Научная статья на тему 'Актуальные проблемы реализации ФГОС до на современном этапе'

Актуальные проблемы реализации ФГОС до на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5491
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ВАРИАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ / ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УСЛОВИЯ / ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ОБЕСПЕЧИТЬ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / INNOVATIVE SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION / SYSTEM OF VARIABLE ORGANIZATIONAL FORMS / PROBLEM OF CONSTRUCTING EDUCATIONAL STANDARDS OF PRESCHOOL EDUCATION / CONDITIONS ALLOWING TO PROVIDE QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Галина Павловна

В статье рассматриваются приоритеты современной образовательной политики в области российского дошкольного и начального школьного образования, инновационные процессы в системе дошкольного образования: введение в действие ФГОС ДО («Портрет выпускника-дошкольника» по требованиям ФГОС (для начальной школы)), (Федеральных государственных требований (ФПГ) к структуре основной общеобразовательной программы, дошкольного образования», нор-мативыразвитияребенка-дошкольника в ходе освоения им образовательного содержания (вДОУ нового типа, группах кратковременного пребывания, группах развития, группах предшкольной подготовки), система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения базисной или дополнительной программы, стратегические ориентиры развития дошкольного образования на социальном, финансово-экономическом, организационном уровнях. Основная мысль в статье: решение проблемы, реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) в научной и методической инновационной деятельности, в организациях дошкольного образования на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of implementation of Federal State Educational Standard of Preschool Education at the present stage

The article deals with the priorities of modern educational policy in the field of the Russian preschool and primary school education, innovative processes in the system of preschool education: introduction of Federal State Standard of Preschool Education („ The preschool graduate''s portrait" according to requirements of the Federal Standard (for elementary school)), „The Federal State Requirements (FSR) to structure of the main general education program of preschool education", standards of development of the preschool child during the mastering of the educational contents (in Preschool educational Institutions of new type, groups of short-term stay, groups of development, groups of preschool preparation), system of monitoring of achievements by children of the planned results of development of the basic or additional program, strategic reference points of development of preschool education at the social, financial and economic, organizational levels. The main idea of the article is to solve the problem of implementation of Federal state educational standards of preschool education (FSES PE) in scientific and methodical innovative activity, in the organizations of preschool education at the present stage.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы реализации ФГОС до на современном этапе»

1УДК 37 ББК 74.1

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Г. П. Новикова

В статье рассматриваются приоритеты современной образовательной политики в области российского дошкольного и начального школьного образования, инновационные процессы в системе дошкольного образования: введение в действие ФГОС ДО («Портрет выпускника-дошкольника» по требованиям ФГОС (для начальной школы)), «Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», нормативы развития ребенка-дошкольника в ходе освоения им образовательного содержания (в ДОУ нового типа, группах кратковременного пребывания, группах развития, группах предшкольной подготовки), система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения базисной или дополнительной программы, стратегические ориентиры развития дошкольного образования на социальном, финансово-экономическом, организационном уровнях.

Основная мысль в статье: решение проблемы реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) в научной и методической инновационной деятельности, в организациях дошкольного образования на современном этапе.

Ключевые слова: инновационная система дошкольного образования, система вариативных организационных форм, проблема построения образовательных стандартов дошкольного образования, условия, позволяющие обеспечить качество образования.

ACTUAL PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDART OF PRESCHOOL EDUCATION AT THE PRESENT STAGE

G. P. Novikova

The article deals with the priorities of modern educational policy in the field of the Russian preschool and primary school education, innovative processes in the system of preschool education: introduction of Federal State Standard of Preschool Education („The preschool graduate's portrait" according to requirements of the Federal Standard (for elementary school)), „The Federal State Requirements (FSR) to structure of the main general education program of preschool education", standards of development of the preschool child during the mastering of the educational contents (in Preschool educational Institutions of new type, groups of short-term stay, groups of development, groups of preschool preparation), system of monitoring of achievements by children of the planned results of development of the basic or additional program, strategic reference points of development of preschool education at the social, financial and economic, organizational levels.

The main idea of the article is to solve the problem of implementation of Federal state educational standards of preschool education (FSES PE) in scientific and methodical innovative activity, in the organizations of preschool education at the present stage.

