Научная статья на тему 'Тенденции развития современного дошкольного воспитания в Китае'

Тенденции развития современного дошкольного воспитания в Китае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1433
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КНР / ВИДЫ ДЕТСКИХ САДОВ / СОДЕРЖАНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТСКИХ САДОВ / DEVELOPMENT TRENDS / CHINA PRE-SCHOOL EDUCATION / TYPES OF KINDERGARTENS / PRESCHOOL EDUCATION / TRAINING / SKILLS DEVELOPMENT / GOVERNMENT SUPPORT FOR KINDERGARTENS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цзун Чэнцзюй

В статье рассматриваются тенденции развития китайского дошкольного воспитания на современном этапе. Проанализированы опыт организации первых учреждений для детей и вопросы содержания воспитательной работы с маленькими детьми. Отмечены теоретические и практические исследования в области дошкольного воспитания, способствующие расширению и активизации первоначального образования с учетом национальных условий. Проблемы в организации современных моделей дошкольных учреждений рассматриваются через призму методического обеспечения детских садов. Определены виды дошкольных учреждений, функционирующие в данный момент в Китае: государственные, частные и учреждения, совместно финансируемые правительством и предприятиями. Параллельно с развитием традиционных форм дошкольного воспитания уделено внимание новым моделям: организации дошкольных групп на базе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, а также систематическому образованию детей дошкольного возраста в условиях семьи. Определены виды детской деятельности, раскрывающие конкретное содержание дошкольного воспитания КНР. Затронуты вопросы государственной поддержки системы дошкольного образования КНР, отмечены важнейшие за последнее время правительственные документы, касающиеся успешного функционирования системы дошкольного воспитания. Анализируется уровень профессиональной подготовки кадров для детских садов КНР. Рассмотрены формы повышения квалификации педагогов детского сада, которые стали актуальны в последнее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary Trends in the Development of Pre-school Education in China

The article examines contemporary trends in the development of pre-school education in China. We have analyzed the experience of the first institutions for children and the issues of the educational work with young children. Theoretical and practical research works in the field of preschool education that contribute to the expansion and activation of initial education and take into account national characteristics are analyzed in the article. Problems in the organization of contemporary models of pre-school institutions are viewed through the prism of kindergarten methodological support. Different types of preschool institutions functioning currently in China are highlighted: public, private and governmentbusiness co-financed institutions. In parallel with the development of traditional forms of pre-school, the attention is paid to such new models as the organization of pre-school groups on the basis of educational institutions and institutions of further education and systematic education of preschool children in a family environment. Different kinds of children's activities, revealing the specific content of pre-school education in China are identified. The article analyzes the issues of state support for pre-school education in China, the importance of the recent government documents connected with the successful operation of the system of preschool education. The article also considers the level of professional training for kindergartens in China. Different forms of kindergarten teachers' training that have become relevant in recent years are also viewed in the text.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития современного дошкольного воспитания в Китае»

УДК 373.2 (5кит) ББК 74.1

Цзун Чэнцзюй,

аспирант,

Благовещенский государственный педагогический университет (675000, Россия, г. Благовещенск, ул. Ленина,104), e-mail: hhzcj1968@163.com

Тенденции развития современного дошкольного воспитания в Китае

В статье рассматриваются тенденции развития китайского дошкольного воспитания на современном этапе. Проанализированы опыт организации первых учреждений для детей и вопросы содержания воспитательной работы с маленькими детьми. Отмечены теоретические и практические исследования в области дошкольного воспитания, способствующие расширению и активизации первоначального образования с учетом национальных условий.

Проблемы в организации современных моделей дошкольных учреждений рассматриваются через призму методического обеспечения детских садов. Определены виды дошкольных учреждений, функционирующие в данный момент в Китае: государственные, частные и учреждения, совместно финансируемые правительством и предприятиями. Параллельно с развитием традиционных форм дошкольного воспитания уделено внимание новым моделям: организации дошкольных групп на базе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, а также систематическому образованию детей дошкольного возраста в условиях семьи.

Определены виды детской деятельности, раскрывающие конкретное содержание дошкольного воспитания КНР Затронуты вопросы государственной поддержки системы дошкольного образования КНР, отмечены важнейшие за последнее время правительственные документы, касающиеся успешного функционирования системы дошкольного воспитания. Анализируется уровень профессиональной подготовки кадров для детских садов КНР Рассмотрены формы повышения квалификации педагогов детского сада, которые стали актуальны в последнее время.

