Научная статья на тему 'Особенности воспитательно-образовательной работы в детских садах Амурской области в 30-е годы ХХ века'

Особенности воспитательно-образовательной работы в детских садах Амурской области в 30-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛЕТНЕ-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОРГАНИЗОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ / ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА / PRESCHOOL EDUCATION / SANITARY WORK IN SUMMER / ORGANIZATIONAL CLASSES / EDUCATIONAL CURRICULUM FOR KINDERGARTENS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пакулова Т. В.

В данной статье рассматриваются особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в детских садах Амурской области в 30-е годы ХХ века. Воспитательная работа в детских садах области осуществлялась неравномерно и была сосредоточена в областном центре и близлежащих населённых пунктах. Распространение новых идей дошкольного воспитания по области проходило медленно в силу финансовых трудностей, отдалённости населённых пунктов и нехватки специалистов. Анализ архивных документов, характеризующих воспитательно-образовательную деятельность детских садов того времени показал, что до середины 30-х годов в содержании воспитательного процесса был упор на трудовое и общественно-политическое воспитание, а со второй половины 30-х годов большее внимание стало уделяться ещё и физкультурно-оздоровительному воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF EDUCATIONAL WORK IN KINDERGARTENS OF THE AMUR REGION IN THE 1930s

The particular features of organization of educational work with children of preschool age in kindergartens of the Amur Region in the 1930s are considered in this article. All the educational work in kindergartens of the Amur Region was organized irregularly and it was concentrated in the regional capital and in the nearby settlements. The dissemination of the new ideas of preschool education in the Amur region was carried out slowly because of some financial difficulties, far distances between the settlements and lack of specialists. The author conducts an analysis of archival documents that characterized educational work in kindergartens of those days. The research shows that the emphasis had been put on labour, social and political education in educational process until the middle of the 1930s. Later on, the great attention of teachers was paid to physical, social and political education.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитательно-образовательной работы в детских садах Амурской области в 30-е годы ХХ века»

УДК 37.03(2)

Pakulova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Blagoveshchensk State Pedagogical University

(Blagoveshchensk, Russia), E-mail: tat-sklyar@yandex.ru

THE SPECIFICS OF EDUCATIONAL WORK IN KINDERGARTENS OF THE AMUR REGION IN THE 1930s. The particular features of organization of educational work with children of preschool age in kindergartens of the Amur Region in the 1930s are considered in this article. All the educational work in kindergartens of the Amur Region was organized irregularly and it was concentrated in the regional capital and in the nearby settlements. The dissemination of the new ideas of preschool education in the Amur region was carried out slowly because of some financial difficulties, far distances between the settlements and lack of specialists. The author conducts an analysis of archival documents that characterized educational work in kindergartens of those days. The research shows that the emphasis had been put on labour, social and political education in educational process until the middle of the 1930s. Later on, the great attention of teachers was paid to physical, social and political education.

Key words: preschool education, sanitary work in summer, organizational classes, educational curriculum for kindergar-

Т.В. Пакулова, канд. пед. наук,. доц. Благовещенского государственного педагогического университета,

г. Благовещенск, Е-mail: tat-sklyar@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКИХ САДАХ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ В 30-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

В данной статье рассматриваются особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в детских садах Амурской области в 30-е годы ХХ века. Воспитательная работа в детских садах области осуществлялась неравномерно и была сосредоточена в областном центре и близлежащих населённых пунктах. Распространение новых идей дошкольного воспитания по области проходило медленно в силу финансовых трудностей, отдалённости населённых пунктов и нехватки специалистов. Анализ архивных документов, характеризующих воспитательно-образовательную деятельность детских садов того времени показал, что до середины 30-х годов в содержании воспитательного процесса был упор на трудовое и общественно-политическое воспитание, а со второй половины 30-х годов большее внимание стало уделяться ещё и физкультурно-оздоровительному воспитанию.

Ключевые слова: дошкольное воспитание, летне-оздоровительная работа, организованные занятия, программа для детского сада.

На современном этапе дошкольное образование находится в поиске новых решений, способствующих более качественному выполнению поставленных задач перед дошкольными учреждениями. Для успешного их решения необходим глубокий и всесторонний анализ не только современного опыта, но и историко-педагогического наследия прошлого. Критический анализ исторического опыта способствует лучшему пониманию направления развития педагогической мысли, может послужить основой для поиска новых путей решения современных педагогических проблем в системе дошкольного образования. Знание особенностей развития дошкольного воспитания обогащает опыт структур власти, способствующих выработке стратегии его дальнейшего развития.