Keywords: innovative system of preschool education, system of variable organizational forms, problem of constructing educational standards of preschool education, conditions allowing to provide quality of education.

На современном этапе главным стратегическим направлением модернизации нашей страны определен переход на инновационный путь развития. В принятых правительством РФ «Основах политики Российской Федерации в области науки и технологий...»

важнейшей задачей названо формирование национальной инновационной системы [1].

Эта задача обозначена в утвержденной Правительством России - Концепции долгосрочного развития страны, Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г., Феде-

ральном компоненте государственного стандарта общего образования, Государственном стандарте высшего профессионального образования по специальностям педагогического образования, в Правительственных документах «Наша новая школа», «Предшкольная подготовка», «Федеральных государственных стандартах дошкольного образования» и др. Современная система российского образования вступила в новый этап реформирования. Названные документы ориентируют педагогические кадры не только на обновление содержания образования, повышение его качества, но и на реализацию комплексного подхода, усиление практической направленности обучения, повышения значимости дошкольной ступени образования в системе непрерывного образования.

По мнению ученых, «перевод дошкольных учреждений в режим образования, повлекший за собой переименование детских садов в ДОУ, несомненно, позитивное явление современной жизни. Вместе с тем он спровоцировал целый ряд вопросов: что вкладывать в понятие "дошкольное образование", в чем его смысл, значение, чему отдавать приоритет - образованию или воспитанию детей, как соотносятся понятия "воспитание", "обучение" и "образование"? И нельзя сказать, что к настоящему времени ответы на эти вопросы даны полно и исчерпывающе» [2].

Совершенно по-новому, с акцентом на универсализацию, ставится вопрос об образовательных стандартах для дошкольного образования в русле преемственности содержания дошкольного образования с начальной школой.

Реформы, проводимые в нашей стране, означают для системы образования прежде всего отход от тотально-централизованной, жестко расписанной и контролируемой системы, где все было стандартизировано. Образование проходит через этап децентрализации. За этим стоит отказ от стандартных схем действия, расширение инновационных подходов в управленческой сфере. Заметнее стали усилия региональных и национальных органов управления по совершенствованию функционирования, развития и обновления системы образования [3].

Инновационные процессы в дошкольном образовании разворачиваются стихийно. «Они тесно переплетаются и зачастую не выделяются на фоне изменений, носящих внешнюю форму инноваций» [4]. Перечислим самые общие типы этих процес-

сов (изменений) применительно к разным уровням организации образовательной системы.

На социальном уровне - это прежде всего трансформация статуса некогда единого «общественного дошкольного воспитания», по мнению В. Т. Кудрявцева, «в весьма неоднородный институт, избирательно удовлетворяющий образовательные (и внеобразовательные) потребности разных слоев общества», развитие сети негосударственных дошкольных образовательных учреждений, превращение дошкольного воспитания в открытую систему, которая оперативно реагирует на запросы родителей и общеобразовательной школы.

На финансово-экономическом уровне - это фактическое свертывание поддержки системы дошкольного образования на уровне федерального бюджета, нарастающая тенденция к использованию в целях этой поддержки возможностей региональных и местных бюджетов, а также введение многоканального финансирования системы дошкольного образования в условиях постепенного сокращения ее бюджетного финансирования.

На организационном уровне - это появление новых категорий и видов дошкольных учреждений, попытки обеспечить преемственность дошкольного и общего среднего образования путем открытия дошкольных групп на базе школ, создания учебно-воспитательных комплексов «Школа -детский сад» (эта организационная форма, просуществовав более 10 лет, оказалась юридически «нелегитимной») и др., для чего, в частности, были разработаны специальные «сквозные» программы. Так, например, была выдвинута и экспериментально реализована идея разработки новых моделей дошкольных образовательных учреждений с кратковременным пребыванием детей. Актуальность этой задачи определена реалиями кризисной социально-экономической ситуации в России. Прогрессирующий рост цен на энергоносители, транспорт, питание, оборудование и др. при незащищенности соответствующих затратных статей приводит к фактическому разрушению инфраструктуры ДОУ. При этом все более увеличивается диспропорция между реальными затратами на поддержание инфраструктуры ДОУ и стоимостью предоставляемых ими образовательных и прочих услуг. Значительное повышение родительской оплаты содержания ребенка в ДОУ, которое позволило бы окупить эти затраты, по целому ряду

известных причин не представляется возможным. На фоне сокращения финансирования системы ДОУ по всему объему статей это ставит под угрозу само ее существование.

