Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ДОО: ОПЫТ КИТАЯ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ДОО: ОПЫТ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕТСКИЙ САД / КИТАЙ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГРАНТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Проворова Татьяна Валерьевна

В статье исследуется опыт внедрения дистанционных технологий в дошкольное образование Китая. В целях профилактики эпидемии COVID-19 дошкольные образовательные организации во многих странах мира перешли на онлайн-обучение, в связи с чем Министерство Образования Китайской Народной Республики было вынуждено оказать поддержку педагогам и семьям воспитанников ДОО. Изученный в статье опыт государственной поддержки может быть использован при составлении региональных или муниципальных программ, а также государственных проектов поддержки ДОО в Российской Федерации на этапе распределения бюджета отдельно взятого региона или муниципалитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Проворова Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT FOR THE IMPLEMENTATION OF REMOTE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS: THE EXPERIENCE OF CHINA

The article examines the experience of introducing distance technologies in preschool education in China. In order to prevent the COVID-19 epidemic, preschool educational organizations in many countries of the world have switched to online learning, that is why the Ministry of Education of the People's Republic of China was forced to provide support to teachers and families of preschool children. The experience of state support studied in the article can be used in the preparation of regional or municipal programs, as well as state projects to support preschool educational institutions in the Russian Federation at the stage of distributing the budget of a particular region or municipality.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ДОО: ОПЫТ КИТАЯ»

Библиографический список:

1.Соловов А. Электронное обучение - новая технология или новая парадигма? / А. Соловов // Высшее образование в России. - 2006. - № 11. - С. 104-112.

2.Анисимова К. В. Система СПО в условиях пандемии: региональные практики / К. В. Анисимова, Ф. Ф. Дудырев, А. И. Шабалин // Официальный сайт научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики». - https://ioe.hse.ru/spo_facts#_ftnref1.

3.Данилов О. Е. О проблемах цифровой трансформации среднего профессионального образования / О. Е. Данилов // Инновации в образовании. - 2021. - № 11. - С. 75-84.

4.Померанцева Н. Почему студенты и преподаватели невзлюбили дистанционное обучение: Что показали опросы, проведенные РАНХиГС // Ведомости. - М.: Бизнес Ньюс Медиа, 2020. - № 16. -https://www.vedomosti.ru/management/articles/2020/05/28/831354distantsionnoeobuchenie.

5.Румянцева А. В. Опыт дистанционного обучения глазами подростков // Непрерывное образование: XXI век. - 2020. - № 4 (32). - https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=6349.

б.Опалько С. Г. Цифровая педагогика в системе образования / С. Г. Опалько // Успехи современной науки. - 2016. - Том 2. - №12. - С. 95-97.

7.Ахметова Д. З. Обеспечение качества дистанционного обучения в призме личностного развития обучающихся / Д. З. Ахметова // Карельский научный журнал. - 2013. - № 4. - С. 55-58.

8.Данилов О. Е. Интерактивность в обучении / О. Е. Данилов // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2016. - № 9 (111). - С. 82-89.

9.Никуличева Н. В. Организация дистанционного обучения в школе, колледже, вузе / Н. В. Никуличева, О. И. Дьякова, О. С. Глуховская // Открытое образование. - 2020. - Том 24. - № 5. -С. 4-17.

10.Сушко Н. Г. Факторы эффективности процесса обучения / Н. Г. Сушко, Н. М. Мирошин // Ученые заметки ТОГУ. - 2019. - Том 10. - № 4. - С. 97-102.

11.Снегурова В. И. Модели дистанционного обучения в системе среднего образования / В. И. Снегурова // Вестник РУДН, серия «Информатизация образования». - 2009. - № 2. - С. 106-120.

12.Данилов О. Е. Автоматизация учебных экспериментальных исследований / О. Е. Данилов // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2014. - № 12 (90). - С. 43-49.

УДК 373

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ДОО: ОПЫТ КИТАЯ

Проворова Татьяна Валерьевна Provorova Tatiana Valerievna

Магистрант Master student

Самарский государственный социально-педагогический университет Samara State University of Social Sciences and Education

Самара, Россия Samara, Russia

STATE SUPPORT FOR THE IMPLEMENTATION OF REMOTE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS: THE

EXPERIENCE OF CHINA

Аннотация: В статье исследуется опыт внедрения дистанционных технологий в дошкольное образование Китая. В целях профилактики эпидемии COVID-19 дошкольные образовательные организации во многих странах мира перешли на онлайн-обучение, в связи с чем Министерство Образования Китайской Народной Республики было вынуждено оказать поддержку педагогам и семьям воспитанников ДОО. Изученный в статье опыт государственной поддержки может быть использован при составлении региональных или муниципальных программ, а также государственных проектов поддержки ДОО в Российской Федерации на этапе распределения бюджета отдельно взятого региона или муниципалитета.

