РЕЗОЛЮЦИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ: XXI ВЕК. АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ» (Кемерово, 15-16 марта 2017 г.)
В Кемерове 15-16 марта 2017 года состоялась Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Актуальные направления развития системы профессиональной ориентации учащейся молодежи». Организаторами конференции выступили департамент образования и науки Кемеровской области, Академия педагогических наук Казахстана, Отделение профессионального образования Российской академии образования, Кузбасский региональный институт развития профессионального образования (ГБУ ДПО «КРИРПО»), Кемеровский государственный университет, Благовещенский государственный педагогический университет.
В конференции приняли участие научные и педагогические работники, руководители образовательных организаций, специалисты органов управления образованием, представители бизнес-структур из 12 субъектов Российской Федерации, представители академического сообщества Украины, республик Беларусь, Казахстан и Китайской Народной Республики, а также будущие педагоги (студенты и аспиранты) — всего 232 человека, 112 из них участвовали очно.
С 1 февраля по 15 марта 2017 года на сайте ГБУ ДПО «КРИРПО» велись заочные дискуссии, на которых обсуждались актуальные проблемы и перспективы развития системы профессиональной ориентации подростков и молодежи, формирования профессионального самоопределения, профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ, проблемы подготовки бу-
дущих педагогов к профориентационной работе. Количество посещений форума превысило три тысячи, активными участниками обсуждения стали 459 человек.
На пленарном заседании были заслушаны и обсуждены доклады С.Н.Чистяковой (академика РАО, академика-секретаря Отделения профессионального образования РАО, доктора педагогических наук, профессора) и В.И.Блинова (руководителя Центра профессионального образования и систем квалификации ФГАУ «Федеральный институт развития образования», доктора педагогических наук, профессора). В рамках круглых столов участники представили 70 докладов по актуальным проблемам профессиональной ориентации. Программа конференции также включала: круглый стол под руководством В. И. Блинова и И. С. Сергеева (ФГАУ «ФИРО») по теме «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профес-сиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся (на примере Ленинск-Кузнецкого, Осинниковского и Юргинского городских округов Кемеровской области)»; круглый стол под руководством A.C. Марковичева (ФГБНУ «Институт педагогических исследований одаренности детей РАО») по теме «ФГОС среднего общего образования: методологические проблемы реализации в профессиональных образовательных организациях»; научный семинар для аспирантов под руководством С. Н. Чистяковой.
Участники конференции считают плодотворным состоявшийся обмен мнениями и на-
копленным опытом. Результаты совместной работы нашли отражение в следующих рекомендациях.
Оргкомитету конференции:
— опубликовать настоящую резолюцию в журнале «Профессиональное образование в России и за рубежом»;
— предоставить настоящую резолюцию для опубликования в журналах «Профессиональное образование. Столица», «Вестник Академии педагогических наук Казахстана», «Вестник Кемеровского государственного университета» и размещения на официальных сайтах организаторов конференции.
Организаторам конференции:
— продолжить работу конференции в ежегодном формате;
— разместить материалы конференции в РИНЦ для ознакомления российского научно-педагогического сообщества с накопленным в Кузбассе опытом в области профессиональной ориентации.
Руководителям образовательных организаций общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования:
— разрабатывать программы (планы) проф-ориентационной работы и пред профессиональные программы (в том числе сезонные школы для мотивированных школьников) с целью содействия профессиональному самоопределению обучающихся и, в дальнейшем, их успешности в профессиональной деятельности;
— учитывать приоритетный характер Списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (утв. приказом Минтруда России от 2.11.2015 № 831) и потребности региональной экономики при разработке программы (плана) профориентационной работы в образовательной организации;
— обеспечивать преемственность содержания программ профориентационной работы с обучающимися на всех этапах образовательной деятельности;
— совершенствовать профориентационную работу с учетом новейших достижений в области педагогики, психологии и психофизиологии, а также успешного опыта и инновационных практик, действующих в образовательных организациях Кемеровской области и других регионов России;
— использовать актуальные формы профориентационной работы, в том числе дистан-
ционные (онлайн-мероприятия), привлекать студентов старших курсов к профориентационной работе в общеобразовательных организациях;
— расширить практику участия обучающихся в региональных соревнованиях по программе JuniorSkills и региональных чемпионатах «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) с целью профессиональной ориентации молодежи и подготовки к профессиональной карьере;
— осуществлять адресное сопровождение социально-профессиональной адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся с ОВЗ и инвалидов, мотивированных и одаренных обучающихся);
— проводить регулярную диагностику состояния здоровья обучающихся, функционального состояния их организма с целью своевременной коррекции дезадаптивных состояний и оптимизации образовательного процесса;
— осуществлять комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь и поддержку обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (и их родителей) для преодоления отклонений в развитии, обучении, для реабилитации и социализации обучающихся;
— создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогических работников в области профориентационной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных стандартов «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
— разработать и включить в учебные планы образовательных организаций, осуществляющих подготовку педагогических кадров, темы по организации профильного обучения в общем образовании и профориентационной работе с подростками и молодежью.
