Научная статья на тему 'ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОИСКАХ ПУТИ РАЗВИТИЯ: МЕЖДУ АВТОРИТАРНОЙ И ЛИБЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМАМИ'

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОИСКАХ ПУТИ РАЗВИТИЯ: МЕЖДУ АВТОРИТАРНОЙ И ЛИБЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АВТОРИТАРНАЯ МОДЕЛЬ / ЛИБЕРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вершинина Н.А., Пискунова Е.В.

В статье рассматриваются проявления авторитарной и либеральной моделей дошкольного образования на материалах Китая и Норвегии, устанавливается соответствие между философскими основаниями и их проявлениями в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вершинина Н.А., Пискунова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESCHOOL EDUCATION IN SEARCHING THE WAY OF DEVELOPMENT: BETWEEN AUTHORITATIVE AND LIBERAL SYSTEMS

In the article the manifestations of the authoritarian and liberal models of preschool education are revealed on the materials of two national cases - China and Norway. The authors determine the correspondence between the philosophical foundations and their manifestations in the educational process of the preschool educational institutions.

Текст научной работы на тему «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОИСКАХ ПУТИ РАЗВИТИЯ: МЕЖДУ АВТОРИТАРНОЙ И ЛИБЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМАМИ»

2. Генезис детства : коллективная монография / А. А. Майер, О. И. Давыдова, Л. И. Шварко. — М. : Сфера, 2011. — 294 с.

3. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М. Н. Скаткина. — М. : Просвещение, 1982. — 319 с.

4. Кудрявцев, В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития / В. Т. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 7. — С. 65—72.

5. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. — М. : Педагогика, 1981. — 186 с.

6. Майер, А. А. Интеграция основных компонентов дошкольного образования: практикум / А. А. Май-ер. — М. : Сфера, 2013. — 128 с.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОИСКАХ ПУТИ РАЗВИТИЯ: МЕЖДУ АВТОРИТАРНОЙ И ЛИБЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМАМИ

Н. А. ВЕРШИНИНА, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного образования СПбАППО (Санкт-Петербург) wernadya@mail.ru

Е. В. ПИСКУНОВА,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, директор НИИ

непрерывного педагогического образования РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) l_piskunova@mail.ru

В статье рассматриваются проявления авторитарной и либеральной моделей дошкольного образования на материалах Китая и Норвегии, устанавливается соответствие между философскими основаниями и их проявлениями в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.

In the article the manifestations of the authoritarian and liberal models of preschool education are revealed on the materials of two national cases — China and Norway. The authors determine the correspondence between the philosophical foundations and their manifestations in the educational process of the preschool educational institutions.

Ключевые слова: национальная система образования, дошкольное образование, авторитарная модель, либеральная модель

Key words: national system of education, preschool education, authoritarian model, liberal model

Изучение опыта зарубежных стран сегодня приобретает особое значение, так как содействует решению проблем в собственной стране, стимулирует осмысление изменений национальных систем образования.

Современная социокультурная ситуация характеризуется процессами глобализации, которые проникают во все сферы жизни человека, общества, включая образование. При этом в сфере образования осуществляются процессы активного знакомства с зарубежным опытом, попытки применения опыта других стран в модернизации собственной системы образования. В связи с этим национальные системы образования часто обнаруживают острые противоречия: на правительственном уровне принимаются решения об изменениях в системах образования, которые связаны с диагностикой проявлений общих тенденций развития образования в мире, но они не всегда находят понимание и, соответственно, желание действовать в новых рамках со стороны непосредственных исполнителей реформ — педагогов.

В то же время изучение опыта зарубежных стран сегодня приобретает особое значение, так как содействует решению проблем в собственной стране, стимулирует осмысление изменений национальных систем образования. При этом чрезвычайно важным является понимание того, что в мировом образовательном пространстве сталкиваются абсолютно разные модели образования, основанные на разных культурно-исторических традициях, разных философских концепциях развития человека, формирования и развития знания, которые совершенно по-разному спроецировались на существующие и развивающиеся педагогические системы. Именно поэтому они столь различны

и часто уникальны в концептуальных основаниях и своих проявлениях.