Abstract: The article examines the experience of introducing distance technologies in preschool education in China. In order to prevent the COVID-19 epidemic, preschool educational organizations in many countries of the world have switched to online learning, that is why the Ministry of Education of the People's Republic of China was forced to provide support to teachers and families of preschool children. The experience of state support studied in the article can be used in the preparation of regional or municipal programs, as well as state projects to support preschool educational institutions in the Russian Federation at the stage of distributing the budget of a particular region or municipality.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, детский сад, Китай, дистанционные технологии, цифровые технологии, грант, государственная поддержка

Key words: preschool educational organization, kindergarten, China, distance technologies, digital technologies, grant, state support

Дистанционные образовательные технологии были незаменимы во время эпидемии COVID-19. Многие страны приняли меры по переходу на онлайн-образование, чтобы снизить процент заболеваемости коронавирусом.

Все дошкольные учреждения в Китае также были вынуждены перейти на онлайн-обучение в весеннем семестре 2020 года в связи с профилактикой эпидемии. Таким образом, все воспитатели дошкольных образовательных организаций (далее ДОО) должны были быстро и профессионально освоить и начать использовать дистанционные образовательные технологии, с которыми они ранее не были знакомы.

Сложившаяся ситуация требовала от педагогов ДОО: осмысленного принятия и использования технологий в среде онлайн-обучения; объединения детей, родителей, коллег и заведующих ДОО; интеграцию ресурсов и сотрудничество с помощью дистанционных образовательных технологий.

Воспитатели столкнулись с необходимостью тщательно выбирать ресурсы, подходящие для обучения детей дошкольного возраста; взаимодействовать с семьями воспитанников; создавать аудио- и видеоклипы; отвечать на вопросы родителей о воспитании детей.

Готовность педагогов к принятию дистанционных технологий играла решающую роль в их успешном применении.

Китайские воспитатели в большинстве своем не сталкивались с использованием ИКТ в рабочем процессе. «Профессиональный стандарт педагогов Китая» и «Национальный профессиональный стандарт» не предъявляли определенных требований к владению информационными технологиями. Кроме того, до пандемии COVID-19 онлайн-обучение в дошкольном образовании Китая не было широко распространено. Только некоторые воспитатели ДОО общались с семьями через мобильный телефон или компьютер, однако не в образовательных целях.

Таким образом, китайские педагоги ДОО столкнулись с проблемами при освоении и использовании инновационных образовательных технологий.

Министерством образования Китайской Народной Республики было проведено исследование «Опрос о текущей ситуации с онлайн-обучением воспитателей дошкольного образования» среди 1568 педагогов дошкольных учреждений, выбранных случайным образом из «Национальной программы подготовки педагогов дошкольных учреждений во время эпидемии COVID-19» в мае 2020 года [2, 3].

Большинство педагогов, принимавших участие в исследовании, работали в государственных дошкольных учреждениях (73,6%), из них 70,6% - это городские, а не сельские детсады.

Опыт работы педагогов был: менее 3 лет (5,0%), 3-5 лет (10,7%), 6-10 лет (31,7%), 11-15 лет (19,2%) и 16 лет и выше (33,4%).

Возраст большинства педагогов 30-49 лет (80,7%), и около половины из них получали аккредитацию правительства (48,5%).

Образовательная успеваемость педагогов была следующей: 63,8% со степенью бакалавра или выше, 27,0% со степенью младшего специалиста, а также 9,2% со средним общим образованием или ниже.

Педагоги Китая, согласно исследованию, использовали два подхода к онлайн-обучению с использованием цифровых технологий:

1.Взаимодействие с цифровым контентом: 85% преподавателей сообщили, что они в основном предоставляли цифровой контент, включая видео. Эти преподаватели использовали несколько типов онлайн-ресурсов, в том числе коммерческие онлайн-платформы (79%), внутреннюю сеть детского сада (19%), Google Classroom (4%) и YouTube (3%). Они также использовали другие онлайн учебные ресурсы (например, онлайн образовательные игры, онлайн обучающие видеоролики и онлайн-планы занятий для родителей и детей), загружая их на цифровые обучающие платформы или во внутреннюю сеть детского сада.

