Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРАВО И ПАРТНЕРСТВО'

ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРАВО И ПАРТНЕРСТВО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (ДОО) / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЦЕДУРА ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Н. В.

В статье идет речь о развитии дошкольного образования как постоянно развивающейся системе, выполняющей особую роль в создании новой образовательной парадигмы развивающего образования, объясняется необходимость включения государственно-общественного управления в систему управления ДОО и значимость применения общественной аккредитации образовательной организации, которая может стать одним из индикаторов проблем и перспектив развития как системы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО, так и развития системы образования в целом, повышения качества современного общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC ACCREDITATION IN THE CONDITIONS OF INTRODUCTION THE FEDERAL STANDARDS OF THE PRESCHOOL EDUCATION: THE LAW AND THE PARTNERSHIP

The article is devoted to the development of preschool education is constantly developing system, which plays a special role in creating a new educational paradigm of developing education. Describes the necessity of the inclusion of the state-run public management into the pre-school educational system of management and the importance of the implementation of the public accreditation by the educational organization, which may be one of the indicators of problems and prospects of development of system of preschool education in the conditions of introduction of Federal State Educational Standard of pre-school education and development of the education system in general, improving the quality of modern education.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРАВО И ПАРТНЕРСТВО»

ДО должна быть сугубо индивидуальной для каждого конкретного ДОО, учитывать потребности воспитанников, их родителей, общественности и социума. Именно по-

этому так велика ответственность педагогов за выбор той системы ценностей, той парадигмы образования, которая ляжет в основу этой модели.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Богуславский, М. В. Авторитарная педагогика — педагогика авторитета / М. В. Богуславский // Директор школы. — 2002. — № 5. — С. 25—28.

2. Заир-Бек, С. Спираль как образовательная траектория / С. Заир-Бек // URL: http://vogazeta.ru/ivo/ info/14505.html.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384).

4. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. — Т. 17А (34). — СПб., 1896.

ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРАВО И ПАРТНЕРСТВО

Н. В. ТАРАСОВА, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель центра дошкольного, общего и коррекционного образования ФИРО (Москва) [email protected]

В статье идет речь о развитии дошкольного образования как постоянно развивающейся системе, выполняющей особую роль в создании новой образовательной парадигмы развивающего образования, объясняется необходимость включения государственно-общественного управления в систему управления ДОО и значимость применения общественной аккредитации образовательной организации, которая может стать одним из индикаторов проблем и перспектив развития как системы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО, так и развития системы образования в целом, повышения качества современного общего образования.

The article is devoted to the development of preschool education is constantly developing system, which plays a special role in creating a new educational paradigm of developing education. Describes the necessity of the inclusion of the state-run public management into the pre-school educational system of management and the importance of the implementation of the public accreditation by the educational organization, which may be one of the indicators of problems and prospects of development of system of preschool education in the conditions of introduction of Federal State Educational Standard of pre-school education and development of the education system in general, improving the quality of modern education.

Ключевые слова: дошкольное образование, ФГОС дошкольного образования, государственно-общественное управление, общественная аккредитация, процедура общественной аккредитации, дошкольные образовательные организации (ДОО), образовательная система

Key words: pre-school education, federal state educational standard of pre-school educational system, state-run public management, public accreditation, procedure of public accreditation, pre-school educational organizations, educational system

Образование развивается с учетом всех изменений и тенденций в обществе и получает социальный заказ на новое качество образования.

В последние десятилетия в российском обществе образование выходит за рамки ведомственной принадлежности, становится сферой непосредственных интересов различных социальных групп и общественных структур.

Реальная жизнь не раз доказывала, что институт образования ни в коем случае не может существовать отдельно от государственных институтов экономики, права, массовой коммуникации, демографического развития. Поэтому образование развивается с учетом всех изменений и тенденций в обществе и получает социальный заказ на новое качество образования.

На уровне дошкольного образования процесс расширения общественного участия в управлении образованием идет медленнее, чем на остальных уровнях общего образования, но путь к новому состоянию и новому качеству образования невозможен без организации диалога между сферой образования, родителями и общественными институтами.

С 2013 года дошкольное образование стало уровнем общего образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3), утвержден ФГОС дошкольного образования, который является стандартом поддержки разнообразия в дошкольном детстве. Стандарт представляет собой совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам полу-

чения бесплатного доступного качественного образования посредством:

3 расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста;

3 обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребенка;

3 минимизации рисков кризисов возрастного развития ребенка при переходе от дошкольного детства к начальной школе;

3 приобщения детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

3 развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;

3 реализации вариативных образовательных программ, поддерживающих социокультурное разнообразие детства;

3 разработки нормативов условий, обеспечивающих общую организацию содействия детей и взрослых в дошкольном детстве;

3 соблюдения прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса [2].

