Научная статья на тему 'Дошкольное образование Амурской области: история и современность'

Дошкольное образование Амурской области: история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1120
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ САДОВ / МОДЕЛИ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION / PRESCHOOL EDUCATION IN AMUR REGION / EDUCATIONAL ACTIVITY OF KINDERGARTENS / MODELS OF PRESCHOOL INSTITUTIONS / TRAINING SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова Рутения Робертовна

В статье раскрываются вопросы становления и развития системы дошкольного образования в Амурской области с момента освоения территории и до наших дней (конец XIX начало XXI в.). Обобщен опыт создания первых детских садов, проанализированы вопросы методологической, методической, кадровой оснащенности детских учреждений. Рассмотрены видовое разнообразие дошкольных учреждений, последовательность их появления. В статье анализируются направления образовательной деятельности детских садов Амурской области с учетом региональной специфики. Выделение названных направлений деятельности обусловлено тенденциями социального и экономического развития общества, направлением развития педагогической науки. Характеристика содержательной стороны активности детей в дошкольном образовании показывает богатство объективно существующих и повторяющихся связей и зависимостей в образовательном процессе детского дошкольного образовательного учреждения. Раскрыты проблемы в организации современных моделей дошкольных учреждений. Затронуты вопросы государственной поддержки дошкольного образования Амурской области, отмечены важнейшие за последнее время документы, касающиеся успешного функционирования детских учреждений в регионе. Уделено внимание профессиональной подготовке кадров для детских садов. Определены пути оптимизации системы дошкольного образования Амурской области на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESCHOOL EDUCATION IN AMUR REGION: HISTORICAL AND CONTEMPORY SURVEY

The article reveals questions of foundation and development of the system of preschool education in Amur region from the time of beginning exploration of this territory by the Russian Empire in the second half of the 19th century to the beginning of the 21st century. The article reviews the experience of foundation of the first kindergartens and analyzes the questions of methodological and methods support and staffing preschool establishments. The article dwells on the variety of preschool institutions and the order of their appearance. The author analyzes the ways of educational activities of kindergartens from the point of view of the Amur regional specificity. Identification of the said areas of activity is caused by the tendencies of socio-economic development of society and the direction of development of pedagogical science. Characteristics of the content of children's activity in preschool education show a large number of objectively existing and recurring relationships and dependencies in the preschool education process. The article reveals the problems of organization of modern models of preschool institutions. It touches upon questions of government support of preschool education in Amur region and describes the most important documents about successful functioning of children’s institutions in the region. Special attention is paid to professional training of personnel for kindergartens. The author outlines the ways of optimization of the system of preschool education in Amur region at the present stage of development.

Текст научной работы на тему «Дошкольное образование Амурской области: история и современность»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373.21(571.61)

ББК Ч414 ГСНТИ 14.09.23 Код ВАК 13.00.01

Денисова Рутения Робертовна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой специальной и дошкольной педагогики и психологии, Благовещенский государственный педагогический университет; 675000, г. Благовещенск, ул. Горького, 231, корп. «В», к. 203; e-mail: [email protected].

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: система дошкольного образования; дошкольное образование Амурской области; образовательная деятельность детских садов; модели дошкольных учреждений; подготовка специалистов.

АННОТАЦИЯ. В статье раскрываются вопросы становления и развития системы дошкольного образования в Амурской области с момента освоения территории и до наших дней (конец XIX - начало XXI в.). Обобщен опыт создания первых детских садов, проанализированы вопросы методологической, методической, кадровой оснащенности детских учреждений. Рассмотрены видовое разнообразие дошкольных учреждений, последовательность их появления. В статье анализируются направления образовательной деятельности детских садов Амурской области с учетом региональной специфики. Выделение названных направлений деятельности обусловлено тенденциями социального и экономического развития общества, направлением развития педагогической науки. Характеристика содержательной стороны активности детей в дошкольном образовании показывает богатство объективно существующих и повторяющихся связей и зависимостей в образовательном процессе детского дошкольного образовательного учреждения.

Раскрыты проблемы в организации современных моделей дошкольных учреждений. Затронуты вопросы государственной поддержки дошкольного образования Амурской области, отмечены важнейшие за последнее время документы, касающиеся успешного функционирования детских учреждений в регионе. Уделено внимание профессиональной подготовке кадров для детских садов. Определены пути оптимизации системы дошкольного образования Амурской области на современном этапе.

Denisova Ruteniya Robertovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Special and Preschool Pedagogy and Psychology, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk, Russia.