2.Онлайн-взаимодействие с людьми: меньшее количество педагогов (16%) в основном использовали онлайн-взаимодействие с людьми для преподавания, включая потоковое обучение в режиме реального времени для общения между педагогом и воспитанниками ДОО в синхронной среде. Некоторые (5%) использовали Zoom в качестве инструмента видеоконференций для онлайн-обучения.

Большинство из этих педагогов проводили занятия для родителей и детей (42%) и предоставляли домашнее задание (34%) в качестве дополнения к онлайн-обучению. Другие виды деятельности (24%) включали задания по чтению, практические занятия (например, декоративно-прикладное искусство, приготовление пищи) и др.. Кроме того, 79% этих педагогов просили родителей загрузить детские работы на учебную платформу, и 22% этих педагогов оценивали домашнее задание детей после занятий.

Продолжительность онлайн-уроков в детских садах Китая варьировалась от 15 минут и менее (68%), от 15 до 30 минут (26%), от 30 до 45 минут (4%), от 45 до 60 минут (1%) и более 60 минут (1%).

Педагоги проводили онлайн-уроки с различной периодичностью: один раз в день (46%), три раза в неделю (8%), два раза в неделю (9%), один раз в неделю (1%), один раз в две недели. (7%), раз в месяц (2%) или не требовалось (23%).

Большинство педагогов сообщили, что их онлайн-обучение было добровольным (71%); только 29% сказали, что этого требует администрация ДОО.

Большинство педагогов (89%) указали, что родители нейтрально относятся к онлайн-обучению или принимают его, особенно в отношении содержания обучения и общения с детьми.

На официальных сайтах нескольких детских садов Гонконга можно встретить следующие комментарии родителей: «мы считаем, что дети могут повысить свою заинтересованность в обучении, видя своих учителей и слыша голос учителей во время онлайн-обучения», «мы ценим детские сады, разрушающие границы времени и пространства, позволяя детям продолжать учиться» и «мы благодарны преподавателям за то, что у детей была возможность общаться и встречаться со своими сверстниками в Zoom».

В результате данного исследования было выявлено, что большинство педагогов ДОО Китая отмечает недостаточность проработки способов использования дистанционных технологий, чтобы справиться с обучением детей дошкольного возраста исключительно с помощью цифровых материалов. Большинство трудностей возникало при переходе воспитателя к онлайн-взаимодействию с детьми и семьями воспитанников. Следовательно, учет активного обучения детей и поддержка родителей имели важное значение для создания жизнеспособной системы онлайн-обучения. Также в исследовании отмечается, что воспитатели осознают ограничения онлайн-обучения, но при этом ценят педагогику, основанную на игре, в связи с чем возникли проблемы в выстраивании образовательного процесса сразу в нескольких областях: художественно-эстетического и физического развития.

Таким образом, интенсивный период внедрения дистанционных технологий в ДОО Китая привел к невозможности постоянного захвата внимания ребенка в связи с нехваткой материалов и опыта выстраивания грамотной структуры онлайн-занятия.

Однако, спустя несколько месяцев после публикации Министерством образования Китайской Народной Республики результатов исследования, Бюро Образования Гонконга выпустило «Циркулярный меморандум №185/2020» [1], в котором можно отметить предпринятые правительством Гонконга меры поддержки онлайн-образования в ДОО. Чтобы помочь детским садам проводить содержательные и интересные занятия для обучения дома, Бюро Образования предоставило ДОО разовую субсидию по двум направлениям.

Итак, в рамках первого направления Образовательное Бюро Гонконга предоставляло ДОО грант на покупку одной печатной книги для каждого учащегося в 2020/21 и 2021/22 учебном году, чтобы побудить детей читать дома и развивать их интерес к чтению. Данный грант составлял 100 долларов США на учащихся в год. ДОО должны были использовать грант для покупки одной печатной книги в подарок каждому учащемуся из списка книг, предоставленного Образовательным Бюро Гонконга. Данный грант называется «Подарочная книга».

Также в меморандуме прописана рекомендация к использованию в качестве образовательной площадки специально разработанный Образовательным Бюро Гонконга веб-сайт «LCSD» (Leisure and Cultural Services Department) [4].

