РЕЗОЛЮЦИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ: XXI ВЕК. АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ» (КЕМЕРОВО, 15-16 МАРТА 2017 Г.)
В Кемерове 15-16 марта 2017 г состоялась Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Актуальные направления развития системы профессиональной ориентации учащейся молодежи». Организаторами конференции выступили департамент образования и науки Кемеровской области, Академия педагогических наук Казахстана, Отделение профессионального образования Российской академии образования, ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» (ГБУ ДПО «КРИРПО»), ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет».
В конференции приняли участие научные и педагогические работники, руководители образовательных организаций, специалисты органов управления образованием, представители бизнес-структур из 12 субъектов Российской Федерации, представители академического сообщества из Республик Беларусь, Казахстан, Украина и Китайской Народной Республики, а также будущие педагоги (студенты и аспиранты) — всего 232 человека, 112 из них участвовали очно.
С 1 февраля по 15 марта 2017 г. на сайте ГБУ ДПО «КРИРПО» велись заочные дискуссии, на которых обсуждались актуальные проблемы и перспективы развития системы профессиональной ориентации подростков и молодежи, формирования профессионального самоопределения, профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ, проблемы подготовки будущих педагогов к профориентационной работе. Количество посещений форума превысило три тысячи, активными участниками обсуждения стали 459 человек.
На пленарном заседании были заслушаны и обсуждены доклады С.Н. Чистяковой, ака-
демика РАО, академика-секретаря Отделения профессионального образования РАО, доктора педагогических наук, профессора, и В. И. Блинова, руководителя Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования», доктора педагогических наук, профессора. В рамках круглых столов участники представили 70 докладов по актуальным проблемам профессиональной ориентации. Программа конференции также включала: круглый стол под руководством В.И. Блинова и И.С. Сергеева (ФГАУ «ФИРО») по теме «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся (на примере Ленинск-Кузнецкого, Осин-никовского и Юргинского городских округов Кемеровской области)»; круглый стол под руководством А. С. Марковичева (ФГБНУ «Институт педагогических исследований одаренности детей РАО») по теме «ФГОС среднего общего образования: методологические проблемы реализации в ПОО»; научный семинар для аспирантов под руководством С. Н. Чистяковой.
Участники конференции считают плодотворным состоявшийся обмен мнениями и накопленным опытом. Результаты совместной работы нашли отражение в следующих рекомендациях:
Оргкомитету конференции:
— опубликовать настоящую резолюцию в журнале «Профессиональное образование в России и за рубежом»;
— предоставить настоящую резолюцию для опубликования в журналах «Профессиональное образование. Столица», «Вестник Академии педагогических наук Казахстана», «Вестник Кемеровского государственного университета» и размещения на официальных сайтах организаторов конференции.
Организаторам конференции:
— продолжить работу конференции в ежегодном формате;
— разместить материалы конференции в РИНЦ для ознакомления российского научно-педагогического сообщества с накопленным в Кузбассе опытом в области профессиональной ориентации.
Руководителям образовательных организаций общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования:
— разрабатывать программы (планы] профориентационной работы и предпрофес-сиональные программы (в т. ч. сезонные школы для мотивированных школьников] с целью содействия профессиональному самоопределению обучающихся и, в дальнейшем, их успешности в профессиональной деятельности;
— учитывать приоритетный характер Списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (утв. приказом Минтруда России от 2.11.2015 № 831], и потребностей региональной экономики при разработке программы (плана] профориентационной работы в образовательной организации;
— обеспечивать преемственность содержания программ профориентационной работы с обучающимися на всех этапах образовательной деятельности;
— совершенствовать профориентацион-ную работу с учетом новейших достижений в области педагогики, психологии и психофизиологии, а также успешного опыта и инновационных практик, действующих в образовательных организациях Кемеровской области и других регионов России;
— использовать актуальные формы проф-ориентационной работы, в том числе дистанционные (онлайн-мероприятия], привлекать студентов старших курсов к профориентационной работе в общеобразовательных организациях;
— расширить практику участия обучающихся в региональных соревнованиях по программе JuniorSkills и региональных чемпионатах «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia] с целью профессиональной ориентации молодежи и подготовки к профессиональной карьере;
— осуществлять адресное сопровождение социально-профессиональной адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями (дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей, обучающиеся с ОВЗ и инвалиды, мотивированные и одаренные обучающиеся);
— проводить регулярную диагностику состояния здоровья обучающихся, функционального состояния их организма с целью своевременной коррекции дезадаптивных состояний и оптимизации образовательного процесса;
— осуществлять комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь и поддержку обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (и их родителей) для преодоления отклонений в развитии, обучении,для реабилитации и социализации обучающихся;
— создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогических работников в области профориентационной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных стандартов «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
— разработать и включить в учебные планы образовательных организаций, осуществляющих подготовку педагогических кадров, темы по организации профильного обучения в общем образовании и профориентационной работе с подростками и молодежью.
