http://www.uchzap.com
ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)
НАУЧНЫЙ ОБЗОР SCIENTIFIC REVIEW
УДК 378.2.01
DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-3-101-106
Рутения Робертовна Денисова,
доктор педагогических наук, доцент, Амурский государственный университет (675027, Россия, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21),
e-mail: ruta-denisova@yandex.ru
Рефлексия в дошкольном возрасте: вопросы теории
В статье рассмотрены вопросы формирования рефлексии в дошкольном возрасте. Проведён анализ философских и психолого-педагогических позиций по трактовке понятий «рефлексия», «рефлексивность». Отмечено, что ядром личностного развития и саморазвития выступает рефлексия, необходимая человеку для успешного понимания себя и окружающего мира. Рефлексия как важнейшее психологическое новообразование характеризует личность младшего школьника. Однако способность к самопознанию уникальна и начинает развиваться очень рано. В статье определены уровни развития рефлексии на примере детей дошкольного возраста: операциональный, предметный, личностный. Важно рассмотреть вопросы формирования рефлексии в период дошкольного детства в контексте проблем, актуальных для современной системы дошкольного образования. Развитие предпосылок рефлексии в дошкольном возрасте предполагает пересмотр целевых установок, среди них изменение характера взаимодействия ребёнка и педагога, использование качественно иных методов и технологий общения с детьми. Особое место в дошкольной практике занимают рефлексивные методы (самооценивание, интроспекция, самоотчёт и др.). Названные методы стимулируют личностное саморазвитие воспитанника и относятся к личностно ориентированным. В заключении сделан вывод, что современная система дошкольного образования должна решать вопросы, связанные с дальнейшей разработкой методологии и методов рефлексивного развития ребёнка в детском учреждении.
Ключевые слова: рефлексия, дошкольное образование, дети дошкольного возраста, личностное развитие, методы личностного развития, рефлексивные методы
Введение. Жизнь ребёнка в дошкольном возрасте характеризуется разной степенью выраженности личностных качеств и особенностей. Исследования Ш. А. Амонашвили, Л. И. Божович, В. В. Давыдова, Л. Я. Коломинского, Е. Е. Кравцовой, А. А. Люблинской, Н. А. Менчинской,
В. С. Мухиной, Е. О. Смирновой, Е. Е. Са-поговой, Е. В. Субботского, Д. Б. Эльконина и других убедительно показывают широкий спектр возможностей дошкольников в психическом плане. И особенно ценно то, что в этот период детства начинают формироваться новообразования, которые в буду-
© Денисова Р. Р., 2018
101
щем становятся ядром личностного развития и саморазвития. Среди важнейших качеств особое место занимает рефлексия.
Современное дошкольное образование считает ребёнка субъектом образовательного процесса, тем не менее, субъективные характеристики внутреннего мира воспитанников, среди которых и рефлексивные способности, часто остаются невостребованными.
По мнению В. В. Давыдова, В. И. Сло-бодчикова, Г. А. Цукерман и других учёных, рефлексия обычно характеризует личность младшего школьника. Однако невозможно отрицать, что способность к самопознанию уникальна и начинает развиваться очень рано. Представляется важным рассмотреть вопросы формирования рефлексии в период дошкольного детства в контексте проблем, актуальных для системы дошкольного образования. Проблему развития рефлексии в дошкольном возрасте применительно к педагогической практике детского учреждения можно конкретизировать следующим образом: в чём заключается механизм формирования рефлексивных способностей, каковы условия и оптимальные методы для развития этой психологической реальности на этапе дошкольного детства.
Обзор литературы. И. Кант, определяя рефлексию как универсальную категорию, видел её возможности в организации собственных знаний. Он подчёркивал обращённость рефлексии к другим способностям человека, отмечал связь с познанием: мышление невозможно без рефлексии, а рефлексия невозможна без мышления. Поэтому культивирование разных типов рефлексий способствует интеллектуальному и личностному развитию индивида [7].
С позиций отечественного философа М. К. Мамардашвили, рефлексия - это не только самоанализ, но и возможность морального и духовного развития, глубинное самопостижение своих психических особенностей [8]. Духовную составляющую рефлексии отмечает и философ Э. В. Ильенков [5]. Он уточняет, что способность к рефлексии означает «возможность становиться вне себя», то есть выходить за пределы самого себя, актуализируя свою духовную сущность.
С помощью рефлексии человек способен к пониманию себя, другого человека и всего происходящего в мире. В рефлексии ценно то, что мы понимаем и осознаём
действительность. Э. Фромм при изучении психических возможностей человека, в первую очередь, указывал на способность осознавать себя, понимать свою экзистен-циональность. Именно это отличает одного субъекта от другого и в целом выступает условием нормальной и осознанной жизни каждого [13].