Чтобы выявить, какие трудности и проблемы есть при открытии групп кратковременного пребывания (ГКП), было проведено анкетирование воспитателей и руководителей дошкольных учреждений. Оно показало, что большинство воспитателей обеспокоены содержательным компонентом образовательного процесса, они считают, что программно-методическое обеспечение ГКП разработано недостаточно и не охватывает всего их разнообразия и режимов их деятельности. Существует программа для ГКП «Будущий первоклассник» под редакцией Т. Н. Дороновой и Н. Коротко-вой. Некоторые авторы методических пособий советуют в качестве программ использовать комплексные программы, возможно, с этим можно было бы согласиться при условии адаптации содержания к виду ГКП и режиму их работы, но, «безусловно, с такой задачей воспитатели самостоятельно не справятся. Это дело науки» [5]. В анкетах воспитатели также указывали, что во время работы методических объединений, курсов повышения квалификации и в творческих группах они разрабатывали содержание работы в ГКП и охотно обменивались методическими материалами.

Как показал опрос, руководителей дошкольных учреждений волнует кадровое, материально-техническое и нормативно-правовое обеспечение работы этих групп, качество образовательного процесса (так как при проверке функционирования этих групп прокуратурой, было высказано много замечаний руководителям).

В экономически развитых странах Европы и США примерно с 1960-1970-х гг. сложилась система вариативных организационных форм -детских центров, игровых и иных групп, где дети дошкольного возраста проводят неполный день. Аналогами этих форм в России являются так называемые «группы развития», «группы подготовки к школе» и т. д. Однако, как показывает опыт, такие формы чаще всего ориентированы на решение достаточно узкого круга образовательных задач и не обеспечивают поддержки основных линий психического развития дошкольников.

ДОУ нового типа не будут составлять альтернативы уже имеющимся. Они могут существовать наряду с ними, предоставляя родителям новые

возможности для выбора доступных и качественных образовательных услуг - как «дополнительных», так и оказываемых в ходе работы по специальной базисной программе (программам). Отсюда - представляется целесообразной отработка вариативных моделей ДОУ нового типа, которые могут различаться по разным параметрам (основной профиль, время пребывания детей, соотношение базисного и вне базисного образовательного компонента в программном обеспечении, приоритеты и источники финансирования и т. д.) в соответствии со спецификой тех конкретных условий, где они будут внедряться.

На программно-методическом уровне - это формирование и широкое использование новых вариантов программного и методического обеспечения деятельности ДОУ, включение в учебный план («сетку занятий») ДОУ новых занятий («Экология», «Иностранный язык», «Логорит-мика», компьютерные игры и др.), разработка интегрированных программ и «здоровьесбере-гающих», развивающих образовательных технологий, интенсификация психологического сопровождения образовательного процесса.

На уровнях научной и методической инновационной деятельности должна быть решена проблема построения образовательных стандартов дошкольного образования. Очевидно, что государственные образовательные стандарты дошкольного образования должны кардинально отличаться от аналогичных стандартов, разрабатываемых применительно к другим ступеням общего образования, где основное внимание уделяется уровню освоения учащимися основ наук, соответствующих специальных знаний и умений. Именно это обстоятельство в свое время послужило основанием отказа от понятия образовательного стандарта в дошкольном образовании в пользу «примерных требований». Однако простая смена терминологии едва ли меняет суть дела. В любом случае речь идет о некоторой системе специально разработанных и официально закрепленных нормативов развития ребенка в ходе освоения им того или иного образовательного содержания.