Государственно-общественное управление позволяет решить важнейшие задачи, стоящие перед системой дошкольного образования, — обеспечить качество, доступность, эффективность и возможность введения ФГОС ДО.

3адача включения государственно-общественного управления в систему управления дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) в последние годы перешла из разряда потенциально необходимых в область актуальных инте-

ресов руководителей ДОО. Это продиктовано рядом существенных факторов, среди которых ведущим является возрастающая роль общественного мнения о качестве деятельности образовательных организаций и желание участников образовательного процесса реально влиять на организацию и результаты деятельности ДОО. Именно поэтому в большинстве образовательных организаций в структуре управления уже представлены такие органы, как управляющие и попечительские советы, комиссии по общественному контролю и т. д.

Вместе с тем наблюдается тенденция, которую можно определить следующим образом: орган управления есть, а его эффективной деятельности нет. То есть созданные и формально представленные в структуре управления органы государственно-общественного управления уже существуют, есть реальные участники, включенные в состав того или иного органа государственно-общественного управления, а вот эффективной реализации задач в деятельности новоиспеченных управленческих структур нет. Корень данной проблемы заключается в нарушении важного принципа проектирования системы управления, когда создаваемый орган управления теряет свою актуальность в связи с отсутствием в его деятельности реальных практически значимых задач.

Руководствуясь тем, что государственно-общественное управление — это не дань моде, а реальная потребность в деятельности образовательной организации (далее — ОО), обеспечивающая механизм повышения качества образования и условий реализации ФГОС ДОО, необходимо, чтобы руководители образовательных организаций дошкольного образования стали компетентными в вопросах проектирования, организации и оценки эффективности управляющей системы ОО.

Успешные отношения государственного и общественного управления в дошкольном образовании должны обеспе-

чить условия, в основе которых лежат открытость, полнота и достоверность информации, взаимопонимание и доверие.

Активизация участия общественности в управлении дошкольным образованием проявляется сегодня в формировании органов государственно-общественного управления, расширении их функций и полномочий, привлечении к управлению более широких слоев общественности, социальных партнеров.

Вопросы преемственности дошкольного и общего образования в условиях введения ФГОС ДО также тесно связаны с системой общественного управления, так как единое образовательное пространство невозможно создать без участия родителей, руководителей организаций и предприятий и всех заинтересованных жителей города, района, села.

Все отчетливее видится необходимость введения новых форм оценки деятельности ДОО, которые были бы понятны и доступны не только узким специалистам, но и широкой общественности, и которые могли бы рассматриваться как форма непосредственного участия граждан в самоуправлении системой образования. Общественная оценка деятельности организаций дошкольного образования может стать основой продуктивного взаимодействия общественности с законодательными и исполнительными органами власти как индикатора зрелости гражданского общества [4].

С принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» появился еще один элемент в системе регулирования образовательных отношений — общественная аккредитация образовательных организаций, которая должна стать важным элементом процесса выявления истинного состояния образования, соответствия уровня образования рос-

Успешные отношения государственного и общественного управления в дошкольном образовании должны обеспечить условия, в основе которых лежат открытость, полнота и достоверность информации, взаимопонимание и доверие.

сийским и европейским стандартам качества. Эта процедура предусматривает серьезный анализ образовательно-воспитательных процессов с участием широкого круга общественности и заинтересованных лиц, которые не являются профессионалами в области образования.

В Законе вводятся два понятия: «общественная аккредитация» и «профессионально-общественная аккредитация» [1, ст. 96]. Разумеется, применительно к системе дошкольного образования речь может идти только об общественной аккредитации, так как государственной аккредитации для образовательных программ дошкольного образования не требуется.

Общественную аккредитацию дошкольных образовательных организаций можно рассматривать как компонент образовательной системы, функционально обеспечивающей, с одной стороны, контроль через реализацию функции оценки качества образования, а с другой — выполнение задач оценки ресурсов системы в целях ее развития.

Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.

Особенностью процедуры общественной аккредитации является то, что она проводится на основе добровольного запроса заказчика в лице управляющего совета, попечительского совета, педагогического совета, родительского комитета, общественных объединений и организаций и др., а ее результат носит рекомендательный характер.

Объектом оценки становится результат реализации социально значимой деятельности дошкольной образовательной

Предметом общественной аккредитации является внешняя независимая оценка результатов деятельности (содержание, условия и результаты реализации социального заказа) ДОО.

организации, направленной на реализацию стратегии развития образовательной системы и социума в условиях заданной образовательной системы.

Целями и задачами общественной аккредитации дошкольных образовательных организаций являются:

3 диагностика, оценка и прогноз основных тенденций развития ДОО с учетом культурно-деятельностной парадигмы развития образования, особенностей ДОО, ориентированной на интересы заказчика и потребителей, включение дошкольной образовательной организации в окружающий социум;

3 повышение степени участия широких кругов социума в государственно-общественном управлении в сфере муниципального образования;

3 стимулирование деятельности ДОО на ориентацию интересов заказчика и потребителей;

3 стимулирование инновационного развития ДОО;

3 реализация механизмов общественной оценки, гласности и открытости при принятии стратегических решений в сфере развития муниципального образования.