Ключевые слова: тенденции развития, дошкольное воспитание КНР, виды детских садов, содержание дошкольного воспитания, подготовка специалистов, повышение квалификации, государственная поддержка детских садов.

Zong Chengju,

Postgraduate Student, Blagoveshchensk State Pedagogical University (104 Lenin St., Blagoveshchensk, Rusia, 675000), e-mail: hhzcj1968@163.com

Contemporary Trends in the Development of Pre-school Education in China

The article examines contemporary trends in the development of pre-school education in China. We have analyzed the experience of the first institutions for children and the issues of the educational work with young children. Theoretical and practical research works in the field of preschool education that contribute to the expansion and activation of initial education and take into account national characteristics are analyzed in the article.

Problems in the organization of contemporary models of pre-school institutions are viewed through the prism of kindergarten methodological support. Different types of preschool institutions functioning currently in China are highlighted: public, private and government- business co-financed institutions. In parallel with the development of traditional forms of pre-school, the attention is paid to such new models as the organization of pre-school groups on the basis of educational institutions and institutions of further education and systematic education of preschool children in a family environment.

Different kinds of children's activities, revealing the specific content of pre-school education in China are identified. The article analyzes the issues of state support for pre-school education in China, the importance of the recent government documents connected with the successful operation of the system of preschool education. The article also considers the level of professional training for kindergartens in China. Different forms of kindergarten teachers' training that have become relevant in recent years are also viewed in the text.

Keywords: development trends, China pre-school education, types of kindergartens, preschool education, training, skills development, government support for kindergartens.

100 © Цзун Чэнцзюй, 2015

Для Китая последних лет характерны широкомасштабные реформы в области образования, в том числе дошкольного. Современные китайские семьи испытывают огромные потребности в дошкольных учреждениях, и правительство страны проводит активную работу по расширению сети детских садов, качественному улучшению их деятельности.

В начале ХХ века в Китае появился первый детский сад, который ориентировался на японскую систему воспитания. Постепенно проникали в жизнь европейские идеи о развитии дошкольников. С момента образования КНР детские сады стали придерживаться советской системы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, началась работа по созданию учебных программ для государственных китайских детских садов. Прорыв был сделан в использовании национальных особенностей и форм воспитания детей. Под руководством Министерства образования КНР в начале 40-х гг. была опубликована первая учебная программа для детского сада в виде образовательных стандартов. Она состояла из трёх частей (общих положений, целей и методов обучения) и отражала в основном представления о формировании физического и психического здоровья детей, создании положительного климата в семье и группе детского сада [8].

В учебной программе нашла отражение характеристика различных видов детской деятельности: музыкальной, игровой, трудовой, развития устной речи и мышления, организация свободного времени и т. д. Кроме сформулированных минимальных требований к содержанию образования были указаны основные методы работы с детьми: использование межпредметных связей, внедрение педагогики дизайн-центра, природо-сообразности и т. д. Обосновывалась главенствующая роль педагога в деятельности детей. Создатели программы руководствовались не только опытом педагогов-практиков, но и опирались на научные разработки ведущих китайских учёных о том, что организация детского сада должна соответствовать природным особенностям ребёнка и необходимо воспитывать детей на примере окружающей ребёнка жизни (Чжан Сюэ, Джан Цзунлинь, Тао Синджи и др.) [5; 6].

В целом благодаря первым дошкольным программам происходило обучение детей таким видам деятельности, как ручной труд, рисование, бумагопластика, конструирование, обучение столярному делу, игра с

песком, шитьё, садоводство, развитие навыков здорового образа жизни. Таким образом, маленькому человеку прививали значимые социальные умения и навыки, а теоретические исследования и экспериментальная работа в области дошкольного воспитания способствовали тому, что первоначальное образование стало более реальным, имело конкретное содержание и устойчивую учебную модель. Педагоги часто делились своими наработками в центральных средствах массовой информации, ведущих издательствах страны («Коммерческий Пресс», «Детская литература» и др.) [3].

Первые шаги в китайском дошкольном воспитании отражали новый взгляд государства на национальные условия развития физического и психического здоровья детей. Несмотря на значительные успехи в укреплении дошкольной системы воспитания, в стране имелись некоторые проблемы в формулировке конкретных целей образования, методическом оснащении детских садов, игнорировании ведущих принципов обучения и воспитания, отсутствии единых учебных планов и т. д. [3].