Таким образом, несмотря на изменения, осуществляемые в системе дошкольного образования, в ней остается нерешенным ряд проблем:

• проблема общедоступности дошкольного образования - более 30% детей по разным при-

чинам не охвачены системой дошкольного образования, более 10 тысяч детей нуждаются в образовательных услугах дошкольных учреждений (эти цифры постоянно увеличиваются);

• в городах и районных центрах наблюдается дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, а в сельской местности - их избыток (в городах на 100 мест приходится 102 воспитанника, в сельской местности - 77);

• недостаточно развивается сеть учреждений и групп, предназначенных для компенсации здоровья и коррекции развития ребенка, тогда как наблюдается рост хронической патологии детей и возрастает потребность родителей в коррекционно-педагогической помощи;

• качество и набор услуг, предоставляемых дошкольными учреждениями, не в полной мере отвечают требованиям родителей;

• более 30% детей охвачены домашним воспитанием, что требует квалифицированного социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения семьи со стороны как муниципальных органов управления, так и дошкольных образовательных учреждений;

• финансовая и имиджевая непривлекательность сферы ведет к оттоку высококвалифицированных работников из системы дошкольного образования.

Основными условиями обеспечения инновационного развития дошкольного образования является изменение факторов, сдерживающих это развитие. Среди них:

• развитие новых моделей и структур дошкольного образования;

• нормативное правовое обеспечение дошкольного образования;

• развитие новых организационно-экономических механизмов;

• обновление содержания и технологий дошкольного образования;

• развитие информационных и материально-технических ресурсов системы;

• повышение качества кадрового обеспечения;

• создание эффективных инновационных механизмов на всех уровнях системы дошкольного образования;

• развитие системы менеджмента качества дошкольного образования.

Однако исследования изменений в регио-

нальных системах дошкольного образования показывают, что в регионах еще недостаточно интенсивно идет активная работа, направленная на:

• создание региональных банков инноваций, открытых и доступных для педагогов;

• профессиональную экспертизу инновационных продуктов;

• издание информационных и методических материалов по авторским инновационным образовательным ресурсам,

• формирование инфраструктуры научно-методического сопровождения для дошкольных образовательных учреждений, осваивающих инновационные методики, технологии, модели, образцы успешной проектной деятельности;

• организацию тьюторской поддержки и сопровождения дошкольных образовательных учреждений, осваивающих инновационный опыт лидеров, как со стороны самих новаторов, так и с помощью специализированных консультационных и методических служб;

• формирование, обучение и научно-методическую поддержку управленческих команд в дошкольных образовательных учреждениях, осваивающих инновационный опыт (при разработке и реализации программ развития; инновационных образовательных проектов).

Разработка образовательных стандартов дошкольного образования - актуальнейшая проблема, которую пытаются решать и ученые, и педагоги в русле требований совершенствования качества воспитательно-образовательного процесса. По этому вопросу очень много разночтений. Позиции многих ученых разные.

В документах Министерства образования РФ выделяются следующие общие характеристики ребенка на этапе перехода от дошкольного к начальному школьному образованию.

1. Компетентность. К концу дошкольного возраста каждый ребенок обладает определенной компетентностью - базовым запасом знаний и представлений об окружающем, определенными навыками и умениями в разных видах детской деятельности, сложившимися на основе его личного опыта в процессе обучения. Компетентность является основой для овладения ребенком различными предметными областями знаний на дальнейших этапах образования.

2. Творческие способности. Ребенок обладает развитым воображением, охотно фантазирует

на разные темы, принимает и может решать творческие задачи в разных видах деятельности, с удовольствием импровизирует, способен к принятию и проигрыванию разных ролей в игровых ситуациях. Эти качества в дальнейшем послужат основой для самостоятельного поиска новых знаний.

3. Любознательность, исследовательский интерес. Каждый дошкольник - это маленький экспериментатор и внимательный наблюдатель. Его интересует все, что происходит вокруг. Естественная любознательность ребенка, развиваясь на протяжении всего дошкольного детства, перерастает затем в познавательную активность младшего школьника, которая является важнейшим компонентом учебной деятельности.

4. Инициативность, самостоятельность, свобода и произвольность. Ребенок достаточно независим в своих суждениях, выборе друзей, способен сам определять, чем ему заниматься. Ему свойственно вести себя свободно и раскрепощен-но. Он обладает чувством собственного достоинства, осознает на доступном ему уровне свои права. К концу дошкольного возраста у ребенка формируется достаточно высокий уровень произвольности, впервые возникает соподчинение мотивов: постепенно он становится все более способным к тому, чтобы отказаться от своего непосредственного ситуативного желания перед лицом необходимости, подчинить свое «хочу» своему «надо». Самостоятельность, личная инициатива, свобода и произвольность помогают ребенку включиться в учебную деятельность и занять позицию ученика.