В рамках второго направления государственной поддержки, бюро предоставило ДОО «Пакет инструментов и материалов для рукоделия и обучения «Сделай сам».

Все ДОО Гонконга в 2020/21 учебном году имели право подать заявку на этот разовый грант для реализации программ домашнего обучения. Ограничение составляло 50 000 долларов США в год для детских садов с менее чем 67 воспитанниками и 80 000 долларов США для детских садов, в которых 67 или более воспитанников.

Этот грант был направлен на:

- обеспечение семей воспитанников учебными материалами, которые помогут им проводить простые эксперименты, изучать природу и играть с детьми дома;

- приобретение ресурсов или материалов для вспомогательных мероприятий, связанных с эмоциональным и нравственным развитием детей в период домашнего обучения;

- обеспечение наборами рукоделия воспитанников для изготовления несложных художественных работ или поделок;

- обеспечение семей воспитанников книжками с картинками, карточками со сценариями и т.д. для поощрения чтения родителей и детей, и развития взаимодействия между членами семьи.

Создание подобных грантов Образовательным Бюро Гонконга позволило решить проблему выстраивания образовательного процесса сразу в нескольких областях: художественно-эстетического, познавательного и речевого развития, так как было предоставлено обеспечение учебными пособиями и различными инструментами художественной и познавательной деятельности дошкольника.

Подобный опыт государственной поддержки может быть использован при составлении региональных или муниципальных программ в Российской Федерации на этапе планирования и распределения бюджета отдельно взятого региона или муниципалитета.

Внедрение дистанционных технологий в управление образовательной системой ДОО - сложный и многоэтапный процесс, который не может обойтись без должной поддержки со стороны государства, что и доказывает опыт Китая в освоении данной области.

Китайская Народная Республика, благодаря грамотной политике Министерства Образования была готова к последующим волнам эпидемии COVID-19, поэтому дошкольное образование Китая в 2022 году столкнулось уже с меньшим количеством проблем, чем на раннем этапе внедрения дистанционных технологий в 2020 году.

Библиографический список:

1.Циркулярный меморандум Бюро Образования №185/2020. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://applications.edb.gov.hk/circular/upload/EDBCM/EDBCM20185C.pdf. (Дата обращения 19.06.2022)

2.Официальная статистика исследования «Опрос о текущей ситуации с онлайн-обучением воспитателей дошкольного образования» Министерства Образования Китайской Народной Республики. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC8236962/table/bjet13106-tbl-0002/?report=objectonly. (Дата обращения 19.06.2022)

3.Официальная статистика исследования «Опрос о текущей ситуации с онлайн-обучением воспитателей дошкольного образования» Министерства Образования Китайской Народной Республики. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC8236962/table/bjet13106-tbl-0004/?report=objectonly. (Дата обращения 20.06.2022)

4.Официальный сайт «LCSD» - бесплатная образовательная платформа правительства Гонконга. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.lcsd.gov.hk/edutainment/sc/index.html. (Дата обращения 20.06.2022)

© Т.В. Проворова, 2022

УДК 821.512.151

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА АЛТАЙЦЕВ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНО-

КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Тозыякова Екатерина Александровна Tozyiakova Ekaterina Alexandrovna

канд. филол. наук, доцент Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer Майнакова Арчинай Андреевна Mainakova Archinay Andreevna

Магистр master

Юрченко Татьяна Николаевна Yurchenko Tatiana Nikolaevna

канд. филол. наук, доцент Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer Gorno-Altaisk State University Горно-Алтайск, Россия Gorno-Altaysk, Russia

THE MYTHOLOGICAL PICTURE OF THE ALTAI WORLD AS A FACTOR OF NATIONAL AND

CULTURAL IDENTITY

(Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта 20-412-040005 p_a «Концепт «алтай-кижи»/«алтаец» в фольклоре и литературе Горного Алтая в контексте национальной идентичности»)

Аннотация: В статье предпринята попытка, на основе анализа широкого круга источников, реконструировать традиционную религиозно-мифологическую картину мира алтайцев. Мир алтайской мифологии рассматривается в аспекте актуальной в современной гуманитарной науке проблемы формирования национально-культурной идентичности.

Abstract: The article attempts, based on the analysis of a wide range of sources, to reconstruct the traditional religious and mythological picture of the world of the Altaians. The world of Altai mythology is considered in the aspect of the actual problem of the formation of national and cultural identity in modern humanities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.