Научная статья на тему 'Реализация системы государственно-общественного управления ДОО в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования'

Реализация системы государственно-общественного управления ДОО в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственно-общественное управление. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / структуры ГОУ / технологии включения структур ГОУ в управление ДОО / state and public management. Federal state educational standard of preschool education / structure of public educational institution / technology of inclusion of structures of public educational institution in management of DOO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна, Мирошниченко Оксана Николаевна

Авторами статьи на основе анализа нормативно-правовой базы сферы образования описана деятельность структур государственно-общественного управления реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на принципах государственно-общественного управления образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна, Мирошниченко Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аuthors of article on the basis of the analysis of standard and legal base of education described activity of structures of state and public management of implementation of the Federal state educational standard of preschool education on the principles of state and public management of education.

Текст научной работы на тему «Реализация системы государственно-общественного управления ДОО в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

124

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДОО В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Яковлева Галина Владимировна

кандидат педагогических наук. Доцент, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, заведующий кафедрой развития дошкольного образования

Мирошниченко Оксана Николаевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 440

г. Челябинска, заведующий

АННОТАЦИЯ

авторами статьи на основе анализа нормативно-правовой базы сферы образования описана деятельность структур государственно-общественного управления реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на принципах государственно-общественного управления образованием.

SUMMARY

authors of article on the basis of the analysis of standard and legal base of education described activity of structures of state and public management of implementation of the Federal state educational standard of preschool education on the principles of state and public management of education.

Ключевые слова: государственно-общественное управление. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, структуры ГОУ, технологии включения структур ГОУ в управление ДОО.

Keywords: state and public management. Federal state educational standard ofpreschool education, structure ofpublic educational institution, technology of inclusion of structures ofpublic educational institution in management of DOO.

В последние годы в дошкольном образовании происходят значительные изменения: на основе Федерального закона от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» меняются образовательные парадигмы, реализуется национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», осуществляется введение и реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Процессы развития дошкольного образования усложнились и затрагивают практически все элементы образовательной системы, поскольку появляются новые цели, технологии, содержание образования, новые формы организации образовательного процесса, новая правовая база, механизмы финансирования, требования к педагогическим кадрам, меняется правовой и экономический статус дошкольных образовательных учреждений [2].

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется комплексом законодательных и нормативно-правовых актов, принятых органами государственной власти Российской Федерации, среди которых:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 -ФЗ. В статье 3 определены «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования»:

• демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями (п.10);

• сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования (п. 12).

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61).

В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы (п. 1) сказано, что формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в

международных сопоставительных исследованиях в результате реализации мероприятия по достижению во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров инициативы «Наша новая школа» на всей территории Российской Федерации будут модернизированы муниципальные системы дошкольного образования, а также распространены модели государственно-общественного управления образованием.

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, включая индивидуальных предпринимателей.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17. 11.2008- №1662-р). В данном документе выделен раздел «Развитие человеческого потенциала», (п. 4) «Развитие образования»; в четвертой задаче - формирование механизма оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации; механизмов участия потребителей и общественных

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

125

институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качеств образования.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г определены также целевые ориентиры развития системы образования к 2012 году:

- создание в образовательных организациях органов самоуправления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов).

5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2012 г.) Одна из задач данной программы: создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно -профессионального участия.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Переход на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Законодательство РФ и выше названные нормативно-правовые акты определяют нормы реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на основе принципов государственно-общественного управления в сфере образования.

Таким образом, можно констатировать, что деятельность структур государственно-общественного управления реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на принципах государственно-общественного управления образованием регламентируется законодательством Российской Федерации через определение принципов государственной политики в сфере образования (ФЗ-273 ст.3 п. 1), требований к структуре основной образовательной программы ДОУ (ФЗ-273 ст. 2 п.8, ФГОС ДО 2 глава), понятия системы образования (ФЗ-273 ст. 10) [3, 4].

Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, изменение механизмов финансирования дошкольных образовательных учреждений, новая система оплаты труда - это только самые крупные из нововведений самого ближайшего времени, которые должны быть освоены всеми образовательными учреждениями, и в которые будет включён педагогический коллектив и администрация каждого образовательного учреждения. В данных условиях актуализируется проблема включения в процессы управления не только государственных и муниципальных структур, но и системы государственно-общественного управления.

Важным эффектом инновационного развития дошкольного образования является становление целостной государственно-общественной системы управления, которая позволит: повысить роль всех участников образовательного процесса: родителей, педагогов, образовательных учреждений, общественности, административных и управленческих структур; обеспечить развитие дошкольного образования как открытой государственно-общественной системы; создать механизм общественного контроля образовательной политики; укрепить материальнотехническую базу дошкольных образовательных учреждений за счет привлечения в ДОУ внебюджетных

средств; стимулировать инновационные процессы в дошкольном образовании.

Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является демократический, государственнообщественный характер управления образованием, обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией [1].

Усиление роли общественности в управлении ДОУ все более актуализируется в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Развитие общественной составляющей в управлении дошкольным образовательным учреждением позволяет учитывать общественные запросы на его качество и условия образования детей дошкольного возраста, а также привлекать в дошкольные образовательные учреждения дополнительные ресурсы, одновременно увеличивая общественную прозрачность их использования.