Руководителям образовательных организаций дополнительного профессионального образования:
— обеспечить разработку и актуализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для работников образовательных организаций, ответственных за профориентационную работу, содействие
трудоустройству, социальную и профессиональную адаптацию выпускников;
— включить в дополнительные профессиональные программы повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций модуль по профориентацион-ной тематике;
— разработать и реализовать дополнительную профессиональную программу повышения квалификации педагогических работников, осуществляющих обучение лиц с ОВЗ и инвалидностью, включив в нее модуль по особенностям профессиональной ориентации таких лиц;
— разработать и внедрить в образовательную деятельность научно-методические материалы по организации и проведению профори-ентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью;
— предусмотреть регулярное проведение семинаров, вебинаров и консультаций по разработке и реализации программ предпрофиль-ного и профильного обучения, по организации профессиональных проб;
— рассмотреть возможность организации стажировок для педагогов на базе образовательных организаций, имеющих успешный опыт проведения профессиональных проб;
— осуществлять научно-методическое и консалтинговое обеспечение внедрения практико-ориентированных форм в сопровождение профессионального самоопределения, социально-профессиональной адаптации обучающихся и воспитанников (профессиональные пробы, конкурсы, чемпионаты, ролевые и имитационные игры, тренинги, ма-стер-классы).
Руководителям государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
— акцентировать внимание на последовательном проведении региональной профори-ентационной политики при разработке и корректировке региональных программ развития образования, учитывать необходимость непрерывного характера профориентацион-ной работы в системе образования;
— создать условия для обобщения и распространения в регионах передового российского и зарубежного опыта по организации и проведению профориентационной работы с детьми и молодежью;
— осуществлять мониторинг профессиональной ориентации учащейся молодежи в регионе;
— актуализировать вопросы профориентационной работы в рамках деятельности региональных и муниципальных советов по кадровой политике;
— продолжить работу по формированию инновационной инфраструктуры региональной системы профессионального образования и профессиональной ориентации путем перехода к реализации образовательных программ в соответствии со Списком 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (утв. приказом Минтруда России от 2.11.2015 № 831); разработке Списка востребованных и перспективных на региональном рынке труда профессий и специальностей (ТОП-Регион); актуализации региональных приоритетов профессиональной ориентации на профессии, специальности, входящие в данные списки;
— содействовать развитию дуального образования, обеспечивая его нормативную базу и привлекая основных работодателей к практическому обучению и частичной занятости на производстве обучающихся;
— рассмотреть возможность нормативного регулирования деятельности по проведению профессиональных проб, а также по разработке портфолио обучающихся путем утверждения соответствующих нормативных правовых актов;
— способствовать разработке и апробации региональных моделей взаимодействия образовательных организаций по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся;
— координировать взаимодействие муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций разных типов и их социальных партнеров по сопровождению профессионального самоопределения и социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся;
— обеспечить создание и развитие региональных интернет-порталов в области профессиональной ориентации, целевой аудиторией которых являются обучающиеся и их родители (законные представители);
— рассмотреть возможность введения в штатное расписание образовательных организаций региона штатной единицы — специалиста по профориентационной работе — или включения в должностные обязанности социального педагога профориентационной работы;
— рассмотреть возможность введения в штатное расписание образовательных ор-
ганизаций региона штатных единиц: тьютора, специалиста по адаптивной физической культуре;
— способствовать распространению в региональной системе образования положительного опыта организации инклюзивного образования и профессиональной ориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью;
— разработать региональный механизм медицинского сопровождения подростков с ослабленным здоровьем, лиц с ОВЗ и инвалидностью в рамках профессиональной ориентации;
— разработать нормативные правовые акты, регламентирующие взаимодействие спе-
циальных (коррекционных) образовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в области ресурсного сопровождения инклюзивного образования и самоопределения лиц с ОВЗ и инвалидностью;
— способствовать созданию условий для развития природных возможностей и психофизиологических способностей личности, обеспечения физического и личностного становления, социального созревания подрастающего поколения, а также нравственного, физического самосовершенствования и профессионального самоопределения учащихся старших классов, формирования и развития общих и профессиональных компетенций.