PRESCHOOL EDUCATION IN AMUR REGION: HISTORICAL AND CONTEMPORY SURVEY

KEY WORDS: system of preschool education; preschool education in Amur region; educational activity of kindergartens; models of preschool institutions; training specialists.

ABSTRACT. The article reveals questions of foundation and development of the system of preschool education in Amur region from the time of beginning exploration of this territory by the Russian Empire in the second half of the 19th century to the beginning of the 21st century. The article reviews the experience of foundation of the first kindergartens and analyzes the questions of methodological and methods support and staffing preschool establishments. The article dwells on the variety of preschool institutions and the order of their appearance. The author analyzes the ways of educational activities of kindergartens from the point of view of the Amur regional specificity. Identification of the said areas of activity is caused by the tendencies of socio-economic development of society and the direction of development of pedagogical science. Characteristics of the content of children's activity in preschool education show a large number of objectively existing and recurring relationships and dependencies in the preschool education process. The article reveals the problems of organization of modern models of preschool institutions. It touches upon questions of government support of preschool education in Amur region and describes the most important documents about successful functioning of children's institutions in the region. Special attention is paid to professional training of personnel for kindergartens. The author outlines the ways of optimization of the system of preschool education in Amur region at the present stage of development.

В

современном дошкольном образовании ведется напряженный поиск новых тактик и стратегий оптимизации образовательной деятельности. В такой ситуации становится важным понимание общей картины происходящих изменений и обращение к классическим основаниям, ис-торико-педагогическим идеям в области образования, в том числе к анализу процес-

сов, происходивших на региональном уровне. Это позволяет не только ретроспективно выстроить логику развития детских учреждений, но и определить возможности применения ведущих идей и принципов для обновления современной системы дошкольного образования.

Становление системы дошкольного воспитания в Амурской области проходило

© Денисова Р. Р., 2016

в сложных и нестандартных условиях, обусловленных отдаленностью региона от центра страны, низкой плотностью населения, активными миграционными процессами, экономическими трудностями, политическими событиями и культурными особенностями жителей. С момента освоения территории (8о-е гг. XIX в.) и вплоть до 20-х гг. ХХ в. первые учреждения для маленьких детей открывались по инициативе частных лиц и на средства благотворительных организаций, организовывались по сословному принципу. Деятельность этих учреждений сводилась к призрению детей низших сословий, проявлению по отношению к ним милосердия. Детей из обеспеченных семей воспитывали на идеях А. С. Симонович, Ф. Фребеля и др. В целом для того времени принимались неординарные решения по открытию дошкольных учреждений в регионе.

С установлением советской власти и приданием государственного статуса дошкольному воспитанию на территории области стали активно изыскивать возможности для открытия других, новых видов детских учреждений. Кроме детских садов, появились детприюты, детдома, детские сады, ясли, сезонные дошкольные площадки, сезонные ясли-«гнездышки», принадлежащие разным ведомствам и организациям (социальной защиты, народного образования, здравоохранения и др.). Не все было благополучно, многие детские учреждения открывались и тут же закрывались в связи с отсутствием опыта. Стоит заметить, что на территории Амурской области преобладали дошкольные учреждения в городской местности (прежде всего в г. Благовещенске), в деревнях их было значительно меньше [2].

Реализовать масштабные цели по охвату маленьких детей системой дошкольного воспитания помогали сезонные площадки, которые доминировали вплоть до второй половины 30-х гг. XX в. в силу своей доступности и малой финансовой затратности. В создании сезонных детских площадок активное участие принимали общественные организации, сельские советы, кооперации, партийные и комсомольские ячейки и т. д. Несмотря на организационные трудности, сезонные детские площадки, временные по своему характеру, стали одним из распространенных видов дошкольных учреждений на территории Амурской области в 20-е гг. Они выступили прообразами детских садов с дневным пребыванием детей. Организация педагогических площадок позволила закрепить дошкольные учреждения не только в городе, но и в селе, привлечь внимание общественности к воспитанию детей. Однако сезонные учреждения постепенно вытеснялись стационарными детскими са-

дами, количество которых со второй половины 30-х гг. неуклонно увеличивалось. Распространенными для Амурской области являлись детские «очаги», в которых дошкольники находились временно. Они открывались при общественных клубах и предприятиях.