Таким образом, рефлексия стимулирует духовно-аналитическую деятельность человека самоисследовать, самопроектировать собственные изменения. В философской и психологической литературе уделено значительное внимание этому психологическому феномену, что даёт возможность рассматривать его в качестве предмета исследования для современной педагогики, в частности, в вопросах самоорганизации и саморегуляции личности на ранних этапах развития, открытости новому содержанию образования и опыту совместной деятельности.
Жизнь современного ребёнка стремительно меняется, что соответствует духу времени, технологичности информационного общества. Для дошкольников привлекательными становятся виртуальное пространство, мир электронных игрушек и компьютерных игр, приёмы рационализации и алгоритмизации деятельности. Это, несомненно, сказывается на умственных возможностях воспитанников, мотивации достижения и пр. Кроме того, существенно меняются те отношения, которые складываются у ребёнка с предметным и социальным миром. Успех дальнейшего личностного продвижения напрямую зависит от того, насколько сформированы были у ребёнка в детстве навыки всестороннего и глубокого понимания себя и другого человека.
Только рефлексирующий субъект создаёт осмысленный мир, размышляет, находит объяснения происходящему. Стимулирует развитие рефлексии ситуация взаимодействия со значимыми Другими. На дошкольное образование возложена задача по формированию развивающей среды, интересной и полезной современным малышам, спроектированной на основе детской субкультуры.
Характеру предметно-развивающей среды в детских учреждениях посвящены работы С. Л. Новоселовой, Д. В. Мендже-рицкой, Н. Я. Михайленко и др. Традиционно в предметно-развивающую среду включа-
ли предметы и объекты, необходимые для игровой деятельности детей. Однако современный подход к организации образовательного пространства указывает на значимость стиля общения, сформированность партнёрских отношений педагога с ребёнком. Полноценность развивающей дошкольной среды определяется ценностным и смысловым характером взаимоотношений.
Дети узнают о своих возможностях, о себе и преобразованиях в предметном мире благодаря рефлексии. Сформировать субъектность помогает ориентация на определённые условия работы, мотивация достижения, уровень успешности, опыт сотрудничества и взаимодействия в коллективе и прочее. Под «субъектностью» понимают личное, индивидуальное,неповторимое, сформированное в результате широкой жизненной практики и специального педагогического взаимодействия. Вырастить такую личность, детскую Я-самость - главная задача педагога.
Разные специалисты в области детского развития констатируют у определённой части современных детей низкий уровень когнитивных способностей, отмечают низкую читательскую компетенность, отсутствие мотивации в получении дополнительной информации, неглубокий анализ при её восприятии, неумение анализировать, неспособность концентрировать внимание и самостоятельно осмыслить новые знания, интерес к развлекательным занятиям в ущерб учебным и интеллектуальным нагрузкам (Д. И. Фельдштейн, А. Г. Гого-беридзе, В. Т. Кудрявцев, Л. В. Трубайчук, О. В. Чиндилова и др.).
Результаты исследования и их обсуждение. Мы полагаем, что названные проблемы напрямую зависят от уровня развития рефлексии, которая характеризуется несколькими уровнями: операциональным, предметным, личностным. Человек овладевает рефлексией не сразу, этот процесс многослойного наращивания. Начинается с того, что в детстве в ходе активного взаимодействия с миром, в первую очередь, с социальным, ребёнок осваивает операциональные навыки (умение понимать, ориентироваться на условия, воспринимать цель и задачи). Такой рефлексивный уровень акцентирует действие в ходе осмысленной деятельности и развивает познание и волю самого ребёнка.
На следующем, предметном уровне, субъект непосредственно выясняет сущность предмета, по каким законам он функционирует и развивается. Овладение способами и методами познания характеризует ребёнка на более высоком уровне развития. Достижение названной позиции помогает сделать свои знания орудием по приобретению новых знаний, упражняет волю в направлении выполнения деятельности, актуализирует роль внутренних механизмов осуществления деятельности.
Таким образом, ребёнок и его сознание развиваются через послойное прохождение рефлексивных уровней. Согласно исследованиям по детской психологии, дети до определённого возраста не понимают правильно сложные теоретические вопросы (пока не сформированы нижние смыс-лообразующие уровни) (Л. С. Выготский). О характере этих проблем находим информацию у представителей генетической психологии, основателем которой является Ж. Пиаже: ребёнок овладевает категориями не просто в какой-то последовательности, а так, что последующая серия базируется на предыдущей. В данном контексте важным для нас является то, что ребёнок, прежде всего, рефлексирует внешние действия, потом - познавательные процессы и, в конечном счёте, личностные черты. «Кризис 7 лет», как отмечал Л. С. Выготский, занимает в ситуации рефлексивного развития особое место, так как ребёнок утрачивает ту непосредственность, которая характеризовала его на протяжении ряда лет, возрастает значение произвольных форм поведения и деятельности, формируется новая социальная позиция, знаменующая новый этап в отношениях с окружающими.