Министерство образования КНР в настоящее время планомерно развивает систему дошкольного воспитания, заботится о том, чтобы 3-6-летние малыши посещали детские сады и получали необходимый для будущей учёбы жизненный опыт. Социальный аспект современной системы дошкольного воспитания неуклонно расширяется.

Современный детский сад в Китае представляет собой гармоничный синтез образовательного учреждения и службы по предоставлению образовательных услуг. Детский сад старается учитывать запросы родителей и детей. Специфика проявляется в том, что дети получают в дошкольном учреждении полноценное сбалансированное питание, медицинское обслуживание, а родителям предоставляется возможность активно включиться в социально-экономические и общественные отношения. Поэтому детские сады Китая содействуют нормальному физическому росту детей; способствуют развитию интеллектуальных способностей, первоначальных практических и эстетических навыков, формируют стремление к знаниям; воспитывают чувства патриотизма [1].

В КНР детский сад является самым распространённым среди дошкольных учреждений. Существуют разные виды дошкольных учреждений: государственные, частные и

совместно финансируемые правительством и предприятиями. В основном преобладают частные детские сады, которые могут посещать от 3 до 50 детей. В стране ощущается нехватка дошкольных учреждений, и государство старается найти дополнительные источники финансирования (в основном за счёт местного бюджета) по расширению государственных ДОУ и оптимальному сочетанию родительской оплаты и выплате других социальных выплат и субсидий [1].

Расширять дошкольные образовательные услуги государство также предлагает в виде организации групп кратковременного пребывания или предшкольной подготовки. Данные формы, по сути, идентичны, отличаются лишь организацией и временем пребывания ребёнка.

Вместе с тем, классическая форма детского сада занимает сегодня доминирующие позиции, но не является единственной. Для обеспечения доступности дошкольного образования работа ведётся по нескольким направлениям. Параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования активно развиваются такие новые модели, как дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

Важной тенденцией в развитии системы дошкольного воспитания Китая является создание и функционирование вариативных форм дошкольного образования. Они организуются в группах для детей раннего возраста при детских садах; группах обще-развивающей, компенсирующей, оздоровительной, комбинированной направленности в детских садах различных видов; группах совместного кратковременного пребывания ребёнка и родителей (центры игровой поддержки ребёнка, адаптационные группы), открываемых на базе детских садов, учреждений дополнительного образования.

В Китае до сих пор отсутствуют единые образовательные программы для дошкольного воспитания, принятые на государственном уровне. Каждая провинция и территориальный округ разрабатывают и утверждают свои примерные программы. Концептуально-методическое обеспечение вопросов воспитания и образования детей в дошкольных учреждениях является объектом пристального внимания со стороны контролирующих органов. Они обращают-

ся к вопросам управления детскими дошкольными учреждениями, поддерживают идеи, связанные с созданием новых воспитательно-образовательных концепций. Обучение в детских садах не является обязательным, но абсолютное большинство детских дошкольных учреждений имеет свои программы дошкольного образования, согласно которым ведётся обучение в области сенсорного развития ребёнка, формирования у воспитанников языковых навыков, азов арифметики, важных социальных умений и т. д. [8].

Особое внимание уделяется развитию дошкольного воспитания в сельских районах Китая: появляются новые детские сады, создаются детские сады (группы), частично выполняющие функции начальной школы. В последнее время активно поддерживается развитие дошкольного воспитания в бедных районах страны.

Качество дошкольного образования неуклонно растёт. Так, в «Государственном среднесрочном и долгосрочном плане реформы и развития в области образования» (2010 г.) отмечалось, что дошкольное воспитание необходимо активно развивать и осуществлять на основе научных принципов, ориентированных на нормы психического и физического созревания детей. Согласно этому документу, в КНР к 2020 году планируется ввести годичное дошкольное воспитание маленьких детей, которое будет начинаться за один год до начальной школы. Планируется популяризировать воспитание дошкольников за два года до школы, а районам, имеющим благоприятные образовательные условия, рекомендовано осуществлять предварительное трёхлетнее воспитание детей.

Таким образом, в долгосрочных государственных проектах серьёзное значение уделяется воспитанию детей дошкольного возраста. Однако не остаётся без внимания категория детей от 0 до 3 лет. Ответственность правительства по этому вопросу связана с расширением сети городских дошкольных учреждений. В связи с этим планируется создание системы частных и государственных детских садов с привлечением средств общественности, увеличение государственных расходов на дошкольное воспитание, приём в дошкольные учреждения детей из малообеспеченных семей и выдача им субсидий.