Наиболее ярко такие различия проявляются между так называемой авторитарной и либеральной моделями образования. Охарактеризуем проявления парадигм авторитаризма и либерализма в дошкольном образовании на материалах национальных систем дошкольного образования Китая и Норвегии как достаточно ярких представителей той и другой философии образования.

Авторитарная педагогика (педагогика авторитета), основанная на уважении, доверии и даже любви воспитанника к педагогу, признании его нравственно-интеллектуального превосходства [1], может быть проиллюстрирована на материалах дошкольного образования в Китайской Народной Республике. Как и во многих странах, дошкольное образование в Китае не является обязательным. Следует отметить, что в настоящее время в соответствии с Законом КНР «Об обязательном образовании» в стране вводится обязательное шестилетнее начальное образование. Соответственно, проблема всеобщего дошкольного образования пока не ставится, хотя спрос на образовательные услуги для дошкольников неуклонно растет.

Поскольку в стране образование для огромной части населения представляет собой социальный лифт, ценность образования в китайском обществе занимает приоритетные позиции. Это означает, что родители стараются как можно раньше включить своего ребенка в систему формального, в частности дошкольного, образования и готовы оплачивать соответствующие образовательные услуги при малейшей имеющейся возможности. В этих

условиях система дошкольного образования является достаточно контрастной в том смысле, что можно наблюдать огромные различия между государственными, муниципальными и частными детскими садами, число которых в стране растет вместе с ростом спроса на соответствующие услуги.

Следует указать на две специфические черты образования в КНР, важные для понимания проблематики дошкольного образования в этой стране:

3 бесплатным является обязательное 9-летнее школьное образование (начальная и средняя школы), то есть родители дошкольников понимают, что их ожидают определенные финансовые вложения, если они хотят отдать ребенка в детский сад;

3 система профессионального образования не успевает «снабдить» дошкольное образование профессиональными кадрами, в связи с чем руководители образовательных учреждений иногда прибегают к услугам непрофессионалов, особенно для занятий музыкой, спортом, английским языком и др.

На примере одного из детских садов в Северном Китае рассмотрим, как строится образовательный процесс в китайском детском саду. Жизнь детей в детском саду чрезвычайно упорядочена. Несмотря на возраст, здесь начинается не «школа жизни», а «школа учебы». В групповой комнате стоят парты на двоих, на стене доска, чтобы писать мелом, календарь, китайский алфавит, детские рисунки, картинки, другие наглядные материалы. Многие наглядные пособия выполнены самими педагогами — нарисованы, склеены и т. д. В помещении детского сада обязательно присутствуют портрет лидера государства, государственная символика.

Все в детском саду проходит строго по режиму, который строится по достаточно понятной россиянину схеме. Утро в детском саду начинается с завтрака, затем зарядка или небольшое занятие

ритмикой, когда дети поют и танцуют. После этого старшие дети занимаются математикой, китайским и английским языком по учебникам, созданным специально для дошкольников. Все занятия проходят организованно — дети одновременно выполняют предложенное педагогом задание, обычно сидя за столиками (например, работа с кубиками) или сидя на ковре, если воспитатель работает с доской, плакатом и пр. Если дети одновременно выполняют какое-либо индивидуальное задание, в помещении стоит практически полная тишина. Детям часто напоминают, что учение требует сосредоточенности. Если ребенку что-то неясно, он поднимает руку, и воспитатель подходит к нему, чтобы ответить на вопрос. Если ребенок закончил выполнение задания раньше других, воспитатель предлагает ему сделать то же самое еще раз, чтобы научиться делать лучше.