Государственно-общественное управление позволяет ДОУ чутко и своевременно реагировать на запросы родителей (законных представителей) воспитанников, общества, что обеспечивает более качественное выполнение учреждением своего предназначения - формирование общей культуры воспитанников, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, социальной успешности ребенка в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [3].

Деятельность структур государственно-общественного управления реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования регламентируется законодательством Российской Федерации через определение принципов государственной политики в сфере образования (ФЗ-273 ст.3 п. 1), требований к структуре основной образовательной программы ДОУ (ФЗ-273 ст. 2 п.8, ФГОС ДО 2 глава), понятия системы образования (ФЗ-273 ст. 10) [4].

Государственная составляющая ГОУ нормативно закреплена действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 6), где определены полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования

Общественная составляющая ГОУ обеспечивается включенностью в процесс управления ДОУ представителей общественности. Действующий Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 3. ст. 26, п.4) определяет, что в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относится Совет ДОУ, предусмотренный уставом и действующий на основе Положения о Совете ДОУ [4].

Совет ДОУ является коллегиальным органом управления ДОУ и реализует определенные полномочия. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5).

Задачи, которые решает Совет ДОУ:

• Определение основных направлений развития учреждения, которые прописываются в Программе развития учреждения на период до 2020 года.

126

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

• Контроль за соблюдением нормативных требований к условиям организации образовательного процесса (создание условий для реализации основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО).

• Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда работникам ДОУ.

• Развитие взаимодействия ДОУ с социальными партнерами.

В состав функций Совета ДОУ входят:

• Рассмотрение, обсуждение и рекомендация к утверждению на педагогическом совете ДОУ основной образовательной программы, программы развития, проекта годового плана на текущий год.

• Рассмотрение, обсуждение и рекомендации к утверждению Устава ДОУ и изменений в Устав и другие локальные акты [2].

Организация управления Советом ДОУ осуществляется со стороны первого руководителя. В состав Совета ДОУ входят представители всех категорий работников: педагоги, вспомогательный и обслуживающий персонал, представители администрации и общественности. На заседания Совета ДОУ приглашаются представители учредителя (Главный бухгалтер по вопросам оплаты труда в новых условиях финансирования; председатель районной профсоюзной организации), общественных организаций (представители депутатского корпуса).

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Морозова Лада Владимировна

Старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта СЗИУ, РАНХиГС при Президенте Российской

Федерации, г. Санкт-Петербург Морозов Олег Германович

Заместитель руководителя, Государственного бюджетного учреждения, Ленинградской области, «Центра спортивной подготовки по волейболу»

Таким образом, реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обеспечивается взаимодействием государственных и общественных структур, деятельность которых регламентируется федеральными нормативными документами. Локальными актами дошкольной образовательной организации.

Литература

1. Акинфиева Н.В., Владимирова А.П. Государственно-общественное управление образовательными системами: Учебно-методическое пособие. -Саратов, 2006.

2. Аникеева Н.В.Вовлечение общественности в управление образованием как механизм запуска инноваций в управлении //Нововведения в управлении образованием / под ред. А.М.Моисеева.- М., 2004.

3. Современное качество общего образования: модели образовательных систем и эффективные педагогические механизмы достижения: монография/В. Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф Ильясов и др.; науч.ред. : В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова. -Челябинск: ЧИППКРО, 2012.-240с.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"

АННОТАЦИЯ

Авторы статьи рассматривают формы и методы интерактивного обучения в образовательном процессе по физическому воспитанию в вузах. Актуальность применения интерактивных технологий обусловлена требованиями, которые предъявляет ФГОС к результатам усвоения основной образовательной программы через формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

ABSTRACT

Authors of article consider forms and methods of interactive training in educational process on physical training in higher education institutions. Relevance of application of interactive technologies is caused by requirements which are imposed by FGOS to results of assimilation of the main educational program through formation of common cultural and professional competences.

Ключевые слова: компетенция, физическое воспитание, инновации, интерактивные технологии, модернизация, мотивация, контакты.

Keywords: competence, physical training, innovations, interactive technologies, modernization, motivation, contacts.

Главной целью высшего образования является подготовка высокопрофессиональных, конкурентоспособных квалифицированных кадров, способных обеспечивать социально-экономическое и культурное развитие нашей страны, независимо функционировать в условиях рыночной экономики по выбранной специализации.

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования третьего поколения кардинальным образом изменили ориентиры отечественной системы образования. Наряду с традиционными и известными образователь-

ными системами и формами организации учебного процесса по физическому воспитанию на первый план были поставлены приоритеты развития общекультурных и профессиональных компетенций.

В связи с этим приобретает актуальность внедрения в учебный процесс Северо-Западного института управления (СЗИУ) по физической культуре новых форм организации и методов формирования физической культуры студента. Система должна быть направлена на корректировку деятельности студента с традиционных целей (развитие физических качеств) на инновационные (формирование общих компетенций в области физической культуры). То

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.