Появление новых детских садов потребовало необходимого количества квалифицированных педагогических кадров. В

связи с этим возникла острая потребность в подготовке воспитателей. Серьёзные требования к специалистам зафиксированы в государственных требованиях в виде квалификационных и аттестационных показателей. Профессиональное образование по дошкольному профилю в Китае получают в учреждениях высшего и среднего образования. Кроме того, система повышения квалификации педагогов дошкольного воспитания работает по всей стране. Во время каникул (январь, июнь, июль) обычно каждый детский сад проводит переподготовку своих педагогов с целью повышения их знаний, умений в области обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Для изучения зарубежного опыта по организации дошкольного дела воспитателей иногда направляют на стажировку за границу. Общаться на профессиональные темы воспитатели могут на ежемесячных педагогических форумах, которые организуются по всей стране [4]. В ходе профессиональной подготовки и переподготовки кадров используются активные

методы обучения. Например, показ-аттестация, когда каждый студент или воспитатель планирует и проводит какую-либо образовательную деятельность, а затем коллеги анализируют увиденное.

Анализ тенденций развития дошкольного воспитания в КНР показывает перспективность дальнейшего совершенствования дошкольного воспитания в связи с организацией широкой сети частных детских садов, грамотным использованием в детских учреждениях различных программ и возможностей массового получения дошкольного образования в вариативных группах и садах, поддержкой на государственном уровне через законодательные акты и документы, придающие научную и систематизированную основу работе всех детских садов. Таким образом, система дошкольного воспитания КНР должна быть гибкой, разноплановой, отвечать возросшим социальным запросам, использовать богатый зарубежный опыт в реформировании собственной системы дошкольного образования.

Список литературы

1. Денисова Р. Р. Детский сад по-китайски // Управление дошкольным образованием. 2004. № 3. С. 62-64.

2. Денисова Р. Р. Личностное развитие старших дошкольников: теоретический аспект. М.: Прометей, 2005. 120 с.

3. Лян Ш. Детский сад: сб. учеб. материалов (теоретический аспект). Пекин: Коммерческий Пресс, 1935. 65 с.

4. Хуан Ж. Наука о дошкольном образовании: учебник для студ. высш. образования. Пекин, 2001. 23 с.

5. Ху Г. Аспекты детского воспитания и проблемы воспитания: теория и практика // Исследование образования. 1988. 72 с.

6. Чэн Х. Полный сборник трудов Чэн Хэчиня: теоретический аспект. Цзянсу: Цзянсуское образование,1989. Т. 2. 75 с.

7. Чэнь Ч., Цзу М. О некоторых проблемах управления детским садом и рабочие моменты жизни детского сада (пробная реализация): теория и современность. Чжэцзян: Детское образование, 1990. 45 с.

8. Цзун Ч. Дошкольное воспитание в Китае: опыт развития образовательной системы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. Режим доступа: http:// www.science-education.ru/121-18235 (дата обращения: 26.10.2015).

References

1. Denisova R. R. Detskii sad po-kitaiski // Upravlenie doshkol'nym obrazovaniem. 2004. № 3. S. 62-64.

2. Denisova R. R. Lichnostnoe razvitie starshikh doshkol'nikov: teoreticheskii aspekt. M.: Prom-etei, 2005. 120 s.

3. Lyan Sh. Detskii sad: sb. ucheb. materialov (teoreticheskii aspekt). Pekin: Kommercheskii Press, 1935. 65 s.

4. Khuan Zh. Nauka o doshkol'nom obrazovanii: uchebnik dlya stud. vyssh. obrazovaniya. Pekin, 2001. 23 s.

5. Khu G. Aspekty detskogo vospitaniya i problemy vospitaniya: teoriya i praktika // Issledovanie obrazovaniya. 1988. 72 s.

6. Chen Kh. Polnyi sbornik trudov Chen Khechinya: teoreticheskii aspekt. Tszyansu: Tszyan-suskoe obrazovanie,1989. T. 2. 75 s.

7. Chen' Ch., Tszu M. O nekotorykh problemakh upravleniya detskim sadom i rabochie momenty zhizni detskogo sada (probnaya realizatsiya): teoriya i sovremennost'. Chzhetszyan: Detskoe obrazo-vanie, 1990. 45 s.

8. Tszun Ch. Doshkol'noe vospitanie v Kitae: opyt razvitiya obrazovatel'noi sistemy [Elektronnyi resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 1.Rezhim dostupa: http://www.sci-ence-education.ru/121-18235 (data obrashcheniya: 26.10.2015).

Статья поступила в редакцию 01.11.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.