5. Положительное самоощущение, коммуникативность, ответственность, социальные навыки. Ребенку присуще доверчивое отношение к людям, открытость окружающему миру, положительное самоощущение, уверенность в себе. Открытость миру выражается в стремлении ребенка активно познавать действительность, не боясь неуспеха и неудач, уверенности в своих способностях и возможностях. На фоне общей положительной самооценки формируется способность адекватно, в том числе критически, оценивать конкретные результаты собственных действий и действий другого. Ребенок владеет разными формами и средствами общения, в том числе в совместной продуктивной и познавательной деятельности, что является необходимым условием становления учебной деятельности. Он способен иметь чув-

ство ответственности перед другими людьми, за начатое дело, данное слово. Это чувство перерастает в сознательное отношение к учебе.

6. Психофизические характеристики. Развитие крупной и мелкой мускулатуры на фоне интенсивного окостенения скелета и роста ног способствует существенному расширению двигательных возможностей ребенка. Это происходит в тесной связи с развитием мозга ребенка, с совершенствованием его нервной деятельности. Ребенок начинает свободно (произвольно) управлять своими движениями. Это проявляется в более точном выборе движений, которые предстоит выполнить, их координации и дифференцировании, в отсутствии лишних движений, в самостоятельном выполнении движений без специальных указаний со стороны взрослого, в умении строить замысел будущего движения, воплощать и корректировать его применительно к различным условиям. У ребенка формируется осмысленная моторика, складывается ценностное отношение к телу (своему и чужому), его состояниям и возможностям. Все эти изменения опосредованы тем опытом деятельности, который накапливает ребенок в общении со взрослым и другими детьми.

Сегодня ясно: дошкольное образование само по себе не имеет перспективы развития, если оно не выстраивает своих отношений со школьным образованием, если при этом не соотносятся, не гармонизируются ценностные основания, целевые ориентиры и технологические ресурсы различных ступеней и уровней единой системы образования. Эти проблемные точки включают:

а) теоретические основы развития детей дошкольного возраста (а соответственно -смысл и вклад данного интервала жизни в общий онтогенез человека);

б) оптимальные формы организации и содержание дошкольного образования, обеспечивающие полноценное развитие детей;

в) специфический статус ступени дошкольного образования в общей системе непрерывного образования.

Поэтому для разработки механизмов доступности и устойчивого развития качества дошкольного образования как важнейшего ресурса, обеспечивающего развитие всех сфер жизнедеятельности ребенка и его будущего, необходимо решение совокупности взаимосвязанных задач:

• институциональные преобразования системы дошкольного образования с целью обеспечения государственных гарантий конституционного права ребенка на получение качественного дошкольного образования, его доступности на основе выбора вариативных организационных форм, их преемственности и индивидуализации;

• создание условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка как главного ресурса всей его жизнедеятельности;

• оптимизация технологического моделирования инновационной образовательной инфраструктуры и ее ресурсного обеспечения;

• формирование нормативного правового регламента и эффективных технологий экономического сопровождения инновационного развития системы дошкольного образования;

• развитие многоуровневой системы подготовки специалистов различного профиля;

• развитие системы менеджмента качества дошкольного образования.

Возможности системных преобразований определяются новыми связями моделей дошкольного образования и внедрением актуальных структур:

• центры ранней диагностики и непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

• инновационные ресурсные образовательные модули;

• службы ранней помощи ребенку и его семье;

• центры игровой поддержки развития и лекотеки;

• консультационные пункты и др.

Перспективы общедоступного и качественного дошкольного образования также связаны с созданием целостной системы интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

При реализации «Примерных требований к реализации основной образовательной программы на дошкольной ступени образования, так называемых «стандартов дошкольного образования» (Приказа № 655) - планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной програм-

мы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:

• физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

• любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

• эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

• овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

• способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

• способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

• имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

• овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

• овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низкоформали-зованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высокоформализованных (тестов, проб, ап-

паратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.

Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

В стандартах нового поколения по начальной школе «Портрет выпускника дошкольника» представлен следующими характеристиками:

• деятельный и активный;

• креативный;

• любознательный;

• инициативный;

• открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый;

• положительное отношение к себе, уверенность в своих силах;

• чувство собственного достоинства.

Изучая проблемы изменений в дошкольном

образовании и обусловливающие их факторы, мы пришли к выводу, что создание эффективной инновационной системы дошкольного образования, обеспечивающей всем детям, проживающим в России, по выражению А. А. Фурсенко, «равные стартовые возможности» для получения качественного дошкольного образования, ориентируется на следующие результаты:

• повысится качество и доступность дошкольного образования для детей из разных социальных групп и слоев населения, независимо от места жительства и доходов родителей;

• сложится культурный образ дошкольного детства как главный ресурс развития всех сфер жизнедеятельности ребенка и его будущего, что позволит содержательно определить его место в структуре возрастной стратификации общества;

• осуществятся институциональные преобразования системы дошкольного образования на основе типового и видового многообразия учреждений;

• обеспечится гибкость и многофункциональность структуры дошкольного образования через оптимальное взаимодействие различных сфер жизнедеятельности регионов;

• сложится единое образовательное пространство гармоничного вхождения ребенка в социум и культуру (национальную и мировую);

• обеспечится полноценное личностное развитие ребенка и оптимизируется преемственность дошкольного и начального общего образования благодаря содержанию, современным технологиям и моделям инновационной образовательной инфраструктуры;

• определятся новые подходы к экономическому обеспечению развития инновационной системы дошкольного образования;

• оптимизируется нормативно-правовое регулирование инновационным преобразованием системы дошкольного образования;

• сформируется система мониторинга оценки качества инновационной деятельности специалиста и гибкая система профилей его подготовки и переподготовки на основе ком-петентностного подхода;

• сложится общественно-государственная система управления качеством дошкольного образования.

Однако, невзирая на значительные социальные перемены последнего десятилетия, в массовой практике до сих пор преобладают различные варианты традиционного подхода к осуществлению преемственности дошкольного и начального звена образовательной системы. Этот подход характеризует:

• отсутствие дифференцированного подхода к ее обеспечению применительно к разным системам дошкольного и начального образования, что в условиях вариативности образования представляется недопустимым;

• индифферентность по отношению к общим стратегическим приоритетам непрерывного образования;

• ориентация на принцип «игры в одни ворота» - односторонняя «адаптация» дошкольного учреждения к целям и требованиям начальной школы;

• «отвлеченность» от особенностей психических новообразований на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту;

• редукция проблемы преемственности к более узкой и частной проблеме подготовки к школе.

Качество образования - это уже не национальная, а всемирная проблема. Все страны задаются вопросом о том, как обеспечить качество образования в условиях доступности образовательных услуг, быстро меняющихся ситуаций на рынках труда и образования. В программном документе ЮНЕСКО качество высшего образования выдвинуто на роль «общего знаменателя» реформ высшего образования [6].

Вполне справедлива мысль о том, что «пройдет еще не один десяток лет, пока мы получим простые, ясные, интегрированные, удобные в обращении критерии оценки качества образования» [7, с. 193].

На сегодня, даже при отсутствии системного законодательного подкрепления, можно обозначить следующие условия, позволяющие обеспечить качество образования:

1) подготовка абитуриентов, измеряемая на основе результатов довузовского образования и результатов вступительных экзаменов;

2) высокий профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава;

3) используемые образовательные технологии, рационально сочетающие устоявшиеся классические методики преподавания с эволюционными;

4) научные исследования в вузе, их влияние на качество образования исходя из идеи о том, что без науки нет преподавателя;

5) ресурсное обеспечение вуза;

6) наличие автономной структуры, управляющей качеством образования [7, с. 196].

В заключение необходимо отметить, что процесс модернизации российского дошкольного образования в условиях глобализации современного общества, обусловивший создание системы непрерывной профессиональной подготовки педагогических кадров и подтвердивший ее необходимость и эффективность, невозможен без сохранения всех достоинств советской и российской воспитательно-образовательной модели, ставшей ее «визитной карточкой» не только в странах постсоветского пространства, но и в мире.

