ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т.В. Воронцова, О.А. Котова
Кафедра педагогики и непрерывного профессионального образования Астраханский государственный университет ул. Татищева, 20а, Астрахань, 414000
В статье рассматриваются педагогические концепции дошкольного образования, а также структура воспитания и образования в современном дошкольном учреждении.
Ключевые слова: дошкольное образование, воспитание, процесс, гуманистическая концепция воспитания, дошкольная педагогика, государственный стандарт.
С развитием общества изменяется и социальный заказ для образования, от этого в основном зависит характер и значимость любой педагогической концепции, в том числе и в сфере дошкольного образования.
В начале 1920—1930 гг. в доказательство того, что воспитание и обучение имеют большое влияние на развитие личности ребенка и подчинены государственному заказу, в системе дошкольного образования как в России, так и за рубежом произошла переориентация детских садов на формирование определенных качеств личности у детей. Идея Н.К. Крупской о воспитании в детях идейной направленности и коллективизма с целью развития личности была принята и определила основные направления работы в отечественных образовательных учреждениях. А.С. Макренко в своих трудах также считал главной задачей воспитательной работы воспитание личности в коллективе и через коллектив. Эти идеи стали началом разработки целого ряда педагогических концепций того времени, помогли решить проблемы противопоставления личности, индивидуальности и социальной среды, общества. В России речь шла о воспитании «будущего строителя коммунизма», за рубежом — «гражданина своей страны», «верноподданного» (США, Германия и др.).
Создание нормативно-правовой базы для внедрения программ воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях и соответствующих методик поспособствовало созданию новых задач обучения. В 1950-х гг. при участии А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Р.И. Жуковской, В.Г. Нечаевой, Т.А. Макаровой были разработаны экспериментальные теоритические основы содержания и методики дошкольного обучения. При этом существенно обогатили дошкольную дидактику психолого-педагогические исследования А.В. Запорожца, Д.В. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.А. Вегнера, Н.Н. Поддъякова и др. Педагогические исследования и разработки российских ученых оказали большое влияние на становление идей дошкольной педагогики в других странах.
В 1980 г. в западных странах прошел ряд реформ системы дошкольного образования. В России в 1989 г. тоже принимается новая Концепция дошкольного воспитания, а в 1991 г. издается Временное положение о дошкольном учреждении,
которое является юридическим документом, определяющим права ребенка и педагога и отменяющим единую программу как обязательный документ [1]. Упор делается на семью как главный социальный институт и на развитие индивидуальности ребенка, базиса его личностной культуры и творческих способностей. За рубежом существуют те же тенденции. Например, в США в 1990 г. одним из широкомасштабных направлений стал проект «Высокая планка», сторонники которого ориентированы на воспитание свободы и ответственности при предоставлении широких возможностей для развития разных видов деятельности и сотрудничества. Они подчеркивают, что ребенок вырастает таким, каким его воспитывают [3]. Появляется множество вариативных программ, начинается новая разработка авторских педагогических технологий и поиск средств контроля за результативностью работы, формирование системы управления качеством воспитательно-образовательного процесса.
В 1989 г. начало реформе дошкольного образования в нашей стране положила Концепция дошкольного воспитания, утвержденная Государственным комитетом по народному образованию, которая и на сегодняшний день является основополагающим документом, определяющим цели дошкольного воспитания через ориентацию на общечеловеческие ценности познания, переживания и преобразования; формирующим принципы построения развивающей среды, направленной на воспитание и обучение детей дошкольного возраста и являющимся основой личност-но-ориентированной модели дошкольного образования в Российской Федерации [1].
В 2001 г. гуманистическая направленность воспитания и образования отражается в Национальной доктрине образования Российской Федерации. Среди основных задач современного воспитания были поставлены обеспечение исторической преемственности поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью, гражданской ответственностью, правовым самосознанием, духовностью и культурой [2].
В последние десять лет в дошкольном образовании Российской Федерации произошли кардинальные изменения. На смену стандартному дошкольному образованию пришли разные типы и виды дошкольных программ. Вариативные программы почти полностью сменили типовую. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) педагоги работают по нескольким комплексным базисным, парциальным и специальным образовательным программам.
В 2009 г. в ноябре появились новые Федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, утвержденные приказом Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655. В соответствии с этими Требованиями результаты образования могли быть представлены в виде социального портрета ребенка и состоять в следующем: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами
общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные нормы и правила поведения; может решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; овладевший необходимыми умениями и навыками.
В настоящее время В.И. Слободчиковым, В.В. Рубцовым, В.Т. Кудрявцевым и др. были разработаны новые концепции дошкольного образования, целью которых является подготовка детей к последующему школьному обучению с учетом вариативности учреждений, реализующих программы дошкольного образования, уровней психического и физического развития детей дошкольного возраста, степени подготовленности педагогических кадров. Многие действующие программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста были переработаны в соответствии с новыми, вступившими в силу с 1 января 2014 г. Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования [4].
В настоящее время среди программ, наиболее популярных в ДОУ и соответствующих новым стандартам, действуют следующие комплексные программы дошкольного образования: «Радуга»; «От рождения до школы»; «Из детства — в отрочество»; «Детство»; «Успех»; «Кроха»; «Детский сад 2100»; «Истоки»; «Мир открытий».