На занятиях китайским языком, математикой и английским после объяснений педагога каждый работает самостоятельно, но многие задания выполняются коллективно. Практически каждый день проходят занятия, связанные с воспитанием патриотизма, — детям читают патриотические рассказы, затем беседуют по содержанию, некоторые рассказы дети пересказывают вслед за воспитателем.

Прогулки являются обязательным режимным мероприятием, на них дети играют только в организованные подвижные игры, и это вполне традиционное для них занятие вызывает у них положительные эмоции. Детей приучают к гигиене — после еды обязательным является полоскание рта, во время еды воспитатель часто напоминает, что одежда должна оставаться чистой и т. д.

Каковы же воспитательные цели дошкольного образования в Китае? Знаком-

Прогулки являются обязательным режимным мероприятием, на них дети играют только в организованные подвижные игры, и это вполне традиционное для них занятие вызывает у них положительные эмоции.

ство с работой детского сада указывает на то, что ключевыми ценностями являются патриотизм, труд, дисциплина. Труд в детском саду Китая — это, в первую очередь, учение. Детей приучают к труду по самообслуживанию, например дежурные обязательно помогают убирать со столов после приема пищи, каждый убирает за собой рабочее место, все вместе — помещение группы.

Воспитание дисциплинированности основано на учении Конфуция: характер детей формируется в опыте, педагог несет ответственность за воспитание самоограничения и правильного поведения. В отношении неправильного поведения детей (драки, капризы, отказ подчиниться требованию старшего) педагоги должны поступать следующим образом: при первых проявлениях — пресекать, при этом воспитатель должен подойти к ребенку или ссорящимся детям и показать, что он заметил признаки непослушания. Если ребенок продолжает плохо себя вести, то воспитатель должен обратиться к нему и привлечь внимание других детей, спросив, правильно ли так поступать, почему неправильно, как нужно поступить правильно и т. д. Дети внимательно слушают, запоминают правильный пример. Таким образом, педагог обращается к мнению группы, поскольку в Китае считают полезным и правильным научиться регулировать свои желания, подчинять их целям группы. Важно, чтобы ребенок понял, что никто не будет терпеть его шалости, принимать его таким, какой он есть. Педагогический смысл этого тезиса в том, что если не пресечь этого в детстве, то ребенок сохранит плохой характер на всю жизнь.

От воспитателей требуется быть спокойными, последовательными и твердыми. Важно изначально ясно дать понять детям, какие требования они должны соблюдать, и что делать нельзя. Воспитате-

В Китае считают полезным и правильным научиться регулировать свои желания, подчинять их целям группы.

ли тщательно готовятся к рабочему дню, так как их задача — полностью занять детей, поскольку свободное времяпровождение считается бесцельным, провоцирующим нежелательные проявления плохого поведения. Именно поэтому воспитатели ограничивают и контролируют поведение детей, регламентируют их игры.

Завершая краткое знакомство с дошкольным образованием в Китае, можно сделать следующие выводы:

3 педагог играет определяющую роль в организации жизни ребенка и группы в целом. Он требует и добивается от детей подчинения общему порядку, соблюдения дисциплины;

3 коллективные ценности воспитания находятся в приоритете. Педагог хорошо знает индивидуальные особенности детей, но они не учитываются, поскольку важным считается воспитание самоограничения, самоорганизации, а также учет в своей деятельности целей группы;

3 в детском саду создаются условия, приближенные к школе. Даже в игры дети играют все вместе под руководством педагога и в строго отведенное для этого время.

Полагаем, что многие читатели увидели в современном китайском детском саду черты традиционной для России системы дошкольного образования, и Китай как одна из быстроразвивающихся стран демонстрирует состоятельность этой системы в современных условиях. Важно лишь понимать, каковы приоритеты образовательных целей.

Ярким представителем либеральной философии образования является Норвегия. Либерализм (от лат. liberalis — свободный)— философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека [4]. В 2009 году Норвежское государство законодательно закрепило право детей в возрасте от одного года до пяти лет на место в детском саду. Этот шаг был сделан для того, что-

бы создать для обоих родителей возможность работать. В Норвегии существуют как государственные, так и частные детские сады. Если по каким-либо причинам родители не желают отдавать ребенка в детский сад, то государство оплачивает пребывание ребенка дома. Сумма выплат фиксирована и определяется государством.