Педагоги сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок не хочет развиваться, у него не сформирована такая потребность, не испытывает желание познавать новое. Привыкая к необходимости следовать за инструкцией взрослых, стереотипно воспроизводить услышанное, дети считают своё дальнейшее продвижение неотделимым от деятельности педагога.
Поэтому уже на этапе дошкольного детства следует пересмотреть характер образовательных задач в аспекте развития рефлексивных способностей. Приоритетными, по-нашему мнению, являются развитие умений извлекать информацию
и рефлексии по отношению к ней. В этом случае меняется характер взаимодействия ребёнка и педагога, актуализируется его содержательный, воспитывающий и развивающий потенциал.
Выводы. Функции дошкольного образования за последние годы существенно расширились и изменились благодаря федеральным документам разного уровня. Политика стандартизации затронула дошкольную ступень, согласно принятому ФГОС (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), учреждения дошкольного образования разрабатывают собственные основные общеобразовательные программы, направленные на достижение каждым ребёнком оптимальных для своего возраста результатов. Государственный заказ к процессу воспитания и образования детей позволяет существенно скорректировать работу ДОУ, пересмотреть подходы к организации образовательной деятельности, перейти от предметно ориентированных методов к личностно ориентированным, в центре которых находится личность ребёнка.
Это обстоятельство имеет принципиальное значение для современной дошкольной практики. Важно, что происходит признание в дошкольном возрасте приоритетов развития, суверенность душевной жизни ребёнка. Изменение роли воспитателей, родителей, детского сада в реализации потребностей ребёнка изменяет основной результат образования - индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития: эмоционально-ценностное отношение к себе и другим людям, познание ребёнком своего физического, духовного потенциала, реализация потребности быть понятым и принятым. Таким образом, мы отстаиваем позицию по оптимальному формированию рефлексивности ребёнка в ходе выполняемой деятельности.
Именно такая целевая трактовка ориентирует весь образовательный процесс на использование качественно иных методов и технологий общения с детьми, к которым можно отнести следующие: про-
блемные, диалогические, игровые, партнёрского взаимодействия, рефлексивные и др. Характерные особенности этих технологий заключаются в том, что благодаря им создаются отношения, стимулирующие личностное саморазвитие воспитанника. Методы партнёрского педагогического взаимодействия предполагают личностную открытость, обращение за советом, эмпати-ческое слушание и т. п., выражают гуманистическое отношение и искренний интерес к ребёнку, стремление понять его внутренний мир, индивидуальность. Данную группу методов могут дополнить методы обращения к жизненному опыту, наблюдения, похвала, поощрение, благодарность за выполненное дело и др.
Основной смысл использования таких педагогических методов заключается в том, что они базируются на проявлении личностной открытости субъекта, стимулировании душевной искренности, восприимчивости, ответной активности со стороны другого человека. В результате дети и педагог обретают опыт эмоционально-духовного единства, в котором каждый воспринимает другого как равноправного партнёра.
Особое место занимают близкие по целевым установкам с вышеназванными рефлексивные методы (самооценивание, интроспекция, самоотчёт и др.). Они ориентирует образовательный процесс в ДОУ на приобретение ребёнком знаний о собственном развитии, выбор адекватных способов отношения к окружающим. Дети учатся осознавать не только то, что они делают (осознание цели), но и то, что с ними происходит. Это обеспечит активную (инициативную) позицию воспитанника в познании себя и окружающего мира, путь понимания, осмысления и осознания своей жизнедеятельности.
Разработка методологии и методов рефлексивного развития ребёнка должна стать доминирующей позицией в теории и практике дошкольного образования. Тем самым, дошкольное образование, сохранив свою неповторимость, сможет перспективно развиваться и предоставить каждому ребёнку реальный шанс успешного личностного становления.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл: Эксмо, 2005. 1136 с.
2. Давыдов В. В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основы преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 3-19.
3. Денисова Р. Р. Рефлексия как механизм личностного развития // Дошкольное воспитание. 2007. № 4. С. 10-16.
4. Зинченко В. П. Психологическая педагогика: материалы к курсу лекций. Ч. 1. Живое знание. Самара: Изд-во СГПУ, 1998. 216 с.
5. Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 464 с.
6. Каган М. С. Мир общения. Проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.
