Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
113
исследования, тесно связано с использованием других общенаучных и специальных методов, и, прежде всего, с опытно-экспериментальной и опытной работой.
Конечной целью моделирования в педагогике является создание оснований для качественного изменения и преобразования воспитательного процесса, процесса развития и формирования личности, её конкретных черт и качеств. При моделировании педагогических явлений и процессов выделяются наиболее значимые из большого числа переменных, которые позволяют выстраивать гипотезы, и проверять их в исследовании[4].
В современной науке все большее значение приобретают структурные и функциональные модели. Структура - это способ внутренней организации элементов объекта, которая представляет собой одну из существенных сторон любой вещи[5]. Без раскрытия структуры невозможно познание внешней и внутренней природы, сущности объектов. Под структурной моделью понимается такая модель, которая имитирует внутреннюю организацию оригинала, т.е. компоненты организации педагогической деятельности (цель, задачи, содержание, планируемый результат) и их взаимосвязи. Структурные модели подразделяются на два типа: 1) структурные модели "статических" вещей; 2) структурные модели процессов[5]. Под функциональной моделью понимают такую модель, которая имитирует способы организации деятельности.
Моделирование как метод научного познания применяется в педагогических исследованиях при проектировании моделей исследуемых объектов, дающих возможность решать проблемы построения эффективного процесса обучения и управления им с позиций не только качественных, но и количественных характеристик. В этом случае модель выступает как средство соединения новых знаний с имеющимися, желаемого состояния или деятельности, которую еще предстоит реализовать, с теми, где цель, как и алгоритм деятельности по ее достижению, уже есть. Такие модели в теории моделирования называют познавательными; они служат средством управления и организации практических действий, способом представления образцов действий или их результата[6]. Другим видом модели является концептуальная модель. Это абстрактная модель, представленная множеством понятий, используемых для описания этой области, вместе со свойствами и характеристиками, классификацией этих понятий, по типам, ситуациям, признакам в данной области и законов протекания процессов в ней, а также причинно-следственных связей между ними, определяющими смысловую структуру рассматриваемой предметной области или её конкретного объекта[10].
Рассмотрев теоретическое обоснование проблемы моделирования в педагогической науке отметим, что разработанная и апробированная нами в ходе проведения опытной работы модель формирования имиджа руководителя ОО в процессе дополнительного профессионального образования относится к разряду концептуальных, а по типу является структурно-функциональной. Такое отнесение модели формирования имиджа к определенному типу
необходимо для того, чтобы реализация, внедрение и апробация модели проходила более эффективно и более технологично.
Список литературы
1. Бируля И.О. Экономико-математическое моделирование и его применение. Пензенский государственный университет // http://economvar. narod.ru/ Birulj.pdf
2. Бирюков Б. В., Геллер Е. С., Кибернетика в гуманитарных науках, М., 1973.
3. Богатырев, А. И. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность / А. И. Богатырев, И. М. Устинова. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/SND /Pedagogica/ 2 bogatyrev%20a.i..doc.htm. // в статье : Наговицын, Р.С. Концептуальная модель формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза на основе мобильного обучения / Научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования». 2014 г., №8 [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://human.snauka.ru/2014/08/7481. (Дата обращения 05.08.2015)
4. Буланкина, Н.Е., Соколков, А.П., Кондратенко, А.П. Проблемы интеграции гуманитарного и естественно-научного знания в современном образовании. - М. : Университетская книга, 2008. - 441 с. С.45
5. Глинский Б.А., Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). - М., 1965. - 248с. С. 118-122.
6. Епишева О.Б., Трушников Д.Ю. Инновационные процессы в образовании: Учебник для соискателей дополнительных (к высшему) квалификаций "Преподаватель высшей школы" и "Преподаватель". -Тюмень, 2009.// [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://lit.lib.ru/t/trushnikow d j /text 0180. shtml (Дата обращения 05.08.2015)
7. Информатика: Учебник / Под ред. проф. Н.В. Макаровой - М.: Финансы и статистика -2006. - 768 с. [Электронный ресурс]. // Режим доступа : www.stu.ru/inform/.
8. Камаева Т.С. Модельное исследование как метод решения информационно-аналитических задач. Ор-ский политехнический колледж (филиал) ОГУ, г. Орск [Электронный ресурс]. // Режим доступа : http://pandia.ru/text/78/301/81829.php (Дата обращения 05.08.2015)
9. Огородников В.П. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. - СПб. : Питер, 2011. - 352 с. : ил. C. 16. ISBN 978-5-4237-0131-4
10. Толковый словарь по искусственному интеллекту / Авторы-составители А.Н. Аверкин, М.Г. Гаазе-Рапопорт, Д.А. Поспелов. М.: Радио и связь, 1992. -256с.
РОДИТЕЛЬСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Крохалёва И. А.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №482
г. Челябинска заместитель заведующего по УВР
114
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
АННОТАЦИЯ
в статье описано создание и деятельность Совета ДОУ в условиях реализации современного законодательства и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Раскрыты направления деятельности Совета ДОРУ: нормативно-правовая деятельность, финансово-экономическая деятельность, социальноделовое партнерство в сфере организации образовательного процесса. Определены перспективы развития структур государственно-общественного управления.
SUMMARY
in article creation and activity of Council of DOU in the conditions of implementation of the modern legislation and the Federal state educational standard ofpreschool education is described.Activities of Council of DOUare opened: standard and legal activity, financial and economic activity, social and business partnership in the sphere of the organization of educational process. Prospects of development of structures of state and public management are defined.
Ключевые слова: образовательная политика государства, законодательство РФ, государственно-общественное управление, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, функции Совета ДОУ.
Keywords: educational policy of the state, legislation of the Russian Federation, state and public management, Federal state educational standard ofpreschool education, function of Council of DOU.
В основных стратегических документах российского образования (закон «Об Образовании в РФ», ФГОС дошкольного образования) задачи по расширению общественного участия в формировании образовательной политики, управлении и оценке качества образования определены как приоритетные [4].
Государственная составляющая нормативно закреплена действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 6), где определены полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования. Общественная составляющая обеспечивается включенностью в процесс управления ДОУ представителей общественности. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 3. ст. 26, п.4) определяет, что в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относится Совет ДОУ, предусмотренный уставом и действующий на основе Положения о Совете ДОУ [4].
Создание и обеспечение деятельности в учреждениях дошкольного образовании коллегиальных представительных органов, наделенных комплексом управленческих полномочий, а именно: прав на принятие управленческих решений по ряду значимых вопросов функционирования и развития дошкольного учреждения способствует расширению возможностей для удовлетворения общественного заказа на дошкольное образование, привлечению в образовательные учреждения дополнительных ресурсов [3].
Деятельность Совета ДОУ отличают публичность, позитивность и прозрачность деятельности, что позволяет в условиях модернизации образования поддерживать доброжелательную атмосферу в учреждении, сделать детский сад безопасным и комфортным для детей, а педагогам дает возможность плодотворно трудиться, получать достойную зарплату и творчески реализовываться [1,2].
Совет ДОУ - это сообщество единомышленников, заинтересованных в развитии образовательного учреждения. Если Совет представляет собой единую стратегическую команду, которая решает важные задачи управления и развития учреждения, то перечень полномочий Совета постоянно расширяется в следующих направлениях: нормативно-правовая деятельность, финансово-экономическая деятельность, социально-деловое партнерство в сфере организации образовательного процесса.
1. Нормативно-правовая деятельность заключается в участии в разработке и корректировке локальных нормативных актов дошкольной организации; определении стратегических направлений развития учреждения и контроля за тем, как они претворяются в жизнь администрацией и сотрудниками
ДОУ; утверждении программы развития ДОУ; защите прав участников образовательного процесса (и детей, и взрослых).
2. Финансово-экономическая деятельность, заключается в содействии развитию материально-технической базы ДОУ, благоустройству его помещений и территории; определении направлений, форм, размера и порядка использования внебюджетных средств МАДОУ; участие в составлении плана финансово — хозяйственной деятельности учреждения на новый финансовый год, утверждение плана по оборудованию помещений в соответствии с санитарными нормами и правилами; решение вопросов обеспечения безопасных условий для пребывания детей в учреждении (безопасная среда, качество охранных услуг, вопросы организации здоровьесбережения детей);
3. утверждение перечня и стоимости дополнительных платных образовательных услуг; содействие привлечению внебюджетных средств с целью повышения качества образовательных услуг, контроль за поступлением и расходованием этих средств; осуществление контроля за качеством детского питания и др.
4. Социально-деловое партнерство в сфере организации образовательного процесса реализуется через полноправное участие (а иногда и руководство) родителей в творческой деятельности: детско-родительские проекты; выставки семейных фотографий и конкурсы семейных творческих работ; экологические и природоохранные акции: «Цветущий город», «Экологический марафон» и другое; презентации образовательной работы: Дни открытых дверей, мастер-классы специалистов; культурнодосуговые мероприятия; презентации семейных традиций в воспитании детей (шашечный турнир, фитнес - фестиваль, городской фестиваль «Хрустальная капель», Рождественские встречи с выпускниками; использование информационно-коммуникативных технологий (официальный сайт ДОУ, странички групп на сайте ДОУ, блоги специалистов) [2].