Главной особенностью норвежской программы дошкольного воспитания являются ее личностная ориентированность и принципы гуманистической педагогики. Норвежская педагогика выступает за приоритетность опосредованного педагогического воздействия — педагоги изучают интересы и склонности каждого ребенка, создают условия для их разностороннего развития. Методы воспитания направлены на развитие индивидуальности ребенка. Основным видом деятельности подрастающего поколения в дошкольных учреждениях Норвегии является игра. С помощью игры у детей развивается мышление, внимание, воображение, речь, мелкая моторика, навыки самообслуживания; в игре происходит физическое, интеллектуальное, эстетическое и нравственное развитие.

Посещение одного из детских садов города Кристиансанд «Хокус-Покус» помогает понять, как воплощаются вышеперечисленные целевые установки в деятельности педагогов и их помощников.

В группе, как правило, работают четыре педагога, двое из которых обязаны иметь высшее педагогическое образование. Каждый воспитатель в обязательном порядке каждые 2—3 месяца участвует в семинарах по психологии и педагогике, проходит специализированные курсы. В Норвегии существует специальная программа по привлечению мужчин к работе в сфере образования. В любом дошкольном учреждении стремятся к тому, чтобы в каждой группе работали воспитателями и мужчины, и женщины, чтобы у ребенка формировалось полное вос-

приятие семейного воспитания. Поэтому в «Хокусе» 40 % педагогического состава — мужчины.

Ежедневно воспитателями проводятся развивающие занятия: чтение и инсценировка сказок, обучение счету, рисование, лепка, конструирование, плетение. У каждой группы есть своя игровая комната с музыкальной аппаратурой, игрушками и т. д. Среди игрушек преобладают конструкторы различной конфигурации, мозаики, кубики, то есть игрушки, способствующие развитию мелкой моторики, а следовательно, и активизации мыслительных процессов ребенка. При этом в детском саду много общих комнат разного назначения, где могут собираться дети разного возраста, и воспитатели помогают им организовать совместную деятельность. Например, есть комната для игры «в дом», маленький кинотеатр, комнаты для занятий рисованием, лепкой, аппликацией, спортом, а также скалодром, на котором дети занимаются с воспитателем.

Важно отметить, что даже если то или иное занятие не соответствует пока возрастным особенностям детей, воспитатели приветствуют участие младших в занятиях старших детей, полагая, что это способствует формированию мотивации развития, достижения целей, поскольку связано с зоной ближайшего развития ребенка.

В норвежских детских садах основную часть времени дети проводят на улице в любую погоду, что является сильнейшим закаливающим фактором. Проводить много времени на улице помогает хорошо продуманная одежда: родители обязаны купить для детей комбинезоны из водоотталкивающей ткани, которые хранятся в детском саду.

В Норвегии, в частности в детском саду «Хокус-Покус», существует практи-

Главной особенностью норвежской программы дошкольного воспитания являются ее личностная ориентированность и принципы гуманистической педагогики.

ка развивающих мероприятий за пределами территории детского сада. Начиная с трех лет детей активно выводят в город, причем дети ходят пешком, даже если им предстоит прогулка в лес на весь день. Возникает вопрос: каким образом соблюдаются режимные мероприятия — прием пищи, дневной сон? В отличие от российских традиций в детском саду Норвегии отсутствует «тихий час», спят только самые маленькие дети и по собственному желанию. Кроме того, воспитатель может предложить ребенку отдохнуть, если видит, что ребенок устал. Спальня оборудована на открытой веранде, где дети спят в любое время года независимо от температуры на улице. Привычка спать в прохладном помещении прививается с раннего детства и является еще одним мощнейшим закаливающим фактором.

