Научная статья на тему 'Содействие профориентации и карьерному устремлению подростков и молодежи'

Содействие профориентации и карьерному устремлению подростков и молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1719
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / КАРЬЕРНЫЕ УСТРЕМЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ / ФОРМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ / FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY / CAREER ASPIRATIONS OF YOUTH / FORMS OF CAREER GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Килина И.А., Понамарева Е.В.

Представлен опыт ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» по формированию и развитию профессионального самоопределения и построению карьеры подростками и молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Килина И.А., Понамарева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of GBU DPO "Kuzbass regional Institute of vocational education" on the formation and development of professional identity and the career development of adolescents and youth.

Текст научной работы на тему «Содействие профориентации и карьерному устремлению подростков и молодежи»

Килина И.А., Понамарева Е.В.

СОДЕЙСТВИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И КАРЬЕРНОМУ УСТРЕМЛЕНИЮ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ

Кузбасский региональный институт развития профессионального

образования

Ключевые слова: формирование профессионального самоопределения, карьерные устремления молодежи, формы профориентации.

Аннотация: представлен опыт ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» по формированию и развитию профессионального самоопределения и построению карьеры подростками и молодежью.

Key words: the formation of professional identity, career aspirations of youth, forms of career guidance.

Abstract: the experience of GBU DPO "Kuzbass regional Institute of vocational education" on the formation and development of professional identity and the career development of adolescents and youth.

В соответствии с «Национальной доктриной образования в Российской Федерации» обновление образования должно происходить в направлении создания оптимальных условий для всестороннего развития личности с новым сознанием, с уровнем образования, отвечающим интересам, склонностям и запросам человека.

В этих условиях все большую значимость приобретает идея, подготовки обучающихся к выбору профессии, построению профессиональной карьеры в процессе непрерывного образования «школа - техникум/вуз - предприятие», направленной на формирование способностей и творческого потенциала специалистов, готовых работать с современными технологиями, самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения [1-2]. Молодые специалисты - это основной инновационный ресурс экономики любой страны, те трудовые ресурсы, которые придут на смену существующим и станут основой кадрового состава государства. Поэтому важно подготовить подростков и молодежь к осуществлению правильного профессионального выбора, который будет содействовать более продуктивному процессу обучения и повысит эффективность молодого специалиста на рабочем месте, что в свою очередь скажется на повышении производительности труда и социально-экономическом развитии страны в целом.

В связи с этим, проблема содействия формированию профессионального самоопределения, осуществлению выбора образовательно-профессионального маршрута, карьерным

устремлениям молодежи имеет особую важность на современном этапе развития общества. Молодым людям необходимо понимать значимость построения своей успешной будущей карьеры и стремиться к этому. Карьерно-устремленная и трудоустроенная молодежь - это огромный потенциал позитивных изменений в обществе и инструмент воздействия на положительные явления в социуме, профессиональном сообществе.

Разделяя мнение С.Н. Чистяковой, под карьерой мы понимаем профессиональное продвижение, устремление, рост, этап восхождения человека к профессионализму, переход от одних уровней, этапов профессионализма к другим, процесс профессионализации (от выбора профессии к овладению профессией, упрочение профессиональных позиций, овладение мастерством и др.) [3].

Планирование карьеры рассматривается как процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.

Актуальность проблемы профориентации и формирования карьерных устремлений, планирования карьеры обучающимися проявляется в необходимости преодоления противоречий между:

- объективной потребностью личности в профессиональном самоопределении, построении профессиональной карьеры и существующей системой образования, недостаточно направленной на выработку у старшеклассников, студентов компетентности в сфере самостоятельного и ответственного управления данными процессами;

- ориентацией образования на всех его ступенях на выполнение «знаниевых» стандартов и возрастающими требованиями к компетентности выпускников общеобразовательной и профессиональной школы в своем социальном и профессиональном самоопределении, планировании карьеры;

- необходимостью создания системы сквозной профориентационной работы «школа - техникум - вуз - предприятие» и отсутствием достаточных нормативных, научно-методических, кадровых ресурсов для её функционирования и развития.