Руководителям образовательных организаций дополнительного профессионального образования:
— обеспечить разработку и актуализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для работников образовательных организаций, ответственных за профориентационную работу, содействие трудоустройству, социальную и профессиональную адаптацию выпускников;
— включить в дополнительные профессиональные программы повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций модуль по профориентацион-ной тематике;
— разработать и реализовать дополнительную профессиональную программу повышения квалификации педагогических работников, осуществляющих обучение лиц с ОВЗ и инвалидностью, включив в нее модуль по особенностям профессиональной ориентации таких лиц;
— разработать и внедрить в образовательную деятельность научно-методические мате-
риалы по организации и проведению профори-ентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью;
— предусмотреть регулярное проведение семинаров, вебинаров и консультаций по разработке и реализации программ предпрофиль-ного и профильного обучения, по организации профессиональных проб;
— рассмотреть возможность организации стажировок для педагогов на базе образовательных организаций, имеющих успешный опыт проведения профессиональных проб;
— осуществлять научно-методическое и консалтинговое обеспечение внедрения прак-тико-ориентированных форм в сопровождение профессионального самоопределения, социально-профессиональной адаптации обучающихся и воспитанников (профессиональные пробы, конкурсы, чемпионаты, ролевые и имитационные игры, тренинги, мастер-классы).
Руководителям государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
— акцентировать внимание на последовательном проведении региональной профори-ентационной политики при разработке и корректировке региональных программ развития образования, учитывать необходимость непрерывного характера профориентационной работы в системе образования;
— создать условия для обобщения и распространения в регионах передового российского и зарубежного опыта по организации и проведению профориентационной работы с детьми и молодежью;
— осуществлять мониторинг профессиональной ориентации учащейся молодежи в регионе;
— актуализировать вопросы профориента-ционной работы в рамках деятельности региональных и муниципальных советов по кадровой политике;
— продолжить работу по формированию инновационной инфраструктуры региональной системы профессионального образования и профессиональной ориентации путем: перехода к реализации образовательных программ в соответствии со Списком 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (утв. приказом Минтруда России от 2.11.2015 № 831); разработки Списка востребованных и перспективных на региональном рынке труда профессий
и специальностей («ТОП-РЕГИОН»); актуализации региональных приоритетов профессиональной ориентации на профессии, специальности, входящие в данные списки;
— содействовать развитию дуального образования, обеспечивая его нормативную базу и привлекая основных работодателей к практическому обучению и частичной занятости на производстве обучающихся;
— рассмотреть возможность нормативного регулирования деятельности по проведению профессиональных проб, а также по разработке портфолио обучающихся путем утверждения соответствующих нормативных правовых актов;
— способствовать разработке и апробации региональных моделей взаимодействия образовательных организаций по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся;
— координировать взаимодействие муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций разных типов и их социальных партнеров по сопровождению профессионального самоопределения и социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся;
— обеспечить создание и развитие региональных интернет-порталов в области профессиональной ориентации, целевой аудиторией которых являются обучающиеся и их родители (законные представители);
— рассмотреть возможность введения в штатное расписание образовательных организаций региона штатной единицы — специалиста по профориентационной работе — или включения в должностные обязанности социального педагога профориентационной работы;
— рассмотреть возможность введения в штатное расписание образовательных организаций региона штатных единиц: тьютора, специалиста по адаптивной физической культуре;
— способствовать распространению в региональной системе образования положительного опыта организации инклюзивного образования и профессиональной ориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью;
— разработать региональный механизм медицинского сопровождения подростков с ослабленным здоровьем, лиц с ОВЗ и инвалидностью в рамках профессиональной ориентации;
— разработать нормативные правовые акты, регламентирующие взаимодействие специальных (коррекционных) образовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в области ресурсного со-
провождения инклюзивного образования и самоопределения лиц с ОВЗ и инвалидностью;
— способствовать созданию условий для развития природных возможностей и психофизиологических способностей личности, обеспечения физического и личностного становления,
социального созревания подрастающего поколения, а также нравственного, физического самосовершенствования и профессионального самоопределения учащихся старших классов, формирования и развития у студентов и педагогов общих и профессиональных компетенций.