7. Кант И. Критика чистого разума // Сочинения: в 6 т. Т. 3. М.: Мысль, 1964. 743 с.
8. Мамардашвили М. К. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки. М.: Лабиринт, 1996. 432 с.
9. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Вла-дос,1998. 456 с.
10. Петровский В. А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д.: Цветная печать, 1996. 88 с.
11. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 25-36.
12. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Флинта, 2004. 672 с.
13. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 430 с.
14. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. 360 с.
Статья поступила в редакцию 30.05.2018; принята к публикации 20.06.2018 Библиографическое описание статьи
Денисова Р. Р. Рефлексия в дошкольном возрасте: вопросы теории // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 3. С. 101-106. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-3-101-106.
Ruthenia R. Denisova,
Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Amur State University (21 Ignatyevskoe sh., Blagoveschensk, 675027, Russia), e-mail: ruta-denisova@yandex.ru
Reflection in the Preschool Years: Theoretical Issues
In the article, the questions of formation of reflection in pre-school age are presented. The analysis of philosophical and psychological-pedagogical positions on the interpretation of the concepts of "reflection" and "reflexivity". It is noted that the core of personal development and self-development is reflection, which acts as a condition for the understanding of man himself and the world around him. Reflection as the most important psychological neoplasm characterizes the personality of the younger schoolchild. However, the ability to self-knowledge is unique and begins to develop very early. The article defines the levels of development of reflection on the example of preschool children: operational, subject, personal. It is important to consider the issues of formation of reflection in the preschool period in the context of problems relevant to the modern system of preschool education. Mastering reflection at the pre-school stage means the revision of priority educational tasks, including changing the nature of interaction between the child and the teacher, the use of qualitatively different methods and technologies of communication with children. Reflexive methods (self-assessment, introspection, self-report, etc.) play a special role in preschool practice. These methods stimulate the personal self-development of the pupil and are personally oriented. We make a conclusion that the modern system of pre-school education should address issues related to the further development of methodology and methods of reflexive development of the child in child care institutions.
Keywords: reflection, preschool education, preschool children, personal development, methods of personal development, reflexive methods
References
1. Vygotskij L. S. Psihologiya razvitiya cheloveka. M.: Smysl: EHksmo, 2005. 1136 s.
2. Davydov V. V., Kudryavcev V. T. Razvivayushchee obrazovanie: teoreticheskie osnovy preemstven-nosti doshkol'noj i nachal'noj shkol'noj stupenej // Voprosy psihologii. 1997. № 1. S. 3-19.
3. Denisova R. R. Refleksiya kak mekhanizm lichnostnogo razvitiya // Doshkol'noe vospitanie. 2007. № 4. S. 10-16.
YneHbie 3anncKM 3a6ry. 2018. Tom 13, № 3
4. Zinchenko V. P. Psihologicheskaya pedagogika: materialy k kursu lekcij. CH. 1. ZHivoe znanie. Samara: Izd-vo SGPU, 1998. 216 s.
5. Il'enkov Eh. V. Filosofiya i kul'tura. M.: Politizdat, 1991. 464 s.
6. Kagan M. S. Mir obshcheniya. Problemy mezhsub"ektnyh otnoshenij. M.: Politizdat, 1988. 319 s.
7. Kant I. Kritika chistogo razuma // Sochineniya: v 6 t. T. 3. M.: Mysl', 1964. 743 s.
8. Mamardashvili M. K. Neobhodimost' sebya: Lekcii. Stat'i. Filosofskie zametki. M.: Labirint, 1996. 432 s.
9. Muhina V. S. Vozrastnaya psihologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo. M.: Vla-dos,1998. 456 s.
10. Petrovskij V. A., Kalinenko V. K., Kotova I. B. Lichnostno-razvivayushchee vzaimodejstvie. Rostov n/D.: Cvetnaya pechat', 1996. 88 c.
11. Slobodchikov V. I., Cukerman G. A. Genezis refleksivnogo soznaniya v mladshem shkol'nom voz-raste // Voprosy psihologii. 1990. № 3. S. 25-36.
12. Fel'dshtejn D. I. Psihologiya vzrosleniya: strukturno-soderzhatel'nye harakteristiki processa razvi-tiya lichnosti. M.: Flinta, 2004. 672 s.
13. Fromm EH. Dusha cheloveka. M.: Respublika, 1992. 430 s.
14. Ehl'konin D. B. Psihologiya igry. M.: Vlados, 1999. 360 s.
Received: May 30, 2018; accepted for publication June 20, 2018
Reference to the article
Denisova R. R. Reflection in the Preschool Years: Theoretical Issues // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 13, No. 3. PP. 101-106. DOI: 10.21209/25420089-2018-13-3-101-106.