Детские учреждения того времени осуществляли в первую очередь функцию присмотра. Воспитатели наблюдали за самостоятельными занятиями детей, стараясь не подавлять инициативы ребенка в выборе занятий. Детские учреждения Амурской области испытывали трудности в программном обеспечении. Но педагоги проявляли инициативу и творчество, самостоятельно составляли планы. Так, сотрудники опытно-показательного детского сада г. Благовещенска выполняли конспекты занятий, которыми пользовались многие педагоги. С дошкольниками разучивали игры, развивали речь, знакомили с природой, пением, лепкой из глины, изготовлением поделок из природного и бросового материала. Содержание работы зависело от идеологических противоречий старого и нового времени по поводу изменений целей обучения и воспитания детей.

Позднее установление советской власти в Приамурье привело к запоздалому открытию дошкольных учреждений новой формации. Смена власти способствовала активному поиску содержания и методов воспитания дошкольников, однако в отдаленных районах области детские учреждения продолжали осуществлять лишь присмотр за детьми, хотя в других регионах уже руководствовались «Инструкциями по ведению очага и детского сада» (1919 г.).

Дошкольные учреждения области осуществляли свою деятельность на основе единых документов советских органов власти, Наркомпроса и Далькрайоно. Воспитательный процесс в советских дошкольных учреждениях Амурской области строили с учетом местных условий и ориентировались на два основных направления - общественно-политическое и трудовое (что соответствовало духу времени). Позднее упор сделали на физкультурно-оздоровительную направленность [9]. Документы, принятые на государственном и местном уровнях («Программы и внутренний распорядок детского сада» (1934 г.), Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936 г.), «Руководящие указания по проведению летней оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста» (1936 г.) и др.) помогали организационно и методически.

В 40-е гг. дошкольное воспитание, несмотря на экономические трудности в стра-

не и в регионе, продолжало развиваться. Открываемые в разных населенных пунктах новые детские ясли и детские сады размещались в неприспособленных зданиях, испытывали нехватку методических и дидактических материалов и др. Однако детские учреждения первыми взяли на себя заботу о воспитании маленьких детей, многие из которых уже познали лишения, горечь потери родителей и близких. Для жителей области в годы сложных социально-экономических и психологических испытаний эта поддержка была необходима.

В послевоенное время детские сады, особенно в городской местности, не удовлетворяли нужды работающих матерей. Предпринимались меры по дальнейшему увеличению сети детских учреждений, улучшению их материальной базы, обеспечению методической литературой. Во время инспекторских проверок отмечалась нехватка наглядных и раздаточных пособий, поэтому в условиях финансовых трудностей целенаправленно занимались оборудованием детских садов мягким и твердым инвентарем, игровым материалом. Дошкольные работники выступили активными участниками этих мероприятий.

Воспитатели искали разнообразные и эффективные формы, методы работы с дошкольниками, но вместе с тем допускали серьезные ошибки. Педагоги не умели планировать и проводить занятия, учитывать особенности детей, пользоваться наглядными пособиями, руководить вниманием детей в процессе наблюдения, проводить родительские собрания, подбирать материалы для родительских уголков и пр. Улучшению методической работы в детских садах способствовали дошкольные методические кабинеты, открытые в Благовещенске, Свободном, в Зейском и Сковородин-ском районах.

Последующие годы в Амурской области характеризовались значительными прогрессивными изменениями в дошкольном воспитании. Значительное место в практике работы детских садов занимали вопросы укрепления физического здоровья детей. Дошкольные учреждения много внимания уделяли эстетическому воспитанию детей, развитию у них художественного вкуса, музыкального слуха, способности воспринимать красоту форм и красок. Детей в доступной форме знакомили с образцами изобразительного и музыкального искусства, учили понимать прекрасное в жизни, быту, родной природе. В программу занятий с детьми обязательно входило рисование, пение, лепка, аппликация.

Строить дошкольные учреждения разрешалось министерствам и ведомствам за

счет средств, выделяемых на жилищное строительство; поощрялось сооружение детских садов колхозами и совхозами. В результате на территории Приамурья, кроме учреждений Министерства просвещения, появилось еще 55 ведомственных детских сада, относящихся к разным министерствам (путей сообщения, угольной промышленности, бумажной и лесной промышленности, внутренних дел и госбезопасности и др.).

В 60-е гг. в Амурской области начали строительство новых детских садов и комбинатов по типовым проектам. Всероссийский смотр художественного оформления помещений и участков детских садов стимулировал дошкольных работников области заниматься оформлением своих помещений, гармонично использовать цвета, обращать внимание на пропорции детской мебели, посуды, применять в интерьере различные растения, картины, предметы декоративного творчества и т. д.