Для формирования единого культурно-образовательного пространства именно современная наука, на основе тщательного анализа развития инновационных процессов в образовании, введения в действие ФГОС и «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного обра-

зования» должна сказать свое веское слово об эффективности использования и отечественной, и европейской образовательной модели в российских образовательных учреждениях, о необходимости интеграции и сотрудничества национальных образовательных систем и науки (на муниципальном, региональном и международном уровнях).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента РФ. 5 ноября 2008 г. [Текст]. - Режим доступа: http://archiv e.kremlin.ru/appears/2008/11/05/1349_type633 72type63374type63381type82634_208749. shtml (дата обращения: 25.11.2015).

2. Артамонова, Е. И. Дошкольное образование в современных социокультурных условиях [Текст] / Е. И. Артамонова // Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях: сб. науч. тр. 4-й Между-нар. науч.-практ. конф. / под ред. Г. П. Новиковой. - М.-Пушкино, 2011. - 587 с. - C. 3.

3. Новикова, Г. П. Ориентация на гуманистические традиции и ценности как идеология инновационных образовательных процессов [Текст] / Г. П. Новикова // Педагогическое образование и наука: МАНПО. - М., 2005. - № 5. - C. 15-20.

4. Афанасьева, Т. П. Восприимчивость дошкольных образовательных учреждений к новшествам и методы ее повышения [Текст]: моногр. / Т. П. Афанасьева, И. А. Елисеева, Г. П. Новикова. - М., 2011.

5. Комарова, Т. С. Интеграция в эстетическом воспитании детей [Текст] / Т. С. Комарова // Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях: сб. науч. тр. Между-нар. науч.-практ. конф. М.-Пушкино, 2010.

6 Реформы и развитие высшего образования: программный документ ЮНЕСКО, 1995 [Текст]. -

Режим доступа: http://www.eurekanet.ru/ewww/ info/13423.html (дата обращения: 25.11.2015).

7. Управление качеством образования / под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. - М., 2000. - 287 с.

REFERENCES

1. Poslanie Federalnomu Sobraniyu Rossiyskoy Federatsii Prezidenta RF. 5 noyabrya 2008 g. Available at: http://archive.kremHn.rU/appears/2 008/11/05/1349_type63372type63374type6338 1type82634_208749.shtml (acessed: 25.11. 2015).

2. Artamonova E. I. Doshkolnoe obrazovanie v sovremennykh sotsiokulturnykh usloviyakh. In-novatsionnaya deyatelnost' v doshkolnykh ob-razovatelnykh uchrezhdeniyakh: sb. nauch. tr. 4-y Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Moscow-Pushkino, 2011. 587 p. P. 3.

3. Novikova G. P. Orientatsiya na gumanis-ticheskie traditsii i tsennosti kak ideologiya in-novatsionnykh obrazovatelnykh protsessov. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka: MAN-PO. Moscow, 2005, No. 5, pp. 15-20.

4. Afanasyeva T. P., Eliseeva I. A., Novikova G. P. Vospriimchivost doshkolnykh obrazovatelnykh uchrezhdeniy k novshestvam i metody eepovysh-eniya: monogr. Moscow, 2011.

5. Komarova T. S. Integratsiya v esteticheskom vospitanii detey. Innovatsionnaya deyatelnost v doshkolnykh obrazovatelnykh uchrezhdeniyakh: sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Moscow-Pushkino, 2010.

6. Reformy i razvitie vysshego obrazovaniya: programmnyy dokument YuNESKO, 1995. Available at: http://www.eurekanet.ru/ewww/info/1342 3.html (data obrashcheniya: 25.11.2015).

7. Potashnik M. M., Lazarev V. S. (Ed.) Upravle-nie kachestvom obrazovaniya. Moscow, 2000. 287 p.

Новикова Галина Павловна, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института инновационной деятельности в образовании Российской академии наук, академик Международной академии наук педагогического образования e-mail: nochuirot@rambler.ru

Novikova Galina P., ScD in Education, ScD in Psychology, Professor, Senior researcher, Institute for innovation in education, Russian Academy of Sciences, academician, International Teacher's Training Academy of Science e-mail: nochuirot@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.