Понимая, что качество и эффективность образовательной работы учреждения напрямую зависит от степени эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса, мы выделили положительные эффекты, полученные от деятельности Совета ДОУ:
• система управления становится более открытой;
• усиливается ориентация детского сада на интересы и запросы потребителей;
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
115
• укрепляется ресурсная база ДОУ;
• повышается доверие родителей к эффективности расходования внебюджетных средств;
• усиливается влияние общественности на жизнь дошкольного образовательного учреждения. Анализируя результаты работы на сегодняшний
день, мы определили перспективы работы по проблеме государственно-общественного управления в образовательном учреждении:
• корректировка нормативной базы, регламентирующей деятельность Совета;
• разработка эффективной модели государственно -общественного управления в дошкольном отделении образовательного учреждения;
• проведение обучения членов Совета с целью фор-
мирования мотивации к участию в деятельности совета, понимания сущности и специфики государственно-общественного характера управления
дошкольным образовательным учреждением, понимания состояния и проблем ДОУ, механизмов его финансирования и управления;
• разработка инструментария оценки эффективности работы Совета;
• проведение мониторинга деятельности Совета с целью распространения лучших практик [1,3]. Сегодня для образовательного учреждения на первый план выходит задача обеспечения максимального соответствия образовательной системы потребностям детей, их семей и общества в целом.
Развитие и усиление роли общественной составляющей в управлении дошкольным образовательным учреждением позволяет учитывать общественные запросы на его качество и условия образования детей дошкольного возраста, а также привлекать в дошкольные образовательные учреждения дополнительные ресурсы, одновременно увеличивая общественную прозрачность их использования.
Литература
1. Акинфиева Н.В., Владимирова А.П. Государственно-общественное управление образовательными системами: Учебно-методическое пособие. -Саратов, 2006.
2. Аникеева Н.В.Вовлечение общественности в управление образованием как механизм запуска инноваций в управлении //Нововведения в управлении образованием / под ред. А.М.Моисеева.- М., 2004.
3. Современное качество общего образования: модели образовательных систем и эффективные педагогические механизмы достижения: монография/В. Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф Ильясов и др.; науч.ред. : В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2012.-240с.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации".
ИНФОРМАЦИЯ, СИНЕРГЕТИКА, ВОЗМОЖНЫЕ МИРЫ В ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Ламзин Сергей Алексеевич
Док. пед. наук, профессор кафедры иностранных языков, г.Рязань
АННОТАЦИЯ
Обучение иностранным языкам на современном этапе должно определяться научными категориями, положениями и явлениями, которые получили большое развитие - 1) информация, 2) синергетика, 3) виртуальная реальность. Обучение иностранным языкам неразрывно связано с информацией. При этом учащиеся являются информационными, кибернетическими и самообучающимися системами. В этой связи к иноязычному обучению применимы положения синергетики. Содержательную сторону дидактического процесса должны определять виртуальные (возможные) миры. А формирование иноязычной речи должно определяться свободным саморазвитием замысла речевого высказывания как идеи, смысловой сферы, по концепции А.Ф.Лосева.
Ключевые слова: синергетика, виртуальная реальность, возможные миры, саморазвитие, самовыражение, самоактуализация ABSTRACT
The foreign language teaching in the modern stage must be determined by scientific categories, theses and phenomena which got great development - 1) information, 2) synergetics, 3) virtual reality. The foreign language teaching is inseparably linked with information. At the same time the students are informational, cybernetic and self-learning systems. In this connection the theses of synergetics are applicable to foreign language teaching. The substantial side of the didactic process must be determined by virtual (possible) worlds. And the development of foreign language speech must be determined by the free selfdevelopment of intention of speech utterance as one of idea, of meaning sphere according to the conception by A.F.Losev.
Keywords: synergetics, virtual reality, possible worlds, self-development, self-expression, self-actualization
Обучение иностранным языкам на современном этапе должно определяться научными категориями, положениями и явлениями, которые получили большое развитие - 1) информация 2) синергетика, 3) виртуальная реальность.
Обучение иностранным языкам как педагогический процесс является вместе с тем и процессом управления. А сам процесс управления, в свою очередь, неразрывно со-
пряжен с понятием информации. С передачей и обработкой информации связано и обучение иностранным языкам.
При характеристике понятия информации как идеального явления мы будем исходить из понятия «идея» в трактовке А.Ф.Лосева: «Идея есть ли нечто или ничто? Идея есть нечто: Идея есть нечто существующее. Если она не существует, тогда не о чем говорить; и тогда никто не имеет права сказать, что она есть нечто. Итак, идея есть