Роль детских садов в подготовке детей к школе значительно возросла в связи с переходом в 1970 г. начальных классов на трехлетнее обучение и введением новой программы. От воспитателей требовались углубленные знания психологии детей раннего и дошкольного возраста, дидактических требований по дошкольной методике, достижений педагогической науки, нормативных документов Министерства просвещения РСФСР. Все это способствовало росту образовательного уровня педагогов детских садов, совершенствованию их педагогического мастерства.

80-е гг. явились важным этапом в развитии общественного дошкольного воспитания на территории Амурской области. Выполнение постановления Совета министров СССР № 317 от 12 апреля 1984 г. «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовке детей к обучению в школе» связывалось прежде всего с активным строительством детских учреждений, пристроек к существующим зданиям, что дало возможность обеспечить 70% детей области в возрасте от 1 года до 6 лет местом в дошкольном учреждении. В отдельных территориях этот показатель был более высокий: г. Благовещенск - 96%; г. Свободный - 73%; г. Зея - 79%, Тамбовский район - 85%, Бурейский район -71%. В Свободненском, Константиновском, Ши-мановском районах практически не испытывали проблем с устройством ребенка в детский сад. Возросло число учреждений для детей с недостатками умственного и физического развития. К началу 90-х гг. в области работало 8 специализированных ДОУ на 724 места и 119 групп в детских садах общего типа, в которых воспитывалось

1955 детей, имеющих нарушения слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата.

Период 90-х гг. прошлого века ознаменован для дошкольного образования Амурской области переходом к полипрограммности и вариативности. На смену одной обязательной программе пришли множество комплексных и парциальных программ, из которых дошкольное учреждение могло выбирать одну для своей работы. Творчество педагогов способствовало широкому выбору детскими садами экологического, художественно-эстетического и музыкального и других направлений работы. Увеличилось число детских садов комбинированного типа, их посещали около 2,5 тысячи дошколят. В пяти городских детских садах (Благовещенск, Белогорск, Райчихинск, Свободный, Тында) открыли двери прогимназиче-ские классы. Однако серьезные проблемы существовали в организации коррекцион-ной работы с детьми: только 30% нуждающихся в компенсирующем дошкольном образовании посещали специализированные детские сады и группы.

Изменения социально-экономической ситуации, повлекшие за собой разрушение сети ДОУ, не обошли и Амурскую область. 2/3 всех дошкольных учреждений Приамурья были сельскими, преимущественно малокомплектными, и в связи с ликвидацией колхозов и совхозов получили массу проблем, среди которых - недостаток средств местного бюджета на содержание, повышение родительской платы за посещение детского сада, отток воспитанников из ДОУ ввиду уменьшения количества мест и сокращения детских учреждений.

Предпринимались меры по сохранению сети детских садов. Так, с 1992 по 1997 г. в муниципальную собственность было передано 114 ДОУ различных предприятий, которые не выдержали бремени их содержания. Острой для всех муниципальных структур Амурской области выступила проблема доступности дошкольного образования. Ситуация «неравного старта», обусловленная существенными трудностями при поступлении в школу будущих первоклассников, создала серьезные пробелы в системе непрерывного образования.

В настоящий момент работу с маленькими детьми осуществляют следующие дошкольные организации Амурской области: муниципальные (198) и ведомственные детские сады (10), общеобразовательные школы (17). Потребность населения в услугах дошкольного образования удовлетворена только на 70,2%. Часть детей Приамурья ожидают своей очереди в детский сад. Нехватка мест для возрастной категории от 3 до 7 лет особенно остро ощущается в Бело-

горском, Магдагачинском, Серышевском районах.

Чтобы устранить существующий дефицит в дошкольных учреждениях для 3-7-летних детей в Амурской области, необходимо создать дополнительные места. На региональном уровне эта проблема решается в основном за счет использования внутренних резервов системы образования. Например, только в областном центре в 2011/12 уч. г. дополнительно ввели 200 детских мест за счет реконструкции групп, ранее перепрофилированных под методические кабинеты и физкультурные залы [3]. Несомненно, такой подход дает свои результаты, однако дошкольные учреждения, находясь в стесненных условиях, не имеют порой возможности предоставить площади, так необходимые для проведения массовых развлекательных и оздоровительных мероприятий или другой работы.

В связи нехваткой дошкольных учреждений возникла необходимость появления других форм дошкольного образования, которые, наравне с традиционным детским образовательным учреждением, могли бы оказывать помощь семье в воспитании ребенка. С 2000 г. на территории Амурской области стали внедряться вариативные модели дошкольного образования [5]. Только в 2011 г. они получили нормативное закрепление в новой редакции Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (Приказ Минобрнауки от 27 октября 2011 г.).