Для разрешения данных противоречий, формирования у молодых людей профессиях 2020-2030, представлений о рынках образовательных услуг и труда недостаточно только традиционных

форм профориентации (встречи, беседы, конкурсы, дни открытых дверей и т.д.). Важно сочетать их с современными практико-ориентированными формами, информационно-коммуникационными, интерактивными, проектными технологиями. Практическая и преобразовательная профессиональная деятельность значительно отличается от учебной деятельности, основанной на «усвоении материала». В Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, разработанной ФГАУ «Федеральный институт развития образования», отмечается необходимость вовлечения обучающихся в систему практико-ориентированной (проектной, исследовательской, трудовой) деятельности для развития формирования готовности к профессиональному самоопределению, введение в повседневную образовательную практику различных «активизирующих методик профессиональной ориентации», основанных на активной позиции обучающегося, сотрудничестве и диалоге. Актуальным является развитие системы отраслевых и региональных конкурсов профмастерства, профориентационных конкурсов [4].

Интерес у обучающихся, молодых специалистов с точки зрения профессиональной пропаганды, «туризма» в профессию вызывают движения WorldSkills Russia и JuniorSkills.

Worldskills International (WSI) - это международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение престижа рабочих профессий и профессиональных стандартов во всем мире, организует соревнования профессионального мастерства для молодых людей в возрасте от 16 до 25 лет. Кемеровская область в ноябре 2012 года стала одним из трех первых пилотных регионов, начавших реализацию проекта WorldSkills Russia, региональным координационным центром выступает государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» (ГБУ ДПО «КРИРПО»).

За эти годы поведено четыре региональных чемпионата, ежегодно увеличивается количество участников и компетенций, по которым соревнуются участники. Команда Кузбасса участвовала в межрегиональных соревнованиях в гг. Москве, Новосибирске, а также в Первом и Втором и Третьем Национальных чемпионатах, на которых представители Кемеровской области занимали призовые места. В результате целенаправленной организационно-методической работы наш регион занимает 21 место из 68 регионов в рейтинге участия субъектов Российской Федерации в движении WSR.

Особенностью чемпионата 2016 года стало проведение впервые в Кемеровской области конкурсных соревнований по стандартам JuniorSkills, в которых принимали участие учащиеся общеобразовательных организаций в возрасте от 10 до 17 лет. Всего обучающиеся и молодые специалисты соревновались по 39 компетенциям по стандартам Worldskills (технология моды, электрослесарь подземный, предпринимательство, медицинский и социальный уход, геодезия, поварское дело и др.) и по 4 компетенциям по стандартам JuniorSkills (системное администрирование, веб-дизайн, программирование, мобильная робототехника). В чемпионате принимают участие более 800 студентов Кемеровской области и Сибирского федерального округа, молодых рабочих и специалистов, работающих на промышленных предприятиях нашего региона, а также более 80 учащихся общеобразовательных учреждений Кузбасса по программе JuniorSkills.

В рамках чемпионата организованы мастер-классы победителей и призеров национальных, региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), мастер-класс «Твой профессиональный выбор», интерактивный профориентационный урок для обучающихся «Основы выбора профессии», работа интерактивных стендов и другое.

Для успешного формирования и развития профессионального самоопределения, построения карьеры нами разработана и реализуется в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования Кемеровской области развернутая система профессиональных проб для старшеклассников.

Профессиональная проба моделирует элементы определенного вида технологического (производственного) процесса. В результате прохождения пробы у обучающихся формируется целостное представление о содержании конкретной профессии или группы родственных профессий, ответственное отношение к выбору профессии, построению образовательно-профессиональной траектории. При этом обучающиеся имеют возможность сопоставить результаты профессиональной диагностики со своими личностными качествами, способностями и возможностями в реальных производственных условиях, соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями конкретной практической деятельности в различных сферах труда [5-6].

