Шадриков В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестник Ярославского госуниверситета им. П.Г. Демидова. Сер.: Психология. 2006. № 1. С. 15-21.

13. Чеменева А.А., Вербовская Е.В., Попова В.Р. Компетентностная модель современного педагога ДОО в контексте реализации ФГОС ДО // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 109-116.

14. Попова В.Р. Методическая служба как фактор непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения // Детский сад от А до Я. 2017. № 1 (85). С. 100-109.

15. Попова В.Р. Развитие профессиональной компетентности ...

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Герасимова Валентина Евгеньевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.