В начале ХХ! в. в России появился ряд парциальных (специализированных) программ дошкольного образования, что явилось новым направлением в развитии дошкольных учреждений. Среди них следует отметить следующие:
УМК «Предшкола нового поколения» — комплект парциальных программ разработан на основе Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста (МОиН РФ, ФИРО, 2009 г.), включает программы социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического воспитания, нацеленные на выравнивание стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе;
Программа «Ступеньки» («Школа 2000...») — основной целью является развитие у детей в ходе дидактической игры мышления, творческих сил и деятель-ностных способностей, общеучебных умений и качеств личности, обеспечивающих эффективное обучение в школе;
Программа «Математические ступеньки» (Е.В. Колесникова) — авторская парциальная программа развития математических представлений у дошкольников;
Математика в детском саду (В.П. Новикова) — главным достоинством данной методики является способ подачи материала. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме, много внимания уделяется самостоятельной работе детей;
Программа «Математика для дошкольников» (К.В. Шевелев) — предназначена для занятий с детьми 5—6 лет, которые готовятся к поступлению в школу;
Математика для дошкольников (А.В. Белошистая) — авторский курс способствует формированию и развитию математических способностей дошкольников;
Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» (Е.В. Колесникова) — авторская педагогическая технология по обучению дошкольников элементам грамоты;
Программа развития речи дошкольников (О.С. Ушакова) — предназначена для работников дошкольных образовательных учреждений, воспитателей и методистов, студентов педагогических ВУЗов и колледжей, родителей, интересующихся развитием речи детей дошкольного возраста в детском саду;
УМК «Ступеньки к грамоте» — в комплексе представлена целостная система по подготовке ребенка к обучению письму и чтению, включающая знакомство с буквами, развитие речи, внимания, зрительно-моторных координаций и памяти, эмоциональной отзывчивости и любознательности — таких качеств, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе;
Программа «Преемственность» — предназначена для подготовки дошкольников 5—7 лет к школе, может быть использована учителями начальных классов, воспитателями ДОУ, педагогами дополнительного образования, работающими в группах кратковременного пребывания детей 5—7 лет;
«Скоро в школу» — это серия, адресованная детям 5—7 лет, которым предстоит идти в школу, их родителям, а также педагогам дошкольных учреждений и центров развития;
Программа «Предшкольная пора» — для детей 5 лет, создана в 2005 г. авторским коллективом под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля наук Н.Ф. Виноградовой;
Программа «Ступеньки детства» — разработана в рамках реализации приоритетных направлений развития отечественной образовательной системы, одобренных Правительством Российской Федерации, и направлена на решение важнейшей социально-педагогической проблемы — преемственности в обучении и развитии детей на дошкольной и школьной образовательных ступенях;
«Школа для дошколят». «Школа для малышей» (С.Е. Гаврина) — серия книг для подготовки детей к школе, в которую входят рабочие тетради и обучающие игры, специально созданные для малышей 4—5 и 6—7 лет;
УМК «Ступеньки к школе» — включает 14 красочных рабочих тетрадей и книгу для педагогов и родителей. Содержание книг направлено на формирование у детей грамотной и связной речи, математических и пространственных представлений, изобразительных навыков и др.
В связи с принятием в 2013 г. нового Закона РФ «Об образовании» был впервые разработан общеобразовательный стандарт, который вступил в действие с 1 января 2014 г. Предметом регулирования настоящего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Стандарт разработан на основе Кон-
венции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учета региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации.
В связи с этим многие программы, которые действовали в ДОУ до принятия новых стандартов, претерпят изменения. Появятся новые программы, главной целью которых будет сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования через решение следующих задач: охрана и укрепление здоровья детей, сохранение индивидуальности ребенка, формирование общей культуры детей и т.д.
Таким образом, нам удалось проследить как с историческим изменением общества и в зависимости от социального заказа изменяются концепции дошкольного образования.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2012. [Vinogradova N.A., Miklyaeva N.V., Miklyaeva Y.V. Doshkolnaya pedagogika. — M.: Yurait, 2012.]
[2] Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Образование и Церковь: Сборник документов. — Иркутск: ЦСИУМ, 2001. С. 13. [Nationalnaya Doctrina obrazova-niya v Rossiiskoj Federacii // Obrazovanie i cerkov: Sbornik documentov. — Irkutsk: ZSIUM, 2001. — S. 13.]
[3] Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность. — М.: Академия, 2001. [Paramonov L.A., Protasova E.Y. Do-shkolnoe i nachalnoe obrazovanie za rubezhom: Istoriya i sovremennost. — M.: Academy, 2001.]
[4] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М., 2013. [Federalnij gosudarstvennij obrazovatelnyj standard doshkolnogo obrazovaniya. — M., 2013.]
PEDAGOGICAL CONCEPTS OF PRESCHOOL EDUCATION
T.V. Vorontsova, O.A. Kotova
Chair of Pedagogy and Continuous Professional Education Astrakhan State University Tatishchev str., 20A, Astrakhan, 414000
The article examines the pedagogical concepts of preschool education, and also the structure of upbringing and education in the modern pre-school institution.
Key words: preschool education, upbringing, process, humanistic conception of education, preschool pedagogy, state standard.