Важно отметить, что развитие дошкольного воспитания на территории области сдерживалось отсутствием профессиональных кадров. Педагогическую работу с детьми дошкольного возраста в дореволюционный период осуществляли лица, в большинстве не имевшие педагогического образования (около 85%). С детьми состоятельных родителей занимались интеллигенты из числа переселенцев, выпускники учительской семинарии, Алексеевской женской гимназии и Благовещенского епархиального училища.

Проблема с кадрами оставалась главной не только в первые годы советской власти, но и в последующие периоды, так как специальная подготовка дошкольных работников на местах долгое время не проходила. Иногда педагогов направляли в другие регионы страны на трехмесячные курсы. Краткосрочную кружковую и курсовую подготовку дошкольных работников в Амурской области начали осуществлять только в конце 20-х гг. ХХ в.

Впоследствии повышение квалификации проводили не только на курсах, педагоги участвовали в работе городских и районных

методических объединений, постоянно действующих методических семинаров, педагогических чтений, посещали методические кабинеты и индивидуальные консультации. Начиная с 1934 г. в практику работы вошли областные ежегодные методические конференции по дошкольному воспитанию. На них обсуждали актуальные вопросы повышения качества работы детских учреждений, связанные с руководством детскими дошкольными учреждениями со стороны отделов народного образования; комплектованием кадрами и учебно-методическими материалами; укреплением материальной базы и др.

В 50-е гг. в Благовещенске, Свободном, Белогорске, Райчихинске, Сковородине, Шимановске, Зее стали активно работать методические объединения дошкольных работников, где заслушивали доклады с обобщением опыта работы воспитателей по методике проведения занятий с детьми в разных группах, проводили открытые мероприятия с последующим их анализом. Методическую помощь работникам дошкольных учреждений оказывали методисты областного института усовершенствования учителей. Они посещали занятия воспитателей, анализировали планы работы, консультировали по составлению отчетов, конспектов открытых занятий. Традиционными для работников детских садов стали в 50-60-х гг. кустовые методические объединения, проводимые один раз в месяц в городах и районных центрах. Такая поддержка помогала педагогам совершенствовать свой профессиональный опыт, находить правильные решения в вопросах воспитания и обучения детей.

Увеличение в 60-80-х гг. дошкольных учреждений на территории области способствовало усилению внимания к подготовке кадров с высшим и средним специальным образованием. В этот период в г. Благовещенске открывается педагогическое училище с дошкольным отделением (25 октяб-

ря 1963 г.), преобразованное с июля 1965 г. в педучилище № 3. Для нового образовательного учреждения выдели самостоятельное здание с оборудованными кабинетами физики, химии, естествознания, географии, истории, педагогики и др. В 1986 г. Благовещенский пединститут начал набор студентов на заочное отделение по специальности «Дошкольная педагогика и психология». В настоящее время профессиональная подготовка продолжает осуществляться в Амурском педагогическом колледже по специальностям «Дошкольное образование» и «Специальное дошкольное образование», а также в Благовещенском государственном педагогическом университете, где, кроме заочной формы, с 2011 г. принимают на дневное обучение бакалавров по профилю «Психология и педагогика дошкольного образования». В 2014 г. осуществлен первый набор в магистратуру по профильно-образовательной программе «Психология и педагогика дошкольного образования».

Краткий анализ исторического опыта становления дошкольного воспитания в Амурской области позволил рассмотреть качественные изменения дошкольной системы в различных экономических, социальных, а также политических условиях. Считаем, что уникальный опыт строительства дошкольного воспитания в таком отдаленном регионе, как Амурская область, необходимо использовать в современной образовательной практике.

Понимание логики и тенденций развития современного дошкольного образовательного пространства на территории Амурской области значимо не только в теоретическом аспекте, но и с точки зрения решения конкретных практических задач. Сегодня это особенно актуально в связи с тем, что образование, в том числе дошкольное, рассматривается как важный фактор социальной стабильности в регионе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Денисова Р. Р., Скляр Т. В. Дошкольное воспитание в Амурской области (конец XIX - первая треть XX вв.) : моногр. Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2009. 150 с.

2. Денисова Р. Р., Власова Л. В. Православные традиции в воспитании детей (вторая половина XIX -начало XX в.) : моногр. М. : Флинта : Наука, 2015. 152 с.