Анализ архивных документов, характеризующих воспитательно-образовательную деятельность детских садов, позволил выявить то, что организация воспитательного процесса с детьми дошкольного возраста в Амурской области в данный период времени проходила в условиях отсутствия единой программы развития и воспитания дошкольников - вплоть до 1933 г. дошкольные учреждения не имели нормативных документов по организации воспитательного процесса.

Не во всех детских садах и сезонных площадках организовывались занятия и игры с детьми, а если проводились, то без учёта особенностей детей дошкольного возраста. Многие дошкольные учреждения служили, по сути, столовыми или пунктами присмотра. Не имея педагогического опыта, практические работники не совсем ясно понимали цель, задачи, формы и содержание работы с дошкольниками.

Для улучшения воспитательной работы в дошкольных учреждениях в 1932 г. Далькрайоно было принято решение о создании методических кабинетов в Благовещенске, Хабаровске и Владивостоке [1]. Руководство методической работой осуществляли инструкторы по дошкольному воспитанию, в обязанности которых входило изучение и внедрение передового педагогического опыта, организация агитационной работы среди населения, проведение консультаций, разработка методического материала для дошкольных учреждений и многое другое.

В Благовещенске функционировал образцовый детский сад №1, на базе которого проводились показательные занятия. Воспитатели данного учреждения испытывали нехватку в учебных

пособиях, но выходили из положения, принося из дома необходимый материал для занятий. Изучая передовой опыт педагогов других регионов страны, они сами разрабатывали конспекты занятий и распространяли их в другие детские сады области.

Положение других дошкольных учреждений Амурской области, особенно в сельской местности, оставляло желать лучшего. Из-за слабой работы отделов народного воспитания, до детских садов практически не доходили новые разработанные планы и конспекты занятий, информация о проводимых конференциях, совещаниях и подготовительных курсах.

В 1932 г. в Наркомпросе при участии коллектива теоретиков и практиков был разработан «Проект программы детского сада». Данный документ являлся первым нормативным документом для детских садов и стал отправной точкой создания современной программы.

Проект программы в Амурской области впервые появился лишь в 1933 г. - один экземпляр на область, который находился в педагогическом техникуме г. Благовещенска. Знакомить дошкольных работников с содержанием программы приходилось через конференции, семинары, совещания, курсы, выездные консультации [2]. Из-за плохой информированности и финансовых трудностей не все дошкольные работники области могли посещать проводимые мероприятия, что затрудняло распространение новых форм работы в регионе.

С целью улучшения качества работы дошкольных учреждений в 1934 г. в Благовещенске проводилась межобластная дошкольная конференция (Амурской и Зейской областей). Участниками конференции были приняты решения: обеспечить руководство дошкольной работой в области; доукомплектовать областной методический кабинет до трёх человек; сотрудникам методического кабинета подобрать материалы и игры для работы с детьми; практиковать командировки дошкольных работников на курсы и экскурсии в центральные регионы страны и др. В силу сложных финансовых обстоятельств, принятые решения частично или полностью воплотить в жизнь не удалось.

Анализ архивной документации показал, что в результате работы по новой программе педагоги области столкнулись с определёнными трудностями: программа не предусматривала региональных условий Дальнего Востока; объём знаний был завышен; не учитывались возрастные особенности детей; на-

блюдалась перегруженность познавательным материалом по общественно-политическому и трудовому воспитанию, не отводилось должного внимания игре и развитию речи. Несмотря на недочёты, проект программы являлся первым документом, упорядочивающим работу дошкольных учреждений, делая её целенаправленнее и содержательнее.

В 1934 г. Народным Комиссариатом просвещения РСФСР был принят новый программный документ «Программы и внутренний распорядок детского сада». Но в Амурской области ещё долгое время некоторые детские сады работали по проекту программы 1932 г. Новая программа была выделена образцовому детскому саду в Благовещенске и дошкольному инструктору для проработки конспектов занятий и распространения их по области

Перед каждым учреждением стояла задача освоения детьми на занятиях материала, намеченного программой для каждой возрастной группы. Вся воспитательная работа была поделена на организационные моменты, которые включали все разделы воспитания и состояли из организованных занятий.

Организованное занятие должно было иметь определённую цель, задачи, содержание. Проведение занятий предусматривалось каждый день и в каждой возрастной группе. Перед проведением организованного занятия педагог предварительно изучал соответствующую литературу и готовил весь необходимый материал: демонстрационный и рабочий. Если планировалась экскурсия, воспитатель заранее договаривался с администрацией учреждения, куда запланирован выход детей, осматривал место экскурсии и намечал план беседы с детьми.

При подготовке к занятиям для помощи воспитателю привлекались дети, помогая раздавать рабочий материал (в младшей группе); подготавливать, рассортировывать и раздавать материал (в средней и старшей группах); обсуждать план работы, заготавливать необходимый материал для занятия (в старшей группе).