RESOLUTION
OF INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "PROFESSIONAL EDUCATION AND YOUTH EMPLOYMENT: THE 21ST CENTURY.
ACTUAL DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF VOCATIONAL GUIDANCE SYSTEM FOR STUDENTS" [KEMEROVO, MARCH 15-16, 2017)
In Kemerovo, on 15-16 March 2017, the International Scientific and Practical Conference "Vocational Education and Youth Employment: the 21st Century. Actual directions of the development of the vocational guidance system for young students" was held. The organizers of the conference were the Department of Education and Science of the Kemerovo Region, the Academy of Pedagogical Sciences of Kazakhstan, the Vocational Education Department of the Russian Academy of Education, Kuzbass Regional Institute for the Development of Vocational Education (KRIDVE), Kemerovo State University, Blagoveshchensk State Teacher Training University.
The conference was attended by scientific and pedagogical workers, heads of educational organizations, education authorities specialists, representatives of business structures from 12 constituent entities of the Russian Federation, representatives of the academic community from the Republic of Belarus, Kazakhstan, Ukraine and the People's Republic of China, as well as future teachers (students and post-graduate students) — a total of 232 people, 112 of them participated in person.
From February 1 to March 15, 2017, on the website of the KRIDVE, on-line discussions took place, where the participants discussed modern problems and prospects of the vocational guidance system development for adolescents and youth, of formation of professional self-determination, vocational guidance and professional self-determination of students with HIA, the problems of training future teachers for career-oriented work. The number of visits to the forum exceeded three thousand, 459 people were active participants of the discussion.
At the plenary session, the participants were presented the reports of S. N. Chistyakova, Academician of RAE, Academician-Secretary of the Department of Professional Education of the Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, and V. I . Blinov, Head of the Center for Vocational Education and Qualification Systems of the Federal Institute for Development Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. During the round-table discussions, participants presented 70 reports on topical issues of career guidance. The program of the conference also included: a round-table discussion under the guidance of V. I. Blinov and I. S. Sergeev (FGAU "FIRO") on the theme "Development and approbation of educational organizations ofvarioustypes interaction model in support for social and professional adaptation of pupils of orphanages and students (using the example of Leninsk-Kuznetsk, Osinnikovsky and Yurga urban districts of the Kemerovo region)"; a round-table discussion under the guidance of A. S. Markovichev (Institute of Pedagogical Research of Children Giftedness of RAE) on the theme "FSES (Federal State Educational Standard) of secondary general education: methodological problems of implementation in CGE (Complete General Education)"; a scientific seminar for graduate students under the direction of S. N. Chistyakova.
The participants of the conference consider the exchange of views and accumulated experience fruitful. The results of the joint work are reflected in the following recommendations:
To the organizing committee:
— to publish this resolution in the "Vocational education in Russia and abroad" magazine;
— to present this resolution for publication in the magazines "Vocational Education. Capital", "Bulletin of the Academy of Pedagogical Sciences of Kazakhstan", "Bulletin of the Kemerovo State University" and for posting it on the official websites of the hosts of the conference.
To the hosts of the conference:
— to continue the work of the conference in an annual format;
— to post the conference materials in the RSCI (Russian Science Citation Index) to familiarize the Russian scientific and pedagogical community with the experience gained in the Kuzbass in the field of vocational guidance.
To the heads of educational organizations of general, secondary, higher and additional education:
— to develop programs (plans) for career guidance work and preprofessional programs (including seasonal schools for motivated schoolchildren) in order to promote professional self-determination of students and, in the future, their success in professional activities;
— to take into account the priority nature of the List of the 50 most popular on the labor market, new and promising occupations that require secondary vocational education (approved by Order of the Ministry of Labor of Russia No. 831 of November 2, 2015) and the needs of the regional economy in developing a program (plan) for career guidance work in the educational organization;
— to ensure the continuity of the content of professional orientation programs with students at all stages of educational activity;
— to improve vocational guidance work taking into account the latest achievements in the field of pedagogy, psychology and psycho-physiology, as well as successful experience and innovative practices in educational organizations of the Kemerovo region and other regions of Russia;
— to use modern forms of career guidance work, including distance (online events), to involve senior students in career-oriented work in general education organizations;
— to expand the practice of students' participation in regional competitions under the JuniorSkills program and regional championships "Young Professionals" (Worldskills Russia) for the purpose of young people career guidance and preparation for a professional career;
— to carry out targeted support for social and professional adaptation of students with special educational needs (orphans and children left without parental care, students with HIA and disabled, motivated and gifted students);
— to conduct regular diagnostics of the health status of students, the functional state of their organism with the purpose of timely correction of disadaptive states and optimization of the educational process;
— to carry out complex psychological, pedagogical and medico-social care and support for students with HIA and disability (and their parents) to overcome deviations in development, training, for rehabilitation and socialization of students;
— to create conditions for increasing the professional competence of teachers in the field of vocational guidance in accordance with the requirements of professional standards "Teacher of vocational training, vocational education and additional vocational education", "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (Educator, teacher)";
— to develop and include in the curricula of educational organizations that provide training for pedagogical personnel, topics on the organization of profile education in general education and career-oriented work with adolescents and youth.