3. Денисова Р. Р. Дошкольное образование Амурской области: на рубеже веков // Актуальные вопросы дошкольной педагогики : сб. науч. тр. / под ред. Р. Р. Денисовой. Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2015. С. 5-14.

4. Денисова Р. Р. Региональные аспекты инклюзивного образования (на примере Амурской области) // Уч. зап. Забайкал. гос. ун-та. Сер. «Педагогика. Психология». 2015. № 5 (64).

5. Денисова Р. Р. Дошкольное образование Амурской области: опыт развития вариативных форм // Дошкольное образование: история и современность : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2013. С. 24-33.

6. Денисова Р. Р. Развитие вариативных форм дошкольного образования в Амурской области // Развитие вариативных форм дошкольного образования на основе компетентностного подхода : материалы науч.-практ. конф. / под ред. А. В. Чернышевой, Р. Р. Денисовой. Благовещенск : ГОАУ ДПО Амурской области ИРО, 2012. С. 4-11.

7. Денисова Р. Р. Негосударственные дошкольные учреждения в современной системе образования // Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспективы : материалы 10-й Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск : РЕКПОЛ, 2012. С. 120-122.

8. Пакулова Т. В. Особенности воспитательно-образовательной работы в детских садах Амурской области / / Мир науки, культуры, образования : междунар. науч. журн. 2015. № 2 (51). С. 139-141.

9. Скляр Т. В. Становление и тенденции развития дошкольного воспитания в Амурской области (конец XIX - первая треть ХХ вв.) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2009. 23 с.

10. Denisоva R. R. The Russian Private Kindergartens Institutiоn Setting and Develоpment //Тошта. оf Heihe Univ. 2012. № 6. S. 17-19.

REFERENCES

1. Denisova R. R., Sklyar T. V. Doshkol'noe vospitanie v Amurskoy oblasti (konets XIX - pervaya tret' XX vv.) : monogr. Blagoveshchensk : Izd-vo BGPU, 2009. 150 s.

2. Denisova R. R., Vlasova L. V. Pravoslavnye traditsii v vospitanii detey (vtoraya polovina XIX - nachalo XX v.) : monogr. M. : Flinta : Nauka, 2015. 152 s.

3. Denisova R. R. Doshkol'noe obrazovanie Amurskoy oblasti: na rubezhe vekov // Aktual'nye voprosy doshkol'noy pedagogiki : sb. nauch. tr. / pod red. R. R. Denisovoy. Blagoveshchensk : Izd-vo BGPU, 2015. S. 5-14.

4. Denisova R. R. Regional'nye aspekty inklyuzivnogo obrazovaniya (na primere Amurskoy oblasti) // Uch. zap. Zabaykal. gos. un-ta. Ser. «Pedagogika. Psikhologiya». 2015. № 5 (64).

5. Denisova R. R. Doshkol'noe obrazovanie Amurskoy oblasti: opyt razvitiya variativnykh form // Doshkol'noe obrazovanie: istoriya i sovremennost' : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Ulan-Ude : Izd-vo Buryat. gos. un-ta, 2013. S. 24-33.

6. Denisova R. R. Razvitie variativnykh form doshkol'nogo obrazovaniya v Amurskoy oblasti // Razvitie variativnykh form doshkol'nogo obrazovaniya na osnove kompetentnostnogo podkhoda : materialy nauch.-prakt. konf. / pod red. A. V. Chernyshevoy, R. R. Denisovoy. Blagoveshchensk : GOAU DPO Amurskoy oblasti IRO, 2012. S. 4-11.

7. Denisova R. R. Negosudarstvennye doshkol'nye uchrezhdeniya v sovremennoy sisteme obrazovaniya // Aktual'nye problemy doshkol'nogo obrazovaniya: stanovlenie, razvitie, perspektivy : materialy 10-y Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Chelyabinsk : REKPOL, 2012. S. 120-122.

8. Pakulova T. V. Osobennosti vospitatel'no-obrazovatel'noy raboty v detskikh sadakh Amurskoy oblasti // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya : mezhdunar. nauch. zhurn. 2015. № 2 (51). S. 139-141.

9. Sklyar T. V. Stanovlenie i tendentsii razvitiya doshkol'nogo vospitaniya v Amurskoy oblasti (konets XIX -pervaya tret' KhKh vv.) : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Chita, 2009. 23 s.

10. Denisova R. R. The Russian Private Kindergartens Institution Setting and Development //Journ. of Heihe Univ. 2012. № 6. S. 17-19.

Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. И. В. Ерофеева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.