Предметом общественной аккредитации является внешняя независимая оценка результатов деятельности (содержание, условия и результаты реализации социального заказа) ДОО по следующим направлениям:

3 обеспечение условий и результаты взаимодействия участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации и социуме;

3 обеспечение информационной открытости и доступности реализации социального заказа в ДОО;

3 обеспечение условий и результатов деятельности ДОО по присмотру и уходу за детьми;

3 обеспечение содержания, условий и результатов реализации социального образовательного заказа в части ООП ДОО,

формируемой участниками образовательных отношений;

3 обеспечение и результаты доступности освоения ООП ДОО для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

3 обеспечение и результаты работы дошкольной образовательной организации с детьми из неблагополучных, асоциальных семей;

3 обеспечение содержания, условий и результатов реализации преемственности дошкольного и начального общего образования;

3 обеспечение и результаты профессионального роста работников ДОО.

Основные принципы общественной оценки:

3 законность;

3 добровольность проведения процедуры оценки;

3 независимость и объективность, полнота и достоверность используемой и выдаваемой информации;

3 общественная открытость и широкое использование средств массовой информации в оповещении о результатах проведенной оценки;

3 защита прав участников процедуры оценки [5].

Главным организационным документом, регламентирующим организацию и проведение общественной аккредитации, является «Положение об общественной аккредитации». В положении регулируются отношения организатора (муниципальный общественный совет, рабочая группа муниципального общественного совета по организации и проведению процедуры общественной аккредитации дошкольного образования), с одной стороны, и

ЛИТЕРАТУРА _

заказчика (управляющий совет, попечительский совет, родительский комитет, общественные объединения и организации и др.) — с другой. Для достижения целей общественной оценки организатором формируется банк общественных экспертов из высококвалифицированных специалистов в различных областях деятельности вне сферы образования, членов общепризнанных независимых общественных организаций муниципального образования и делегированных этими организациями для участия в экспертной оценке результатов деятельности образовательных организаций в сфере дошкольного образования при муниципальном общественном совете. В число экспертов не могут входить лица, состоящие в трудовых отношениях с заказчиком [5; 6].

Цель дальнейшего реформирования дошкольного управления образованием в условиях введения ФГОС ДО состоит в устранении ограничений и создании системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие детского сада, государства и общественности.

Государственно-общественное и общественное участие в управлении дошкольным образованием направлено на развитие и достижение высокого качества дошкольного образования, его многообразия и ориентации на удовлетворение запросов личности и общества, а также оно должно стать одним из индикаторов проблем и перспектив развития не только конкретной ДОО, но и системы дошкольного образования в целом.

Цель дальнейшего реформирования дошкольного управления образованием в условиях введения ФГОС ДО состоит в устранении ограничений и создании системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие детского сада, государства и общественности.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М. : Проспект, 2014. — 160 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : сб. документов / предисл. В. Кудрявцева. — М. : ФИРО, 2013. — 30 с.

3. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г. № 30384).

4. Тарасова, Н. В. Научно-методологические основы проектирования процедуры общественной аккредитации образовательных организаций / Н. В. Тарасова, Н. И. Пьянкова // Европейский журнал современного образования. European Journal of Contemporary Education. — 2014. — Vol. 7. — № 1. — C. 54—62.

5. Тарасова, Н. В. Общественная аккредитация дошкольных образовательных организаций : методические рекомендации по разработке процедуры проведения / Н. В. Тарасова, Н. И. Пьян-кова. — М. : ФИРО, 2014. — 64 с.

6. Тарасова, Н. В. Содержание и организация процедуры независимой общественной оценки основной общеобразовательной программы и деятельности общеобразовательного учреждения по реализации социального заказа и социального партнерства : методические рекомендации / Н. В. Тарасова, Н. И. Пьянкова // Методист. — 2013. — № 2. — С. 52—58.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС КАК ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ДОО

Р. Ю. БЕЛОУСОВА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой управления дошкольным образованием НИРО [email protected]

А. А. КОСТРИГИН, ассистент кафедры психологии управления ННГУ им. Н. И. Лобачевского [email protected]

Дошкольное образование сегодня законодательно закреплено в качестве первого уровня общего образования. В данной статье авторы акцентируют внимание на одном из направлений анализа, связанном с изучением целевых ориентиров дошкольного образования и определением их в качестве ценностной основы управления ДОО.

Preschool education today enshrined in law as the first level of general education. In this article, the authors focus on one of the areas of research associated with learning targets preschool education and defining them as a valuable framework for the management of OED.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.