Подводя итог краткой характеристике дошкольного образования в Норвегии, можно сказать следующее:

3 глубокое знание детской психологии помогает педагогу определять зону ближайшего развития каждого ребенка и не препятствовать, а создавать условия для его продвижения;

3 в детском саду создаются условия, приближенные к семейным — разновозрастные группы детей в каждый момент времени, практически равное соотношение мужчин и женщин среди педагогов;

3 педагог не старается играть определяющую роль, он следует за желаниями, потребностями и намерениями ребенка.

Таким образом, сопоставление описанного опыта норвежского детского сада и документов, которые регламентируют работу ДОО в нашей стране (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО [3]), позволяет сделать вывод, что они выдержаны с учетом именно ли-

В отличие от российских традиций в детском саду Норвегии отсутствует «тихий час», спят только самые маленькие дети и по собственному желанию.

беральных ценностей. Действительно, если основной моделью развития нашего общества признается либеральная, то все социальные сферы, в том числе образование, развиваются в данном направлении.

Существует ли возможность укоренения этих ценностей в российской системе дошкольного образования? В своей статье «Спираль как образовательная траектория» С. И. Заир-Бек, описывая изменения системы образования, происходящие с конца прошлого века, отмечает, что сегодня «слишком жесток государственный и общественный запрос на жесткое регулирование, на возврат к унификации, "завещанной" советской системой образования. ...Кроме того, сохраняется и даже усиливается давление на важнейшее завоевание предыдущих лет — на автономию образовательных учреждений. ...История, по сути, совершила спираль, и сегодня остается только анализировать, когда, как и почему были упущены возможности и остались ли у либеральной идеи шансы воплотиться в реальную образовательную практику свободы и ответственности» [2].

Необходимо использовать возможность, предоставленную ФГОС ДО, для самостоятельной разработки и утверждения образовательной программы дошкольного образования (далее ОП ДО) каждой организацией, осуществляющей образовательную деятельность [3, п. 2.5]. Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное, всестороннее развитие ребенка. ОП ДО должна показать, как с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников в ДОО создается собственная модель организации воспитания, обучения и развития дошкольников; какие педагогические технологии применяются в работе с детьми; как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности воспитанников. Поэтому ОП

ДО должна быть сугубо индивидуальной для каждого конкретного ДОО, учитывать потребности воспитанников, их родителей, общественности и социума. Именно по-

этому так велика ответственность педагогов за выбор той системы ценностей, той парадигмы образования, которая ляжет в основу этой модели.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Богуславский, М. В. Авторитарная педагогика — педагогика авторитета / М. В. Богуславский // Директор школы. — 2002. — № 5. — С. 25—28.

2. Заир-Бек, С. Спираль как образовательная траектория / С. Заир-Бек // URL: http://vogazeta.ru/ivo/ info/14505.html.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384).

4. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. — Т. 17А (34). — СПб., 1896.

ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРАВО И ПАРТНЕРСТВО

Н. В. ТАРАСОВА, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель центра дошкольного, общего и коррекционного образования ФИРО (Москва) tarasova.n@firo.ru

В статье идет речь о развитии дошкольного образования как постоянно развивающейся системе, выполняющей особую роль в создании новой образовательной парадигмы развивающего образования, объясняется необходимость включения государственно-общественного управления в систему управления ДОО и значимость применения общественной аккредитации образовательной организации, которая может стать одним из индикаторов проблем и перспектив развития как системы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО, так и развития системы образования в целом, повышения качества современного общего образования.

The article is devoted to the development of preschool education is constantly developing system, which plays a special role in creating a new educational paradigm of developing education. Describes the necessity of the inclusion of the state-run public management into the pre-school educational system of management and the importance of the implementation of the public accreditation by the educational organization, which may be one of the indicators of problems and prospects of development of system of preschool education in the conditions of introduction of Federal State Educational Standard of pre-school education and development of the education system in general, improving the quality of modern education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.