Работа по организации профессиональных проб требует налаживания социального партнерства школ, техникумов/вузов и предприятий «реальной сферы». Такой опыт взаимодействия и

проведения профессиональных проб для старшеклассников на базе профессиональных образовательных организаций, АО «СУЭК-Кузбасс» накоплен в Ленинск-Кузнецком городском округе. Так, в 2014/2015 учебном году профессиональные пробы на базе ГПОУ «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум» прошли 104 обучающихся, из них 68 человек (65,3%) подтвердили правильность выбора профессии; в 2015/16 учебном году из 114 обучающихся, прошедших в техникуме пробы, подали заявления и стали студентами 79 человек (69,3%). Показателем результативности проведения профессиональных проб является и тот факт, что среди студентов, прошедших пробы в данной профессиональной образовательной организации, нет «отсева», они успешно адаптируются в новых условиях.

На данный момент согласно протоколу поручений Заместителя Губернатора области Е.А. Пахомовой образовательные организации среднего профессионального и высшего образования Кемеровской области составили дорожную карту, разработали более 300 рабочих программ и осуществляют проведение профессиональных проб для учащихся 9-11-х классов.

Ежегодно в марте проходят фестивали профессий в городах и районах Кемеровской области. В 2017 году в ГБУ ДПО «КРИРПО» состоялся V Областной «Фестиваль рабочих профессий» с целью пропаганды профессий, востребованных в муниципальных округах и области, в котором приняли участие более 300 обучающихся. Целевая аудитория фестиваля - выпускники детских домов и обучающиеся 811-х классов. В рамках фестиваля проходят презентации и мастер-классы образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, выставки профориентационных и творческих работ обучающихся, выступления агитбригад, экспресс-диагностика и другие мероприятия.

В качестве перспективы развития системы профориентации, формирования карьерных устремлений подростков и молодежи Кемеровской области мы рассматриваем более широкое использование практико-ориентированных форм: профориентационные проекты; профессиональные пробы; ролевые, деловые и имитационные игры; тренинги; квесты, индустриальные квест-экспедиции (пришел -увидел - обучился - выполнил); профориентационные форсайт и страт-сессии; курсы (Основы профсамоопределения, Основы построения карьеры, и др.); научно-технические сообщества; система чемпионатов WSR (конкурсная и деловая часть); детско-взрослое производство (конструкторское бюро, киностудия); технические и

профессиональные лагеря; профильные смены в каникулярный период; технопарки; малые инновационные предприятия в системе высшего и среднего профессионального образования, и другие.

Список литературы

1. Зверева И.А., Жданкина И.Ю. Состояние рынка образовательных услуг на региональном уровне: основные тенденции и показатели развития // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 55-64.

2. Овчинников Я.Л., Сычева И.Н. Трудоустройство выпускников как фактор конкурентоспособности вуза // В книге: Гарантии качества профессионального образования Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. 2013. С. 63-65.

3. Чистякова С. Н., Ашихмина Л. П., Рабинович О. Т. Профессиональное самоопределение : словарь терминов / под ред. С. Н. Чистяковой. - 2-е изд., пепераб. и доп. - Москва: Академия, 2014. -128 с.

4. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев. - Москва : ФИРО; Изд-во «Перо», 2014. - 38 с.

5. Килина И.А., Рылова Н.Т. Организация и проведение профессиональных проб для старшеклассников : метод. рекомендации / под ред. Е. А. Пахомовой. - Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2016. -66 с.

6. Сибиряев А.С., Филимонов Д.А. Возможные направления профилактики экстремизма в молодежной среде // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 4. С. 73-78.

Кузнецова С.П.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ

РЕАЛИЗАЦИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: юриспруденция, право, преподавательство, учебный процесс, учебные заведения.

Аннотация: в настоящей статье представлены правовые, юридические и практические аспекты реализации юридических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.