Во время занятий детей приучали работать в коллективе. В спокойной, организованной обстановке они помогали друг другу, делились и обменивались материалом. В этом большая роль отводилась педагогу, который направлял внимание детей на помощь другим.

Во время работы взрослый следил за правильным обращением с инвентарём и материалом. В трудовой деятельности детей поощрялась инициатива и творчество. В процессе всей работы руководительница следила за тем, чтобы все дети выполняли задания, и при необходимости кому-то оказывала помощь, давала советы или указания. Все организованные занятия заканчивались уборкой рабочего места и подведением итогов [3].

Библиографический список

Во второй половине 30-х годов на организацию воспитательного процесса в дошкольных учреждениях Амурской области повлиял ряд решений и постановлений, принятых на федеральном и региональном уровнях. Большое место в практике дошкольной работы с этого времени заняло физическое воспитание детей. Оно стало рассматриваться как важнейшая сторона коммунистического воспитания детей дошкольного возраста.

Особое внимание было обращено на оздоровительные мероприятия в летний период. Режим дня, питания, привитие гигиенических навыков - вот те основные направления физического воспитания, над которыми приходилось работать воспитателям. На детских площадках и в детских садах проводились экскурсии, занятия, где дети получали сведения об окружающей жизни, политических событиях и т.д. [4].

Для эффективности оздоровительной работы считалось немаловажным соблюдение режима дня. Областным ОНО рекомендовался примерный режим дня для дошкольников. Каждый типовой режим обсуждался коллективом дошкольного учреждения с участием врача.

Для оздоровительной работы большое значение имело питание. Отдел народного образования Амурской области призывал к трёхразовому сбалансированному питанию с интервалом 3 - 4 часа. Для разнообразия и полноценности питания детей, а также в целях хозяйственной экономии, детским садам предлагалось разводить молочный скот, кроликов, кур, выращивать сельскохозяйственные культуры, правильно, умело заготавливать и хранить продукты питания [5].

Таким образом, анализ учебно-методической и нормативно-правовой документации показал, что содержание воспитательного процесса в дошкольных учреждениях Амурской области в 30-е годы прошлого века претерпевало существенные изменения. Организация воспитательной работы с учётом новых требований была сосредоточена в областном центре и близлежащих населённых пунктах. Распространение новых идей дошкольного воспитания по области проходило медленно в силу финансовых трудностей и нехватки специалистов.

В течение всего десятилетия выделяются два основных направления в содержании воспитательного процесса: до середины 30-х годов - упор на трудовое и общественно-политическое воспитание, а со второй половины 30-х годов - на физкультурно-оздоровительное и общественно-политическое воспитание. То положительное, что было создано в 30-е годы ХХ века, актуальным остаётся и до настоящего времени. Так, например, оздоровительные мероприятия включали закаливающие процедуры детей солнцем, воздухом и водой, а подобные формы закаливания используются и в настоящее время. Более детальное изучение регионального опыта работы позволит найти новые пути организации работы и не повторить прошлых ошибок.

1. Государственный архив Амурской области. Фонд 69, опись 1, дело 4-а.

2. Скляр Т. В. Становление и тенденции развития дошкольного воспитания Амурской области (конец XIX - первая треть ХХ вв.). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Чита, 2009.

3. Государственный архив Амурской области. Фонд 69, опись 1, дело 28.

4. Государственный архив Амурской области. Фонд 2306, опись 1, дело 4-а.

5. Государственный архив Амурской области. Фонд 69, опись 1, дело 17-а.

References

1. Gosudarstvennyj arhiv Amurskoj oblasti. Fond 69, opis' 1, delo 4-a.

2. Sklyar T.V. Stanovlenie i tendencii razvitiya doshkol'nogo vospitaniya Amurskoj oblasti (konec XIX- pervaya tret'ХХ vv.). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chita, 2009.

3. Gosudarstvennyj arhiv Amurskoj oblasti. Fond 69, opis' 1, delo 28.

4. Gosudarstvennyj arhiv Amurskoj oblasti. Fond 2306, opis' 1, delo 4-a.

5. Gosudarstvennyj arhiv Amurskoj oblasti. Fond 69, opis' 1, delo 17-a.

Статья поступила в редакцию 16.03.15

УДК 378.22:069.01

Rodionova D.D., Cand. of Sciences (Philosophy), Head of Museums Department, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russia), E-mail: dasha.d.rodionova@yandex.ru

Uskov I.Yu., Cand. of Sciences (History), academic researcher, Institute of Ecology and Man, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, senior lecturer, Museums Department, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russia), E-mail: Yskov74@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.