To the heads of educational organizations of additional vocational education:
— to ensure the development and updating of additional professional development programs for employees of educational organizations responsible for career guidance, the promotion of employment, social and professional adaptation of graduates;
— to include a module on vocational guidance in additional professional development programs for pedagogical staff of educational organizations;
— to develop and implement an additional professional program to improve the qualifications of pedagogical workers who provide training to persons with HIA and disability, including a module on the specifics of their career guidance;
— to develop and implement scientific and methodological materials on the organization and conduct of career guidance work with people with HIA and disability;
— to provide with regular seminars, webinars and consultations on the development
and implementation of pre-profile and profile training programs, on the organization of professional samples;
— to consider organizing internships for teachers on the basis of educational organizations that have successful experience in conducting professional tests;
— to carry out scientific, methodological and consulting support for the introduction of practice-orientedformsinsupportofprofessional self-determination, social and professional adaptation of students and pupils (professional tests, competitions, championships, role-playing and simulation games, trainings, master classes).
To the heads of state executive bodies of the subjects of the Russian Federation:
—to emphasize the consistent implementation of regional career-oriented policy in the development and adjustment of regional programs for the development of education, to take into account the need for the continuous nature of career-oriented work in the education system;
— to create conditions for the generalization and dissemination in the regions of advanced Russian and foreign experience in the organization and conduct of career guidance work with children and young people;
— to monitor the vocational guidance of students in the region;
— to update the issues of career guidance work within the framework of the regional and municipal councils for personnel policy;
— to continue work on the formation of the innovative infrastructure of vocational education and vocational guidance regional system by: transiting to the implementation of educational programs in accordance with the list of the 50 most demanded in the labor market, new and promising occupations requiring secondary vocational education (approved by order of the Ministry of Labor of Russia from 2.11. 2015 No. 831); Development of the List of professions and specialties in demand and perspective in the regional labor market ("TOP-REGION"); Actualization of regional priorities of vocational guidance for professions, specialties included in these lists;
— to promote the development of dual education, providing its normative base and attracting the main employers to practical training and part-time employment of students;
— to consider the possibility of regulating the activities of professional samples, as well as the
development of students portfolios by approving the relevant regulatory legal acts;
— to promote the development and approbation of interaction between educational organizations regional models in support of pupils of orphanages and students social and professional adaptation;
— to coordinate the interaction of municipal educational authorities, educational organizations of different types and their social partners in supporting professional self-determination and social and professional adaptation of pupils and students;
— to ensure the creation and development of regional Internet portals in the field of career guidance, the target audience of which are students and their parents (legal representatives);
— to consider the possibility of including a new staff unit in the staff list of educational organizations of the region — a specialist in career-guidance work — or to include career-guidance work in a social teacher's job duties;
— to consider the possibility of including regular staff in the staff list educational organizations of the region: a tutor, a specialist in adaptive physical culture;
— to promote the dissemination of positive experience in the organization of inclusive education in the regional education system and career guidance of people with HIA and disability;
— to develop a regional mechanism for the medical support of adolescents with impaired health, peoplewith HIA and disability within the framework of career guidance;
— to develop normative legal acts regulating the interaction of special (correctional) educational organizations and professional educational organizations in the field of resource support for inclusive education and self-determination of people with HIA and disability;
— to promote the creation of conditions for the development of natural opportunities and psychophysiological abilities of the individual, for the provision of physical and personal formation, for the social maturation of the younger generation, as well as moral, physical self-improvement and professional self-determination of students in the upper grades, and for the formation and development of general and professional competencies among students and teachers.